Урок «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Презентация - спп с придаточными обстоятельственными

Урок в 9 классе Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

Подготовила учитель русского языка и литературы МКОУСОШ №5 г. Беслана РСО-Алания


Цели :

Повторить и систематизировать знания обучащихся по сложноподчиненному предложению с придаточными обстоятельственными; - развивать мышление, память, сообразительность, умение отстаивать свою точку зрения, анализировать ответ товарищей. -воспитывать нравственные и эстетические качества обучающихся.


Задачи:

Закрепить навыки постановки знаков препинания между частями сложноподчинённого предложения; - формировать умения различать виды придаточных обстоятельственных по значению, вопросам, средствам связи; - осуществлять синтаксический разбор сложного предложения;

Готовить к ГИА; - развивать умения и навыки анализа текста; - развивать речь учащихся, умение выделять главное; - пробудить интерес к личности Д.С.Лихачёва и к его творчеству;

Формировать нравственные качества обучающихся



Мы не выживем физически, если погибнем духовно Д.С.Лихачёв


Работа с текстом №1

Когда человек сознательно или интуитивно выб…рает себе в жизни какую (то) цель жизне(н,нн)ую задачу он вместе с тем (не)вольно даёт себе оценку. ..

Если человек ставит перед собой задачу пр…обрести все элементарные блага он и оценивает себя на уровне этих материальных благ… Если человек живёт чтобы приносить людям добро обл…гчить их страдания при болезнях давать людям радость то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель достойную человека.


1)Литература даёт нам коло(с,сс)ссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. 2)Она делает человека инте(л,лл)игентным, разв…вает в нём не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех её сложностей… 3)Одним словом делает вас мудрыми. 4)Но всё это делает(?)ся только тогда когда вы читаете, вникая во все мелочи…5).Ибо самое часто кроет(?)ся именно в мелочах. 6)А такое чтение возможно только тогда когда вы читаете с удовольствием…


Текст №3

1)Человечество тратит ми(л,лл)иарды чтобы сохранить окружающую нас природу…

2)Если природа необходима человеку для его биологической жизни то культурная среда не менее необходима для его духовной нравстве(н,нн)ой жизни… 3)Человек воспитывает(?)ся в окружающей его культурной среде незаметно для себя потому что его воспитывает история, прошлое…4) Он учит(?)ся уважению к предкам и помнит о потомках…5)Если человек не ценит память о своих родителях он не любит их… 6)Если равнодушен к памятникам истории своей страны он равнодушен к своей стране.


Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение на тему:

«Интеллигентный человек для меня…»

Обязательно использовать СПП с придаточными обстоятельственными.




Задачи урока Повторить признаки СПП с различными видами придаточных Узнать отличительные особенности придаточных обстоятельственных (строение, средства связи, положение в СПП) Научиться опознавать СПП с придаточными обстоятельственными среди других СПП Совершенствовать умение анализировать СПП


Девиз урока: «Навстречу прекрасному!» Какая глыба-русский язык! Красота неизъяснимая и до сих пор не познанная… Понять её, осилить сможет только увлекающийся, пытливый ум. Это - удел юных и настойчивых… Дерзайте, юные, ищите, постигайте, творите! К.Г.Паустовский


Готовимся к ЕГЭ 1. В каком слове произносится звук IзI? 1) рассказ 2) сбоку 3) резкий 4) слово 2. В каком слове ударение падает на первый слог? 1) щавель 2) добела 3) понял 4) создала 3. Какое слово имеет суффикс -чик- в значении «маленький»? 1) мячик 2) огурчик 3) шкафчик 4) ключик 4. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые? На стену (1) у которой сидел художник (2) и рисовал картину (3) косо падали лучи заходящего солнца. 1) 1, 2 2) 1, 2, 3 3) 2, 3 4) 1, 3








Сложное предложение Сложное предложение это предложение, которое состоит из двух или нескольких частей, связанных в одно целое по смыслу и интонационно. Небо снова покрылось тучами, и посыпался дождь. Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес. Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила.




Сложноподчинённые предложения Сложноподчиненными предложениями называются предложения, в которых простые предложения связываются интонацией, подчинительными союзами или союзными словами. Сложноподчиненное предложение (СПП) состоит из неравноправных частей, где одна часть зависит от другой. Независимая часть называется главной частью, а зависимая придаточной. Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти.(О.Бальзак) (с. чтобы…….),[……….]. Не сближайся с людьми, у которых слишком гибка совесть.(Э.Делакруа) [… сущ.], (с.сл. у которых….).








Графический диктант 1. Грош цена человеку, который не может сломить дурной привычки. 2. Я читала, что бессмертны души. 3.Дом, в котором я живу, находится возле речки. 4. Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе. 5. Не место красит человека, а человек место. 6. В росистых лугах течет речонка, что мне так мила. 7. Утром осенний дождь старательно прикрепил к сосновым иголкам капли-сережки, которые долго висели на каждой иголочке.


Обстоятельство в ПП По значению выделяются обстоятельства 1) образа действия (как? каким образом?): Мы пошли пешком. 2) времени (когда? с каких пор? до каких пор? С какого времени? как долго?): Мы приехали вчера. 3) места (где? куда? откуда?): Я побежал вперед. 4) причины (почему? отчего? по какой причине?): От усталости у меня кружится голова. 5) цели (зачем? для чего? с какой целью?): Я пришла мириться. 6) меры и степени (в какой мере, степени?) эти обстоятельства в основном относятся к прилагательным, причастиям, наречиям: Он был очень внимателен и все сделал совершенно правильно. 7) условия (при каком условии?): Без звонка туда идти нельзя. 8) уступки (несмотря на что?): Несмотря на дождь, мы все же вышли из дома


Обстоятельственные придаточные вопросы обстоятельств [ … ],(союзы и союзные слова…). Придаточные места, времени, причины, следствия, образа действия и степени, сравнения, цели, условия, уступки. Если солнце не потушат, будут зайчики всегда! (Придаточные условия) Пускай ещё не высохли чернила, словам уже бессмертие дано. (Придаточные уступки)


Обстоятельственные придаточные Образа действия и степени (как? каким образом? в какой мере или степени?) Союзы – что, чтобы, как, как будто, словно; союзные слова - как, насколько и др. Времени (когда? как долго? с каких пор?) Союзные слова – когда, пока, как только, едва, в то время как и др. Места (где? куда? откуда?) Союзные слова - где, куда, откуда. Причины (почему? отчего? по какой причине?) Союзы - потому что, так как, оттого что, ибо, тем более что, благодаря, ввиду того что и др. Цели (зачем? для чего? с какой целью? Союзы - чтобы, для того чтобы и др. Условия (при каком условии?) Союзы - если (бы), когда, ежели, раз, коли и др. Уступки (несмотря на что? вопреки чему?) Союзы - хотя, пускай, несмотря на то что, союзные слова – как ни, когда бы ни, сколько ни, кто ни и др. Сравнения (как? насколько?) Союзы - как, словно, будто, точно, тем – чем и др. Следствия (что из этого следует?) Союзы - так что.








Распределительно-цифровой диктант Задание: прослушать предложения и записать в 2 столбика номера предложений: в 1-й столбик СПП с придаточными обстоятельственными, во 2-й - простые предложения с обстоятельствами. 1. Если отец был рядом, он закидывал голову и хохотал открыто и дурашливо. 2. Наскоро одевшись, он вышел в ночь. 3. Когда мы двигались к школе, за спиной все время звучал голос Терёхи. 4. Двое продолжали гулять вопреки дождю. 5. Я остановился, чтобы сделать привал и отдохнуть. 6. Переходя улицу, нужно быть очень внимательным. 7. Одного за другим уводят коней туда, откуда слышатся людские голоса. 8. Он шел, нервно оглядываясь, и думал о своем. 9. Я теперь счастливым стал навеки, потому что счастья не ищу. 10. Земля быстро сохнет, благодаря теплой погоде.




Физкультминутка (Комплекс упражнений для глаз). Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, досчитать до 5, открыть широко глаза и посмотреть вдаль. Посмотреть на кончик носа и перевести взгляд вдаль. Не поворачивая головы, делать медленные круговые движения глазами по часовой стрелке и обратно. Посмотрите вдаль, затем проделайте движения по диагонали в одну и другую сторону. Закройте глаза, посчитайте до 5 и медленно откройте.


«Один в поле не воин» Спишите. Определите главную и придаточную часть. По вопросу и союзу (или союзному слову) определите вид придаточного. 1. Дорогу размыло дождем так, что по краям образовались рытвины. 2. Солнце освещало вершины лип, которые уже пожелтели под свежим дыханием осени. 3. Он охотно соглашался со всем, что говорил капитан. 4. Мест, где не ступала бы нога человека, теперь, пожалуй, не найдешь. 5. Едва я вступил на опушку леса, как сразу наткнулся на кабанов.






Попробуем сами… (моделирование СПП) Мы разбили лагерь. Река делает крутой поворот. Трава была сочная. В мае шли дожди. Я зайду к тебе. У меня будет свободное время. Поездку на остров пришлось отложить. На море разыгрался сильный шторм. В лесу было тепло. В тенистых местах ещё лежал снег. Мы надеялись. Наша команда окажется победительницей в предстоящих футбольных матчах.


Домашнее задание Параграф 8, стр (таблица) 1) Текст 33 « Любовь, уважение, знание» творческое задание 2, 2) Упражнение 66 (на выбор одно задание)



Тема: «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными места»

  • Тема: «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными места»
  • 9 класс
  • Спишите, слова, расставьте в них ударения:
  • договор, столяр, предположить, красивее, начал, начала, партер, алфавит, ржаветь, позвонит, облегчить.
  • (Догово р, столя р, предположи ть, краси вее,
  • на чал, начала , парте р, алфави т,
  • ржа веть, позвони т, облегчи ть).
На какие вопросы отвечают придаточные степени? Приведите примеры.
  • На какие вопросы отвечают придаточные степени? Приведите примеры.
  • На какие вопросы отвечают придаточные образа действия? Приведите примеры.
  • Как различить однозначные и многозначные придаточные степени и образа действия?
  • В каком стиле речи и с какой целью используются СПП с придаточными степени, имеющие добавочное значение сравнения?
  • Запишите предложения, составьте их схемы, определите вид придаточных предложений.
  • Последний свой приезд в деревню он помнил так хорошо, будто только сейчас и возвращался обратно.
  • Живите так, как вас ведет звезда, под кущей обновленной сени.
  • Кони так сильно устали, что после остановки сразу легли на землю.
Запишите предложения, составьте их схемы, определите вид придаточных предложений
  • Откуда солнышко встает, оттуда и лето красное придет.
  • Куда иголка, туда и нитка.
  • Нет истины, где нет любви.
  • Вывод: придаточные места уточняют обстоятельства места главного
  • предложения.
  • Вид придаточного
  • На какой вопрос отвечает
  • К чему относится
  • Место придаточного
  • Чем прикрепляется
  • 1. Определительное
  • какой?
  • к существительному в главном предложении
  • после определяемого слова
  • союзными словами который, что, где, куда и др.
  • 2. Местоименно-определительное
  • какой? (кто именно, что именно?)
  • к местоимению в значении существительного
  • до и после определяемого слова
  • союзными словами кто, что
  • 3. Изъяснительное
  • вопросы косвенных падежей
  • к словам со значением мысли, речи, чувства
  • союзами что, как, будто, чтобы , союзными словами кто, что и др.; частицей ли
  • Обстоятельственные:
  • 4. Степени
  • в какой степени? насколько?
  • после главного
  • союзы и союзн. слова что, как, будто, словно, сколько…
  • 5. Образа действия
  • как? каким образом?
  • к сочетанию с указательным словом
  • после главного
  • союзы и союзн. слова что, как, чтобы, словно…
  • 6. Места
  • где? куда? откуда?
  • ко всему главному предложению
  • свободное (до, после, внутри главного предложения)
  • союзные слова где, куда, откуда
  • Определите вид придаточных предложений, составьте их схему.
  • 1) Мы не знали, где остановиться на ночлег.
  • 2) Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.
  • 3) Мне хотелось уйти туда, где можно спокойно отдохнуть.
  • Вывод: Одно и то же союзное слово присоединяет к главному разные придаточные (определительные, изъяснительные, места).
  • А. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор.
  • Найдите предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания.
  • А Б В Г Д
  • А. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор.
  • Б. Голицыно где мы проводили лето, встретило нас разноголосым ребячьим хором.
  • В. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.
  • Г. Солоха долго думала, куда ей спрятать гостя.
  • Д. В том месте, где зашло солнце небо еще рдело багряными полосами.
  • Найдите сложноподчиненные предложения, в которых придаточное стоит в середине главного.
  • А Б В Г Д
  • А. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор.
  • Б. Голицыно где мы проводили лето, встретило нас разноголосым ребячьим хором.
  • В. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.
  • Г. Солоха долго думала, куда ей спрятать гостя.
  • Д. В том месте, где зашло солнце небо еще рдело багряными полосами.
  • Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным места.
  • А Б В Г Д
  • Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.
  • А Б В Г Д
  • Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.
  • А Б В Г Д
  • Найдите предложения, в состав которых входят придаточные места.
  • А. И Таня входит в дом пустой, где жил недавно мой герой.
  • Б. Теперь море пшеницы шумит там, где когда-то шла война.
  • В. Где некогда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась.
  • Г. Не знаю, где он нашел этот экземпляр.
  • Д. Я смотрел туда, где толпились люди.
Упражнение № 138;
  • МОЛОДЦЫ!

Слайд 1

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными
Одиннадцатое декабря. Классная работа.

Слайд 2

Задачи урока

Слайд 3

Повторить признаки СПП с различными видами придаточных Узнать отличительные особенности придаточных обстоятельственных (строение, средства связи, положение в СПП) Научиться опознавать СПП с придаточными обстоятельственными среди других СПП Совершенствовать умение анализировать СПП

Слайд 4

Сложное предложение
Сложное предложение - это предложение, которое состоит из двух или нескольких частей, связанных в одно целое по смыслу и интонационно. Небо снова покрылось тучами, и посыпался дождь. Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес. Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила.

Слайд 5

Сложносочинённые предложения
В сложносочиненном предложении (ССП) части соединены сочинительными союзами, равноправны, независимы друг от друга. Сумрак стал гуще, и звёзды сияли выше.

Слайд 6

Сложноподчинённые предложения
Сложноподчиненными предложениями называются предложения, в которых простые предложения связываются интонацией, подчинительными союзами или союзными словами. Сложноподчиненное предложение (СПП) состоит из неравноправных частей, где одна часть зависит от другой. Независимая часть называется главной частью, а зависимая - придаточной. Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти.(О.Бальзак) (с. чтобы…….),[……….]. Не сближайся с людьми, у которых слишком гибка совесть.(Э.Делакруа) [… сущ.], (с.сл. у которых….).

Слайд 7

Виды придаточных
Определительные Изъяснительные (дополнительные) Обстоятельственные

Слайд 8

Определительные придаточные
вопросы определения [ …± ук. сл.+ сущ. ] , (с. сл. который, какой, чей, кто, что, где, когда и др…). Мы любим дом, где любят нас.

Слайд 9

Изъяснительные придаточные
вопросы дополнения [ … глагол ], (с. что, будто, чтобы, как, словно и др., с.сл. кто, что, как, отчего, зачем, где, почему, сколько, чей и др…). Люблю, когда сосна шумит.

Слайд 10

Графический диктант
1.Грош цена человеку, который не может сломить дурной привычки. 2.Я читала, что бессмертны души. 3.Дом, в котором я живу, находится возле речки. 4.Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе. 5.Не место красит человека, а человек место. 6.В росистых лугах течет речонка, что мне так мила. 7.Утром осенний дождь старательно прикрепил к сосновым иголкам капли-сережки, которые долго висели на каждой иголочке.

Слайд 11

Графический диктант - проверка , { который… }. , что { }. [… , { в котором…}, …]. , что {…}. , а . , { что…}. , {которые…}.

Слайд 12

Обстоятельство в ПП
По значению выделяются обстоятельства 1) образа действия (как? каким образом?): Мы пошли пешком. 2) времени (когда? с каких пор? до каких пор? С какого времени? как долго?): Мы приехали вчера. 3) места (где? куда? откуда?): Я побежал вперед. 4) причины (почему? отчего? по какой причине?): От усталости у меня кружится голова. 5) цели (зачем? ддя чего? с какой целью?): Я пришла мириться. 6) меры и степени (в какой мере, степени?) - эти обстоятельства в основном относятся к прилагательным, причастиям, наречиям: Он был очень внимателен и все сделал совершенно правильно. 7) условия (при каком условии?): Без звонка туда идти нельзя. 8) уступки (несмотря на что?): Несмотря на дождь, мы все же вышли из дома

Слайд 13


вопросы обстоятельств [ … ],(союзы и союзные слова…). Придаточные места, времени, причины, следствия, образа действия и степени, сравнения, цели, условия, уступки. Если солнце не потушат, будут зайчики всегда! (Придаточные условия) Пускай ещё не высохли чернила, словам уже бессмертие дано. (Придаточные уступки)

Слайд 14

Обстоятельственные придаточные
Образа действия и степени (как? каким образом? в какой мере или степени?) Союзы – что, чтобы, как, как будто, словно; союзные слова - как, насколько и др. Времени (когда? как долго? с каких пор?) Союзные слова – когда, пока, как только, едва, в то время как и др. Места (где? куда? откуда?) Союзные слова - где, куда, откуда. Причины (почему? отчего? по какой причине?) Союзы - потому что, так как, оттого что, ибо, тем более что, благодаря, ввиду того что и др. Цели (зачем? для чего? с какой целью? Союзы - чтобы, для того чтобы и др. Условия (при каком условии?) Союзы - если (бы), когда, ежели, раз, коли и др. Уступки (несмотря на что? вопреки чему?) Союзы - хотя, пускай, несмотря на то что, союзные слова – как ни, когда бы ни, сколько ни, кто ни и др. Сравнения (как? насколько?) Союзы - как, словно, будто, точно, тем – чем и др. Следствия (что из этого следует?) Союзы - так что.

Слайд 15

Придаточные обстоятельственные
Почему они так называются -обстоятельственные?

Слайд 16

Почему придаточные обстоятельственные так называются? По каким признакам их следует отличать от других придаточных?

Слайд 17

Большинство обстоятельственных придаточных имеют те же значения и отвечают на те же вопросы, что и обстоятельство в простом предложении.

Слайд 18

Распределительно-цифровой диктант
Задание: запишите в 2 столбика номера предложений: в 1-й столбик СПП с придаточными обстоятельственными, во 2-й - простые предложения с обстоятельствами. 1.Если отец был рядом, он закидывал голову и хохотал открыто и дурашливо. 2.Наскоро одевшись, он вышел в ночь. 3.Когда мы двигались к школе, за спиной все время звучал голос Терёхи. 4.Двое продолжали гулять вопреки дождю. 5.Я остановился, чтобы сделать привал и отдохнуть. 6.Переходя улицу, нужно быть очень внимательным. 7. Одного за другим уводят коней туда, откуда слышатся людские голоса. 8. Он шел, нервно оглядываясь, и думал о своем. 9.Я теперь счастливым стал навеки, потому что счастья не ищу. 10.Земля быстро сохнет, благодаря теплой погоде.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...