Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Повторение пунктуации сложного предложения Знаки препинания в БСП, в которых простые предложения не зависят друг от друга

Задание: выпишите цифры(-у), обозначающую(-ие) запятые между частями сложноподчинённого предложения:

1. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между :

Варенька воткнула иголку в шитье и повернула голову к двери, (1) кажется, (2) угадывая наперед, (3) кто должен войти. (М.Авдеев)

2. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения :

А пароход подходил все ближе. Черный, (1) кряжистый, (2) точно скала,(3) он все же казался малым для этой реки, (4) терялся в ее светлой равнине, (5) хотя рев его, (6) подобно урагану, (7) сотрясал кедры на горах. (Р.Фраерман)

3. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения :

Сперва Решетников просто рассматривал закат, (1) удивляясь, (2) как это он не заметил раньше всей его красоты. Но вскоре смутные, (3) ускользающие мысли неясной чередой поплыли в его голове под низкий, (4) мощный гул моторов, (5) торжественный, (6) как органный аккорд. (Л.Соболев)

4. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения :

Лейтенант Огарков, (1) верхом на белом коне, (2) обогнал идущих по дороге солдат и вскоре миновал небольшую возвышенность, (3) на склоне которой полуголые люди, (4) обливаясь потом, (5) рыли новый оборонительный рубеж. (Э.Казакевич)

5. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения :

Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, (1) когда трава на рассвете покрывается инеем, (2) как солью. Я вырывал в сене глубокую нору, (3) залезал в нее и всю ночь спал в стогу, (4) будто в запертой комнате. (К.Паустовский)

6. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения :

Ростом Оля была чуть пониже меня. У нее были светлые длинные волосы, (1) заплетенные в одну толстую косу, (2) и серые строгие глаза. Когда Оля улыбалась, (3) эта строгость моментально исчезала. (Е.Коковин)

7. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения :

И вдруг будто холодным сквозняком пахнуло в зале. Лица экзаменаторов вытянулись, (1) кое-кто из них поморщился, (2) и Ульянов обнаружил, (3) что никто на него уже не смотрит. Взгляды всех устремились поверх его головы, (4) туда, (5) где вход в зал. (Н.Григорьев)

8. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения :

Поезд шел в юго западном направлении, (1) туда, (2) где климат, (3) естественно, (4) мягче, (5) хотя зима не сдала еще своих позиций. (С.Вашенцев)

9. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения :

Тут, (1) в комнате прислуги, (2) я точно попала, (3) наконец, (3) в свое общество, (4) нашла в себе мгновенно точку опоры, (5) решила, (6) что больше сюда не приду, (7) и от всего сердца расцеловала Аксюшу. (М.Пришвин)

10. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения :

Большое парусное судно, (1) что стояло на рейде, (2) подняло якорь, (3) поставило крохотный парус, (4) как платочек, (5) и понеслось в порт, (6) в ворота: не могло выдержать погоды. (Б.Житков)

Задание: выпишите цифры(-у), обозначающую(-ие) запятые между частями сложносочинённого предложения:

11. .

Цель далека и несбыточна, (1)а преступление реально;(2) оно ужасно и ничем не может быть оправдано.

12. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) в сложносочиненном(-ых) предложении .

Когда я учился в школе,(1) а потом в университете, мне казалось,(2) что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то совершенно иной обстановке,(3) как бы в ином мире,(4) и меня будут окружать совсем другие люди.

13. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) между частями сложносочинённого предложения.

Я считаю,(1) что каждый человек имеет свою определенную миссию,(2) но не все эту миссию выполняют.

14. сложносочинённого предложения.

Человек рождается,(1) и первая забота о нем – матери;(2) постепенно (уже через несколько дней) вступает в непосредственную связь с ребенком забота о нем отца (до рождения ребенка забота о нем уже была,(3) но была до известной степени «абстрактной» – (4)к появлению ребенка родители готовились, мечтали о нем).

15. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями .

Уважение –(1) это усиление Человека,(2) а для личности это бывает не всегда приятно.

16. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения .

Вы избегаете общения с этим человеком,(1) но при этом получается так,(2) что ваша обида обернётся против вас самих же.

17. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения .

Это если «обижают» вас,(1) а как быть,(2) когда вы сами можете обидеть другого?

18. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите все цифры, обозначающие знаки препинания, разделяющие .

Но,(1) как и все,(2) эпоха средневековья прошла,(3) и пришли другие времена,(4) совершенно другие,(5) и вместе с ними изменилось значение чести.

19. В приведенном предложении прочитанного текста пронумерованы запятые. Выпишите цифру, которая обозначает знаки препинания, разделяющие части сложносочиненного предложения .

Да, хорошие манеры могут быть очень внешними,(1) но в целом хорошие манеры созданы опытом множества поколений и знаменуют многовековое стремление людей быть лучше,(2) жить удобнее и красивее.

20. В приведенных ниже предложениях прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения .

Эпоха Возрождения изменила нравы и манеры,(1) а люди начали интересоваться искусством,(2) модой и друг другом.

ПОВТОРЕНИЕ.

1.В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Нет,(1) не обиделся,(2) но,(3) к сожалению,(4) ничего взрослые не понимают. Скажешь что-нибудь нечаянно,(5) а они и решат…

2.В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Дедушка тоже,(1) видно,(2) наелся,(3) но теперь зачем-то ломает ветки черники.

Хватит,(4) - говорю я дедушке,(5) - мы наелись,(6) пойдём.

3.В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Правда, (1) раньше мать говорила, (2) будто у Лёшки необыкновенно красивые глаза и ресницы. Но так, (3) наверно, (4) говорят все матери о своих детях, (5) если даже они у них уроды.

4.В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Теперь,(1) пожалуйста,(2) стихотворение,(3) - сказала Елена Францевна

5.В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при обращении.

Дима прочитал: «Дорогая Валя, (1)учительница хочет, (2) чтобы мы обращались к году. А я обращаюсь к тебе, (3) живущей в том самом году!»

6.В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) при вводном слове .

(15)Тебе же,(1) душа моя,(2) душевного благородства как раз не хватает. (16)Например,(3) вчера ты съел,(4) если не ошибаюсь,(5) четыре порции

мороженого,(6) а с младшей сестрой не поделился.

7.В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

Приплыла к нему рыбка, (1) сросила

Чего тебе надобно,(2) старче? (Пушкин).

8.В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

Государь ты наш Владимир Андреевич,(1) я, (2) твоя старая нянька,(3) решилась тебе доложить о здоровье папенькином. (Пушкин).

9.В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

Цыц,(1)проклятые,(2) как на вас погибели нет. (Тургенев).

10.В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую (-ые) при вводном слове .

(17)Яблоня - мичуринка,(1) сорт "золотой налив",(2) и,(3) конечно,(4) взята она,(5) бедная,(6) Квакиным на выбо

11.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.

Они сообщали,(1) что очень скучают. И,(2) наверное,(3) просто не догадывались… Конечно,(4) я мог бы им обо всём написать

12.В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые.


Похожая информация.


Справочник по русскому языку. Пунктуация Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 33. Запятая между главной и придаточной частями сложноподчиненного предложения

1. Придаточная часть сложноподчиненного предложения отделяется или выделяется запятыми: Пока жена готовила завтрак, Данилов вышел в огород (Пан.); Сколько он сидел у поверженной ели, Андрей не помнил (Буб.); Её пронзительный резкий голос, какие бывают только на юге, рассекал расстояние, почти не ослабевая (Павл.); Капустин обещал договориться с начальником школы, чтобы он увеличил Мересьеву число вылетов, и предложил Алексею самому составить себе программу тренировок (Пол.); Впрыскивание воды может служить прямым доказательством, что болевые влияния сами по себе не в состоянии понизить секрецию (И.П.); Старик приказал сварить мясо по-настоящему, чтобы оно имело хороший вид (Сем.).

2. В составе сложноподчиненного предложения может быть неполное предложение - в главной части или придаточной:

1) неполное в главной части: Вот уже два года, как мы женаты (ср.: Мы женаты вот уже два года - простое предложение); Уже месяц, как он вернулся с юга (ср.: Он уже месяц как вернулся с юга - запятая перед союзом как «оторвала» бы сказуемое от подлежащего); Уже три недели, как мы здесь (ср.: Мы уже три недели как здесь - обстоятельство места выражено сочетанием как здесь ); но: Третий день как он здесь - простое предложение, тогда как в приведенных выше примерах в главной части предложения подразумевались слова: прошло с того времени, с того момента;

2) неполное или близкое к неполному в придаточной части: Трудно было понять, в чём дело; Готов помочь, чем смогу; Постепенно научились разбираться, что к чему (ср.: Поймёшь, что к чему ); Люди знают, что делают; Проходите, кто уже с чеками; Садитесь, где свободно; Делайте всё, что нужно; Поставьте, как вам удобно; Сообщите, кому следует; Ругали решительно все, кому не лень (с оттенком уточнения; ср.: Листовки свалены в кучу, их берут все кому не лень - фразеологический оборот со значением «всякий, кто хочет, кому вздумается»); Пошлите, куда необходимо; но: Делай что хочешь и т. п. (см. § 41, п. 2).

3. Если главная часть сложноподчиненного предложения находится внутри придаточной (в разговорном стиле речи), то запятая обычно ставится только после главной части (а перед ней не ставится); ср.: Хозяйством нельзя сказать, чтобы он занимался… (Г.) - Нельзя сказать, что бы он занимался хозяйством; Но слова эти мне неудобно, чтобы ты сказала… (Герц.) Но мне неудобно, чтобы ты сказала эти слова.

Не выделяются запятыми слова видишь, знаешь и т. п. в вопросительно-восклицательных предложениях типа: А он знаешь какой хороший!; А он видишь что делает? (см. § 25, п. 8).

4. Не ставится запятая между главной и следующей за ней придаточной частью сложноподчиненного предложения в случаях:

1) если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит отрицательная частица не: В море, в качке, спишь не когда хочешь, а когда можешь (Гонч.); Попытайтесь выяснить не что они уже сделали, а что они собираются ещё сделать; Я пришёл не чтобы мешать вам в работе, а, наоборот, чтобы помочь; Римские полководцы считали важным установить не сколько войск противника перед ними, а где они; Он знает не только где водится дичь, но и какие её разновидности там обитают;

2) если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит сочинительный союз и, или, либо и т. д. (обычно повторяющийся): Учтите и что он сказал, и как он это сказал; Он не слышал ни как сестра вошла в комнату, ни как потом бесшумно вышла; Я отвечу на ваш запрос или когда прибудет очередной номер информационного бюллетеня, или когда сам наведу нужную справку, ср. также при одиночном союзе: Не представлял себе и как выбраться из создавшегося положения; Я знаю и как это делается; Мальчика прощали и когда он никого не слушался, но (при обратном порядке главной и придаточной частей): Как звали этого мальчика, и не припомню;

3) если придаточная часть состоит из одного союзного слова (относительного местоимения или наречия): Я бы тоже желал знать почему (Л.Т.); Не знаю почему, но я его не понимал (Триф.); Он ушёл и не сказал куда; Он обещал скоро вернуться, но не уточнил когда; Трудно сказать почему; Мать определяла температуру ребёнка губами: приложит их ко лбу и сразу определит сколько; Кто-то подал больному чашку воды, он даже не взглянул кто; Я не скажу какое, я говорю - большое несчастье.

Не ставится запятая и если имеется несколько относительных слов, выступающих в роли однородных членов предложения: Не знаю почему и каким образом, но письмо вдруг исчезло; Позвонят - расспроси кто и зачем.

Если при союзном слове имеется частица, то постановка запятой факультативна; ср.: Я не помню, что именно; Он затрудняется сказать, что ещё; Эту цитату можно будет найти, я даже помню примерно где.

В условиях контекста возможна постановка запятой и перед одиночным союзным словом; ср.: Что же надо делать? Научите, что (усиленное логическое выделение местоимения). - Одно время он что-то шептал, не могли понять - что? (А.Т.) (постановка тире подчеркивает значение местоимения и оправдывается вопросительной интонацией).

5. Если перед подчинительным союзом стоят слова особенно, в частности, то есть, а именно, например, а также, а просто и т. п. с присоединительным значением, то запятая после этих слов не ставится (ср. § 24, п. 4): Не хочется школьникам весной учиться, особенно когда тепло и ярко светит солнце; Пришлось проводить дополнительную исследовательскую работу, в частности когда началась экспериментальная проверка действия станка; Автор имеет право на получение части гонорара в соответствии с условиями договора, то есть когда рукопись одобрена издательством; Экспедицию придётся закончить досрочно при неблагоприятных условиях, а именно когда начнётся сезон дождей; На всякий случай имейте при себе удостоверение личности, например когда будете получать деньги по почтовому переводу; Аспирант приехал в Москву для встречи со своим научным руководителем, а также чтобы поработать в архивах.

6. Если перед подчинительным союзом стоят усилительные частицы как раз, только, лишь, исключительно и т. п., то запятая ставится перед ними вопреки интонации (при чтении пауза перед ними не делается; ср. § 20): Катя вышла из столовой, как раз когда мы шагнули друг к другу через какие-то чемоданы (Кав.); Я эту работу выполню, только если буду свободен (ср.: …если только буду свободен); Он приехал, исключительно чтобы помочь мне (ср.: Он приехал не только чтобы повидаться со мной, но и чтобы оказать мне помощь - в лияние отрицательной частицы не).

Не ставится запятая после выделительных частиц вот, ведь, стоящих перед подчинительным союзом в придаточной части, предшествующей главной: Хвастаться пока особо нечем, вот как работу выполним, тогда приезжайте.

7. Если между главной и придаточной частями сложноподчиненного предложения стоит вводное слово, то оно выделяется запятыми на общих основаниях: Он подумал, возможно, что я не хочу с ним встречаться; Если есть спрос на что-либо, значит, будет и предложение. Отнесение вводного слова по смыслу к главной или придаточной части определяется условиями контекста; ср.: Он сердился, по-видимому, потому что лицо его было возбуждённым (вводное слово относится к главной части: возбужденное лицо может быть следствием, а не причиной его состояния). - Он торопился потому, по-видимому, что боялся опоздать на заседание (вводное слово относится к придаточной части, о чем свидетельствует расчлененность сложного подчинительного союза; см. § 34, п. 2).

Из книги Справочник по русскому языку. Пунктуация автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

РАЗДЕЛ 2 Тире между членами предложения § 5. Тире между подлежащим и сказуемым 1. Тире ставится между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки, если оба главных члена предложения выражены существительными в форме именительного падежа: Одиночество в творчестве -

Из книги Балансиры и безнасадочные мормышки автора Смирнов Сергей Георгиевич

РАЗДЕЛ 11 Знаки препинания при оборотах, не являющихся придаточной частью сложноподчиненного

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 [Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина] автора

Расстояние между составными частями Ввиду того, что вода все же очень слабый электролит, расстояние между составными частями блесны колеблется от 0,05 до 0,15 мм, что на практике сопоставимо с обычным наложением одной сферы на другую и небольшим смешением одной из

Из книги Командиры элитных частей СС автора Залесский Константин Александрович

Над какими частями земного шара и сколько раз в году Солнце бывает в зените? Солнце бывает в зените (точке небесной сферы, расположенной над головой наблюдателя) только в области земного шара, лежащей между тропиками Рака и Козерога. Тропики – это воображаемые

Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

Будущее – за ударными частями Феликс Штейнер На какой-то – правда, очень короткий – момент своей карьеры Феликс Штейнер стал для Гитлера самым необходимым человеком. Именно он был последней, пусть и призрачной, надеждой фюрера Третьего рейха, доживавшего последние часы

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

XXI. Тире между членами предложения § 79. Тире между подлежащим и сказуемым 1. Тире ставится между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки, если оба главных члена предложения выражены существительными в именительном падеже, например: Человек – кузнец своему счастью;

Из книги Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник автора Лопатин Владимир Владимирович

§ 107. Запятая между главным и придаточным предложениями Придаточное предложение отделяется от главного запятой, или выделяется запятыми с двух сторон, если находится внутри главного предложения, например: Сколько он просидел у поверженной ели, Андрей не помнил…

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Кондрашов Анатолий Павлович

XXI. ТИРЕ МЕЖДУ ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ § 79. Тире между подлежащим и сказуемым 1. Тире ставится между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки, если оба главных члена предложения выражены существительными в именительном падеже, например: Москва - столица России. Место

Из книги Мифология Британских островов автора Королев Константин

§ 107. Запятая между главным и придаточным предложениями Придаточное предложение отделяется от главного запятой или выделяется запятыми с двух сторон, если находится внутри главного предложения, например: Когда мы пересекали Восточную Пруссию, видел я колонны

Из книги автора

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ И В НАЧАЛЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. КОНЕЧНЫЕ ЗНАКИ В СЕРЕДИНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Знаки препинания в конце предложения § 1. В зависимости от цели сообщения, наличия или отсутствия эмоциональной окраски высказывания в конце предложения ставится точка

Из книги автора

Знаки конца предложения внутри предложения § 5. При смысловом подчеркивании отдельных членов вопросительного или восклицательного предложения знаки препинания ставятся после каждого из членов, которые оформляются как самостоятельная синтаксическая единица, т. е.

Из книги автора

ТИРЕ МЕЖДУ ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Тире между подлежащим и сказуемым § 10. Между подлежащим и именным сказуемым на месте отсутствующей связки ставится тире, если подлежащее и сказуемое выражены существительными в форме именительного падежа: Флигель у дома на Садовой по

Из книги автора

Знаки конца предложения внутри предложения вопросительный и восклицательный знакипри смысловом подчеркивании отдельных членов вопросительного или восклицательного предложения § 5при включении во вставку § 6при замещении вставки § 6, § 7многоточиепри передаче

Из книги автора

Тире в функции выделения между членами предложения для подчеркивания их смысла в стилистических целях § 21, пп. 1, 2;

Из книги автора

Из книги автора

Глава 10 ХЭЛЛОУИН: МЕЖДУ МИРОВ, МЕЖДУ ВРЕМЕН Самайн. - Христианизация языческих праздников. - День Иного Мира. - Ведьмы. - Костры друидов. - «Сжигание ведьмы». - Ряжение. - Игрища и развлечения. - Ворожба и гадание. - Рецепты.Посреди стола - тыква: верхушка

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях

Русский язык 9 класс | ID: 6414 | Дата: 6.12.2015

Вопрос № 1


Проходя мимо злополучного места, (1) с которого начинались его вчерашние страдания, (2) Тема увидел цветок, (3) лежавший опрокинутым на земле.

Введите ответ:

Вопрос № 2

В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Когда теплоход отошел от берега и развернулся, (1) лётчик спустился в свою каюту, (2) открыл иллюминатор и в последний раз окинул взглядом город, (3) амфитеатром лежавший над бухтой.

Введите ответ:

Вопрос № 3

В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Такой дружный топот сотен ног мне доводилось слышать только в театре, (1) когда зрители, (2) сшибая друг друга, (3) неслись в гардероб.

Введите ответ:

Вопрос № 4


Озеро около берегов было засыпано ворохами желтых листьев. Их было так много, (1) что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули. Приходилось выезжать на старом челне на середину озера, (2) где доцветали кувшинки и голубая вода казалась черной, (3) как деготь.

Введите ответ:

Вопрос № 5

В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Свистели со всех сторон бурундуки, (1) роса до полудня не высыхала на бруснике, (2) на мшистых валунах, (3) и цвел на этих камнях такой красный цветок, (4) будто горели среди мха маленькие костры.

Введите ответ:

Вопрос № 6

В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Серая, (1) застывшая по-осеннему, (2) уже затянутая туманцем вода не отражала высоких звезд, (3) кусты на берегу, (4) откуда всю ночь стреляли пулеметы, (5) стояли затаённо, (6) неподвижно.

Введите ответ:

Вопрос № 7

В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Июльским полднем тропой,(1) пробитой по берегу, (2) торопливо ехал всадник с закинутым за спину ружьем. На одном из поворотов тропы он становился, (3) опустил повод и, (4) прищурив глаза, (5) внимательно смотрел на залитую полуденным солнцем реку, (6) точно ожидая, (7) не появится ли кто на ней из-за крутого поворота.

Введите ответ:

Вопрос № 8

В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
И вот гимнаст повисает вниз головой, (1) а его партнерша ловко соскользнула с ракеты и в какое-то мгновение ловит его руки, (2) вкладывает ладонь в ладонь, (3) чтобы крутиться под куполом, (4) сжиматься и разжиматься, (5) как пружина, (6) отбрасывая на стены легкие, (7) стремительные тени, (8) вызывая то мертвую тишину, (9) то вздох облегчения, (10) то бешеные аплодисменты.

Введите ответ:

Вопрос № 9

В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Директор с тремя помощниками взялись за ручки и отнесли чемодан на второй этаж. Поднявшись за ними, (1) профессор с удовольствием оглядел голубоватые стены гостиной, (2) удобную мебель, (3) маленький рабочий стол у широкого, (4) во всю стену, (5) окна. Он почувствовал, (6) что в комнате пахнет сосновым лесом, (7) и улыбнулся.

1. Сложносочинённое предложение.

Сложносочинённым называется предложение, которое имеет две или более самостоятельных грамматических основ, соединённых сочинительными союзами.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

  1. Запятая ставится между частями сложного предложения, соединенного союзами:
    1. соединительными (и, да в значении и, ни... ни );
    2. противительными (а, но, да в значении по, однако, же, зато, а то, не );
    3. разделительными (или, либо, ли... ли, то... то, не те... не то );
    4. присоединительными (да, да и, тоже, также );
    5. пояснительными (то есть, а именно ).
  2. Если части сложносочиненного предложения значительно распространены или имеют внутри себя запятые, то между ними ставится точка с запятой (перед союзами но и да в значении "и" лишь в том случае, когда они соединяют части, которые без них были бы разделены точкой ): Почти каждый вечер попозже они уезжали куда-нибудь за город в Ореанду или на водопад; и прогулка удавалась, впечатления неизменно всякий раз были прекрасны, величавы (Ч), У меня была только синяя краска, но , несмотря на это, я затеял нарисовать охоту (Л. Т), Мне послышалось, что он заплакал, а надо вам сказать, что Азамат был преупрямый мальчишка, и ничем, бывало, у него слез не выбьешь, даже когда он был и помоложе (Л.)
  3. Если во второй части сложносочиненного предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первой части , то между ними вместо запятой ставится тире : Ловкие и сильные удары кувалдами по стволам пулеметов-и фашисты уже не могут стрелять (В. Ставский). Я спешу туда ж - а там уже весь город (П.)
  1. Запятая перед союзами а, да (в значении "и"), или, либо в сложносочиненном предложении не ставится :
    1. общий второстепенный член (В такую бурю волк не рыщет и медведь не вылезает из берлоги) ;
    2. если части сложносочиненного предложения имеют (Когда началась гроза , игра прекратилась и дети бросились бежать домой) ;
    3. между двумя назывными предложениями (Прогулка в лесу и катанье на лодках) ;
    4. между двумя вопросительными предложениями (Который теперь час и сколько времени осталось до отхода поезда?) .
  2. Запятая не ставится между двумя безличными предложениями, имеющими синонимичные слова в составе сказуемых (Нужно переписать работу и объяснить допущенные в ней ошибки) .
  3. Запятая ставится между частями сложносочиненного предложения, имеющими общий второстепенный член или общее придаточное предложение , если эти части соединены повторяющимся союзом (По улицам двигались тяжелые грузовики, и мчались легковые машины, и торопливо шли пешеходы) .

    Если же части предложения не соединены повторяющимся союзом, но имеют общий член, то запятая между ними не ставится : На бледном лице сверкнули глаза и вытянулся нос.

2. Сложноподчинённое предложение.

Сложноподчинённым предложением называется сложное предложение, в котором есть главная часть и зависимая (придаточное предложение). Части такого предложения связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами .

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

  1. Придаточное предложение отделяется от главного запятой или выделяется запятыми с обеих сторон , если находится внутри главного .
  2. Иногда, при интонационном подчеркивании, придаточные изъяснительные (а также условные с союзом ли ), стоящие перед главным предложением, отделяются от него не запятой, а тире : Кто весел-тот смеется (Л.-К.); Как рассказывал учитель-долго слушал у окна я (Плсщ.); Конечно, хорошо, что он с ней венчается, а как жить будут-кто знает (М. Г.); Пахарь ли песню вдали запоет - долгая песня за сердце берет; лес ли начнется - сосна да осина (Н.) (в последнем примере во второй части - неполное предложение).
  3. В редких случаях перед подчинительным союзом ставится двоеточие : это имеет место тогда, когда в предыдущей части сложного предложения содержится особое предупреждение о последующем разъяснении (в этом месте можно вставить слова "а именно" ): Хаджи Мурат сидел рядом в комнате и, хотя не понимал того, что говорили, понял, однако, то, что ему нужно было понять: что они спорили о нем и что его выход от Шамиля есть дело огромной важности для русских.. (Л Т.)
  4. Когда придаточное предложение соединено с главным при помощи сложного подчинительного союза (потому что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, в силу того что, оттого что, так что, вместо того чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, после того как, в то время как, с тех пор как и т. п. ), то запятая ставится один раз :
    1. перед союзом, если придаточное предложение следует за главным : Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть все (Л.) ;
    2. после всего придаточного предложения, если оно предшествует главному : По мере того как я рассказывал, он приходил в себя (М. Г.)
    Примечание. В зависимости от смысла сложный союз может распадаться на две части: первая часть войдет в состав главного предложения как относительное слово, а вторая будет выполнять роль союза; в таких случаях запятая ставится только перед второй частью сложного союза : Он исхудал за одну ночь так, что остались только кожа и кости (Л. Т.); Дедушка приказал не будить Танюшу до тех пор, пока сама не проснется (Акс.) . Сложные союзы тогда как, словно как, даже если, лишь когда не разбиваются.
  5. Если перед подчинительным союзом или относительным словом стоит отрицание "не" либо повторяющийся дальше сочинительный союз о, или, либо и т. п. , то придаточное предложение не отделяется от главного запятой : Важно не то что он сказал, а как он это сказал; Было шумно и когда дети играли на дворе, и когда они собирались в столовой (между придаточными предложениями запятая в подобных случаях ставится).
  6. Не являются придаточными предложениями и не отделяются поэтому запятой неразложимые выражения во что бы то ни стало, как ни в чем не бывало, кто во что горазд, что есть мочи и т. п.
  7. Придаточное предложение, состоящее из одного только относительного слова, запятой не отделяется : Он обиделся, но ме сказал почему .

3. Сложное бессоюзное предложение.

Бессоюзным сложным предложением называется такое предложение, в котором образующие его части (простые предложения) связаны между собой по смыслу, интонационно, порядком расположения частей. Между частями такого предложения нет союзов .

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

    Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении
  1. Между независимыми предложениями, объединенными в одно сложное бессоюзное предложение, ставится запятая , если такие предложения тесно связаны между собой по смыслу : Редел на небе мрак глубокий, ложился день на темный дол, взошла заря (П.) .
  2. Если части бессоюзного сложного предложения отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены и имеют внутри себя запятые , то между ними ставится точка с запятой : У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы", избы низки и большей частью покрыты соломой (П.); Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада; тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля (Т.) .
  3. Если бессоюзное сложное предложение распадается на части (группы предложений), по смыслу отдаленные друг от друга , то между ними ставится точка с запятой , а внутри этих частей простые предложения разделяются запятой: Лесной запах усиливается, слегка повеяло теплой сыростью; взлетевший ветер около вас замирает (Т.); Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса (Т.) .
    Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится:
  1. Если вторая часть (одно или несколько предложений) разъясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части (между обеими частями можно вставить слова "а именно" ): Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана. (П.) Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два закопченных столба, была полна народа (Л.) ;
  2. Если в первом предложении при помощи глаголов видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать и т. п. делается предупреждение, что далее последует изложение какого-нибудь факта или какое-нибудь описание: Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь (П.); Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя (Н. О.).
      Примечания.
    1. Иногда указанные глаголы опускаются: Он подумал, понюхал: пахнет медом (Ч.) (пропущено: и почувствовал, что ).
    2. Если первое предложение произносится без оттенка предупреждения, то вместо двоеточия ставится запятая: Слышу, земля задрожала (Н.) .
  3. Если вторая часть указывает основание, причину того, о чем говорится в первой части (между обеими частями можно вставить союз потому что ): Всю дорогу до хутора молчали: говорить мешала тряская езда (Ч.) .

В указанных случаях чаще всего основная часть высказывания (соответствующая главному предложению в сложноподчиненных предложениях) содержится в первой части бессоюзного сложного предложения, а во второй части (соответствующей придаточному предложению в сложноподчиненных предложениях) приводится пояснение, раскрытие содержания первой части.

    Тире в бессоюзном сложном предложении ставится:
  1. Если во второй части содержится неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий : Вдруг мужики с топорами явились-лес зазвенел, застонал, затрещал (Н.); Игнат спустил курок - ружье дало осечку (Ч.) ;
  2. Если во второй части содержится резкое противопоставление по отношению к первой части: Дуб держится - к земле тростиночка припала (Кр.); Косили версту - выкосили грош (М. Г.) ;
  3. Если вторая часть заключает в себе следствие, вывод из того, о чем говорится в первой части: Хвалы приманчивы - как их не пожелать? (Кр.) ;
  4. Если в первой части указывается время совершения действия , о котором говорится во второй части (можно добавить союз когда ): Пашню пашут - руками не машут (поел.); Лес рубят - щепки летят (поел.) ;
  5. Если первая часть обозначает условие совершения действия , о котором идет речь во второй части (можно добавить союз если ): Любишь кататься-люби и саночки возить (посл.); На печи лежать - трудодней не видать (посл.);
  6. Если в одной части содержится сравнение с тем, о чем говорится в другой : Молвит слово - соловей поет (Л.) .

Тире ставится также в тех случаях, когда вторая часть бессоюзного сложного предложения является неполным предложением : (Я думал - волк) .

Сложноподчиненное предложение - это вид сложного предложения, в котором главное предложение и придаточное (придаточные) связаны между собой подчинительной связью, то есть, придаточное или придаточные предложения отвечают на вопросы главного:

Я вышел на улицу сразу же (когда?), как только услышал вой сирен.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

    Придаточное предложение в составе сложноподчиненного выделяется запятыми , если стоит внутри главного или одной запятой, если стоит перед или после главного предложения :

    Как только рассвело, мы отправились в путь. Мы отправились в путь, как только рассвело. Мы, как только рассвело, сразу отправились в путь.

    Иногда между главным и придаточным предложением ставится двоеточие . Это допустимо в тех случаях, когда в главном предложении есть особое предупреждение о том, что в придаточном предложении будет разъяснение. В таких случаях на месте двоеточия можно поставить слова "а именно" :

    В комнате включился свет и она увидела то, что хотела: в углу, свернувшись клубочком, спал маленький мальчик.

    Тире в сложноподчиненном предложении также ставится в редких случаях. это случается, когда есть необходимость подчеркнуть интонацией изъяснительный тип придаточного предложения (либо условный тип - при наличии частицы ли ):

    Хорошо, что я смогла приехать в гости, а вот хорошо ли, что уезжаю - кто знает.

    Если для связи придаточного предложения с главным используются сложные подчинительные союзы "вместо того чтобы", "для того чтобы", "благодаря тому что", "с тех пор как" и т.п., то запятая разделяет главное и придаточное предложение только один раз:

    Перед союзом, если :

    Он перестал нормально спать, после того как к нему однажды залезли воры.

    После придаточного предложения, если придаточное предложение находится после главного :

    Вместо того чтобы готовиться к экзаменам, он ездил на речку и гулял во дворе.

    Обратите внимание . Иногда некоторые из сложных союзов могут распадаться, и тогда одна часть входит в состав главного предложения, как относительное местоимение или наречие , а вторая возьмет функцию союза в придаточном предложении:

    На улице луна светила так, что можно было читать книгу без фонарика.

    Не разбиваются в русском языке союзы "словно как", "тогда как", "лишь когда" и "даже если".

    Конструкции типа "как ни в чем не бывало", "во что бы то ни стало", "что есть мочи", "кто во что горазд" и другие не являются придаточными предложениями, поэтому не выделяются запятой (запятыми):

    В деревне одевались кто во что горазд.

    Если придаточное предложение выражено одним словом , то оно не отделяется запятой (запятыми):

    Она расплакалась, но не хотела говорить почему.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...