Знакомство с понятием «слияние. Конспект урока по русскому языку на тему "Слог-слияние" (1 класс) Слоги слияния с буквой е

30.04.2013 46976 0

Урок 10. гласные и согласные звуки.
слияние согласного звука с гласным

Цели : дать учащимся представление о гласных и согласных звуках; познакомить со слиянием согласного звука с гласным; развивать умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение; развивать речь учащихся.

Оборудование : учебник; картинка с изображением аиста.

Ход урока

I. Мобилизующая часть урока .

II. Актуализация опорных знаний .

Вопрос :

– Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений .)

■ Развитие связной речи учащихся.

Работа по учебнику: с. 16–17.

Вопросы :

– Что вы видите на картинке?

– Что делают дети?

– Что делают взрослые?

– Каких животных видите? Что они делают?

– Какое время суток изображено на картинке? Почему так думаете?

Физкультминутка

III. Формирование новых знаний, умений и навыков .

На доску учитель вывешивает рисунок с изображением аиста.

1. Звуко-буквенный анализ слова аист .

Беседа с учащимися по вопросам :

– Давайте произнесем слово аист хором.

– Запишем схему этого слова:

– Сколько слогов в этом слове? (Два.)

– Произнесите первый слог. Сколько звуков вы слышите?

Учащиеся протяжно произносят несколько раз первый слог и делают вывод , что он состоит из одного звука.

– Произнесите второй слог. (-ист.)

– Сколько в нем звуков? (Три.)

– Произнесем этот слог протяжно, замедленно. (иииссст.)

– Какой первый звук? (иии.)

– Какой второй? (ссс.)

– Какой третий? (т.)

– Сколько же всего звуков в слове? (Четыре.)

– Сколько в первом слоге? (Один.)

– Сколько во втором? (Три.)

Слово учителя. Каждый звук обозначаем клеточкой. Клеточки располагаются одна за другой слева направо. Длинной поперечной чертой отделяем один слог от другого.

– Какой слог ударный? (Первый .)

2. Представление о гласных и согласных звуках.

Учитель . Произнесите слово аист .

– Как вы думаете, чем отличается первый звук слова от последнего?

Варианты ответов детей.

– При произнесении звука [a] выдыхаемый воздух во рту не встречает никаких преград, при произнесении же звука [т] преграда есть – язык и зубы плотно сомкнуты. Те звуки, которые произносятся без преград, поются, – называются гласными .

Те звуки, которые произносятся с затруднением, как бы через преграду, называются согласными .

Постановка целей и задач урока.

● Работа со схемами.

Слово учителя. Для того чтобы различать гласные звуки на схемах, обозначим их красным цветом.

На наборном полотне выставляются два красных квадратика – обозначение гласных звуков [a] и [и] – и добавляются к ним два белых квадратика – обозначение согласных звуков [с] и [т].

Физкультминутка

3. Введение понятия о слиянии согласного звука с гласным.

Вопросы по картинке: с. 16–17.

– Какое дерево склонилось над прудом? (Ива.)

– Произнесите первый звук. ([и].)

– Что можете о нем сказать? (Он гласный.)

– Посчитайте, сколько слогов в слове ива ? (Два.)

– Произнесите второй слог. (-ва.)

– Сколько звуков вы слышите в этом слоге? (Два.)

– Какой гласный? (Звук [a].)

Слово учителя. В слоге -ва два звука тесно между собой связаны, они слились вместе и поэтому произносятся за один раз, без всяких (даже мельчайших) остановок, неразрывно друг от друга. Обозначать такое слияние согласного с гласным мы будем не двумя клеточками, а так:

При таком изображении видно, что в слоге -ва два звука, слог начинается согласным звуком, а заканчивается гласным, они слиты друг с другом. Вот почему согласный вместе с гласным будем называть слиянием .

Примечание . Аналогичная работа проводится со словом осы .

Физкультминутка

IV. Закрепление пройденного материала .

Работа по учебнику: с. 16.

1) Анализ слова куры .

Вопрос ы и задания :

– Кто это? (Куры.)

– Сколько слогов в слове куры ? (Два.)

– Произнесем каждый слог протяжно. Сколько гласный звуков услышали? (Два.) Назовите их.

– Произнесите первый слог. (Ку-.)

– Что можете о нем сказать? .)

– Произнесите второй слог. (-ры.)

– Что можете сказать о нем? (Два звука, которые образовали слияние согласного с гласным .)

– Составим схему данного слова:

– Поставьте ударение. (Ударение падает на первый слог.)

– Произнесите слово целиком с ударением на первом слоге.

2) Аналогичная работа проводится со словом гуси .

Вопрос :

– Почему у слов куры и гуси одинаковые схемы? (Оба слова состоят из двух слогов-слияний, ударение падает на первый слог.)

3) Слого-звуковой разбор слова голуби (с опорой на схему).

Вопрос и задание:

– Сравните схему этого слова со схемами предыдущих слов. Укажите их сходство и различие. (Сходство : все слоги – слияния; ударение падает на первый слог. Различие : в словах куры и гуси два слога, а в слове голуби – три.)

V. Итог урока. Рефлексия .

– Что нового узнали на уроке?

– Что особенно понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

Спасибо за урок.

Обучение чтению детей – процесс непростой и не быстрый. Когда начинать, родители решают самостоятельно для своего ребенка, и каким образом это делать – тоже. Но существуют методики и пособия, помогающие в этом вопросе. Слоговые таблицы для быстрого чтения дают возможность ребенку легко перейти от стадии изучения отдельных букв к непосредственному чтению по слогам.

Многие родители и педагоги, попробовавшие занятия с ребенком по слоговым таблицам, довольны результатами. Но чтобы понять, насколько этот инструмент полезен, важно разобраться как его применять, и какие существуют особенности такого обучения.

Что представляет собой слоговая таблица

Слоговая таблица скоростного чтения для детей – это столбцы гласных букв и ряды согласных, которые при пересечении создают слоги. На строчке с согласной буквой «Н» получились слоги со всеми гласными буквами: «на», «но», «ну» и т.д. Ребенку гласные «поющие» буквы даются гораздо легче, чем согласные. Поэтому выучив одну из них, например, букву «Н», малыш легко сможет прочитать все слоги, которые можно с ней составить.

Далее можно переходить к следующей согласной букве и подставлять к ней гласные. Обучение будет проходить легко, ведь табличка наглядная и простая к запоминанию. Для удобства ребенка гласные буквы обозначены красным цветом, а согласные – синим. Ведь цветовое восприятие ребенка тоже будет полезным при изучении слогов и правил чтения.

Во время занятия ребенок обязательно заметит, что в некоторых ячейках стоит прочерк вместо слога. Важно объяснить ему, что такого сочетания букв, как при пересечении столбца и строчки, не бывает. Например, «ЖЫ» никогда не употребляется, после шипящей согласной всегда ставится гласная «И».

Елена, мама шестилетней Вари: «Я принципиально не учила дочь раннему чтению, как это делали многие знакомые. И хотя мне все вокруг говорили, что потом будет сложнее, что надо начинать пораньше, я решила дать ребенку возможность больше играть а не учиться. А в 5 лет мы начали учиться читать по слоговым таблицам. Варя выучила буквы за несколько недель, потом за пару занятий по таблицам научилась проговаривать целые слоги, и сейчас читает на уровне первоклашек совершенно самостоятельно» .

Как правильно и эффективно пользоваться таблицей

Многие родители, решившись попробовать обучение чтению при помощи слоговых таблиц, интересуются, как пользоваться этим инструментом, и сколько раз в день нужно заниматься с ребенком. Обучение делится на этапы:

  1. Изучение букв.
  2. Складывание их в слоги на пересечении строк и столбцов таблицы.
  3. Чтение слогов, образованных от одной согласной, то есть все слоги из одной строчки.
  4. Распечатка таблицы и вырезание отдельных слогов на карточках.
  5. Чтение слогов вразброс с разных карточек.
  6. Соединение нескольких слогов в простые слова.

Периодичность и длительность занятия зависят от возраста ребенка. Некоторые родители предпочитают раннее обучение, когда ребенку исполнилось 3 или 4 года, но делают это больше для себя, чем для него. Оптимальный возраст для обучения чтению 5-6 лет, когда начинается подготовка к школе. Тогда заниматься можно дважды в день по 10-15 минут утром и вечером.

А У О Ы И Е Я Ё Ю Э Ь
Н НА НУ НО НЫ НИ НЕ НЯ НЁ НЮ НЭ НЬ
М МА МУ МО МЫ МИ МЕ МЯ МЁ МЮ МЭ МЬ
Т ТА ТУ ТО ТЫ ТИ ТЕ ТЯ ТЁ ТЮ ТЭ МЬ
К КА КУ КО - КИ КЕ - КЁ - КЭ КЬ
Х ХА ХУ ХО - ХИ ХЕ - - - ХЭ ХЬ
Б БА БУ БО БЫ БИ БЕ БЯ БЁ БЮ БЭ БЬ
В ВА ВУ ВО ВЫ ВИ ВЕ ВЯ ВЁ ВЮ ВЭ ВЬ
Г ГА ГУ ГО - ГИ ГЕ - ГЁ - ГЭ ГЬ
Д ДА ДУ ДО ДЫ ДИ ДЕ ДЯ ДЁ ДЮ ДЭ ДЬ
Ж ЖА ЖУ ЖО - ЖИ ЖЕ - ЖЁ - - ЖЬ
З ЗА ЗУ ЗО ЗЫ ЗИ ЗЕ ЗЯ ЗЁ ЗЮ ЗЭ ЗЬ
Л ЛА ЛУ ЛО ЛЫ ЛИ ЛЕ ЛЯ ЛЁ ЛЮ ЛЭ ЛЬ
П ПА ПУ ПО ПЫ ПИ ПЕ ПЯ ПЁ ПЮ ПЭ ПЬ
Р РА РУ РО РЫ РИ РЕ РЯ РЁ РЮ РЭ РЬ


Польза и результаты обучения

Как сказал однажды выдающийся педагог-новатор и писатель Василий Сухомлинский: «Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития».

Таблицы скоростного чтения обладают множеством преимуществ для обучения детей. К ним можно отнести не только умение читать весь слог, а не его отдельные буквы, но и способность ориентироваться в таблице и быстро находить нужные слоги. Самый сложный этап в обучении чтению – преодолеть барьер между изучением всех букв и умением читать их слитно, а не по отдельности. Использование таблицы поможет перескочить этот этап.

С первого дня обучения при помощи таблиц ребенок будет иметь понятие, что такое открытый слог, как он формируется и как читается. Регулярные занятия помогут за короткий период освоить навык, и уже в скором времени можно переходить с ребенком на чтение первых книжек по слогам.

Обучающее видео

Обучение грамоте как особая ступень выступает в качестве введения ученика в систематическое изучение курса русского языка. Именно в этот период ученики обращаются к звуковому, фонетическому устройству слова.

Ориентировка в звуковой стороне слова готовит ребенка к усвоению грамоты письменной речи.

Д.Б. Эльконин подчеркивал: “От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамотности, но и все последующее усвоение языка – грамматики и связанной с ней орфографии” .

То, что часто кажется элементарным взрослому, не всегда доступно ребенку. Усвоение новых фонетических понятий осуществляется чаще всего на уровне первичного и общего представления. Поэтому, обучая ребенка грамоте, заметную помощь оказывает применяемая в ходе игровой учебной деятельности опорная наглядность. Это зрительные образы – символы “звуковых человечков”.

Внешний вид каждого их них логически связан с определенными характерными звуковыми свойствами. Зрительные символы “звуковых человечков” быстро запоминаются, однозначно ассоциируются, помогают усвоить необходимые фонетические сведения, легко сопоставляются с буквами – значками русского алфавита, которые могут менять свой облик – одежду “платьица”:

Зрительные образы гласных “звуковых человечков” в первую очередь помогают отрабатывать их артикуляцию, так как в основе письменных форм речи лежит позиционный принцип, и мы, обучая ребенка, учим ориентироваться прежде всего на гласный звук.

Ведь именно на этом в последствии мы будем строить прием орфографического проговаривания артикуляционными единицами:

  1. слияние (согласный + гласный)
  2. примыкание (звуки вне слияния)

Гласные звуки (фонемы) имеют круглую форму – они как “горошки” свободно проходят через все преграды речевого аппарата; они красного цвета – как фундамент (кирпичики) звукобуквенного домика “Азбуки”, ведь их главная роль, как магнитиком, прочно удерживать согласный в слиянии и слоге. Красный цвет - главный! (Красная площадь - главная площадь страны из красных кирпичиков)

(Красный гласный звук – красивый, певучий, притягивает к себе другие звуки).

У каждого гласного “звукового человечка” красный “говорящий рот”, по которому мы легко угадываем его звук – песенку.

Звук “И” - волшебный, у него есть зеленый цвет Волшебника Изумрудного города, он очень добрый, всегда улыбается, в слиянии с согласным возвращает его в детство - волшебный, мир сказки, делает добрым, маленьким, нежным, мягким.

Согласные звуки имеют квадратную форму, потому что своими уголками цепляются за рот, зубы, нёбо, язык, губы – встречают преграду.

Они разного размера и цвета.

Большие – синие (строгие, холодные как льдинки) – твердые ;

Маленькие – зеленые (добрые, нежные, как травка весной) – мягкие ;

С колокольчиками звонкие ;

В шляпке глухие .

Рассказывая детям “Сказку по Й” А. Шибаева знакомим с “йотиком” - который очень хотел быть и гласным - как волшебный “И”, и согласным. Поэтому его круглая форма напоминает форму гласных, а цвет весь зеленый – волшебный, как у согласных, обозначающих мягкие звуки, вверху особые “рожки”, которыми он цепляется при прохождении речевого аппарата, и поэтому мы его все-таки соотносим с группой согласных звуков. Он сильно визжит, хочет протянуть свою песенку. Голос у него звонкий, почти как у гласной “И” -но ничего не получается, он быстро обрывается и поэтому соответствующую ему букву так и назвали И- краткое.

рис. 12 а, б

Буквы, не имеющие звуков “Ъ” и “Ь”, представлены как пустые сосуды – прозрачные, но со вспомогательными рисунками.

Когда звуки отворачиваются, то по их “спинкам” - цвету мы можем рассказать, где гласные – где согласные, где согласные твердые – где согласные мягкие.

По мере знакомства с новыми согласными звуками дети легко сами выбирают и определяют их образы.

Следующие таблицы показывают образование артикуляционных единиц: слияние, примыкание.

Хитрые гласные (двойные) второго разряда представлены особо.

Рассказывая сказку об их хитростях, на “звуковых человечках” наглядно демонстрируем (закрываем), как убегает “Йотик” и остается один звук.

Позже закрепим с детьми, в слиянии хитрые гласные обозначают 1 звук, а в примыкании 2 звука.

Если видим А, О, Э, У, Ы

Звуки слышим твердо мы!

Если вижу Е, Ё, И, Ю, Я

Звуки слышу мягко я.

На место звука ставим ее графический знак – букву и, ориентируясь на букву, и “говорящий ротик” соответствующего знака начинаем читать.

Одновременно по мере изучения все буквы заселяем в звукобуквенный (динамический) домик “Азбуки”.

В фундаменте два этажа. 1 этаж – гласные 1 ряда (они обозначают твердость согласного звука в слиянии). 2 этаж – гласные 2 ряда (они обозначают мягкость согласного звука в слиянии).

Хитрые Е, Ё, Ю, Я, волшебная И имеют особые зеленые пометы, которые помогают детям вспомнить об их “секретах”.

Выше на синих и желтых этажах живут согласные буквы. На синих – звонкие с колокольчиком (такие как сосульки, весенние ручейки, железный дровосек), на желтых – глухие со шляпкой (деревянные, как Буратино, соломенные, как Страшила”).

Особо живут парные согласные по звонкости – глухости. Окна спаренные.

В каждом окне буквы вывесили свои звуковые (цветные) шторы – зеленого, синего цвета, или только зеленые, или только синие (указывающие на характеристические свойства твердости и мягкости).

Буквы не обозначающие звуков Ь, Ъ живут на крыше. У каждого своя труба. У “Ъ” - труба с синей обводкой. У “Ь” - труба с зеленой обводкой.

Познакомив детей со слиянием и примыканием, закрепляем чтение артикуляционных единиц через разнообразные виды работы с кубиками.

Постепенно в курсе изучения русского языка вводи “Сигналы орфографии”.

Эта же цветовая гамма и сигналы орфографии используются в схеме “Ошибкоопасных мест русского языка”

Идея таблицы заимствована из “схемы минного поля” Т.В. Шкляровой “Как научить Вашего ребенка писать без ошибок” (пособие для родителей)

Таблицы из сборника орфограмм уточняют и помогают закреплять в зрительной памяти школьников законы русского правописания.

Использование зрительных символов (знаков), опорных схем и представленной наглядности:

    • улучшает восприятие звуков речи;
    • способствует нормализации произношения;
    • обеспечивает стойкие навыки звукового анализа и синтеза;
    • совершенствует внимание и память; тренирует мышление;
    • повышает готовность к обучению чтения и письма;
    • предупреждает об ошибкоопасных местах в слове;
    • развивает орфографическую зоркость;
    • активизируют умственную деятельность;
    • помогают сделать первый доступный и уверенный шаг на пути к усвоению письменной речи (чтения и письма)
    • предупреждают смешение понятий звуков и букв.
    • помогают усвоить:
  1. что между отличными двумя явлениями – звуками и буквами существуют определенные связи и зависимости;
  2. что звуки не совпадают с их буквенными обозначениями и могут передаваться различными буквами, и в то же время одна и та же буква может служить способом графического обозначения разных звуков;
  3. что многие существенные свойства (характерные качества) отдельных звуков графически передаются не одной, а несколькими буквами, помогают систематизировать фонетические и фонологические знания учащихся

Знакомство с понятиями «гласные» и «согласные» звуки.

Проводим анализ слова «аист». Выделяем первый звук [а].

- Возьмите зеркало и три раза протяжно произнесите первый звук слова. Как выходит воздух при произнесении звука – свободно или с преградой? Звуки, при произнесении которых воздух проходит свободно, без преград, называют гласными. Они произносятся с помощью голоса, поэтому называются гласными. На схеме гласный звук обозначается красным квадратиком. Давайте произнесём последний звук слова. Возьмите зеркало и три раза протяжно произнесите звук слова. Как выходит воздух при произнесении звука – свободно или с преградой? Звуки, при произнесении которых воздух проходит, встречая преграду, называют согласными. Они произносятся при помощи голоса и шума. На схеме согласный звук будем обозначать синим или зелёным квадратиком .

Упражнения в определении звуков : гласный или согласный звук?

Обобщение : что узнали о звуках? Как отличить гласный звук от согласного?

Работа с предметными картинками и со словом «куры»: слого-звуковой анализ.(с.16-17)

Сколько в слове слогов? Какой слог ударный? Из каких звуков состоит первый слог? Второй слог?

- Давайте ещё раз произнесём первый слог: ку-. Сколько звуков вы слышите? Какие это звуки? Как произносятся эти звуки – слитно или раздельно? Слог, в котором согласный звук сливается с гласным, произносится на одном выдохе, называют слиянием. На схеме слияние обозначают прямоугольником, разделённым на две части: . Анализ слов со страниц 16-17. Знакомство с понятием «алфавит».

- Перед вами буквы русского алфавита. Какие из этих букв вы знаете?

Чтение стихов об алфавите, буквах (материал из книг Волиной «Занимательное азбуковедение», «Учимся, играя»).

- Алфавит – это определённый порядок букв русского языка. У меня в журнале в алфавитном порядке написаны все ваши фамилии. Алфавитный порядок необходим в библиотеке, чтобы быстро найти нужную книгу.

Слово «алфавит» пришло к нам из греческого языка. Первая буква греческого алфавита называлась «альфа». Отсюда и название. В древнерусском языке первая буква называлась «аз», вторая – «буки». Отсюда и название нашей книги – «Азбука». Славянскую азбуку нам подарили Кирилл и Мефодий (показ памятника на странице 2, 215). На странице 210 – старославянский алфавит (показ).

Обобщение: Что значит «алфавит»? Для чего он нам нужен?

Тема: Организация уроков чтения и письма в подготовительный период обучения грамоте.

Весь период обучения грамоте делится на:

1. Подготовительный;

2. Основной (азбучный, букварный);



3. Послеазбучный.

Подготовительный период делится на 2 ступени:

1. Безбуквенную;

2. Знакомство с пятью гласными звуками и обозначающими их буквами: А, а - [а]; О, о - [о] ; И, и - [и]; ы - [ы]; У, у - [у].

На данном этапе решаются следующие задачи :

1. Подготовить детей к обучению грамоте;

2. Приучить их к выполнению режима работы школы;

3. Познакомить с понятиями «устная» и «письменная речь», «предложение», «слово», «слог», «ударение», «звуки» и «слияние», «алфавит»..

Центральное место на всех уроках отводится анализу звучащей речи. На второй ступени подготовительного этапа проводится большая работа по слого-звуковому анализу слов. Учитель должен научить детей читать гласные буквы в изолированной позиции.

В период обучения грамоте уроки бывают 3 видов:

1. Уроки обучения грамоте (чтению);

2. Уроки обучения грамоте с внеклассным чтением (17-20 минут);

3. Уроки письма.

2. Структура уроков в подготовительный период (вторая ступень). Сочетание обучения грамоте с занятием внеклассным чтением на уроке в подготовительный период.

План-конспект урока обучения грамоте (чтение)

1 . Орг. момент;

2 . Сообщение темы и целей урока:

Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквами.

3 .Знакомство со звуком (упражнения в выделении, произношении, характеристике и слышании звука):

1. Выделение звука [а] из слов астра и арбуз при помощи слого-звукового анализа:

Как называется цветок, изображенный на картинке? Проанализируем слово «астра». Проводится полный анализ (картинка и схема на доске) . Возьмите зеркало и три раза произнесите первый звук в слове «астра». Какой это звук? (характеристика)

2. Игра «Услышь новый звук»: учитель называет слова, в которых есть звук [а] и в которых его нет. Если звук встречается, дети хлопают в ладоши (аналогично проводится игра «Ворота» - руками закрываем и открываем ворота).

4 . Знакомство с буквой (называние, рассматривание и печатание, упражнение в опознании и чтении):

1.- Звук [а] можно записать буквами (показ заглавной и строчной буквы – А, а) . Найдите у себя в кассах эти буквы и покажите мне. Кто пойдёт и в общей классной кассе найдёт эту букву? Заглавная буква нужна для того, чтобы записывать имена, фамилии, начало предложения.

2.Игра «На что похожа буква А?», конструирование буквы из счётных палочек, из ниточки, мягкой проволочки, пластилина, игра «Полубуковка», выщипывание буквы, печатание в тетради и на доске, нахождение буквы в тексте.

3. Минутки поэзии. (Стихи про букву А – установление ассоциативного сходства) Работа со скороговорками. (У Аграфены и Арины растут герань и георгины.)

4.Сравнение со старославянской буквой.

5 . Физминутка (материал книги Волиной «Занимательное азбуковедение»);

6 . Работа с текстами на с. 24-25 «Русской азбуки». Дифференцированная работа:

чтение пословиц и стихотворений читающими детьми, а остальные водят пальчиком по тексту и ищут букву А . Работа над содержанием текстов Составление предложения по схеме. Воспитательный момент.

7 . Работа по сюжетной картинке:

Посмотрите на картинку. Герои какой сказки здесь изображены? Кто ее автор? Назовите героев, в названии которых есть звук [а], назовите предметы, в названии которых есть звук [а];

8 Работа по развитию речи: беседа и составление рассказов по сюжетным иллюстрациям.

а) «Как зовут доктора? Кто к нему пришёл лечиться? В каких словах встречается звук [а]?»,

б) «Это героиня какой сказки? Почему она плачет? Составьте предложение»;

в) Чтение буквы в изолированной позиции.

«Посмотрите на букву. Узнайте её и назовите. Прочитайте всё предложение»;

г) Рассказывание детьми сказки «Лиса и волк»;

9 . Работа по странице 26 «Русской азбуки»:

анализ, работа по схемам, названия цветов, нахождение звука [а] в словах;

10. Работа по ленте букв.

- В пустых клеточках будут расположены буквы, которые мы узнаем в дальнейшем. Чтобы овладеть письменной речью, надо будет узнать много букв. Букву А мы «поселим» в первом окошке.

11. Итог урока.

С каким звуком мы познакомились? Какими буквами обозначается этот звук?

Вслед за уроками чтения проводят уроки письма.

1 .Образовательные.

Рисование, соединенное со штриховкой, готовит детей к письму. Дети воспринимают форму предмета и расположение его в пространстве, усваивают направление движения руки при изображении предметов. Усваивают понятия: справа, слева, вниз, вверх, посередине. Штриховка рисунков ведется сверху вниз, слева направо. Штрихи должны послужить как бы подготовительным упражнением к изображению элементов букв. Дети рисуют бордюры цветными карандашами, овалы, дугообразные линии в строке. Попутно они усваивают графическую сетку тетради: рабочая строка, междустрочное пространство, верхняя линия рабочей строки, нижняя линия рабочей строки. Левая сторона тетради, правая, поля. Осваивают письменные элементы и буквы.

2. Развивающие.

На протяжении всех уроков письма развивается устная связная речь учащихся, мелкая мускулатура рук, наблюдательность, внимание.

3. Воспитательные.

На уроке воспитываются нравственные качества учащихся: трудолюбие, бережное отношение к вещам, аккуратность и т.д.

В данный период необходимо формировать санитарно- гигиенические навыки: положение прописи на парте, умение правильно держать ручку, правильно сидеть за партой.

Структура урока:

1.Орг.момент.

2.Сообщение темы и целей урока. Связь с уроком чтения. Сравнение печатной и письменной буквы.

3. Подготовка рук к письму. Выполнение узора в полосе.

4. Поэлементное письмо букв.

5. Письмо буквы в целом.

6. Выполнение логических упражнений, упражнений на закрепление изученного.

Уважаемые родители, для ребят, которые идут в 1 класс, будут очень полезны занятия по составлению звуковой схемы слова.

Давайте попробуем разобраться, как правильно составить звуковую схему слова или звуковую модель слова. Данный вид работы мы также можем назвать звуко-буквенным разбором слова или фонетическим разбором.

Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слог.

Звуки, которые произносит человек, мы называем звуками речи. Звуки речи образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. Речевой аппарат – это гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, язык, губы, зубы, нёбо.

В русском языке гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. Гласные звуки бывают ударными и безударными.

Гласные звуки мы будем обозначать красным цветом (условные обозначения для звуков я взяла из программы “Школа России”).

Предлагаем большой выбор школьных рюкзаков для девочек и мальчиков. В нашем магазине вы можете купить школьный рюкзак для первоклассников и для подростков, а также школьные сумки и мешки для обуви.

Когда мы произносим согласные звуки, воздух встречает преграду (губы, зубы, язык). Одни согласные состоят только из шума – это глухие согласные. Другие – из голоса и шума. Это звонкие согласные.

Согласные также делятся на твёрдые и мягкие.

Твёрдые согласные обозначают синим цветом, мягкие – зелёным.

По программе “Школа России” слияние гласного звука с согласным мы обозначаем прямоугольником, разделённым наискосок прямой линией, где снизу закрашиваем согласный, а сверху гласный.

Сделайте из цветного картона или бумаги карточки, чтобы составлять слова. Также понадобятся карточки со знаком ударения и разделительной чертой.

Можно рисовать схемы в тетради в крупную клеточку. Ещё лучше совмещать оба вида работы.

Начинайте работу с простых слов – односложных или двусложных.

Итак, вы сделали карточки и готовы к занятию.

Подумайте, как заинтересовать ребёнка.

Может вы научите составлять слова куклу Машу или любимого зайку?

Или будете отгадывать загадки и составлять схему слова-отгадки?

А может быть слово (карточка или картинка) спрятаны и вы поиграете в игру “холодно-горячо”?

Очень хорошо, если вы придумали что-то интересное и появился стимул к работе.

Фрагмент занятия.

Отгадай загадку.

Сидит дед в сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает.

Давай, составим схему слова лук.

1. Делим слово на слоги.

Произносим с хлопком в ладоши – лук. В этом слове 1 слог.

2. Из каких звуков состоит слог?

Произносим протяжно л-у-к.

Первый звук – [л]. Это твёрдый согласный звук. Второй звук – [у]. Это гласный звук. Звуки [л], [у] сливаются вместе, получается слияние [лу]. Выбираем нужную карточку – слияние твёрдого согласного с гласным звуком.

Третий звук [к] – твёрдый согласный. Выбираем карточку для твёрдого согласного.

3. Обозначим звуки буквами. Звук [л] обозначаем буквой “эль”. Звук [у] – буквой “у”. Звук [к] – буквой “ка”.

Ударение в односложных словах не ставим. В слове один гласный звук, значит он ударный.

По программе “Школа России” нет обозначений звонкого и глухого согласного. Поэтому можно проявить фантазию и придумать свои обозначения для звонкого и глухого согласного. Например, в игре “Узнай звук” для обозначения звонкого согласного я выбрала колокольчик, а для глухого согласного – смайлик в наушниках. Картинки можно распечатать и использовать в схеме.

Потренироваться давать характеристику звуку можно в игре.

Игра

Дать характеристику звуку вам поможет лента букв.

На ленте очень хорошо видно какие звуки обозначают буквы.

Например, буква “эн” обозначает два звука – твёрдый [н] и мягкий [н"]. Поэтому прямоугольник двух цветов – синего и зелёного. Эти звуки звонкие, поэтому сверху – колокольчик.

Все звуки в верхнем ряду звонкие, а в нижнем – глухие.

Буква “жэ” обозначает один звук – твёрдый звук [ж]. Поэтому прямоугольник полностью синего цвета. Это звонкий звук.

Особое внимание надо обратить на йотированные гласные.

Буквы я, ё, ю, е могут обозначать два звука или один.

Если они стоят в начале слова или после гласного, они обозначают два звука:

я [й" а], ё [й" о], ю [й" у], е [й" э]

После согласного звука они обозначают один звук: я [а], ё [о], ю [у], е [э].

Составим схему слова Яна.

1. Делим слово на слоги.

В этом слове два слога.

2. Первый слог – я. Это слияние двух звуков – [й"], [а]. Звук [й"] – мягкий согласный, звук [а] – гласный. Выбираем карточку – слияние мягкого согласного и гласного звука.

3. Ставим разделительную черту после первого слога.

3. Второй слог – на. Это слияние двух звуков – [н], [а]. Звук [н] – твёрдый согласный, звук [а] – гласный. Выбираем карточку – слияние твёрдого согласного и гласного звука.

4. Ставим ударение. Находим ударный слог. Говорим слово целиком, выделяя ударный слог. Ударный слог – первый. Чтобы ребёнок понял, что ударение поставлено верно, попробуйте поставить ударение и на второй слог.

5. Обозначаем звуки буквами.

Звуки [й"а] обозначают одной буквой – буквой я.

Звук [н] обозначают буквой “эн”.

Звук [а] обозначают буквой а.

Все условные обозначения звуков в статье взяты из программы “Школа России”. Но для нас самое главное, чтобы ребёнок научился давать характеристику звуку, умел работать с моделями. Если ребёнок научился давать характеристику звуку, то заменить обозначение не составит труда.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...