Компетенция педагога умение управлять собой. Предметная компетентность. Перечень предметных компетенций учителя права

Введение

1. Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса

2. Условия профессионального роста педагогов

Выводы

Заключение

Введение.

Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагогических кадров различных образовательных сфер: дошкольное, школьное, высшее профессиональное и послевузовское образование.

Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонней личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса

Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е. его профессиональной компетентности. Прежде чем говорить о профессиональной компетентности педагога обратимся к основным понятиям «компетенции» и «компетентность».

В словаре С.И. Ожегова, понятие «компетентный» определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой-либо области».

В педагогической литературе отсутствует единая точка зрения на содержание понятий «компетенция», «компетентность». Компетенция – личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни. В настоящее время понятие «компетентность» расширено, в него включены личностные качества человека. Под компетентностью подразумевается – обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Компетенции являются структурными компонентами компетентности.

Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

К основным составляющим профессиональной компетентности относятся:

интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимодействия с окружающими людьми, экстраверсию, эмпатию;

информационная компетентность – объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, коллегах;

рефлексивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

Следовательно, на сегодняшний день любому специалисту необходимо обладать определенным набором компетенций.

Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности каждого педагога мобилизовать свои собственные усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием использовать свой потенциал, проявлять творческую активность.

Создание условий для профессиональной самореализации личности педагога в условиях дошкольного образовательного учреждения, работающего в режиме развития.

Самореализация может быть определена как стремление к самовоплощению, к актуализации заложенных в нем потенций.

Особого внимания следует уделить мотивации педагога к профессиональному росту, самореализации. Мотивация рассматривается как система факторов, вызывающих активность и определяющих направленность поведения человека.

У педагога может быть сформирована устойчивая мотивация в постоянном профессиональном саморазвитии, приобретении новых знаний и профессиональных умений.

Мотивация саморазвития обусловлена профессиональными образовательными потребностями – желанием усовершенствовать педагогическую деятельность или устранить возникшие в ней проблемы, то есть стать профессионально более успешным. Для возникновения мотивации важно применять стимулирование.

В научном управлении есть понятие «мотивационная среда» - совокупность мотивационных условий, которые являются производными определенной культуры коллектива.

Перед педагогами должны быть поставлены привлекательные цели, достижение которых требует наличия новых знаний.

Педагог должен постоянно включаться в новые для себя виды деятельности, работать в новых условиях, использовать новые средства, менять круг общения.

Педагог должен иметь широкий и разнообразный круг общения.

В ДОУ должна быть «конкурентная» социальная профессиональная среда, стимулирующая педагога к постоянному совершенствованию.

Результаты профессионального развития должны являться в ДОУ организационной ценностью.

Педагог должен быть уверен, что способен обучиться новым методам работы и адаптироваться к изменениям.

Педагог должен быть уверен в возможности получения качественной информации, необходимой для удовлетворения потребностей в его профессиональном развитии.

ДОУ должно оказывать педагогу необходимую и востребованную им самим помощь в решении проблем профессионального развития.

Педагог в процессе контроля и оценки своей работы должен регулярно получать адекватную обратную информацию об уровне своего профессионализма.

Педагог должен быть уверен в получении внутреннего (удовлетворенность, достижение желаемых целей и др.) и внешнего (статус, признание коллег, получение значимой работы, высокого разряда, повышения заработной платы и др.) вознаграждения. Это вознаграждение должно являться для него ценным, удовлетворять его потребности.

Педагог должен быть уверен, что данное вознаграждение нельзя получить без профессионального развития.

Статус педагога в коллективе должен зависеть от уровня его компетентности и образованности.

Условия необходимые для профессиональной самореализации личности педагога:

Дифференцированный и индивидуальный подход в методической работе с педагогами.

Специальное обучение педагогов внутри ДОУ (Школа молодого специалиста, Школа повышения профессионального мастерства, тренинги).

Условия для внедрения инноваций в практику работы детского сада, перехода к инновационному режиму.

Мотивационная среда для вовлечения педагога в самостоятельную и творческую исследовательскую работу.

Психологическая поддержка педагога. Организация комнаты психологической разгрузки, тренинги на развитие рефлексии, самосознания, самооценки. Возможность неформального общения в ДОУ, традиции коллектива.

Включение педагогов в управленческую деятельность. Развитие аналитических способностей, инициативности.

Делегирование полномочий с целью повышения ответственности.

Этапы профессиональной самореализации:

Адаптация в профессии (20-24 года). Первичное ознакомление с профессией.

Выбор собственной стратегии, стиля педагогической деятельности (до 30 лет).

Экспериментирование с педагогическими технологиями (до 40 лет).

Внесение творческих элементов в выбранную технологию.

Подведение итогов профессиональной карьеры и подготовка её завершения (50 лет).

Готовность перехода к неслужебной деятельности (60-65 лет).

Основными формами методической работы, направленными на развитие компетентности педагогов могут быть :

Постоянно действующий обучающий семинар по вопросам введения ФГОС ДО;

Семинары-практикумы (мы старались привлечь педагогов к методической работе, используя активные методы обучения);

Организация индивидуальных и групповых консультаций педагогов с целью оказания адресной эффективной методической помощи педагогам по вопросам организации образовательного процесса в ДОУ;

Организация деятельности Творческой группы по планированию педагогами образовательной работы с детьми;

Мастер-классы с целью повышения профессиональной компетентности педагогов, имеющих небольшой стаж работы, обменом передовым педагогическим опытом;

Открытый показ образовательной деятельности педагогами ДОУ, имеющими небольшой стаж работы;

Самообразование педагогов (расширение и углубление знаний, совершенствование имеющихся и приобретение новых навыков и умений);

Прохождения различных курсов повышения квалификации для всех категорий педагогических работников;

Проведение открытых мероприятий по обмену опытом педагогической деятельности с педагогами ДОУ на районных и краевых методических объединений.

Желание педагога познавать и самореализовываться.

Вывод. Заключение

Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.

Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.

Предметные компетенции учителя русского языка и литературы

По мнению современных ученых в педагогической области (Ларионова О. Г., Вербицкий А. А.) - компетенции учителя - это его права, обязанности и ответственность в сфере педагогической деятельности.

Одной из ключевых компетенций является коммуникативная, которая обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию личности в современных условиях жизни. Коммуникативная компетенция означает готовность ставить и достигать цели в устном и письменном общении.

Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный и достаточно сложный. Главная роль отводится урокам русского языка. Особую сложность в преподавании русского языка представляет соотнесение предметного курса и реального речевого опыта школьника, процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения языком. Какова же роль предмета "Русский язык” в школе? Что может сделать учитель русского языка и литературы, чтобы обеспечить коммуникативную компетенцию учеников?

Предметные компетенции учителя русского языка состоят из следующих направлений:

  1. Помогать учащимся овладевать учебными навыками и умениями;
  2. Воспитывать эмоционально-ценностного отношения к языку, пробуждать интерес к слову, стремиться научить правильно говорить и писать на родном языке.
  3. Формировать умение работать в сотрудничестве, взаимодействовать с окружающими людьми, получать необходимую информацию.
  4. Развивать коммуникативную компетентность учащихся в урочной и внеурочной деятельности.

Успешное применение данного подхода в обучении означает, что обучаемые знают язык, демонстрируют коммуникативные умения и способны успешно действовать вне школы, т.е. в реальном мире.

Современное состояние преподавания русского языка и литературы показывает, что в лицее на протяжении нескольких лет формируются у учащихся навыки и умения устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке, литературе используются для формирования практической речевой деятельности.

В основу этой работы для учителей русского языка положен деятельностный подход, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика. Подход основан на положении П. Я. Гальперина о том, что в самостоятельной творческой деятельности каждого ученика надо идти от внешних практических действий к действиям внутренним, теоретическим. То есть обучение предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность под руководством учителя, а затем – самостоятельную.

Чтобы формирование коммуникативной компетенции было результативным, более успешным, чтобы создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика, необходимо знать учебные возможности обучающихся каждого возраста.

Так,взяв учеников в 5 классе, учителя-предметники совместно с администрацией лицея проводят диагностику учебной деятельности учащихся, в которой учтены учебная работоспособность и уровень сформированности интеллектуальных умений. Определив учебную работоспособность каждого, определяются и направления работы с классом в определенной последовательности: составление алгоритмов, система упражнений, развивающих механизмы речи и т.д

Важную роль здесь играют уроки развития речи, так как на таких занятиях особое внимание уделяется комм уникативным компетенциям на основе работы с текстом.

Работать над "развитием речи вообще” нельзя, важно в каждом классе поставить задачу, что должны знать и уметь дети в определенных разновидностях устной и письменной речи. Так, в 5 классе: это текст, тема текста, идея. В 6 классе: стили, виды стиля и особенности, особенности прямой и косвенной речи и т.д.

К 11 классу в идеальном варианте мы должны подготовить социально активную личность, ориентирующуюся в современном мире, с высоким творческим потенциалом.

Следовательно, формы, методы и приемы работы учителя русского языка должны быть направлены на то, чтобы содержание учебного материала стало для учащихся источником для самостоятельного поиска решения проблемы.

В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль. Групповые формы и методы, коллективный способ обучения, работа в парах позволяет решить и воспитательные задачи: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.

Методы, которые используют учителя русского языка, разнообразны:

1. Виды пересказа (сжатый, подробный)

2. Формы учебного диалога.
3. Доклады и сообщения.
4.Выступления в качестве ведущих на мероприятиях.

5.Сочинения и изложения разных форм.
6.Участие в конкурсах сочинений.

Учителя русского языка стараются строить свою работу на уроках так, чтобы были задействованы различные умения и навыки учащихся, а именно:

1.Свободная работа с текстами разных стилей, понимание их специфики; владение навыками редактирования текста, создания собственного сочинения.
2.Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста;
3.Владение монологической и диалогической речью;

4.Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно);
5.Составление плана текста, тезисов, конспекта;
6.Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов;
7.Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»);
выбор и использование выразительных средств языка;
8.Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Совершенствование профессиональных компетенций учителя

русского языка и литературы.

Профессиональная компетентность учителя представляет собой совокупность профессионально-педагогических компетенций, в которую входят:

Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью к решению профессиональных задач;

Коммуникативная и профессионально-коммуникативная компетенции;

Общепедагогическая профессиональная компетенция (психолого-педагогическая и методическая);

Предметная компетенция в сфере учительской специальности;

Профессиональная самореализация.

Траектория развития профессиональной компетенции учителя включает в себя:

Профессиональное общение

Конструирование уроков в группах

Анализ посещённых открытых уроков

Участие в групповом анализе помещённых уроков

Активная позиция при проведении мероприятия

Обмен практическим опытом с коллегами

Консультирование коллег

Проведение мастер-классов

Организация и проведение курсовой подготовки для коллег

Самообразование

Изучение литературы

Подготовка сообщения, доклада, научной статьи

Знакомство с опытом коллег

Разработка дидактического, наглядного материала и раздаточного материала

Участие в олимпиадном движении

Профессиональный опыт педагога включает два вида знаний: теоретические и эмпирические, приобретённые на субъективном опыте. Они не существуют изолированно, но представляют собой систему, которая определяет готовность учителя к действиям. Образовательный процесс настолько динамичен, что нельзя однажды и навсегда освоить все секреты педагогического труда.

Сегодня в инновационной среде учитель проживает разные роли: консультанта, методиста, создателя сайтов, партнёра учащегося, эксперта. Компетентный учитель осознаёт, что основной деятельностью школьников не является знакомство с предлагаемыми знаниями и заучивание их. Задача учителя - окружить ребёнка специальной средой, которая будет эффективно способствовать его социализации и воспитанию. Перед современным, думающим, компетентным учителем стоит много вопросов. Один из важнейших: «Должно ли быть наше образование всё полностью ориентировано на формирование ключевых компетенций? А если должно, то могут ли в нём оставаться сегменты традиционного содержания, представляющего ту или иную область культуры и не имеющего явно выраженной прагматической окраски? Должно ли образование играть роль среды, в которой моделируется деятельность, сама имеющая надпредметный характер?»

Воспитать компетентного гражданина общества может только компетентный учитель. Сейчас много говорится о компетентностном подходе. Хочется надеяться, что этот подход будет применён на практике, что преподаватели и методисты не уйдут в область академических абстракций, что компетентностный подход не превратится в очередную говорильню, выражаясь словами Виктора Пелевина «лексическую шизофрению», избегая всех действительно важных проблем, с которыми сталкивается учитель.

В настоящее время перед учителями –словесниками поставлены 2 сложных задачи: научить выпускников писать сочинения в соответствии с регламентом и подготовить к сдаче ЕГЭ. И без коммуникативной компетенции их решить нельзя. Выполняя на ЕГЭ задание части С, выпускник применяет те виды компетенций,
которые востребованы не только на экзамене по русскому языку, но и будут необходимы в дальнейшей жизни. Создание собственного письменного высказывания на основе прочитанного текста - это проверка языковой и коммуникативной компетенций, то есть проверка практического владения русским языком,его словарём и грамматическим строем, это соблюдение языковых норм и владение разными видами речевой деятельности, это умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания. Таким образом, сейчас повышаются этические и эстетические требования к современному учителю, так как языковая и коммуникативно ‐ речевая культура – важные составляющие профессиональных умений педагога.

«Компетенции» - Содержание компетенций в стандарте. Профильно-специа- лизированные. Содержание и структура компетенции. Компетенция – «знания в действии». Компетентность – мотивированная способность и готовность действовать в определенных условиях. Социально- личностные и общекуль- турные. Общенаучные. Компетентностная модель выпускника (проект третьего поколения ФГОС ВПО).

«Формирование личностных компетенций» - Результаты работы над проектом. По данным исследований ведущих российских бизнес-школ. Средней уровень. Характеристика различных точек зрения на проблему. Формирование личностного отношения к предмету. Обществознание, отделение «Педагог начальных классов»». Связана с эффективным осуществлением профессиональной деятельности.

«Компетентностный подход в образовании» - Психолого-педагогическая диагностика и компетентностный подход. Друзья. Виды ключевых компетенций. Школьный коллектив. Родителей? образовательные; ? воспитательные; ? личностные. Семья. Компетенция. Досуг. Сегодня…надо прямо сказать: с передовых позиций мы уже откатились. Содержание деятельности на уроке физике.

«Компетенции в школе» - Главный ожидаемый результат эксперимента. Мастер-класс по теме: Экскурсия по Санкт-Петербургу. Методическое обеспечение эксперимента: Образовательный процесс, способствующий формированию ключевых компетенций учащихся в общеобразовательной школе. Гипотеза эксперимента. Программа «здравствуй, музей!».

«Компетентность учителя» - Что такое «Компетенция»? На пути к совершенству нет границ… Предметно- методологическая компетентность Сафронова Л.И. Учитель начальных классов. Знание – сила. Компетенция – круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлён (С.И.Ожегов). Методология. Уровни развития предметно- методологической компетентности учителя.

«Компетенции в образовании» - Из документов по модернизации образования РФ. Не увеличить объем информированности человека в различных предметных областях, а помочь людям самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях. Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе и предметного обучения).

Всего в теме 12 презентаций

Модель профессиональной компетентности учителя выступает как единство его теоретической и практической готовности. К определению понятия «профессиональная компетентность учителя» существуют разнообразные подходы. По мнению российских и зарубежных экспертов в области образования, общие требования к педагогу формируются следующим образом: высокая профессиональная компетентность; педагогическая компетентность; социально-экономическая компетентность; коммуникативная компетентность; высокий уровень профессиональной и общей культуры.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Выполнила К ибякова Е лена И вановна

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА РАССМАТРИВАЕТСЯ СЕГОДНЯ КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ «Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников и всему новому учителя- ключевая особенность современной школы» Национальная образовательная стратегия- инициатива «Наша новая школа»

Модернизация образования Формирование новой модели школы Качественное повышение уровня профессионализма учителя (педагога)

Компетенции Компетентность

Компетентность – осведомленность, авторитетность, обладание компетенцией, знаниями, позволяющими судить о чем- либо, качество человека, обладающего всесторонними знаниями; это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности Компетенция- круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих-либо полномочий, прав.

Краткость – сестра таланта Компетенции – это требования Компетентность – это проявление этих требований

Впервые понятия " компетенция " и " ключевые компетенции " стали использоваться в США в сфере бизнеса в 70-х годах прошлого века. Это было связано с проблемой определения качеств будущего сотрудника (позднее качества стали называть компетенциями). В результате многолетних исследований, проведенных в разных типах организаций, был составлен словарь из 21 компетенций. Изначально компетенции стали противопоставляться специальным знаниям и умениям, связанным с конкретной профессиональной деятельностью, т.е. противопоставлялись понятию «квалификации», компетенции рассматривались как самостоятельные универсальные составляющие любой профессиональной деятельности, влияющие на её успешную реализацию.

В настоящее время проблематика компетенций попала в образование и заняла в нём ведущее место. В чём причины такого интереса к компетенциям? * изменения, которые произошли в мире в последнее десятилетие; * «информационный взрыв», возникший вследствие использования информационных технологий; * быстрое внедрение научных разработок, которое привело к принципиальным изменениям не только в экономической деятельности, но и в повседневной жизни людей.

Модель профессиональной компетентности учителя выступает как единство его теоретической и практической готовности. Вне зависимости от уровня обобщенности педагогической задачи законченный цикл ее решения сводится к триаде "мыслить - действовать - мыслить" и совпадает с компонентами педагогической деятельности и соответствующими им умениями.

По мнению российских и зарубежных экспертов в области образования, структура ключевых компетенций в образовании такова: - предметно-методологическая компетенция; - психолого-педагогическая компетенция; - компетенция в области здоровьесбережения; - коммуникативная компетенция; - компетенция информационная.

КАЖДАЯ ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕДПОЛАГАЕТ ВЛАДЕНИЕ СОВРЕМЕННЫМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ, СВЯЗАННЫМИ С ТРЕМЯ СОСТАВЛЯЮЩИМИ, ОЧЕНЬ ВАЖНЫМИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: умением получать информацию в своей предметной области, преобразуя ее в содержании обучения и используя для самообразования (Когнитивная составляющая), умением передавать свою информацию другим (Операционально-технологическая составляющая), культурой коммуникации при взаимодействии с людьми (Личностная, позиционно-ценностная составляющая).

Когнитивная составляющая: - знание информации по базовым наукам, в области преподаваемого предмета; - ориентация в современных исследованиях по учебному предмету; - система знаний о информационно-дидактических ресурсах учебного процесса по предмету, их развивающем и социализирующем потенциале.

Содержание компетенции учителя Критерии уровня развития предметно-методологической компетентности учителя Обязательный уровень Продвинутый уровень Творческий уровень Когнитивная c оставля- ющая Учитель: * знает содержание учебного предмета (СУП), закономерности УВП; * в учебном процессе проявляются результаты исследований базовых наук: педагогики, психологии. Учитель: * хорошо знает СУП; * устанавливает связи внутри предмета и с другими дисциплинами; * ориентируется в современных исследованиях по предмету; * владеет системой методологических знаний, о структуре знаний, о методах научного познания. Учитель: *отлично знает СУП; * демонстрирует стремление приобретения новых знаний; * предлагает разные взгляды на изучаемый материал; * знает уровни, методы и формы познания и умеет применять их в ПД; * ведёт исследовательскую работу с учащимися.

ПРЕДМЕТНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ Операционально-технологическая составляющая - владение разнообразными методами предметной дидактики (в том числе групповыми, проектными, с применением медиатехнологий и др.); - владение методиками, приемами, технологиями, развивающими и социализирующими каждого ученика средствами учебных предметов; - умение обеспечить образовательный процесс ресурсами, социализирующими и развивающими учащихся средствами предмета.

Содержание компетенции учителя Критерии уровня развития предметно-методологической компетентности учителя Обязательный уровень Продвинутый уровень Творческий уровень Операционально-технологическая составляющая * Педагог ориентируется в нормативных документах по методологии преподаваемого предмета. * Владеет разнообразными методами ведения урока. * Урок структурирован, большая часть времени распределена удачно. * Владеет разнообразными методами ведения урока (групповыми, проектными, медиатехнологиями). * Обеспечивает образовательный процесс ресурсами, социализирующими и развивающими учащихся средствами предмета. * Структура урока чёткая, все этапы логически взаимосвязаны, время распределено удачно. * Педагог отлично ориентируется в н/док. и современных публикациях по методологии учебного предмета, что находит отражение в оборудовании кабинета, в содержании урочной и внеурочной д. уч-ся. * Владеет разнообразными методами ведения урока (в том числе исследовательскими, развивающими и социализирующими каждого ученика). * Структура урока чёткая, в ней учтены различные пути продвижения для учащихся.

ПРЕДМЕТНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ Личностная, позиционно-ценностная составляющая - осознание связи предметных знаний с системой общечеловеческих и собственных ценностей; - осознание значения ресурсного подхода к организации учебно-познавательной деятельности ученика; - понимание значения информационно-технологической грамотности для современного человека; - стремление сформировать у учащихся осознанное отношение к ресурсам Интернета, к медиатехнологиям как средству трансляции информации, требующим критического осмысления.

Содержание компетенции учителя Критерии уровня развития предметно-методологической компетентности учителя Обязательный уровень Продвинутый уровень Творческий уровень Личностная, позиционно- ценностная составляющая Владеет умением передавать от поколения к поколению такие значимые элементы культуры, как знания, ценности, навыки общекультурного характера Развивает ученика как члена общества, гражданина и патриота. Владеет умением превратить цели, содержание учебного предмета и способы действий в ресурсы личностного развития и социализации каждого ученика. Владеет приемами саморегуляции, педагогическим тактом в любых педагогических ситуациях. Обладает эрудицией и широким кругозором, сформированностью гуманистических ценностей личности педагога. Способен передать учащимся новые социальные умения: * ориентироваться в изменчивом мире социальных требований; * адекватно реагировать на изменчивость социальных ролей; *обучать ориентации во множестве субкультур; * активному использованию знаний и навыков, применению их в различных сферах жизни. *готовить к будущему, к встрече с неизвестным.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ Когнитивная составляющая: - знание о личных внутренних ресурсах учебно-познавательного успеха ученика - «чем ученик учится», - знания об особенностях познавательной сферы ученика, о его психологических особенностях, о развитии мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер учащихся.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ Операционально-технологическая составляющая: - умение педагогическими способами определить уровень развития «познавательных инструментов» ученика, - умение использовать знания об учебно-познавательных особенностях каждого ученика для конструирования реального образовательного процесса.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ Личностная, позиционно-ценностная составляющая: позитивная позиция учителя при оценке возможностей ученика: все «познавательные инструменты» ученика могут быть развиты, все имеют диапазон, внутри которого возможна положительная динамика развития.

Когнитивная составляющая: - знание теории и проектирования здоровьесберегаюшей образовательной среды (урок, кабинет, взаимодействие и т.д.); - система нормативно-правовых знаний, позволяющих на основе законов, положений, приказов, распоряжений и т.д. устанавливать ответственность учителя и ученика как субъектов образовательного процесса за организацию и результаты здоровьесберегающей деятельности.

КОМПЕТЕНЦИЯ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ Операционально-технологическая составляющая: - владение умениями конструирования здоровьесберегающей среды, принятия решений по проблемам здоровьесбережения в системе «учитель-ученик».

КОМПЕТЕНЦИЯ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ Личностная, позиционно-ценностная составляющая: - стремление к самообразованию в вопросах здоровьесбережения; - осознание необходимости в создании и функционировании здоровьесберегающей среды, связи знаний с системой ценностей; - осознание ответственности учителя за свое здоровье, как части личного и общего благополучия; - видение себя как психически, физически и нравственно здоровой личности.

Когнитивная составляющая: - знание законов, приемов эффективного общения в полилоге, диалоге, монологе. Операционально-технологическая составляющая: - владение приемами эффективного общения, позволяющими осуществлять направленное результативное неразрушающее взаимодействие в системе «учитель-ученик» и успешно взаимодействовать с коллегами в профессиональном социуме. Личностная, позиционно-ценностная составляющая: - осознание ценности общения; - стремление строить педагогическое взаимодействие с учетом особенностей личности другого человека - как ученика, так и коллег.

включает две группы базовых компетенций: 1) компетенции работы с информацией: осознание потребности в информации; выбор стратегии поиска информации; отбор, сравнение и оценка информации; систематизация, обработка и воспроизведение информации; синтез существующей информации и создание нового знания; 2) компетенции использования информационных технологий: использование стандартного программного обеспечения, технических устройств (компьютера, оргтехники, цифровой техники); поиск информации в Интернете; сетевое взаимодействие.


КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

Главной сегодняшней задачей образова-

Ния взрослых является производство

Компетентных людей – людей, которые

Были бы способны применять свои зна-

Ния в изменяющихся условиях, и …чья

основная компетенция заключалась бы в

Умении включаться в постоянное само-

обучение на протяжении всей своей жизни.

М.Ноулз

Вхождение в компетентностное образование предполагает выполнение ряда последовательных действий со стороны всех субъектов образовательного процесса и прежде всего педагогов. Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у учащихся способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и общества,т.е. реализовывать ключевые компетенции? Какими профессионально-педагогическими компетенциями необходимо владеть самому учителю для того, чтобы обеспечивать собственное профессиональное продвижение и развитие? При каких условиях компетенции перейдут на уровень профессиональной компетентности? Проблема определения профессиональной компетентности и ее соотношения с понятием компетенции с недавних пор стала предметом обсуждений в научной педагогической среде и среди педагогов-практиков. Попробуем разобраться в этом вопросе.

В наиболее общем понимании «компетентность» означает соответствие предъявляемым требованиям, установленным критериями и стандартам в соответствующих областях деятельности и при решении определенного типа задач, обладание необходимыми активными знаниями, способность уверенно добиваться результатов и владеть ситуацией. Понятие «компетенция» впервые стало употребляться в США в 60-е годы в контексте деятельностного образования, целью которого было готовить специалистов, способных успешно конкурировать на рынке труда. Компетентность, таким образом, может рассматриваться как личностная категория; компетенции же – как «анатомия» компетентности. Компетентностного специалиста (и учителя в том числе) с позиций современного подхода к организации трудовой деятельности должно отличать критическое мышление, т.е. способность среди множества решений выбрать оптимальное, умение работать с информацией, блоком прогностических и аналитических умений для успешного решения профессиональных задач «здесь и сейчас».

Давайте рассмотрим несколько определений понятия профессиональной компетентности учителя:

  1. Компетентность - это знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. (Митина Л.М.)
  2. Компетентным считается такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников. При этом компетентность учителя определяются также соотношением его профессиональных знаний и умений, с одной стороны, и профессиональных позиций, психологических качеств – с другой стороны. (Маркова А.К.)
  3. Компетентность - это способность работника качественно и безошибочно выполнить свои функции как в обычных, так и в экстремальных условиях, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к изменившимся условиям. (Веснин В.Р.)
  4. Компетентность - это сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса. (Адольф В.А.)
  5. Компетентность - это совокупность профессионально-педагогических компетенций.(Соловова Е.Н.)

Таким образом, получается, что компетенция – это своего рода «анатомия» компетентности. Тогда логично будет далее рассмотреть вопрос о сущности компетенции. Выделяют следующие профессионально-педагогические компетенции:

  1. Социально-психологическиая компетенция , связанная с готовностью решать профессиональные задачи, в том числе в режиме развития.
  2. Профессионально-коммуникативная компетенция , определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.
  3. Общепедагогическая профессиональная компетенция , включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности; знания основ педагогики.
  4. Предметная компетенция в сфере предметной специальности: знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания.
  5. Управленческая компетенция , т.е. владение умениями провоить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность.
  6. Рефлексивная компетенция , т.е. умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности.
  7. , связанная с умением работать в сфере ИК-технологий.
  8. Компетенция в сфере инновационной деятельности , характеризующая учителя как экспериментатора.
  9. Креативная компетенция , т.е. умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.

Для оценки профессиональных компетенций учителя можно воспользоваться следующей таблицей:

Критерии оценки профессиональных компетенций учителя

П/п

Характеристики,

определяющие

успешность учителя

8-10 баллов-оптимальный уровень

6-7 баллов-

достаточный

уровень

5 баллов и ниже –

Критический уровень

Предметная компетенция:

Знания в области преподаваемого предмета, методологии преподаваемого предмета

Учитель отлично знает содержание предмета, хорошо ориентируется в нормативных документах и современных публикациях по методологии преподаваемого предмета, что находит отражение в оборудовании кабинета и в содержании урочной и внеурочной деятельности учащихся.

Учитель хорошо знает содержание предмета, хорошо ориентируется в нормативных документах и современных публикациях по методологии преподаваемого предмета, но использует материалы публикаций нерегулярно – для подготовки выступлений, отчетов. В содержание учебного процесса продуктивный опыт и инновационные приемы вводит эпизодически

Учитель знает содержание предмета, но практически не следит за достижениями в области разработок новых подходов в его преподавании, не пользуется периодикой. В учебном процессе практически не проявляются результаты последних исследований базовых наук: педагогики, психологии, меьодики

Общепедагогическая компетенция: теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности.

Учитель знает теорию познавательной деятельности. При обсуждении коррекционных воздействий, анализе уроков, результативности образовательного процесса активно использует эти понятия.

Учитель не имеет целостного представления обо всех ресурсах и условиях учебного успеха ученика.

Учитель имеет затруднения в системном подходе к оценке учебных ресурсов ученика. Практически не может самостоятельно проанализировать познавательную сферу ученика.

Профессионально-коммуникативная компетенция: практическое владение приемами эффективного общения

Учитель умеет дифференцировать виды и способы воздействия при общении, строит общение, предупреждая конфликты. На уроках практически не возникают проблемы поведения учеников

Учитель строит общение по принципу директивно-понимающего, однако не всегда может дифференцировать подходы в процессе общения с отдельным учеником

Учитель не уделяет должного внимания стилю и способам общения

Управленческая компетенция: владения управленческими технологиями – педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты.

Учитель владеет технологиями самоанализа,умеет выделить и анализировать цели и результат учебного процесса и его условия. Уметь спроектировать, реализовать и проанализировать результативность программы развития ученика средствами своего предмета.

Учитель испытывает затруднение при целеполагании, но может анализировать свою деятельность по предложенному алгоритму, корректируя цели и условия учебного процесса.

Учитель практически не использует принцип планирования от конечной цели. Самоанализ чаще всего строится на эмоциях и ощущениях. В основном ставит и реализует предметные цели в обучении.

Компетенция в сфере инновационной деятельности: умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент

Учитель владеет навыками педагогического экспериментирования с минимальной помощью научного руководителя. Умеет проанализировать результаты ОЭР, сформулировать практические рекомендации и теоретические выводы.

Учитель может провести эксперимент, но для его планирования и анализа нуждается в научном руководстве.

Учитель не может или затрудняется спланировать внедрение инноваций, спрогнозировать результат такого внедрения

Рефлексивная компетенция: умение обобщить свою работу

Учитель может самостоятельно подготовить описание опыта, провести мастер-класс, оформить статью, доклад

Учитель способен самостоятельно описать свой опыт, но для систематизации, структурирования, обобщения и выводов требует помощи

Учитель практически не может описать свою работу так, чтобы коллеги могли воспользоваться его опытом

Информационно-коммуникативная компетенция

Учитель владеет основами ИК-технологий для обслуживания потребностей учебного процесса

Учитель находится на начальном этапе становления информационно-коммуникативной грамотности. Имеет начальные навыки и умения.

Учитель практически не знает содержание ИК-технологий и не использует их в учебном процессе.

Анализ выделенных профессиональных компетенций позволяет определить уровень состояния компетенций в образовательном учреждении на данном временном отрезке, что важно лично для учителя, а также для определения проблемных ситуаций и принятия управленческих решений, что важно для администрации ОУ.


Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...