Столичные школы готовы к новому учебному году. Столичные школы готовы к новому учебному году Просмотр содержимого документа «Технологическая карта урока1»

Практическая работа №7 Создаем вычислительные таблицы, для учащихся 7 класса занимающихся по УМК Босовой (Работа 12 для учащихся 6 класса ФГОС).

Работа включает в себя 2 задания, после выполнения которых учащиеся должны уметь: вычислять сумму чисел строки (столбца) таблицы в текстовом процессоре; строить табличные модели.

Задание 1. Клумбы

С помощью таблицы решим следующую задачу.
На школьном дворе разбивают 5 клумб треугольной формы. Первая клумба представляет собой равнобедренный треугольник с длинами сторон 5, 5 и 7 метров. Вторая клумба имеет форму прямоугольного треугольника, длины её сторон - 3, 4 и 5 метров. Длины сторон третьей клумбы равны 4, 3 и 3 метра. Четвёртая клумба представляет собой равносторонний треугольник, длина стороны которого равна 4 метрам. Длины сторон пятой клумбы равны 7, 5 и 7 метров.
Сколько провода нужно для обозначения границ каждой из этих клумб?
Хватит ли 50 м провода, чтобы обозначить на земле границы всех клумб?

1. В текстовом процессоре постройте таблицу:

2. Занесите в таблицу данные (длины сторон клумб) из условия задачи.

3. Ответ на первый вопрос можно получить, вычислив Значение последнего столбца таблицы: периметр треугольника - сумма длин трёх его сторон. Для этого:
1) установите курсор в ячейку, предназначенную для периметра первой клумбы;
2) в разделе Работа с таблицами на вкладке Макет в группе Данные щёлкните на кнопке Формула ;
3) числа, подлежащие суммированию, находятся левее ячейки, в которой должен быть помещен периметр; в диалоговом окне вам будет предложена формула =SUM(LEFT); если эта формула верна, щёлкните на кнопке ОК ;
4) перейдите в следующую ячейку и повторите действия пункта 3; если будет предложена неподходящая формула - измените её, выбрав подходящую в диалоговом окне;
5) аналогичным образом вычислите периметр остальных треугольников.

4. Для ответа на второй вопрос просуммируйте периметры всех треугольников. Для этого:
1) установите курсор в правую нижнюю ячейку таблицы;
2) для нахождения суммы чисел, находящихся над ячейкой с курсором, используйте формулу =SUM(ABOVE).

5. Под таблицей запишите ответ на вопрос, поставленный в задаче.

6. Сохраните документ в личной папке под именем Клумба .

Задание 2. Оборудование для школы

1. По следующему тексту постройте таблицу:

К новому учебному году школа получила следующее оборудование: 12 компьютеров для кабинета информатики; 1 интерактивную доску для кабинета математики; 21 стол для кабинета биологии; 1 интерактивную доску для кабинета физики; 24 стола для кабинета информатики; 1 компьютер для кабинета биологии; 1 проектор для кабинета биологии; 20 столов для кабинета начальных классов; 3 аквариума для кабинета биологии; 1 аквариум для кабинета начальных классов; 21 стол для кабинета математики; 1 проектор для кабинета физики; 21 стул для кабине-
та математики; 2 шкафа для кабинета математики; 1 проектор для кабинета начальных классов; 1 интерактивную доску для кабинета начальных классов; 8 компьютеров для кабинета начальных классов; 2 шкафа для кабинета информатики; по 3 шкафа для кабинета физики и биологии; 36 стульев для кабинета информатики; 1 интерактивную доску для кабинета информатики; 2 компьютера для кабинета физики.

2. Организуйте в таблице вычисления для определения количества единиц оборудования каждого вида, полученного школой
к новому учебному году.

3. Сохраните документ в личной папке под именем Оборудование .

19-25 мая. Линейный алгоритм для формального исполнителя. Образец выполнения с заданиями

5-12 мая. Выполнить блок-схему разветвляющегося алгоритма из учебника со стр.114 о фальшивой монете. В текстовом редакторе, сгруппировать и отправить мне на почту. Заголовок - 22пт Arial - Блок-схема.

6-14 апреля. Параграф 14. Собрать материалы для Генеалогического древа своей семьи. Сохранить на бумажном или электронном носителе информации. Принести на урок информатики. Образец Генеалогического древа

17-18 марта. Параграф 13. Практическая работа 13, Задание 2 (с.190) Запасы дрквесины. Выполните задание по учебнику, сохраните как Запасы древесины и отправьте на адрес: [email protected] , указав в теме свой класс (6А, 6Б, 6В и т.д.) Работу выполнить в LibreOffice Writer (при необходимости программу можно установить с этого сайта: Полезные программы. Устанавливается оба пакета 1 и 2).

10-11 марта. Параграф 12, Практическая работа 12. Задание 2.(C.189) Оборудование для школы.

Как развернуть текст и выровнять текст смотрите в Инструкции к работе.

Отформатируйте так:

  1. Ориентация страницы альбомная.
  2. Заголовок Arial 22 пт, полужирный, выравнивание по середине
  3. Основной текст (в таблице) Arial 1 4 пт, обычный. выравнивание по середине. Заголовки строк и столбцов выделите полужирным шрифтом. Подсчеты проводите при помощи формулы =sum. Отправьте на адрес: [email protected] , указав в теме отправления свой класс и букву. Имя файла - Оборудование для школы.

02-03 февраля. Параграф 11, Практич.работа 11. Задание 7 (стр.184-185) Имя файла "Самые-самые"

Отправить на адрес [email protected] В теме сообщения указать "ДЗ 6__класс" (букву (литеру) класса указывать обязательно).

19-20 января. Учимся создавать словесные модели: Откройте заготовку и ответьте на вопросы, чтобы получился Ваш словесный портрет. Отформатируйте так:

  1. Заголовок Arial 22 пт, полужирный
  2. Основной текст Times New Roman 14 пт, обычный
  3. Выравнивание по левому краю
  4. Межстрочный интервал 1,5 (полуторный)
  5. Сохранить: Мой словесный портрет
  6. В теме сообщения указать "ДЗ 6__класс"
  7. Отправить на адрес [email protected]

12-13 января. Откройте файл Дом ОБРАЗЕЦ . и файл Дом рабочий . Используя только операции копирования и вставки, восстановите известное стихотворение С.Маршака. Отформатируйте по образцу, сохраните под именем Дом в своей папке.

[email protected]

Дополнительное задание: стр.159-160 учебника: Работа 6, Задание 3. Отформатируйте по своему вкусу. Сохраните --> Скороговорка. При выполнении дома, отправьте эл.почтой на адрес: [email protected]

22-23 декабря. Откройте файл Шутка и выполните задание 2 со стр. 145 учебника

Дополнительное задание: Задание 4 "Прямоугольник" стр.149 учебника, Задание 6 "Работа с готовыми фигурами" стр.155 учебника.

Рабочий конспект.

I . Модели

    Модель – это ____________________ ___________, явлении.

2. Модели

    Задание №2. Определите, какие из следующих моделей являются информационными, а какие натуральными?. Соедините стрелками


4.

II . Табличные информационные модели

    Определение понятия «таблица»

Задание 1. первое

число номер столбцов, а второе – номер строки следующей

кодовой таблицы.

Таблица – это (3;2), (2;2), (6;3), (5;3), (3;2), (4;2), (3;3), (5;1), (12;1), (5;3), (2;1), (11;1), (12;1), (1;2), (2;2), (6;3), (5;3), (3;2), (4;2), (1;3), (3;3), (2;1), (6;3), (4;1), (10;3), (11;1), (12;1), (10;3), (4;1), (6;2), (5;1), (2;2), (3;1), (1;3), (9;2), (10;3), (10;3), (12;3).

    Правила составления и оформления таблицы

З
адание 2.
Расставьте в правильной последовательности алгоритм действий преобразования текста в таблицу.

________Заполнить все ячейки таблицы;

________Начертить таблицу;

________Составить заголовок таблицы;

________

________Выделить в тексте объекты строк, столбцов и их признаки;

    Преобразование текстовой информации в табличную.

Задание 3 . Прочитайте текст. Преобразуйте текст в табличную модель, для этого подчеркните в нем информацию, которая будет занесена в строках одной чертой , в столбцах - двойной чертой , в ячейках - волнистой . Озаглавьте таблицу.


К новому учебному году школа получила следующее оборудование: 12 компьютеров для кабинета информатики; 1 интерактивную доску для кабинета математики; 21 стол для кабинета биологии; 1 интерактивную доску для кабинета физики; 24 стола для кабинета информатики; 1 компьютеров для кабинета биологии; 1 проектор для кабинета биологии; 20 столов для кабинета начальных классов; 3 аквариума для кабинета биологии и 1 аквариум для кабинета начальных классов; 21 стол для кабинета математики.

«_______________________________________»


«Примеры таблиц»

Примеры таблиц.

Вид изделия

Год изготовления

Страна

Длина (м)

Джемпер

Португалия

Шарф

Сандалии

Пакистан

Саквояж

Бразилия


и спортивные результаты



Задание:

Примеры таблиц.

1. Необычные вещи 2. Оценки по информатике и математике

Вид изделия

Год изготовления

Страна

Длина (м)

Джемпер

Португалия

Шарф

Сандалии

Пакистан

Саквояж

Бразилия

3. Оценки по информатике 4. Антропометрические данные
и спортивные результаты



Задание: 1. Назовите заголовки таблиц.

2. Назовите наименование столбцов.

3. Назовите наименование строк.

4. Приведите примеры текста в ячейках.

Просмотр содержимого документа
«Задание к практической работе»

Практическая работа.

Практическая работа.

Задание. По следующему тексту постройте таблицу.

Столица Франции – Париж. Площадь Франции – 552 тыс.кв.км. Население Франции – 52 млн. чел. Форма правления Франции – республика. Столица Великобритании – Лондон. Площадь Великобритании – 244 тыс.кв.км. Население Великобритании – 56 млн. чел. Форма правления Великобритании – конституционная монархия. Столица Швейцарии – Берн. Площадь Швейцарии – 41 тыс.кв.км. Население Швейцарии – 7 млн. чел. Форма правления Швейцарии – конфедерация. Столица Италии – Рим. Площадь Италии – 301 тыс.кв.км. Население Италии – 55 млн. чел. Форма правления Италии – республика. Столица Японии – Токио. Площадь Японии – 370 тыс.кв.км. Население Японии – 108 млн. чел. Форма правления Японии – конституционная монархия (империя).

Практическая работа.

Задание. По следующему тексту постройте таблицу.

Столица Франции – Париж. Площадь Франции – 552 тыс.кв.км. Население Франции – 52 млн. чел. Форма правления Франции – республика. Столица Великобритании – Лондон. Площадь Великобритании – 244 тыс.кв.км. Население Великобритании – 56 млн. чел. Форма правления Великобритании – конституционная монархия. Столица Швейцарии – Берн. Площадь Швейцарии – 41 тыс.кв.км. Население Швейцарии – 7 млн. чел. Форма правления Швейцарии – конфедерация. Столица Италии – Рим. Площадь Италии – 301 тыс.кв.км. Население Италии – 55 млн. чел. Форма правления Италии – республика. Столица Японии – Токио. Площадь Японии – 370 тыс.кв.км. Население Японии – 108 млн. чел. Форма правления Японии – конституционная монархия (империя).

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока1»

Технологическая карта урока

ФИО: Нестерова Анна Павловна

ОУ: МОУ Иванковская СОШ

Предмет: информатика и ИКТ

Класс: 6 класс

Базовый учебник: Л.Л. Босова "Информатика" 6 класс ФГОС

Тема урока: Табличные информационные модели

Цель урока:

Планируемые учебные результаты:

Предметные : закрепление знаний учащиеся о табличных моделях как разновидности информационных моделей; формирование навыков по созданию табличных информационных моделей в текстовом редакторе M s Word ;

Метапредметные : формирование умений:

    самостоятельно определять цели своего обучения;

    работать индивидуально и в парах;

    отрыва от конкретных ситуативных значений и преобразовывать объект из словесной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;

    смыслового чтения, извлечения необходимой информации, определения основной и второстепенной информации;

Личностные : формирование способностей увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, поймут значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Формы работы учащихся : индивидуальная, в парах.

Образовательные ресурсы: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, раздаточный материал

Структура и ход урока

Основные этапы организации учебной деятельности

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Вступительное слово учителя. Создание атмосферы погружения

Приветствуют учителя, организуют рабочее место. Быстрое включение в деловой ритм.

Метапредметные результаты : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Личностные результаты : самоопределение

Мотивация урока.

Постановка темы и цели урока

Ребята, у каждого на парте рабочий конспект, который Вам необходимо будет заполнять в течении урока.(приложение №1).

На протяжении нескольких уроков мы разбирали с вами «модели», но давайте вспомним, что такое модель?(Модель – упрощенное представление о реальном объекте , процессе явлении)

Какие бывают модели? Натурные и информационные.

- В чем отличие натурных моделей от информационных моделей?

Натурные модели – реальные предметы в уменьшенном или увеличенном виде

Информационные модели – описания объекта-оригинала.

- Умеете ли отличать одну модель от другой?

задание: «Определите, какие из следующих моделей являются информационными, а какие натуральными? (соединим стрелками)

    Ребята, вспомните схему «Виды моделей». Назовите, какие виды моделей мы с вами уже рассмотрели на предыдущих уроках. Какая модель играет основную роль в окружающей действительности? (Таблицы)

Ребята, сформулируйте тему урока. Какую цель поставим?

Слушаю учителя, отвечают на вопросы, дополняют друг друга

Читают задание, осмысливают, сравнивают, выбирают, систематизируют. Проверяют с эталоном ответов.

Слушаю учителя, вспоминают, заполняют схему, отвечают на вопросы, дополняют друг друга.

Предлагают тему урока «Таблицы» или «Табличные модели», формулируют цель урока.

Цель: закрепить и систематизировать знания учащихся о табличных информационных моделях; совершенствовать умения и навыки в использовании программного приложения Microsoft Office Word для создания табличных моделей.

Метапредметные результаты : целеполагание, определяют цель учебной деятельности с помощью учителя, осуществляют личностную рефлексию. Постановка вопросов

Познавательные результаты

Предметные результаты: самостоятельное формулирование темы и цели учебной деятельности.

Личностные результаты:

развитие логического мышления

Актуализация знаний

Организует учебное взаимодействие учеников и следующее обсуждение табличных информационных моделей.

Для достижения поставленной цели я Вам предлагаю работать по следующему плану:

План урока:

    Компьютерный эксперимент

Реализация плана урока

1.Работа с заданием .

Задание. Расшифруйте головоломку понятия «таблица».

2. Ребята, приведите примеры таблиц из вашей повседневной жизни. Скажите, пожалуйста, из каких элементов состоит каждая таблица?

У Вас на партах карточка с чертежами таблиц. Посмотрите на таблицы, посовещайтесь в парах и проанализируйте их:

    Назовите заголовки таблиц.

    Назовите наименование столбцов.

    Назовите наименование строк.

    Приведите примеры текста в ячейках.

Организует учебное исследование для решения учебной цели

3. Правила составления и оформления таблицы .

Что необходимо знать, чтобы правильно преобразовать текстовую информацию в табличную модель и ее оформить?

Расставьте в нужной последовательности алгоритм работы над таблицей (карточки на доске)

Алгоритм составления и оформления таблицы:

    Составить заголовки столбцов и строк, так чтобы были краткими;

    Начертить таблицу;

    Заполнить все ячейки таблицы

Сегодня мы будем работать с табличными моделями по этому плану.

Ребята, попробуем создать информационную таблицу. Откройте учебник на стр.188 задание №2 «Оборудование для школы». Прочитайте текст, преобразуйте текстовую информацию в табличную, для этого выделите в нем информацию, которая будет занесена в строках одной чертой, в столбцах двойной чертой, в ячейках волнистой. На полях напишите название таблицы, строк и столбцов.

    Ребята, напомните какая цель урока? Выполнили поставленную цель? Что мы не сделали на уроке? (не совершенствовали умения и навыки в использовании программного приложения Microsoft Office Word для создания табличных моделей)

    Физкультминутка:

На уроке, ребята, вы работаете хорошо, дружно.

А теперь отдохнуть вам нужно.

Смотрим на экран и выполняем упражнения.

Сколько строчечек у нас? (5)

Столько мы присядем раз.

Сколько столбиков здесь мы увидим? (2)

Столько сделаем наклонов (вправо, влево)

Сколько камешков у нас (5)

Столько мы подпрыгнем раз.

Отдохнули, порезвились и за дело мы взялись.

Работают с заданием.

Ответ – средство для представления информации

Приводят примеры таблиц:

умножения, таблицу погоды, расписание уроков, таблицу склонения имен существительных.

Отвечают на вопрос учителя.

Ответ - Строка - столбец – ячейка – заголовок строк и столбцов.

Смотрят видеоролик;

Работа в парах.

Осуществляют исследовательскую деятельность, обобщают и делают выводы, осуществляют коммуникативную групповую деятельность

Отвечают на вопрос учителя.

Ответ – алгоритм

Обучающиеся расставляют в нужной последовательности алгоритм работы над таблицей:

Читают текст, выделяют главное, обобщают, делают вывод.

название таблицы «Оборудование для школы»

название строк – оборудование

название столбцов – название кабинета

информация в ячейках – кол-во оборудования

информация в строках – название оборудования

информация в столбцах – название кабинета.

Вспоминают цель урока.

Отвечают на вопросы

ответ: нет, не выполнили практическую часть урока.

Все вместе выполняют физкультминутку

Метапредметные результаты: умение выражать свои мысли

Регулятивные результаты:

Коммуникативные результаты : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, приводят примеры, умение слушать, умение учувствовать в коллективном обсуждении, приводят примеры.

Познавательные результаты : выступают перед аудиторией сверстников

Личностные результаты: самоопределение

Регулятивные результаты: работают по плану, сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя

Коммуникативные результаты

Познавательные результаты : выступают перед аудиторией сверстников, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении учебных задач, обучаются основам поискового чтения, осуществляют анализ

Личностные результаты: самоопределение

Метапредметные результаты: умение выражать свои мысли, информационная переработка текста в таблицу

Предметные результаты: анализ объектов с помощью определения признаков

Регулятивные результаты: работают по плану, сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя

Коммуникативные результаты : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слушать, умение учувствовать в коллективном обсуждении

Познавательные результаты : выступают перед аудиторией сверстников, обучаются основам поискового чтения, осуществляют анализ

Личностные результаты: самоопределение

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Компьютерный практикум.

Организует самостоятельное выполнение практического задания в парах.

Самостоятельная работа при создании и оформлении табличной информационной модели, проверка результатов своей деятельности. Выполняют практическое задание в парах. Делают вывод о табличных моделях.

Вывод:

Метапредметные результаты : контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного. Волевая регуляция в ситуации затруднения.

Личностные результаты : самоопределение

Рефлексия учебной деятельности

Организует рефлексию, организует самооценку результатов учащихся.

Задает домашнее задание

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Отвечают на вопросы:

    Можете ли вы назвать тему урока?

    Какую цель ставили?

    Удалось ли достичь поставленной цели?

Познавательные результаты: рефлексия способов и усилий действия, контроль и оценка процесса и результатов собственной деятельности

Регулятивные результаты: оценка – оценивание качества и уровня усвоения

Личностные результаты: формирование навыков самооценки. Выражают положительное отношение к процессу познания, оценивают собственную учебную деятельность. Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Просмотр содержимого документа
«лгортм и план на доску»

План урока:

    Дать определение понятия «таблица»;

    Определить структуру табличных моделей;

    Сформулировать правила составления и оформления табличных моделей;

    Правила создания таблиц на ПК;

    Компьютерный эксперимент

Алгоритм составления и оформления таблицы:

    Выделить объекты строк, столбцов и их признаки;

    Подумать и составить заголовок таблицы, который должен давать представление о содержащейся в ней информации.

    Составить заголовки столбцов и строк, так чтобы были краткими;

    Начертить таблицу;

    Заполнить все ячейки таблицы

Просмотр содержимого презентации
«урок по таблицам 6 класс»



это _________ представление о реальном процессе, _________ , явлении.

это упрощенное представление о реальном процессе, объекте , явлении.

натурные

информационные


Информационная модель

Натурная модель

Определите, какие из следующих моделей являются информационными, а какие натурными (соединим стрелками).

Атлас автомобильных дорог

Карта местности

Игрушечная модель автомобиля

Математическая формула

Фотография человека


Виды моделей

Знаковые

Образные

Смешанные

Словесные описания

Фотографии

Диаграммы


Цель урока:


1. Дать определение понятия « таблица » ;

2. Определить структуру табличных моделей;

3. Сформулировать правила составления и оформления табличных моделей;

4. Сформулировать правила создания таблиц на ПК;

5. Компьютерный эксперимент.


Каждой букве алфавита поставлена в соответствии пара чисел: первое число номер столбцов,

а второе – номер строки следующей кодовой таблицы.

Пользуясь данной таблицей, расшифруйте головоломку понятия таблицы:

Таблица – это (3;2), (2;2), (6;3), (5;3), (3;2), (4;2), (3;3), (5;1), (12;1), (5;3), (2;1), (11;1), (12;1),

(1;2), (2;2), (6;3), (5;3), (3;2), (4;2), (1;3), (3;3), (2;1), (6;3), (4;1), (10;3), (11;1), (12;1), (10;3),

(4;1), (6;2), (5;1), (2;2), (3;1), (1;3), (9;2), (10;3), (10;3), (12;3).




Оборудование для школы

Оборудование

Кабинеты

Информатика

Компьютер

Интерактивная

Математика

Биология

Проектор

Физика

Начальных

классов

Аквариум



Практическая работа

Страна

Столица

Великобритания

Площадь (тыс. кв.км.)

Население (млн. чел.)

Швейцария

Форма правления

республика

конституционная монархия

конфедерация

республика

доминион в составе Британского содружества наций

конституционная монархия (империя)

Информация, представленная в виде таблицы наглядна, компактна, легко обозрима. Можно с легкостью найти, например, площадь любой страны…


В табличной информационной модели информация более наглядна, легче воспринимаема и легче запоминаема.

Информация, представленная в виде таблицы наглядна, компактна, легко обозрима. Можно с легкостью найти, например, площадь любой страны…


Цель урока:

закрепить и систематизировать знания о табличных информационных моделях; совершенствовать умения и навыки в использовании программного приложения Microsoft Office Word для создания табличных моделей.


Итоги урока

поработал на

уроке на оценку “5”

недостаточно хорошо понял тему и поработал на уроке на “4”

возникли трудности и еще много нужно работать над данной темой

Ключевые слова:
. таблица типа «объекты-свойства»
. таблица типа «объекты-объекты-один»
. вычислительная таблица
. взаимно однозначное соответствие

Решение логических задач с помощью нескольких таблиц

Объекты двух классов могут находиться в отношении взаимно однозначного соответствия . Это значит, что:
1) в этих множествах одинаковое количество объектов;
2) каждый объект первого множества связан заданным свойством только с одним объектом второго множества;
3) каждый объект второго множества связан заданным свойством только с одним объектом первого множества.

В соответствующей таблице типа ООО в каждой строке и каждом столбце будет находиться только одна 1, фиксирующая наличие связи между объектами. Это свойство можно использовать при решении логических задач.

Пример 7

Маша, Оля, Лена и Валя — замечательные девочки. Каждая из них играет на каком-нибудь музыкальном инструменте и говорит на одном из иностранных языков. Инструменты и языки у них разные. Маша играет на рояле. Девочка , которая говорит по-французски, играет на скрипке. Оля играет на виолончели. Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским. Лена не играет на арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски. Нужно определить, на каком инструменте играет каждая из девочек и каким иностранным языком она владеет.

В задаче рассматриваются объекты классов «девочка» (объекты с именами «Маша», «Оля», «Лена» и «Валя» ), «музыкальный инструмент» («рояль», «скрипка», «виолончель», «арфа» ) и «иностранный язык» («французский», «немецкий», «английский», «итальянский» ). Пары образуются из объектов классов «девочка» — «музыкальный инструмент» , «девочка» — «иностранный язык» , «музыкальный инструмент» — «иностранный язык» , причем между объектами этих классов существует взаимно однозначное соответствие (рис. 34).

В условии задачи явно указано наличие или отсутствие связи между некоторыми объектами рассматриваемых классов.

Можно построить две отдельные таблицы типа ООО для пар «девочка — музыкальный инструмент» и «девочка — иностранный язык» . Более удобно соединить их в одну таблицу (табл. 11). Наличие свойства у пары объектов «девочка играет на музыкальном инструменте» («девочка владеет иностранным языком») будем обозначать 1, а его отсутствие — 0.

В рассматриваемом примере удобно вначале заполнить верхнюю часть таблицы на основании той информации, что между множеством девочек и множеством музыкальных инструментов существует взаимно однозначное соответствие, а также что:

Маша играет на рояле ;
Оля играет на виолончели ;
Лена не играет на арфе .

Теперь, учитывая связи, зафиксированные в первой части таблицы, приступим к заполнению её второй части, используя данные из условия задачи:

Девочка , которая говорит по-французски , играет на скрипке.

Маша не знает итальянского языка , а Оля не владеет английским .

Виолончелистка не говорит по-итальянски .

Таким образом , увлечения Маши рояль и английский , Оли виолончель и немецкий , Лены скрипка и французский , Вали арфа и итальянский .

Вопросы и задания

12. Приведите пример двух классов, объекты которых находятся в отношении взаимно однозначного соответствия.

13. В финале армейского турнира по шахматам встретились представители шести воинских званий: майор, капитан, лейтенант, старшина, сержант и старший солдат, причем разных специальностей: лётчик, танкист, артиллерист, миномётчик, сапёр и связист. Определите специальность и звание каждого из шахматистов по следующим данным:

1) в первом туре лейтенант выиграл у лётчика, майор — у танкиста, а сержант — у миномётчика;
2) во втором туре капитан выиграл у танкиста;
3) в третьем и четвёртом турах миномётчик из-за болезни не участвовал в турнире, поэтому свободными от игры оказались капитан и старший солдат;
4) в четвёртом туре майор выиграл у связиста;
5) победителями турнира оказались лейтенант и майор, а хуже всех выступил сапёр.

14. Три дочери писательницы Дорис Кей — Джуди, Айрис и Линда — тоже очень талантливы. Они приобрели известность в разных видах искусств — пении, балете и кино. Все они живут в разных городах, поэтому Дорис часто звонит им в Париж, Рим и Чикаго. Известно, что:

1) Джуди живет не в Париже, а Линда — не в Риме;
2) парижанка не снимается в кино;
3) та, кто живет в Риме, — певица;
4) Линда равнодушна к балету.

Где живет Айрис и какова её профессия?

Компьютерный практикум

Компьютерный практикум

Работа 12 «Создаём вычислительные таблицы в текстовом процессоре»

С помощью таблицы решим следующую задачу.

На школьном дворе разбивают 5 клумб треугольной формы. Первая клумба представляет собой равнобедренный треугольник с длинами сторон 5, 5 и 7 метров. Вторая клумба имеет форму прямоугольного треугольника, длины её сторон — 3, 4 и 5 метров. Длины сторон третьей клумбы равны 4, 3 и 3 метра. Четвёртая клумба представляет собой равносторонний треугольник, длина стороны которого равна 4 метрам. Длины сторон пятой клумбы равны 7, 5 и 7 метров.

Сколько провода нужно для обозначения границ каждой из этих клумб?

Хватит ли 50 м провода, чтобы обозначить на земле границы всех клумб?

1. В текстовом процессоре постройте таблицу:

2. Занесите в таблицу данные (длины сторон клумб) из условия задачи.

3. Ответ на первый вопрос можно получить, вычислив значение последнего столбца таблицы: периметр треугольника — сумма длин трёх его сторон.

Для этого:

1) установите курсор в ячейку, предназначенную для периметра первой клумбы;

4. Для ответа на второй вопрос просуммируйте периметры всех треугольников.

Для этого:

1) установите курсор в правую нижнюю ячейку таблицы;

5. Под таблицей запишите ответ на вопрос, поставленный в задаче.

6. Сохраните документ в личной папке под именем Клумба .

1. По следующему тексту постройте таблицу:

К новому учебному году школа получила следующее оборудование: 12 компьютеров для кабинета информатики; 1 интерактивную доску для кабинета математики; 21 стол для кабинета биологии; 1 интерактивную доску для кабинета физики; 24 стола для кабинета информатики; 1 компьютер для кабинета биологии; 1 проектор для кабинета биологии; 20 столов для кабинета начальных классов; 3 аквариума для кабинета биологии; 1 аквариум для кабинета начальных классов; 21 стол для кабинета математики; 1 проектор для кабинета физики; 21 стул для кабинета математики; 2 шкафа для кабинета математики; 1 проектор для кабинета начальных классов; 1 интерактивную доску для кабинета начальных классов; 8 компьютеров для кабинета начальных классов; 2 шкафа для кабинета информатики; по 3 шкафа для кабинета физики и биологии; 36 стульев для кабинета информатики; 1 интерактивную доску для кабинета информатики; 2 компьютера для кабинета физики.

2. Организуйте в таблице вычисления для определения количества единиц оборудования каждого вида, полученного школой к новому учебному году.

3. Сохраните документ в личной папке под именем Оборудование .

При выполнении практической работы вы научились

Вычислять сумму чисел строки (столбца) таблицы в текстовом процессоре;
- строить табличные модели.

Практическая работа по теме

«Вычисления по формулам в таблицах Word »

Задание 1. Выполнить вычисления в таблице «Клумбы»

    Выполнить команду Макет=Данные = Формула Формула (рис. справа).

    Вставить функцию .

    Щелкнуть кнопку ОК.

Примечание:

Формула задать =SUM(ABOVE).

=SUM(LEFT) или=SUM(RIGHT ) .

SUM – сумма чисел.

LEFT – ячейки, расположенные в строке левее ячейки с формулой.

RIGHT – ячейки, расположенные в строке правее ячейки с формулой.

ABOVE – ячейки, расположенные в столбце выше ячейки с формулой.

Сторона 1, м

Сторона 1, м

Сторона 1, м

Периметр, м

Четвертая

Итого:

    Определить, сколько метров провода необходимо для обозначения границ каждой клумбы. Потребуется формула =SUM(LEFT).

    Определить, сколько метров провода необходимо для обозначения границ всех клумб. Потребуется формула =SUM(ABOVE).

    Главная – группа Абзац ).

Задание 2. Выполнить вычисления в таблице «Оборудование для школы»:

Порядок вычисления по формуле:

    Установить курсор в ячейку, в которой должен разместиться результат вычислений.

    Выполнить команду Макет=Данные = Формула – открывается диалоговое окно Формула (рис. справа).

    Записать в соответствующем поле диалогового окна формулу, введя ее с клавиатуры или вставив необходимую функцию из списка Вставить функцию .

    Щелкнуть кнопку ОК.

Примечание:

Чтобы получить сумму чисел столбца, надо в поле Формула задать =SUM(ABOVE).

Чтобы получить сумму чисел строки, надо задать формулу =SUM(LEFT) или=SUM(RIGHT ) .

Оборудование для школы

Оборудование

Компьютер, шт.

Интерактивная доска, шт.

Проектор, шт.

    Информатика

    Математика

    Биология

    Начальные классы

Итого:

    Определить количество единицоборудования каждого вида, полученного школой к новому учебному году. Потребуется формула =SUM(ABOVE).

    Задайте полужирное начертание для всех заголовков (общего заголовка, заголовков столбцов и строк).

    Содержимое ячеек с числовыми данными выровнять по центру (вкладка Главная – группа Абзац ).

Задание 3. Выполнить вычисления в таблице «Количество отработанных часов»

Порядок вычисления по формуле:

    Установить курсор в ячейку, в которой должен разместиться результат вычислений.

    Выполнить команду Макет=Данные = Формула – открывается диалоговое окно Формула (рис. справа).

    Записать в соответствующем поле диалогового окна формулу, введя ее с клавиатуры или вставив необходимую функцию из списка Вставить функцию .

    Щелкнуть кнопку ОК.

Примечание:

Чтобы получить сумму чисел столбца, надо в поле Формула задать =SUM(ABOVE).

Чтобы получить сумму чисел строки, надо задать формулу =SUM(LEFT) или=SUM(RIGHT ) .

Количество отработанных часов

Ф.И.О. преподавателя

Всего часов

Практика

    Иванов С.А.

    Петрова Ю.А.

    Смирнов В.Г.

    Линник С.М.

    Спектор А.Б.

Итого:

    В столбце Всего часов для Иванова ввести формулу =SUM(RIGHT).

    Найти общее количество часов по столбцам Всего часов , Лекции , Практика и Зачеты с помощью формулы =SUM(ABOVE).

    Задайте полужирное начертание для всех заголовков (общего заголовка, заголовков столбцов и строк).

    Содержимое ячеек с числовыми данными выровнять по центру (вкладка Главная – группа Абзац ).

Задание 4. Выполнить вычисления в таблице «Прибыль предприятий»

Порядок вычисления по формуле:

    Установить курсор в ячейку, в которой должен разместиться результат вычислений.

    Выполнить команду Макет=Данные = Формула – открывается диалоговое окно Формула (рис. справа).

    Записать в соответствующем поле диалогового окна формулу, введя ее с клавиатуры или вставив необходимую функцию из списка Вставить функцию .

    Щелкнуть кнопку ОК.

Примечание:

Чтобы получить сумму чисел столбца, надо в поле Формула задать =SUM(ABOVE).

Чтобы получить сумму чисел строки, надо задать формулу =SUM(LEFT) или=SUM(RIGHT ) .

Прибыль предприятий

Предприятие

Чистая прибыль, руб.

Налог на прибыль

Общая прибыль, руб.

Федеральный бюджет, руб.

Городской бюджет, руб.

    Ласточка

Итого:

    Определить общую прибыль каждого из торговых предприятий.

    Определить суммарную прибыль всех предприятий.

    Какую сумму получил от этих предприятий федеральный бюджет?

    Какую сумму получил от этих предприятий городской бюджет?

    Задайте полужирное начертание для всех заголовков (общего заголовка, заголовков столбцов и строк).

    Содержимое ячеек с числовыми данными выровнять по центру (вкладка Главная – группа Абзац ).

Задание 5. Выполнить вычисления в таблице «Успеваемость за I полугодие»

Порядок вычисления по формуле:

    Установить курсор в ячейку, в которой должен разместиться результат вычислений.

    Выполнить команду Макет=Данные = Формула – открывается диалоговое окно Формула (рис. справа).

    Записать в соответствующем поле диалогового окна формулу, введя ее с клавиатуры или вставив необходимую функцию из списка Вставить функцию .

    Щелкнуть кнопку ОК.

Примечание:

Чтобы получить среднее значение чисел столбца, надо в поле Формула задать =AVERAGE(ABOVE).

Чтобы получить среднее значение чисел строки, надо задать формулу =AVERAGE(LEFT) или=AVERAGE(RIGHT ) .

AVERAGE – среднее арифметическое чисел (сумма/количество).

Таблица успеваемости за I полугодие

Фамилия Имя

Изучаемые темы

Алгоритмы

Программирование в среде Паскаль

Архитектура ПК

Средняя оценка

    Алимов В.

    Бычкова Е.

    Докучаев Е.

    Иванова И.

    Каримов И.

    Наумова Н.

    Романов М.

    Скачков И.

    Устинова Л.

Средняя оценка

    Определить среднюю оценку каждого ученика (с установкой формата числа, смотри образец). Необходимо создать формулу для первого по списку ученика, а для второго и последующих учеников достаточно нажимать функциональную клавишу F4 (эта клавиша запоминает последнюю выполненную команду).

    Определить среднюю оценку по каждой теме (с установкой формата числа, смотри образец).

    Задайте полужирное начертание для всех заголовков (общего заголовка, заголовков столбцов и строк).

    Содержимое ячеек с числовыми данными выровнять по центру (вкладка Главная – группа Абзац ).

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...