Восстание на броненосце потемкин 1905. Восстание на броненосце «Потёмкин

Восстание на броненосце "Потёмкин"

"...Броненосец "Потемкин" остался непобежденной территорией революции и, какова бы ни была его судьба, перед нами налицо несомненный и знаменательнейший факт: попытка образования ядра революционной армии", - так охарактеризовал В. И. Ленин революционное восстание на эскадренном броненосце Черноморского флота "Князь Потемкин-Таврический" в июне 1905 года.

10 октября 1898 года на стапеле Николаевского адмиралтейства в городе Николаеве был торжественно заложен броненосец, ставший сильнейшим в Черноморском флоте. Его создание ознаменовало собой завершение перехода от традиционных для XIX столетия технических решений к целому ряду новшеств, более характерных для века будущего. Разработку проекта, а впоследствии и руководство строительством осуществлял корабельный инженер Севастопольского военного порта А. Э. Шотт, работавший ранее под руководством видного кораблестроителя Н. Е. Кутейникова.
Прототипом для "Потемкина" послужил построенный ранее броненосец "Три Святителя", однако проект нового корабля вобрал в себя ряд перспективных конструкторских решений, примененных при строительстве и других броненосцев. Так, его мореходные данные соответствовали ранее построенному броненосцу "Пересвет".

эскадренный броненосец “ Пересвет “

На "Потемкине" предусматривался возвышенный полубак, что позволяло уменьшить заливаемость носовой части корабля при волнении и поднять до 7.6 метра над поверхностью воды ось носовых орудий главного калибра. К тому же впервые было использовано централизованное управление артиллерийским огнем, которое осуществлялось из центрального поста, расположенного в боевой рубке.
Броненосец стал первым кораблем с котлами новой конструкции - вместо огнетрубных были установлены водотрубные, предназначенные для жидкого топлива. Чтобы усилить артиллерийское вооружение по сравнению с кораблем-прототипом, на "Потемкине" применили более совершенную броню с повышенной сопротивляемостью и за счет этого добились уменьшения ее толщины, а следовательно и массы. Первым на Черноморском флоте этот броненосец оснастили кранами для подъема шлюпок и катеров.
В сентябре 1900 года в торжественной обстановке эскадренный броненосец "Князь Потемкин-Таврический" был спущен на воду, а летом 1902 года переведен в Севастополь - для достройки и вооружения. Первоначальный срок ввода в строй был сорван из-за большого пожара, вспыхнувшего в котельном отделении. Урон, причиненный огнем, оказался значительным. Особенно пострадали котлы. Пришлось заменить их другими, рассчитанными уже под твердое топливо. В том же, 1902 году во время испытаний артиллерии главного калибра обнаружились раковины в броне башен. Пришлось заменять их новыми, которые изготовили лишь к концу 1904 года. Все это в итоге чуть ли не на два года задержало ввод корабля в строй.

По тактико-техническим характеристикам эскадренный броненосец "Князь Потемкин-Таврический" был мощнейшим в своем классе кораблем Российского военного флота. Кстати, по вооружению он превосходил близкий ему по типу эскадренный броненосец "Ретвизан", строившийся в Америке для русского флота, а также английские броненосцы типа "Куин" значительно большего водоизмещения. "Потемкин", правда, уступал им в скорости полного хода, но русское военно-морское командование считало 16 узлов вполне достаточной скоростью для броненосцев Черноморского флота.
Проектное водоизмещение "Потемкина" составляло 12,480 тонн, фактическое - 12,900 тонн. Длина корпуса - 113.2 метра, ширина - 22.2 метра и осадка - 8,4 метра. "Сердцем" энергетической установки являлись три группы паровых котлов, причем две из них (14 котлов) работали на жидком топливе, и одна, установленная взамен испорченных пожаром и состоящая из 8 котлов, - на угле. Их паропроизводительности было достаточно для привода двух вертикальных паровых машин тройного расширения суммарной мощностью 10,600 л.с. Скорость полного хода корабля составляла 16.7 узла. Гребные валы располагались симметрично, побортно и были оснащены винтами диаметром 4.2 метра каждый, допускавшими частоту вращения до 83 оборотов в минуту. Полный запас топлива составлял 950 тонн, усиленный - 1,100 тонн, причем 340 тонн приходилось на уголь, остальное - нефтяное топливо. Корабельные запасы воды рассчитывались на 14-суточное автономное плавание, а запасы провизии - на 60 суток. Дальность плавания составляла 3,600 миль при следовании экономическим десятиузловым ходом. В носовой части корпус корабля имел таран, располагавшийся ниже конструктивной ватерлинии. По бортам, в подводной части корпуса, устанавливались бортовые скуловые кили - пассивные успокоители качки. Основные отсеки корабля отделялись друг от друга водонепроницаемыми переборками. Такими были подбашенные отсеки и котельные, а также машинные отделения.
Защита корабля проектировалась с учетом воздействия артиллерийского, минного и торпедного оружия противника. Для этого на нем предусмотрели броневую защиту жизненно важных объектов, включающую вертикальное наружное противоснарядное бронирование бортов и надстроек, и горизонтальное - броневую палубу со скосами из только что освоенной Ижорским заводом новой экстрамягкой никелевой стали, впервые примененной на крейсере "Диана". Бронировались также артиллерийские установки, шахты, боевые рубки. Предусматривалась и конструктивная подводная защита от мин и торпед.
Эскадренный броненосец обладал достаточно мощной по тому времени артиллерией: орудиями главного, среднего (противоминного) и малого калибров, установленными по всей длине корабля на полубаке, главной палубе, в носовых и кормовых срезах, а также на боевом марсе фок-мачты. Пулемет находился на специальной платформе грот-мачты.
Главный калибр был представлен четырмя 305-мм орудиями со стволами длиной 40 калибров, установленными в двух башнях - носовой и кормовой.

Носовая располагалась на полубаке, перед средней надстройкой, а кормовая - позади надстройки на главной палубе. Масса одного такого орудия составляла 43 тонны. Скорострельность - 0.75 выстрела в минуту, начальная скорость снаряда - 792.5 м/с, масса снаряда - 331.7 килограмма. Предельный угол возвышения орудий составлял 15 градусов. Заряжали их с помощью электромеханизмов - в мирных условиях практически за две минуты, а в соответствии с контрактными требованиями это время должно было составлять 1.25-1.5 минуты. Боекомплект одного орудия главного калибра состоял из 60 305-мм снарядов: 18 бронебойных, 18 фугасных, 4 сегментных, 18 чугунных и 2 картечных.
В артиллерию среднего калибра входили 152-мм орудия: причем 4 из них размещались на верхней палубе и 12 - на главной. Для защиты обслуживающей прислуги орудия размещались в бронированных казематах. По углам средней надстройки для установки 152-мм орудий были сделаны специальные выгородки с выходами из шахт элеваторов подачи боеприпасов. Ниже, на главной палубе, под надстройкой и до носовой башни главного калибра ставились только 152-мм орудия.
Несколько слов о 152-мм и 75-мм орудиях. Первые имели ствол длиной 45 калибров и массу 5 тонн. Скорострельность 152-мм орудий составляла 3 выстрела в минуту, начальная скорость снаряда - 792 м/с. Параметры вторых следующие: длина ствола 29.5 калибра, масса - 0.9 тонны, скорострельность - 4-6 выстрелов в минуту, начальная скорость снаряда - 823 м/с. Боекомплект в расчете на один ствол составлял: для 152-мм орудий - 180 снарядов (47 бронебойных, 47 фугасных, 31 сегментный, 47 чугунных и 8 картечных), для 75-мм - 300 снарядов (125 бронебойных, 50 сегментных и 125 картечных). Оба типа орудий являлись артиллерийскими системами патронного заряжания. Масса 152-мм снаряда - 41.3 килограмма, а 75-мм - 4.9 килограмма.
Помимо этого, на корабле было четыре 47-мм пушки Гочкиса на боевом марсе фок-мачты, две 37-мм пушки Гочкиса, две десантные пушки Барановского и пулемет. Таким образом, полное вооружение эскадренного броненосца "Князь Потемкин-Таврический" состояло из четырех 305-мм, шестнадцати 152-мм, четырнадцати 74-мм орудий, а также из четырех 47-мм, двух 37-мм пушек и пулемета. Помимо этого, корабль имел пять торпедных аппаратов, установленных ниже ватерлинии.
Броневая защита в районе ватерлинии состояла из листов толщиной 229 мм в средней части (между башнями главного калибра) и 203 мм в районе самих башен. Бронирование казематов артиллерии среднего калибра достигало 127 мм (бортовое, между палубой полубака и главной). Подбашенные отделения артиллерии главного калибра и внутренние помещения корабля, находившиеся под надстройкой между башнями, защищались бортовой 152 мм броней, а также носовой и кормовой броневыми 178 мм переборками, располагавшимися под углом к диаметральной плоскости корпуса. Артиллерийские башенные установки имели вертикальное 254 мм бронирование и горизонтальное (крыша) толщиной 51 мм. 75-мм орудия, установленные в носу корабля и на срезах полубака (побортно по одному), а также в корме ниже главной палубы, броневой защиты не имели.
К формированию команды броненосца приступили практически одновременно с его закладкой. Для этого был создан 36-й флотский экипаж, в котором готовили корабельных специалистов различного профиля - артиллеристов, машинистов, минеров. При вступлении броненосца в строй в мае 1905 года экипаж состоял из 731 человека, в том числе 26 офицеров. Вывод: Его создание ознаменовало собой завершение перехода от традиционных для XIX столетия технических решений к целому ряду новшеств, более характерных для века будущего. Броненосец стал первым кораблем с котлами новой конструкции, этот броненосец оснастили кранами для подъема шлюпок и катеров. По тактико-техническим характеристикам эскадренный броненосец "Князь Потемкин-Таврический" был мощнейшим в своем классе кораблем Российского военного флота.

Человеческое достоинство матроса всячески унижалось. Главный командир Черноморского флота адмирал Чухнин запретил матросам «под страхом заключения в тюрьму» ходить по центральным бульварам и улицам Севастополя.

Григорий Павлович Чухнин

В общественных местах матросы не имели права сидеть в присутствии офицера. Поэтому они фактически лишались возможности посещать театры и публичные библиотеки. Рабочий день матросов начинался в пять часов утра и длился до вечера. Очень часто в виде наказания или под предлогом срочных работ матросов лишали двухчасового послеобеденного отдыха. На содержание каждого матроса казна отпускала 24 копейки в день. Но и из этой ничтожной суммы добрая половина попадала в руки офицеров, наживавших состояния, экономя на матросских «харчах». Командир броненосца «Потёмкин» выстроил себе три дома в Севастополе, в то время как команда питалась гнилым мясом.
14 июня 1905 года на новейшем корабле русского Императорского флота эскадренном броненосце «Князь Потёмкин - Таврический» вспыхнул мятеж.

Со времён декабристов в вооружённых силах страны ещё не было такого прямого выступления против самодержавного режима. Поднявшаяся с восстанием «Потёмкина» и практически захлестнувшая всю страну грозная волна рабочих стачек и крестьянских волнений грозила снести уже трещавшее здание царизма.
В.И. Ленин считал, что команда броненосца «Потёмкин» показала образцы пролетарского геройства и народного энтузиазма и что историческое значение героического выступления потёмкинцев заключается в том, что впервые была сделана «попытка образования ядра революционной армии».

Шёл 1905 год... Начиная с январского «кровавого воскресения», Революция вела свой счёт времени. Идейное влияние большевиков сказывалось на всех выступлениях пролетариата, а забастовки принимали ярко политический характер. Собравшийся в Лондоне 25 апреля III съезд РСДРП принял решение о подготовке вооружённого восстания. В мае революционные волны докатились до Одессы.

Испуганные нарастающим движением рабочих власти громили революционную организацию. В тюрьму были брошены около семидесяти большевиков Дальницкого заводского района Одессы. Начатое Пересыпским фабрично-заводским районом в Одессе разрослось широкое забастовочное движение. А на рейде уже бросил якорь восставший броненосец «Князь Потёмкин-Таврический» - мощная крепость революции.

Слово «матрос» тесно связано со всей историей русских революций. Поднявшись плечом к плечу с передовыми рабочими, матросы военного флота боролись против царя, помещиков и капиталистов. Неудачи и жестокие наказания не могли сломить их решимость.

Морской военный флот нуждался в рабочих специалистах высокой квалификации. Так пришли в Черноморский флот опытные механики и слесари - будущие организаторы революционного движения на флоте. В морских школах они получили специальное образование, выходили в звании квартирмейстеров, что, однако, не спасало их от произвола и грубости начальства. Для службы в менее сложных специальностях царское правительство набирало матросов среди самой грамотной крестьянской молодежи. Так пришел на флот Григорий Вакуленчук.

Григорий Никитович Вакуленчук

А офицерский состав комплектовался почти исключительно из дворян, которые приносили на флот непримиримую классовую ненависть к рабочим и крестьянам. Каждый матрос был для них прежде всего «мужик», «хам», которого надо превратить в покорного раба. Служба на флоте длилась семь лет.

раздача винной порции перед обедом

За один только 1904 год за проступки, не связанные с политической агитацией (самовольные отлучки, неповиновение, нерадение к службе), были подвергнуты разным «взысканиям» (арест, телесные наказания, заковывание в кандалы) 1145 человек, то есть 13 процентов списочного состава матросов Черноморского флота.
Тухлое мясо было предметом постоянных жалоб матросов; из-за него неоднократно происходили столкновения с начальством.

Социал-демократическое движение начало захватывать суда и экипажи Черноморского флота. Революционную пропаганду вели матросы-революционеры, имевшие богатый опыт партийной подпольной работы, готовые в любую минуту отдать жизнь за дело рабочего класса. Но им не хватало необходимого для революционных руководителей политического кругозора.

Выходцы из самой гущи народной, деятели «Матросской Централки» решительно боролись с проявлениями слепого бунтарства, занимались подготовкой вооружённого восстания матросов.

Восстание предполагалось начать на Тендре - пустынном острове на Чёрном море, между Одессой и Севастополем, где обычно стоял флот во время летней учебы.

Разработав план восстания, «Централка» решила поставить его на обсуждение социал-демократических кружков всех кораблей. Собрание состоялось 10 июня 1905 года за Малаховым курганом под охраной патрулей, расставленных по всему пути следования матросов.

Планом «Централки» предполагалось в заранее установленный час на нескольких кораблях арестовать офицеров и выстрелом из орудия сообщить остальным кораблям о начале восстания. Там подготовленные надёжные матросы захватили бы командирские рубки и батарейные палубы. Особые караулы должны были стать на охрану пороховых камер, спасательных клапанов и клапанов затопления, чтобы помешать офицерам взорвать или затопить корабли во время восстания.
Начать должна была «Красная Катя» (броненосец «Екатерина II»).

броненосец “ Екатерина II “

Там была самая мощная партийная организация, которую возглавлял матрос-большевик Александр Петров. Но за две недели до восстания его перевели на военно-учебное судно «Прут». «Потёмкин» же - новый броненосец, спущенный на воду в 1905 году, не входил в планы «Централки». В его недавно сформированной команде большевиков было мало, и они не могли поручиться за команду своего корабля.

В ночь с 10 на 11 июня группа матросов «Потёмкина» прислала в «Централку» запрос от имени команды броненосца с предложением первыми начать восстание.

В ночь на 14 июня к стоящему у Тендры «Потёмкину» подошел миноносец №267, который привёз из Одессы провизию - мясо, хлеб, крупу, картошку, овощи.

миноносец № 267 “ Измаил “

Мясо сильно пахло. Матросы миноносца сообщили, что в Одессе порт бастует, в городе баррикады.
Матюшенко агитировал за то, чтобы команда выбросила за борт протухшее мясо и предъявила начальству требование об улучшении пищи.

Афанасий Николаевич Матюшенко

Он хорошо понимал, что в накалившейся и нервной обстановке «Потёмкина» это приведет к немедленному восстанию. Вакуленчук требовал выдержки - подождать эскадру...

Днём боцман доложил начальству: команда недовольна, волнуется. Офицеры естественное возмущение восприняли как бунт. Признать мясо негодным - значило, по их мнению, потерять престиж. Судовой врач Смирнов исследовал мясо и признал его вполне съедобным.

Сергей Егорович Смирнов

Командир корабля капитан I-го ранга Е.Н. Голиков дал распоряжение кокам готовить из этого мяса борщ.

Евгений Николаевич Голиков

Стой! - крикнул он начавшей расходиться команде. - Боцман, караул наверх! Потом обратился к команде: - Кто хочет есть борщ, - переходи направо.

Караул уже стоял с заряженными винтовками. Вакуленчук первым перешёл направо. За ним последовали организованные матросы.
Подобная развязка не входила в планы командиров.

Старший офицер Гиляровский стоял на готовом взорваться пороховом погребе.

Иппатий Иванович Гиляровский

Стой! - заорал он, преградив путь нескольким десяткам матросов. - Эти не хотят есть борщ...

В этот момент старший офицер отдал приказ принести брезент с 16-весельного баркаса. Команда расценила этот приказ таким образом, что старший офицер решил расстрелять «зачинщиков», используя, по существовавшему на флоте обычаю, для этого брезент.

схема восстания

Среди матросов раздался призыв: «Братцы, что они делают с нашими товарищами? Забирай винтовки и патроны! Бей их, хамов! Довольно быть рабами!» Матросы, с криками «Ура!» , бросились в батарейное помещение, взламывая пирамиды с винтовками и ящики с патронами. Начался настоящий бунт. На палубе юта осталось не более семидесяти матросов (1/10 часть команды), все остальные укрылись в батарейном помещении, которое являлось смежным с открытой палубой юта и перекрывающим выходы из неё, и вооружались хранящимся там оружием.

Вакуленчук до последнего момента стоял на страже решений «Централки». Но предать товарищей - значило подорвать веру в самую возможность восстания, и он бросил клич:
- Ребята, хватай винтовки!

Мгновенно исчез строгий порядок военного корабля. С батарей неслись победные крики: «Долой самодержавие!», «Ура! Бей драконов!» На орудийных башнях появились вооруженные матросы. Где-то начали стрелять. На шканцах столпились бледные и растерявшиеся офицеры.
Вакуленчук стремительным рывком метнулся к Гиляровскому, схватил за ствол винтовку, вырывая её из рук офицера. Но во время борьбы был застрелен.

Ещё мгновение - и матросы начнут массово покидать корабль, а броненосец окажется в руках кучки контрреволюционеров. Восставшие поняли грозившую опасность. Они бросились в гущу матросов и убедили их не поддаваться панике. На сторону восставших перешла строевая рота.

Командир стоявшего рядом с «Потёмкиным» миноносца №267 лейтенант Клодт пытался сняться с якоря, но с кормы сигнальщик просемафорил: «Команда миноносца присоединяется к восстанию, офицеры арестованы, присылайте за ними караул»...
Во второй день восстания моряки самоотверженно боролись за торжество начатого дела - решили идти в Одессу, где народ уже сражался на баррикадах. Как только все офицеры были арестованы, матросы социал-демократы разъяснили неподготовленной части команды цели восстания, заставили их уверовать в победу убедительным доводом: когда начальство вышлет эскадру на усмирение «Потёмкина», она присоединится к восстанию.

Кулик, Денисенко и Вакуленчук составляли социал-демократическое ядро на «Потёмкине». Вакуленчук погиб, Денисенко был занят в машинном отделении. Кулик как рядовой член партии, беззаветно и неустанно выполняя свой партийный долг, оказывал немалое влияние на ход событий. По настоянию Кулика было созвано общее собрание команды. Он предложил избрать комиссию - орган верховной власти на корабле.

Команда «Потёмкина» состояла из 763 матросов. В комиссию были избраны 30 матросов, а офицеру Алексееву и боцману Мурзаку вручили исполнительную власть. Первого назначили командиром корабля, второго - старшим офицером. Так революционные матросы создали новую форму власти - комиссию, своего рода корабельный совет матросских депутатов.

Однако Алексеев, приняв назначение, испугался и решил заслужить прощение предательством. Так у сердца восстания сами восставшие поставили врага. Он под предлогом болезни целыми днями валялся в офицерской кают-компании, не отдавал никаких распоряжений, не принимал докладов. Но в критические минуты, имея возможность нанести предательский удар в спину восстания, Алексеев проявлял кипучую деятельность, брал в свои руки управление кораблём.

Комиссия приняла решение вынести тело Вакуленчука на берег и одновременно разъяснить населению причины и цели восстания. Составили два воззвания: одно - к населению Одессы, другое - к казакам. Позднее было написано обращение к французскому консулу. У палатки, в которой лежало тело Вакуленчука, собрались тысячи портовых рабочих. Кто-то выставил у изголовья Вакуленчука большую чашу. Народ бросал в неё деньги на памятник убитому герою.

Громкое «ура» неслось навстречу потёмкинским катерам и шлюпкам. Незабываемую картину представлял в эти часы Одесский порт. Тысячи людей заполнили эстакады и огромную набережную. По гигантской лестнице спускались неисчислимые толпы манифестантов. Одесский пролетариат совершал паломничество к революционному кораблю. Плыли целыми семьями: отцы гребли, а матери держали на руках детей. Все везли матросам гостинцы, приобретённые на последние гроши. Освещенные яркими лучами южного солнца, на фоне морской синевы все эти радостные, возбуждённые толпы создавали впечатление какого-то величественного революционного праздника.

Как только пришло известие о восстании «Потёмкина», В.И. Ленин созвал Центральный Комитет, который постановил командировать на броненосец в качестве уполномоченного ЦК товарища Васильева-Южина, находившегося в Женеве.

В это время в одесском порту ораторы, сменяя друг друга, звали народ на бой с царизмом. Рабочие проявляли в этот день величайшую организованность: поставили пикеты у спиртных складов, зорко следили за провокаторами. Но одесский градоначальник фон Нейдгарт задался целью превратить одесское восстание в погром, мобилизовав для этого всех охранников, шпиков и дворников.

Дмитрий Борисович фон Нейдгарт

Они выкатывали бочки с вином и ящики с водкой и кричали на улицах и перекрестках, что власти решили раздать беднякам несметные сокровища, хранящиеся в порту. А войска тем временем занимали все вышки над портом, выстраивались на Николаевском бульваре, на Строгановском и Сабанеевском мостах, над Пересыпью и Таможенной площадью, закрывая плотным кольцом все выходы из порта.

войска на Соборной площади Одессы

Люди оказались в ловушке; где-то вспыхнул огонь. Пожар разгорался. К десяти часам вечера весь порт был в огне.

Толпы, находившиеся в порту, очутились в западне, а войска стреляли прямой наводкой. Потёмкинцы осознали, что, имея силу, способную раздавить и уничтожить палачей народа, промедлили, бездействовали, не захватили город и не вооружили рабочих, позволили властям безнаказанно творить своё чудовищное дело.

В то же время солдат одесского таможенного батальона, рискуя жизнью, пробрался через пожарище и зону ружейного огня, чтобы сообщить о готовности батальона присоединиться к потёмкинцам. С подобным заявлением прибыли делегаты от двух пехотных полков - Измайловского и Дунайского. В первый день пребывания «Потёмкина» в Одессе все пехотные части гарнизона готовы были примкнуть к восставшим. Но пока командир броненосца медлил, власти накапливали силы.

В своем дневнике Николай II назвал известие о восстании «Потёмкина» «ошеломляющим». «Офицеров крепко наказать, с мятежниками-матросами расправиться беспощадно», - так гласил царский приказ. Против «Потёмкина» были мобилизованы почти все наличные силы Черноморского флота.

«Только бы пришла эскадра...» Что бы ни делалось на корабле, какие бы вопросы ни обсуждались, всё кончалось этими словами.

Матросы открыто демонстрировали «Потёмкину» своё сочувствие. Но у самого порога восстания они не знали как начать. У них не было руководителя, и была упущена неповторимая возможность победы. А очередное промедление на «Потёмкине» позволило удрать адмиралам, спасавшим свои корабли от угрозы революции.

Ещё вечером 16 (29) июня 1905 года радисты «Потёмкина» перехватили радиограмму, переданную Ф. Ф. Вишневецким «„Потёмкин“ стоит на внешнем рейде Одессы» . Восставшие поняли, что силы Черноморского флота направляются на них и им известно местоположение восставшего корабля. На «Потёмкине» начали готовиться к бою. Раненые и больные матросы были перевезены на судно «Веха». «Судовая комиссия» — орган, избранный командой броненосца для руководства действиями экипажа — судя по дальнейшим событиям, выбрала следующую тактику действий на случай встречи с эскадрой: первыми огня не открывать, начать бой только в случае явно враждебных действий со стороны эскадры. Члены комиссии считали, что матросы эскадры первыми не откроют стрельбу по «Потёмкину», а если «Потёмкин» первым начнёт стрельбу по эскадре, то вот тогда матросы эскадры и будут иметь все основания ответить броненосцу тем же. Если ход начавшегося боя будет неблагоприятным для «Потёмкина» — уничтожить корабль и погибнуть вместе с ним.

Прапорщик Д. П. Алексеев , выбранный экипажем командиром броненосца, отказался командовать кораблем. Он сказался больным, но члены судовой комиссии заставили его идти в боевую рубку, возможно, надеясь, что в случае начала боя он будет вынужден воспользоваться своими знаниями офицера и помочь восставшим хотя бы ради спасения собственной жизни.

В 4 часа утра 17 (30) июня 1905 года эскадра Ф. Ф. Вишневецкого снялась с Тендровской косы на Одессу. Броненосец «Потёмкин» всю ночь простоял с разведёнными парами и подобранным якорем, готовый к походу и бою. Как только рассвело, партия матросов с «Потёмкина» вышла из Одессы на разведку на захваченном в порту Одесса ледоколе «Смелый». Ледокол действительно встретился с кораблями эскадры Ф. Ф. Вишневецкого, отклонились от встречи с ней, но неожиданно наткнулся на эскадру А. Х. Кригера. Получив приказ остановиться для досмотра судна, капитан ледокола увеличил ход и начал уходить в море. За «Смелым» была организована погоня силами одного из миноносцев, но так как новенький ледокол имел скорость 20 узлов, а миноносец — только 17, то «Смелому» удалось уйти от погони. Командир миноносца решил не открывать огонь по ледоколу, так как посчитал, что его капитан уходит от эскадры, полагая, что её корабли также захвачены мятежниками.

8—9 часов утра. Встреча «Потёмкина» и эскадры Вишневецкого

В 8 часов 10 минут утра восставшие с «Потёмкина» обнаружили приближающуюся к Одессе 16-узловым ходом эскадру Ф. Ф. Вишневецкого и получили посланную им радиограмму: «Черноморцы, удручены вашим поступком. Кончайте скандал. Смиритесь. Повинную голову меч не сечёт. Объясните, чего вы хотите. Адмирал Вишневецкий» . На «Потёмкине» сыграли боевую тревогу. В 8 часов 38 минут на флагманском корабле Ф. Ф. Вишневецкого «Три святителя» был получен ответ «Потёмкина»: «Убедительно вас просим как своего начальника, пришлите к нам дать ответ от всей команды. К. П.» — надо полагать, что попытка добиться личной встречи восставших с матросами эскадры объяснялась желанием разагитировать матросов эскадры и поднять их на восстание.

броненосец “ Три Святителя “

В 8 часов 40 минут «Потёмкин» снялся с якоря и пошёл навстречу к эскадре. На флагманском корабле эскадры была сыграна боевая тревога, после чего эскадра повернула на 90° влево, увеличила ход и стала уходить от «Потёмкина» в открытое море. В 8 часов 58 минут «Потёмкин» прекратил преследование и начал возвращаться на одесский рейд.

9—12 часов. Эскадры Вишневецкого и Кригера встретились и объединились

В 9 ¾ часов утра эскадра А. Х. Кригера, приближавшаяся к Одессе, обнаружила уходящую от Одессы эскадру Ф. Ф. Вишневецкого. В 10 ½ часов утра обе эскадры объединились и на борту флагмана адмирала А. Х. Кригера состоялось совещание адмиралов, на котором решались тактические вопросы встречи с восставшим броненосцем. В 10 часов 50 минут с борта броненосца «Три святителя» в адрес «Потёмкина» была послана радиограмма: «В доказательство вашей искренности пришлите уполномоченных от команды на „Три святителя“ для мирных переговоров, ручаюсь за их безопасность. Мы идём в Одессу. Адмирал Вишневецкий» и обе эскадры взяли курс на Одессу, перестроившись в строй двойного фронта: в первой линии шли все броненосцы, во второй линии — крейсер и миноносцы. На флагманах объединённой эскадры орудия зарядили боевыми снарядами. Позднее офицеры с других кораблей, участвовавших в «бою», вспоминали, что «…после пробития боевой тревоги люди неохотно и вяло готовили орудия, воздушные насосы оказывались недействующими, вследствие чего нельзя было бы ни стрелять из орудий, ни выпустить мину из аппаратов» .

На «Потёмкине», приняв радиограмму Ф. Ф. Вишневецкого запросили её повторения. Ровно в полдень, после получения повторной радиограммы с «Трёх святителей», «Потёмкин», приготовившись к бою и гибели, пошёл навстречу объединённой эскадре. На броненосце была сыграна боевая тревога. Команда переоделась во всё чистое.

12—14 часов. Встреча «Потёмкина» и объединённой эскадры. Восстание на броненосце «Георгий Победоносец»

В 12 часов 20 минут «Потёмкин» и корабли эскадры сблизились настолько, что смогли обмениваться сообщениями посредством сигналов семафора . «Потёмкин» передал кораблям эскадры: «„Синоп“, „Три святителя“, „Двенадцать апостолов“ — стать на якорь. Стопорить машину» . Потёмкин шёл на эскадру. Его орудия главного калибра были наведены на броненосцы «Двенадцать апостолов» и «Ростислав», орудия правого борта — на броненосец «Три святителя». Между тем с «Ростислава» передали по семафору на «Три святителя»: «На „Потёмкине“ имеют боевые мины Уайтхеда » . В 12 часов 40 минут с «Потёмкина» вновь повторили приказ семафором, чтобы броненосцы эскадры остановили машины.

броненосец “ Ростислав “

Направив «Потёмкин» прямо на броненосец «Три святителя» восставшие вынудили последний изменить курс для избежания столкновения с «Потёмкиным» и нарушить строй фронта. В 12 часов 50 минут «Потёмкин», с поднятыми сигналами «эскадре стать на якорь» прорезал строй эскадры, при этом команда броненосца «Георгий Победоносец» покинула места несения боевой службы, собралась на открытых палубах своего корабля и приветствовала восставших возгласами «ура!»

Черноморская эскадра

В 13 часов, развернувшись на 180°, «Потёмкин» вновь прорезал фронт эскадры, которая так же развернулась на обратный курс. В это время на «Георгии Победоносце» уже полным ходом шло восстание команды против своих офицеров. Несмотря на увещевания командира броненосца и старшего офицера, матросы корабля, вооружённые чем попало (лопатами, комендорскими крюками, наконечниками от пожарных шлангов и тому подобным) с криками «Ура!», «Хотим к Потёмкину!» , «Что нам государь, нам нужна воля, долой офицеров!» поднялись на капитанский мостик и под угрозой «выбросить всех офицеров за борт» потребовали от командира покинуть строй эскадры и следовать за «Потёмкиным». Под конец были взломаны пирамиды с винтовками и матросы вооружились. Были захвачены патроны и команда расставила вооружённых часовых возле всех выходов корабля. Команда отстранила офицеров от управления кораблём и остановила броненосец.

В 13 часов 10 минут адмирал А. Х. Кригер семафором запросил «Георгий Победоносец»: «Почему люди наверху на палубе а не на своих местах по боевой тревоге?» . С «Георгия» ответили: «Команда бунтует, желая сбросить офицеров за борт. Команда требует присоединения к „Потёмкину“» . А. Х. Кригер дал приказ эскадре увеличить ход и идти в Севастополь. До 13 часов 50 минут между флагманским броненосцем А. Х. Кригера «Ростислав» и восставшим «Георгием Победоносцем» ещё продолжался обмен взаимными приказаниями, но видя, что прекратить восстание на «Георгии» не удаётся, А. Х. Кригер примерно в 14 часов увёл оставшиеся корабли эскадры на Тендровскую косу. В 14 часов 10 минут восставшие броненосцы «Князь Потёмкин-Таврический» и «Георгий Победоносец» начали совместное движение на Одессу.

В это время матросы «Георгия Победоносца» радостно приветствовали красный флаг на «Потёмкине». Они ждали, что сейчас остановятся и другие броненосцы, и восстание станет всеобщим. Но пока «Георгий» семафорил «Потёмкину», эскадра скрылась за горизонтом. С ней исчезла и надежда на присоединение всего флота.

Восставшие моряки приняли воззвание: «Ко всему цивилизованному миру! Граждане всех стран и народов!.. угнетённый и порабощенный русский народ не вынес великого гнёта и завоевания деспотического самодержавия. Мы требуем созыва Всенародного Учредительного собрания на основе всеобщего, прямого, равного и тайного избирательного права. Долой самодержавие! Да здравствует Учредительное собрание!». Но флот угрожал уничтожить восставших, порты отказались снабжать «Потёмкин» водой и углём.

Не имея в достатке угля и продовольствия, корабль ушел к берегам Румынии и 25 июня 1905 года сдался в Констанце местным властям.

потёмкинцы в Констанце

Вскоре Румыния вернула судно России, а матросы остались за границей. Некоторые из них, в том числе Матюшенко, попытались вернуться на родину, где были арестованы и казнены.

А.Н. Матюшенко в Констанце

арестованные потёмкинцы

В конце сентября 1905 года царское правительство переименовало мятежный броненосец в «Пантелеймон». После февральской революции 1917 года кораблю вернули прежнее название, но вскоре присвоили имя «Борец за свободу». В мае 1918 года бывший «Потёмкин» был захвачен немецкими кайзеровскими войсками. Позднее он перешёл в руки белогвардейцев-деникинцев, а в канун прорыва Красной Армии в Крым был взорван уходившими из Севастополя англо-французскими интервентами.

памятник Г.Н. Вакуленчуку в Одессе

монумент Потёмкинцам в Одессе

памятник в Камышлове

10 октября 1898 года (здесь и далее даты указаны по старому стилю) на стапеле Николаевского адмиралтейства в городе Николаеве был торжественно заложен броненосец, ставший сильнейшим в Черноморском флоте. Его создание ознаменовало собой завершение перехода от традиционных для XIX столетия технических решений к целому ряду новшеств, более характерных для века будущего. Разработку проекта, а впоследствии и руководство строительством осуществлял корабельный инженер Севастопольского военного порта А. Э. Шотт, работавший ранее под руководством видного кораблестроителя Н. Е. Кутейникова.

Прототипом для «Потемкина» послужил построенный ранее броненосец «Три Святителя», однако проект нового корабля вобрал в себя ряд перспективных конструкторских решений, примененных при строительстве и других броненосцев. Так, его мореходные данные соответствовали ранее построенному броненосцу «Пересвет».

На «Потемкине» предусматривался возвышенный полубак, что позволяло уменьшить заливаемость носовой части корабля при волнении и поднять до 7.6 метра над поверхностью воды ось носовых орудий главного калибра. К тому же впервые было использовано централизованное управление артиллерийским огнем, которое осуществлялось из центрального поста, расположенного в боевой рубке.

Броненосец стал первым кораблем с котлами новой конструкции - вместо огнетрубных были установлены водотрубные, предназначенные для жидкого топлива. Чтобы усилить артиллерийское вооружение по сравнению с кораблем-прототипом, на «Потемкине» применили более совершенную броню с повышенной сопротивляемостью и за счет этого добились уменьшения ее толщины, а следовательно и массы. Первым на Черноморском флоте этот броненосец оснастили кранами для подъема шлюпок и катеров.

В сентябре 1900 года в торжественной обстановке эскадренный броненосец «Князь Потемкин-Таврический» был спущен на воду, а летом 1902 года переведен в Севастополь - для достройки и вооружения. Первоначальный срок ввода в строй был сорван из-за большого пожара, вспыхнувшего в котельном отделении. Урон, причиненный огнем, оказался значительным. Особенно пострадали котлы. Пришлось заменить их другими, рассчитанными уже под твердое топливо. В том же, 1902 году во время испытаний артиллерии главного калибра обнаружились раковины в броне башен. Пришлось заменять их новыми, которые изготовили лишь к концу 1904 года. Все это в итоге чуть ли не на два года задержало ввод корабля в строй.

По тактико-техническим характеристикам эскадренный броненосец «Князь Потемкин-Таврический» был мощнейшим в своем классе кораблем Российского военного флота. Кстати, по вооружению он превосходил близкий ему по типу эскадренный броненосец «Ретвизан», строившийся в Америке для русского флота, а также английские броненосцы типа «Куин» значительно большего водоизмещения. «Потемкин», правда, уступал им в скорости полного хода, но русское военно-морское командование считало 16 узлов вполне достаточной скоростью для броненосцев Черноморского флота.

Проектное водоизмещение «Потемкина» составляло 12,480 тонн, фактическое - 12,900 тонн. Длина корпуса - 113.2 метра, ширина - 22.2 метра и осадка - 8,4 метра. «Сердцем» энергетической установки являлись три группы паровых котлов, причем две из них (14 котлов) работали на жидком топливе, и одна, установленная взамен испорченных пожаром и состоящая из 8 котлов, - на угле. Их паропроизводительности было достаточно для привода двух вертикальных паровых машин тройного расширения суммарной мощностью 10,600 л.с. Скорость полного хода корабля составляла 16.7 узла. Гребные валы располагались симметрично, побортно и были оснащены винтами диаметром 4.2 метра каждый, допускавшими частоту вращения до 83 оборотов в минуту. Полный запас топлива составлял 950 тонн, усиленный - 1,100 тонн, причем 340 тонн приходилось на уголь, остальное - нефтяное топливо. Корабельные запасы воды рассчитывались на 14-суточное автономное плавание, а запасы провизии - на 60 суток. Дальность плавания составляла 3,600 миль при следовании экономическим десятиузловым ходом.

В носовой части корпус корабля имел таран, располагавшийся ниже конструктивной ватерлинии. По бортам, в подводной части корпуса, устанавливались бортовые скуловые кили - пассивные успокоители качки. Основные отсеки корабля отделялись друг от друга водонепроницаемыми переборками. Такими были подбашенные отсеки и котельные, а также машинные отделения.

Защита корабля проектировалась с учетом воздействия артиллерийского, минного и торпедного оружия противника. Для этого на нем предусмотрели броневую защиту жизненно важных объектов, включающую вертикальное наружное противоснарядное бронирование бортов и надстроек, и горизонтальное - броневую палубу со скосами из только что освоенной Ижорским заводом новой экстрамягкой никелевой стали, впервые примененной на крейсере «Диана». Бронировались также артиллерийские установки, шахты, боевые рубки. Предусматривалась и конструктивная подводная защита от мин и торпед.

Эскадренный броненосец обладал достаточно мощной по тому времени артиллерией: орудиями главного, среднего (противоминного) и малого калибров, установленными по всей длине корабля на полубаке, главной палубе, в носовых и кормовых срезах, а также на боевом марсе фок-мачты. Пулемет находился на специальной платформе грот-мачты.

Главный калибр был представлен четырмя 305-мм орудиями со стволами длиной 40 калибров, установленными в двух башнях - носовой и кормовой. Носовая располагалась на полубаке, перед средней надстройкой, а кормовая - позади надстройки на главной палубе. Масса одного такого орудия составляла 43 тонны. Скорострельность - 0.75 выстрела в минуту, начальная скорость снаряда - 792.5 м/с, масса снаряда - 331.7 килограмма. Предельный угол возвышения орудий составлял 15 градусов. Заряжали их с помощью электромеханизмов - в мирных условиях практически за две минуты, а в соответствии с контрактными требованиями это время должно было составлять 1.25-1.5 минуты. Боекомплект одного орудия главного калибра состоял из 60 305-мм снарядов: 18 бронебойных, 18 фугасных, 4 сегментных, 18 чугунных и 2 картечных.

В артиллерию среднего калибра входили 152-мм орудия: причем 4 из них размещались на верхней палубе и 12 - на главной. Для защиты обслуживающей прислуги орудия размещались в бронированных казематах. По углам средней надстройки для установки 152-мм орудий были сделаны специальные выгородки с выходами из шахт элеваторов подачи боеприпасов. Ниже, на главной палубе, под надстройкой и до носовой башни главного калибра ставились только 152-мм орудия.

Несколько слов о 152-мм и 75-мм орудиях. Первые имели ствол длиной 45 калибров и массу 5 тонн. Скорострельность 152-мм орудий составляла 3 выстрела в минуту, начальная скорость снаряда - 792 м/с. Параметры вторых следующие: длина ствола 29.5 калибра, масса - 0.9 тонны, скорострельность - 4-6 выстрелов в минуту, начальная скорость снаряда - 823 м/с. Боекомплект в расчете на один ствол составлял: для 152-мм орудий - 180 снарядов (47 бронебойных, 47 фугасных, 31 сегментный, 47 чугунных и 8 картечных), для 75-мм - 300 снарядов (125 бронебойных, 50 сегментных и 125 картечных). Оба типа орудий являлись артиллерийскими системами патронного заряжания. Масса 152-мм снаряда - 41.3 килограмма, а 75-мм - 4.9 килограмма.

Помимо этого, на корабле было четыре 47-мм пушки Гочкиса на боевом марсе фок-мачты, две 37-мм пушки Гочкиса, две десантные пушки Барановского и пулемет. Таким образом, полное вооружение эскадренного броненосца «Князь Потемкин-Таврический» состояло из четырех 305-мм, шестнадцати 152-мм, четырнадцати 74-мм орудий, а также из четырех 47-мм, двух 37-мм пушек и пулемета. Помимо этого, корабль имел пять торпедных аппаратов, установленных ниже ватерлинии.

Броневая защита в районе ватерлинии состояла из листов толщиной 229 мм в средней части (между башнями главного калибра) и 203 мм в районе самих башен. Бронирование казематов артиллерии среднего калибра достигало 127 мм (бортовое, между палубой полубака и главной). Подбашенные отделения артиллерии главного калибра и внутренние помещения корабля, находившиеся под надстройкой между башнями, защищались бортовой 152 мм броней, а также носовой и кормовой броневыми 178 мм переборками, располагавшимися под углом к диаметральной плоскости корпуса. Артиллерийские башенные установки имели вертикальное 254 мм бронирование и горизонтальное (крыша) толщиной 51 мм. 75-мм орудия, установленные в носу корабля и на срезах полубака (побортно по одному), а также в корме ниже главной палубы, броневой защиты не имели.

К формированию команды броненосца приступили практически одновременно с его закладкой. Для этого был создан 36-й флотский экипаж, в котором готовили корабельных специалистов различного профиля - артиллеристов, машинистов, минеров. При вступлении броненосца в строй в мае 1905 года экипаж состоял из 731 человека, в том числе 26 офицеров.
Тесные связи экипажа броненосца с революционно настроенными рабочими Николаева завязались практически с момента закладки корабля. Когда же командование узнало, что среди моряков распространяется нелегальная большевистская литература, корабль перевели на достройку в Севастополь.

Именно в этот период на Черноморском флоте стали появляться социал-демократические кружки, руководство которыми осуществлял подпольный Центральный военно-морской исполнительный комитет РСДРП во главе с большевиками А.М. Петровым, И.Т. Яхновским, А.И. Гладковым и другими. В его состав входил и организатор социал-демократической группы на «Потемкине» артиллерийский унтер-офицер Г.Н. Вакуленчук. Комитет поддерживал постоянные контакты с организациями РСДРП многих городов России и принимал деятельное участие в революционных событиях.

На Черноморском флоте готовилось вооруженное восстание, причем комитет планировал осуществить его осенью 1905 года. Это выступление должно было стать составной частью всеобщего восстания в России. Но получилось так, что на «Потемкине» оно вспыхнуло раньше - 14 июня, когда броненосец проводил опробование орудий на Тендеровском рейде. Поводом к нему послужила попытка командования броненосца учинить расправу над зачинщиками выступления команды, отказавшейся от обеда из испорченного мяса. В ответ на репрессии матросы захватили винтовки и разоружили офицеров.

Вспыхнула перестрелка. Были убиты командир корабля, старший офицер и несколько наиболее ненавистных команде офицеров. Остальных офицеров арестовали.

Следует отметить, что Г.Н. Вакуленчук был против восстания только на одном корабле. Однако обстановка заставила его принять руководство выступлением матросов на себя. Но случилось так, что в самом начале восстания Вакуленчук был смертельно ранен. Во главе революционных матросов встал другой большевик - А.Н. Матюшенко.

Овладев броненосцем, моряки избрали судовую комиссию и командный состав, приняли необходимые меры по охране оружия, механизмов корабля и арестованных. К восставшим присоединилась команда миноносца N 267, находившегося тогда на Тендеровском рейде и обеспечивавшего броненосец на стрельбах. На обоих кораблях были подняты красные революционные флаги. В 14.00 14 (27) июня 1905 года команда новейшего корабля царского флота эскадренного броненосца «Князь Потемкин-Таврический» объявила его кораблем революции.

Вечером того же дня оба корабля пришли в Одессу, где происходила всеобщая стачка рабочих. Потемкинцы и одесские рабочие организовали массовую демонстрацию и траурный митинг во время похорон Вакуленчука. После этого броненосец произвел несколько боевых выстрелов по скоплениям царских войск и полиции. И такие ограниченные, скорее даже демонстративные действия, произвели ошеломляющий эффект, но:

17 июня 1905 года на усмирение восставших была послана правительственная эскадра кораблей Черноморского флота. В ее состав вошли броненосцы «Двенадцать Апостолов», «Георгий Победоносец», «Три Святителя», а также минный крейсер «Казарский». Царь Николай II счел восстание на «Потемкине» опасным и, не желая допустить, чтобы этот корабль крейсировал в Черном море под революционным красным флагом, отдал приказ командующему Черноморским флотом вице-адмиралу Чухнину немедленно подавить восстание - в крайнем случае потопить броненосец со всей командой. Однако первая встреча эскадры с революционным кораблем окончилась победой потемкинцев, но судьба готовила ему новые, еще более трудные испытания.

Утром 18 июня с «Потемкина», стоявшего на внешнем рейде Одессы, заметили приближающуюся к городу усиленную эскадру, в которую уже входило 11 кораблей - пять броненосцев и шесть миноносцев. Развернутым строем шли они к рейду, намереваясь торпедами и снарядами уничтожить восставших.

И вновь готовый к бою броненосец вышел навстречу эскадре, которую на этот раз возглавил старший флагман вице-адмирал Кригер. На «Потемкине» решили огонь первыми не открывать - матросы надеялись, что к восстанию примкнут экипажи кораблей эскадры. На предложения идти на переговоры потемкинцы ответили отказом и, в свою очередь, пригласили самого командующего флотом прибыть на их корабль для переговоров. На «Ростиславе» - флагманском корабле Кригера - подняли сигнал «Стать на якорь». В ответ на это «Потемкин» пошел на таран «Ростислава», однако в последний момент изменил курс и прошел между ним и броненосцем «Три Святителя» - кораблем контр-адмирала Вишневецкого. Последний, опасаясь тарана, ушел в сторону. Революционный броненосец прорезал строй эскадры, держа оба адмиральских корабля в прицелах своих орудий. Выстрелов, однако, не потребовалось. Команды кораблей эскадры отказались стрелять в восставших товарищей и вопреки запретам командиров вышли на палубы и приветствовали проходящий «Потемкин» криками «ура!».

И на этот раз царским адмиралам не удалось расправиться с восставшим кораблем. Учитывая настроение экипажей, Кригер приказал дать полный ход и на большой скорости стал уводить эскадру в открытое море. Рядом с «Потемкиным» остался броненосец «Георгий Победоносец»: после переговоров с потемкинцами его команда также арестовала офицеров и присоединилась к восставшим. Позднее среди моряков «Победоносца» произошел раскол, он отстал от «Потемкина» и сдался властям. Это произвело тяжелое впечатление на потемкинцев - в команде началось брожение.

В Одессе, куда броненосец вернулся после второй встречи с эскадрой, не удалось получить ни провизии, ни воды. После долгих совещаний решено было идти в Румынию. 19 июня «Потемкин» в сопровождении миноносца N 267 прибыл в Констанцу. Но и там местные власти отказались выдать морякам необходимые запасы. Революционные корабли вынуждены были идти в Феодосию. Перед уходом из румынского порта потемкинцы опубликовали в местных газетах воззвание «Ко всем европейским державам» и «Ко всему цивилизованному миру», объяснив в них причины и цели восстания.

После отказа румынских властей обеспечить «Потемкин» продовольствием, топливом и водой положение сложилось критическое. Пришлось питать котлы забортной водой, что вело к их разрушению. После восстания А.Н. Матюшенко говорил: «Мы знали, какие надежды возлагает на нас русский народ, и положили: лучше умереть с голоду, чем бросить такую крепость».

В Феодосию броненосец пришел в 6 часов утра 22 июня 1905 года. Там его уже ждали регулярные части царской армии и жандармы. Группа матросов, высадившаяся на берег, была обстреляна ружейным огнем… Пришлось снова идти в Констанцу.

Прибыв туда 24 июня, матросы сдали свой корабль румынским властям, и на следующий день, спустив красный флаг непобежденного корабля революции, сошли на берег в качестве политэмигрантов. Команда миноносца N 267 не пожелала сдаваться местным властям и поставила корабль на якорь на внутреннем рейде.

26 июня в Констанцу прибыл отряд кораблей Черноморского флота. А на следующий день Румыния вернула эскадренный броненосец «Князь Потемкин-Таврический» России.

Стремясь зачеркнуть в народной памяти даже само название корабля, в конце сентября 1905 года царское правительство переименовало его в «Пантелеймон». Но традиции потемкинцев продолжали жить на этом корабле.

Эта страница истории прочно вошла во все учебники и давно стала хрестоматийной. Само имя броненосца стало едва ли не нарицательным.

Восстание на броненосце «Потемкин»

После расстрела демонстрации рабочих в Петербурге в январе 1905 года в России начались волнения. Историки позднее назовут это время . К лету бастовали уже сотни тысяч рабочих.

Однако - и для правящего режима это было главным фактором - в армии и на флоте всё оставалось спокойно. Каково же было удивление, когда с недавно принятого на вооружение броненосца «Потемкин» пришли известия о бунте.

С 5 июня матросы корабля отказались есть борщ, который был приготовлен из тухлого мяса, в котором уже завелись черви. Поставки испорченного мяса на нужды флота было тогда обычным делом, ибо несовершенными оставались технологии его переработки.

И, может быть, всё обошлось бы и на этот раз, если бы матросы не были взбудоражены революционной пропагандой, которую активно вели большевики и члены союзных им партий. Сыграло свою роль и хамское, пренебрежительное отношение командиров броненосца к своим подчиненным. Так матросы, доведенные до отчаяния, решились на прямой бунт.

Капитан корабля Голиков собрал команду и, казалось бы, почти её успокоил, но искрой в бочку с порохом стало демонстративное заявление судового врача о том, что мясо хорошего качества и один из членов команды ел его лично и при этом нахваливал. Капитан заявил, что команда зажирела, и сделал попытку наказать в волнениях тех, кто первыми попал под его горячую руку. Тут прозвучал призыв браться за винтовки и патроны и бить хамов-командиров. Матросы быстро вооружились. Капитан был расстрелян. Такая же участь постигла еще нескольких, особенно ненавистных офицеров. Броненосец полностью перешел под контроль восставших рядовых матросов.

Встал логичный вопрос: что делать дальше? Кстати, позже выяснится, что далеко не все матросы поддерживали восстание - в открывшемся бунте активно участвовали всего около трети личного состава броненосца. Остальные молча и пассивно взирали на разыгравшуюся трагедию. Решено было вести корабль в Одессу, где в эти же дни разразилась всеобщая забастовка. Там планировалось пополнить запасы еды и топлива. Наиболее горячие головы бредили даже началом именно там настоящей революции. На корабле был поднят ставший чрезвычайно знаменитым красный флаг.

Режиссер Сергей Эйзенштейн, снявший об этих трагических событиях фильм в 1925 году, лично, кадр за кадром, раскрашивал на черно-белой пленке эпизод с поднятием флага на мятежном броненосце. Одесса действительно бурлила, однако правительственным войскам сравнительно в короткие сроки удалось взять ситуацию под свой контроль. «Потемкин» был блокирован в порту, но в сам порт войска не вошли ввиду угроз восставших матросов подвергнуть город обстрелу, если будет предпринята попытка захвата судна. В качестве устрашения и подтверждения своих слов они на самом деле выпустили по городу несколько снарядов.

Командующий Черноморской флотилией вице-адмирал Чухнин получил от императора приказ подавить восстание любыми методами, вплоть до затопления броненосца. Эскадра, состоящая из броненосцев «Георгий Победоносец», «Три святителя», «Двенадцать апостолов» срочно вышла в море. «Потемкин» решил встретить эскадру в море. Матросы готовились к самому худшему. Однако «Потемкин» прошел вплотную под дулами пушек, а выстрелов не последовало. Матросы отказались стрелять по восставшим братьям. Это был немой бой. Эскадра повернула вспять.

«Потемкин» решил уйти в Румынию и вскоре прибыл в румынский порт Констанцу. По результатам переговоров матросы получали свободу, корабль переходил Румынии, а потом был возвращен в Россию. Лидер восставших - Матюшенко - разделил судовую кассу, матросы разбрелись по городу. Бунт закончился. Многие остались в эмиграции, большинство вернулось в страну только после .

  • В 1955 году оставшиеся к тому времени в живых участники восстания были награждены .

Восстание моряков на российском броненосце «Потемкин» в 1905 году началось по целому ряду причин. Это событие произошло на фоне неудач и социальных волнений в стране. На многих кораблях Черноморского флота среди моряков господствовали революционные настроения и ненависть к офицерскому классу.

Считается, что лидером и организатором восстания на броненосце «Потемкин» был Афанасий Матюшенко, который являлся проводником революционных идей и создал ячейку радикально настроенных матросов. Эта группа моряков преследовала цель поднять восстание на всем Черноморском флоте, заручиться поддержкой крестьян и снести власть императора Николая II.

Начало восстания

Поводом для начала восстания послужило неудовлетворительное питание матросов. 763 моряка отказались есть мясо, которое оказалось испорченным. Моряки жаловались офицерам на низкое качество пищи, однако последние отказались их слушать.

Капитан броненосца Евгений Голиков не стал прислушиваться к жалобам моряков и даже в приказном порядке потребовал, чтобы они начали прием пищи. Голиков пригрозил недовольным военным трибуналом в случае дальнейшего бойкота.

Но испугать подпольную группу матросов на судне не удалось. Матюшенко и его соратник Вакуленчук дали команду морякам захватить оружие и арестовать офицеров. В руках у восставших оказался практически весь арсенал оружия, но во время небольшого боя на корабле первый офицер Гиляровский смертельно ранил Вакуленчука. Затем он и другие офицеры были расстреляны восставшими и выброшены за борт.

Оставшиеся в живых офицеры были схвачены и помещены под охрану. Капитана судна Голикова расстреляли, обнаружив его притаившимся в своей каюте.

Организация власти на восставшем судне

Восстание на броненосце «Потемкин» было заранее обречено на провал, однако его организаторы всячески пытались воодушевить матросов и обещали им, что уже в скором времени страна окажется на революционном пути, и «народ сбросит цепи рабства».

На корабле был учрежден Демократический комитет из 25 человек для управления судном. Члены комитета проголосовали за поход на Одессу, где в это время многие рабочие предприятий бастовали.

По плану организаторов бунта на «Потемкине», в Одессе можно было запастись продовольствием и двигаться дальше для распространения революционных идей по стране.

Реакция властей и поражение восстания

В Одессе мятежников действительно поддержали тысячи бастующих рабочих, перед которыми выступила группа матросов «Потемкина», во время выступления им было показано тело убитого офицерами Вакуленчука.

Известие о волнениях в Одессе быстро дошло до российских властей. отдал приказ подавить восстание и наказать всех сочувствующих мятежникам. После этого приказа казаки устроили резню на одесской набережной, погибли около тысячи одесситов. После подавления бунта в городе революционные настроения начали утихать.

Однако лидеры мятежа на броненосце «Потемкин» вовсе не думали сдаваться, они планировали распространить революционные идеи по всему черноморскому побережью. К восстанию присоединилась команду другого броненосца «Георгий Победоносец», его матросы по примеру «Потемкина» избрали комитет для управления судном, однако убивать и арестовывать офицеров не стали и отправили их на берег на шлюпке.

Но победа восставших была недолгой, так как позже выяснилось, что только часть команды «Георгия Победоносца» симпатизировала революционерам. После прибытия в порт Одессы лоялисты (сторонники царя) подняли мятеж, отбили корабль и сдали восставших Одесскому военному гарнизону.

Итоги бунта на броненосце

Предательство на « » нанесло сильный удар по команде «Потемкина», подчеркивают историки. Корабль не смог заручиться поддержкой одесситов и без припасов и угля отбыл из порта. В Феодосии попытка пополнить запасы продовольствия и угля также провалилась, некоторые члены команды погибли при столкновении с властями при попытке добыть топливо.

8 июля 1905 года мятежный броненосец направился в румынский порт Констанца, где матросы сдались властям в обмен на политическое убежище. Судно впоследствии было передано российской стороне. Многие участники восстания, опасаясь расстрела в России, разъехались в разные страны. Некоторые вернулись на родину и предстали перед судом.

Организатор бунта Матюшенко даже встречался в эмиграции с лидером большевиков в Швейцарии. В 1907 году он вернулся в Россию для продолжения революционной борьбы, но в октябре этого же года его арестовали и казнили.

Восстание на броненосце широко освещалось в советской историографии, в 1925 году вышел знаменитый фильм «Броненосец Потемкин», ставший классикой немого кино.

© ООО «Издательство «Вече», 2014

© ООО «Издательство «Вече», электронная версия, 2014

Сайт издательства www.veche.ru

День прошел.

Облачась в дымовую завесу,

Крикнул в рупор матросам матрос:

Броненосец пошел на Одессу,

По суровому кряжу

Оранжевым крапом

Б. Пастернак

Кто из нас не слышал о восстании на эскадренном броненосце Черноморского флота «Князь Потемкин-Таврический»! Кто не помнит знаменитый фильм Сергея Эйзенштейна, ставший не только классикой мирового кинематографа, но и гимном всем революциям мира. А потому совсем не случайно, что и само восстание на броненосце «Потемкин», с момента которого уже минуло сто лет, мы вольно или невольно, но воспринимаем именно через знаменитый фильм.

Однако зададимся вопросом: почему, когда и у кого вообще возникла потребность в создании именно этого фильма, ведь в распоряжении режиссера и сценариста имелось немало других героических сюжетов из недавнего революционного прошлого России? Почему же воспеты в фильме были именно события не социалистической 1917-го, а буржуазной 1905 года революции? Почему не «Аврора», а «Потемкин»? На этот, казалось бы, на первый взгляд совершенно неважный вопрос мы и попытаемся ответить, ибо именно в нем кроются многие тайны трагических событий лета 1905 года.

Вне всяких сомнений, что утверждавший романтическую версию одного из самых кровавых восстаний отечественного флота фильм был сделан столь талантливо и убедительно, что нашел путь к сердцам миллионов зрителей. Однако попробуем разобраться в том, насколько правдиво отражает знаменитая кинолента настоящий ход событий на «Потемкине». Да и все ли мы знаем о том, что в действительности предшествовало восстанию на броненосце и как оно проходило на самом деле?

Глава первая. Классическая версия восстания

История восстания на эскадренном броненосце «Потемкин» в «классическом» изложении многочисленных книг, публикаций и учебников в общих чертах выглядит следующим образом. На броненосце Черноморского флота «Потемкин» к середине 1905 года сложились невыносимые условия службы. Командование корабля постоянно и вполне осознанно измывалось над своими матросами. Особенно тяжело пришлось матросам во время учебного плавания к Тендровской косе.

После завтрака, когда началась приборка, матросы якобы почувствовали запах испорченного мяса. Потом матрос Григорий Кульков увидел подвешенное мясо, кишащее червями. Позвал товарищей, началось волнение. Вахтенный начальник прапорщик Ливенцов, выслушав матросов, доложил командиру корабля капитану 1-го ранга Голикову. Командир корабля и старший врач Смирнов пришли на спардек. Доктор, разрезав кусочек мяса, заявил, что мясо хорошее, а ползают по нему не черви, а личинки, которых достаточно промыть морской водой.

Чашу терпения голодной и замордованной команды переполнила весть о том, что их будут кормить на обед борщом из червивого мяса. Матросы отказываются от некачественного борща. Взбешенный командир строит команду на палубе и приказывает всем есть борщ! Чтобы не доводить дела до крайнего обострения, наиболее сознательные матросы-большевики во главе с Григорием Вакуленчуком выходят из строя и говорят, что согласны есть борщ. Они считают, что время восстания на броненосце еще не пришло и его надо устроить на всем флоте одновременно, причем несколько позднее. За матросами-большевиками соглашаются есть борщ и все остальные. Инцидент, кажется, исчерпан, но командир корабля внезапно для всех решает жестоко покарать не желавших обедать матросов. Он приказывает отделить часть команды для публичного массового расстрела здесь же на палубе. Матрос Вакуленчук пытается предотвратить расправу, но разъяренный старший офицер смертельно ранит матроса из револьвера.

Убийство Вакуленчука служит сигналом к восстанию. Самый близкий друг и соратник Вакуленчука матрос Афанасий Матюшенко тут же из винтовки убивает старшего офицера, после чего матросы убивают особо ненавистных офицеров, поднимают красный флаг, избирают матросский комитет для руководства кораблем и спешат в Одессу на помощь восставшим рабочим. Там они организуют похороны Вакуленчука, стреляют из орудий по правительственным войскам, а потом выходят из порта навстречу правительственной эскадре и в молчаливом поединке заставляют царских адмиралов признать свое поражение. Однако офицеры не дают остальным кораблям примкнуть к восстанию. К восставшему броненосцу присоединяется броненосец «Георгий Победоносец», но предатели революции быстро выводят его из строя, и «Потемкин» снова остается один.

В течение недели «Потемкин» бороздит Черное море, сея страх в душах власть предержащих. Он еще раз наводит ужас на царскую власть в Феодосии, а затем, когда кончается уголь, уходит в Румынию. Там потемкинцы сходят на берег и пополняют собой ряды революционеров-эмигрантов.

Значение восстания на «Потемкине» высоко оценил в ряде своих работ В. И. Ленин, как первое восстание против царского режима целой воинской части в полном составе. Именно В. И. Ленин и дал характеристику мятежному «Потемкину», как «непобежденной территории революции».

С большими-меньшими подробностями, но именно такая «классическая» версия восстания на знаменитом броненосце кочует уже больше века из одного научного труда в другой. На ее же основе пишутся учебники истории и популярные книжки.

Удивительно, но, несмотря на изобилие всевозможной литературы о «Потемкине», что-либо конкретного и документально подтвержденного о событиях на броненосце известно крайне мало. И это совсем не случайно! Начать надо хотя бы с того, что в архиве ВМФ следственные материалы о восстании на «Потемкине» почему-то отсутствуют. Там в изобилии имеются документы по восстанию на крейсере «Очаков», о восстании в Свеаборге и Кронштадте, а о «Потемкине» практически ничего нет. Почему? Этого не знает никто. Когда и кто изъял «потемкинские» документы, неизвестно. Где они находятся ныне, тоже непонятно. Судя по всему, сделано это было уже давно, так как никто из историков никогда материалами расследования «потемкинского дела» не пользовался. Почему? Может, потому, что там имеется много такого, что в корне расходится с навязываемой нам официальной версией?

Именно поэтому практически единственным источником информации о восстании на броненосце «Потемкин» всегда традиционно были воспоминания участников тех достопамятных событий. Их печатали, их цитировали, на них ссылались. Удивительно, но чем больше проходило времени со времени восстания, тем все больше и больше воспоминания, а затем и научные работы (на эти воспоминания ссылающиеся) становились как две капли воды похожими на сценарий кинофильма о «Потемкине». А потому, начиная разговор о восстании на броненосце «Потемкин», лучше всего обратиться к воспоминаниям, которые отделяло от восстания совсем немного времени.

В 1925 году, к 20-летию революционных событий на Черноморском флоте, Всесоюзным обществом политических каторжан и ссыльнопоселенцев была издана книга воспоминаний участников тех достопамятных событий, озаглавленная: «Революционное движение в Черноморском флоте в 1905 году. Сборник воспоминаний и материалов». Эта небольшая по объему книжица интересна сразу по нескольким причинам. Во-первых, воспоминания написаны до периода сталинской диктатуры, в период еще так называемых партийных свобод, а потому она полностью свободна от цензуры последующих лет. Во-вторых, перед нами воспоминания непосредственных участников восстания, написанные еще по относительно свежим следам революционных событий до выхода на широкий экран знаменитого кинофильма, а следовательно, свободные от версии Эйзенштейна.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...