Церковный университет. Православный свято-тихоновский гуманитарный университет (пстгу). Фгоу впо «оренбургский государственный

Подразумевает некую исторически сложившуюся форму организации человеческой совместной жизнедеятельности, которая возникает как следствие необходимости удовлетворить потребности общества. Институты направлены на реализацию различных коммуникативных функций и характерны своими возможностями детерминировать поведение людей с помощью установленных

правил (общественного мнения), табу (запретов) и так далее. Собственно, этот термин в различных контекстах может выступать в четырех основных значениях:

  • группа лиц, олицетворяющая институт;
  • организация, призванная выполнять определенные функции;
  • некие посредством которых придается смысл отношениям в обществе;
  • совокупность учреждений;
  • сосредоточенные в одной сфере жизнедеятельности группы людей.

Структура социальных институтов содержит следующие элементы:

Современные социологи, как правило, выделяют четыре основные специфические сферы общественной жизнедеятельности. Именно в них и формируются отношения и институты.

Экономические социальные институты: примеры и сущность

Общественные социальные институты: примеры и сущность

Здесь имеются в виду непосредственно отношения внутри общества между различными возрастными, гендерными, национальными и другого характера
группами. Сюда же относятся категории, связанные с общественными предписаниями и табу. Например, семья, воспитание, дружба, общественные движения и прочее.

Политические социальные институты: примеры и сущность

Собственно, это все то, что охватывает соответственную сферу жизни. То есть отношения в системе государства - гражданское общество. Представленные здесь институты - это правовая и судебная системы, правительство и парламент, гражданские права и политические партии, армия и юридические учреждения.

Духовные социальные институты: примеры и сущность

Это вотчина культуры и нематериальных науки, образования, религии, искусства и так далее.

Социальный институт - исторически сложившаяся форма орга­низации совместной деятельности людей, на основе комплекса норм и статусов регулирующая их взаимодействие и удовлетворяющая фун­даментальные человеческие потребности.

В соответствии с фундаментальными потребностями общества (воспроизводство рода, безопасность и порядок, средства существова­ния, получение знаний, социализация, духовные потребности) выделя­ют пять основных институтов общества:

1. институт семьи

2. государство

3. производство

4. духовные институты (религии, науки, морали)

5. образование.

Институты необходимы для:

    объединения больших масс людей, занятых определенным видом деятельности;

    закрепления конкретных видов и форм взаимодействия;

    нормативной регуляции этих видов деятельности, стандартизации поведения своих участников;

    формирования системы учреждений, наделенных материальными средствами для этой деятельности;

    социализации личности

1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры. Духовная сфера жизни общества

Духовная сфера жизни общества - сфера, охватывающая различ­ные формы и уровни общественного сознания, проявляющаяся в духов­ном производстве для удовлетворения духовных потребностей и созда­нии духовных ценностей.

Жизнь общества в духовной сфере складывается из следующих элементов: (элементы духовной жизни)

1. мораль - совокупность правил поведения, производных от представлений людей о справедливости и несправедливости, добре и зле.

2. религия - система верований в сверхъестественное, обрядовых действий, традиций, религиозных институтов.

3. искусство - творческая деятельность людей, направленная на пе­редачу объективной реальности через субъективные переживания с по­мощью художественных образов.

4. наука - система обоснованных знаний, выраженных в абстрак­тно-логическом виде, имеющих форму теории.

5. право - система формальных общеобязательных норм, установ­ленных или санкционированных государством, гарантированных его принудительной силой.

6. идеология - совокупность представлений, объясняющая социаль­но-политическую реальность и формирующая к ней отношение, ис­пользуемая политической элитой для воздействия в своих целях на мас­совое сознание.

7. философия - дисциплина, изучающая наиболее общие проблемы устройства окружающего мира, общества и человека.

Сам процесс духовной жизнедеятельности имеет следующую струк­туру (структура духовной жизни):

1. Духовные потребности. Духовные потребности - это потребно­сти в создании и освоении духовных благ.

Особенности:

1) духовные по­требности не заданы биологически, а проявляются и развиваются в про­цессе социализации;

2) духовные потребности не исчерпываются по мере их удовлетворения, а увеличиваются и усложняются;

3) духовные потреб­ности служат показателем развития личности: чем больше духовных по­требностей у человека и чем они сложнее, тем более развита его личность

2. Духовное производство. Духовное производство - это произ­водство общественного сознания, результатом которого являются:

1) идеи, теории, образы и другие духовные ценности;

2) духовные обще­ственные связи индивидов;

3) личность человека.

3. Духовные ценности (блата). Духовные ценности - это блага, про­являющиеся только через сознание людей и направленные на удовлет­ворение духовных потребностей.

Особенности:

1) духовные блага относительны, они зависят от культуры и эпохи 2) духовные блага не­исчерпаемы, они не уменьшаются по мере их потребления, а, наоборот, развиваются.

Культура:

    слово происходит от латинского глагола, означающего «возделыва­ние почв»;

    в широком смысле, это совокупность форм и результатов челове­ческой деятельности, закрепленных в общественной практике;

    в узком смысле, это отрасли творческой деятельности, связанные с искусством.

Формы культуры: материальная и духовная.

Материальная культура - совокупность объектов культуры, суще­ствующих в чувственно-предметной реальности, предназначенных для удовлетворения материальных потребностей.

Духовная культура - совокупность объектов культуры, существу­ющих через сознание людей, предназначенных для удовлетворения ду-ковных потребностей.

Разновидности культуры.

Правосла́вный Свято-Ти́хоновский гуманита́рный университе́т (сокращённо ПСТГУ , полное наименование - Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет» ) - российское высшее учебное заведение в Москве. Основан в 1992 году как Православный Свято-Тихоновский богословский институт (ПСТБИ). В 2004 году получил высший аккредитационный статус по типу «университет». С тех пор носит современное название. После завершения многоплановой реставрации в 2015 году в его помещениях разместился главный корпус ПСТГУ.

Университет является первым в истории России высшим учебным заведением, обеспечивающим богословское образование для мирян (ранее богословские дисциплины в рамках высшего образования изучались только в духовных школах, имеющих целью подготовку клириков). Студенты всех факультетов получают базовое богословское и гуманитарное образование.

Имеет государственную аккредитацию по пяти образовательным направлениям - теологии , религиоведению , педагогике , филологии и истории , а также по специальностям - историко-архивоведение, искусствоведение , методика начального образования, социальная педагогика , дирижирование , живопись и .

Студенты обучаются на десяти факультетах: богословском, миссионерском, историческом, филологическом, педагогическом, церковных художеств, церковного пения, факультете социальных наук, факультете информатики и прикладной математики, факультете дополнительного образования. Имеется дневное отделение (на всех факультетах, кроме факультета дополнительного образования), вечернее отделение (на факультетах богословском, миссионерском, педагогическом, церковного пения, теоретическом отделении факультета церковных художеств, факультете дополнительного образования), заочное отделение (на факультетах богословском, миссионерском, педагогическом, социальных наук, дополнительного образования).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Приходите учиться в ПСТГУ!

    ✪ Православный Свято Тихоновский Гуманитарный университет День открытых дверей

    ✪ О моем обучении в Православном Свято- Тихоновском Униерситете город Москва

    ✪ О ПСТГУ - 2016 год

    ✪ Свято-Тихоновский Университет: Немного о наших делах

    Субтитры

История

Богословско-катехизаторские курсы

Идея создания православного ВУЗа, где в отличие от духовных семинарий и академий могли бы обучаться все желающие, а не только лица, готовящиеся к принятию сана, сформировалась в 1980-е годы в среде учеников и духовных чад протоиерея Всеволода Шпиллера (ум. 1984) и иеромонаха Павла (Троицкого). В конце 1980-х годов, как только наступила относительная свобода, они организовали несколько лекториев, имевших духовно-просветительские и миссионерские цели . Как вспоминал протоиерей Владимир Ворьбьёв , «сначала собирались в кинотеатрах. Как только вешали объявление, кинотеатры набивались битком. Люди слушали лекции с жадностью, задавали вопросы - это было живое, интенсивное общение. Через какое-то время нам предложили прочитать годовой курс. Мы договорились об аренде великолепного зала в ЦДКЖ на Комсомольской площади , и целый год, каждую неделю, проводили там лекции. Привлекли ещё несколько священников, в том числе, отца Глеба Каледу , который тогда ещё скрывал своё священство, и приходил просто как профессор, доктор наук. Выступления продолжали собирать много людей: о них стало известно всей Москве. Вход был бесплатный. Так мы провели два года. Весной, когда заканчивались лекции, нас стали просить открыть курсы - люди хотели получить хотя бы небольшое богословское образование» .

Осенью 1990 года началась работа над созданием Богословско-катехизаторских курсов. В состав инициативной группы входили священники Владимир Воробьёв , Глеб Каледа, Сергий Романов и Аркадий Шатов . Чаще всего они собирались в приходском доме протоиерея Димитрия Смирнова рядом с только что переданным Церкви полуразрушенным храмом святителя Митрофана Воронежского . Главной задачей курсов было соединить академическую свободу учебного процесса и каноническое послушание священноначалию. Когда Устав курсов наконец был утвержден, Патриарх Алексий II благословил их открытие .

В первый Учебный совет курсов вошли протоиереи Валентин Асмус , Владимир Воробьёв, Глеб Каледа, Николай Соколов , Сергий Романов, Александр Салтыков , Димитрий Смирнов, Аркадий Шатов, профессора Николай Емельянов , Андрей Ефимов. Ректором курсов был избран профессор протоиерей Глеб Каледа , усилиями которого для Курсов были выделены помещения в МВТУ им. Баумана . Первое занятие курсов прошло 6 февраля 1991 года .

Весной 1991 года протоиерей Глеб Каледа в связи с назначение руководителем сектора в новообразованном Синодальном отделе религиозного образования и катехизации попросил освободить его от должности ректора , 29 мая на заседании Учебного совета Богословско-катехизаторских курсов тайным голосованием был избран новый ректор - протоиерей Владимир Воробьёв .

Курсы вначале имели 6 преподавателей, секретаря и 300 слушателей; в основном это были духовные чада отцов-организаторов, но были и учащиеся, пришедшие по объявлению. В каждой группе числилось около 50 слушателей, реально на занятиях присутствовало до 40 человек. Учебников не было, приходилось пользоваться конспектами лекций. К концу учебного года на курсах осталась половина слушателей. Осенью 1991 года был объявлен второй набор .

Православный Свято-Тихоновский богословский институт

25-27 мая 1992 года Богословским Институтом была проведена первая конференция под названием «Чтения памяти прот. Всеволода Шпиллера», в которой активное участие принял протопресвитер Иоанн Мейендорф . На одно из заседаний Чтений приехал Патриарх Алексий II. Он рассказал о своем общении с протоиереем Всеволодом и преподал своё благословение Богословскому институту .

Осенью того же года по ходатайству Ученого совета Богословскому институту было присвоено имя Патриарха Тихона , таким образом ВУЗ получил название «Православный Свято-Тихоновский богословский институт» . Актовым днем института стал день избрания святителя Тихона на Патриарший престол - 5/18 ноября . К тому времени сформировалось два факультета: богословский и миссионерский .

8 декабря 1992 года в Главном здании МГУ состоялся Торжественный Акт Института, который возглавил Патриарх Алексий II. На Акте присутствовали мэр Москвы Ю. М. Лужков , Президент РАН Ю. С. Осипов и другие почетные гости. Во время презентации был образован Попечительский совет Института во главе со Святейшим Патриархом Алексием II и подписан договор о сотрудничестве в развитии ПСТБИ между Московским Патриархатом и Московским Государственным Университетом .

7 мая 1993 года Православному Свято-Тихоновскому Богословскому Институту выдана лицензия на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования .

В августе 1993 года открылось заочное отделение, где начали учёбу более 1000 студентов из различных епархий Русской Православной Церкви .

В октябре 1993 года Спасское Братство получило рядом с Николо-Кузнецким храмом небольшое здание, в котором была размещена администрация Института и учебные аудитории. Институт пользовался поддержкой МГУ, 1-й Градской больницы и больничного храма царевича Димитрия, художественными мастерскими храма святителя Николая в Клённиках , заочное отделение проводило экзаменационные сессии в помещениях храма Живоначальной Троицы на Грязех .

По словам ректора протоиерея Владимира Воробьёва: «Со временем поток взрослых людей, которые поступали на вечернее отделение богословского факультета, сократился, но к нам стали стремиться выпускники школ. Из них далеко не все шли с намерением стать священниками, но было много таких, которые хотели получить именно православное образование по гуманитарной специальности. <…> В советское время вся гуманитарная наука была лишена своих религиозных и культурных корней и „пересажена“ на атеистическую почву, что, конечно, искалечило её» . В связи с этим был создан педагогический факультет, на котором были отделения истории и филологии .

8 июня 1994 года Патриарх Алексий II освятил храм Живоначальной Троицы на Пятницкой улице , приписной к Николо-Кузнецкому храму, который стал базовым храмом Института .

В июле 1997 года Патриархом Алексием II был утверждён специализированный Учёный совет при ПСТБИ для защиты кандидатских и докторских диссертаций по богословским наукам и церковной истории. В совет вошли представители Московской и Санкт-Петербургской духовных школ , академики Российской Академии Наук и Российской Академии Образования , профессора и преподаватели Московского государственного университета и Богословского института .

20 июля 1998 года после прохождения аттестации ПСТБИ получил государственную аккредитацию по направлениям религиоведение и педагогика . В 1999 году была получена аккредитация по образовательному направлению Теология и специальностям История , Филология , искусствоведение , религиоведение . В конце 2000 года аккредитованы специальности: хоровое дирижирование, живопись , декоративно-прикладное искусство и народные промыслы , после чего все факультеты получили возможность вручать выпускникам дипломы государственного образца .

В 2002 году Институт прошел повторную аттестацию и аккредитацию по 13 образовательным направлениям и специальностям, в том числе по 3 новым специальностям. В связи с очередной аккредитацией по благословению Патриарха Алексия была изменена организационно-правовая форма Института: зарегистрированный первоначально как религиозное объединение, Институт был преобразован в негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования с сохранением принадлежности к Русской Православной Церкви .

В 2003 году был открыт факультет Дополнительного образования с четырьмя отделениями. Была отлицензирована аспирантура по семи научным направлениям . Первые преподаватели прошли специальную подготовку и приступили к разработке курсов Дистанционного образования. В начале 2004 года состоялся первый набор слушателей на новые дистанционные программы .

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

21 мая 2004 года решением Аккредитационной коллегии по результатам Комплексной оценки деятельности вуза в 2004 году НОУ ВПО и приказом Министерства образования России от 25 мая того же года установлен государственный аккредитационный статус по типу высшее учебное заведение вида «университет» . Это стало первым случаем в новой России присуждения высшего государственного статуса учебному заведению Русской Православной Церкви . В связи с этим 7 октября 2004 года решением Священного Синода было принято название: «Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет» .

В 2004 году была в значительной степени решена проблема учебных помещений. Попечительским советом Университету было предоставлено во временное пользование здание, расположенное в спальном районе Очаково , где расположились Миссионерский, Филологический, Исторический, Педагогический факультеты и факультет Дополнительного образования, а также заочное отделение, библиотека, административные службы. Кроме того, настоятель храма великомученика Георгия на Поклонной горе протоиерей Сергий Суздальцев предоставил Университету для факультета Церковных художеств помещения, в которых проведён капитальный ремонт . В том же году впервые состоялся выпуск магистров теологии .

С течением времени, в силу ограничений, накладываемых законом об образовании на негосударственные образовательные учреждения, каковым является с 2002 года ПСТГУ, назрела необходимость вынести подготовку священнослужителей в отдельное учебное заведение, не отделяя его по существу от образовательного процесса и жизни богословского факультета ПСТГУ. В 2005 году было создано Богословское отделение как «православная религиозная организация - учреждение профессионального религиозного образования», которое в 2008 году было переименовано в Православный Свято-Тихоновский богословский институт .

29 июля 2005 года решением Правительства России приходу храма святителя Николая Мирликийского в Кузнецах было передано здание Московского епархиального дома в Лиховом переулке , чего институт добивался с 1992 года .

В начале 2007 году ПСТГУ было передано пятиэтажное здание по адресу ул. Иловайская , д. 9. Там были проведены ремонтные работы, и 28 октября того же года ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьёв в сослужении священников Николо-Кузнецкого храма совершил чин освящения общежития университета, где разместилось около 300 студентов из разных регионов России .

9 апреля 2007 года ПСТГУ получил лицензию на право ведения образовательной деятельности по специальности и направлению «Социология». Тогда же начал работу социологический факультет ПСТГУ, что стало первым таким прецедентов в истории учебных заведений Русской Православной Церкви. В 2009 году социологический факультет и факультет экономики и права были объединены в Факультет социальных наук .

Осенью 2007 года в ПСТГУ открылся факультет факультет информатики и прикладной математики с программой обучения, которая предусматривала: фундаментальную математическую подготовку, соответствующую базовой части курса математических факультетов университетов; специальную подготовку, включающую широкий круг курсов, связанных с вычислительной техникой и программированием и приобретение практических навыков; базовое богословское образование . После открытия данной кафедры ПСТГУ перестал быть чисто гуманитарным учебным заведением .

28 мая 2010 года Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки при православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете открыт диссертационный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальности 07.00.02 - Отечественная история (исторические науки) и специальности 09.00.14 - Философия религии и религиоведение (философские науки) .

2 сентября 2010 года архиепископ Верейский Евгений (Решетников) совершил освящение нового учебного корпуса Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и часовни в честь святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. На богослужении присутствовали епископ Павлово-Посадский Кирилл (Покровский) и префект ЮВАО г. Москвы Владимир Зотов . В новый корпус переехали шесть факультетов: миссионерский, филологический, исторический, педагогический, социальных наук и дополнительного образования. Также в новом корпусе устроены трапезная, библиотека, студенческий отдел кадров и другие отделы .

В 2012 году началось общеуниверситетское внедрение дистанционных образовательных технологий , для чего в целях централизованной координации и технической поддержки проекта был создан Отдел дистанционного обучения ПСТГУ, обслуживающий «Систему дистанционного обучения ПСТГУ» (eLearning Server). Первоначально дистанционное обучение в полном объёме было реализовано только по дополнительным образовательным программа Факультета дополнительного образования, но предполагалось подключить все факультеты университета

За 2015 год университет получил от Министерства образования и науки Российской Федерации около 112 млн руб. [значимость факта? ] .

Современное состояние

В университете существуют 10 факультетов:

  • Богословский факультет
  • Педагогический факультет
  • Филологический факультет
  • Исторический факультет
  • Факультет церковного пения
  • Факультет церковных художеств
  • Факультет социальных наук
  • Факультет информатики и прикладной математики
  • Факультет дополнительного образования

Кроме десяти факультетов, в университете существует аспирантура и центр духовного образования военнослужащих.

Лекционные и семинарские занятия проходят в МГУ, и в зданиях Университета в Лиховом переулке , на Новокузнецкой улице (на территории Николо-Кузнецкого храма), Троицкого храма на Пятницкой улице, на Иловайской улице и на Поклонной горе. Университет имеет 6 иконописных мастерских, 2 мастерских мозаики и фрески, 3 мастерских церковного шитья, 1 мастерскую по реставрации икон. Ежегодно университет принимает участие во многих научных конференциях.

Факультеты

Миссионерский факультет

Один из ключевых факультетов ПСТГУ. Образован в 1992 году (наряду с богословским), когда миссионерско-катехизаторские курсы были преобразованы в Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт. Готовит миссионеров, научных работников, лекторов, преподавателей богословских дисциплин и законоучителей Русской Православной Церкви.

Кафедры

  • Кафедра миссиологии (доктор физ.-мат. наук, профессор Андрей Борисович Ефимов)
  • Кафедра религиоведения (доктор физ.-мат. наук, профессор Юрий Трофимович Лисица)
  • Кафедра культурологии (д. ф. н., профессор Доброхотов, Александр Львович)
  • Кафедра туризма (к. п. н., профессор Алексей Иванович Ткалич)
  • Кафедра социальной работы (к. и. н., доцент Зальцман Татьяна Валерьевна)

Исторический факультет

Основная статья: Исторический факультет ПСТГУ

Исторический факультет ПСТГУ существует с 1994 года , когда был сформирован из Отделения русской истории, созданного в рамках историко-филологического факультета ПСТБИ в 1994 г. В 2000 г. на базе отделения истории России был создан исторический факультет.

На историческом факультете осуществляется подготовка специалистов по Отечественной истории и историко-архивоведению, преподавателей истории России и всеобщей истории для средних общеобразовательных школ (бакалавр , магистр) . Имеются государственные лицензия и аккредитация. Срок обучения на очной (дневной) форме 4-6 лет, на очно-заочной (вечерней) форме 5 лет.

Кафедры

  • Кафедра истории России и архивоведения - осуществляет подготовку по направлению и специальности история России, обеспечивает университет комплексом общих учебных дисциплин по истории России с древнейших времен до конца XX в., источниковедению и историографии, методике преподавания истории и другим спецдисциплинам. Кафедру возглавляет Дмитрий Цыганков.
  • Кафедра всеобщей истории - обеспечивает комплекс учебных дисциплин по истории древнего мира, истории средних веков, новой и новейшей истории стран Западной Европы и Америки, библейской археологии, истории стран Азии и Африки, истории южных и западных славян и т. д. Кафедру возглавляет Дега (Дмитрий) Витальевич Деопик.

Факультет информатики и прикладной математики

Факультет осуществляет обучение по специальности «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» квалификация «математик-программист». На факультете действует кафедра математики, кафедра информатики и научно-исследовательская лаборатория информационно-поисковых систем. Форма обучения: очная . Основателем и первым деканом был Емельянов Николай Евгеньевич . Первый набор студентов прошёл в 2008 году .

Cтуденты получают практические навыки работы с основными современными операционными системами, языками программирования, СУБД и в совершенстве овладеют некоторыми из них в соответствии с выбранной специализацией.

Накопленный в ПСТГУ многолетний опыт прикладных разработок в области информационных технологий, связанных с ведением широко известной базы данных «За Христа пострадавшие» и базы данных «Иконография церковного искусства».

Вестник ПСТГУ

«Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета» предназначен для публикации «основных результатов диссертационных исследований на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, результатов иных исследований по разрабатываемым в ПСТГУ научным направлениям, а также для публикации оригинальных научных материалов, представляющих интерес для социо-гуманитарной науки, имеющих теоретическую и практическую значимость» .

С 2010 года «Вестник ПСТГУ» входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК .

Издательство ПСТГУ

Основано в 1992 году. Издательская деятельность ПСТГУ ведётся по различным направлениям - издание книг известных богословов, философов и церковных писателей, написанных в ХIХ-ХХ веках, и публикация научных работ преподавателей университета, издание пособий для студентов духовных учебных заведений, публикация миссионерской общедоступной литературы о православной вере и жизни. Значительное место в жизни университета занимает издательская работа по трагической истории Русской Православной Церкви XX века .

Филиалы

Помимо кампусов в Москве создавались «пункты дистанционного обучения» или филиалы для того чтобы жители разных города России и СНГ могли учиться заочно, не приезжая в Москву. Зачётные и экзаменационные сессии проводились на местах приезжающими преподавателями ПСТГУ. Всего таких филиалов было 18. Но впоследствии Министерство образования потребовало закрыть филиалы. Как отмечал протоиерей Владимир Воробьёв: «Благодаря этим филиалам удалось в те годы, когда вдали от столиц не было никаких православных кадров, подготовить на местах преподавательский и административный состав. Среди выпускников наших филиалов не только священники, но и очень много работников различных епархиальных отделов, преподавателей местных семинарий и духовных училищ, кафедр теологии в государственных вузах. Таким образом, филиалы кардинально помогали в решении самых неотложных кадровых задач того времени» .

Вместо филиалов на факультете дополнительного образования было открыто интернет-образование .

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...