Историческая реконструкция как экспериментальный метод исследования в истории. Военно-исторические реконструкции великих сражений Восстановление событий прошлого как называется

Военно-историческая реконструкция стала чрезвычайно популярной в России и за рубежом в последние два десятилетия. При этом известно, что изначально у нее были более глубокие корни. Первые реконструкции важных событий и великих битв проводили еще в Древней Греции и Риме. Сейчас эту традицию решили возродить.

История мероприятий

Военно-историческая реконструкция проводилась также и в Древнем Египте. Организаторы устраивали костюмированные представления. Публика могла своими глазами увидеть, как разворачивались ключевые сражения. Иногда для таких мероприятий даже строили специальные арены.

Следующую волну популярности этот вид представлений пережил в XVII веке. На этот раз страной, где начали массово проводить военно-исторические реконструкции, стала Англия. Здесь в 1620-1630 годах с показательными строевыми учениями перед публикой выступали подразделения лондонского ополчения.

На втором месте по популярности были сражения времен Отечественной войны 1812 года.

Битва за Берлин

Один из самых популярных военно-исторических фестивалей последний лет - "Битва за Берлин". Реконструкция посвящена штурму немецкой столицы советскими войсками в 1945 году.

Мероприятие проходит в Москве в конце апреля. В культуры и отдыха Вооруженных сил РФ "Патриот" реконструкторы воссоздают главные моменты одного из самых важных сражений Великой Отечественной войны.

В самом центре баталий оказываются гости фестиваля "Битва за Берлин". Реконструкция позволяет с головой окунуться в эту операцию советских войск. В парке воссоздают улицы реального Берлина, по которым проезжают танковые подразделения и мотовойска. Звучит настоящая артиллерийская канонада, а в небе разворачиваются бескомпромиссные авиасражения. Можно на свой "шкуре" почувствовать, каким был штурм Берлина. В реконструкции принимают участие не только любители истории, но и профессиональные каскадеры и пиротехники, которые тщательно готовят представление в память о героях той войны.

Стоит отметить, что в истории войны сыграл важную роль штурм Берлина. Реконструкция позволяет представить, как это было на самом деле.

"Огненная дуга"

Московская область вообще славится тем, что регулярно проводит фестивали военно-исторической реконструкции. "Огненная дуга" проходит в городке Ступино в конце апреля - начале мая.

Это очень зрелищный военно-исторический фестиваль, в котором принимает участие не только большое количество реконструкторов, но и разнообразная техника. Это и немецкие самолеты "Мессершмитты", и легендарный советский танк Т-34, и знаменитое орудие "катюша", наводившее ужас на немецкие войска.

Ежегодно в военно-историческом фестивале принимают участие около четырех тысяч гостей. Организаторы заботятся об организованной доставке гостей на праздник и об оборудовании парковочных мест для тех, кто решил приехать на личном автотранспорте.

В реконструкции самого боя принимают участие около 400 человек, а также не менее десяти единиц военной техники времен Великой Отечественной войны, произведенной в 40-е годы прошлого века. Большое количество туристов привлекают и места, в которых проходит фестиваль. Это поля и луга рядом с

Для гостей действа готовят масштабный спектакль, а после окончания реконструкции сражения они могут пообщаться с его участниками и сделать незабываемые снимки.

Последний раз в реконструкции "Пражской операции" приняли участие около 550 человек. Своих представителей прислали 57 клубов из 19 российских регионов. Немцев среди них было около 100 участников. Стоит отметить, что это один из крупнейших военно-исторических фестивалей в Московской области.

Зрители становятся свидетелями последней операции советских войск в Великой Отечественной войне. проводится с 6 по 11 мая 1945 года.

Опубликовано: 11.01.2018 Категория: Авторский очерк

На данный момент российское правительство так и не решило, чему посвятить наступивший год Желтой (Земляной) Собаки. А почему бы не приурочить его к такой замечательной вещи как «ожившая история». Ведь следующие 12 месяцев потрясут Отечество не только феноменом под названием «ЧМ мира 2018», но и другим – под именем «историческая реконструкция 2018». Ролевые мероприятия для многих россиян давно стали синонимом удачного отпуска. Разумеется, имеется в виду не только война, но и мирные занятия. Скорее, целый исторический комплекс. Да, история может оживать. Все в наших силах. В статье вы узнаете о фестивалях СНГ подробнее.

Что такое военно-историческая реконструкция

С 1979 года описываемое хобби – вид деятельности узкого круга лиц, увлеченных романтикой средневековых баталий, Гражданской и Великой Отечественной войн.

Полномасштабно историческая реконструкция стала частью России лишь в 1990-е годы. Она касается восстановления (реконструкции) исторического комплекса, связанного с конкретным временем, конкретным местом и конкретным событием. В 90-х все начиналось не с исторических сражений, а с… фэнтезийных. Дело в том, что основным контингентом в организации такой акции, как фестиваль исторической реконструкции стали толкинисты, фанатеющие от мира, созданного английским писателем Д. Толкином. Некоторые из них до сих пор живут исключительно Средиземьем, часто разговаривая друг с другом на языке хоббитов или эльфов. Хотя большинство их идейных последователей переключились на Вестерос, созданный умами сценаристов «Игры престолов». «Ролевики» уже имели опыт «оживления» событий, хотя и не исторических. Они создавали костюмы, оружие, крепости и частоколы, писали постановочные сценарии.

Остается добавить, что за рубежом «воскрешение истории» (также как и все связанные с ней забавы) вошло в обиход значительных масс населения намного раньше. Дело в том, что процесс этот был прочно связан с общественным движением living history («живая история»), родившимся еще в середине прошлого столетия. На данный момент течение «переродилось» в некоторую разновидность школьных уроков, средневековые фестивали (в эпоху Средневековья многие города Запада были отдельными государствами – ныне население выносит на улицы их гербы), а также работу скансенов – музеев под открытым небом. Их работники полностью восстанавливают исторический комплекс определенной эпохи и связанные с ним традиции определенного этноса (костюм, орудия труда, архитектуру, быт, оружие и ритуалы). Фактически старинная жизнь предстает перед зрителем (учеником урока истории) во всех своих подробностях.

Итак, у нас тоже появились такое понятие как клуб исторической реконструкции (КИР). А совместная деятельность данных объединений энтузиастов (из разных уголков государства) соответственно «родила» глобальный интерактивный перфоманс, который принято именовать фестиваль исторической реконструкции (ФИР). Сейчас это – нечто значительнее того, что толкинисты 90-х называли «сделать игрушку». На фестиваль, как правило, съезжаются сразу несколько организаций «исторических ролевиков». Причем определенное событие стараются воссоздать в локации, где оно имело место быть.

Крупнейшие фестивали исторической реконструкции 2018

На просторах СНГ (в сотнях его городов и сельских поселений) регулярно проходят зрелища в рамках различных ФИР. Однако тысячи участников и зрителей, а также десятки журналистов собирает не каждый из них. В номинацию «крупнейший фестиваль исторической реконструкции» попали « » – глобальное действо, ежегодно происходящее в разных уголках Большой Москвы. Зародилось оно еще в 2011 году – в парке «Коломенское», имея целью представить широкой общественности события на Руси 9-11 веков. Однако в следующие годы оно обратилась к более поздним страницам биографии нашего Отечества, и не только нашего. В теущем году мероприятие придет под именем «Времена и эпохи. Собрание». Москва собирается удивить россиян и гостей ЧМ из других стран своеобразной машиной времени. С 12 по 23 июня на разных площадках соберется население разных стран и столетий, удивляя зевак своим облачением, ремеслом, блюдами, танцами и песнями! С «Временами» соперничает (по известности и вовлеченности людей) только «День Бородина» (о нем будет ниже).

Особую популярность имеют и так называемые средневековые фестивали. Часть мероприятий (в том числе эпизод регаты исторических судов) пройдет в рамках уже указанного зрелища «Времена и эпохи. Собрание». Об остальных расскажем ниже.

Древняя Русь и эпоха викингов

Средневековые фестивали в РФ имеют хронологическую рамку восстанавливаемых событий, начинающуюся с 9 века. Дело в том, что это столетие стало судьбоносным в истории восточнославянских народов. Имела место попытка их объединения в единое государство. Одновременно данное столетие являлось расцветом походов викингов.

В разных областях России 9 век стал основной тематикой деятельности исторических клубов. В этом году у таких объединений есть новый повод для встречи – «Русборг 2018» (он соберет почитателей первых русичей в мае, место пока неизвестно). «Русборг» «достает» из тьмы веков военные кампании, происходившие на территории нынешнего Северо-Западного федерального округа Российской Федерации – в 9-11 столетиях.

«Ладейное поле» и «Абалакское поле» – ФИРы, имеющие свою «изюминку». Их участники вынуждены передвигаться на больших деревянных лодках – ладьях, кноррах или драккарах. В новом году на «Ладейном поле» в качестве места действия будет выбрана Волга под Ярославлем. Планируется сплав (кое-где со стоянками) до самой Казани. Сибирский «Абалак» на 7-8 июля второй раз приглашает всех в Тобольск. Очередной сюжет этих «Полей» – морские бои с участием русичей, викингов, финских и балтских лучников, а также воинские состязания.

Последнее событие, о котором стоит упомянуть в данной связи – «Былинный берег». На этом «слете» не берется в расчет определенное событие. Это – серия бугуртов (полевых командных схваток), иллюстрирующих непростые отношения Киевской Руси со Скандинавией и другими соседями. Брендом фестиваля (помимо общих для таких мероприятий турниров на мечах и соревнований лучников) является состязание суличников (сулица – маховое оружие, имеющее сходство с булавой, отличается от нее конструкцией насадки). Новым былинным берегом 27-29 июля станет берег Волги у деревни Топорок (сельское поселение Федоровка, Кимрский район Тверской области).

Средневековые фестивали 2018

Мы всегда предрасположены к чему-то наиболее впечатляющему – к устрашающим железным доспехам, к лязгающим о них большим мечам или секирам, к сентиментально повязанному на копье рыцаря дамскому платочку... Через несколько месяцев все это снова повторится в разных русских городах! Средневековые фестивали 2018 это:

  • «Поле Куликово» (пройдет 13-16 сентября близ тульской деревни Татинка);
  • «Рыцарский турнир Святого Георгия» (прогремит с 30 апреля по 2 мая в Москве);
  • «Наследие веков» (конец июня, Беларусь);
  • «Рыцарский фест Мстиславля» (июль, Беларусь);
  • «Битва четырех эпох» (июль, парк «Сула», Беларусь);
  • «Генуэзский шлем» (Судак, август).

Начнем с «Поля Куликова». Это довольно популярная историческая реконструкция. 2018 год на Красном холме снова обещает нам грандиозные стычки и состязания лучников. Берег Дона у Татинки – место переправы войск Д. Донского перед битвой.

Схватки на мечах, свистящие стрелы – именно этим интригуют туристов средневековые фестивали. 2018-й год станет временем проведения нескольких «интерактивных спектаклей, связанных с Западной Европой. А большая часть из них будет посвящена не придворным балам, а полюбившимся людям нашей планеты рыцарским турнирам, а также полевым сражениям в полной экипировке. В среде самих участников последняя идиома больше употребляется в форме французского оригинала – «новое рождение» масштабной битвы называют словом «бугурт». Бугурты пройдут и на «Поле Куликовом», и на «Рыцарском турнире Святого Георгия» (в парке «Коломенское»). Приходите заранее.

Средневековые фестивали «Наследие веков», «Рыцарский фест Мстиславля» и «Битва четырех эпох» – яркое воплощение коллективных проектов исторических клубов России и Беларуси. Как всегда мероприятия пройдут на территории последнего из указанных государств. В последних числах июня замковый комплекс Мир (Гродненская область) станет местом слета средневековых музыкантов, конных удальцов и всяких рыцарей («Наследие веков»). В Мстиславле (Гродненская область) и в парке «Сула» любители средневековой культуры соберутся уже в июле. Три акции во всей красе покажут рыцарей-шляхтичей, «крылатых» гусаров Речи Посполитой, жалмеров, мушкетеров из стран Западной Европы, стрельцов и казаков. Фоном для фестиваля послужат старинные замки.

Очередное шоу с выбиванием противника из седла огромным копьем, боем на мечах и соревнованием лучников готовит нам летний Крым. Традиционно в августе в генуэзской крепости (той, которая находится в одном из прибрежных кварталов Судака) горожан и гостей города собирает «Генуэзский шлем» – фестиваль, вошедший в пятерку лучших рыцарских зрелищ Европы! Сюда съезжаются реконструкторы-медиевисты со всех стран.

Наполеоновские войны

В отличие от понятия «средневековые фестивали» концепция иных ролевых зрелищ не предполагает турниров. Здесь больше задействованы штурмы оборонительных сооружений, атаки, восстановление некоторых обстоятельств позиционной войны.

Историческая реконструкция более позднего времени традиционно (по вполне понятным причинам) имеет более расширенный состав участников. Ярким примером таковой служит «День Бородина» – реконструкция решающих этапов Отечественной войны на территории нынешних Калужской, Московской и Смоленской областей в 1812 году. В сентябре в заповедник «Бородинское поле» стекутся соотечественники со всей РФ.

Однако в наступающем году в центре внимания реконструкторов окажется и Краснинское сражение. У сегодняшнего поселка Красный русские бились с французами 4 дня и победили неприятеля. Все произойдет снова – у речки Лосьмины (на дороге Смоленск-Красный). Кстати, помимо россиян, в битве примут участие клубы из Беларуси.

В самой Беларуси войну 1812 года традиционно почтут масштабным действом «Березина». Под городом Борисовом, у Страхова леса (где найдены навершие знамени одного из русских полков и солдатский складень) пройдут костюмированные мемориальные церемонии, а также реконструкция одного их эпизодов преследования отступающих наполеоновских частей. Событие пройдет в конце ноября – к самой дате.

Реконструкции ВОВ

Крупный фестиваль исторической реконструкции, связанный, в том числе, и с Великой Отечественной войной, как всегда пройдет в Севастополе. На этот раз – 15-16 сентября. Акция, в рамках которой восстановят несколько эпизодов обороны города, носит название «Крымский военно-исторический фестиваль». Его открытие состоится на Историческом бульваре, который проложен на территории оборонительных сооружений 1-й Обороны. Кстати, фестиваль воскресит и события предшествующих эпох, связанные с этим местом.

2 февраля вся страна еще раз отметит Сталинградскую Победу. В этот день в городе-герое Волгограде помимо церемонии возложения венков и цветов к Вечному огню состоится и военно-историческая реконструкция. Одно из сражений Сталинградской битвы (прорыв советской 64-й армии уже реконструировано в Кировском районе города – 21 октября).

9 декабря на набережной реки Быстрая Сосна (город Елец) войска Юго-Западного фронта вновь «оживут», чтобы провести наступление первой половины декабря 1941 года. Жители этого города были полностью освобождены от немецко-фашистских захватчиков.

Яркая историческая реконструкция планируется к проведению на юге Воронежской области. 14 января под городком Россошь будут показаны подробности освобождения этого населенного пункта от гитлеровцев. Бои разгорятся в пойме Черной Калитвы. В них примут участие жители Воронежской, Белгородской, Ростовской, Волгоградской и Московской областей, а также исторические реконструкторы из Италии (в «роли» захороненных здесь соотечественников, воевавших на стороне Третьего Рейха). Зрители пообщаются с участниками реконструкции, краеведами, историками, увидят старую технику. Главная особенность – масштабное применение пиротехнических средств.

Клубы исторической реконструкции России

Обычно руководители творческих объединений, «оживляющих историю» – люди, так или иначе связанные с историей (занятые летом на раскопках, а в другое время – профессиональной деятельностью в вузах). Но есть много исключений. Ведь знание прошлого (не только российского) входит сейчас в моду. Члены КИР собираются в выделенных им помещениях для изготовления (или сбора) аутентичных «своей» эпохе предметов быта или костюмов. Они посещают уроки исторического фехтования или стрельбы (если организация реконструирует комплекс Нового или Новейшего времени). Участники реконструкций имеют даже возможность заработать. Они способны украсить «боевкой» или «церемониалом» связанное с «их» темой торжество. Реконструкторы часто снимаются в документальном (а сегодня чаще в художественном) кино, посвященном «делам давно минувших лет». КИР объединяют людей всех возрастов и профессий.

Теперь вы знаете, чему еще можно посвятить год 2018. Историческая реконструкция ждет вас и в качестве зрителя, и (по желанию) – в качестве участника. Ведущие КИР, как правило, имеют свой сетевой ресурс, где обозначена сумма взноса, выкройки исторических костюмов и место сбора. Там же можно получить много другой полезной для начинающего реконструктора информации. Нам очень польстит, если после прочтения этого обзора хоть один из читателей лично запишется в клуб исторической реконструкции. Посмотрите вокруг и поймете: сделать это не поздно в любом возрасте.

1

Как следует расценивать деятельность тех, кто называет себя историческими реконструкторами? Что это — хобби или профессия? Какую роль в современном обществе играет реконструкция исторических событий — это только лишь развлечение или что-то еще? В данной статье мы попытались ответить на эти и другие вопросы, связанные с исторической реконструкцией.

Почему-то принято считать, что историческая реконструкция — это достаточно недавнее хобби. Мол, первые клубы и сообщества людей, именуемых себя реконструкторами, стали возникать в Западной Европе и в США только лишь после Второй мировой войны. На самом деле это, конечно же, не так — корни данного увлечения уходят в глубину веков, а если точнее — то в античные времена. Хотя, конечно же, тогда это было вовсе не хобби, а скорее, профессия.

Впрочем, для того, чтобы углубиться в историю этого увлечения, прежде всего следует понять — а кто же такие исторические реконструкторы? Обычно так называют людей, которые пытаются точно воспроизвести быт, развлечения, сражения или материальную (впрочем, иногда и духовную) культуру какой-нибудь давно ушедшей эпохи. Их традиционно разделяют на бытовых и военных реконструкторов, хотя это деление условно — одни и те же люди могут заниматься обоими направлениями данной деятельности.

Так вот, если реконструктор — это человек, воссоздающий события прошлого, то следует признать, что исторической реконструкцией занимались еще… в Древнем Риме. Как мы помним, римляне чрезвычайно любили гладиаторские бои. Так вот, время от времени эти состязания принимали вид сражений прошлого. Например, одну группу гладиаторов одевали как солдат Александра Македонского, другую — как персов Дария III Кодомана, и после этого они разыгрывали какой-нибудь эпизод из битвы при Гавгамелах.

Читайте также: Суперхобби: танки в масштабе 1:1

При этом бойцы старались следовать исторической правде во всех мелочах — отряды маневрировали так же, как и войска, участвовавшие в этой битве, предводители отрядов называли себя именами македонских и персидских полководцев и т.п. Так что подобное действо вполне можно считать военной реконструкцией. От современных аналогов оно отличалось лишь тем, что во время этой битвы бойцы умирали по-настоящему.

Итак, следует признать, что сначала появилась военная реконструкция, которая функционировала как элемент шоу (ибо бои гладиаторов были скорее древнеримскими шоу, нежели спортивными состязаниями). Позже, в эпоху Средневековья, она уже перестала быть столь кровавой, однако все-таки сохранилась. Во время всевозможных праздников при дворах монархов и аристократии часто разыгрывались фрагменты из битв прошлого, например, те же эпизоды сражений Александра Македонского.

Позже, с XVII-XVIII веков, начали возникать клубы любителей старины, которые стали прообразами объединений современных реконструкторов. Например, в Англии очень популярным увлечением была стрельба из средневекового "длинного" лука. Секретарь великого немецкого поэта Гете Иоганн Петер Эккерман писал, что: "Там (то есть в Англии. — Ред. ) из лука стреляют все, кому не лень. Даже в самом захудалом городишке имеется "общество лучников". Как немцы ходят на кегельбан, так они собираются в какой-нибудь харчевне — обычно это бывает уже под вечер — и стреляют из лука; я с превеликим удовольствием наблюдал за их упражнениями. Это все были рослые люди, и натягивая тетиву, они принимали удивительно живописные позы".

Параллельно с этим развивалась и бытовая реконструкция, которая сначала была элементом городских карнавалов. Во время этих праздников участники не только одевались в костюмы ушедших эпох, но и старались воспроизводить танцы, игры и другие развлечения прошлого. А с начала XIX столетия в Европе распространилась мода на изготовление предметов старины, причем отнюдь не с коммерческой целью.

Пионерами этого движения следует считать двух шведов, Хенрика и Хьялмара Линги, которые, увлекаясь эпохой викингов, стремились точно воссоздавать не только оружие и доспехи этих бесстрашных воинов, но и домашнюю утварь той эпохи. Они ориентировались на сведения, полученные из скандинавских саг. Позже пример талантливых отца и сына вдохновил других любителей старины из Западной Европы, и изделия минувших эпох собственного изготовления на какое-то время стали чуть ли не обычным предметом интерьера.

В конце XIX века была сделана первая попытка провести реконструкцию на государственном уровне. Это произошло в Германии. По специальному распоряжению кайзеровского правительства, когда целые военные роты были выделены для того, чтобы заниматься восстановлением событий минувших эпох. Кто-то восстанавливал внешний вид и боевые приемы солдат Древнего Рима, кто-то — соперничавших с ними варваров, кто-то изображал рыцарей, ландскнехтов и т.п. Подобные реконструкции были уже не только элементами шоу тех времен — их участники помогали историкам проводить некоторые исследования. Так, например, именно реконструкция битвы при Грюневальде помогла прояснить некоторые загадки этого выдающегося сражения.

Историческая реконструкция - довольно молодой вид хобби. В России он появился в начале 90-х годов и сразу получил распространение в кругу людей, увлекающихсяисторией, романтическим духомсредневековьяиискусством. ВРоссиисуществует несколько федераций исторического фехтования. Регулярно проводятся спортивныетурниры.Фестивалии массовые постановки сражений проводятся, в основном,клубами исторического фехтования и реконструкциипри поддержке администрации областей и городов, где проводится мероприятие. Также существуют мероприятия государственного значения (например реконструкцияКуликовского сраженияилиБородинской битвыв России или реконструкцияГрюнвальдской битвыза границей).

Историческая реконструкция - воссоздание материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников.

Историческая реконструкция - это движение, ставящее перед собой научные цели и использующее метод ролевой игры и научного эксперимента для решения проблем и более глубокого изучения исследуемого вопроса.

Термин «историческая реконструкция» может употребляться в двух значениях:

Восстановление внешнего вида и конструкции объекта, теоретическое или практическое, основанное на его сохранившихся фрагментах, остатках, и имеющейся исторической информации о нём, с помощью современных методов исторической науки (в том числе, такого метода, как археологический эксперимент). Аналогично определяются историческая реконструкция процессов, событий и технологий. Также - его (восстановления) результат.

Деятельность, направленная на восстановление различных аспектов исторических событий, объектов и т. д.

Историческая реконструкция как хоббипоявилась в странахСНГ(тогда ещё -СССР) в конце1980-х годов. Как правило, увлечённым исторической реконструкцией интересно создание исторического комплекса, состоящего изкостюма,доспеха,оружияи бытовых принадлежностей на выбранный регион и исторический период. Каждый элемент комплекса должен быть подтвержден какими-либо научными источниками (археологическими, изобразительными, письменными). Основной идеей реконструкции такого комплекса костюма, доспеха и т. п. является применение на практике этого комплекса, в том числе для подтверждения или опровержения научных гипотез относительно возможностей использования тех или иных предметов.

В настоящее время наблюдается два наиболее популярных направления:

живая история;

турниры (бугурты) - в наполеоновской реконструкции не присутствует.

Живая история (или англ.living history) - научная дисциплина, находящаяся на пересечении таких дисциплин, как «экспериментальная археология» и «музейная педагогика». Живая история - это воссоздание повседневного быта жителей какого-либо места в определенный исторический период, обычно в форме организации «музея живой истории» и/или проведения «фестиваля живой истории», а также уроков «живой истории» в школах. Тут важно абсолютно все, начиная от кроя и внешнего вида носимой одежды и заканчивая аутентичными рецептами кухни. Подобные мероприятия интересны не только самим участникам, но и зрителям, которые могут воочию посмотреть на нехрестоматийную историю своей страны, на то, как жили их предки. Данное направление очень популярно и развито в Западной Европе, там существуют десятки «музеев под открытым небом», где живут и трудятся люди в обстановке былых времен.

Турниры (а также бугурты - реконструкция полевых сражений) - сутью этого направления является изучение и применение на практике военного искусства определенной эпохи. Многое берется из источников того времени, кое-что додумывается людьми исходя из здравого смысла. В результате получается зрелищное представление, посмотреть которое будет интересно каждому, ведь вблизи все воспринимается особенно остро. Турниры могут разделяться на постановочные (для зрителей или же просто эстетики) и спортивные, на которых люди хотят объективно оценить свои силы, умения.

Наиболее популярные эпохи исторической реконструкции:

Античность;

Раннее Средневековье(VII-XI век);Высокое Средневековье(XII-XIII века);Позднее Средневековье(XIV-XV века);Новое время(XVI-XVII века);Наполеоновские войны;Первая мировая война;Вторая мировая война;Холодная война(военные конфликты 1946-1991 годов)

В последнее время активно развиваются новые направления.

Это достаточно условное разделение, отражающее лишь наиболее характерные отличия. Внутри каждой эпохи существуют дифференциация по регионам и определенным историческим периодам (для каждой эпохи свои), например, для Высокого и Позднего Средневековья воссозданный комплекс должен укладываться во временные рамки 20 лет, что, понятно, для Второй мировой войны неприемлемо.

Исторические реконструкторы - фанаты исторических эпох, идеологии, духовности.

Реконструкторы - люди, занимающиеся воссозданием быта,ремёсел,традицийи боевого искусства конкретнойэпохиконкретного государства. Реконструкторы исследуют исторические материалы об изготовленииоружия,одежды, предметов быта для того, чтобы воссоздать эти предметы по тем технологиям, по которым они изготовлялись. Также исследуются и воссоздаются обычаи и нравы. Многие реконструкторы занимаются воссозданием военной истории и изготавливают себедоспехии оружие. Многие также занимаютсяисторическим фехтованием.

Благодаря тому, что многие ролевикитакже зачастую занимаются своего рода «частичной реконструкцией» исторических реалий наролевых играх, у реконструкторов часто складывается предвзятое, несколько ироничное отношение к ролевикам, как к неким «недореконструкторам». Вместе с тем, однако, многие реконструкторы одновременно являются также и ролевиками, либо были ими ранее. Зачастую ролевики, начиная серьёзно интересоваться историей, уходят из ролевых игр и переключаются на историческую реконструкцию и фехтование. Уход же реконструкторов в ролевики является гораздо более редким явлением.[источник не указан 1055 дней]Впрочем случаются и неординарные случаи, когда в клубах реконструкторов организуются ролевые отделения, что позволяет и ролевикам и реконструкторам без особых усилий смешивать свою деятельность. Хотя, вследствие всё того же пренебрежения со стороны реконструкторов возникают внутренние конфликты, и подобные организации с легкостью разваливаются.

В отличие от ролевиков, реконструкторы пока ещё не успели полностью оформиться в субкультуру, несмотря на имеющиеся предпосылки к этому (историческая реконструкция как база субкультуры, наличие определённых музыкальных стилей, специфическихимиджевыхаксессуаровисторической направленности, таких, как историчные кольца иамулеты, и т. д.). Вместе с тем, историческая реконструкция зачастую не подразумевает наличия у реконструктора какого-либо специфическогомировоззрения, религиозных либо политических взглядов и т. д. При этом данное дистанцирование в ряде случаев специально подчёркивается. Особенно это актуально для реконструкторов, восстанавливающих исторически неоднозначные организации - такие, как войскавермахта.

В большинстве случаев, реконструкторы объединяются в «Клуб Исторической Реконструкции» (КИР) или «Клуб Исторической Реконструкции и Фехтования» (КИРиФ) и «Военно-Исторический Клуб» (ВИК), располагающие собственным помещением для тренировок, хранения снаряжения и одежды, мастерской и т. д. Численность клуба составляет, как правило, 10-30 человек (возможно больше). Крупные клубы могут иметь филиалы в других городах. Внутри клубов может существовать иерархия, в той или иной степени повторяющая иерархическую структуру реконструируемого периода (скажем, структура ранне-средневековой славянской дружины или пехотного полка Наполеоновской армии). Члены одного клуба в большинстве случаев имеют определённые отличительные признаки, позволяющие идентифицировать их на крупных мероприятиях (щиты определённого цвета или с определённым узором, цвет мундира, нашивки, особые погоны и т. д.).

Помимо участия в фестивалях, клубы могут организовывать собственные закрытые мероприятия, реконструирующие те или иные события, обряды и т. д. (например, пиры и балы). Члены КИРов часто приглашаются для участия в тех или иных мероприятиях исторической направленности, презентациях, выставках, участвуют в съёмках исторических фильмов (характерный пример - фильм «Александр. Невская битва»). Помимо «клубных» реконструкторов, существуют также реконструкторы, не принадлежащие к какому-либо конкретному клубу и занимающиеся реконструкцией самостоятельно. В среде реконструкторов таких людей иногда называют эсэсэрами (ССР - «Сам Себе Реконструктор»).

Движение Ролевых Игр (ДРИ), Ролевое движение, ролевики - неформальная общность людей, играющих в различные ролевые игры, в первую очередьролевые игры живого действия. Родственными ролевому являются движенияисторических реконструкторов,толкинистов,хардболистов,страйкболистовипейнтболистов. Ролевое движение выделяют и какхобби, и каксубкультуру, для которой характеренсвой жаргон, своя музыка (см.менестрели), своя литература (в основномфэнтези) и другие характерные элементы единой культуры.

Ролевое движение в России и СССР возникло в 80-е годы на базе Клубов Любителей Фантастики.

Кроме ролевых игр, ролевики собираются на Ролевые Конвенты- кратковременные собрания, посвящённые информированию игроков об играх будущего сезона, обсуждению прошедших игр, неформальному общению. На конвентах проходят турниры по историческому фехтованию, фото и художественные выставки, концерты авторов-исполнителей игровой песни, театральные постановки, видеопоказы.

В настоящее время существуют критики данного термина. Исходя из того, что слово «движение» в данном контексте понимается как общность людей, имеющих некоторую цель, они говорят о том, что данный термин приносит неверный смысл в пониманиеролевых игробщественностью, так как оные являются самоцелью и не преследуют каких-либо политических, социальных или иных целей.

играют в полигонные игры и ролевые игры живого действия. Это своеобразный театр, где люди перевоплощаются в героев книги, легенды, истории, сказки или выдуманных героев и проживают их жизнь. Полигонные игры, как правило, проводятся в несколько дней, и все их участники за эти дни должны организовать лагерь, крепость (если нужно), спланировать игру и прожить, чаще всего, в лесу, игровой период.

Вообще началом ролевого движения считается далёкий 1989 год, когда члены Клуба любителей фантастики решили инсценировать действие, описанное в одной из книг Дж.Р.Р. Толкиена. Идея понравилась, и вскоре возник ежегодный фестиваль, на котором проводились игры именно по произведениям Дж.Р.Р. Толкиена. Поэтому смело можно сказать, что первыми ролевиками на отечественных просторах были толкиенисты. С развитием ролевого движения выяснилось, что кроме Толкиена есть ещё великое множество писателей, по чьим произведениям можно ставить игры. Костюмы для ролевых игр сначала делались из подручных материалов, но со временем создание ролевых костюмов вышло на качественно новый уровень. Сегодня не проблема найти специализированные места продаж реконструкторского оружия, украшений, одежды и обуви. Изготавливаются все эти диковинки вручную в специальных мастерских, доспехи делаются индивидуально для каждого заказчика.

С развитием ролевого движения появлялись различные ролевые клубы, создавались целые школы фехтования. Сейчас разработан стандарт для проведения ролевых фестивалей, рыцарских турниров и поединков. Внутри ролевого сообщества начали выделяться отдельные группы со своей специализацией. К примеру, кто-то занимается исключительно фехтованием и борьбой, участвует в поединках; кто-то занимается реконструкцией определённой исторической эпохи и старается точно воспроизвести одежду и быт своего периода, кто-то специализируется на реконструкции только танцев – танцоры могут показать своё искусство на тематических балах. Мужчины на играх воюют, обучаются фехтованию на мечах, устраивают поединки. Женщины обустраивают лагерь, готовят и танцуют, некоторые также участвуют в «битвах» наравне с мужчинами и часто не хуже их орудуют мечом. Со специализацией всё теперь ясно, но кто занимается непосредственно организацией игры, продумывает ход действия и распределяет роли? Это уже дело мастера. Тут тоже всё понятно – мастер «мастерит» игру. Как правило, мастер относится к ролевикам старшего поколения, в свою бытность отыгравший бессчётное количество игр.

Ни одно ролевое мероприятие не обходится без человека с гитарой. В ролевой среде приветствуется фолк (особенно ирландский и шотландский), средневековая музыка, фолк-рок, авторская песня и немного хэви-метала. Людей, исполняющих песни под гитару (другие инструменты встречаются гораздо реже, но тоже имеют место быть), называют менестрелями. Примерно треть менестрелей – женщины и девушки с большими грустными глазами. Ролевая тематика специфична, и часто слова песен непонятны непосвящённому слушателю. Но в основном героями менестрельских песен становятся дамы и рыцари, эльфы и гномы, феи и драконы. Тут уж нужно блюсти законы жанра, иначе ролевая песня превращается в обыкновенную бардовскую.

По некоторым данным, число ролевиков на постсоветском пространстве приближается к полумиллиону, и эта цифра неуклонно растёт. Что движет людей на полигоны, турниры и балы? Скорее всего, это бегство от серых будней, возможность пообщаться с интересными людьми, встретить старых знакомых и найти новых, прожить жизнь сказочного героя, получить новые ощущения в экстремальных условиях. Причин здесь немало, как немало среди ролевиков поистине талантливых, разных и интересных людей. Здесь можно встретить программистов, учёных-физиков и химиков, писателей, рабочих с завода (и такое есть), учителей и врачей. Все они стремятся окунуться в волшебный мир, где есть магия и сказочные герои. Возможно, это бегство от реального суетливого мира, а может и путь к себе, ведь все мы в душе немножко дети, которые втайне верят в чудо и волшебство.

Сущность.

Главенствует, конечно, безусловная страсть к средневековью и фэнтэзи. Ролевики живут там, где селятся драконы, демоны, эльфы, гномы и прочие магические существа. Это их образ жизни, но не стоит думать, что реальность отвернулась от них. Ведь такие люди прекрасно находят себе работу, друзей, семью… Что интересно, по статистике, большая часть ролевиков либо психологи, либо программисты. Разумеется, любой из них любит костры, леса, природу, песни под гитару. Ролевое движение, прежде всего, строится на дружеских отношениях – без них в нашем мире не прожить, поэтому каждый знает, что попади он в трудную ситуацию – ему будут рады помочь. Музыка. Как говорит старая истина: «Не каждый металлист – ролевик, но каждый ролевик – металлист», Отсюда следует, что всем ролевикам без исключения присуща любовь к рок-музыке, в основном к heavy metal. Ну, и конечно, к фолк-року, стилизованному под старинную музыку… В России это либо кельтские, ирландские или славянские национальные мелодии, а также песни на ролевую тематику, которые все равно сопровождаются музыкальными деталями средневековья и фэнтэзи. Внешность.

В первую очередь, конечно, длинные волосы. Независимо от пола, 90% ролевиков носят длинные волосы. Также им присуще всяческая атрибутика исторического типа – металлические браслеты, кольца, перстни, использование различных рун, кожаные наплечники, шнурок на волосы поперек лба, ну, и все, что связано с их образом жизни. В повседневной одежде они мало чем отличаются от обыкновенных неформалов. А вот если проводиться отыгрыш или тренировка, то идут в ход древнерусские рубашки, кольчуги, доспехи, плащи, длинные красивые платья, меховые и кожаные кирасы, все это вкупе с оружием, типа меча, лука, кинжала, алебарды и т.д. Классификация. В первую очередь хотелось бы сказать, что существуют ролевики традиционные и техногенщики. Первые выступают за фэнтэзи, вторые за оружие и игры XX-XXI веков. Обычно, между ними идет легкая, почти незаметная конкуренция, даже пренебрежение друг другом. Эта статья написана о первом типе. Их как только не принято делить, но основной группой являются толкиенисты – они, в основном представляют мирный класс, который просто играет по книгам Дж. Толкиена. Основные занятия. Обычно, ролевики делятся на кланы (команды), в которых выстроена своя иерархия, есть свои плюсы и минусы, разработан свод законов, герб, устав, форма единой одежды. Каждая команда проводит тренировки, обычно на природе. В них входят упражнения в бое на различных видах средневекового оружия. У кого нет профессионального меча или посоха, могут пойти и срезать себе палку где-нибудь в лесу, чтобы упражняться в технике. Отсюда и идут постоянные усмешки над ролевикам, что, дескать, бегают с палками по лесу и колотят друг друга. Кроме физических тренировок, ролевики еще любят отыгрыши различных миров. Например, кто-то становится демоном, которому «мастер» (человек, который следит за выполнением правил и определяет ход игры), дал задание выкрасть принцессу из одного людского поселения. Соответственно принцессу охраняют другие игроки – воины-люди. Так начинается увлекательная игра с боями, разборками, договорами, соглашениями. У всех определяются плюсы и минусы, магия и сила, ловкость и здоровье. Еще одна вещь, которая у ролевиков стоит не на последнем месте, это так называемая DnD (Dungeons and Dragons) – словесная ролевая игра, в которой игрок не действует активно физически, а на словах объясняет свои действия, контактирует с другими игроками и от его поступков зависит ход игры, которую собственно и ведет «мастер». Ну, и, конечно, любой ролевик не пропустит хорошего флэшмоба! :) Вообще, ролевое движение сейчас приобретает все большие обороты. Да и вообще здорово, когда люди отвлекаются от повседневных будней и занимаются чем-то отвлеченным и необычным.

Проходят игры следующим образом:

большая группа участников - с оружием, обязательно в костюмах - едет куда-нибудь в лес. Там, согласно сюжету, придуманному мастером (или мастерами-устроителями игры) распределяются роли. Игры проводятся по книгам, историческим эпохам или по придуманной мастером ситуации. Ролевухи могут идти от нескольких часов до несколько дней. За это время можно прожить целую жизнь, или даже несколько - жизнь героя или предателя, короля, менестреля или воина. Однако сценария в ролевых играх не бывает. Сюжет представляет собой только вводную информацию и более или менее определенные задачи у игроков - команд или отдельных личностей. Игра включает не только боевые действия, но также экономику и магию. По правилам игры-Нуменорки игрок обязан иметь на одежде кусок ткани, цвет которой указывает на принадлежность к одному из народов Средиземья: синий - эльфы, красный - люди, зеленый - гномы, коричневый - орки. В каждой команде по несколько крестьян и бойцов (файтеров), а также ремесленники - ткачи, кузнецы и т.д. и, как минимум, один аристократ и, возможно, маг. У всех свои функции. Для нормальной жизни все они нуждаются в определенном количестве чипов (от английского chip) - игровых эквивалентов еды и питья. Если в "стране" развито сельское хозяйство, то чипы выдает Мастер команды, если же нет, чипы покупают у соседей. Например, если в деревне гномов есть только огороды, а условия для содержания скота отсутствуют, то мясные чипы могут достаться в качестве платы за услуги умелого гномьего кузнеца - хотя бы за "усиление" доспеха. По окончании цикла каждый игрок обязан сдавать Мастеру необходимое количество чипов, подтверждающих, что он не умер с голода. В случае голодной смерти (или гибели на поле брани) игрок отправляется в Мандос (в просторечии мертвятник), где проводит три часа, а затем возвращается уже другим персонажем - каким именно, решают Мастера по согласованию с игроком. У каждого участника игры определенное количество хитов (от английского hit) - жизней. Доспехи и уровень воинских навыков увеличивают их число. Оружие должно удовлетворять жестким требованиям безопасности и иметь сертификат Мастера. Каждый вид оружия обладает оговоренной в правилах поражающей силой и при нанесении удара снимает некое число хитов. Игрок считается убитым, если все хиты с него сняты и ему нанесен еще один удар. Любое магическое умение также должно быть заверено сертификатом на бланке. Например, весьма полезный дар - так задавать вопросы, что отвечающий обязан говорить правду. Правда, другие игроки могут потребовать предъявить сертификат. Поверить на слово - возможное право, но блеф не запрещен. Особое место, и очень важное, в играх занимают бои. Драки бывают трех видов: стенка, когда в ратном бою сходятся две группы товарищей, поединок один на один и, наконец, волчарник. Это когда собираются больше двух человек и "мочат" друг друга, при этом каждый сам за себя. Девушки в стенках и волчарниках участвуют редко, разве что самые грозные. Но от поединков между собой не отказываются. Серьезные увечий, как правило, никто никому не наносит. Самое страшное - это травма пальца с последующим синяком: в тусовке действует святое правило - "По голове не бить". Толкинисты (от Толкин) -фэндом(неформальное(как правило)субкультурноесообщество, участники которого объединены единым интересом, связанным с произведениями искусства - пристрастием к определённому фильму, книге, сериалу и т.д.) поклонников книгДж. Р. Р. Толкина, имеющий тесную связь с субкультуройролевиков.

Исследователи считают, что можно даже установить точное время начала толкиеномании: лето 1965 года, когда американской аудитории не хватило миллионного тиража "Властелина колец". Студенты Гарварда обзавелись значками: "Да здравствует Фродо!", "Гэндальфа - в президенты!", и т.д. Это было время, когда даже в газетах встречались названия статей типа "Еще немного Мордора!" - и люди это понимали!

Полные переводы Толкиена появились впервые в России только в начале девяностых. Именно тогда начали появляться в России первые толкиенисты. Но массовость это явление получило только в середине нашего десятилетия. Тогда только немногие ходили на игры в лес. Под Санкт-Петербургом в Заходском проходили РХИ (Региональные Хобитские Игры), участники которых разбивались на несколько лагерей и жили как хиппи, кто хотел сражался, кто-то просто отдыхал, не обошлось и без алкоголя, но дух ролевой игры витал повсюду.

В чем была (и есть) цель толкиенистов? Рискну предположить, что, в первую очередь, - в приобщении. Ролевая игра по Толкиену не просто позволяет "продлить пространство книги", к великому сожалению дочитанной, перечитанной, и выученной наизусть. Hе только в очередной раз встретиться с дpyзьями-товаpищами, главное - можно почувствовать себя равным автору.

Толкиенистов отличает:

Бережное отношение к игре, к литературе фэнтези, вплоть до филологического интереса к изучению эльфийских языков, большой интерес к истории, преимущественно раннего средневековья, боевые искусства, фехтование и пр. Жизненное мировосприятие в сочетании с весьма юмористической оценкой собственных занятий (человек способен горячо, с жаром и на полном серьезе спорить о родословных хоббитов, но спустя минуту те же хоббиты станут объектом его насмешки - вообще плох тот толкиенист, который всегда относится к себе серьезно);

Сами толкиенисты выделяют в структуре своей тусовки несколько типов людей, пришедших сюда, в соответствии с причинами, приведшими в толкиенизм. Во-первых, это люди, которые по какой-либо причине не сумели утвердить себя в большом мире, либо сумели, но то, что у них получилось, им не нравится. Они держатся за новый мир, как полярники за радиостанцию, поскольку потеря означает окончательное крушение жизни. Со временем такие люди составляют элиту толкиенизма; они замыкаются в своем узком кругу, и тут уже действительно вырастает религия, но направленная внутрь - потому крайне нежелателен приток новой паствы, ибо система герметична, свежая кровь может её погубить. Другая часть толкиенистов - это те, кому просто нравится играть. Ролевая игра позволяет человеку оказаться в шкуре другого, оставаясь в то же время собою - а это интереснейший эмоциональный опыт. В отличие от театра, игра дает практически неограниченную возможность для действия. В большинстве своем такие индивидуумы ведут нормальную "цивильную" жизнь, а игры рассматривают как хобби, средство отдохнуть от суровых будней. Третья категория - те, кому надо ощутить свою инаковость. В самом деле, толкиенист с его причудливыми костюмами, мечами подмышкой, средневековым стилем поведения действительно привлекает внимание. Как правило, подобные личности увлекаются параллельно еще уймой вещей и недолго, в целом, задерживаются в толкиенистском обществе.

Обычно толкиенисты выделяются из толпы экзотическими нарядами. Многие ходят в плащах, некоторые - в средневековых нарядах. Здесь весьма популярны хайратники (ленты вокруг головы, прихватывающие волосы). Диапазон - от простых до плетеных из ниток с бисером. Почти обязательный атрибут - меч. Мечи - деревянные или текстолитовые - не пустое украшение. Поединки (или, как их называют, маньячки) занимают едва ли не центральное место в жизни Эгладора. Некоторые "существа" предпочитают другие виды оружия - копья, луки, кистени, кинжалы и т.д. Все оружие - самодельное или купленное у местных мастеров. В арсенале также щиты, кольчуги и доспехи. Хорошая кольчуга стоит недешево - до нескольких тысяч рублей. Изготовить ее можно и самостоятельно, раздобыв достаточное количество шайб или проволоки. Толкиенисты часто встречаются на концертах. Концерты устраивают толкиенистские певцы - менестрели. Как правило, они исполняют собственные песни, аккомпанируя себе на гитарах. Иногда попадаются студийные записи. Темы песен, как и интересы исполнителей, разнообразны. Одни из них связаны с литературными произведениями, другие - с историческими событиями, третьи затрагивают насущные темы.

Таким образом можно сделать вывод, что Толкиенизм как субкультура имеет право на существование и оказывает огромнейшее влияние на современную культуру и молодежь. Мы рассмотрели убеждения, выразительные средства и ценности толкиенистов. Сложно не заметить, как сильно влияет на современный мир эта культура, ведь она породила множество других произведений как печатных, так и кинематографических и музыкальных, что в свою очередь повлияло на умы людей, воспитав несколько поколений людей. Многие члены общества и общественные организации уже объективно не могут не признавать существование толкиенизма. Недавно даже православная церковь высказала свое отношение к толкиенизму (интервью одного подмосковного священника в газете "Православная Москва"): «Сказки, написанные Толкиеном, имеют право на существование... Они могут быть даже полезны, ведь смысл их сводится к борьбе сил добра и зла. Это, может быть, приведет некоторых к поискам смысла жизни, к вопросу о бытии Бога. Если же использовать эти произведения только как повод потусоваться, тогда и говорить не о чем.... В играх я тоже ничего не вижу дурного. Даже человек верующий, серьезный не чужд игры, особенно в юности. Правда, здесь есть некоторые нюансы, на которые следует обратить особое внимание. Дети вживаются в роль, чаще всего злую. Это проще, ведь пробуждение в себе сил добра требует воли. Иногда молодые люди идентифицируют себя с темными силами - с девятью злыми героями - и даже называют друг друга этими именами. Заигравшись, они могут и в жизни оставаться в этой роли. Трудно и тяжело порой бывает вернуть их в реальный мир...» Но тут есть и некоторые проблемы. Как и многие субкультуры, толкиенизм изменяется с приходом новых членов. Множество молодежи приходит сейчас к этой культуре, следуя все более простым и "низким" побуждениям, и создается угроза вырождения толкиенизма, но основания для оптимизма все равно остаются.

Молодежной субкультурой, относимой нами к числу романтическо-эскапистских, являются индианисты. Они изучают культуры индейцев, преимущественно североамериканских, стремясь к точному воспроизведению их обычаев и обрядов. По наблюдению Т. Щепанской, индианисты - нечто среднее между клубом любителей американских индейцев и религиозно-мистическим движением. При всей «этнографической» атрибутике индианистской субкультуры ценности ее: коллективизм (общинность), экологизм, космизм.

Они изучают культуру индейцев, стремясь к точному воспроизведению их обычаев и обрядов. В 70-80 гг. Казань была одним из центров зарождавшегося индеанистского движения. Позже инициатива перешла к более многочисленным группам индеанистов Ленинграда и Москвы. Пик индеанистского движения приходится на 90-е г. К настоящему времени эта субкультура представлена слабо .

Глубина реконструкции может быть разной. Начинающие любители, как правило, ограничиваются общим видом костюма, не заботясь особенно о его исторической достоверности, аутентичности используемых тканей и уместности сочетания цветов. Те, для кого историческая реконструкция стала настоящим хобби, относятся к экипировке значительно серьезнее. Как правило, костюм составляется согласно «паспорту», где тщательно описан каждый его элемент: ткань, способ ее окраски, источник выкройки (по материалам археологических находок, музейных коллекций и произведений искусства), используемые виды ручных или машинных швов, примерный временной промежуток, которому одежда соответствует. «Паспорта» проверяются специальной комиссией, и, если источники достаточно достоверны – претендент допускается на фестиваль исторической реконструкции в качестве участника, а не зрителя.

Если одежду, как правило, каждый реконструктор может сшить сам, то с более сложными изделиями из металла, кожи, меха, сложно справиться без специальных навыков и оборудования. Обувь, оружие и доспехи, пояса и застежки многие покупают в специальных мастерских или на фестивалях.

Самые увлеченные реконструкторы практически выходят на профессиональный уровень: для них важен не только внешний вид изделия, но и доскональное следование исторической традиционной технологии. Они самостоятельно прядут и ткут, окрашивают полотно натуральными красителями, используют исторически достоверные иглы и наперстки. На своих мероприятиях они воссоздают не только костюм, но и повседневный быт выбранной эпохи: шатры и палатки, посуду, музыкальные инструменты.

От античности до недавнего прошлого: эпохи реконструкции

Выбранная для реконструирования эпоха может быть разной. Если древний мир и античность на территории СНГ представлены очень небольшим количеством клубов, то любителей раннего и позднего Средневековья насчитывается очень много. Причем подходы к реконструкции раннего Средневековья, как правило, довольно строги и тяготеют к «глубокой» реконструкции. Однако после XIII и особенно XV века костюмы становятся слишком сложными, чтобы требовать от большинства участников фестивалей полного соответствия эпохе. Именно из-за сложности технологий и труднодоступности материалов столь немногие занимаются и реконструкцией быта XVI-XVIII веков. Некоторые энтузиасты практически профессионально воссоздают эпоху Наполеоновских войн и события Великой Отечественной, и здесь требования к исторической достоверности вновь сильно ужесточаются.

Однако костюмом, естественно, движение исторической реконструкции не ограничивается: такое хобби было бы попросту скучным. Огромное количество клубов делится не только по эпохам и глубине реконструкции, но и по специализации внутри движения. Военно-исторические клубы много внимания уделяют физической подготовке и военной истории – именно их представители разыгрывают исторические сражения или устраивают рыцарские турниры. Многие коллективы исполняют средневековую музыку или изучают танцы. Чрезвычайно ценятся в среде реконструкторов разного рода ремесленники, работающие по историческим технологиям: оружейники, использующие , вышивальщицы, скорняки. Некоторые изучают старинные источники в поисках аутентичных рецептов еды, напитков или косметических средств.

Зачастую это хобби становится профессией. Реконструкторов приглашают в массовку для съемок исторических фильмов, рекламных роликов, они устраивают туристические аттракционы.

Где и когда проходят фестивали исторической реконструкции

Крупные фестивали исторической реконструкции , собирающие более тысячи участников, ежегодно проходят в Выборге (конец июля), в крымском Судаке (первая половина августа), украинском Хотине (конец апреля – начало мая), белорусском Новогрудке (конец июня). Знаменитые сражения реконструируют в Бородино в начале сентября, в д. Самолва под Псковом (середина апреля), в польском Дубровно (Грюнвальдское сражение в июле). Менее масштабные фестивали проходят практически каждые выходные сезона: в Изборске, Мстиславле, Мамоново под Калининградом, подмосковном Дракино.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...