Первый полицейский в мире. Откуда началась история полиции в России? История полиции в Российской Империи

Первая российская полиция фактически появилась при Петре Великом. Именно он утвердил термин «полиция» в 1718 году. За 300 лет своего развития данный государственный орган в значительной мере изменился. На начало 20 века он обладал уже отлаженным механизмом поддержания общественного порядка.

Как было в Древней Руси

До 18 века страна не обладала регулярным полицейским органом. Чтобы понять, как создавалась полиция России, нужно обратиться ко времени, когда вместо нее данная деятельность называлась «благочинием».

Сам термин «полиция» появился еще в Древней Греции. Это был регулярный военизированный орган власти, который отвечал за сохранение общественного порядка.

В древнерусской государственности ту же функцию выполняли помещики, наместники, дворские, мечники и так далее. По сути, первым из основных этапов развития полиции России можно считать создание княжеских дружин. Когда государство зарождалось, им помогали и общинники.

Затем правоохранительная функция постепенно перешла в руки наместников. Они имели целый штат сотрудников. Суд осуществлялся тиунами, а доводчики вызывали стороны спора. Праветчики были ответственными за исполнение решений суда.

Уголовный кодекс

По сути, первый русский Уголовный кодекс - это сборник законов "Русская Правда", написанный в 11 веке. При этом преступлением считалось не нарушение законов и княжеских решений, а обида, которую преступник нанес кому-либо. На заре истории милиции в России были определены важнейшие понятия, которые стали частью сегодняшней юриспруденции.

К примеру, именно сборник "Русская Правда" стал рассматривать покушение на преступление. Таковым могло считаться обнажение меча. Помимо этого, отдельно судились преступления, совершенные группой лиц. В сборнике содержалось понятие о необходимой обороне, рассматривались ее границы. Так, незаконным было убийство вора, когда опасность его действий уже исчезла. Присутствовали смягчающие и отягчающие обстоятельства.

В целом, первое законодательство было простым. Того, кто нанес увечье кому-либо, подвергали той же процедуре, например, отрубали руку за руку и так далее. Высшая мера наказания, согласно "Русской Правде" - это конфискация имущества и передача всей семьи преступника в рабство. Такое наказание предназначалось за разбой, поджог, конокрадство. Также преступника могли лишить жизни.

В те времена история полиции России пребывала в зачаточном состоянии, поэтому некоторые законы были несовершенны. Например, если преступник скрывался, то его розыск осуществляли сами потерпевшие.

Но уже с 1497 года в новом Судебнике преступление стало не «обидой», а именно действиями, наносящими ущерб государству. Тогда и началось становление и развитие полиции России - появилась стража на московских улицах. Она следила за порядком.

Уже к середине 16 века открылся Разбойный приказ. Именно он боролся с преступностью в русском государстве. Отсюда на места совершения правонарушений направлялись сыщики.

Внешний вид полицейских

Нижними чинами полицейских органов считались городовые. У них были черные шинели, пуговицы с двуглавым орлом. Каждому предназначалось личное оружие. Оно хранилось в кобуре черного оттенка, которая крепилась на поясе. Так выглядел каждый рядовой служащий имперской полиции.

Жандармы

Еще одним этапом истории полиции России считаются жандармские полки. Их ввел Павел I. Они контролировали обстановку в стране, занимались розыском. Это были территориальные органы безопасности. По большей части они расследовали политические дела.

Этапы развития

Наиболее наглядно историю полиции демонстрирует рассмотрение перемен данной структуры, представленное по векам. Небольшие коррективы в уже действовавшую систему вносил каждый правитель страны.

16 век

В Москве в те времена установили, так называемые, рогатки, в которых имелась стража. Ее содержало местное население. Весь город делился на отдельные районы, которые разграничивали ворота. Запрещено было ходить по улицам ночью без света. Иоанном Васильевичем были утверждены разъезды по столице с целью поддержания порядка.

Дела по поиску преступников в те годы вели губные старосты. До того момента губные грамоты выдавали населению по их прошениям. Такие документы позволяли осуществлять губные дела самостоятельно.

По сути, городской полицией были городничие. Какое-то время делами, связанными с преступностью, ведали бояре. Но это оказалось неэффективным. Тогда был введен Разбойный приказ.

17 век

В этот период дела, которыми ведал Разбойный приказ, были отданы Существовали отряды, которые следили за пожарной и общественной безопасностью. Вооружены они были рогатинами, топорами, водоливными трубами. Служащие носили красно-зеленую одежду.

18 век

Петр I учредил орган Главная полиция. Изначально здесь трудилось 4 офицера, 36 нижних чинов. Этот орган выполнял функции по надзору в городе. Помимо этого, именно его представители отвечали за мощение улиц, осушение болот, уборку мусора.

В 1718 году генерал-полицмейстером стал Девиер. Он начал командовать одним армейским полком, а также полицмейстерской канцелярией. Благодаря ему в Санкт-Петербурге были установлены фонари, скамейки. Организованной оказалась и служба пожарной безопасности.

В 1722 году в Москве появилась должность обер-полицмейстера. Он отвечал за общественный порядок в Москве.

А при Анне Иоанновне полиция стала еще и судебной инстанцией. Она сама занималась назначением наказаний по уголовным делам.

19 век

В это время функции полицейского главы стал выполнять земский исправник. Его выбирали дворяне. Городничие были упразднены. Появились полицейские управления.

Впервые за всю российскую историю появились особые подразделения по раскрытию преступлений и дознанию в Санкт-Петербурге. Здесь в 1866 году ввели сыскную полицию.

Позже та же структура начала применяться в Москве и в других городах. Возникла служба уголовного сыска. Уже в 1907 году таковая имелась во многих крупнейших российских городах.

20 век

С 1903 года начала распространяться уездная полицейская стража. Благодаря реформам Столыпина для начальников сыска были введены особые курсы. Даже в Швейцарии русский сыск был признан лучшим в мире в 1913 году.

Однако прогремела Февральская революция, и упразднили. Эта процедура была одной из главных задач, провозглашенных В.И. Лениным.

Вместо этого была введена народная милиция. Кроме того, организовали и рабочую милицию. Эти структуры действовали под руководством политической силы, а иногда и без нее. Рабочая милиция не была связана с городской.

Вскоре между народной и городской милицией начались конфликты. Наметилось разрушение этой важной государственной структуры. НКВД принялось выпускать постановления для урегулирования этого вопроса. Рабочая милиция, по сути, была самодеятельной организацией, основанной на добровольных дружинах. Она не могла бороться с преступностью. В 1918 году НКВД признало милицию отдельным штатом лиц, который исполнял особые обязанности. При этом действовал он независимо от армии.

На данный момент полиция является частью системы Министерства внутренних дел РФ. Задачи ее провозглашают Конституция и ФЗ "О полиции", а также Положение "О службе в органах внутренних дел". Имеются и другие документы, регулирующие ее деятельность.

Поли́ция - составная часть единой централизованной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Включена в органы внутренних дел. (Ст. 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 248 « Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации »)

Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свободы граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства; для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

В пределах своей компетенции руководство деятельностью полиции осуществляют Президент Российской Федерации непосредственно или через министра внутренних дел, руководители территориальных органов Министерства внутренних дел и руководители подразделений полиции . Указанные руководители несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.

Полиция России
Годы существования
Страна
Входит в
Тип

военизированная организация

Включает в себя

участковых, оперуполномоченных

Функция

защита жизни, здоровья, прав и свободы граждан, борьба с организованными преступными группами, борьба с экономическими преступлениями, уголовный розыск, административное правонарушение, дорожная автоинспекция, борьба с незаконной иммиграцией, контроль за оборотом наркотиков

Численность
Часть
Покровитель

Правительство Российской Федерации

Девиз

« Служа закону - служим народу »

Цвета

чёрный
васильковый

Снаряжение

служебное оружие, боевое стрелковое огнестрельное оружие, служебные собаки, наручники, полицейская дубинка

Знаки отличия

С 1889 г. начальник полиции в уезде стал называться уездным исправником.

XX век

В 1903 году в сельской местности, первоначально в 46 губерниях, была введена уездная полицейская стража. К 1916 г. она распространялась на 50 губерний.

9 августа 1910 года министром внутренних дел П. А. Столыпиным была издана Инструкция чинам сыскных отделений, которая определяла их задачи и структуру. Каждое сыскное отделение состояло из четырёх структурных подразделений-столов:

  1. Личного задержания.
  2. Розысков.
  3. Наблюдения.
  4. Справочного регистрационного бюро.

По распоряжению П. А. Столыпина при Департаменте полиции были образованы специальные курсы для подготовки начальников сыскных отделений. На состоявшемся в 1913 году в Швейцарии Международном съезде криминалистов русская сыскная полиция была признана лучшей в мире по раскрываемости преступлений.

После февральской революции постановлением Временного Правительства от 10 марта 1917 года Департамент полиции был упразднён.

Один из ленинских « Апрельских тезисов » к докладу « О задачах пролетариата в данной революции » от 4 апреля ставил задачу « устранения полиции, армии, чиновничества ».

Постановлениями Временного Правительства « Об утверждении милиции » и « Временном положении о милиции », изданными 17 апреля 1917 года учреждается « народная милиция ». Народная милиция объявляется исполнительным органом государственной власти на местах, « состоящем в непосредственном ведении земских и городских общественных управлений ».

Проект формы милиции 1917 года. Одесская карикатура

Одновременно с государственной « народной милицией » советы рабочих депутатов организовывали отряды « рабочей милиции » и другие вооружённые формирования, которые находились под влиянием различных политических сил, а порой и вне их. При этом рабочая милиция не состояла в подчинении у комиссаров городской милиции.

Образованный 3 июня под эгидой большевиков Совет петроградской народной милиции вступил в конфликт с начальником городской милиции, выставив политические лозунги в связи с отказом дополнительно платить за службу в рабочей милиции рабочим, получающим полную зарплату на заводах. Разрушалась важнейшая государственная структура.

Принцип самоорганизации сил правопорядка реализовывался партией большевиков некоторое время и после октября 1917 года. В постановлении НКВД « О рабочей милиции » от 28 октября (10 ноября) 1917 года не предусматривались организационные формы государственного милицейского аппарата. Армия и полиция ликвидировались, а их функции переходили к вооружённому народу.

Рабочая милиция носила характер массовых самодеятельных организаций, формировалась на началах добровольных дружин, поэтому не могла остановить разгула преступности.

10 мая 1918 года коллегия НКВД приняла распоряжение: « Милиция существует как постоянный штат лиц, исполняющих специальные обязанности, организация милиции должна осуществляться независимо от Красной Армии, функции их должны быть строго разграничены ».

Полиция в современной России

Налоговая полиция

20 мая 1993 года принят Закон « О федеральных органах налоговой полиции », в соответствии с которым как правопреемник Главного управления налоговых расследований учреждён Департамент налоговой полиции России. Федеральным законом от 17 декабря 1995 года № 200-ФЗ в закон были внесены поправки, в соответствии с которыми департамент был переименован в Федеральную службу налоговой полиции Российской Федерации(ФСНП России). Основной задачей самого молодого на тот момент правоохранительного органа, наделённого правом ведения оперативно-розыскной, экспертной и следственной деятельности, устанавливалась борьба с налоговыми преступлениями и правонарушениями, а также борьба с коррупцией в налоговых органах.

С 1 июля 2003 года указом Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 года № 306 ФСНП России упразднена без объяснения причин. Большинство функций ФСНП России и штат в 16 тысяч единиц переданы МВД России. Материальная база и 40 тысяч штатных единиц переданы во вновь созданный Госнаркоконтроль.

Военная полиция

Идея создания военной полиции появилась в 1989 году и приобрела особую актуальность к середине 90-х годов ХХ века, когда стало окончательно ясно, что контроль за соблюдением воинской дисциплины со стороны военных комендатур недостаточен и требуется профессиональная полицейская служба. В 1996 году в Госдуму был внесен проект закона, однако принят он не был. В 2005 году идею поддержал Президент Российской Федерации Владимир Путин, однако и в тот раз дальше слов дело не пошло. О военной полиции вновь вспомнили осенью года и уже через год министр обороны РФ подписал соответствующую директиву. Военная полиция находится в стадии формирования, по планам её численность в будущем составит 20 тыс. человек.

Закон о военной полиции был принят Госдумой 24 января и одобрен Советом Федерации 29 января, подписан Президентом 4 февраля 2014 года. 25 марта 2015 года Владимир Путин утвердил Устав Военной полиции ВС РФ.

Наркополиция

Федеральная полиция (несостоявшаяся реформа МВД России)

Впервые о реформе заговорили осенью года. В соответствии с планами, полиция должна была быть разделена на федеральную полицию и муниципальную полицию. Таким образом, по мнению тогдашнего заместителя руководителя кремлёвской администрации Дмитрия Козака, должно было быть в полной мере реализовано конституционное право субъектов Российской Федерации самостоятельно осуществлять охрану общественного порядка, что было невозможно при существовавшей централизации внутри МВД России. Кроме того, к концу 2003 года должно было быть создано ведомство, координирующее работу следственных органов МВД России, ФСБ России и налоговой полиции - Федеральная служба расследований. Однако, провальная политика министра внутренних дел Бориса Грызлова, в частности, ликвидация РУБОП, приведшая к небывалой коррупции в рядах сотрудников МВД России, вынудила в конечном итоге не только отказаться от реформирования министерства, но и сделать его ещё более централизованным, что, в целом, вписалось в общую концепцию централизации власти в России. На протяжении последующих лет периодически появлялась информация о всё-таки возможном осуществлении реформы и создании федеральной полиции , включающей в себя криминальную полицию , полицию общественной безопасности , миграционную полицию и спецуправления, но ничего из этого выполнено не было.

Реорганизация милиции в полицию (реформа МВД России 2011 года)

Второй нарукавный знак Полиции с изображением флага России

Автомобиль ДПСFord в Твери

22 января 2010 года на заседании ассоциации юристов России с участием главы МВД России Р. Нургалиева С. Степашин заявил, не раскрывая сути нововведения: « Милиции общественной безопасности, насколько я знаю - её больше не будет. И наверное, создание профессиональной полиции - это решение абсолютно правильное ».

На этот раз власти дали понять, что всерьёз намерены довести реформу до конца, а также приняли решение приобщить к составлению закона рядовых граждан. 6 августа 2010 года президент России Дмитрий Медведев на совещании по вопросам реформирования МВД России предложил уже на следующий день предоставить законопроект « О полиции » для всеобщего обсуждения в Интернете.

Тогда же, 6 августа 2010 года, Дмитрий Медведев предложил переименовать милицию в полицию :

Нам нужны профессиональные люди, сотрудники, которые эффективно, честно и слаженно выполняют свою работу. Поэтому я считаю, что пришла пора вернуть органам правопорядка их имя - полиция .

Таким образом, 7 августа 2010 года был предложен новый законопроект « О полиции » (тот же законопроект с изменёнными названиями « милиция » на « полиция »).

Согласно опросу, проведённому ВЦИОМ 14-15 августа 2010 года, 63 процента россиян считает, что переименование милиции в полицию ничего не изменит, и в работе ведомства всё останется по-прежнему.

В целом, новый законопроект является продолжением политики, обратной той, которая проводилась в реформе 2002 года, то есть ещё большей централизации. Упраздняются институты милиции общественной безопасности и криминальной милиции. В отличие от милиции, частично подчинённой власти субъекта федерации, полиция с субъектом федерации (по законопроекту) не связана.

В уникальном для России онлайн-обсуждении законопроекта « О полиции » приняло участие около 5 миллионов человек. В результате, законопроект, по сравнению с первоначальным видом, претерпел значительные изменения, связанные с полномочиями новой структуры. В частности, были исключены положения о том, что полицейские могут беспрепятственно проникать в помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территории, земельные участки и в помещения, занимаемые общественными объединениями и организациями, а также вызывавшая наибольшую критику « презумпция законности » полиции (« требования сотрудника полиции, обращённые к гражданам и должностным лицам, и предпринимаемые им действия считаются законными до тех пор, пока в предусмотренном законом порядке не будет установлено иное »), хотя по мнению оппозиционных политиков данная формулировка была лишь завуалирована, а не исключена.

Несмотря на критику со стороны определённых слоёв общества и ряда оппозиционных политических партий, законопроект был принят в первом чтении 10 декабря 2010 г. Госдума в пятницу, 28 января 2011 г. приняла законопроект « О полиции » в заключительном третьем чтении. За принятие закона высказались только. 315 депутатов поддержали закон, 130 высказались против, воздержавшихся не было.

Первоначально планировалось, что новый закон вступит в силу уже с января 2011 года, но официально полиция в России вновь возродилась 1 марта 2011 г.

Подписал закон о полиции . Спасибо всем, кто участвовал в обсуждении этого важного документа. Закон - первый шаг к обновлению МВД .

1 марта 2011 года закон о полиции вступил в силу, а с 1 января 2012 года вся символика милиции стала недействительной.

Однако, несмотря на реформу российская полиция остается крайне бюрократизированной и неэффективной структурой и работает не на людей, а на показатели - так называемые « палки ». Поэтому на одни преступления она закрывает глаза, а другие даже сама фабрикует.

Положение полиции в Российской Федерации

В современной России полиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации. Задачи этой структуры регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом « О полиции », положением « О службе в органах внутренних дел », другими федеральными законами и международными договорами.

Структура

В структуре органов внутренних дел, как правило, существуют следующие виды подразделений, на основе которых строятся структуры управления:

  • Министерство внутренних дел Российской Федерации ( МВД России ) - центральный орган управления в системе правоохранительных органов Российской Федерации. Федеральное министерство, подчинённое напрямую Президенту Российской Федерации. Осуществляет общее централизованное руководство всеми органами внутренних дел в стране. Во главе - Министр внутренних дел Российской Федерации, специальное звание, соответствующее штатной должности - генерал-полковник полиции / генерал полиции Российской Федерации.
  • Департамент, Главное управление, Управление - подразделение Министерства, осуществляющее руководство органами внутренних дел в пределах функциональной компетенции: Департамент уголовного розыска, Департамент собственной безопасности, Департамент охраны общественного порядка, Департамент по борьбе с организованной преступностью, Департамент экономической безопасности, Организационно-инспекторский департамент, Правовой департамент, Департамент тыла, Финансово-экономический департамент, Главные управления, Управления и отделы внутренних дел.
  • Главное управление МВД России ( ГУ МВД России ) - осуществляет руководство органами внутренних дел в пределах своей компетенции, ограниченной либо территориально (ГУ МВД России по субъекту Федерации), либо функционально (отвечает за определённый круг задач органов внутренних дел: Главное управление по борьбе с экономическим преступлениями - подразделение в составе центрального аппарата министерства). ГУ МВД России стоят над управлениями (УМВД) или отделами МВД России (ОМВД). В субъектах Российской Федерации, имеющих численность населения более 2 млн человек или особый статус в силу определённых обстоятельств, как правило, осуществляют свою деятельность Главные управления МВД России (ГУ МВД России по г. Москве, ГУ МВД России по Московской области и т. п.). Руководитель ГУ МВД России, как правило, имеет специальное звание генерал-лейтенант - генерал-полковник .
  • Управление

Когда и где появились первые полицейские?

Полицейские - это люди состоящие на службе в полиции.
Поли́ция (фр. Police, от греч. πολιτεία, «государственная деятельность, правление») - система государственных служб по охране общественного порядка и борьбе с преступностью .
Корни этой организации уходят в глубокую древность. Еще в доисторический период вожди древних племен зависели от своих дружин, которые сохраняли мир и спокойствие среди людей и заставляли их выполнять определенные правила. Египетские фараоны поступали так же - использовали своих солдат в качестве полицейских.
Древний Египет был страной развитого полицейского аппарата . Египетские правители заметили всю недостаточность одной полиции. Были созданы полиции явная и тайная, пограничная стража, специальные охранные отряды, поставленные наблюдать за безопасностью каналов и других важных сооружений, наконец, служба охраны фараона и высших сановников (телохранители).
В древних Афинах , например, вообще не существовало полиции, следственных органов и судебных исполнителей.
Слово "полицейский" греческого происхождения, его заимствовали древние римляне для своей полицейской службы. Несмотря на то, что плебеи в Древнем Риме относились к свободным сословиям, таких гражданских и политических прав, как патриции, они поначалу не имели. И не имели прав на общинную землю. То есть им приходилось одалживаться у патрициев землёй, а также тягловым скотом, что привело к массовому долговому рабству. Соответствующий закон гласил: несостоятельный должник становится рабом или продаёт в рабство своих детей. Суровый закон этот существовал на протяжении столетий. Лишь в начале третьего века до нашей эры долговое рабство было отменено, и плебеев стали допускать к власти. Плебеи оказались очень полезными республике, а позже – и империи. Они исполняли полицейские функции в Риме: контролировали рынки, бани, акведуки, таверны, следили за проститутками, дебоширами и ворами (в случае необходимости – и судили их) .
http://www.dw-world.de/dw/article/0,2144...
Уже в начале нашей эры Цезарь Август организовал отряд полиции в городе Риме . Он просуществовал 350 лет. В его задачу входило следить за выполнением указаний императора.
Где-то между 700 и 800 гг. н.э. возникла новая идея, касающаяся работы полиции. Вместо того, чтобы следить за выполнением указаний, направленных против людей, полиция была призвана охранять закон и защищать людей!
http://www.potomy.ru/begin/507.html
В средние века слово "полиция" было, но забота о хозяйственном и культурном развитии народа лежала на церкви, общинах, цехах .
Государство охраняло территорию только от иностранных вторжений и оберегало внутренний порядок в тех местностях, которые не подлежали власти сеньоров и общин.
Полицейская деятельность правильно развилась сначала в городах (пожарное и строительное дело, цеховой строй, призрение бедных). В конце средних веков правительства, по примеру городов (Polizeistädte), стали привлекать в сферу своей деятельности, помимо обеспечения земского мира, и хозяйственные вопросы.
Т.Е. Полицейские были, но не в современном смысле этого слова!
Полицейские в современном понимании появились в 17-нач.18 в.
Во Франции королевская власть в ордонансах XVI и XVII вв. под словом полиция разумела охрану публичной безопасности, затем регулирование законами хозяйственного строя (мера, вес, цехи). В Германии (империя, а с XVII в. отдельные территории) под словами "gute Polizei", "Polizei" понимали как безопасность, так и репрессию роскоши и безнравственности. Почта и печать вызвали своеобразный полицейский надзор. Во второй половине XVII в. полицейская деятельность приняла суровый характер (причина - дезертиры, отпущенные солдаты, лихие люди, цыгане, нищие, бродяги, подозрительные иностранцы, эмигранты и т. д.) .

Регулярная полиция начала создаваться в России при Петре I. Именно в это время в употребление впервые вводится заимствованный из Западной Европы термин «полиция» . В обязанности создаваемых полицейских структурах входило: поимка воров, надзор за гулящими людьми, прекращение драк и ссор на улицах, наблюдение за выполнением строительных и противопожарных правил, за устройством и чистотой улиц, безвредностью продаваемых жизненных припасов, недопущение обмера, обвеса и других обманов при торговле и т. п. Пётр I Великий

В 1715 г. в Санкт-Петербурге – новой столице Российского государства был образован орган управления общей полицией – Главная полицмейстерская канцелярия, при которой для исполнения полицейских обязанностей состояли солдаты и унтер-офицеры. Несколько позже, в мае 1718 г. , была учреждена должность генералполицмейстера (главы канцелярии), на которую был назначен А. Девиер. Именно с этого времени следует исчислять историю российской полиции как особого учреждения в системе государственных органов. Анто н Мануи лович Девие р (1682 - 1745) первый генералполицмейстер Санкт. Петербурга (1718- 1727 и 1744- 1745)

Петербургская полицмейстерская канцелярия (с ноября 1722 г. – главная) – первый центральный орган регулярной полиции России (1718 – 1775 гг.) Царь (Император с 1721 г.) Собственная Его Величества канцелярия Генерал-полицмейстер Присутствие Главный городской магистрат судебная палата полицейские команды Полицмейстерская канцелярия тюрьма с надзирателями Пожарная команда Секретари, канцеляристы, дьяки архитектурностроительная часть ГОРОДСКИЕ ПОЛИЦМЕЙСТЕРСКИЕ КОНТОРЫ (С 1733 г.) ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ: Охрана общественного порядка и борьба с преступностью. Обеспечение пожарной безопасности. Надзор за благоустройством, санитарией и соблюдением правил торговли. Содержание, охрана и трудоиспользование осужденных и арестованных. Контроль за отбыванием населением полицейской повинности. команды фурманщиков Оберполицмейстер палач

Все полицейские служащие при поступлении на должность приносили присягу, в которой клялись «верным, добрым и послушным рабом» быть царю, царице и их наследникам, их права и прерогативы «по крайнему разумению, силе и возможности предостерегать и оборонять и в том живота своего в потребном случае не щадить» После произнесения текста присяги чиновник целовал Евангелие и крест.

В 1733 году был издан законодательный акт «Об учреждении полиции в городах» , который стал правовой основой строительства регулярных полицейских органов в масштабе всей страны. Нормативный акт регламентировал порядок создания полиции в губерниях и других городах. Полицейские органы в губернских городах стали называться полицейскими конторами, во главе который стоял полицмейстер из числа офицеров местных гарнизонов. Анна Иоанновна (28 января (7 февраля) 1693 - 17 (28) октября 1740) - российская императрица из династии Романовых.

Во время правления Екатерины II была учреждена сельская земская полиция (1775 г.). Административно-полицейскими учреждениями в уездах стали нижние земские суды. Их коллегиальное руководящее присутствие включало земского исправника, или капитанисправника, и 2 -3 -х земских заседателей из дворян и государственных крестьян, избираемых дворянством. Одной из главных задач исправника была организация охраны общественного порядка на территории уезда. Екатери на II Великая (21 апреля (2 мая) 1729 - 6 (17) ноября 1796) - императрица всероссийская (1762- 1796). Период её правления часто считают золотым веком Российской империи.

Устав благочиния Структура. Устав включал в себя 14 глав и 274 статьи. Содержание. Органом полицейского управления в городе стала управа благочиния - коллегиальный орган, в который входили полицмейстер, городничий, приставы гражданских и уголовных дел, а также выборные от граждан. Город делился на части и кварталы по числу зданий. В части главой полицейского управления был частный пристав, в квартале - квартальный надзиратель. Все полицейские чины были вписаны в Табель о рангах. «Устав благочиния» вводил должность частного маклера, который контролировал наём рабочей силы и условия найма. По некоторым уголовным делам суд осуществляла сама полиция. «Устав благочиния» перечислял ряд подобных правонарушений: азартные игры, брань, пьянство, иные нарушения общественного порядка; действия, направленные против богослужения; взяточничество, самовольная застройка и т. д.

8 сентября 1802 года было образовано 8 министерств: - военно-сухопутных сил, - военно-морских сил, - иностранных дел, - юстиции, - коммерции, - финансов, - народного просвещения - министерство внутренних дел. Манифест императора Александра I об учреждении министерств

Первым министром внутренних дел был назначен граф Виктор Павлович Кочубей, крупнейший государственный деятель России первой половины XIX века, один из инициаторов и авторов проекта создания министерств.

Начальником канцелярии министерства внутренних дел был назначен Михаил Михайлович Сперанский, ставший затем знаменитым государственным деятелем, "светилом российской бюрократии".

Министерство внутренних дел с сентября 1802 г. по 18 июля 1803 г. Министр внутренних дел Товарищ министра внутренних дел Департамент внутренних дел Экспедиция попечения о народном продовольствии Экспедиция спокойствия и благочиния Экспедиция государственного хозяйства 1 -е отделение 2 -е отделение Снабжение государства жизненными припасами Публичные здания Дела земской полиции Дела городской полиции Дела государственн ого хозяйства Народная промышленност ь Экспедиция общественного призрения 1 -е отделение 2 -е отделение Медицинская коллегия Принцип общего призрения

Функции экспедиции спокойствия и благочиния. 1 -е отделение Дела земской полиции Ведомости о происшествиях. Распоряжения о безопасности на сухом пути и на реках. Повиновение крестьян законной власти. Случаи соблазна вере, ереси и разъяснение ложных слухов и писем. Сведения о земских повинностях, отправляемых крестьянами. Способы проведения этих повинностей в известность и единообразие. Отваждение крестьян от произвольных требований. Производство генерального межевания по наделению казенных крестьян землями и по проведению в известность поземельных владений. 2 -е отделение Дела городской полиции Безопасность улиц и домов от пожаров и воровства. Содержание полицейской команды. Чистота и освещение. Охранение добрых нравов. Обуздание мотовства, безмерной роскоши, жестокостей. Надзор над запрещенными книгами, соблазнительными зрелищами, подозрительными обществами и людьми. Сведения о городских общественных доходах, сборах и повинностях. Способы уравнения в постое, в освещении, в содержании мостов, ночной стражи. Сведения о состоянии губернских рот и штатных команд.

Органы политического сыска Российской империи в I половине XIX в. ИМПЕРАТОР 3 отделение Собственной Его Величества Канцелярии Военное министерство Отдельный жандармский корпус (с 1826 г.) Жандармские части (с 1820 г.) Управления жандармских округов (с 1836 г.) Тайная полиция Губернские жандармские управления (с 1836 г.) Городские команды жандармов (с 1836 г.) Министерство внутренних дел “Тайная полицейская экспедиция” (1802 – 1826 гг.) “Секретная экспедиция в Москве (1807 - 1826 гг.) “Особая канцелярия” (1819 – 1826 гг.) Министерство полиции (1810 – 1819 гг.) Канцелярия “по делам особенным”

Алекса ндр Дми триевич Балашо в (Балашёв) (1770- 1837) - российский государственный деятель, генерал от инфантерии, генераладъютант. Первый министр полиции

Министерство полиции состояло из трех департаментов: 1) Департамента полиции хозяйственной; 2) Департамента полиции исполнительной; 3) Медицинского департамента; и двух канцелярий министра - общей и особенной.

Крупнейшие реформы второй половины XIX века в России: - отмена крепостного права - изменение поземельных отношений - введение местного самоуправления - реформирование судебной системы и армии Координирующим органом проведения реформы стало Министерство внутренних дел.

25 марта 1859 г. Александр II утвердил предложения, которые сводились к объединению городской и земской полиции под властью уездного исправника, который, в отличие от избиравшегося прежде дворянами земского исправника, назначался правительством. Александр II городские и земские полицейские

В целом функции и права полиции в конце XIX века не были четко определены законом. Её обязанности были весьма многообразны. В изданном справочнике Министерства внутренних дел говорилось, что «законодательство рассматривает полицейские установления как органы управления вообще, а самого исправника, как главного представителя власти в уезде» . «Исправник, - указывалось далее, - является непосредственным органом губернатора» . Отсюда следовало, что любые действия по управлению уездом от застройки улиц до составления ведомостей о родившихся, вступивших в брак и умерших относились к компетенции уездного полицейского управления. Исправник

В сыскную часть полиции входили - начальник, - четыре чиновника, - 12 надзирателей, - делопроизводитель с двумя помощниками - и архивариус. Сыскные отделения

На полицейские должности не могли назначаться: -состоящие в качестве обвиняемых под судом и следствием, а равно, понесшие наказание за преступные деяния, влекущие за собой по закону тюремное заключение или более строгое наказание; -нижние чины запаса, которые во время прохождения действительной службы состояли в разряде штрафных; -исключенные со службы по суду, из духовного ведомства за порочное поведение или из среды обществ по их решению; -объявленные несостоятельными должниками; -состоящие под опекою за расточительность.

После реорганизации 1880 года МВД заняло главенствующее место в государственном механизме, а его руководитель стал фактически первым министром империи, обладая уникальной по объему компетенцией. Кроме борьбы с преступностью в его ведении находилась значительная часть внутренних функций государства.

14 августа 1881 года было принято Положение «О мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия» . Оно давало Министру внутренних дел возможность объявлять в любой части страны положение усиленной или чрезвычайной охраны, что расширяло права полиции в этой местности. В 1883 году министр внутренних дел Д. А. Толстой добился внесения изменения в Положение от 14 августа 1881 г. , дававшее право министру внутренних дел в административном порядке высылать любое лицо, «признаваемое вредным для государственного порядка и общественного спокойствия» . Положение «О мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия» постоянно продлевалось и действовало до 1917 года. Д. А. Толстой

Министерство внутренних дел России в годы реформ (1862 – 1906 гг.) Товарищ министра Министерство внутренних дел Главное управление почт Министр Общественный Совет Департамент внутренних дел Почтовые конторы ЭКСПЕДИЦИИ Секретариат Медицинский совет 1 -я 2 -я 3 -я Продовольствия Сельская полиция Гос. хозяйство Соляная часть Городская полиция Мануфактуры Пожарная часть Дежурная часть Тюремные учреждения

Важнейшим из структурных подразделений министерства являлся Департамент полиции. В 1902 г. он состоял из 8 делопроизводств: 1 -е делопроизводство занималось делами личного состава, финансами, перепиской с иностранными государствами о выдаче русских подданных, о нарушениях государственной границы; 2 -е делопроизводство – вопросами организации полицейских учреждений, разработкой законопроектов МВД, наблюдением за точным исполнением законов на местах, за питейными заведениями; 3 -е делопроизводство – наблюдением за неблагонадежными элементами в России и за границей; 4 -е делопроизводство в 1902 г. было переименовано в 7 -е;

5 -е делопроизводство составляло доклады к Особому совещанию, решавшему вопросы об административной высылке лиц, на которых не было достаточно улик для привлечения к судебной ответственности; 6 -е делопроизводство – разработкой основ фабричного законодательства, контролировало соблюдением постановлений, определявших положение еврейского населения, вопросами борьбы с фальшивомонетничеством; 7 -е делопроизводство вело наблюдение за дознаниями, проводившимися губернскими жандармскими управлениями.

Николай II Александрович император Всероссийский (20 октября 1894 года -2 марта 1917 года), Царь Польский и великий князь Финляндский. Из династии Романовых.

Манифест 17 октября 1905 года, объявлявший политические права и свободы, учреждение законодательной Государственной Думы обусловил изменения в государственном аппарате, и в одном из его основных звенев - МВД. Осенью 1905 года в МВД было создано Особое делопроизводство по выборам в Государственную Думу и Государственный Совет. Оно координировало деятельность местных органов по подготовке и проведению выборов. Илья Репин 17 Октября 1905

Структура центрального аппарата Министерства внутренних дел России в пореформенное время (конец 18 - начало 19 вв.) Департамент духовных дел иностранных исповеданий Департамент полиции Особое совещание Управление по делам о воинской повинности Управление отдельным корпусом жандармов Департамент общих дел министерства Канцелярия министра по делам дворянства Центральный статистический комитет Главное управление по делам печати Главное управление почт и телеграфов Инспекция по дорожной части Канцелярия министра Центральный аппарат Министерства внутренних дел России Хозяйственный департамент Статистический совет Переселенческое управление Медицинский департамент Земский отдел Технико-строительный комитет Медицинский совет Ветеринарное управление Ветеринарный комитет Совет министра

Структура сыскного отделения Министерства внутренних дел 1910 г. Начальник полицейского управления губернского города Начальник сыскного отделения Стол личного задержания Стол розыска Стол наблюдения Справочнорегистрационное бюро штаты 1 разряд – 20 чел. ; 2 разряд – 11 чел. ; 3 разряд – 8 чел. ; 4 разряд – 6 чел. Специализации сотрудников сыскных отделений (линейный принцип) 1 -й отряд Убийства, разбои, грабежи, поджоги Сыскное отделение категории специализации (отряды) 2 -й отряд Кражи и профессиональные воровские организации, конокрады, взломщики, карманники, магазинные, вокзальные и т. п. шайки 3 -й отряд Мошенники, поджоги, обманы, фальшивомонетничество, подделка документов, шулера, аферисты, продажа женщин в дома терпимости “летучий отряд” Дежурство в театрах, на вокзалах и т. п.

В предреволюционный период для повышения эффективности деятельности полиции, 23 октября 1916 года император утвердил «Положение об усилении полиции в 50 губерниях империи и об улучшении служебного и материального положения полицейских чинов» . Согласно этому Положению: «…в городских поселениях численный состав полицейских команд определялся из расчета одного городового на 400 жителей обоего пола» . В целях улучшения качественного состава полицейских кадров этим же актом устанавливались для занятия должностей соответствующие образовательные цензы.

Февральская революция 1917 г. 23 -28 февраля 1917 г. Забастовки и политические демонстрации в Санкт-Петербурге перерастают во всеобщее восстание против самодержавия. Во время Февральской революции 1917 г. , когда армия перешла на сторону восставших, только полиция осталась верной самодержавию, за что понесла немалый урон: "частью перебита, частью смещена. . . полицейские участки разгромлены, картотеки уничтожены. . . "

О полиции дореволюционной России написано достаточно много книг и статей. Но большинство из них описывает российской полиции в XIX - начале ХХ вв., с привычными нам по классической русской литературе городовыми, околоточными надзирателями и приставами. Между тем, формирование российской полиции началось гораздо раньше и ее структура, органы управления и характер несения службы в более ранний период также очень интересны.

Создание российской полиции нового типа было инициировано Петром I в рамках модернизации органов управления страны. При этом под полицией в годы правления Петра понималась не только охрана общественного порядка и борьба с преступностью, но и любая управленческая деятельность в сфере обеспечения безопасности, пожарной охраны, надзора за поведением подданных и соблюдением ими религиозных обрядов. 27 мая 1718 года Петр I ввел должность генерал-полицмейстера Санкт-Петербурга. Собственноручно Петр участвовал и в составлении «Пунктов, данных Санкт-Петербургскому генерал-полицмейстеру», прописывавших его должностные обязанности. В частности, Петр I включил в компетенцию генерал-полицмейстера не только надзор за обеспечением порядка в Санкт-Петербурге, но и общее руководство строительством и обустройством новой столицы. В подчинение генерал-полицмейстера была передана созданная тремя годами ранее Полицмейстерская канцелярия. Для непосредственного обеспечения приказов генерал-полицмейстера в его распоряжение был назначен армейский пехотный полк. Офицеры и нижние чины полка становились служащими полиции Санкт-Петербурга. Кроме того, в подчинении генерал-полицмейстера столицы оказались и полицейские службы крупных городов страны. Должность генерал-полицмейстера соответствовала 5 классу Табели о рангах, т.е. рангу статского советника или званию бригадира в армии.

Первым генерал-полицмейстером Санкт-Петербурга Петр назначил Антона Девиера - человека интересной судьбы, одного из своих ближайших фаворитов и соратников. В Российской империи Антон Мануилович Девиер оказался, можно сказать, совершенно случайно. Он родился в 1682 году в Амстердаме в бедной еврейской семье, переселившейся в Голландию из Португалии во время гонений на пиренейских евреев - сефардов. Когда отец Антона Мануил Девиер скончался, юноша поступил юнгой на голландский корабль. Вполне возможно, он так и проплавал бы всю жизнь матросом, может быть погиб бы в каком-то морском сражении или осел бы «на пенсии» в одной из заморских голландских колоний. Но случайная встреча полностью изменила всю дальнейшую судьбу юного сефарда. Когда Петр I находился в Голландии, где постигал морское ремесло, он познакомился с молодым юнгой. В 1697 году 15-летний Девиер вместе с Петром приехал в Россию. Долгое время он был личным денщиком Петра I. Крайне благожелательный к иностранцам, особенно к голландцам, Петр обеспечил своему фавориту головокружительную карьеру в России, о которой выходец из бедной еврейской семьи в родной Голландии не мог и мечтать. В июле 1708 года Девиер получил звание ротмистра, в том же году стал майором, а затем и подполковником гренадерского полка. 3 августа 1711 года 29-летний Антон Девиер получил чин генерал-адъютанта. Кстати, этот чин был учрежден специально для Антона Девиера и еще одного фаворита Петра - Павла Ягужинского.

Антон Девиер и до назначения генерал-полицмейстером новой столицы выполнял разные важные поручения Петра, например в 1715 году руководил строительством морского порта в Ревеле. Поскольку Петр очень доверял Девиеру и даже оказал ему поддержку, когда Антон Мануилович сватался к сестре Меншикова, в назначении бывшего голландского юнги, а затем русского офицера генерал-полицмейстером Санкт-Петербурга не было ничего удивительного. Тем более, что Девиер имел представление о жизни в европейских городах, а Петр I хотел, чтобы общественный порядок и управление в новой столице соответствовали европейским стандартам того времени.

Генерал-полицмейстер Санкт-Петербурга формально подчинялся генерал-губернатору Санкт-Петербурга Меншикову. Но на самом деле Девиер фактически находился в прямом подчинении императора Петра I. В полиции Петербурга были установлены должности заместителя генерал-полицмейстера, 4 офицеров и 36 нижних чинов. Такой малочисленной была в первое время своего существования полиция новой российской столицы. За ведение дел в Главной полицмейстерской канцелярии Санкт-Петербурга отвечали дьяк и 10 подьячих. В компетенцию полицмейстерской канцелярии входили охрана общественного порядка, пожарная охрана, благоустройство города, осушение болотистых участков (очень актуальная для Петербурга того времени задача), уборка мусора на городских улицах. Полиция обладала правом назначения наказаний по уголовным делам, т.е. выполняла и функции судебной инстанции. Не исключено, что если бы не смерть Петра I, развитие российской полиции происходило бы более стремительными темпами, поскольку император стремился организовать в стране полицейскую службу, сопоставимую с европейскими полициями того времени. Надо отметить, что Антон Девиер, занимавший пост генерал-полицмейстера Санкт-Петербурга, действительно сделал очень много для развития системы охраны порядка и обеспечения общественной безопасности в российской столице. В частности, именно с подачи Девиера в столице была организована профессиональная пожарная охрана, также подчинявшаяся генерал-полицмейстеру.

На посту генерал-полицмейстера Санкт-Петербурга Девиер оставался девять лет - до 1727 года. Он участвовал в расследовании дела царевича Алексея Петровича и подписывал ему смертный приговор. В 1725 году Девиер получил звание генерал-майора, а в 1726 году - генерал-лейтенанта и графский титул. Чести произведения в графы Девиер удостоился благодаря тому, что после смерти Петра поддержал переход власти в стране к Екатерине I. Однако уже в 1727 году Девиер попал в опалу. Сыграла роль давняя неприязнь к генерал-полицмейстеру со стороны Меншикова. Как известно, в свое время у Меншикова с Девиером был конфликт по поводу сватовства Девиера к сестре всесильного петровского фаворита. Император тогда заступился за Девиера и приказал Меншикову выдать сестру за него замуж. После смерти Петра Девиер лишился покровителя, а Меншиков, сохранивший серьезное влияние, продолжал против него интриги. В конце концов, 24 апреля 1727 года Девиер был арестован. 27 мая 1727 года его обвинили в намерении устранить от наследования престола Петра II, лишили дворянства и графского титула, звания генерал-лейтенанта, побили кнутом и сослали в Сибирь.

Новым генерал-полицмейстером Санкт-Петербурга Петр II назначил генерал-аншефа графа Бурхарда Кристофа фон Мюнниха (Миниха). Хотя в обывательском представлении Миних - это типичный солдафон, представитель эпохи военных переворотов, в действительности он был талантливым и образованным человеком, профессиональным военным инженером. Долгое время он вообще не имел никакого отношения к управленческим или полицейским функциям, а занимался исключительно военно-инженерным делом. Уроженец Ольденбурга, Миних получил хорошее инженерное образование, после чего двадцать лет прослужил в различных европейских армиях в качестве военного инженера. Миниху довелось послужить офицером инженерной службы в армиях Франции, Гессен-Дармштадта, Гессен-Касселя и Польши, участвовать в Войне за испанское наследство.

Звание полковника Миних получил в германских армиях, а генерал-майора - в польско-саксонской армии. В 1721 г. в качестве специалиста в инженерном деле Миниха пригласили в Россию. Ему доверили планировку укреплений Кронштадтской крепости. Затем Миних, хорошо разбиравшийся в гидротехнических сооружениях, занимался организацией судоходства на реке Нева, руководил строительством Балтийского порта и обходного Ладожского канала. За достигнутые успехи Миниха произвели в генерал-лейтенанты. В 1726 году он получил звание генерал-аншефа, а в 1727 году ему доверили пост генерал-полицмейстера Санкт-Петербурга. Собственно, это было первое назначение Миниха, напрямую не связанное с инженерным делом.

Дальнейшее укрепление полиции Российской империи происходило в 1730-е годы и было связано с созданием новых полицейских служб и распространением деятельности полиции не только на Санкт-Петербург и Москву, но и на другие города страны. В провинциальных городах полицией руководил офицер в звании капитана или поручика, которому подчинялись унтер-офицер, капрал, десять рядовых и два канцелярских служителя. Таким был в то время обычный состав городского полицейского отделения. Поскольку полиция в это время была еще малочисленной и слабой, к выполнению полицейских функций привлекались армейские подразделения. В 1733 г. был издан указ «Об учреждении полиции в городах», который дал старт созданию полицейских учреждений в масштабе всей Российской империи и послужил отправным моментом для формирования регулярной полиции страны. Кстати, в 1741 г. был возвращен из ссылки Антон Девиер, а в 1744 г. он повторно занял пост санкт-петербургского генерал-полицмейстера. Но годы ссылки в Сибири сделали свое дело - Девиер тяжело болел и в 1745 году ушел в отставку по болезни. В том же году основатель петербургской полиции скончался в возрасте 63 лет.

В 1741 году был создан и прообраз нынешних подразделений по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и административного законодательства (БППРиАЗ). Это была Торговая полиция, учрежденная Сенатом на основании доклада генерал-полицмейстера Салтыкова. Он, в частности, сделал вывод о необходимости создания специального органа для наблюдения за торговлей харчевыми припасами. Торговая полиция должна была устанавливать таксу на продовольствие и строительные материалы, наблюдать за ценообразованием на продукты питания и другие товары, следить за качеством продаваемых продуктов, отвечать за порядок и чистоту на рынках, пресекать незаконную торговлю и бороться с корчемством, надзирать за соблюдением благочиния в торговых заведениях.

Тогда же, в 1741 году, статус генерал-полицмейстера был поднят с 5-го до 3-го класса Табели о рангах. Теперь должности генерал-полицмейстера соответствовало армейское звание генерал-поручика, гвардейское звание полковника и гражданский чин тайного советника. Генерал-полицмейстер был введен в состав Сената вместе с президентами Военной, Адмиралтейской и Иностранных дел коллегий. Однако, несмотря на повышение статуса генерал-полицмейстера, в годы правления Елизаветы Петровны сохранялись многие недостатки и недоработки в организации полицейской службы страны.

Дальнейшая модернизация полицейской системы Российской империи происходила уже при Екатерине II. Императрица уделила существенное внимание вопросам охраны порядка в империи, распорядившись создать помимо городской полиции еще и земскую полицию. В уездах создавались нижние земские суды, ведавшие охраной общественного порядка. В 1782 г. было принято решение о создании управ благочиния как главных городских полицейских органов. В состав управы благочиния входили руководитель - городничий, два пристава по уголовным и по гражданским делам, два выборных контролера - ратмана, избираемых горожанами на шесть месяцев для осуществления надзорных функций за деятельностью полицейских властей.

Павел I, сменивший Екатерину II во главе государства, произвел дальнейшую реформу полицейских органов. Он ликвидировал управы благочиния в российских городах и возложил на полицию функции контроля за деятельностью чиновников. В целях совершенствования работы полиции Павел I сделал полицмейстеров и комендантов материально ответственными за нераскрытые хищения государственных средств. В Санкт-Петербурге и Москве при Павле была введена должность обер-полицмейстера, который руководил полицией. В подчинении обер-полицмейстера находились частные инспектора, руководившие частями города, а им, в свою очередь, подчинялись квартальные унтер-частные инспектора с двумя квартальными комиссарами.

Создание профессиональной полиции поставило вопрос и о подготовке кадров для занятия «офицерских» должностей в полицейских отделениях. Какой-либо специальной школы для подготовки полицейских кадров в XVIII веке в России не существовало. Тем не менее, офицеров полиции набирали из выпускников Сухопутного шляхетского кадетского корпуса, открытого в 1732 году. Но большинство кадетов видело себя в будущем гвардейскими или армейскими офицерами, в крайнем случае - гражданскими чиновниками. Полицейская служба оставалась малопрестижной, что неизбежно сказывалось на качестве кадров. В полицию часто поступали на службу офицеры, по каким-то причинам вынужденные покинуть гвардию, армию и даже гражданские административные учреждения. С другой стороны, полиция становилась пристанищем и для «инвалидов», как тогда называли заслуженных ветеранов военной службы, в силу возраста или болезни не способных к дальнейшей службе в армейских или гвардейских частях. Такое положение дел было повсеместным и оно отнюдь не способствовало улучшению функционирования органов охраны общественного порядка. Слабость полиции того времени показывает и большое количество народных восстаний, пресекать причины которых и бороться с которыми без помощи армейских подразделений российская полиция была не в состоянии.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...