ТЬ и -ЧЬ в глаголах неопр. формы. Суффиксы. Начальная школа Как отличить суффикс от постфикса
Суффиксом или окончанием является -ть (-ти) в неопределённой форме глагола?
Ть (-ти) – это формообразующий суффикс, так как он образует форму инфинитива: чита-ть, вез-ти. Инфинитив (неопределённая форма глагола) – это неизменяемая форма, поэтому окончания у неё просто не может быть, ведь окончание – это изменяемая часть слова. Отсечением -ть (-ти) мы получаем основу инфинитива, от которой образуются многие глагольные формы: строи-ть – строи-л, строи-вш-ий.
В школьном учебнике по традиции -ть (-ти) выделяется как окончания.
В новых пособиях есть двоякий вариант, когда -ть (-ти) выделяется и как окончание, и как суффикс. По-видимому, самым разумным решением для педагога будет учить выделять данную морфему так, как рекомендовано в учебнике, объяснив при этом её природу. Учащиеся должны знать, что это формообразующий суффикс.
А вот -чь в конце инфинитива вообще не является отдельной морфемой, входит в корень . Сравните: пек-у, печ-ёшь, печь.
Как отличить суффикс от постфикса?
В словах, имеющих окончание, суффикс, как правило, стоит перед окончанием. Но суффикс может находиться и после окончания. Его называют постфиксом.
Постфиксы наблюдаются в глаголах и в отдельных разрядах местоимений: умываю-сь, формировавший-ся, съешь-ка, кому-то, какого-нибудь, пришел-таки. Они могут писаться со словом и слитно (первые два примера), и через дефис (остальные примеры).
По происхождению все постфиксы – самостоятельные слова.
Чтобы отличить постфикс от суффикса, нужно просто запомнить все постфиксы. Их немного, в примерах, приведённых выше, они все названы.
Каким знаком выделять постфиксы?
Есть несколько вариантов выделения: 1) как суффикс, 2) никак, 3) как «приставку наоборот» (в другую сторону).
Наиболее логичным, на наш взгляд, является выделение постфикса знаком суффикса, так как, согласно определению, постфикс – это суффикс, стоящий после окончания. Но на словах нужно объяснять, что это особая морфема и называть её правильно.
Входят ли постфиксы в основу слова?
У глагола постфиксы и слово- и формообразующие, у местоимений – только словообразующие. Формообразующие постфиксы не входят в основу слова, словообразующие – входят.
Глагольный постфикс -ся (-сь) требует особого замечания. Он может быть и слово-, и формообразующим. Формообразующим он является, если образует форму залога: лить-ся, рассердить-ся, бросить-ся. В ряде случаев аффикс -ся приобретает значение словообразующей морфемы и входит в основу, которая в данном случае становится прерывистой (её прерывает окончание и/или формообразующий суффикс): расплака-ть-ся, вчита-л-ся, разгуля-вш-ий-ся. Отличить такие глаголы несложно: они не употребляются без -ся.
1. Суффикс - это морфема, которая стоит после корня и обычно служит для образования новых слов, хотя может использоваться и при образовании формы одного слова.
Например: добрый - доброт а (суффикс -от - словообразовательный), добрее , добрейш ий (суффикс -ее - формообразующий, образует форму сравнительной степени прилагательного; суффикс -ейш - формообразующий, образует форму превосходной степени прилагательного).
Обратите внимание!
В некоторых случаях суффикс -j- может не получать в слове специального графического обозначения. На его наличие могут указывать гласные е, ё, ю, я в положении после согласного или разделительный ь , например: Поволжь [ j ]е [пΛво́лжjь], Заонежь [ j ]е [зъΛн’э́жjь].
2. Большинство суффиксов служит для образования новых слов.
Учить - учитель , учительств о, учительск ий.
Формообразующих суффиксов в русском языке сравнительно немного. Наиболее важными среди них являются следующие:
суффиксы сравнительной и превосходной степени прилагательного: -ее (-ей ), -е, -ше, -ейш-, -айш ;
Быстрее , быстрей , дороже , старше , глубочайш ий, мудрейш ий.
суффикс прошедшего времени глагола -л ;
Пришёл , узнал .
суффикс повелительного наклонения глагола -и ;
Бери , веди .
некоторые суффиксы существительных как показатели множественного и единственного числа;
Ср.: гражданин (ед.ч.) - граждане (мн.ч.); друг (ед.ч.) - друзья (мн.ч.; оно создаётся не только за счёт окончания -я [а ], но и за счёт суффикса -j- - [друз’j а́]); сын (ед.ч.) - сыновь я (мн.ч.; оно создаётся не только за счёт окончания -я [а ], но и за счёт суффикса -овj - [сынΛв’j а́]); утён ок (ед.ч.) - утят а (мн.ч.).
некоторые суффиксы существительных как показатели косвенных падежей.
Ср.: мать - (нет) матер и , время - (нет) времен и.
Правописание суффиксов зависит от частеречной принадлежности слова и поэтому будет рассмотрено при характеристике соответствующих частей речи.
Обратите внимание!
1) В лингвистике нет единства в определении статуса показателя неопределённой формы глагола (инфинитива) - -ть, -ти, -чь (бежать , везти , беречь ). Часть исследователей характеризует эти морфемы как окончание, другие - как суффикс. В данном пособии мы рассматриваем показатель инфинитива (-ть, -ти, -чь ) как окончание (!).
2) В лингвистике нет единой точки зрения на частеречную принадлежность причастий (читающ ий, читаем ый, прочитавш ий, прочитанн ый ) и деепричастий (читая , прочитав ). В одних пособиях причастия и деепричастия характеризуются как самостоятельные части речи (и в этом случае соответствующие суффиксы будут словообразовательными), в других - как особые формы глагола (и тогда те же суффиксы будут формообразующими). В данном пособии причастия и деепричастия рассматриваются как самостоятельные части речи.
3. Как корни и приставки, суффиксы могут изменять свой внешний облик. При этом, как и в корнях, здесь наблюдаются чередования согласных и гласных звуков. В частности, возможны «беглые гласные».
Ср.: книж-к -а - книж-ек ; скольз-к -ий - скольз-ок , смеш-н -ой - смеш-он , стар-ец - стар-ц -а, блюд-ц -е - блюд-ец .
Достаточно регулярно в суффиксах наблюдаются чередования согласных и сочетаний звуков (к /ч , ова /уj ).
Ср.: книж-к -а - книж-еч -к-а, ком-ок - ком-оч -ек, пир-ова -ть - пир-уj -ю.
4. В целом при выделении суффиксов и комплексов суффиксов необходимо ориентироваться на слова, от которых образовано данное слово. При этом удобно использовать перифраз с таким однокоренным словом.
Например:
- Сравним морфемный состав имён существительных: Сашенька, вишенка, горошинка
.
В слове Сашенька (Саш-еньк-а ) выделяется корень Саш- (Саш-а ) и суффикс -еньк (а ): «Сашенька - уменьшительно-ласкательное к Саш а ».
В слове вишенка (вишен-к-а ) выделяется корень вишен- с беглой гласной (вишн-я ) и суффикс -к (а ): «Вишенка - маленькая вишн я ».
В слове горошинка (горош-ин-к-а ) выделяется корень горош- с чередующимися согласными х /ш (горох ) и два суффикса: суффикс -ин- (горош-ин-а ): «Горошина - единичная составляющая гороха» ; суффикс -к (а ): «Горошинка - маленькая горош ина ».
- Сравним морфемный состав имён прилагательных: мечтательный
и сознательный
.
В слове мечтательный (мечт-а-тель-н-ый ) выделяется корень мечт- (мечт-а ) и три суффикса: суффикс глагола -а- (мечт-а-ть ): «Мечтать - предаваться мечт ам »; суффикс -тель со значением «деятель» (мечт-а-тель ): «Мечтатель - тот, кто любит мечт ать »; суффикс прилагательного -н (ый ): «Мечтательный - такой, как мечтатель ; свойственный мечтател ю ».
В слове сознательный (со-зна-тельн-ый ) выделяется корень зна- (зна-ть ) с приставкой со- (со-зна-ть ), а также один суффикс -тельн (ый ): «Сознательный - такой, который правильно созн аёт , понимает окружающую действительность». Суффикс -тель в данном случае не выделяется, поскольку в русском языке нет существительного сознатель .
Обратите внимание!
Наиболее типичными ошибками при выделении суффиксов являются следующие.
1) Отнесение конечных букв суффикса к окончанию. Особенно часто это происходит с суффиксами: -ениj (е ) - влад-ениj -е, -тиj (е ) - взя-тиj-е, -иj (е ) - самолюб-иj-е, -j (е ) - счасть-j-е, -j (ё ) - старь-j-ё, -ациj (я ) - делег-ациj-я, -иj (я ) - арм-иj-я . Во всех этих случаях иj или j относятся к суффиксу, а не к окончанию (!).
2) Отнесение к суффиксу части корня или части предыдущего суффикса (обычно при наличии в конце слова одинаковых звуков и букв).
3) Неразличение отдельных суффиксов и суммы суффиксов.
Ср.: косн- ость (от косн ый , где косн - - корень), готов -ность (от готов ый , где готов - - корень), грамот-н- ость (ср.: грамот -а → грамот -н -ый → грамот-н- ость ).
Морфемный анализ показывает, из каких минимальных значимых частей (морфем ) состоит изучаемое слово.
Примечание: В разных учебных комплексах подход к разбору слова разный. Чтобы избежать проблем, сравни изложенный ниже порядок разбора со своим учебником.
Разбор слова по составу
целесообразно начать с обозначения начальной формы, с определения части речи , к которой слово относится. После этого:
- выделить окончание и формообразующий суффикс (если они есть в слове),
- выделить основу слова - часть слова без окончаний и формообразующих суффиксов,
- выделить в основе слова приставку и / или суффикс (суффиксы) через построение словообразовательной цепочки,
- выделить в слове корень.
Для справки:
Окончание -
формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении.
Основа - это обязательный элемент морфемной структуры слова, выражающий лексическое значение слова. Все виды формообразующих морфем (окончание, формообразующий суффикс) не входят в основу слова; словообразующий возвратный суффикс - ся/-сь (учи-л-а-сь) входит в основу.
Суффикс - значимая часть слова, которая находится после корня (исключением является суффикс - ся (-сь), который находится после окончания) и обычно служит для образования слов.
Словообразующие суффиксы служат для образования новых однокоренных слов: писать – писа-тель , оптика – оптич-еск -ий .
К формообразующим суффиксам относятся:
· суффиксы степеней сравнения прилагательных и наречий на –О, - Е: -ее, - ей, - е, - ше, - ейш, - айш : сильный – сильн-ее , дорого – дорож-е , покорно – покорн-ейш- е, высокий – высоч-айш -ий ;
· суффиксы глаголов прошедшего времени в изъявительном и условном наклонении -л- и нулевой: дела-л – дела-л бы, нёс-Ø – нёс-Ø бы;
· суффиксы неопределённой формы глагола –ть, - ти (в школе рассматриваются как окончание): лежа-л -а – лежа-ть , пас-л -а – пас-ти ;
· суффиксы причастий -ущ-, - ющ-, -ащ-, - ящ-, - вш-, - ш-, - ем-, - им-, - ом-, - нн-, - енн-, - т- : нес-ущ -ий, игра-ющ -ий, крич-ащ -ий, свист-ящ -ий, чита-вш -ий, рос-ш -ий, организу-ем -ый, люб-им -ый, вед-ом -ый, увиде-нн -ый, раскро-енн -ый, стёр-т -ый ;
· суффиксы деепричастий -а-, - я-, -учи-, - ючи-, - в-, - вши-, - ши- : слыш-а , дава-я , буд-учи , игра-ючи , проигра-в , наду-вши -сь, запер-ши -сь .
Примечание: При отнесении причастий и деепричастий к самостоятельным частям речи их суффиксы рассматриваются как словообразовательные (воспевающий, воспетый, воспевая, воспев - рассматриваются при этом как разные слова, а не как форма глагола воспевать).
Суффиксы могут вызывать грамматические чередования в корне: мух-а - муш-к-а
Приставка , или префикс - это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.
Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено его основное лексическое значение, общая часть однокоренных, или родственных слов. Корень - единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов и без окончаний.
Примеры разбора:
Существительное Некоторые существительные не имеют окончания , в силу того, что не изменяются (пальто, шоссе). Выделяются нулевые окончания
: Нулевой словообразовательный суффикс
выделяется: |
|
(у) окна окн/а | Начальная форма окно -
существительное, обозначающее конкретный предмет; |
воздухом воздух/ом | Начальная форма воздух -
существительное, обозначающее вещество; |
переименованию пере/им/ен/ова/ниj/ю | Начальная форма переименование -
отвлечённое отглагольное существительное; |
сливкам с/ли/в/к/ам | Начальная форма сливки
- собирательное существительное; |
Глагол Окончания нет у инфинитива. Выделяется нулевое окончание у глаголов ед. ч. м. р. прош. вр. и условного наклонения: делал-〙 (бы); у глаголов в повелительном наклонении, где нулевым окончанием выражается значение единственного числа : смотри-〙. У большинства глаголов различаются две и более модификации основы - инфинитива и настоящего времени (для глаголов совершенного вида - будущего). Нулевой суффикс выделяется у глаголов ед. ч. м. р. прош. вр. и условного наклонения: нёс-Ø-〙 (ср. нес-л-а) , берёг-Ø-〙 (бы) |
|
обижает обиж/а/j/ет | Начальная форма обижать
- глагол несовершенного вида; |
собрался со/бр/а/л/ 〙/ся | Начальная форма собираться
- собрался
- возвратный глагол совершенного вида изъявительного наклонения; |
перепиши пере/пиш/ 〙/и | Начальная форма переписать - перепиши
- глагол совершенного вида повелительного наклонения; |
покраснеть по/красн/е/ть | Начальная форма покраснеть
- инфинитив (неопределённая форма глагола); |
Прилагательное Некоторые прилагательные (беж, мини, реглан...), а также прилагательные в сравнительной степени окончания не имеют , так как не изменяются. Нулевое окончание выделяется у кратких прилагательных им. п. ед. ч. м. р.: грустен-〙; в им. п. ед. ч. м. р. у притяжательных прилагательных: сестрин-〙 (сестрина), рыбий-〙 (ры[б " й а ]). Формообразующие суффиксы, представленные в степенях сравнения прилагательного, не входят в основу. Суффиксы прилагательных помогают определять тот или иной разряд прилагательных, например, - лив - суффикс качественных прилагательных (терпеливый, надоедливый), - ск - суффикс относительных прилагательных (пушкинский (стиль), морской), - ов-, - ин-, - й - суффиксы притяжательных прилагательных: (отцов, Петин, бычий). |
|
высочайшего (уровня) высоч/айш/его | Начальная форма высокий
,
высочайший - простая превосходная степень сравнения прилагательного; |
городская (улица) город/ск/ая | Начальная форма городской
- относительное прилагательное; |
дедовым (домом) дед/ов/ым | Притяжательное прилагательное, начальная форма дедов
; |
удобен удобен/ 〙 | Качественное прилагательное в краткой форме, начальная форма удобный
; |
Ø - нулевой суффикс
〙- нулевое окончание
При суффиксальном способе словообразования суффикс может быть не только материально выраженным, но и нулевым (выход-Ø-〙, синь-Ø-〙, задир-Ø-а, проезж-Ø-ий). Этот способ используется в разных частях речи.
Существительные образуются от – существительных: стол → стол-ик , – прилагательных: синий → син-ев -а, синь-Ø-〙, – глаголов: бежать → бег-отн -я, бег-Ø-〙, – числительных: сто → сот-н -я, двое → двой-н -я, – наречий: сообща → сообщ-ник , почему → почему-чк -а.
Прилагательные образуются от - прилагательных: синий → син-еньк -ий, - существительных: осень → осен-н -ий, - глаголов: читать → чита-льн -ый, - числительных: двое → двой-н -ой, - наречий: внутри → внутр-енн -ий.
Местоимения образуются от местоимений – суффиксами - то, - либо, - нибудь: кто-то, кто-либо, кто-нибудь.
Числительное – от числительных: два → дв-адцать, пять → пят-надцать, два → дв-оj-е.
Глаголы образуются от – глаголов: перечитать → перечит-ыва -ть, мыть → мыть-ся , – прилагательных: красный → красн-е -ть , видный → видн-е-ть -ся , – существительных: партизан → партизан-и-ть , толпа → толп-и-ть -ся , – числительных: двое → дво-и-ть (‘разделять надвое’), – междометий: ах → ах-а-ть .
Наречия образуются от – существительных: зима → зим-ой , – прилагательных: хороший → хорош-о , – числительных: три → тр-ижды , – глаголов: лежать → леж-а , – наречий: хорошо → хорош-енько , как → как-нибудь.
Предлоги – от глаголов: исключа-я ← исключать.
Морфемный анализ (разбор слова по составу) показывает, из каких минимальных значимых частей (морфем ) состоит изучаемое слово.
Суффикс - значимая часть слова, которая стоит после корня или после другого суффикса и обычно служит для образования новых слов, иногда для образования новых форм слова.
Суффикс не является обязательной частью слова. В слове может не быть суффикса, может быть один или несколько суффиксов:
друг, друж- ок , рам- оч-к (а).
Формообразующие (словоизменительные) суффиксы
Суффиксы (их немного), которые служат для образования новых форм слова, называют формообразующими (словоизменительными). При морфемном разборе эти суффиксы не входят в основу слова.
Например,
суффикс –ть ( -ти ) образует неопределенную форму глагола: сиде- ть , нес- ти
суффикс -л- - форму глаголов прошедшего времени: чита- л , дума- л .
Суффиксы
–ть
(
-ти
),
-л-
не входят в основу слова.
Иногда формообразующий суффикс может стоять после
:
пойд(ем)-
те,
поед(ем)-
те
.
Возвратный суффикс глагола –ся/-сь когда-то был местоимением себя :
причесыва(ю) сь = причесыва(ю) себя .
Возвратные суффиксы -ся, -сь входят в основу слова и часто стоят после :
закрыва (ет) ся , умыва (ю) сь
Более подробно см. Словоизменительные суффиксы.
Напомню, что:
словоизменение - это образование форм одного и того же c лова.
словообразование - это образование новых слов.
Словообразовательные суффиксы
С помощью
словообразовательных суффиксов
образуются слова разных частей речи, но наиболее часто образуются существительные и прилагательные.
Например, один из самых активных суффиксов образования существительных
-ник-
:
лес -ник , школь -ник , уче -ник , троеч -ник , спут -ник , курорт -ник , льгот -ник , суббот -ник и т.д.
Самым активным суффиксом, с помощью которого образуются прилагательные, является суффикс -ск- :
сель- ск (ий), деревен- ск (ий), мор -ск (ой), москов- ск (ий) и т.д.
Одни и те же суффиксы используются для образования разных по значению слов
одной и той же части речи
.
Например, суффикс
-ник
-, -
от
- . -
ок
- (
гриб-ник, крас-
от
(а), друж-
ок
) служат для образования только существительных;
-ск-
(
флот-
ск
(ий)
) - для образования только прилагательных; -
ыва
-,-
ива
- (
обдум-
ыва
-ть
) - только для глаголов. Поэтому мы говорим о суффиксах разных частей речи:
Примеры образования слов с помощью различных суффиксов:
от корня добр- : добр(о), добр-от(а), добр-як, добр-от-н(ый), добр-е-ть ;
от малин- : малин(а), малин-к(а), малин-ник(), малин-овк(а), малин-ов(ый), малин-н(ый) ;
от врем- : врем(я), врем-ечк(о), врем-янк(а), врем-ен-н(ый), врем-ен-н-о, врем-ен-щик .
Если корень содержит основное лексическое значение (смысл) слова, то суффиксы (как и ) дополняют это значение, уточняют его. Например:
суффикс вносит уменьшительно-ласкательное значение: дочь - доч- к (а) - доч- еньк (а), дом - дом- ик ;
увеличительное значение: рука - руч- ищ (а) ;
суффикс используется для образования слов-названий детенышей животных: слон- ёнок , ут- ёнок ;
для обозначения лиц мужского пола по профессии, месту жительства, по принадлежности к национальности: учи- тель , трактор- ист , москв- ич , сибир- як , академ- ик , груз- ин , кавказ- ец и т.д;
для обозначения лиц женского пола по профессии, месту жительства, по принадлежности к национальности: продав- щиц (а), мастер- иц (а), фельдшер- иц (а), осет-ин- к (а), машин-ист- к (а), писатель- ниц (а) и т.д
выражение отношения к лицу: хитр юг а, жад юг а, мал явк а, коз явк а, лен тяй , слюн тяй .
Суффиксы (и
) могут многое рассказать о слове. По суффиксам можно определить часть речи, а для существительных и род. Например, суффикс
-
тель
в конце слова - существительное мужского рода (учи-тель, строи-тель, води-тель
),
суффикс -
от
- - существительное женского рода (добр-от(а), глух-от(а), крас-от(а)
);
суффикс -
ск
- - прилагательное (венгер-ск(ий), рус-ск(ий)
).
Суффикс может быть не обозначен буквами.
Суффикс или часть суффикса может быть скрытой
, то есть не представленной явно на письме буквами. Тогда его выделяют с помощью транскрипции, указав звук суффикса.
После гласных и после
Ь, Ъ
буквы
Е, Ё, Ю, Я
обозначают два звука, один из которых [й’] (или часто обозначается ). Именно этот звук может оказаться суффиксом или частью суффикса. Тогда суффикс выделяется с помощью транскрипции.
Например:
врунья - [врун’ / й’ / а] , эмиграция - эмигр, двое - дв, лисьего [л’ис’/ й’ /ива], лисьей [л’ис’/ й’ /ий’].
Порядок действий при выделении суффикса в слове на примере слова старинный :
Выделить корень и окончание, меняя форму слова и подбирая родственные слова, используя разные суффиксы: стар(ый), стар-ость, старинн(ые) - стар-инн(ый) ⇒ корень стар -, окончание -ый ;
Может ли -инн- бытьсуффиксом? Перебираем родственные слова, которые могут содержать часть -инн- . Находим слово стар- ин (а) , в котором -ин - - суффикс, выделяем его: стар- ин- н(ый) .
Рассматриваем оставшееся -н- . Прилагательное старин-н(ый) образовано от существительного старин(а) с помощью суффикса -н-
Докажем правильность выбора морфемы -н- , подобрав слова с другим корнем, но с тем же суффиксом (той же части речи, что и исходное слово, т.к. суффиксы «связаны» с частями речи): огород -н (ый) (от огород), мод- н (ый) (от модный), осен- н (ий) (от осень) . Это доказывает правильность выделения морфемы.
Вывод: стар- ин-н (ый) .
Проверить правильность разбора можно в словообразовательном словаре.
Более подробно см. Выделение суффикса в слове.
Чтобы определить суффиксы, полезно знать наиболее используемые из них.
Пример
Их работа
Образуют существительные
-к-
-ик-
-ек-
-ок-
-еньк-
-оньк-
-ечк-
-очк-
-ушк-
-юшк-
рыба - рыб
к
а
ключ - ключ
ик
замок - замоч
ек
друг - друж
ок
рука- руч
еньк
а
лиса- лис
оньк
а
Ваня – Ван
ечк
а
игла – игол
очк
а
дед – дед
ушк
а
поле - пол
юшк
о
Придают словам уменьшительный или ласкательный оттенок
-ник-
-чик-
-щик-
-тель-
-ниц-
-к-
лес - лес
ник
возить - воз
чик
барабан - барабан
щик
учить - учи
тель
учить - учитель
ниц
а
радист - радист
к
а
Образуют слова, называющие лиц по роду их занятий
Образуют прилагательные
-ист-
-ск-
-ов-
-ев-
-н-
скала - скал
ист
ый
город - город
ск
ой
горох - горох
ов
ый
шаль - шал
ев
ый
лето - лет
н
ий
Образуют глаголы
-а-
-и-
-е-
-ова-(-ёва-)
-ива-(-ыва-)
звук – звуч
а
ть
рана –ран
и
ть
белый – бел
е
ть
зима – зим
ова
ть
кольцо - кольц
ева
ть
укачать - укач
ива
ть
открыть -откр
ыва
ть
-ся-(-сь-)
учить - учить
ся -
учу
сь
лечить - лечить
ся
- лечу
сь
Образует глаголы с возвратным значение. Могут располагаться после окончания. Входят в основу слова.
Формообразующие суффиксы
-ть-
-ти-
чита
ть
нес
ти
Суффиксы неопределенной формы глагола. Не входят в основу слова.
-л-
читаю – чита
л
;
говорю - говори
л
Образует форму прошедшего времени глагола. Не входят в основу слова.
У глаголов, оканчивающихся на -чь , часть слова - чь входит в состав корня: жечь, печь.
Уточнить суффиксы можно в словообразовательных и морфемных словарях (Потиха З. А. Школьный словарь строения слов русского языка. М., 1987. , Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка, Ефремова Т. Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. М., 1996. , Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка, Баронова М.М. Разбор слова по составу, М., 2011 и т.п.) .
Суффикс — значимая часть слова, которая стоит после корня или после другого суффикса и обычно служит для образования новых слов, иногда для образования новых форм слова.
Суффикс не является обязательной частью слова. В слове может не быть суффикса, может быть один или несколько суффиксов:
друг, друж-ок , рам-оч-к (а).
Формообразующие (словоизменительные) суффиксы
Суффиксы (их немного), которые служат для образования новых форм слова, называют формообразующими (словоизменительными). При морфемном разборе эти суффиксы не входят в основу слова.
Например,
- суффикс –ть (-ти ) образует неопределенную форму глагола: сиде-ть , нес-ти
- суффикс -л- — форму глаголов прошедшего времени: чита-л , дума-л .
Суффиксы –ть
(-ти
), -л-
не входят в основу слова.
Иногда формообразующий суффикс может стоять после
: пойд(ем)-те,
поед(ем)-те
.
Возвратный суффикс глагола –ся/-сь когда-то был местоимением себя :
причесыва(ю)сь = причесыва(ю) себя .
Возвратные суффиксы -ся, -сь
входят в основу слова и часто стоят после
:
Закрыва (ет)ся , умыва (ю)сь
Более подробно см. Словоизменительные суффиксы.
Напомню, что:
- словоизменение - это образование форм одного и того же c лова.
- словообразование - это образование новых слов.
Словообразовательные суффиксы
С помощью словообразовательных суффиксов
образуются слова разных частей речи, но наиболее часто образуются существительные и прилагательные.
Например, один из самых активных суффиксов образования существительных -ник-
:
лес-ник , школь-ник , уче-ник , троеч-ник , спут-ник , курорт-ник , льгот-ник , суббот-ник и т.д.
Самым активным суффиксом, с помощью которого образуются прилагательные, является суффикс -ск- :
сель-ск (ий), деревен-ск (ий), мор-ск (ой), москов-ск (ий) и т.д.
Одни и те же суффиксы используются для образования разных по значению слов одной и той же части речи
.
Например, суффикс -ник
-, —от
— . —ок
— (гриб-ник, крас-от
(а), друж-ок
) служат для образования только существительных; -ск-
(флот-ск
(ий)
) — для образования только прилагательных; —ыва
-,-ива
— (обдум-ыва
-ть
) — только для глаголов. Поэтому мы говорим о суффиксах разных частей речи:
Примеры образования слов с помощью различных суффиксов:
- от корня добр- : добр(о), добр-от(а), добр-як, добр-от-н(ый), добр-е-ть ;
- от малин- : малин(а), малин-к(а), малин-ник(), малин-овк(а), малин-ов(ый), малин-н(ый) ;
- от врем- : врем(я), врем-ечк(о), врем-янк(а), врем-ен-н(ый), врем-ен-н-о, врем-ен-щик .
Если корень содержит основное лексическое значение (смысл) слова, то суффиксы (как и ) дополняют это значение, уточняют его. Например:
- суффикс вносит уменьшительно-ласкательное значение: дочь — доч-к (а) — доч-еньк (а), дом — дом-ик ;
- увеличительное значение: рука — руч-ищ (а) ;
- суффикс используется для образования слов-названий детенышей животных: слон-ёнок , ут-ёнок ;
- для обозначения лиц мужского пола по профессии, месту жительства, по принадлежности к национальности: учи-тель , трактор-ист , москв-ич , сибир-як , академ-ик , груз-ин , кавказ-ец и т.д;
- для обозначения лиц женского пола по профессии, месту жительства, по принадлежности к национальности: продав-щиц (а), мастер-иц (а), фельдшер-иц (а), осет-ин-к (а), машин-ист-к (а), писатель-ниц (а) и т.д
- выражение отношения к лицу: хитрюг а, жадюг а, малявк а, козявк а, лентяй , слюнтяй .
Суффиксы (и
) могут многое рассказать о слове. По суффиксам можно определить часть речи, а для существительных и род. Например, суффикс —тель
в конце слова — существительное мужского рода (учи-тель, строи-тель, води-тель
),
суффикс —от
— — существительное женского рода (добр-от(а), глух-от(а), крас-от(а)
);
суффикс —ск
— — прилагательное (венгер-ск(ий), рус-ск(ий)
).
Суффикс может быть не обозначен буквами.
Суффикс или часть суффикса может быть скрытой
, то есть не представленной явно на письме буквами. Тогда его выделяют с помощью транскрипции, указав звук суффикса.
После гласных и после Ь, Ъ
буквы Е, Ё, Ю, Я
обозначают два звука, один из которых [й’] (или часто обозначается ). Именно этот звук может оказаться суффиксом или частью суффикса. Тогда суффикс выделяется с помощью транскрипции.
Например:
врунья — [врун’ /й’ / а] , эмиграция — эмигр, двое — дв, лисьего [л’ис’/й’ /ива], лисьей [л’ис’/й’ /ий’].
Порядок действий при выделении суффикса в слове на примере слова старинный :
- Выделить корень и окончание, меняя форму слова и подбирая родственные слова, используя разные суффиксы: стар(ый), стар-ость, старинн(ые) — стар-инн(ый) ⇒ корень стар -, окончание -ый ;
- Может ли -инн- бытьсуффиксом? Перебираем родственные слова, которые могут содержать часть -инн- . Находим слово стар-ин (а) , в котором -ин — — суффикс, выделяем его: стар-ин- н(ый) .
- Рассматриваем оставшееся -н- . Прилагательное старин-н(ый) образовано от существительного старин(а) с помощью суффикса -н-
- Докажем правильность выбора морфемы -н- , подобрав слова с другим корнем, но с тем же суффиксом (той же части речи, что и исходное слово, т.к. суффиксы «связаны» с частями речи): огород-н (ый) (от огород), мод-н (ый) (от модный), осен-н (ий) (от осень) . Это доказывает правильность выделения морфемы.
- Вывод: стар-ин-н (ый) .
Проверить правильность разбора можно в словообразовательном словаре.
Более подробно см. Выделение суффикса в слове.
Чтобы определить суффиксы, полезно знать наиболее используемые из них.
Суффиксы | Их работа | |
Образуют существительные | ||
-к- -ик- -ек- -ок- -еньк- -оньк- -ечк- -очк- -ушк- -юшк- |
рыба — рыбк
а ключ — ключик замок — замочек друг — дружок рука- рученьк а лиса- лисоньк а Ваня – Ванечк а игла – иголочк а дед – дедушк а поле — полюшк о |
Придают словам уменьшительный или ласкательный оттенок |
-ник- -чик- -щик- -тель- -ниц- -к- |
лес — лесник
возить — возчик барабан — барабанщик учить — учитель учить — учительниц а радист — радистк а |
Образуют слова, называющие лиц по роду их занятий |
Образуют прилагательные | ||
-ист- -ск- -ов- -ев- -н- |
скала — скалист
ый город — городск ой горох - горохов ый шаль — шалев ый лето — летн ий |
|
Образуют глаголы | ||
-а- -и- -е- -ова-(-ёва-) -ива-(-ыва-) |
звук – звуча
ть рана –рани ть белый – беле ть зима – зимова ть кольцо — кольцева ть укачать — укачива ть открыть -открыва ть |
|
-ся-(-сь-) | учить — учиться —
учусь
лечить — лечиться — лечусь |
Образует глаголы с возвратным значение. Могут располагаться после окончания. Входят в основу слова. |
Формообразующие суффиксы | ||
-ть- -ти- |
читать
нести |
Суффиксы неопределенной формы глагола. Не входят в основу слова. |
-л- | читаю – читал
; говорю — говорил |
Образует форму прошедшего времени глагола. Не входят в основу слова. |
У глаголов, оканчивающихся на -чь , часть слова —чь входит в состав корня: жечь, печь.
Уточнить суффиксы можно в словообразовательных и морфемных словарях (Потиха З. А. Школьный словарь строения слов русского языка. М., 1987. , Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка, Ефремова Т. Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. М., 1996. , Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка, Баронова М.М. Разбор слова по составу, М., 2011 и т.п.) .