В сказку с солнечным зайчиком. Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Средняя группа Пономарева и а средняя группа

Предисловие

Данное пособие адресовано воспитателям, работающим по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, для организации занятий по математике в средней группе.
В пособии рассматриваются вопросы организации работы по развитию элементарных математических представлений у детей 4–5 лет с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей.
В книге представлено примерное планирование занятий по математике на год. Предложенная система занятий включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и приемов работы по формированию элементарных математических представлений; помогает детям овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания и умения на практике. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности.
Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребенка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика проведения занятий не предполагает прямого обучения, способного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком математических заданий, а подразумевает создание ситуаций сотрудничества, содеятельности. Активизация мыслительной самостоятельности развивает активную позицию ребенка и формирует навыки учебной деятельности.
Знания, полученные на занятиях по формированию элементарных математических представлений, необходимо закреплять в повседневной жизни. С этой целью особое внимание следует уделить сюжетно-ролевым играм, где создаются условия для применения математических знаний и способов действий. В работе с детьми, как в дошкольном учреждении, так и дома, можно использовать рабочую тетрадь к «Программе воспитания и обучения в детском саду» «Математика для малышей» (М.: Мозаика-Синтез, 2006).
В пособие включен дополнительный материал, составленный в соответствии с рекомендациями современных психологов, педагогов и методистов и позволяющий расширить содержание работы с детьми пятого года жизни.

Примерное распределение программного материала на год

I квартал

Сентябрь

Занятие 1

поровну, столько – сколько .
Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами .
.

Занятие 2

.
Закреплять умения различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь) .

Занятие 3


.

Октябрь

Занятие 1

Продолжать учить сравнивать две группы предметов, разных по форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар.
Закреплять умение различать и называть плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
Упражнять в сравнении двух предметов по высоте, обозначая результаты сравнения словами: высокий, низкий, выше, ниже .

Занятие 2



Занятие 3

Учить считать в пределах 3, используя следующие приемы: при счете правой рукой указывать на каждый предмет слева направо, называть числа по порядку, согласовывать их в роде, числе и падеже, последнее число относить ко всей группе предметов.
Упражнять в сравнении двух предметов по величине (длине, ширине, высоте), обозначать результаты сравнения соответствующими словами: длинный – короткий, длиннее – короче; широкий – узкий, шире – уже, высокий – низкий, выше – ниже.
Расширять представления о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь) .

Занятие 4

Продолжать учить считать в пределах 3, соотнося число с элементом множества, самостоятельно обозначать итоговое число, правильно отвечать на вопрос «Сколько?».
Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера.
Развивать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа .

Ноябрь

Занятие 1

Закреплять умение считать в пределах 3, познакомить с порядковым значением числа, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».
Упражнять в умении находить одинаковые по длине, ширине, высоте предметы, обозначать соответствующие признаки словами: длинный, длиннее, короткий, короче, широкий, узкий, шире, уже, высокий, низкий, выше, ниже.
Познакомить с прямоугольником на основе сравнения его с квадратом.

Занятие 2

Показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3 и 4; учить считать в пределах 4.
Расширять представления о прямоугольнике на основе сравнения его с квадратом.
Развивать умение составлять целостное изображение предметов из частей.

Занятие 3

Закреплять умение считать в пределах 4, познакомить с порядковым значением числа, учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».
Раскрыть на конкретных примерах значение понятий быстро, медленно.

Занятие 4

Познакомить с образованием числа 5, учить считать в пределах 5, отвечать на воспрос «Сколько?».
утро, день, вечер, ночь .
Упражнять в различении геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

II квартал

Декабрь

Занятие 1

Продолжать учить считать в пределах 5, знакомить с порядковым значением числа 5, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».
Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине), обозначать результаты сравнения выражениями, например: «Красная ленточка длиннее и шире зеленой, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки».
Совершенствовать умение определять пространственное направление от себя:

Занятие 2

Закреплять умение считать в пределах 5, формировать представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета.
Продолжать учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине), обозначать результаты сравнения соответствующими выражениями, например: «Длинная и широкая – большая дорожка, короткая и узкая – маленькая дорожка».
Упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур (куб, шар, квадрат, круг).

Занятие 3

Продолжать формировать представления о порядковом значении числа (в пределах 5), закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»
Познакомить с цилиндром, учить различать шар и цилиндр.

Занятие 4

Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу.
Продолжать уточнять представления о цилиндре, закреплять умение различать шар, куб, цилиндр.
Закреплять представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь .

Январь

Занятие 1

Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу и названному числу.
Познакомить со значением слов далеко – близко .
Развивать умение составлять целостное изображение предмета из его частей.

Занятие 2

Упражнять в счете звуков на слух в пределах 5.
Уточнить представления о значении слов далеко – близко.
Учить сравнивать три предмета по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий, короткий, длиннее, самый длинный.

Занятие 3

Упражнять в счете звуков в пределах 5.
Продолжать учить сравнивать три предмета по длине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий , короткий, длиннее, самый длинный.
Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Занятие 4

Упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5.
Объяснить значение слов вчера, сегодня, завтра .
Развивать умение сравнивать предметы по их пространственному расположению (слева, справа, налево, направо) .

Февраль

Занятие 1

Продолжать упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5.
Закреплять представления о значении слов вчера, сегодня, завтра .
Учить сравнивать три предмета по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: .

Занятие 2

Учить считать движения в пределах 5.
Упражнять в умении ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления относительно себя словами: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.
Учить сравнивать 4–5 предметов по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения соответствующими словами: широкий, уже, самый узкий, узкий, шире, самый широкий .

Занятие 3

Учить воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5).
Упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности: утро, день, вечер, ночь .

Занятие 4

Упражнять в умении воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5).
Учить двигаться в заданном направлении (вперед, назад, налево, направо).
Закреплять умение составлять целостное изображение предмета из отдельных частей.

III квартал

Март

Занятие 1

Закреплять умение двигаться в заданном направлении.
Объяснить, что результат счета не зависит от величины предметов (в пределах 5).
Учить сравнивать предметы по величине (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, поменьше, еще меньше, самый маленький, больше.

Занятие 2

Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов.
Учить сравнивать три предмета по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: высокий, ниже, самый низкий, низкий, выше, самый высокий.
Упражнять в умении находить одинаковые игрушки по цвету или величине.

Занятие 3

Показать независимость результата счета от расстояния между предметами (в пределах 5).
Упражнять в умении сравнивать 4–5 предметов по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, самый низкий, выше .
Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: куб, шар.

Занятие 4

Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами (в пределах 5).
Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром.
Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.

Апрель

Занятие 1

Показать независимость результата счета от формы расположения предметов в пространстве.
Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром и кубом.
Совершенствовать представления о значении слов далеко – близко.

Занятие 2

Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 5, учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?» и т. д.
Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами:
Совершенствовать умение устанавливать последовательность частей суток: утро, день, вечер, ночь .

Занятие 3

Упражнять в счете и отсчете предметов на слух, на ощупь (в пределах 5).
Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами: шаром и кубом.
Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.

Занятие 4

Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от качественных признаков предмета (размера, цвета).
Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше, самый маленький, больше.
Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, обозначать пространственные направления относительно себя соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо, вверх, вниз.

Май

Конец учебного года предполагает работу воспитателя по закреплению программного материала в сюжетно-игровой форме с использованием традиционных и нетрадиционных приемов обучения детей. Возможно проведение математических развлечений и досугов.

Планы занятий

Сентябрь

Занятие 1

Программное содержание

Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами: поровну, столько – сколько .
Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами: большой, маленький, больше, меньше .
Упражнять в определении пространственных направлений от себя и назывании их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу .


Демонстрационный материал. Дорожка из бумаги, корзинка, макет поляны.
Раздаточный материал. Грибы, бумажные осенние листья, большие и маленькие шишки.

Методические указания

Игровая ситуация «Путешествие в осенний лес». (Занятие можно провести на прогулке.)
I часть. Воспитатель предлагает детям поехать в осенний лес. Уточняет время года и его характерные признаки.
Обращает внимание детей на корзинку с грибами и спрашивает: «Сколько корзинок? Сколько грибов в корзинке?»
Дети берут по одному грибочку. Воспитатель выясняет: «Сколько грибов вы взяли?»
Воспитатель предлагает детям поставить свои грибы на полянку и уточняет: «Сколько грибов стало на полянке?»
Затем обращает внимание детей на разбросанные на дорожке осенние листья: «Сколько листочков на дорожке? Принесите к своему грибочку один листочек. Что можно сказать о количестве листочков и грибочков? (Воспитатель побуждает детей использовать в речи знакомые выражения, обозначающие равенство: поровну, столько – сколько. ) Как еще можно расположить грибочки и листочки, чтобы было видно, что их одинаковое количество?» (Можно поставить каждый грибочек на один листочек или одним листочком накрыть каждый грибочек.) Дети располагают предметы одним из способов (по договоренности).
II часть. Игровое упражнение «Найди пару».
Дети вместе с воспитателем рассматривают шишки. Воспитатель интересуется: «Шишки одинаковые по величине?» Затем предлагает: «Возьмите по одной большой шишке. Найдите ей пару – маленькую шишку. Попробуйте спрятать в ладошках большую (маленькую) шишку. Возьмите маленькую шишку в правую руку, а большую – в левую руку. Что можно сказать о величине маленькой шишки по сравнению с большой? (Маленькая шишка меньше большой шишки.) Что можно сказать о величине большой шишки по сравнению с маленькой шишкой?» (Большая шишка больше маленькой шишки.)
III часть. Игра «Что где находится».
Воспитатель предлагает детям рассказать о том, какие предметы они видят вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.

Занятие 2

Программное содержание

Упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету, форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар, учить обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну, столько – сколько .
Закреплять умение различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь) .

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Игрушки: Винни Пух, Пятачок, Кролик, 2 коробки, красные и синие кубы (по количеству детей), сюжетные картинки с изображением разных частей суток.
Раздаточный материал. Кубы и треугольные призмы (по 5 шт. для каждого ребенка).

Методические указания

Игровая ситуация «В гостях у Кролика».
I часть. Игровое упражнение «Положим кубы в коробку».
На столе разложены разноцветные кубы.
Воспитатель говорит детям: «Винни Пух и Пятачок собираются в гости к Кролику. Как вы думаете, во что они могут поиграть? (Ответы детей.) Давайте соберем все кубы. Какого цвета кубы? Как узнать, поровну ли красных и синих кубов? На каждый красный куб поставьте синий куб. Что можно сказать о количестве красных и синих кубов?
Возьмите по одному красному или синему кубу и разложите их в две коробки так, чтобы в одной были все красные кубы, а в другой – все синие кубы».
II часть. Игровое упражнение «Построим домики».
У детей на столах по 5 кубов и 4 призмы. Кролик просит детей помочь ему построить домики. Он спрашивает: «Что нам понадобится для строительства домиков? Какие фигуры есть у вас на столах?» (Предлагает расставить все кубы в ряд.) Что нужно положить на кубы, чтобы получился дом?» (Крышу.)
Дети находят фигуры, похожие на крыши, и достраивают дома.
«У всех ли домиков есть крыша?» – спрашивает Кролик.
Дети вместе с воспитателем обсуждают способы уравнивания предметов и достраивают один домик.
III часть. Игровое упражнение «Поможем Винни Пуху разложить картинки».
Воспитатель по очереди показывает детям сюжетные картинки с изображением разных частей суток и спрашивает: «Кто изображен на картинке? Что делают дети, нарисованные на картинке? Когда это бывает?» Дети последовательно расставляют картинки (утро, день, вечер, ночь).

Занятие 3

Программное содержание

Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результаты сравнения словами: длинный – короткий, длиннее – короче; широкий – узкий, шире – уже .
Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме и пространственному расположению.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Два клоуна, элементы костюмов у которых отличаются по форме, цвету, пространственному расположению; 5–7 воздушных шаров разного цвета, красная и синяя ленты разной длины, 2 дощечки разной ширины, фланелеграф.
Раздаточный материал. Двухполосные счетные карточки, карточки с изображением воздушных шаров синего и красного цветов (по 5 шт. для каждого ребенка), звездочки.

Методические указания

Игровая ситуация «К нам приехал цирк».
I часть. Игровое упражнение «Найди отличия».
В гости к детям «приходят» клоуны, у которых элементы костюмов отличаются по форме, цвету, пространственному расположению. Они просят ребят угадать, чем отличаются их костюмы.
II часть. Клоуны «играют» с воздушными шариками.
Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько шариков у клоунов? Какого они цвета?»
Воспитатель предлагает на верхнюю полоску карточки выложить все картинки с синими шариками, а на нижнюю – все картинки с красными шариками.
После выполнения задания воспитатель спрашивает: «Сколько синих шариков? Сколько красных шариков? Шариков какого цвета больше (меньше)? Как сделать так, чтобы синих и красных шариков стало поровну? (Дети уравнивают количество шариков одним из выбранных способов.) Что можно сказать о количестве синих и красных шариков?»
III часть. Игровое упражнение «Сравним ленты».
Клоуны «показывают» упражнения с лентами.
Воспитатель спрашивает: «Какого цвета ленты у клоунов? Одинаковые ли они по длине? Как это можно узнать?»
Воспитатель вместе с детьми располагает ленты на фланелеграфе друг под другом, предлагает показать длинную (короткую) ленту и спрашивает: «Что можно сказать о длине красной ленты по сравнению с синей? Что можно сказать о длине синей ленты по сравнению с красной?»
IV часть. Игровое упражнение «Перепрыгнем через дощечки».
Воспитатель показывает детям дощечки и выясняет, одинаковые ли они по ширине или нет. Просит показать широкую (узкую) дощечку и предлагает перепрыгнуть через дощечки.
В конце занятия клоуны дарят ребятам звездочки.

Методические указания

Игровая ситуация «Необыкновенный зоопарк».
I часть. Воспитатель сообщает детям, что сегодня они отправятся в зоопарк. Он обращает их внимание на енота, который сушит на веревке платочки, и спрашивает: «Сколько платочков сушится на веревке? (Много.) Какого они цвета? Одинаковые ли платочки по форме? (Круглые, квадратные, треугольные.) Что можно сказать о количестве круглых и квадратных платочков: поровну ли их? Как это можно узнать?»
Один ребенок выкладывает в ряд платочки круглой формы, а другой под каждый платочек круглой формы кладет платочек квадратной формы.
Воспитатель интересуется: «Каких платочков больше: круглой или квадратной формы? Каких платочков меньше: квадратной или круглой формы? Как сделать так, чтобы платочков круглой и квадратной формы стало поровну».
Вместе с детьми воспитатель обговаривает способы уравнивания предметов и предлагает воспользоваться одним из них.
II часть. Игровое упражнение «Неразбериха».
На столах у детей круги и квадраты, разделенные на 2 части. Воспитатель предлагает детям помочь обезьянке собрать фигуры, используя для этого карточки с контурными изображениями кругов и квадратов. Затем проверяет правильность выполнения задания и выясняет названия фигур.

Физкультминутка

Воспитатель читает стихотворение, а дети загибают пальчики в соответствии с текстом.


Пальчик, пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.

Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
От того и потолстел.

III часть. Воспитатель предлагает ребятам построить заборчики для животных: для жирафа – высокий забор, для енота – низкий заборчик.
Сначала дети сравнивают животных («Кто выше: жираф или енот? Кто ниже: енот или жираф?»), а затем располагают кирпичики соответствующим образом: горизонтально для низкого заборчика и вертикально – для высокого.

Занятие 2

Программное содержание

Учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 3, отвечать на вопрос «Сколько?».
Упражнять в умении определять геометрические фигуры (шар, куб, квадрат, треугольник, круг) осязательно-двигательным путем.
Закреплять умение различать левую и правую руки, определять пространственные направления и обозначать их словами: налево, направо, слева, справа.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Двухступенчатая лесенка, 3 зайчика, 3 белочки, «волшебный» мешочек, шар, куб, квадрат, круг, треугольник.

Методические указания

I часть. Игровая ситуация «Гости из леса».
Воспитатель сообщает детям, что к ним из леса пришли гости (ставит на лесенку 2 зайчиков). Выясняет у ребят, что нужно сделать, чтобы узнать, сколько прибежало зайчиков. В случае затруднения напоминает, что зайчиков надо посчитать.
Воспитатель считает и делает обобщающий жест, интонационно выделяя итоговое число. Уточняет у детей: «Сколько зайчиков прибежало?»
Затем предлагает поставить на нижнюю ступеньку лесенки столько белочек, сколько зайчиков.
Воспитатель считает белочек, потом спрашивает у ребят: «Сколько прибежало белочек? Что можно сказать о количестве зайчиков и белочек? По сколько их?»
Дети вместе с воспитателем делают вывод: «Зайчиков и белочек поровну: два зайчика и две белочки».
Воспитатель ставит на лесенку еще одну белочку («К двум белочкам прибежала еще одна») и выясняет: «Как узнать, сколько стало белочек? (Посчитать.) Сколько белочек? Сколько зайчиков? Три белочки и два зайчика – сравните, кого больше. (Три белочки больше, чем два зайчика.) Два зайчика и три белочки – сравните, кого меньше. (Два зайчика меньше, чем три белочки.) Как сделать так, чтобы зайчиков и белочек стало поровну?»
Вместе с детьми воспитатель обговаривает и показывает способы уравнивания предметов: добавление или убавление одного предмета. Потом, называя числа, воспитатель вновь считает белочек и зайчиков и вместе с детьми делает вывод о равенстве групп на основе результатов счета.
II часть. Игровое упражнение «Волшебный мешочек».
Воспитатель последовательно показывает детям шар и куб. Уточняет название, форму и цвет фигур. Затем кладет фигуры в мешочек.
Дети по очереди нащупывают фигуры, называют их и показывают остальным, чтобы проверить ответ.
Игра повторяется 2–3 раза.
Аналогичные действия дети выполняют с кругом, квадратом и треугольником.
III часть. Игровое упражнение «Поручение».

Конец бесплатного ознакомительного фрагмента

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 69 «Веточка»
городского округа Тольятти
Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений в
средней группе.
Воспитатель Козлова Ю.В.

Геометрические платочки

Программное содержание:

  • Учить сравнивать две группы предметов, объединяя их по форме или цвету, определяя их равенство или не равенство на основе сопоставления пар.
  • Обозначать результаты сравнения словами: больше или меньше, столько же, поровну.
  • Закреплять умение различать и называть плоские геометрические фигуры: круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник.
  • Развивать умение определять на слух направление в пространстве: впереди, сзади, вверху, внизу.

Дидактический наглядный материал:
Демонстрационный : магнитная доска, геометрические фигуры на магнитах (круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник), игрушка матрёшка, стойка с двумя натянутыми верёвками (одна выше, другая ниже), колокольчик.

Раздаточный материал : карточки (платочки) с изображением геометрических фигур по количеству детей, картинки с изображением весёлых и грустных человечков, прищепки разного цвета соответствующие цвету и количеству фигур н карточках (платочках).

Методические указания

I.Часть . Игровая ситуация «В гости к нам пришла Матрёшка»

Воспитатель сообщает детям, что в гости к ним пришла Матрёшка. Она принесла с собой платочки, но не обычные, а с изображением геометрических фигур. Матрёшка просит вспомнить какие геометрические фигуры дети знают (дети называют: круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник). Воспитатель достаёт платочки и предлагает с ними поиграть.

II.часть. Игровое упражнение «Ровным кругом друг за другом».

Воспитатель раскладывает на столе карточки(платочки) изображением вниз. Дети берутся за руки и идут по кругу говоря слова «Ровным кругом друг за другом…». Воспитатель даёт задание говоря: «Эй ребята не зевай пару по форме себе выбирай». Дети берут карточки и объединяются в пары по форме геометрической фигуры изображённой на карточке. Игра повторяется с изменённым заданием «Эй ребята не зевай пару по цвету себе выбирай.»

III.часть . Пальчиковая гимнастика «Стирка».

1,2,3,4,5 дети загибают пальцы на обеих руках

Будем мы бельё стирать трут кулак об кулак

Платье, брюки и носочки соединяют каждый палец правой руки с большим

Юбку, кофту и платочки соединяют каждый палец левой руки с большим

Шарф и шапку не забудем соединяют каждый палец обеих рук с большим

Их стирать мы тоже будем трут кулак об кулак

Сполоснём одежду ловко машут кистями рук из стороны в сторону

И повесим на верёвку поднимают руки вверх опустив кисти рук вниз

IV.часть. Игровое упражнение «Развесь платочки сушиться».

Воспитатель предлагает повесить карточки (платочки) на верёвки (две верёвки натянуты выше и ниже друг друга) на которых уже висят разноцветные прищепки. Дети вешают карточку на прищепку того же цвета, что и цвет фигуры на карточке. Получаются два ряда развешенных карточек(платочков) одинаковых по количеству.

Детям предлагается определить, сколько платочков на верёвках. Свой ответ обозначить словом «много». Сравнить, определяя их равенство. Дети определяют равенство по соответствию пары для каждой карточки (платочка). На вопрос воспитателя «сколько» , отвечают «столько же» или «поровну».

Матрёшка просит повесить и её платочек. Воспитатель выясняет у детей задавая вопрос: «платочков стало столько же?» «Где платочков стало больше, где меньше?» «Что нужно сделать, чтобы стало опять поровну?» (повесить ещё один или снять).

V.часть . Дидактическая игра «Где звенит колокольчик».

Дети сидят на стульчиках закрыв глаза. Ведущий подходит к кому-нибудь из детей и звенит колокольчиком (впереди, сзади, вверху или внизу). Ребёнок определяет и называет направление где звенел колокольчик.

VI.часть. Рефлексия.

Воспитатель благодарит детей, хвалит их и предлагает выразить своё настроение после занятия с помощью карточек- пиктограмм. На подносе разложены карточки с изображением весёлых и грустных человечков. Ребёнок выбирает одну из них и делится своим настроением с другими.

Используемая литература:

В.А. Позина, И. А. Помораева – Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа. – М. : Мозаика – Синтез.

I. Определение предмета математики, связь с другими науками и техникой. Математика (греч. mathematike, от máthema знание, наука), наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира. «Чистая …

Медицина - I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

СССР. Естественные науки - Математика Научные исследования в области математики начали проводиться в России с 18 в., когда членами Петербургской АН стали Л. Эйлер, Д. Бернулли и другие западноевропейские учёные. По замыслу Петра I академики иностранцы… … Большая советская энциклопедия

Соединённые Штаты Америки - (США) (United States of America, USA). I. Общие сведения США государство в Северной Америке. Площадь 9,4 млн. км2. Население 216 млн. чел. (1976, оценка). Столица г. Вашингтон. В административном отношении территория США … Большая советская энциклопедия

Великобритания - I Великобритания (Great Britain) остров в Атлантическом океане, входящий в группу Британских островов (См. Британские острова). См. Великобритания (государство). II Великобритания (Great Britain) официальное название Соединённое… … Большая советская энциклопедия

Великобритания (государство) - Великобритания (Great Britain); официальное название ‒ Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии (The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland). I. Общие сведения В. ‒ островное государство на С. З. Европы; занимает… … Большая советская энциклопедия

Азербайджанская Советская Социалистическая Республика - (Азербайджан Совет Сосиалист Республикасы) Азербайджан. I. Общие сведения Азербайджанская ССР образована 28 апреля 1920. С 12 марта 1922 по 5 декабря 1936 входила в состав Закавказской федерации (См. Закавказская… … Большая советская энциклопедия

Вселенная - Крупномасштабная структура Вселенной как она выглядит в инфракрасных лучах с длиной волны 2,2 мкм 1 600 000 галактик, зарегистри … Википедия

Украинская Советская Социалистическая Республика - УССР (Украïнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украïна). I. Общие сведения УССР образована 25 декабря 1917. С созданием Союза ССР 30 декабря 1922 вошла в его состав как союзная республика. Расположена на… … Большая советская энциклопедия

Индия - (на языке хинди Бхарат) официальное название Республика Индия. I. Общие сведения И. государство в Южной Азии, в бассейне Индийского океана. И. находится на важнейших морских и воздушных коммуникациях,… … Большая советская энциклопедия

Испания - (Espana) официальное название Испанское Государство (Estado Espanol). I. Общие сведения И. государство на крайнем Ю. З. Европы. Занимает 5/6 Пиренейского полуострова, Балеарские и Питиусские острова в… … Большая советская энциклопедия

Ирина Баканова
Конспект занятия по ФЭМП (средняя группа)

Литература:

1. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». ФГОС/Под. ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -М. : Мозаика-Синтез, 2014.

2. Новиковская О. А. «Математика в играх и картинках» (94-96)-СПб. : Паритет, 2007.

3. Помораева И. А. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа. Для занятий с детьми 4-5лет. ФГОС - М. : Мозаика-Синтез, 2014

Задачи:

Образовательные:

Количество и счет:

Закрепить знание количественного счета.

Закреплять умения узнавать и называть плоские геометрические фигуры и их свойства: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Ориентировка во времени:

Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь).

Закреплять знания детей в определении части суток по признакам: деятельность человека, местоположение Солнца и др.

Развивающие:

Развивать мышление: учить видеть закономерности.

Воспитательные:

Вырабатывать у детей личностные качества - самостоятельность, аккуратность.

Активизация словаря:

Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, утро, день, вечер, ночь.

Наглядный материал и оборудование:

Демонстрационный:

Магнитная доска, картинка- изображение Незнайки (на доске, игрушка Незнайка, игрушка старик-лесовик с часами, схема-таблица местоположения Солнца в разное время суток, изображения деятельности детей в разное время суток.

Раздаточный:

Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) из цветного картона на каждого ребенка.

Организация детей:

Воспитатель собирает детей вокруг себя.

Рассаживает детей за парты по двое, с учетом индивидуальных особенностей.

Предварительная работа:

Наблюдение за изменениями в природе и обсуждение действий взрослых и детей в разное время суток.

На магнитной доске прикреплена картинка Незнайки и игрушка старик Лесовик с часами.

1. Математическая разминка

Ребята, сегодня ваша помощь нужна Незнайке. Он пошел в гости к Хранителю времени, старичку - Лесовичку, и не смог правильно ответить ни на один вопрос. Лесовичок рассердился и заколдовал его. Поможем расколдовать Незнайку? Для этого нужно ответить на все задания Лесовичка.

Первое задание. Назови все части суток по порядку, начиная с утра.

(Индивидуальные ответы детей с опорой на демонстрационный материал)

А сколько их всего? Давайте посчитаем. (4)

Молодцы, справились с заданием. Второе задание, определите по Солнцу, какое время суток наступило, с помощью схемы местоположения Солнца.

Когда Солнышко встает, наступает … (утро)

Солнце высоко в небе … (днем)

Солнце садится… (вечером)

Темно и появляется на небе Луна и звезды … (ночью)

И с этим заданием вы тоже справились!

2. Работа с раздаточным материалом

Старичок приготовил следующее задание. Перед вами лежат геометрические фигуры.

Назовите их? (Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)

Посчитайте, сколько перед вами лежит геометрических фигур? (4)

Что есть у квадрата? (У квадрата есть стороны и углы)

Столько сторон и углов у квадрата? (4 стороны, 4 угла)

Что есть у треугольника? (У треугольника есть стороны и углы)

Столько сторон и углов у треугольника? (3 стороны, 3 угла)

Что есть у прямоугольника? (Стороны и углы)

Сколько сторон и углов у прямоугольника? (4стороны, 4 угла)

Что вы знаете про круг? (У круга нет сторон, нет углов)

Обозначим круг- утро, день- квадрат, вечер- треугольник, ночь- прямоугольник.

Я загадываю Вам загадку, а Вы должны отгадать, какое это время суток и показать соответствующую геометрическую фигуру.

Спят медведи и слоны,

Заяц спит и ежик.

Все вокруг спать должны,

Наши дети тоже. (Ночь).

Поднимают прямоугольник.

Дети вышли на прогулку,

Наблюдение ведут.

Солнце в небе ярко светит,

Птички весело поют. (День).

Поднимают квадрат.

Солнце яркое встает,

Петушок в саду поет,

Наши дети просыпаются,

В детский садик собираются.

(Утро). Поднимают круг.

За окном уже темнеет.

Посмотри скорей в окно:

Огоньков полным-полно.

(Вечер). Поднимают треугольник.

3. Физкультминутка

А сейчас пришло время немного отдохнуть, но с пользой.

Нам на месте не сидится,

Нам на месте не сидится,

Разминаем поясницу. (Наклоны вперед- назад)

Корпус крутим влево-вправо -

Так мы отдохнем на славу. (Вращение туловища.)

Хорошо мы отдохнули,

И к занятиям вернулись. (Дети садятся)

4. Дидактическая игра

Последним заданием волшебника будет игра – «Закончи предложение».

Давайте поиграем!

А как называется игра, в которую мы будем играть? (Закончи предложение)

Я начинаю предложение, а вы заканчиваете. Давайте попробуем.

Завтракаем мы утром, а вечером мы … (ужинаем).

Ночью спим, а утром… (просыпаемся).

Играем днем, а ночью (спим).

Солнце светит днем, а Луна (ночью).

Обедаем мы (днем).

Солнце встает утром, а садится (вечером).

Луна светит (ночью).

В детский сад идем (утром).

Молодцы. Вы выполнили все задания волшебника, и он готов расколдовать Незнайку.

Дети закрывают глаза, воспитатель убирает картинку с изображением Незнайки и достает игрушку Незнайку.

Открывайте глаза! Вот и Незнайка, он благодарит Вас за помощь и хорошие знания.

Итог занятия:

Наше занятие подошло к концу. Практически все справились с заданиями. Давайте вспомним:

О чем мы сегодня говорили? Во что играли?

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...