Ошибки в построении сложных синтаксических целых. Синтаксические ошибки Х. Обобщение изученного

Русский язык (9 класс)

Урок русской словесности

Тема: Сложное синтаксическое целое. Языковой анализ текста (к постановке проблемы)

Цели: повторить и обобщить известные учащимся сведения о тексте, его строении, совершенствовать умение проводить языковой анализ текста, работать над развитием коммуникативных способностей учащихся, над совершенствованием их языковых навыков, ознакомить с понятием ССЦ (микротекст) на примере текстов-отрывков из произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя; используя элементы креативного чтения, воспитывать в учащихся внимательного, вдумчивого читателя, способного улавливать, воспринимать особенности стиля писателя; продолжить работу над культурой речи учащихся.

Оборудование: учебник «Русский язык: Учебник для 9 кл. с русским языком обучения» /Е.П. Голобородько и др./- К.: Освіта, 2002.; учебник литературы под редакцией Теплинского (9 кл.), записи на доске, таблицы «Язык и речь», «Текст», «Структурные средства ССЦ».

Тип урока: урок формирования коммуникативных умений учащихся с элементами обобщающего повторения.

Язык словесного искусства – это своеобразная система словесно-художественных форм…, их значений и функций и отражающихся в них категорий; в художественной литературе эта система возникает на основе синтеза коммуникативной функции литературного и народно-разговорного языка с функцией выразительной и изобразительной.

В. В. Виноградов

Ход урока:

I . Организационный момент.

II . Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке, с одной стороны, мы подводим итоги долгому, длиною в два года, разговору о синтаксисе русского языка. С другой стороны, постараемся взойти на более высокую ступеньку вашего интеллектуального развития. Познакомимся с новым обобщающим понятием - сложное синтаксическое целое, введем его в ваш обиход.

/Запись даты, темы, эпиграфов урока в тетрадь/

Первым шагом к этому будет словарно-семантическая работа.

III . Словарно-семантическая работа

Текст, тема, основная мысль высказывания, сложное синтаксическое целое (ССЦ), последовательная связь, параллельная связь, приемы построения текста, языковые средства.

IV . Сообщение темы, целей урока.

Для чего нам надо расширять знания в этой области? Какова практическая значимость предложенного вам на сегодняшнем уроке материала? Попробуем дать ответы на эти вопросы по завершении урока. А пока подумаем, как же мы общаемся друг с другом. Звуками? Словами? Словосочетаниями? Нет. И даже не предложениями.

/Обращение к IIIчасти таблицы«Язык и речь»/

Люди создают высказывания и общаются текстами (микро- и макротекстами, монологами, диалогами и полилогами). А новое для вас понятие ССЦ – это не что иное, как микротекст. Высказывание, микротекст – это маленькая, ёмкая информация.

Вы получаете информацию в разных областях знаний благодаря текстам. Объем и направленность их постоянно варьируются. Вы выйдите из школы во взрослую жизнь не только с определенной суммой знаний, но и с умением работать с книгой, текстом. Этому умению мы и продолжим учиться.

V . Текст. Повторение.

1. Давайте вспомним, что такое текст.

/Ответы учащихся./

Сверим ваши представления о тексте с научным толкованием этого термина.

2. Работа с таблицей «Текст». /«РЯЛ в средних учебных заведениях Украины», № 2,1988, с. 36/

/Работа учащихся в группах: составление монологического высказывания каждой учебной группой; выступление 1 -2 групп учащихся; дополнения остальных групп/

3. Обобщение учителя.

Текст – это развернутое высказывание, состоящее из связанных между собой предложений. В современной лингвистике текст рассматривается как коммуникативная единица, основными признаками которой являются смысловая цельность и связность. Об этом говорит и ССЦ.

VI . Сложное синтаксическое целое. Определение понятия.

Сложное синтаксическое целое – это сочетание нескольких предложений, которые тесно взаимосвязаны по смыслу и синтаксически. ССЦ – не что иное, как микротекст. Организация микротекста является стабильной, она зависит от содержания, стиля, авторской манеры.

Значит, чтобы о вас говорили как о знающем, приятном собеседнике, чтобы вы владели правильной письменной речью, надо научиться стоить свои высказывания, надо научиться логически правильно читать тексты. И легче это начать делать со ССЦ.

VII . Работа с деформированным текстом.

1. Послушайте пример. Попробуйте определить, что вы услышите: текст или набор предложений.

/Чтение учителем деформированного текста (Теплинский. «Литература. 9 класс»/

А теперь, в 9-м классе, мы будем говорить (и, возможно, даже спорить) о судьбе пушкинских героев Евгения Онегина и Татьяны Лариной... Пушкин входит в наше сознание с раннего детства, со сказок, которые мы знаем наизусть, не задумываясь о том, что их кто-то сочинил: казалось, что они существовали всегда, что они просто часть нашего мира, а у него нет начала и нет конца. Хотелось бы верить, что Пушкин навсегда останется с вами, потому что он неисчерпаем, как неисчерпаема сама жизнь. А потом в нашей жизни появляются чудесные пушкинские строки о природе, начинают интересовать и волновать его стихи о любви...

2. Попробуйте восстановить текст и записать его в тетрадь.

/Работа учащихся по восстановлению текста. Запись текста в тетрадь.

Индивидуальное задание. Пересказ восстановленного текста. /1 – 2 учащихся/

3. Узнали ли текст? А откуда он взят?

Имя Пушкина хорошо знакомо каждому человеку, говорящему на русском языке. Знакомо и вам по прочитанной к уроку литературы биографии Пушкина, по прочитанным в средней школе прозе и поэзии. Какие пушкинские произведения вам знакомы? А какие строчки пушкинской поэзии стали любимыми? Можете их прочитать наизусть?

/Чтение наизусть стихотворений А. С. Пушкина,

оценивание учителем выразительного чтения учащихся/

Разговор о Пушкине, его творчестве продолжим на уроках литературы. А сейчас вновь вернемся к тексту. Мы восстановили текст, его и проанализируем.

VIII . Целостный анализ текста.

1. Ознакомление с планом целостного анализа текста.

План целостного анализа текста

    Стиль и тип речи.

    Смысловая связь предложений в ССЦ.

    Образные средства языка, используемые писателем для выражения своих мыслей.

    Морфологические средства связи в ССЦ (преобладание каких частей речи вы наблюдаете и какова их смысловая нагрузка).

    Интонация высказывания.

2. Распределение заданий между учебными группами учащихся.

Время наше ограничено, поэтому мы попробуем рисунок текста в его целостном анализе представить по фрагментам:

Фрагмент 1. Тема, основная мысль микротекста.

Фрагмент 2 . Стиль и тип речи. Смысловая связь предложений. /Воспользуйтесь таблицами-подсказками учебника «Русский язык: Учебник для 9 кл. с русским языком обучения» /Е.П. Голобородько и др./

Фрагмент 3. Образные средства языка, используемые писателем для выражения своих мыслей; морфологические средства связи в ССЦ.

Фрагмент 4. Синтаксический анализ микротекста.

Индивидуальное задание. Синтаксический разбор указанного учителем предложения из восстановленного текста.

Фрагмент 5. Орфографический анализ текста (обратить внимание на орфограммы, составить словарную работу по тексту, прокомментировать орфограммы).

Пример словарной работы:

Со знание, с ранн его детства, (не)задумываясь, кто- то, чу десн ые п ушкинские строки; П ушкин, инте ре сова ть , класс , хо телось бы, нав сегда, (не )исчерпаем, жи знь.

3. Коллективная работа в группах – коллективное составление целостного анализа текста.

4. Беседа - анализ текста.

/Каждая группа отчитывается о проделанной работе./

I Х. Самостоятельная работа по анализу текста.

Одну часть работы на уроке вы уже выполнили. И мне кажется, что можно попробовать сделать самостоятельные шаги в исследовательской работе по анализу текста. Воспользуйтесь при этом таблицей «Структурные средства ССЦ».

«Структурные средства ССЦ»

_____________________________________________________________

Лексические: Морфологические: Синтаксические: Ритмо-мелодические

/интонация/

Повторение - соотнесенность видо- - порядок слов и пред-

отдельных слов; временных форм глаго- ложений;

Синонимы, в том лов-сказуемых. - союзы в присоедини-

числе контекстуаль- тельном значении;

ные; - частицы;

Личные и указатель- - употребление обстоя-

ные местоимения; тельств (преимуществен-

Местоименные но места и времени);

наречия и др. - вводные слова и

предложения;

Параллелизм построе-

ния предложений;

Неполнота отдельных

предложений.

1. Работа с микротекстом.

Родословная матери моей еще любопытнее. Дед ее был негр, сын владетельного князька. Русский посланник в Константинополе как-то достал его из сераля, где содержался он аманатом, и отослал его Петру Первому вместе с двумя другими арапчатами. Государь крестил маленького Ибрагима в Вильно, в 1707 году, с польской королевою, супругою Августа, и дал ему фамилию Ганнибал.

/Каждая группа представляет свой анализ текста/

Индивидуальная работа.

● Сформулировать вопросы к тексту (5 – 7 вопросов). Дать ответы на них.

/Задание выполняют 2 – 3 учащихся начальной и среднего уровней компетентности./

● Составить диалог (6 – 10 реплик) – обмен мнением о тексте – доказательство того, что этот микротекст – ССЦ. /1 – 2 пары./

2. Проверка выполнения индивидуального задания:

Чтение составленных вопросов по тексту /1 – 2 учащихся зачитывают вопросы, остальные показывают выполнение задания в тетради/;

Целостный анализ текста /комментарий дают 1 – 2 учебные группы, другие группы дополняют/;

Чтение, разыгрывание диалогов /1 – 2 пары/.

Х. Обобщение изученного.

Как вы поняли, что такое ССЦ?

Микротекст и ССЦ – это одно и то же?

Поможет ли вам сегодняшний урок узнать произведения Пушкина, даже в отдельных отрывках, по их стилю, строению? Попробуйте узнать.

2. Работа с отрывками текстов А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя.

Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут - а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха... Да-с, с большими был странностями, и, должно быть, богатый человек: сколько у него было разных дорогих вещиц!..

Один только человек принадлежал нашему обществу, не будучи военным. Ему было около тридцати пяти лет, и мы за то почитали его стариком. Опытность давала ему перед нами многие преимущества; к тому же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы. Какая-то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя. Некогда он служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку и поселиться в бедном местечке, где жил он вместе и бедно и расточительно: ходил вечно пешком, в изношенном черном сюртуке, а держал открытый стол для всех офицеров нашего полка.

В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод. Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным; только два русские мужика, стоявшие у дверей кабака против гостиницы, сделали кое-какие замечания, относившиеся, впрочем, более к экипажу, чем к сидевшему в нем.

Согласны ли вы, что знание ССЦ внимательному читателю поможет разобраться в прочитанном тексте? Проверим это на уроках литературы.

Х I . Итоги урока. Оценивание знаний и умений учащихся.

Домашнее задание: выписать сложное предложение с разными видами связи из стихотворения А. С. Пушкина «Памятник» или «К Чаадаеву» и выполнить полный синтаксический разбор выписанного предложения.

§ 218. Ошибки в построении сложных синтаксических целых

Сложное синтаксическое целое представляет собой единицу текста, поэтому при его построении должны быть учтены две основные характеристики текста: тематичность и связность . Игнорирование этого положения ведет к появлению стилистических ошибок и недочетов.

1. Смещение плана изложения заключается в том, что, начав писать на одну тему, об одном предмете речи, далее, при построении сложного синтаксического целого (прозаической строфы), автор отклоняется от темы и перескакивает на другую. Например: Лирика… Как трудно дать ей определение! Что означает стихотворение? Пожалуй, никакой другой литературный жанр не обладает такой расплывчатостью дефиниции. Лирику постоянно ставили под вопрос. Сами поэты часто задумываются о смысле и назначении лирики и о том, почему они пишут стихи. Причины оказываются настолько же разными, насколько и сама поэзия. Одни пишут послание, для других «назначение стиха - читатель», третьи признаются, что пишут только для себя, четвертые же непоколебимо верят в воздействие лирики, считая, что она помогает уменьшать зло и увеличивать сумму добра (Из газет). В начале строфы поставлен вопрос: что такое лирика? Начиная с четвертого предложения автор объясняет, почему поэты пишут стихи.

Чтобы исправить такую или подобную ей строфу, автору необходимо определить для себя ту тему (микротему), которую он хочет развивать и довести свою мысль до логического завершения. В той части строфы, где он переходит к другой теме, рекомендуется оформить абзац (красную строку).

2. Пропуск логических связей между предложениями, входящими в строфу, приводит к отсутствию между ними причинной связи. Например: По Сакмаре, рассекая могучей грудью мутную воду, плыл старый лось. Выбравшись на степной безлюдный берег, он отряхнулся, вскинул гордую голову и чутко повел большими ушами. Не уловив подозрительных шорохов (а лоси, как известно, подслеповаты) , неторопливо зашагал к лесополосе (Из газет). Отсутствует связь между тем, что лось не уловил подозрительных шорохов (слух), и тем, что лоси подслеповаты (зрение). Требуется восстановление пропущенного логического звена: …а лоси, как известно, обладают чутким слухом, компенсирующим их природную подслеповатость.

3. Неверное абзацное членение текста значительно затрудняет восприятие прозаических строф. Композиционное членение помогает легче воспринимать содержание, правильно расставлять логические акценты, следить за развитием авторской мысли. Приведенный далее текст можно по-разному членить на абзацы в зависимости от выделения прозаических строф. Но без такого членения восприятие его значительно затрудняется. Для Высоцкого нет запретных тем, он безбоязненно, с вызывающей у многих зависть смелостью писал и пел обо всем, что его волновало. Но это свобода, которая обеспечена нравственно, точным отношением к предмету или явлению. Z Лирический герой Высоцкого нравственно значителен и привлекателен еще и потому, что на такого, как он, можно положиться - этот не подведет, с ним не пропадешь. Нравственность обеспечивается мужским характером - феномен, согласитесь, не самый распространенный в наше время. Z Высоцкий не просто фиксирует, передает, отражает драматизм жизни. Он драматичен и сам, по природе своей объективности, индивидуальности, таланта. Все, что он сделал, и все, что у него получилось, - это от непокоя, от не покидавшего его чувства тревоги. Z Драматическое, по словам Пушкина, связано со «страстями и излияниями души человеческой». В полном соответствии с этим точным наблюдением Высоцкий в пору, когда господствовали полушепот, с одной стороны, и эстрадная шумливость - с другой, стал говорить и петь «открытым голосом», страстно, надрывно, иногда переходя на крик. Так, как поют люди у себя дома, в свободной, раскованной, не стесненной строгими правилами обстановке (В. Толстых). Специальным значком Z обозначено абзацное членение текста.

Фигура (в переводе с латинского «очертание, вид, оборот речи») - синтаксическая конструкция, рассчитанная на оказание воздействия на слушателя и читателя. Если тропы являются формами мысли (см. гл. XXXV), то фигуры - это формы речи . Функция фигур - выделить, подчеркнуть, усилить ту или иную часть высказывания, фигуры «служат выражением эмоционального движения в говорящем и средством передачи тона и степени его настроения слушателю» (А. Горнфельд). В наибольшей степени фигуры активизируются в художественной речи, особенно поэтической, но многие их разновидности достаточно активны в различных жанрах публицистики.

В зависимости от синтаксической структуры и выполняемой функции все разнообразие фигур может быть сведено в несколько групп.

При редактировании текста, наряду с отдельными предложениями и словосочетаниями, особое значение имеют группы тесно связанных между собой самостоятельных предложений. Такая качественно новая единица – сочетание нескольких взаимосвязанных тематически (по смыслу) и синтаксически предложений, служащих для более полного по сравнению с отдельным предложением развития мысли, называется сложным синтаксическим целым (или прозаической строфой ). Это определение прозаической строфы дал Г.Я. Солганик в своей книге «Синтаксическая стилистика», по материалам которой написана настоящая глава. Переход от синтаксиса отдельного предложения к синтаксису целого текста имеет важное значение для обширной области стилистики, охватывающей литературное редактирование, основы мастерства журналиста и писателя, перевод, анализ текста, поэтику.

Если не выходить за рамки отдельного предложения, то анализ текста окажется обедненным, трудно будет уловить стилистическое своеобразие произведения. Именно понятие сложного синтаксического целого (прозаической строфы) позволяет восстановить недостающие звенья при переходе от синтаксиса предложения к синтаксису целого текста. С одной стороны, в прозаических строфах обнаруживаются чисто синтаксические черты (средства связи между предложениями), с другой, прозаические строфы имеют прямое отношение к композиции, стилевому и художественному своеобразию произведения.

Выделение единицы, называемой сложным синтаксическим целым (сверхфразовым единством), предполагает учет не только объема, но и структуры, содержания текста, поэтому сложное синтаксическое целое можно считать особым структурно-смысловым компонентом.

Основная структурно-семантическая единица членения текста не имеет в науке однозначного терминологического определения (сложное синтаксическое целое (ССЦ), сверхфразовое единство, межфразовое единство, компонент текста, коммуникативный блок, прозаическая строфа, синтаксический комплекс, микротекст). Чаще используется термин сложное синтаксическое целое.

ССЦ - это сложное структурное единство (смысловой, тематический блок), состоящее более чем из одного предложения, обладающее смысловой целостностью в контексте связной речи. В каждом сверхфразовом единстве заключена микротема.

В отличие от абзаца ССЦ не имеет определенной количественной характеристики, его границы не обозначены графически, что вызывает сложности в выделении этой единицы членения. Переход от одной мельчайшей темы (микротемы) к другой обнаруживает границу межфразовой связи.

Один из способов проверки объема ССЦ вытекает из положения о том, что части сверхфразового единства легко объединяются в сложное предложение, если на месте точек поставить другие знаки препинания (абзац такому эксперименту не поддается, если он, конечно, не совпадает с ССЦ).

В структуре ССЦ большую роль играет первая фраза - зачин. Именно она задает тематическую и структурную перспективу единства. Эта фраза самодостаточна в содержательном плане, она как бы вбирает в себя все остальные высказывания ССЦ. Нередко в ней есть ключевые слова, включающие все содержание последовательно перечисляемых компонентов сверхфразового единства.

Каждая фраза-зачин есть новая микротема. Если последовательно соединить все начальные фразы ССЦ (то есть все микротемы) одного текста, то получится сжатый рассказ без детализации и пояснений. Такой эксперимент демонстрирует роль фразы-зачина в процессе текстообразования. Связь предложений внутри сложного синтаксического целого осуществляется прежде всего интонационно.

Начало ССЦ предполагает большее повышение тона и некоторое изменение в тембре голоса. Понижение тона в конце сферхфразового единства более значительно, и пауза более длительна, чем в конце каждого предложения.

Важную роль в формировании единства играют грамматические средства (прежде всего характер союзной или бессоюзной связи, наличие обстоятельственных детерминантов, относящихся сразу к целому ряду предложений одного ССЦ, параллелизм в строении предложений, вводные слова, видовременное единство).

Границы ССЦ могут совпадать с абзацем (в этом случае говорят о тематическом, или классическом абзаце). При этом членение текста обычно основано на логико-смысловом принципе.

Головкина С.Х., Смольников С.Н.
Лингвистический анализ текста — Вологда, 2006 г.

Синтаксические ошибки заключаются в неверном построении словосочетаний, в нарушении структуры простых, осложненных и сложных предложений.

Ошибки в структуре словосочетаний:

1. Нарушение согласования с главным словом в роде, числе и падеже слова зависимого, выраженного прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением: «Нынешнее летом я был в степном Заволжье».

2. Нарушение управления. Ошибки в беспредложном управлении (неправильный выбор предлога): «Если в жаркий день дотронешься к березе, то почувствуешь прохладный ствол».

3. Неправильный выбор падежа при правильно выбранном предлоге: «Он был похож на смертельно усталым человеком».

4. Пропуск предлога: «Пообедав торопливо, сел за штурвал, поехал (?) поле».

5. Употребление лишнего предлога «Жажда к славе».

6. Пропуск зависимого компонента словосочетания: «Снова садится в жаркую кабину, снова крутить лоснящийся от ладоней штурвал, (?) ехать».

Ошибки в строении и значении предложения:

1. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: «Но не вечно ни юность, ни лето», «Солнце уже села, когда мы вернулись».

2. Отсутствие смысловой законченности предложения, нарушение его границ: «Однажды в годы войны. Попал в тополь снаряд».

3. Синтаксическая двузначность: «Их (девочек) мечта сбылась, они (рыбаки) вернулись».

4. Нарушение видовременной соотнесенности глаголов в составе предложения: «Гринев видит, как Пугачев садился в карету».

Ошибки в простом двусоставном предложении :

Подлежащее:

– Местоименное дублирование подлежащего: «Дети, сидящие на старой опрокинутой вверх килем лодке, они ждут своего отца».

– Нарушение согласования подлежащего и местоимения, заменяющего подлежащее в другом предложении: «Видимо, на море шторм, поэтому он полон опасностей».

Сказуемое:

– Ошибки в конструировании сказуемого: «Все были счастливые».

– Нарушение согласования сказуемого в роде и числе с подлежащим, выраженным собирательными существительным, количественно-именным словосочетанием, вопросительным и неопределенным местоимением: «Я с мамой остались дома», «В комнату проникли сноп лучей солнца».

– Местоименное дублирование дополнения: «Многие книги их можно читать несколько раз».

Определение:

– Неправильное использование несогласованного определения: «Справа висят светильник и мой портрет из садика».

– Нагромождение согласованных и не согласованных определений, относящихся к одному члену предложения: «Огромный, прекрасный мир жизни нашей страны и наших сверстников открывается в миллионах книг».

– Неверный выбор морфологической формы обстоятельства: «Я учу уроки на столе» (за столом).

Ошибки в односоставном предложении:

1. Использование двусоставных конструкций на месте односоставных.

2. Использование деепричастного оборота в безличном предложении: «Увидев собаку, мне стало жаль ее».

Предложения с однородными членами:

1. Использование разных частей речи в роли однородных членов предложения: «Комната мне нравится, потому что в ней светло, большая, чистая».

2. Включение в ряд однородных членов слов, обозначающих неоднородные понятия: «Когда весна и ясный день, солнце освещает всю мою комнату».

3. Неправильное использование сочинительных союзов для соединения однородных членов: «Мальчик был лобастый, но серьезный».

4. Неверное присоединение к одному главному члену логически неоднородных второстепенных членов: «В шкафу стоят книги, на полках лежат газеты и стеклянная посуда».

5. Ошибки в согласовании однородных подлежащих со сказуемым: «Тревога и тоска застыла в ее глазах».

6. Нарушения в области однородных сказуемых:

а) использование разных типов сказуемых в качестве однородных: «Море после шторма спокойное, ласковое и играет лучами солнца»;

б) нарушение единообразного оформления составных именных сказуемых: использование разных падежных форм именной части однородных составных именных сказуемых: «Их отец был опытным рыбаком и отважный мореход»; присоединение к однородным глагольным сказуемым дополнения, которое управляется лишь одним из сказуемых: «Все очень ждут и переживают за солдат»; употребление кратких и полных форм прилагательных и причастий в именной части: «Моя комната недавно отремонтирована: побелена и покрашенная».

7. Объединение членов и частей разных предложений на правах однородных: «Под березой растут грибы, ягоды, подснежники расцветают весной». «Дети ждали отца и когда покажется его лодка».

Предложения с вводными словами и вводными конструкциями:

1. Неправильный выбор вводного слова: «Девочки напряженно вглядывались в даль моря: наверное, на горизонте появится лодка».

2. Использование такого вводного слова, которое приводит к двусмысленности: «По словам рыбаков, ночью был шторм, а теперь штиль».

3. Употребление вводного предложения как самостоятельного: «Книга – источник знаний. Как утверждают многие».

Предложения с обособленными членами:

1. Нарушение порядка слов в предложениях с причастным оборотом.

– Отрыв причастного оборота от определяемого слова: «Но с деревом опять произошло несчастье: его ветви обрубили, расположенные низко».

– Включение определяемого слова в состав причастного оборота: «У девочек устремленный взгляд в море».

2. Нарушение правил построения причастного оборота.

– Построение причастного оборота по образцу придаточного предложения: «На картине изображена девочка, которая только вставшая».

– Употребление причастного оборота вместо деепричастного: «И каждый раз, возвращавшиеся обратно, мы садились под тополем и отдыхали».

3. Ошибки в предложениях с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастным оборотом: Отдыхая в кресле, передо мной висит картина «Март».

Способы передачи прямой речи. Прямая и косвенная речь:

3. Смешение прямой косвенной речи: Дедушка сказал, что в детстве у них был такой закон: в дни рождения дарили мы только то, что сделано было своими руками».

4. Ошибки при введении цитат: К. Паустовский говорил, что «Человек, любящий и умеющий читать, счастливый человек».

Сложные предложения:

1. Нарушение логико-грамматической связи между частями сложносочиненного предложения: «Мой отец долго не забывал эту историю, но он умер».

2. Использование местоимения во второй части сложносочиненного предложения, приводящее к двусмысленности: «Пусть надежды сбудутся, и они вернутся».

3. Ошибки в использовании сложносочиненных союзов:

а) соединительных – для связи частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений: «Вчера был шторм, и сегодня все кругом было спокойно».

б) противительных – для соединения частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений: «У нас во дворе растет береза, но на ней тоже набухают почки»;

в) двойных и повторяющихся: «Не то птица села на воду, или обломки разбитой лодки плывут по морю»;

г) неоправданный повтор союзов: «И вдруг девочки увидели маленькую черную точку, и у них появилась надежда»;

д) неудачный выбор союзов: «Митраше было десять лет с хвостиком, но сестра была старше».

Сложноподчиненные предложения:

1. Несоответствие вида придаточного предложения значению главного: «Но они все же дождутся своего отца, так как рыбаков обязательно должны ждать на берегу».

2. Использование сочинения и подчинения для связи частей в сложноподчиненном предложении: «Если человек не занимается спортом, и он быстро стареет».

3. Утяжеления конструкций за счет «нанизывания» придаточных предложений: «Парус появился в море как счастливая весть о том, что с рыбаками все в порядке и что девочки смогут скоро обнять своих родителей, которые задержались в море, потому что был сильный шторм».

4. Пропуск необходимого указательного слова: «Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи».

5. Неоправданное употребление указательного слова: «У меня есть такое предположение, что рыбаков задержал шторм».

6. Неправильное использование союзов и союзных слов при правильном их выборе:

а) употребление союзов и союзных слов в середине придаточного предложения: «В комнате на тумбочке стоит телевизор, после школы по которому я смотрю развлекательные передачи»;

б) нарушение согласования союзного слова в придаточном предложении с замещаемым или определительным словом в главном предложении: «На двух полочках – художественная литература, которыми я пользуюсь при подготовке к урокам».

7. Использование однотипных придаточных предложений при последовательном подчинении: «Прогуливаясь по берегу, я увидела двух девочек, которые сидели на перевернутой лодке, которая лежала у берега верх килем».

8. Использование придаточного предложения как самостоятельного: «Девочки беспокоятся за своих родных. Поэтому так печально глядят они в даль».

Бессоюзное сложное предложение:

1. Нарушение единства конструкций однородных частей в составе бессоюзного сложного предложения: «На картине изображено: раннее утро, только встает солнце».

2. Разложение частей бессоюзного сложного предложения на самостоятельные предложения: «Одеты девочки просто. На них летние ситцевые платья. На голове у старшей платок».

3. Одновременное использование бессоюзной и союзной связи: «Одежда на девочках простая: которая постарше с платком на голове, в синей юбке и серой кофте, младшая без платка, в фиолетовом платье и темно-синей кофточке».

Сложное предложение с различными видами связи:

1. Нарушение порядка следования частей предложения: «Волны еще пенятся, но у берега успокаиваются; чем ближе к горизонту, тем море темнее; и поэтому у девочек есть надежда, что отец вернется».

2. Использование местоимений, приводящих к двусмысленности: «Мы видим, что кровать у девочки не заправлена, и она подтверждает, что девочка только что встала».

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...