Информация о тексте для сжатого изложения

Сочинение — рассуждение ЕГЭ на тему Однажды меня послали из Бреста в Москву за медикаментами

Задание к сочинению ЕГЭ. Вариант 22:

Вопросы к сочинению 15.1, 15.2, 15.3: Как вы понимаете значение фразы: Однажды меня послали из Бреста в Москву за медикаментами? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему Однажды меня послали из Бреста в Москву за медикаментами

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента и ответы, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём Эссе или сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Образец и пример краткого сочинения № 1 на тему: Однажды меня послали из Бреста в Москву за медикаментами. Как написать мини сочинение с планом

Принято считать, что если человек образован, интеллигентен, обладает приятной наружностью, то он является благородным человеком с высокой моралью. К сожалению, это не всегда соответствует действительности. Человек, кичащийся учеными степенями, знатными предками, вхождением в высшие круги общества, на деле может оказаться обычным хвастуном, жизнь которого ограничивается собственными приземлёнными проблемами.

В данном тексте примером таких людей выступают профессор и его надменная супруга. Солдат, принёсший им бесценные для их племянницы вещи, оказывается в их глазах нежданным гостем, который оторвал их от трапезы. Профессор готов прогнать его, как бродягу: «Дай ему рубль и выпроводи его». Описание солдата хорошо иллюстрирует эту псевдоинтеллигентную семью: «За горничной, придерживающей дверь, стояла вся профессорская семья: надменная профессорша, студент с лошадиным лицом и старый профессор с измятой салфеткой, засунутой за манишку».

Автор доносит до читателя мысль, что не следует судить человека по его званиям, финансовому положению, профессии и т. д. Считая приличного на вид человека порядочным, можно натолкнуться на высокомерие и чванство. А простой с виду человек может поразить глубокими мыслями и грамотностью. Человек с высшим образованием может оказаться грубияном и тираном. Богатый тотчас оказывается скупцом, а тот, кто очень красив внешне, уродлив душой.

Я разделяю позицию автора, ведь подобные случаи не редки и в художественных произведениях, и в действительности. В качестве примера можно взять семью Туркиных из рассказа А. П. Чехова «Ионыч». Они известны как самая талантливая семья в городе. Вначале, действительно, можно подумать, что они выгодно отличаются от остальных, но со временем читатель убеждается, что они обыкновенные обыватели без высоких целей, а их таланты никчемны.

Я предпочитаю судить людей не по внешней обертке, а по их духовным ценностям и целям в жизни, ведь эта обертка часто оказывается просто дешевым фантиком.

Образец и пример краткого сочинения № 2 на тему: Однажды меня послали из Бреста в Москву за медикаментами. Как написать мини сочинение с планом

Мир наполнен большим количеством непохожих людей. Все мы играем различные социальные роли, при этом принадлежим к разным социальным группам и занимаем разнообразные посты. Все это так или иначе сказывается на поведении человека, однако это не всегда имеет свою логику. О проблеме истинной и ложной порядочности рассуждает в своем тексте К.Г. Паустовский.

Проблема раскрывается через образ порядочных и воспитанных, на первый взгляд, «жрецов науки», уважаемых профессоров. Герой текста был послан из Бреста в Москву за медикаментами, и при этом в его задачи входила доставка золотых часов в дом дяди-профессора. Леля, его племянница, в письме попросила при надобности приютить солдата, однако уважаемый профессор со своей женой оказался более чем неприличным, наглым и хамоватым обывателем со стереотипным мышлением. Доставив часы по месту назначения, наш герой столкнулся с недоверием и даже презрением со стороны научных светил. Они не только нехотя отнеслись к просьбе приютить у себя молодого солдата, но и искренне удивились тому, что часы вообще прибыли до места назначения. В их понимании было очень глупым поступком доверять украшение «какому-то солдату», при том, что тот совершенно не зарекомендовал себя с плохой стороны. В памяти героя эти люди остались теми, кто принадлежит «к тому племени людей, что безмерно кичатся своей ученостью, а в жизни остаются обывателями и пошляками».

К.Г. Паустовский считает, что уважаемые в обществе люди, прослывшие интеллигентами, в быту не всегда ведут себя благородно и порядочно. Даже зарекомендовавшие себя с хорошей стороны личности, при этом обладающие высоким социальным статусом, не должны и даже не имеют права вести себя высокомерно и по-хамски. Невозможно не согласиться с точкой зрения автора. Я тоже считаю, что положение в обществе обязывает не то чтобы соответствовать определенному статусу, но вести себя, как порядочный гражданин. Люди, добившиеся каких-либо высот, или же те, кто изначально имел какой-то высокий статус, почему-то при этом умудряются вести себя хуже любого маргинала.

Порядочность не является зависимой и изменяемой величиной, однако она должна быть гарантом серьезной, воспитанной личности. К сожалению, на деле получается наоборот: бедные люди являются честными, а обеспеченные и обладающие статусом граждане ведут себя так, словно только вчера сбежали из мест не столь отдаленных. Например, Грушницкий, герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», изначально юнкер, а позже офицер, в течение всего романа раскрывается с совершенно невыгодной ему стороны. Увлекшись княжной Мери, он изо всех сил старается играть статус, держать определенный образ, и какое-то время у него это получается.

Однако, даже будучи офицером, этот герой, потерпев поражение в любви, начинает «играть грязную игру»: разводить сплетни про княжну, а позже и вовсе устраивает подставную дуэль, событие, казалось бы, изначально благородное и честное. «Порядочность» Грушницкого играла ему на руку лишь тогда, когда все шло по его плану. Но гнилая сущность этого офицера раскрылась достаточно быстро, показав насколько ложной была его порядочность. Дворянин Швабрин, герой поэмы А.С. Пушкина «Капитанская дочка», подобно Грушницкому, в течение всего произведения раскрывал свою бесчестную сущность. Его ложная порядочность ярче всего проявилась в тот момент, когда нужно было выбирать между смертью и службой Пугачеву.

И если истинный дворянин, Петр Гринев, не смог предать самого себя и подчиниться мятежнику, то Швабрин очень легко переходит на сторону врага, при этом продолжая, уже в новом амплуа, свои глупые и низкие поступки. В заключение хотелось бы еще раз отметить, что порядочность не зависит от социального статуса. Самый великий ученый и профессор может являться нахалом и лжецом, при этом уступая в порядочности любому бродяге.

Исходный текст в полной версии для сочинения ЕГЭ

(1)Однажды меня послали из Бреста в Москву за медикаментами. (2)Врачи, сёстры и санитары надавали мне множество поручений и писем. (3)В то время все старались переправлять письма с оказией, чтобы избежать военной цензуры. (4)Лёля дала мне свои золотые часики и просила передать их в Москве своему дяде, профессору. (5)Золотые эти наручные часики смущали Лёлю. (6)Они были, конечно, совсем ни к чему в санитарном поезде. (7)Лёля дала мне, кроме того, письмо к дядюшке.

(8)В нём она писала обо мне много хорошего и просила профессора приютить меня, если понадобится. (9)Я разыскал в Москве квартиру уважаемого профессора и позвонил. (10)Мне долго не открывали. (11)Потом из-за двери недовольный женский голос расспросил меня, кто я и по какому делу. (12)Дверь открыла пожилая горничная с косоглазым лицом.

(13)3а ней стояла высокая, величественная, как памятник, старая дама в белоснежной крахмальной кофточке с чёрным галстуком-бабочкой - жена профессора. (14)Седые её волосы были подняты надменным валиком и блестели так же, как и стёкла её пенсне. (15)Она стояла, загораживая дверь в столовую. (16)Там семья профессора пила, позванивая ложечками, утренний кофе. (17)Я передал профессорше коробочку с часами и письмо. -

(18)Подождите здесь, - сказала она и вышла в столовую, выразительно взглянув на горничную. (19)Та тотчас начала вытирать в передней пыль с полированного столика, давно уже к тому времени вытертого и нестерпимо блестевшего. - (20)Кто там звонил? - спросил из столовой скрипучий старческий голос. - (21)Чего нужно? -

(22)Представь, - ответила профессорша, шурша бумагой (очевидно, она вскрывала пакет), - Лёля и на войне осталась такой же сумасбродкой, какой и была. (23)Прислала золотые часы. (24)С каким-то солдатом. (25)Какая всё-таки неосторожность. (26)Вся в мать! - (27)Угу! - промычал профессор. (28)Очевидно, рот у него был набит едой. - (29)Ничего не стоило прикарманить. - (ЗО)Вообще я Лёлю не понимаю, - снова сказала профессорша. - (31)Вот пишет, просит его приютить. (32)К чему это? (ЗЗ)Где приютить? (34)На кухне у нас спит Паша. - (35)Только этого не хватало, - промычал профессор. - (Зб)Дай ему рубль и выпроводи его.

(37)Пора Лёле знать, что я терпеть не могу посторонних людей. - (38)Неловко всё-таки рубль, - сказала с сомнением профессорша. - (39)Как ты думаешь, Пётр Петрович? - (40)Ну, тогда вышли ему два рубля. (41)Я распахнул дверь на лестницу, вышел и захлопнул дверь так сильно, что в профессорской квартире что-то упало и разбилось с протяжным звоном. (42)На площадке я остановился. (43)Тотчас дверь приоткрылась через цепочку. (44)3а горничной, придерживавшей дверь, стояла вся профессорская семья: надменная профессорша, студент с лошадиным лицом и старый профессор с измятой салфеткой, засунутой за манишку.

(45)На салфетке были пятна от яичного желтка. - (46)Ты чего безобразничаешь? - прокричала в щёлку горничная. - (47)А ещё солдат с фронта! (48)3ащитник Отечества! - (49)Передай своим господам, - сказал я, - что они скоты. (50)Тут в передней началась невнятная толкотня. (51)Студент подскочил к двери и схватился за цепочку, но профессорша его оттащила. - (52)Геня, оставь! - крикнула она. - (53)Он тебя убьёт. (54)Они привыкли всех убивать на фронте. (55)Тогда вперёд протолкался старый профессор. (56)Чисто вымытая его бородка тряслась от негодования. (57)Он крикнул в щёлку, приложив руки трубочкой ко рту: - Хулиган!

(58)Я в полицию тебя отправлю! - (59)Эх вы! - сказал я. - (бО)Научное светило! (61) Профессорша оттащила почтенного старичка и захлопнула дверь. (62) С тех пор у меня на всю жизнь осталось недоверие к так называемым «жрецам науки», к псевдоучёным, к тому племени людей, что безмерно кичатся своей учёностью, а в жизни остаются обывателями и пошляками. (63)Есть много видов пошлости, не замечаемых нами. (64)Даже такой безошибочный «уловитель» пошлости, как Чехов, не мог описать всех её проявлений. (По К. Г. Паустовскому*)

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем - текст сжатого изложения.

С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения - не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

«Каждый раз весна приходит не такой, как в прошлом году, и никогда одна весна не бывает точно такой, как другая», - писал М. Пришвин. И действительно, из года в год с непонятным волнением ждём мы пробуждения природы.

В лесу ещё лежит снег, но приметы весны всё заметнее. Из ослепительно белого снег превращается в грязно-серый, падавшие в течение зимы кусочки коры, мелкие веточки, остатки от раздолбленных дятлом шишек уже не маскируются новыми снегопадами.

Вот уже пронизанный солнечным светом весенний лес становится бледно-золотистым: ещё до появления листьев зацветает ольха. Из-за обилия крупных серёжек - мужских цветков - крона ольхи приобретает рыжеватый оттенок. Женские цветки размещаются на концах тонких веточек, и они значительно мельче. Плотные кожистые мужские серёжки образовались ещё прошлым летом и не были заметны среди листвы. Они перенесли суровые морозы, но, согретые лучами весеннего солнца, быстро увеличились в объёме и начали «пылить». Облачка пыльцы поднимаются от цветущих ветвей даже в безветренные дни, когда в серёжке лопаются пыльники. Зёрнышки пыльцы, переносимые ветром, попадают на липкие рыльца женских цветков. Хотя ольха - растение ветроопыляемое, она привлекает пчёл, собирающих пыльцу. Но сухая пыльца не держится на их тельце, и в опылении насекомые не участвуют.

Почти в то же время, что и ольха, зацветают кусты лещины - орешника. В течение всей зимы мужские серёжки с вполне сформировавшимися цветками висят на ветках и переносят самые сильные морозы. Женские цветки скрыты в почках и становятся заметнее только весной, когда из чешуек появляются пурпурные кисточки рылец. В тёплую погоду серёжки растрескиваются, и стерженьки, на которых сидят цветки, растут прямо на глазах. Лещина, как и ольха, опыляется ветром. (259 слов)

(По материалам журнала «Наука и жизнь»)

- - - Информация о тексте для сжатого изложения - - -

1 - Каждый год с волнением мы ждём прихода весны

2 - В лесу постепенно тает снег

3 - Ещё до появления листьев зацветает ольха

4 - В то же время, что и ольха, зацветают кусты лещины

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1-А7; В1-В9. К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

(1) Владимир Александрович Гиляровский - человек неукротимой энергии и неудержимой доброты.

(2) Это был весёлый труженик. (3) Всю жизнь он работал (он переменил много профессий - от волжского бурлака до актёра и писателя), но в любую работу он всегда вносил настоящую русскую сноровку, живость ума и даже некоторую удаль.

(4) Гиляровский был воплощением того, что мы называем «широкой натурой». (5) Это выражалось у него не только в необыкновенной щедрости, доброте, которые, несомненно, у него были, но и в том, что от жизни Гиляровский тоже требовал многого. (6) Если красоты земли, то уж такие, чтобы захватывало дух, если работа, то такая, чтобы гудели руки, если бить - так уж бить сплеча.

(7) И внешность у Гиляровского (я впервые увидел его уже стариком) была заметная и занятная - сивоусый, с немного насмешливым взглядом, в смушковой серой шапке и жупане, и он сразу же поражал собеседника блеском своего разговора, силой темперамента и ясно ощутимой значительностью своего внутреннего облика.

(8) Гиляровский происходил из исконной русской семьи, отличавшейся строгими правилами и установленным из поколения в поколение неторопливым бытом. (9) Естественно, что в такой семье рождались люди цельные, крепкие, физически сильные. (10) Гиляровский легко ломал пальцами серебряные рубли и разгибал подковы. (11) Однажды он приехал погостить к отцу и, желая показать свою силу, завязал узлом кочергу. (12) Глубокий старик отец не на шутку рассердился на сына за то, что тот портит домашние вещи, и тут же в сердцах развязал и выпрямил кочергу.

(13) У Гиляровского в жизни было много случаев, сделавших его в нашем представлении человеком просто легендарным.

(14) Естественно, что человек такого размаха и своеобразия, как Гиляровский, не мог оказаться вне передовых людей и писателей своего времени. (15) С Гиляровским дружили не только Чехов, но и Куприн, Бунин и многие писатели, актёры и художники.

(16) Но, пожалуй, Гиляровский мог гордиться больше, чем дружбой со знаменитостями, тем, что был широко известным и любимым среди московской бедноты. (17) Он был знатоком московского «дна», знаменитой Хитровки - приюта нищих, босяков, отщепенцев - множества талантливых и простых людей, не нашедших себе ни места, ни занятия в тогдашней жизни. (18) Хитровцы, или хитрованцы, любили его как своего защитника, как человека, который один понимал всю глубину хитрованского героя, несчастий и опущенности.

(19) Сколько нужно было бесстрашия, доброжелательства к людям и простосердечия, чтобы заслужить любовь и доверие сирых и озлобленных людей.

(20) Один только Гиляровский мог безнаказанно приходить в любое время дня и ночи в самые опасные хитровские трущобы. (21) Его никто не посмел бы тронуть пальцем. (22) Лучшей охранной грамотой было его великодушие: оно смиряло даже самые жестокие сердца.

(23) Никто из писателей не знал так всесторонне Москву, как Гиляровский. (24) О Москве Гиляровский мог с полным правом сказать: «Моя Москва».

(25) Невозможно представить себе Москву конца девятнадцатого и начала двадцатого века без Гиляровского, как невозможно её представить без Художественного театра, Шаляпина и Третьяковской галереи.

(По К. Паустовскому)

А1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему «Гиляровский был воплощением того, что мы называем «широкой натурой»

  1. Гиляровский был большим и видным человеком, крепким физически.
  2. Его все любили.
  3. Он всё делал с особым размахом.
  4. Он готов был бескорыстно всего себя отдать людям.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «герой» (предложение 18).

  1. человек, выдающийся храбростью, доблестью, совершивший подвиг
  2. действующее лицо произведения
  3. лицо, являющееся предметом восхищения
  4. лицо, воплощающее в себе характерные признаки среды

А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является антитеза .

  1. Один только Гиляровский мог безнаказанно приходить в любое время дня и ночи в самые опасные хитровские трущобы.
  2. Если красоты земли, то уж такие, чтобы захватывало дух, если работа, то такая, чтобы гудели руки, если бить - так уж бить сплеча.
  3. Но, пожалуй, Гиляровский мог гордиться больше, чем дружбой со знаменитостями, тем, что был широко известным и любимым среди московской бедноты.
  4. Сколько нужно было бесстрашия, доброжелательства к людям и простосердечия, чтобы заслужить любовь и доверие сирых и озлобленных людей.

А4 Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове В СЕРДЦАХ (предложение 12) согласный звук [д] является непроизносимым.
  2. В слове СДЕЛАВШИХ (предложение 13) первый звук - [з’].
  3. В слове ОКАЗАТЬСЯ (предложение 14) мягкость согласного [т’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
  4. В слове НАСТОЯЩУЮ (предложение 3) звуков больше, чем букв.

А5 Укажите слово с проверяемой парной согласной в корне.

  1. сноровку
  2. авторитетом
  3. сплеча
  4. собеседника

А6 В каком слове раздельное правописание частицы НЕ определяется тем, что у слова есть зависимое слово?

  1. не нашедших (предложение 17)
  2. не посмел (предложение 21)
  3. не только (предложение 5)
  4. не на шутку (предложение 12)

А7 В каком слове правописание -НН- или -Н- определяется тем, что слово образовано от глагола совершенного вида?

  1. несомненно
  2. охранной
  3. озлобленных
  4. безнаказанно

Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрами.

В1 Замените слово СИРЫХ из предложения 19 общеупотребительным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Замените словосочетание БЕЗНАКАЗАННО ПРИХОДИТЬ (предложение 20), построенное на основе связи примыкание , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

В3 Выпишите грамматическую основу предложения 13.

В4 Среди предложений 8-15 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом . Напишите номер этого предложения.

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове .

Это выражалось у него не только в необыкновенной щедрости,(1) доброте,(2) которые,(3) несомненно,(4) у него были,(5) но и в том,(6) что от жизни Гиляровский тоже требовал многого.

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 22.

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.

И внешность у Гиляровского (я впервые увидел его уже стариком) была заметная и занятная - сивоусый(1), с немного насмешливым взглядом,(2) в смушковой серой шапке и жупане,(3) и он сразу же поражал собеседника блеском своего разговора,(4) силой темперамента и ясно ощутимой значительностью своего внутреннего облика.

В8 Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

В9 Среди предложений 19-24 найдите сложное бессоюзное предложения. Напишите номер этого предложения.

- - - Ответы - - -

А1-3; А2-4; А3-3; А4-3; А5-1; А6-1; А7-3.

Б1-беспомощных, бедных; Б2-приходить без наказания; Б3-много случаев было; Б4-11; Б5-3,4; Б6-2; Б7-3; Б8-5; Б9-22.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

С2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Льва Владимировича Щербы: «Абзац углубляет предшествующую точку и открывает совершенно новый ход мысли».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л.В. Щербы.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Смысл фразы

Абзац - это часть текста между двумя отступами, или красными строками. Абзац служит для выделения композиционно значимых частей текста. Когда читатель видит, что фрагмент текста начинается с красной строки, он понимает, что автор переходит к новой микротеме.

Примеры

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)«Посеешь поступок - пожнёшь привычку; посеешь привычку - пожнёшь характер; посеешь характер - пожнёшь судьбу». (2) Так говорили древние, и в этой фразе заложен глубокий смысл. (3) ______ состояние организма, здоровье человека, его работоспособность, а в конечном счёте и судьба зависят от множества мелочей, которые окружают нас дома и на работе, в семье и в производственном коллективе.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Человек, формируя определённые привычки, создаёт свой характер и сам строит свою судьбу.

2. Древние говорили, что в основе характера лежит привычка, а характер лежит в основе судьбы.

3. Судьба человека зависит от его привычек и характера, и сам человек определяет, какой она будет.

4. Во фразах древних всегда заложен глубокий смысл, и эта пословица не исключение.

5. Состояние организма, здоровье человека, его работоспособность зависят от мелочей.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. В самом деле,

2. Наверное,

3. К счастью,

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СУДЬБА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СУДЬБА, -ы, мн. судьбы, судеб и (устар.) судеб, судьбам, ж..

1. Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий. С. столкнула старых друзей. Избранник судьбы (счастливец; книжн.). Удары, превратности судьбы.

2. Доля, участь. Счастливая с. Узнать о судьбе родных.

3. История существования кого-чего-н. У этой рукописи интересная с.

4. Будущее, то, что случится, произойдёт (книжн.). Судьбы человечества.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

бухгАлтеров

прозорлИва

закупОрить

слИвовый

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Ивы, лопухи и БОЛОТНАЯ трава разрастались на глинистой почве, в зарослях бегали зайцы.

2. Особняком в архитектуре называется КОМФОРТАБЕЛЬНЫЙ дом городского типа, предназначенный для проживания в нём одной семьи.

3. План ПРЕТЕРПЕЛ существенные изменения.

4. СРАВНИТЕЛЬНАЯ грамматика позволяет обнаружить общие черты грамматического строя родственных языков.

5. Бойцам было приказано ОДЕТЬ погоны.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

много ПОЛОТЕНЕЦ

ПОНИКШИЙ цветок

ЛУЧШИЙ праздник

СЕМЕРЫМИ участниками

ПОКЛАДИ на стол

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 1) Важным ключом к раскрытию смысла романа является и авторская ирония, раскрывающую не только характеры основных персонажей, но и идейную нагрузку романа.
Б) ошибка в построении сложного предложения 2) Обращаясь к теме «маленького человека» невозможно не отметить, что, насколько яркой была повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», открывшая мир «маленьких людей».
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) В фабулу романа включены факты, не только не соответствующие действительности, а также воспринимаемые как просто нелепые.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4) М. Горький в пьесе «На дне» показывал людей, сломленных жизнью, и раскрывает их внутренний мир преимущественно из разговоров.
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 5) В романе «Мастере и Маргарите» изображён человек, не отдавший свой талант в услужение Системе.
6) Те, кто уверен во власти человека, не может поручиться за завтрашний день.
7) Стараясь убедить читателей, автору не всегда это удаётся.
8) По приезде в Петербург она поняла, что устроить свидание с сыном будет трудно.
9) Преподаватели научат ребят разбираться и привьют им любовь к поэзии, живописи, музыке.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ун...жается

пер...одический

сопост...влять

х...отический

предв...рительный

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву,

пр...следование, пр...станционный

и...полнение, бе...грамотный

з...певала, пр...дедушка

и...гнание, ра.,.чертить

н...рекание, пр...ступок

10

фасол..вый

преодол..вая

дешёв..нький

отзывч..вость

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

реша...мая

наблюда...м

задерж...шься

взвешива...мый

вывез...нный

12

Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Сколько бы ты н(1) смотрел на море, оно н(2)когда н(3) надоест: оно всегда разное, новое, н(4)виданное.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. Договорившись (НА)СЧЁТ лодки, туристы двинулись (В)НИЗ по реке.

2. Как выяснилось (В)ПОСЛЕДСТВИИ, вода просачивалась в подвал (В)ТЕЧЕНИЕ месяца.

3. (В)ЗАКЛЮЧЕНИЕ похода нас ожидал сюрприз: я имею (В)ВИДУ озеро с кристально чистой водой.

4. (НЕ)СМОТРЯ на небольшой дождь мы всё-таки отправились за город (НА)ВСТРЕЧУ с друзьями.

5. ТАК(КАК) маршрут оказался сложным, нам ТО(ЖЕ) пришлось запастись картой и компасом.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Было пасмурно и ветре(1)о; вспене(2)ые волны накатывались на песча(3)ую отмель, лизали почерневшие водоросли, вытаще(4)ые на берег рыбацким неводом.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Михайловский парк немного угрюм высок молчалив и незаметно переходит в столетние и пустынные леса.

2. Ночами и рано поутру в затверделых выбоинах полевых дорог белеет и искрится ломкий ледок.

3. Небо всё светлеет всё щедрее разбрасывает свою живую и мерцающую позолоту.

4. Никнут прячутся по степным низинам лиловые и сизо-голубые тени.

5. Я смотрю на камень и забываю про удочки и про рыбу и про всё на свете.

16

Две-три минуты он не шевелился (1) пережидая беззвучные аплодисменты зала (2) затем качнулся (3) уронив руки (4) сделал шаг-другой к балкону и медленно отворил дверь (5) впуская внутрь тугое дыхание ночного залива.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Казалось (1) деревья почтительно расступились перед старшим собратом.

В свете фонаря его лицо (2) казалось (3) огромной картофелиной.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Хочу отметить (1) что миг преодоления земного притяжения (2) когда человек поднимается на бруствер (3) над которым свистят пули (4) и уже не думает больше ни о чём (5) этот миг преодоления самого себя - великий миг.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Но я хочу вас предупредить (1) что (2) если вы меня обманете (3) вам будет стыдно (4) ведь это будет довольно низкий поступок.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Тут, в кают-компании, вас будет сопровождать моя голограмма, в других же местах, если вам что-то понадобится или вы захотите со мной поговорить, просто воспользуйтесь коммуникатором.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Нас увозили из Ленинграда через Ладожское озеро, когда машины уже не ехали по льду, а плыли по воде. (2)Приближалась весна, и лёд на озере быстро таял.

(З)Машины плывут по воде - дороги не видно, а что-то вроде реки, по которой не то едут, не то плывут машины. (4)Я сижу, прижавшись к маме, на каких-то мягких узлах. (5)Мы едем в машине с открытым кузовом у заднего борта. (6)Холодно, сыро, ветрено. (7)Нет сил даже плакать, наверное, всем страшно. (8)Лёд уже тонкий и в любую минуту может провалиться под тяжёлой машиной. (9)А в небе в любую минуту могут появиться немецкие самолёты и начать бомбить дорогу и лёд. (10)Страх сковывает и без того беспомощное тело. (11)Помню, что от этого жуткого страха хотелось вскочить и убежать всё равно куда, только бы не сидеть в этой безвыходной обречённости.

(12)Люди в машине ведут себя по-разному, и это бросается в глаза.

(13)3а свою короткую детскую жизнь я видела и перечувствовала тогда уже так много, что перестала быть ребёнком и стала малолетнею старухой... (14)Иногда мысли проваливаются словно в пропасть. (15)Я то ли засыпаю, то ли теряю сознание. (16)Потом сознание возвращается, и снова мысли идут по кругу: «Хлеба! Хлеба! Хлеба!» (17)Так невыносимо хочется есть.

(18)Сколько мы так страшно ехали, не знаю - казалось, бесконечно. (19)Когда меня сняли с машины и попытались поставить на ноги, это не получилось. (20)Ноги, видимо, затекли, коленки подкашивались, и я валилась на снег. (21)На руках меня отнесли в какое-то помещение. (22)Там было тепло. (23)Но хотелось только одного - есть, есть и есть, потому что сытость не наступала. (24)И сытость не наступит ещё очень и очень долго. (25)Всё же чувство забытого тепла навалилось на меня, и я спала, спала, спала... (26)Конечно, теперь, когда мне уже 16 лет и я пишу эти строки, я могу всё это осознать и найти нужные слова, чтобы выразить то своё состояние. (27)А тогда... (28)Моя детская Память хранит на своих полках очень многое, что невозможно забыть, невозможно не помнить. (29)Но не всё это будет востребовано жизнью, и потускнеют воспоминания и восприятия прошлого.

(З0)Но всё будет лежать до востребования и когда-нибудь пригодится. (31)Главное, какие ценности востребуются в моей взрослой жизни. (32)И пока помню, пока болею блокадой и военной памятью, сделаю эти наброски о страшном периоде моей маленькой жизни и жизни большой Страны, наброски о гибельной голодной жизни в моём Ленинграде, о страшной дороге по Ладожскому озеру, о том, что было после того, как нас посадили в поезд и мы с мамой поехали сначала в Горький, а потом навстречу Сталинградской битве... (ЗЗ)Наброски о том, как калечили людей нравственно и психически голод и война...

(34)Зачем я всё это пишу через пять лет после Победы? (35)Пишу для себя, для Памяти, пока ещё помню мелочи и детали событий.

(36)Пишу, чтобы выплеснуть на бумагу мою непроходящую боль от того, что нас, несмышлёнышей, бросили под откосом, раненых и больных, взрослые люди, когда нас отправляли обратно в Ленинград после кошмара Демянска и Лычкова, что в одиночестве пришлось осиливать мучительный голод зимы 1941 - 1942 гг., потому что мама была на казарменном положении, что в моей маленькой жизни был Сталинград и госпиталь с огромными человеческими страданиями.

(37)У меня много причин, и может быть, когда я поделюсь своей болью с бумагой, мне станет легче. (38)А ещё и потому, что, когда у нас собираются сослуживцы отца и вспоминают войну, мне так хочется выкрикнуть: (39)«А знаете ли вы, что выпало на долю ваших семей, ваших детей в Ленинграде? (40)В Сталинграде? (41)В других местах, где шла война, где были бои?» (42)Но с нашей Памятью не считаются. (43)Вот и пусть эта моя горькая Память тихонечко лежит среди моих книг и тетрадей. (44)Пусть лежит, и может быть, кто-нибудь когда-нибудь найдёт в выброшенном хламе эту тетрадь и узнает, как мы жили и выжили в войну, и пусть это будет неравнодушный человек. (45)Мои беды и страдания - это мои, до которых никому нет дела. (46)У кого-то, может, было куда хуже. (47)Да и наверняка хуже, иначе люди бы не умирали. (48)Но и мне с лихвой хватило этого и хватит на всю оставшуюся жизнь. (49)Забудутся какие-то мелочи, но тот страх голода, бомбёжек, обстрелов, страдания раненых в госпитале, смерть Даниловны и её помощь и тёти Ксении не забудутся никогда.

Человек любит место своего рождения и воспитания. Сия привязанность есть общая для всех людей и народов, есть дело природы и должна быть названа физической.

Сочинение

С самого детства человеку прививают уважение, любовь к вечным человеческим ценностям, однако не все можно привить лишь воспитательным путем и пропагандой, существует и что-то более глубокое. В данном тексте Н.М. Карамзин предлагает читателю задуматься над вопросом: «Какова природа любви к Отчизне?»

Анализируя проблему, автор подводит нас к тому, что привязанность к своей Родине является общей для всех народов – «Лапландец, рожденный почти в гробе природы» в любом случае будет любить «холодный мрак земли своей». И даже выбирая между своей Отчизной и «счастливой Италией», лапландец выберет милый сердцу север. Эту привязанность можно назвать физической, тогда как существует отличное, другое влечение – влечение души к нашим родным и близким, трепет сердца от воспоминаний о тех «с кем мы росли и живем», духовная близость к согражданам – другими словами, моральная близость. Писатель делает акцент на том, что общими связями отечества можно объединить двух совершенно незнакомых людей - это простой «закон природы», совмещенный с сущностью человеческой души.

Автор считает, что любовь к Отчизне имеет моральную и физическую основу. Любому из нас лучше и счастливее живется на родной земле, это своеобразный «закон природы», спроецированный на человека. Вдобавок к этому, зависимость от знакомых лиц и знакомой речи, единообразие души и менталитета у сограждан, склонность сердца к воспоминаниям о тех, «с кем мы росли и живем», образуют моральную привязанность.

Я полностью согласна с мнением Н.М. Карамзина и тоже считаю, что любовь к отчизне формируется постепенно и на уровне привычки, делающей человека счастливым. Любому из нас мил знакомый пейзаж, каким бы специфическим он ни был, и, наверное, каждый из нас тянется к своим родным и близким душой, пусть даже это и простой прохожий, но житель твоего города, твоей страны.

Во всем творчестве С. Есенина можно заметить искреннюю, теплую любовь к своей Отчизне. Буквально в каждом стихотворении поэт, обращаясь к детству, к ярким моментам своей жизни, выражает глубочайшую любовь к Родине: к приятному душе пейзажу и к таким особенным, незабываемым русским людям. Так, стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» является признанием в любви к родным землям и к людям своей Родины. На протяжении всех строк С. Есенин восхищается величественностью Отечественного пейзажа, а затем, описав хаты, поля, луга и церкви, выражает любовь к девичьему смеху, показывая тем самым свою к нему привязанность. В конце стихотворения поэт резюмирует: что бы ему ни предложили, он выберет свою родину.

М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Родина» также описывает свою «странную» - т.е. беспрекословную любовь к Отчизне. Поэт выражает привязанность к пейзажу своей страны - несмотря ни что его волнуют «…Её степей холодное молчанье, Её лесов безбрежных колыханье…», и в дополнение к этому он пишет о том, что до полночи готов смотреть «….На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужичков». А это значит, что и пейзаж, и люди Руси близки душе М.Ю. Лермонтова и образуют его любовь к Отчизне.

Таким образом, можно сделать вывод, что любовь к Родине является потребностью человека, его привычкой, связанной как с нашей постоянной привязанностью к земле и пейзажу, так и с нашей духовной близостью с соотечественниками.

ВАРИАНТ 22 ЕГЭ-2015

Часть 1

Ответами к заданиям 1- 24 являются число, слово, словосочетание или последовательность слов, чисел . Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите

в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, Каждую букву и цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3.

(1)Янтарь возник из смолы хвойных деревьев, живших 35-40 миллионов лет назад. (2) деревья при глубоком повреждении коры обильно выделяют смолистый сок, в состав которого входят скипидар, вода и смоляные кислоты. (3)В тёплом субтропическом климате того времени вода и легколетучий скипидар испарялись, а смола затвердевала на деревьях в виде наростов.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Хвойные деревья, жившие 35-40 миллионов лет назад, при глубоком повреждении коры обильно выделяли смолистый сок.

2. В состав смолистого сока хвойных деревьев входят вода, скипидар и смоляные кислоты.

3. Янтарь – затвердевшая смола – возник в результате испарения воды и скипидара из смолистого сока живших 35-40 миллионов лет назад хвойных деревьев.

4. Янтарь – это сок хвойных деревьев, который обильно выделялся при повреждении коры.

5. Янтарь, возникший в результате испарения воды и скипидара из смолистого сока древних хвойных деревьев, и есть затвердевшая смола.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Однако Вопреки этому Дело в том, что Несмотря на это, Хотя

Ответ:_______________________________________

3 . Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СОСТАВ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СОСТАВ , а, м.

1. чего. Совокупность людей, предметов, образующих какое-н. целое. Входить в с. президиума. Личный с. С. исполнителей. Офицерский с. армии.

2. Продукт смеси, соединения чего-н. Лекарственный с. Химический с.

3. Сцепленные друг с другом железнодорожные вагоны, поезд. Тяжеловесный с. Подать с. на станцию. С. пойдёт в депо. * В составе кого-чего, предлог с род. п.

Ответ: _______________________________________

4. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это сло-во.

лгалА клалА отозвалАсь поднЯвшись надОлго

Ответ:_______________________________________

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Невозможно было ОЖИДАТЬ более тёплого приёма, чем тот, который был организован для гостей фестиваля.

Предлагаемый студентам дополнительный курс лекций позволит им ВОСПОЛНИТЬ пробелы в знаниях.

Территорию, находящуюся под местом кладки карниза, в целях безопасности необходимо ОГОРОДИТЬ.

После обсуждения радостной новости вся компания пребывала в ИГРИСТОМ настроении, поэтому подготовку к экзамену было единодушно решено перенести на следующий день.

ПАМЯТНЫЕ монеты представляют увлекательную и очень интересную страницу истории нумизматики.

Ответ:_______________________________________

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

молодые БУХГАЛТЕРЫ ИХНЕЙ работой

ПОЕЗЖАЙ В ТЕЧЕНИЕ тридцати пяти минут

дамских ТУФЕЛЬ

Ответ:_______________________________________

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Составляя предложение, мне было сделано замечание.

Б) Одним из самостоятельных видов искусства, существующий с конца XV века, является графика.

В) Все, кто любит русскую культуру, знает имена великих поэтов и писателей: Пушкина, Тургенева, Достоевского, Толстого.

Г) О своём отношении к классической музыке В.П. Астафьев написал в очерке «Постскриптуме».

Д) Благодаря дружбы с семьёй Аксакова по приезде из Петербурга Гоголь поселился в доме писателя.

Ответ:

А

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

возр. .ст к..нституционный расст..лать обл..гать преподн..сить

Ответ:_______________________________________

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

нен..глядный, с..звучие пр..морье, пр..обрёл

в..будоражить, не..жатый небез..нтересный, сверх..зысканный

пр..вокзальный, пр..острый

Ответ:_______________________________________

10. Е .

налаж..вать откле..ваться настойч..вый сбивч..вый стержн..вой

Ответ:_______________________________________

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И .

бор..шься дремл..шь постел..шь смотр.. шь бре..шься

Ответ:_______________________________________

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)СМОТРЯ на сложность изучаемой темы, мы постараемся разобраться в ней как можно лучше.

Сегодня его слова звучали (НЕ)ТЕПЛО и ласково, как прежде, а холодно и как-то отчуждённо.

Глаза его горели ничем (НЕ)УКРОТИМОЙ страстью.

Был тихий, вовсе (НЕ)ЖАРКИЙ июньский день.

Посещение Петром стоматолога (НЕ)БЫЛО отложено.

Ответ:_______________________________________

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1) Точно ТАК(ЖЕ) как детство человека кажется ему прекрасным, воспоминания о суровой заре человечества ТО(ЖЕ) окрашены для нас в романтическую дымку.

2) (НА)КОНЕЦ мне удалось поймать (ТОТ)ЧАС, когда косые лучи солнца начинают пронизывать лес, словно золотые спицы.

3) Рыжики можно собирать как осенью, так и (В)ТЕЧЕНИЕ всего лета: всё зависит (ОТ)ТОГО, какое лето.

4) Он владел языком ТАК(ЖЕ) легко, как люди владеют своим голосом, (ПО)ТОМУ что учился языку у простых людей.

5) (ЗА)ЧАСТУЮ люди не осознают, (НА)СКОЛЬКО важно следить за своим здоровьем.

Ответ:_______________________________________

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Мы видим, что в костя(1)ых коньках, найде(2)ых археологами на севере Европы, продела(3)ы отверстия для кожа(4)ых тесёмок.

Ответ:_______________________________________

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) В поведении скворца много суетливого и забавного деловитого и хитрого.

2) В гостиной графа зеркала и картины и вазы были настоящими произведениями искусства.

3) Для многих книги Достоевского или Толстого интереснее любого детективного романа.

4) Хорошо тёплой осенью потеряться в густых чащах осин и берёз и дышать прелым запахом травы.

5) Как театр так и кинематограф являются видами массового искусства.

Ответ:_______________________________________

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Воробей (1) неожиданно взлетев (2) исчез в светлой зелени сада (3) прозрачно сквозившей (4) на фоне предвечернего неба.

Ответ:_______________________________________

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Удивительно приятным занятием (1) помнится (2) было для меня лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Тогда небо (3) казалось (4) бездонным морем, расстилавшимся перед глазами.

Ответ:_______________________________________

18. Расставьте знаки препинания

Каменные дорожки (1) извилистые линии (2) которых (3) символизируют поток энергии (4) приобретают особое значение в японском саду.

Ответ:_______________________________________

19. Расставьте знаки препинания : укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Туман таял (1) и (2) когда лодка пошла к берегу (3) видно было (4) как пятнышки кувшинок и лилий покачиваются на волнах.

Ответ:_______________________________________

Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25.

(1)Человек любит место своего рождения и воспитания. (2)Сия привязанность есть общая для всех людей и народов, есть дело природы и должна быть названа физической. (3)Родина мила сердцу не местными красотами, не ясным небом, не приятным климатом, а пленительными воспоминаниями, окружающими, так сказать, утро и колыбель человека. (4)В свете нет ничего милее жизни; она есть первое счастье, а начало всякого благополучия имеет для нашего воображения какую-то особенную прелесть. (5)Так друзья освящают в памяти первый день дружбы своей. (6)Лапландец, рождённый почти в гробе природы, на краю мира, несмотря ни на что, любит хладный мрак земли своей. (7)Переселите его в счастливую Италию: он взором и сердцем будет обращаться к северу, подобно магниту; яркое сияние солнца не произведёт таких сладких чувств в его душе, как день сумрачный, как свист бури, как падение снега: они напоминают ему Отечество!

(8)Недаром житель Швейцарии, удалённый от снежных гор своих, сохнет и впадает в меланхолию, а возвращаясь в дикий Унтервальден, в суровый Гларис, оживает. (9)Всякое растение имеет более силы в своём климате: закон природы и для человека не изменяется.

(10)Не говорю, чтобы естественные красоты и выгоды Отчизны не имели никакого влияния на общую любовь к ней: некоторые земли, обогащённые природою, могут быть тем милее своим жителям; говорю только, что сии красоты и выгоды не бывают главным основанием физической привязанности людей к Отечеству, ибо она не была бы тогда общею.

(11)С кем мы росли и живём, к тем и привыкаем. (12)Их душа сообразуется с нашею, делается некоторым её зеркалом, служит предметом или средством наших нравственных удовольствий и обращается в предмет склонности для сердца. (13)Эта любовь к согражданам, или к людям, с которыми мы росли, воспитывались и живём, есть вторая, или моральная, любовь к Отечеству, столь же общая, как и первая, местная или физическая, но действующая в некоторых летах сильнее, ибо время утверждает привычку.

(14)Надобно видеть двух единоземцев, которые в чужой земле находят друг друга: с каким удовольствием они обнимаются и спешат изливать душу в искренних разговорах! (15)Они видятся в первый раз, но уже знакомы и дружны, утверждая личную связь свою какими-нибудь общими связями Отечества! (16)Им кажется, что они, говоря даже иностранным языком, лучше разумеют друг друга, нежели прочих, ибо в характере единоземцев есть всегда некоторое сходство. (17) Жители одного государства образуют всегда, так сказать, электрическую цепь, передающую им одно впечатление посредством самых отдалённых колец или звеньев.

(По Н.М. Карамзину*)

* Николай Михайлович Карамзин (1766-1826 гг.) – русский историк-историограф, писатель, поэт; создатель «Истории государства Российского» – одного из первых обобщающих трудов по истории России.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Существует два вида любви к Отечеству – физическая и моральная.

2) С годами моральная любовь к Отечеству становится сильнее.

3) В основе физической любви к родине лежат законы природы.

4) Главным основанием привязанности к Отечеству становится красота природы.

5) Все великие люди с гордостью рассказывали о своей «малой родине».

Ответ:_______________________________________

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 6-7 подтверждают высказанные в предложениях 1, 3 суждения.

2) Предложение 10 включает повествование.

3) В предложениях 8-9 представлено рассуждение.

4) Предложения 14-16 иллюстрируют суждения, высказанные в предложениях 11-13.

5) В предложениях 11-12 представлено повествование.

Ответ:_______________________________________

22. Из предложения 6 выпишите фразеологизм.

Ответ:_______________________________________

23. Среди предложений 8-13 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_______________________________________

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термин из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24. «Торжественность речи и особая мелодика являются определяющими в тексте Н.М. Карамзина. Кроме этого, автор использует синтаксические средства выразительности: (А) _____ (предложения 3, 7), (Б) _____ («подобно магниту» в предложении 7) и лексические средства выразительности, например, (В) _____ («сохнет оживает» в предложении 8). Поэтичность речи придаёт троп (Г) _____ («хладный мрак», «сладких чувств», «дикий Унтервальден», «суровый Гларис»)».

Список терминов:

1) анафора

2) сравнительный оборот

3) эпитет

4) олицетворение

5) ряды однородных членов

6) диалектизм

7) риторический вопрос

8) парцелляция

9) контекстные антонимы

Ответ:

А

Часть 2

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...