Известные уроженцы мстиславля могилевской губ. Мстиславль: город древней истории. "Париж" - земское собрание и госитиница

Подробности Категория: Идеи для путешествий Автор: Катерина Гусева

От Минска до Мстиславля 300 километров. Этот город расположен почти на границе с Россией. На машине ехать около четырех часов. Ну, ладно, три с половиной.

Так что, поразмыслив, мы решили остаться на два дня. Тем более, что здесь есть много всего интересного. Итак, Мстиславль: достопримечательности и развлечения. День первый. Сегодня будем лазать по горам.

Вообще, Мстиславль стоит на шести горах. Мы посмотрим две – Замковую (где, собственно, и был когда-то Мстиславльский замок) и Троицкую (известную печальными событиями Второй Мировой). Еще в программе дня – Кагальный колодец, пара интересных музеев на Замковой горе. И бонусом – немного о том, где можно переночевать.

Поехали!

Замковая гора в Мстиславле и ее музеи

Если верить летописям, то Мстиславль был основан в 1135 году. Но, на самом деле, люди начали жить здесь куда раньше.

На Девичьей горе обнаружено городище I века нашей эры. Это еще балтское, основанное до прихода славян.

Балты строили интересные укрепления. Они находили высокий холм, а потом искусственно срезали склоны, чтобы добавить им крутизны. Дальше – рвы и частоколы. И попробуй возьми такую крепость.

Про Девичью гору, кстати, есть легенда – мол, насыпали ее за одну ночь девушки, чтобы поселение не взяли враги.

И, похоже, у легенды имеется некоторая историческая подоплека – допустим, не насыпали, а срезали (ну, то есть, провели работы по укреплению). И не одни лишь девушки, возможно, а все жители городища… Интересно, одним словом…

Вот и Замковая гора. У подножия – много памятников.

Замковая гора в Мстиславле

Замковая гора в Мстиславле

Этот, например, поставлен князю Лугвену.

Мстиславль. Памятник основателю города

Еще один памятник – неизвестному рыцарю, погибшему в 1502 году. Рассказывают, его нашли черные археологи. Сначала они хотели снять доспехи, но не сумели. Так что рыцарь был предан сотрудникам Академии наук и позже захоронен здесь.

Мстиславль. Памятник неизвестному рыцарю

Вот и замковые ворота. Если вы путешествуете, например, с детьми, то можно заказать анимацию. Звонить нужно заранее в местный центр детского творчества (да-да, именно там занимаются вопросами туризма!), здесь же, кстати, можно заказать и услуги экскурсовода.

Замковая гора в Мстиславле. Анимация - гостей встречает князь

Анимация - это встреча гостей самим князем Лугвеном. И горячие угощения (прямо из печи на улице) плюс танцы от веселых селян.

Мстиславль. Замковая гора. Анимация

Что мы видим на Замковой горе? Есть площадка, обнесенная частоколом, три башни (въездная и две по бокам). Есть ристалище, где проходят турниры во время исторических фестивалей. И отдельно – башня-донжон, а рядом с ней – добротная деревянная постройка. Там разместились музеи.

Замковая гора в Мстиславле. На фоне реконструированной башни виден кармелитский костел Вознесения Девы Марии (справа) и церковь Силуана Афонского

Мстиславль. Замковая гора

Строго говоря, все это не совсем реконструкция. Постройки появились здесь как раз накануне средневекового феста в 2016 году.

Но выглядят гармонично.

Башня-донжон. Считается, что исторически такая же здесь стояла, но была намного выше. Внутри закрывались защитники и жители города и вели оборону, если врагам удавалось проникнуть за крепостные стены.

Башня-донжон в Мстиславле

В этом донжоне (в современном) разместилась экспозиция ремесел и быта.

Сундуки с домотканой одеждой, прялки, деревянные утюги, гребни, жернова.

Мстиславль. Экспозиция ремесел и быта

Есть много бочек. Консервировать-то раньше не умели. Вот и хранили все в бочках – сало, яблоки, капусту, огурцы.

Да, кстати, в этом регионе Беларуси (на Мстиславщине) издавна занимались шаповальством (валянием из шерсти). В музее есть валенки-варежки. Но что немаловажно, их можно купить на рынке в Мстиславле (находится на улице Кирова). Рынок работает по воскресеньям. И вот там продаются валенки, шапки, рукавицы. Все из шерсти. Все ручной работы. По смешным (по меркам Минска) ценам.

Еще один крутой музей на Замковой горе – законсервированный археологический раскоп. Это кусочек настоящего города XII века, накрытый сверху крышей. Такого рода музеи есть еще в Бресте и в Турове .

Замковая гора в Мстилавле. Музей-раскоп

Мтиславль. Остатки древнего города XII века

В Мстиславльском музее-раскопе можно увидеть не только остатки древних построек, которые выглядывают из глубокой – метра три! – ямы, но еще и различные вещи, найденные во время раскопок. Например, стеклянные браслеты, которые в раннем средневековье ценились на вес золота – их могли позволить себе только очень богатые люди. Есть еще чудесные балтские подвески, крестики, оружие, монеты.

Мстиславль. Музей-раскоп. Шумящая подвеска XI - XII века

Совет: обязательно прогуляйтесь в окрестностях Замковой горы ночью – звезды здесь невероятные. Только будьте осторожны – высота валов тоже невероятная, можно упасть и серьезно травмироваться.

Валы и частокол на Замковой горе

Вид с Замковой горы на костел кармелитов. Мстиславль

Замковая гора. Мстиславль

Кагальный колодец и Троицкая гора

Кагальный колодец находится у подножия Замковой горы. Это официально охраняемый гидрологический памятник природы местного значения. Другое название – Здоровец.

Анализ воды в Кагальном колодце

Почему Кагальный? Это еврейское слово. Означает «общественный». Раньше источник принадлежал местным евреям, которые брали из него воду и развозили (за деньги, разумеется) по городу.

Вообще же евреи появились в Мстиславле в XVI веке. Перед Второй Мировой войной их было очень много, а сейчас практически не осталось. 15 октября 1941 года, в Кагальном рву – между Замковой и Троицкой горами, – была устроена массовая казнь. Говорят, в те дни вода в колодце была красная.

Мстиславль. Ручей Здоровец. По дороге вдоль него, евреев вели на расстрел

Если пройти вдоль ручья Здоровец и подняться на Троицкую гору, то можно найти несколько памятников.

Памятник расстрелянным мирным жителям на Троицкой горе

Один из памятников здесь появился совсем недавно. Его поставил Борис Михлин – единственный еврей (тогда еще ребенок), спасшийся во время расстрелов. Недавно этому человеку исполнилось 89 лет.

Памятник расстрелянным евреям на Троицкой горе в Мстиславле

Троицкая гора – одно из трех мест массовых расстрелов в Мстиславле.

Мстиславль. Вид с Троицкой горы на Замковую гору

Вот, кстати, интересное явление – вдоль Замковой горы стоят домики, где живут люди. Ведут хозяйство, растят и собирают урожай. Один такой домик обнаружился даже на самой Замковой горе: вот ристалище для конных турниров, а вот – огород.

Мстиславль. Дома на Замковой горе

Но вернемся ненадолго к Кагальному колодцу. Сейчас он накрыт крышей и… освящен в честь Тупичевской иконы Божьей Матери. Несколько неожиданно – евреи и вдруг православная икона Божьей Матери…

Но факт остается фактом.

Ручей Здоровец, берущий начало от Кагального колодца

Из колодца можно набрать воды.

Сам он полностью закрыт от глаз людских в специальном здании.

Кагальный колодец в Мстиславле

А рядом есть еще купальня. Окунаться можно круглый год.

Купальня при Кагальном колодце в Мстиславле

Где переночевать в Мстиславле

Мстиславль – город маленький. Население здесь всего около 10 000 человек.

Не удивительно, что в плане ночлега выбор невелик.

Гостиница «Мстиславль» . Из плюсов – дешево, находится в самом центре, откуда до главных достопримечательностей рукой подать.

Гостиница "Мстиславль"

Председатель райисполкома Первое упоминание Город с Население Часовой пояс Телефонный код Почтовый индекс

История

Древняя история

Самое древнее поселение на территории города ― городище (Девичья гора) днепро-двинской культуры (до I века до н. э.). Но город непосредственно возник на Замковой горе: в 1959 году здесь найден культурный слой с деревянными постройками и предметами XII века . Древний город состоял из княжеского замка с валом и рвом и близлежащего посада. В 1980 году в Мстиславле был найден фрагмент берестяной грамоты начала XIII века. В 2014 году в слое первой половины XII века на территории замчища была найдена ещё одна берестяная грамота и заготовка грамоты, содержащая две буквы и княжеский знак трезубец .

После войны в Кагальном рву был установлен небольшой обелиск с надписью о «зверском расстреле еврейского населения города Мстиславля». Спустя небольшое время он был снесён и только в 2005 году был установлен новый мемориальный знак (на этот раз слово евреи на нём отсутствовало) . В 2011 году, на 70-ю годовщину трагедии памятник был обновлён и на нём была добавлена надпись: «На этом месте фашистские палачи 15 октября 1941 г. зверски убили 1300 евреев, а позднее в 1941-1943 гг. - 168 белорусов и 35 цыган, в основном женщин, детей и стариков.»

Генеральный план

В мстиславском костёле кармелитов сохранились фрески (середина XVIII в.) в стиле барокко , из которых выделяются «Взятие Мстиславля московскими войсками в 1654» и «Избиение ксёндзов».

Неподалёку от Мстиславля находился Тупичевский Святодуховский монастырь , где в году построена церковь Сошествия св. Духа с росписями по деревянной брусчатной стене.

О городе Владимиром Короткевичем написана художественно-документальная книга «Мстиславль».

Экономика

По отраслям

Достопримечательности

На территории города расположены два археологических памятника - Девичья гора (городище I в. до н. э.) и Замковая гора (средневековый город).

В городе установлены два памятника Петру Мстиславцу , а также памятник первому уездному комиссару и председателю исполкома Мстиславского совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов А. Л. Юрченко.

Архитектура

Здания Кармелитского (1637, перестроен 1746-50) и Иезуитского костёлов (1730-38, перестроен в 1836) представляют архитектурный интерес.

Известные уроженцы и жители Мстиславского района

Отрывок, характеризующий Мстиславль

– Bon, je vous laisse dans votre petit coin. Je vois, que vous y etes tres bien, [Хорошо, я вас оставлю в вашем уголке. Я вижу, вам там хорошо,] – сказал голос Анны Павловны.
И Пьер, со страхом вспоминая, не сделал ли он чего нибудь предосудительного, краснея, оглянулся вокруг себя. Ему казалось, что все знают, так же как и он, про то, что с ним случилось.
Через несколько времени, когда он подошел к большому кружку, Анна Павловна сказала ему:
– On dit que vous embellissez votre maison de Petersbourg. [Говорят, вы отделываете свой петербургский дом.]
(Это была правда: архитектор сказал, что это нужно ему, и Пьер, сам не зная, зачем, отделывал свой огромный дом в Петербурге.)
– C"est bien, mais ne demenagez pas de chez le prince Ваsile. Il est bon d"avoir un ami comme le prince, – сказала она, улыбаясь князю Василию. – J"en sais quelque chose. N"est ce pas? [Это хорошо, но не переезжайте от князя Василия. Хорошо иметь такого друга. Я кое что об этом знаю. Не правда ли?] А вы еще так молоды. Вам нужны советы. Вы не сердитесь на меня, что я пользуюсь правами старух. – Она замолчала, как молчат всегда женщины, чего то ожидая после того, как скажут про свои года. – Если вы женитесь, то другое дело. – И она соединила их в один взгляд. Пьер не смотрел на Элен, и она на него. Но она была всё так же страшно близка ему. Он промычал что то и покраснел.
Вернувшись домой, Пьер долго не мог заснуть, думая о том, что с ним случилось. Что же случилось с ним? Ничего. Он только понял, что женщина, которую он знал ребенком, про которую он рассеянно говорил: «да, хороша», когда ему говорили, что Элен красавица, он понял, что эта женщина может принадлежать ему.
«Но она глупа, я сам говорил, что она глупа, – думал он. – Что то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне, что то запрещенное. Мне говорили, что ее брат Анатоль был влюблен в нее, и она влюблена в него, что была целая история, и что от этого услали Анатоля. Брат ее – Ипполит… Отец ее – князь Василий… Это нехорошо», думал он; и в то же время как он рассуждал так (еще рассуждения эти оставались неоконченными), он заставал себя улыбающимся и сознавал, что другой ряд рассуждений всплывал из за первых, что он в одно и то же время думал о ее ничтожестве и мечтал о том, как она будет его женой, как она может полюбить его, как она может быть совсем другою, и как всё то, что он об ней думал и слышал, может быть неправдою. И он опять видел ее не какою то дочерью князя Василья, а видел всё ее тело, только прикрытое серым платьем. «Но нет, отчего же прежде не приходила мне в голову эта мысль?» И опять он говорил себе, что это невозможно; что что то гадкое, противоестественное, как ему казалось, нечестное было бы в этом браке. Он вспоминал ее прежние слова, взгляды, и слова и взгляды тех, кто их видал вместе. Он вспомнил слова и взгляды Анны Павловны, когда она говорила ему о доме, вспомнил тысячи таких намеков со стороны князя Василья и других, и на него нашел ужас, не связал ли он уж себя чем нибудь в исполнении такого дела, которое, очевидно, нехорошо и которое он не должен делать. Но в то же время, как он сам себе выражал это решение, с другой стороны души всплывал ее образ со всею своею женственной красотою.

В ноябре месяце 1805 года князь Василий должен был ехать на ревизию в четыре губернии. Он устроил для себя это назначение с тем, чтобы побывать заодно в своих расстроенных имениях, и захватив с собой (в месте расположения его полка) сына Анатоля, с ним вместе заехать к князю Николаю Андреевичу Болконскому с тем, чтоб женить сына на дочери этого богатого старика. Но прежде отъезда и этих новых дел, князю Василью нужно было решить дела с Пьером, который, правда, последнее время проводил целые дни дома, т. е. у князя Василья, у которого он жил, был смешон, взволнован и глуп (как должен быть влюбленный) в присутствии Элен, но всё еще не делал предложения.
«Tout ca est bel et bon, mais il faut que ca finisse», [Всё это хорошо, но надо это кончить,] – сказал себе раз утром князь Василий со вздохом грусти, сознавая, что Пьер, стольким обязанный ему (ну, да Христос с ним!), не совсем хорошо поступает в этом деле. «Молодость… легкомыслие… ну, да Бог с ним, – подумал князь Василий, с удовольствием чувствуя свою доброту: – mais il faut, que ca finisse. После завтра Лёлины именины, я позову кое кого, и ежели он не поймет, что он должен сделать, то уже это будет мое дело. Да, мое дело. Я – отец!»
Пьер полтора месяца после вечера Анны Павловны и последовавшей за ним бессонной, взволнованной ночи, в которую он решил, что женитьба на Элен была бы несчастие, и что ему нужно избегать ее и уехать, Пьер после этого решения не переезжал от князя Василья и с ужасом чувствовал, что каждый день он больше и больше в глазах людей связывается с нею, что он не может никак возвратиться к своему прежнему взгляду на нее, что он не может и оторваться от нее, что это будет ужасно, но что он должен будет связать с нею свою судьбу. Может быть, он и мог бы воздержаться, но не проходило дня, чтобы у князя Василья (у которого редко бывал прием) не было бы вечера, на котором должен был быть Пьер, ежели он не хотел расстроить общее удовольствие и обмануть ожидания всех. Князь Василий в те редкие минуты, когда бывал дома, проходя мимо Пьера, дергал его за руку вниз, рассеянно подставлял ему для поцелуя выбритую, морщинистую щеку и говорил или «до завтра», или «к обеду, а то я тебя не увижу», или «я для тебя остаюсь» и т. п. Но несмотря на то, что, когда князь Василий оставался для Пьера (как он это говорил), он не говорил с ним двух слов, Пьер не чувствовал себя в силах обмануть его ожидания. Он каждый день говорил себе всё одно и одно: «Надо же, наконец, понять ее и дать себе отчет: кто она? Ошибался ли я прежде или теперь ошибаюсь? Нет, она не глупа; нет, она прекрасная девушка! – говорил он сам себе иногда. – Никогда ни в чем она не ошибается, никогда она ничего не сказала глупого. Она мало говорит, но то, что она скажет, всегда просто и ясно. Так она не глупа. Никогда она не смущалась и не смущается. Так она не дурная женщина!» Часто ему случалось с нею начинать рассуждать, думать вслух, и всякий раз она отвечала ему на это либо коротким, но кстати сказанным замечанием, показывавшим, что ее это не интересует, либо молчаливой улыбкой и взглядом, которые ощутительнее всего показывали Пьеру ее превосходство. Она была права, признавая все рассуждения вздором в сравнении с этой улыбкой.
Она обращалась к нему всегда с радостной, доверчивой, к нему одному относившейся улыбкой, в которой было что то значительней того, что было в общей улыбке, украшавшей всегда ее лицо. Пьер знал, что все ждут только того, чтобы он, наконец, сказал одно слово, переступил через известную черту, и он знал, что он рано или поздно переступит через нее; но какой то непонятный ужас охватывал его при одной мысли об этом страшном шаге. Тысячу раз в продолжение этого полутора месяца, во время которого он чувствовал себя всё дальше и дальше втягиваемым в ту страшившую его пропасть, Пьер говорил себе: «Да что ж это? Нужна решимость! Разве нет у меня ее?»
Он хотел решиться, но с ужасом чувствовал, что не было у него в этом случае той решимости, которую он знал в себе и которая действительно была в нем. Пьер принадлежал к числу тех людей, которые сильны только тогда, когда они чувствуют себя вполне чистыми. А с того дня, как им владело то чувство желания, которое он испытал над табакеркой у Анны Павловны, несознанное чувство виноватости этого стремления парализировало его решимость.
В день именин Элен у князя Василья ужинало маленькое общество людей самых близких, как говорила княгиня, родные и друзья. Всем этим родным и друзьям дано было чувствовать, что в этот день должна решиться участь именинницы.
Гости сидели за ужином. Княгиня Курагина, массивная, когда то красивая, представительная женщина сидела на хозяйском месте. По обеим сторонам ее сидели почетнейшие гости – старый генерал, его жена, Анна Павловна Шерер; в конце стола сидели менее пожилые и почетные гости, и там же сидели домашние, Пьер и Элен, – рядом. Князь Василий не ужинал: он похаживал вокруг стола, в веселом расположении духа, подсаживаясь то к тому, то к другому из гостей. Каждому он говорил небрежное и приятное слово, исключая Пьера и Элен, которых присутствия он не замечал, казалось. Князь Василий оживлял всех. Ярко горели восковые свечи, блестели серебро и хрусталь посуды, наряды дам и золото и серебро эполет; вокруг стола сновали слуги в красных кафтанах; слышались звуки ножей, стаканов, тарелок и звуки оживленного говора нескольких разговоров вокруг этого стола. Слышно было, как старый камергер в одном конце уверял старушку баронессу в своей пламенной любви к ней и ее смех; с другой – рассказ о неуспехе какой то Марьи Викторовны. У середины стола князь Василий сосредоточил вокруг себя слушателей. Он рассказывал дамам, с шутливой улыбкой на губах, последнее – в среду – заседание государственного совета, на котором был получен и читался Сергеем Кузьмичем Вязмитиновым, новым петербургским военным генерал губернатором, знаменитый тогда рескрипт государя Александра Павловича из армии, в котором государь, обращаясь к Сергею Кузьмичу, говорил, что со всех сторон получает он заявления о преданности народа, и что заявление Петербурга особенно приятно ему, что он гордится честью быть главою такой нации и постарается быть ее достойным. Рескрипт этот начинался словами: Сергей Кузьмич! Со всех сторон доходят до меня слухи и т. д.
– Так таки и не пошло дальше, чем «Сергей Кузьмич»? – спрашивала одна дама.
– Да, да, ни на волос, – отвечал смеясь князь Василий. – Сергей Кузьмич… со всех сторон. Со всех сторон, Сергей Кузьмич… Бедный Вязмитинов никак не мог пойти далее. Несколько раз он принимался снова за письмо, но только что скажет Сергей … всхлипывания… Ку…зьми…ч – слезы… и со всех сторон заглушаются рыданиями, и дальше он не мог. И опять платок, и опять «Сергей Кузьмич, со всех сторон», и слезы… так что уже попросили прочесть другого.
– Кузьмич… со всех сторон… и слезы… – повторил кто то смеясь.
– Не будьте злы, – погрозив пальцем, с другого конца стола, проговорила Анна Павловна, – c"est un si brave et excellent homme notre bon Viasmitinoff… [Это такой прекрасный человек, наш добрый Вязмитинов…]
Все очень смеялись. На верхнем почетном конце стола все были, казалось, веселы и под влиянием самых различных оживленных настроений; только Пьер и Элен молча сидели рядом почти на нижнем конце стола; на лицах обоих сдерживалась сияющая улыбка, не зависящая от Сергея Кузьмича, – улыбка стыдливости перед своими чувствами. Что бы ни говорили и как бы ни смеялись и шутили другие, как бы аппетитно ни кушали и рейнвейн, и соте, и мороженое, как бы ни избегали взглядом эту чету, как бы ни казались равнодушны, невнимательны к ней, чувствовалось почему то, по изредка бросаемым на них взглядам, что и анекдот о Сергее Кузьмиче, и смех, и кушанье – всё было притворно, а все силы внимания всего этого общества были обращены только на эту пару – Пьера и Элен. Князь Василий представлял всхлипыванья Сергея Кузьмича и в это время обегал взглядом дочь; и в то время как он смеялся, выражение его лица говорило: «Так, так, всё хорошо идет; нынче всё решится». Анна Павловна грозила ему за notre bon Viasmitinoff, а в глазах ее, которые мельком блеснули в этот момент на Пьера, князь Василий читал поздравление с будущим зятем и счастием дочери. Старая княгиня, предлагая с грустным вздохом вина своей соседке и сердито взглянув на дочь, этим вздохом как будто говорила: «да, теперь нам с вами ничего больше не осталось, как пить сладкое вино, моя милая; теперь время этой молодежи быть так дерзко вызывающе счастливой». «И что за глупость всё то, что я рассказываю, как будто это меня интересует, – думал дипломат, взглядывая на счастливые лица любовников – вот это счастие!»
Среди тех ничтожно мелких, искусственных интересов, которые связывали это общество, попало простое чувство стремления красивых и здоровых молодых мужчины и женщины друг к другу. И это человеческое чувство подавило всё и парило над всем их искусственным лепетом. Шутки были невеселы, новости неинтересны, оживление – очевидно поддельно. Не только они, но лакеи, служившие за столом, казалось, чувствовали то же и забывали порядки службы, заглядываясь на красавицу Элен с ее сияющим лицом и на красное, толстое, счастливое и беспокойное лицо Пьера. Казалось, и огни свечей сосредоточены были только на этих двух счастливых лицах.
Пьер чувствовал, что он был центром всего, и это положение и радовало и стесняло его. Он находился в состоянии человека, углубленного в какое нибудь занятие. Он ничего ясно не видел, не понимал и не слыхал. Только изредка, неожиданно, мелькали в его душе отрывочные мысли и впечатления из действительности.
«Так уж всё кончено! – думал он. – И как это всё сделалось? Так быстро! Теперь я знаю, что не для нее одной, не для себя одного, но и для всех это должно неизбежно свершиться. Они все так ждут этого, так уверены, что это будет, что я не могу, не могу обмануть их. Но как это будет? Не знаю; а будет, непременно будет!» думал Пьер, взглядывая на эти плечи, блестевшие подле самых глаз его.
То вдруг ему становилось стыдно чего то. Ему неловко было, что он один занимает внимание всех, что он счастливец в глазах других, что он с своим некрасивым лицом какой то Парис, обладающий Еленой. «Но, верно, это всегда так бывает и так надо, – утешал он себя. – И, впрочем, что же я сделал для этого? Когда это началось? Из Москвы я поехал вместе с князем Васильем. Тут еще ничего не было. Потом, отчего же мне было у него не остановиться? Потом я играл с ней в карты и поднял ее ридикюль, ездил с ней кататься. Когда же это началось, когда это всё сделалось? И вот он сидит подле нее женихом; слышит, видит, чувствует ее близость, ее дыхание, ее движения, ее красоту. То вдруг ему кажется, что это не она, а он сам так необыкновенно красив, что оттого то и смотрят так на него, и он, счастливый общим удивлением, выпрямляет грудь, поднимает голову и радуется своему счастью. Вдруг какой то голос, чей то знакомый голос, слышится и говорит ему что то другой раз. Но Пьер так занят, что не понимает того, что говорят ему. – Я спрашиваю у тебя, когда ты получил письмо от Болконского, – повторяет третий раз князь Василий. – Как ты рассеян, мой милый.
Князь Василий улыбается, и Пьер видит, что все, все улыбаются на него и на Элен. «Ну, что ж, коли вы все знаете», говорил сам себе Пьер. «Ну, что ж? это правда», и он сам улыбался своей кроткой, детской улыбкой, и Элен улыбается.
– Когда же ты получил? Из Ольмюца? – повторяет князь Василий, которому будто нужно это знать для решения спора.
«И можно ли говорить и думать о таких пустяках?» думает Пьер.
– Да, из Ольмюца, – отвечает он со вздохом.
От ужина Пьер повел свою даму за другими в гостиную. Гости стали разъезжаться и некоторые уезжали, не простившись с Элен. Как будто не желая отрывать ее от ее серьезного занятия, некоторые подходили на минуту и скорее отходили, запрещая ей провожать себя. Дипломат грустно молчал, выходя из гостиной. Ему представлялась вся тщета его дипломатической карьеры в сравнении с счастьем Пьера. Старый генерал сердито проворчал на свою жену, когда она спросила его о состоянии его ноги. «Эка, старая дура, – подумал он. – Вот Елена Васильевна так та и в 50 лет красавица будет».
– Кажется, что я могу вас поздравить, – прошептала Анна Павловна княгине и крепко поцеловала ее. – Ежели бы не мигрень, я бы осталась.
Княгиня ничего не отвечала; ее мучила зависть к счастью своей дочери.
Пьер во время проводов гостей долго оставался один с Элен в маленькой гостиной, где они сели. Он часто и прежде, в последние полтора месяца, оставался один с Элен, но никогда не говорил ей о любви. Теперь он чувствовал, что это было необходимо, но он никак не мог решиться на этот последний шаг. Ему было стыдно; ему казалось, что тут, подле Элен, он занимает чье то чужое место. Не для тебя это счастье, – говорил ему какой то внутренний голос. – Это счастье для тех, у кого нет того, что есть у тебя. Но надо было сказать что нибудь, и он заговорил. Он спросил у нее, довольна ли она нынешним вечером? Она, как и всегда, с простотой своей отвечала, что нынешние именины были для нее одними из самых приятных.
Кое кто из ближайших родных еще оставались. Они сидели в большой гостиной. Князь Василий ленивыми шагами подошел к Пьеру. Пьер встал и сказал, что уже поздно. Князь Василий строго вопросительно посмотрел на него, как будто то, что он сказал, было так странно, что нельзя было и расслышать. Но вслед за тем выражение строгости изменилось, и князь Василий дернул Пьера вниз за руку, посадил его и ласково улыбнулся.
– Ну, что, Леля? – обратился он тотчас же к дочери с тем небрежным тоном привычной нежности, который усвоивается родителями, с детства ласкающими своих детей, но который князем Василием был только угадан посредством подражания другим родителям.
И он опять обратился к Пьеру.
– Сергей Кузьмич, со всех сторон, – проговорил он, расстегивая верхнюю пуговицу жилета.
Пьер улыбнулся, но по его улыбке видно было, что он понимал, что не анекдот Сергея Кузьмича интересовал в это время князя Василия; и князь Василий понял, что Пьер понимал это. Князь Василий вдруг пробурлил что то и вышел. Пьеру показалось, что даже князь Василий был смущен. Вид смущенья этого старого светского человека тронул Пьера; он оглянулся на Элен – и она, казалось, была смущена и взглядом говорила: «что ж, вы сами виноваты».
«Надо неизбежно перешагнуть, но не могу, я не могу», думал Пьер, и заговорил опять о постороннем, о Сергее Кузьмиче, спрашивая, в чем состоял этот анекдот, так как он его не расслышал. Элен с улыбкой отвечала, что она тоже не знает.
Когда князь Василий вошел в гостиную, княгиня тихо говорила с пожилой дамой о Пьере.
– Конечно, c"est un parti tres brillant, mais le bonheur, ma chere… – Les Marieiages se font dans les cieux, [Конечно, это очень блестящая партия, но счастье, моя милая… – Браки совершаются на небесах,] – отвечала пожилая дама.
Князь Василий, как бы не слушая дам, прошел в дальний угол и сел на диван. Он закрыл глаза и как будто дремал. Голова его было упала, и он очнулся.

Мстиславль (белор. Мсці́слаў, Амсьці́слаў) - город в Могилёвской области Республики Беларусь. Находится на реке Вихре, притоке Сожа. Расположен недалеко от границы с Россией (13 км), в 95 км от Могилёва. Ближайшая железнодорожная станция Ходосы на линии Орша-Кричев расположена в 15 км к западу. Узел автомобильных дорог.
Также этот древний город называют «Маленький Вильнюс», «Белорусский Суздаль».

История

Основан в 1135 году Смоленским князем Ростиславом Мстиславовичем и назван в честь своего отца Мстислава Великого, последнего князя Киевской Руси. Первое упоминание в Ипатьевской летописи за 1156 год. В территорию Мстиславского княжества входили земли не только нынешнего Мстиславского района, но и Чериковского и Чаусского районов с городами Радомлем и Рясно. После смерти Смоленского князя Давида, дяди Мстислава Романовича, Мстислав Романович был признан Смоленским князем и присоединил Мстиславское княжество к Смоленскому. В 1359 году литовский князь Ольгерд захватил Мстиславль и присоединил его к Литовскому княжеству. С этого времени начинается история Мстиславля как отдельного княжества, куда кроме теперешней Мстиславщины входили часть Чериковского и большая часть Чаусского поветов с городами Радомлей и Расной. В 1386 году, пользуясь отсутствием князя и других вельмож, включая его сына Семена (Лунгвения) Ольгердовича из-за свадьбы и коронации великого князя литовского Ягайло, Смоленский князь Святослав осадил город, но не смог его взять в течение 11 дней. Литовские войска под предводительством братьев Ягайло князьями Скиргайло и Витовтом подошли к городу и после битвы на берегах Вихры сняли осаду. В битве за город погиб племянник смоленского князя Святослава Иоанн Васильевич. Семен-Лугвений в Грюнвальдской битве командовал тремя восточно-славянскими хоругвями (полками) - смоленской, мстиславской и стародубовской - которые устояли во время первого удара войск Тевтонского ордена. Семен-Лугвений, женившись на православной, перешёл из католичества в православие. Он заложил и начал строительство в окрестностях Мстиславля Пустынского Монастыря, развалины которого, ныне реставрируемые, являются в наше время местом паломничества. Князь стал основателем династии Мстиславских князей.
В 1514 князь мстиславский Михаил Мстиславский присоединил княжество к Московскому государству, после проигранной битвы под Оршей был вынужден бежать в Москву, после чего княжество стало староством.
В 1566 было образовано Мстиславское воеводство с центром в Мстиславле.
В 1634 году за верность король Речи Посполитой и Великого Княжества Литовского Владислав IV пожаловал городу Магдебургское право, а также герб. Для увеличения доходов магистрату было позволено построить лавки, хлебные амбары, мясные ряды, городские бани, воскобойни. Имевшие дома на городской земле евреи в правах и повинностях были приравнены к горожанам.
В 1654 году после взятия войсками царя Алексея Михайловича Смоленска, ко Мстиславлю был послан боярин Алексей Никитич Трубецкой, который взял город штурмом и устроил жестокую расправу с жителями города. Деревянный замок на горе около Кармелитского костёла, которая в настоящее время носит название Замковой, был сожжён.

30 августа 1708 года вблизи Мстиславля, у деревни Доброе, состоялось сражение русских и шведских войск, в котором шведам было нанесено первое ощутимое поражение. Во время посещения города Пётр I принял петицию от городских евреев, которые жаловались на мародёрство солдат.
После присоединения большей части современной Белоруссии к России в 1772 году в результате раздела Речи Посполитой Мстиславское воеводство переименовано в провинцию Белорусско-Могилёвской губернии, во Мстиславле учреждена провинциальная канцелярия.
В 1777 Могилевская губерния разделена на уезды, Мстиславль становится уездным городом, а территория провинции разделена на другие уезды. В 1781 году Мстиславль получает новый герб: красная лисица на серебряном фоне. Во время Отечественной войны 1812 года город был разорён.

В 1835 году Фаддей Булгарин писал в «Путевых заметках на поездке из Дерпта в Белоруссию и обратно»:

После Черикова, Чаус, Климовичей и Кричева и всех вообще белорусских городов, в том числе и Полоцка, исключая только Витебск и Могилёв, Мстиславль показался мне столицей! … Много красивых домиков, особенно на площади; новый собор великолепен; католические костёлы превосходной и, так сказать, ненаглядной архитектуры, порядочные лавки и вообще много жизни и движения в городе, в котором много русских торговцев. Здесь даже есть аптека, и прекрасная! Это более нежели удивительно. Город лежит на крутом берегу реки Вехри. Со стороны реки вид на город прелестный. До сих пор сохранились остатки земляного вала, которым обнесён был город.

В 1858 году Мстиславль сильно пострадал от пожара, сгорело около 500 строений.

По переписи 1897 года в городе насчитывалось 8514 жителей. В начале XX века - 1048 жилых домов, в том числе 25 кирпичных, мужская и женская гимназии, 2 библиотеки, издательство, 3 монастыря, 3 церкви, костёл, синагога, больница, аптека.

С 1919 Мстиславль входил в состав Смоленской губернии РСФСР, был центром уезда, с 17 июля 1924 - в составе БССР, районный центр Могилёвской области.

О городе написана Владимиром Короткевичем художественно-документальная книга «Мстиславль».

Маленький Вильнюс, белорусский Суздаль, датский Линнхольм-Хойе — как только не называют 880-летний Мстиславль. Небольшой райцентр практически на границе Могилевской и Смоленской областей впору превращать в музей под открытым небом.

TUT.BY нашел для вас 5 причин побывать в Мстиславле.

На древних улочках Мстиславля сохранились величественные вековые постройки. Однако немало богатств города скрыто под землей — их ищут археологи, соревнуясь в скорости с черными копателями: мстиславская земля буквально усыпана костями воинов, доспехами, останками предметов быта. То, что находят, отдают в музеи: местный, могилевский или минский.

Причина первая. Лик Христа, целебный источник и храм-развалины

О Свято-Успенском мужском монастыре не знает редкий белорус. Святое место пользуется популярностью и у россиян: мы еще не видели, чтобы на парковке перед территорией монастыря не было машин с триколором на номере. Верующие утверждают, что практически физически ощущают здесь благодать. Люди внушаемые заявляют, что чувствуют чье-то незримое присутствие.

Пустынский монастырь находится в 10 км от центра Мстиславля, но посетить его стоит. Он считается старейшей православной обителью Могилевской области и моложе Мстиславля всего на 2,5 века.

Основал его один из родоначальников князей мстиславских Лугвен или Лугвень, десятый сын великого князя литовского Ольгерда. По легенде, после тяжелой болезни князь начал терять зрение. Он практически ослеп, когда ему однажды приснился сон, в котором явился старец и сказал: «Иди в пустынь [монашеское поселение], умойся из источника и получишь исцеление».

Князь начал искать ту пустынь и пришел к кринице недалеко от Мстиславля. Лугвен умылся криничной водой и исцелился — зрение вернулось к нему. В ветвях липы, которая росла у источника, он якобы увидел образ богоматери. Принимая свое исцеление как ее милость, благодарный князь решил построить на месте чудотворной криницы монастырь.

В 1801—1808 годах построили каменный Успенский собор. В 1864 году прямо на источнике построили и освятили церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Многоярусной шатровой колокольне высотой 58,67 м уже полтора века, как и Покровской церкви.

В дореволюционные годы здесь были православное братство, церковное крестьянское училище, библиотека из 656 книг, которые бесплатно раздавали и рассылали. После Октябрьской революции, в 1925 году, монахов из обители выселили. В монашеских кельях разместили детей-сирот, образовав Пустынский детский дом. Имущество Пустынского монастыря, в том числе иконы, конфисковали.

За все годы Великой Отечественной войны в Пустынках не разрушили ни одного здания, здесь не погиб ни один ребенок, хотя детдом не был эвакуирован. В 1942 году в течение трех летних месяцев на территории монастыря базировалась немецкая воинская часть.

В послевоенное время монастырские стены вновь приютили детей-сирот, число которых достигало 350 человек. Во многом благодаря этому монастырские постройки сохранились до наших дней.

В советское время монастырский комплекс серьезно пострадал. Из строений вынули окна, разобрали крыши, взорвали полы, растащили печи. Стены Успенского собора пытались сломать тракторами, ограду вокруг обители разворовали. На территории монастыря стали проводить учения по гражданской обороне. Сожгли и сломали то, что еще оставалось уцелевшим. К 2000 году территория монастыря заросла сорняками.

Работы по восстановлению монастыря начались в 2003 году. Во время ремонта одного из строений, где раньше была школа, на стене обнаружили лик, который, утверждают верующие, удивительно похож на лик Христа на Туринской плащанице. Говорят, что раньше на этом месте висела школьная доска. С 2005 года в монастыре снова поселились монахи.

Причина вторая. Замковая гора

Пожалуй, одно из главных мест, где можно ощутить течение времени, — Замковая гора. Когда-то ее окружали глубокие рвы, а за ними — высокий вал. За укреплениями на верхней площадке горы размещался детинец средневекового Мстиславля. С юга к нему примыкал так называемый Окольный город, также окруженный валами и рвом.

Вход в замок проходил через деревянный подъемный мост, переброшенный через ров. В центре крепости возвышалась восьмиугольная башня-донжон, построенная в конце XV — XVI веке. В замке находились князь и княжеская дружина. Вдоль тесным кругом стояли дома жителей, на южной стороне была построена деревянная церковь, в центре стоял княжеский дом.

Замковая гора и ее окрестности — Мекка археологов. Здесь при раскопках обнаружены остатки укреплений, хоромы с изразцовыми печками и др. Ниже детинца (замка) обнаружен посад Мстиславля с остатками деревянных построек, улицами, мощенными бревнами, многочисленными предметами быта XII—XIII вв.

Сейчас на горе находится раскоп, который удалось превратить в небольшой музей благодаря стараниям студентов МГУ им. А. Кулешова во главе с доктором исторических наук, профессором Игорем Марзалюком . По словам Игоря Александровича, ради этого буквально руками перебрали 600 куб. м земли. В раскопе нашли каменные жернова XVIII века, именное пряслице XII века — имя девушки, оставившей на нем надпись, расшифровать пока не удалось. Найденные тут материалы, в том числе образцы древесины, из которой была сделана мостовая, дают основания говорить о том, что Мстиславль старше как минимум на 80 лет.

Большую часть года Замковая гора пуста. И лишь в ее заполняют сотни рыцарей в доспехах и зрителей.

К слову, рядом с горой открыли памятник тому самому Лугвену, родоначальнику князей Мстиславских, герою Грюнвальдской битвы.

Причина третья. Мстиславский «Париж» и архитектура XIX − XX веков

Недалеко от Центральной площади стоит прекрасно сохранившееся трехэтажное здание из красного кирпича. Ранее здесь размещались дворянское собрание и гостиница «Париж». Название осталось — его носит парикмахерская, которая находится на первом этаже. Сейчас здесь размещается учебный корпус Мстиславского строительного колледжа. К слову, в Мстиславле были еще гостиницы с названиями «Берлин» и «Орел», но они не сохранились.

Здание земской управы также прекрасно сохранилось, как и уездное училище, 20-метровая пожарная башня, здания мужской гимназии, казначейства.

Торговые ряды в Мстиславле являются памятником архитектуры и истории. Они были построены в начале XX века на месте древнего рынка, который существовал там со Средних веков и вплоть до XIX столетия.






Мстиславль всегда был торговым городом. Слава о его купеческих традициях расходилась далеко за пределы белорусских земель: купцы в Мстиславль съезжались со всех концов земли, и на рынке можно было найти почти все что угодно — ряды стояли в центре Мстиславля, справа от здания местного райисполкома и памятника Петру Мстиславцу.

В этих приземистых домиках в настоящее время располагаются современные магазины.

Причина четвертая. Костел кармелитов и иезуитский коллегиум

Костел кармелитов — наиболее ценный архитектурный памятник Мстиславля. Его начали строить в 1637 году. План храма близок к квадрату, что принципиально отличает его от традиционных базиликальных костелов.

Интерьер костела украшен лепкой и фресками с религиозными сюжетами. Две центральные фрески посвящены взятию города в 1654 г. войсками Трубецкого (на одной изображен Мстиславский замок, на другой — расправа над ксендзами). Фресковая роспись относится ко второй половине XVII в. Правда, внутри храма уже лет 20 стоят леса, но кое-что рассмотреть можно и сквозь них.





Каменный иезуитский костел Св. Михаила Архангела — одна из доминант Мстиславля, памятник барокко. Ансамбль коллегиума внесен в государственный список историко-культурных ценностей Беларуси.

Строительство иезуитского костела началось в 1730 году при поддержке короля Сигизмунда III. Работы шли медленно: только в 1748 году под руководством Бенедикта Мезмера костел окончательно достроили.

После подавления шляхетского восстания 1830−1831 гг. здания бывшего монастыря передали православным, костел закрыли. В 1842 году иезуитский костел реконструировали и переделали в православный Свято-Николаевский собор.

В настоящий момент из ансамбля иезуитского коллегиума сохранились: костел Святого Михаила Архангела, здание коллегиума, аптеки, служебные корпуса, а также ограда и часовни. В коллегиуме есть своеобразный хостел, а на его территории в дни рыцарского фестиваля разбивают палаточный городок.

Причина пятая. Селфи с рыцарем и Петром Мстиславцем

В городе установлены два памятника Петру Мстиславцу — книгопечатнику, сподвижнику Ивана Федорова. Вместе с ним Мстиславец напечатал в Москве первую точно датированную русскую печатную книгу — «Апостол» (1564 г.), а в 1565 году — два издания «Часовника».

Первый памятник Петру Мстиславцу стоит около иезуитского коллегиума. Второй — на Центральной площади напротив здания райисполкома: его установили 2 сентября 2001 года.

Около бистро «Старый город» — также в центре Мстиславля — стоят два рыцаря, на их щитах — герб Мстиславля. По словам местных, рыцарей сделали учащиеся колледжа.

Туристам

Несмотря на небольшие размеры города, в нем есть где

Село расположено близ автодороги Юрьев-Польский - Тейково в 10 км на север от райцентра города Юрьев-Польский.

Вид на село Городище с юга

Дорога из Юрьев-Польского в Переславль-Залесский проходила через город Мстиславль (с. Городищи).

16. Городище Мстиславль (VII-X, XI-XIII вв.) расположено на территории села Городище, всхолмление среди болотистой низины правобережья р. Гза, у оврага Волот.
Поселение на месте городища, как показывают находки в предматериковом слое, возникло в VII - X вв., первоначально было, вероятно, мерянским. В X-XI вв. здесь появились славяне. В предматериковом слое обнаружены фрагменты лепной посуды мерянского облика и славянской, отнесенные к VII-XI вв.
Предполагается, что в XI-XIII вв. здесь располагался город Мстиславль, построенный при князе Юрии Долгоруком или Андрее Боголюбском.
Основная часть культурного слоя относится к древнерусскому времени. Здесь найдены обломки гончарной древнерусской керамики, в том числе донца с клеймами, шиферные пряслица, обломки стеклянных браслетов, железные ножи, пружины от цилиндрических замков, фрагмент костяного гребня с циркульным орнаментом и др. предметы, датированные XII-XIII вв.

Уцелевшие до наших дней мощные укрепления были возведены в XII веке. Площадка округлой в плане формы размерами 190х145 м. (длина вала - 565 м., площадь - 19500 кв. м.) по периметру окружена валом высотой до 5 м. и рвом перед ним глубиной 3-5 м., имеющим уклон стенок до 30 градусов и местами даже в настоящее время заполненным водой. Вал – с четырьмя разрывами, один из которых (северный) существовал в древности, являясь воротным проемом.
Исследования вала показали, что он был насыпан на материке, единовременно. Основу вала составляли деревянные дубовые срубы, приставленные торцами один к другому, размерами ок.4х4 м., поставленные вдоль оси вала. По ширине срубы оказались разделенными промежуточной стенкой на две клети. Они сохранились на высоте до 4.3 м., были срублены «в обло» с выпуском остатков длиной до 60 см., из бревен диаметром до 20 см., приставлялись торцами друг к другу. Очень широкие щели между бревнами сруба, помимо уменьшения объема дерева в результате гниения, свидетельствуют о том, что рубка была сделана без тщательного сплачивания и точной подгонки бревен. Один из узлов этой конструкции, у лицевой стенки сруба, оказался обожженным, по-видимому для предохранения дерева от гниения. Земля вокруг врубки не носила следов обжига; это свидетельствует о том, что бревна либо обжигались заранее, до укладки, либо, что более вероятно, обжиг производился после того, как сруб был изготовлен, но еще не забит землей. Заметная разница, существующая между заполнением соседних клетей сруба, свидетельствует, что засыпка их производилась уже после того, как срубы были установлены, причем каждая клеть засыпалась самостоятельно. Сохранившаяся высота клетей в валу древнего Мстиславля до 4.3 м, однако первоначальная высота лицевой стенки срубов могла быть еще большей - возможно до 6 м. Вторая стенка срубов имеет примерно такую же высоту, как лицевая, а третья стенка значительно ниже - всего около 2 м. Стенки срубов более или менее вертикальны, но лицевая стенка в ее верхней части имеет заметный уклон к тыльной стороне вала. Уклон этой стенки дает возможность уточнить сведения о процессе работ по возведению вала. Несомненно, что клети срубов в их верхней части засыпались землей постепенно, по море наращивания деревянных стенок. Только в таком случае передняя стенка сруба могла оказаться не вертикальной, а несколько наклонной в сторону земляной забивки. После того как клети вала были забиты землей на всю их высоту, насыпали землю перед срубами, создавая лицевой склон вала. Деревянная конструкция вала Мстиславля расположена на темном гумусном слое, представляющем собой уровень древней поверхности.
В Мстиславле были срубные однорядные стены высотой до заборол около 3 м. и вместе с заборолами около 5 м. высотой. Для строительства стен было необходимо иметь 2800 бревен объемом 81 куб. саж. На строительство довольно сложной срубной конструкции внутри вала необходимо было потратить около 216 куб. саж. леса.
Если предположить, что крепость была построена в течение одного строительного сезона, для ее сооружения было необходимо использовать в течение этого сезона примерно 180 человек.

Поиск посада древнего Мстиславля (поселения за пределами валов) длился много лет, и, наконец, его нашли. Пока эта территория мало изучена, хотя она привлекала многих археологов, включая работавшую под селом Городище экспедицию из Эрмитажа.

- Курганный могильник (XI-XIII вв .) располагался близ села, р. Гза (левый приток р. Колокша), недалеко от городища Мстиславль. Исследованы (А.С. Уваров , 1852 г.) 18 курганов. Возможно, могильник являлся одним из языческих кладбищ древнего Мстиславля. Не сохранился.

По одной из версий, Мстиславль был основан в конце XI века сыном Владимира Мономаха новгородским князем Мстиславом Владимировичем, являвшимся в 1093-1095 гг. держателем Ростовской земли. Не исключено, что город основан в те же годы самим и назван в честь сына.
1135 г. - первое упоминание о городе Мстиславль.
1177 г. - 27 июня близ реки Гзы из-за великокняжеского престола сражался с ростовцами, которыми предводительствовал Мстислав Ростиславич.
1177 г. – Мстислав Ростиславич, соединившись с рязанским князем Глебом, вновь напал на Всеволода на реке Колокша.


Место нахождения ворот крепости


Крепостной северо-восточный вал городища






Юго-восточная часть вала со рвом заполненным водой


Южная часть крепостного вала


Западная часть крепостного вала

Городище было разорено в XIII веке во время татаро-монгольского нашествия.
Город Мстиславль упомянут в "Списке русских городов дальних и ближних" кон. XIV в.

Село Городище

Село Городище раньше называлось Числовские Городищи. «Числовския Городищи находятся от губернского города в 72-х верстах, от уезднаго () в 10-ти верстах, при колодцах».
Между 1572-1578 гг. - по духовному завещанию царя Ивана IV, его сыну Ивану должен отойти город Юрьев Польский "с волостми и с путми и с селы и со всеми пошлинами", жене Анне в Юрьеве Польском должно отойти села Городище Мстиславль, Флолищево, Семское, с деревнями и со всеми угодьями (Дополнения к Актам историческим, собранные и изданные Археографической комиссией. Т.1. Спб., 1846).
До 1668 г. село было государевым дворцовым.
«1668 г. 7 июня Юрьевского уезда дворцовое село Городище, Мстиславля тож, с деревнями отказано в вотчину стольнику Сергею Аврамову Лопухину (ум. до 1711 г.)». Сергей Абрамович в 1686 г. комнатный стольник царя Иоанна Алексеевича, а в 1689 и 1692 гг. комнатный стольник царя Петра Алексеевича, с 1692 г. - боярин, в 1697 г. попал в немилость и назначен воеводой в Вязьму. Его жена-Мария Петровна Поздеева (1680-1711 гг.).

Из объявления о купчих в «прибавление к N ... Санктпетербургских ведомостей. 1783, 3 янв.»: «Владимирской Губернии в Юрьевском- Польском 804 года явлены купчии: 1) Сентября 19 дня от Майора Петра Михайлова сына Малова, данная ему того же года августа 3 дня от Полковницы Марьи Степановой дочери, жены фон Бруновой, на проданное ею Юрьевской округи в селе Городищи недвижимое с крестьяны имение, с землею, лесы, сенными покосы и всеми угодьи,за 2000 рублей...»

Из переписки по распланированию села Городищ в 1901 году видно, что «селение это состоит из крестьян, бывших двух помещиков, гг. Новокщенова и Михайлова; усадебной земли у крестьян обеих вотчин имеется недостаточно для устройства селения в общем порядке, при чем у крестьян, бывших г. Михайлова, ее настолько мало, что пришлось даже заарендовать под усадьбы две десятины земли у частного лица; увеличить же усадьбы на счет полевых угодий не представляется возможным, так как усадебная земля крестьян окружена частными владениями. Ввиду этого селение признано уездной управой исключительным и распланировано с отступлениями от общих правил по устройству селений.
Как видно из проекта плана, село Городищи распланировано в три порядка: один порядок в 16 домов, другой в 14 и третий в 4 дома. Усадьб назначено по плану 34, из которых 16 шириной по 8 саж. и 13 по 7 ½ саж. и 5 (бобыльских) усадеб шириной по 5 саж., при длине 4 (бобыльских) места по 15 саж., а все остальные – от 33 ½ до 59 саж. в зависимости от размеров усадебной земли. Под постройку назначено на усадьбах шириной в 5 саж.-3 саж., в 7 ½ саж.-5 саж. и в 8 саж.-4 ½ саж.; остальное пространство усадьбы должно составлять палисад. Дома располагаются парами по 4, 6 и 8 домов в гнезде, что дает возможность образовать между каждыми двумя домами разрыв шириной от 4 до 7 саж. Улицы определены в ширину по 10 саж., а проулки, которых имеется 3,- по 6 саж. Несколько (8) домов крестьян, бывших г. Михайлова, за недостатком у них собственной земли, предположены к устройству на земле, заарендованной ими для этой надобности на 12 лет у частного лица.
Составленный по желанию крестьян в означенном выше порядке проект устройства села Городищ был предъявлен крестьянам в числе 21 из 23 всех домохозяев общества и одобрен ими, как видно из их приговора от 26 сентября». По данным страховой статистики за 20 лет (1875-1894 гг.) в селе Городищах был только один пожар, от которого пострадало 10 дворов. Оклад страхового сбора за эти годы превышает выдачу за пожарные убытки на 547 руб. 74 коп. Таким образом селение это, несмотря на исключительность устройства его, не представляло опасного риска для страхового капитала.

В Юрьев-Польском уезде крестьяне были вынуждены строить большое число мелких электростанций. Зачинателями в этом деле стали жители села Городищи. Проект постройки электростанции был по их заказу разработан, и они обратились с просьбой к уездному исполнительному комитету оказать им помощь средствами и оборудованием. Происходило это в первых числах декабря 1919 года, а уже в январе 1920 года Юрьев-Польской исполком утвердил проект строительства в селе Городищи электрической станции сметной стоимостью 261 000 рублей и выделил крестьянам 50000 рублей взаимообразно. Место для здания выбрали на въезде в село. На стройке трудились все, от мало до велика. Даже из соседних деревень приходили люди и по несколько дней работали без какой-либо оплаты. Дело продвигалось быстро и к концу 1920 года закончили монтаж оборудования. Открытие и пуск станции происходил при невиданном скоплении народа. Газета «Голос труда» писала 6 октября 1920 года: «3 октября в Юрьев-Польского уезда, при торжественной обстановке пущена в ход построенная крестьянами электрическая станция на 200 лампочек для освещения села.
Так передовое крестьянство борется с разрухой. Не дают нам капиталисты заняться восстановлением разрушенного хозяйства, не дают поправить скорее транспорт, чтобы подвезти необходимые нам товары и, в частности, керосин, революционная воля рабочих и крестьян с честью выходит из положения.
Нет керосина - будем с электричеством! Молодцы городищенцы! За вами вслед пойдут и остальные села и деревни нашего района».
В красивом и просторном здании был установлен нефтяной двигатель с динамомашиной в 32 квт. Станция вырабатывала постояный ток напряжением 220 в. Вскоре все 214 дворов и мельница были подключены к сети. Свыше тысячи жителей старинного русского села начали жить по-новому. Таким образом 3 октября 1920 года вошла в строй первая, построенная при Советской власти, сельская электростанция.

В сер. XIX - нач. XX вв. село являлось центром Городищенской волости Юрьевского уезда.
«Городищенское Волостное Правление (Почт. адр. г. Юрьев). Волостной старшина – кр. Александр Петрович Балуков. Писарь – Алексей Алексанрович Архангельский.
Волостной Суд. Председатель – кр. Максим Иванович Иванов. Судьи: Василий Иванович Марков; Егор Васильевич Бажуткин; Никита Петрович Зайцев» (Список служащих всех ведомств Владимирской губернии. 1891).
«Об открытии прокатных пунктов в г. Юрьеве и с. Городищах сельско-хозяйственных машин и орудий.
Уездная управа представляя при сем на благоусмотрение земского собрания заявление гласного об открытии в г. Юрьеве и с. Городищах прокатных пунктов сельско-хозяйственных машин и орудий, имеет честь доложить, что мероприятие это безусловно необходимо для населения уезда и открытие таковых в намеченных пунктах весьма желательно, но пронимая во внимание, что имеющихся при складе орудий и машин, предназначенных для демонстрации недостаточно, уездная управа полагала бы: ассигновать из уездного сбора какую-либо сумму на приобретение машин и орудий и возбудить ходатайство пред главным управлением землеустройства и земледелия о выдаче таковой же суммы уезду в пособие» (Журнал оч. Юрьевск. у. з. собр. 1910 г.).
С 1929 года село являлось центром Городищенского сельсовета Юрьев-Польского района.
Село Городищи входит в состав .

Численность населения: в 1859 г. – 1500 чел.; в 1897 г. – 1056 чел.; в 2010 г. – 187 муж. и 233 жен., всего 420 чел.
МДОУ Детский Сад №26 действует с 20 декабря 1996 г. Заведующая Бакеева Надежда Александровна. Адрес: село Городище, Центральная улица, 11, 1. Основным видом деятельности является «Дошкольное образование (предшествующее начальному общему образованию)». Организация МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД №26" ликвидирована 1 октября 2010 г. Причина: Прекращение деятельности юридического лица путем реорганизации в форме присоединения. Правопреемник: МБДОУ Детский Сад №22 (село Энтузиаст).

ООО "Городище-Агро" действует с 12 февраля 1999 г. Генеральный директор Ерофеев Андрей Владимирович. Основным видом деятельности является «Разведение сельскохозяйственной птицы». Организация ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ГОРОДИЩЕ-АГРО" ликвидирована 12 декабря 2016 г.
СПК /Колхоз/ "Красный Октябрь" действует с 21 февраля 2000 г. Конкурсный управляющий Никоноров Виктор Алексеевич. Основным видом деятельности является «Разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока». Организация СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ /КОЛХОЗ/ "КРАСНЫЙ ОКТЯБРЬ" находится в процессе ликвидации.
ООО "Городищенские Сыры" действует с 26 декабря 2000 г. Генеральный директор Щетков Андрей Валерьянович. Основным видом деятельности является «Производство молока (кроме сырого) и молочной продукции».
ООО "Строй Сити" зарегистрирована 4 декабря 2008 г. Директор Бадеян Надо Агвани. Адрес: село Городище, Новая улица, 16. Основным видом деятельности является «Прочая оптовая торговля». Организация ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СТРОЙ СИТИ" ликвидирована 8 июня 2012 г.



Вид в с вала городища


Памятник жителям села, погибшим в ВОВ

Церковь Воскресения Христова

Церковь в селе существовала уже в нач. ХVII в., как видно из окладных книг патриаршего казенного приказа, в которых под 136 (1628) годом записано: «церковь Николы чюдотворца в государеве в дворцовом селе Городище Мстиславском дани девятнадцать алтын с денгою десятильничья гривна; а в 162 г. (1654) по новому дозору положено дани рубль 21 алт. 3 ден., заезда гривна».
1646 г. Село Мстиславле-Городище, а в нем церковь Воскресения Христова, на церковн. земле дв. бобыльский.
В 1671 г. в селе существовала церковь в честь Воскресения Христова, а Николаевский престол в ней был придельным; эта церковь в отказных патриарших книгах 179 г. описана так: «церковь во имя Воскресения Христова, да в придел Николая чудот. древянная шатровая о дву всходах, колокольня рублена осмиугольная от церкви с паперти на колокольню переходы, а в церкви Божия милосердия местных образов Воскресения Христова венцы серебряные золочены чеканны, образ Пр. Бог. Казанские оклад и венцы серебрены золочены чеканные литые, образ Николая чуд. венец и гривенка серебрены басебные позолочены, образ Жив. Троицы, образ Спаса Нерукотв. образа писаны на золоте, пред месными иконами свечи поставныя большия писаны на красках, да в трапезе месных образов: Николая чуд. в житии, Михаила архангела, двои царския двери по об им сторонам Благор. Разбойники писаны на золоте, деисусов дванадесятых в тяблах 36 икон, перед Спасовыми образы два паникадила медных, в олтаре за престолом Воскресение Христово, образ Пресв. Богор. Казанские перед нею лампада медная, крест писан на золоте, да на престол крест воздвизальной обложен серебром позолочен, распятие серебряное литое золочен, другой крест писан на золоте, евангелие печатное евангелисты серебряные литые, одежда на престоле отлас белой травчатой, да в приделе Николая чуд. за престолом образ Пр. Бог. Владимирские в окладе - оклад серебряной золочен венец и гривенка золочены серебряные крест воздвизальной медной евангелие печатное евангелисты медные сосудые церковные белые серебреные да двои оловянные белые кадило серебряное, другое медное - ризы камчатые желтые, оплечье шито серебряное по черному бархату, другие ризы участковые оплечье золотое, третие ризы камчатые белые оплечье бархат ручной поручи отласные червчатые обложены объярью золотною, другие камчатные ж обложены отласом белым, стихарь миткалинной оплечье выбойчатое, третей стихарь полотняной белой оплечье кумашное красное, да книг церковных апостол, два охтоя на 8 гласов печатные, минея общая малая, другая минея на господския праздники, псалтирь следованием печатная, две треоди посная и цветная печатные, 4 пролога на весь год, служебник новой, потребник старой, книга Ефрема Сирина, псалтырь малая часослов, книга полууставная печатныя, книга житие Николы чудотв., на колокольне 5 колоколов, у церкви на церков. земле церков. причетников во дв. поп Никифор у него брат дьякон Яков Леонтьев, во дв. дьячек Никифорка Ильин, дворовой и огородной усадебной земли 1 ½ десятины, церков. пашни 9 десятин в поле, а в дву по тому ж, сена 40 копен, в селе ж Городище Мстиславле крестьянских 94 дв.».
Описанная деревянная Воскресенская церковь существовала в селе до начала XIX в. В 1804 г. прихожане, вместо деревянной церкви, построили в селе каменную церковь с такой же колокольней и оградой.
Престолов в церкви было три: в холодной - в честь Воскресения Христова, в теплых приделах: во имя Святителя и Чудотворца Николая и во имя Казанской иконы Божией Матери.
Из церковно-богослужебных принадлежностей по древности своей замечательны два Евангелия: одно - печати 1668 г., a другое - печати 1704 г., и две иконы: Спасителя и Божией Матери.

В 1862 г. в семье настоятеля храма священника Феодора Васильевича Веселовского родился сын Иван, окончивший в 1877 г. Переславское Духовное училище, и в 1883 - Вифанскую семинарию.
14 февраля 1870 г. определен на священническое место прибывший из Иркутской епархии священник Николай Белавин в село Числовские Городищи.
Настоятель священник села Числовских-Городищ Василий Каллиопин 7-го июня 1883 г., согласно прошению, уволен за штат, настоятелем того же числа утвержден помощник-священника села Юркова Феодор Крылов, на вакансию же помощника-настоятеля 7-го июня определен студент Семинарии Николай Вознесенский.

Церкви принадлежала деревянная крытая железом сторожка.
Причта по штату положено: священник и псаломщик. На свое содержание причт получал годового дохода: процентов с церковного капитала 4 руб., за требоисправления 400 руб., от сбора хлебом 20 руб. и от земли 200 руб., а всего до 624 рублей. Дома у причта собственные, на церковной земле. Приход состоял из одного села, в коем числилось 160 дворов, душ мужского пола 695 , а женского пола 750 душ.

Исправляющие должность псаломщика сел – Числовских-Городищ, Николай Лебедев и Голянищева, Юрьевского уезда, Владимир Остроумов, 24 сентября 1913 года, перемещены один на место другого.


Сохранившаяся колокольня

В советское время храм был уничтожен, сохранилась одна колокольня.

Школа

Числово-Городищенская церковно-приходская школа , Городищенской волости, в с. Числовских-Городищах. Основано свящ. Н. Вознесенским в 1883 г. Ближайшие училища: Беляницинское в 8 в. и Юрьевские - 9 в.
В 1884 г. «Помещение наемное, деревянное, отдельное; по свету и теплоте вполне удобное; классных комнат одна - длиной 12 ар., шириной 12 ар., вышиной 3 арш. 11 вер. Учебных пособий недостаточно - на 25 руб. Библиотеки и земли нет. Законоучитель и учитель священник Николай Вознесенский, студент Владимирской духовной семинарии, преподает с 1-го ноября 1883 г. Попечителя нет. Поступило при открытии училища 30 м. и 3 д., которые и состояли к 1-му января 1884 г. Учатся все вместе. Возраст учащихся от 7 до 12 лет. Из учащихся: 32 из с. Числовских-Городищ 1 - с. Вындова в 1 ½ вер. Ночлежного приюта нет. Живет на квартире 1 уч., с платой до 5 руб. в месяц со столом. Вероисповедания православного и все крестьянского сословия. Средства: от общества 9 р. 67 к., от разных ведомств 25 р.; плата за учение по 2 р. Расходы: наем дома, отоплен., освещ., прислуга и ремонт 9 р. 67 к.; на книги и учебные пособия 25 р.; законоучителю поступает плата за учение. Посещали классы исправно. Прием в ноябре; поступили 8 гр., остальные неграмотными. Учебный год с 1-го ноября. Пению обучаются. Учатся в день 5 час. и даются уроки на дома. Отделений 2. Уроков в неделю: по Закону Божию 4, по Русскому языку 8, по Славянскому языку 2, по арифметике 6, по пению 2» («Владимирский земский сборник, 1884 год, № 12, декабрь.).
9 января 1887 г. в селе было открыто земское народное училище . В 1887 году Павел Николаевич Новокщёнов по духовному завещанию представил своё имение в селе Городищи, в деревнях Барове и Волокитине на содержание в селе Городищи училища и богадельни. «По ходатайству уполномоченного от крестьян дер. Волокитиной крестьянина Григория Лукьянова о призрении вдовы Прасковии Родионовой . Уполномоченный от крестьян деревни Волокитиной Лукьянов обратился в управу с прошением о призрении престарелой вдовы из их деревин Прасковьи Родионовой на средства, завещанные покойным их помещиком П. Н. Новокщеновым или помещением в богадельню, которую г. Новокщенов завещал устроить, или же в виде денежного пособия.
По духовному завещанию П. Н. Новокщенова в имении его, находящемся в настоящее время в заведывании Юрьевского земства, должны быть устроены училище и богадельня, но открыто только одно училище, богадельня же не открыта, так как доходов, получаемых с этого имения совершенно недостаточно для содержании училища и богадельни, что видно из следующего расчета: имение г. Новокщенова заключается из 327 дес. 1776 саж. земли разного качества, каковая земля сдается в аренду крестьянам селений Городищ, Барова и Волокитиной за 940 руб. в год, расход же на содержание училища производится ежегодно в средней сумме около 750 руб. и таким образом получается остаток около 190 руб.
Представляя о вышеизложенном на благоусмотрение земского собрания, уездная управа имеет честь доложить, что она со своей стороны полагала бы назначить с будущего 1903 года из вышепоименованного остатка крестьянке Прасковье Родионовой ежемесячное пособие по 3 руб., а в год 36 руб., каковую сумму и внести в смету» (Журналы очередного Юрьевского Уездного Земского Собрания 1902 года).
В 1900 г. учащихся – 47 мальчиков и 25 девочек. Попечитель – дворянин Александр Иустинович Соллогуб, в должности с 1887 г. Законоучитель – священник Владимир Павлович Новосельский, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии; законоучителем в этом училище с 1894 г. 1) Учительница Александра Михайловна Архангельк., окончившая курс во Владимирском епархиальном училище; на службе с 1 сентября 1896 г., а в этом училище с 1 сентября 1900 г. 2) Учительница Пашкова Анастасия, окончила курс в прогимназии, на службе с февраля 1888 г. по сентябрь 1891 г., определена в это училище с 1 сентября 1900 г.
Помещение общественное (1900 г.), квартира для учительниц при училище. Училище в 1900 г. вследствие увеличения числа учащихся тесно. Необходимо помещение училищное перестроить и кроме того пристроить квартиру для 2-го учителя.
МОУ "Городищенская Основная Общеобразовательная Школа" действует с 15 ноября 1994 г. Директор Струнина Татьяна Анатольевна. Основным видом деятельности является «Основное общее образование». Организация МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГОРОДИЩЕНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА" ликвидирована 21 сентября 2011 г. Причина: Прекращение деятельности юридического лица путем реорганизации в форме присоединения. Правопреемник: .
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...