Общая и специальная подготовка к школе, их взаимосвязь. Готовность к школе как интегративное образование личности ребёнка

Учреждении и семье

План

2. Развитие детей старшего дошкольного возраста. Особенности организации педагогического процесса в старших группах ДОУ.

3. Общая и специальная подготовка детей к школе, их взаимосвязь.

4. Готовность к школьному обучению как результат образовательного процесса в ДОУ.

5. Преемственность в системе “семья – дошкольное учреждение – начальная школа”.

6. Семья в процессе подготовки детей к школе.

7. Психолого-педагогические проблемы подготовки детей к школе.

1. Содержание понятий “подготовка”, “подготовка к школе”, “готовность к школе”, “школьная зрелость”, “преемственность”

Формирование готовности детей к школьному обучению является одним из значимых и закономерных результатов педагогической деятельности специалистов ДОУ. Готовность к школе – комплексный результат целенаправленной подготовки и стихийной деятельности участников педагогического процесса.

Подготовка – формирование и обогащение установок, знаний, умений, необходимых индивидууму для адекватного выполнения специфических задач. В нашем случае – для выполнения социальной роли школьника и овладения новым видом деятельности.

Подготовка к школе – организация образовательной работы в ДОУ, которая обеспечивает высокий уровень общего всестороннего развития дошкольников и специальную подготовку детей к усвоению учебных предметов.

Готовность к школе в психолого-педагогическом словаре определяется как итог воспитания и обучения детей в ДОУ и результат целенаправленной системной подготовки к школе. Готовность к школе – совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому организованному школьному обучению. Она обусловлена созреванием организма ребенка, его нервной системы, уровнем развития психических процессов, сформированностью личности ребенка. Термины “подготовка” и “готовность” связаны причинно-следственными отношениями: готовность непосредственно зависит и определяется качеством подготовки.

В дошкольной педагогике встречается еще один термин, связанный с результатом подготовки детей к школе, – школьная зрелость. Разными авторами представляются неоднозначные трактовки содержания этого понятия. Одни авторы считают его синонимом готовности к школе, другие разделяют понятия “школьная зрелость” и “готовность к школе”. Чаще под школьной зрелостью понимают такой уровень морфологического и функционального развития, при котором ребенок может справиться с требованиями систематического обучения в школе (биологическая, функциональная зрелость, развитие физиологических функций, состояние здоровья). Школьная зрелость объединяет психические и физические стороны развития ребенка. Это основа, на которую накладываются все другие виды готовности (личностная, нравственная, социальная, интеллектуальная). Школьная зрелость отражает психофизиологический аспект органического созревания.

При раскрытии целей, содержания и методики подготовки детей к школьному обучению употребляется еще один термин – “преемственность”. Преемственность – специфическая связь между разными этапами развития, сущность которой состоит в сохранении элементов целого при изменении целого как системы.

Преемственность работы ДОУ и школы в процессе подготовки детей к школе – содержательная, двусторонняя связь, предполагающая, с одной стороны, направленность деятельности ДОУ на требования школы, с другой – опору учителя на достигнутый старшими дошкольниками уровень развития, активное использование опыта ребенка в дальнейшем школьном обучении.

2. Развитие детей старшего дошкольного возраста. Особенности организации педагогического процесса в старших группах ДОУ

Старший дошкольный возраст – особенный период дошкольного детства. Это этап подготовки и перехода к новой возрастной ступени, к новой системе образования, новым типам социальных отношений. Этот период в психологии характеризуется как кризисный. Кризис этот соотносим с новообразованиями в физиологии и психике, изменениями в личности, социальном статусе, интеллектуальной, эмоционально-волевой, нравственной, двигательной сферах.

Г.С. Абрамова, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, В.С. Мухина отмечают, что у детей этого возраста хорошее чутье к языку; они знают много слов, любят говорить. Так как в жизни дети и реалисты, и фантазеры, то в своем воображении, которое имеет большую вариативность, они создают вымышленные ситуации о себе, о своей семье, воссоздавая те социальные условия, в которых они находятся. Постепенно ребенок учится управлять своим воображением, экспериментирует (притворяется, делает вид, что понарошку и т.п.). Можно сказать, что это хотя и непроизвольные действия, но уже действия, которые основаны на усилии.

И со временем дети-шестилетки теряют непосредственность поведения во взаимоотношениях с другими людьми. Появляется тайна собственного “Я”, поэтому ребенок становится более закрытым и менее понятным для взрослого. В поведении это выражается в уходе от воздействия взрослых (послушаем, но сделаем по-своему). Состояние “Я – тайна” требует охраны, поэтому ребенок начинает придумывать свой собственный, только ему принадлежащий мир. Появляется детская ложь, как преднамеренная (попытка защитить свой мир от непрошеных гостей), так и непреднамеренная (ребенок действительно не может разделить реальность и собственный вымысел), или мнимая. Именно с этой личностной особенностью связано появление продуктивного и направленного воображения.

Для детей старшего дошкольного возраста характерна познавательная активность, которая выражается в их бесконечных “почему?” и организует их внимание. Они могут уже произвольно регулировать свое поведение, сосредоточивать внимание на том, что их привлекает, хотя для них характерна в основном непроизвольность внимания. Они легко запоминают то, что важно для реализации собственных притязаний (успех в игре, чтение стихов на празднике и т.п.), хотя в целом непроизвольное запоминание у них наиболее продуктивно.

В продуктивной деятельности любого типа детей старшего дошкольного возраста больше привлекает процессуальная сторона и меньше – результат, что очень важно использовать в обучении их всем видам умений (трудовых, организаторских).

Как отмечает В.С. Мухина, в сознании ребенка старшего дошкольного возраста представлены все основные звенья структуры самосознания: притязание на признание, осознание своей принадлежности к полу (осознание себя как мальчика или как девочки), осознание себя во времени, отношение к своим правам и обязанностям. Дети знают много норм и правил поведения, умеют их выполнять, легче воспринимают оценку своих поступков взрослыми, сверстниками; самим себя оценивать им труднее.

Взрослые часто вызывают у ребенка состояние “обученной беспомощности”, что выражается в его отказе от собственной активности и инициативы. Опасно то, что, проявляясь в каком-то одном виде деятельности, оно распространяется на всю жизнедеятельность ребенка.

Для детей старшего дошкольного возраста свойственны тесные эмоциональные связи с родителями, близкими (бабушка, дедушка и др.), в которые они погружены и которые, к сожалению, еще не умеют анализировать. Дети находятся в большой эмоциональной зависимости от взрослого, поэтому стиль отношений, выбранный взрослыми, определяет психическое здоровье детей. Они склонны к глубоким переживаниям как горя, так и радости, поэтому нельзя недооценивать их чувств.

Дети стремятся к положительным взаимоотношениям со взрослыми. Это организует их поведение. Заслужить одобрение – один из основных мотивов поведения детей-дошкольников старшего возраста. Желание же самоутвердиться является иногда причиной детских капризов, особенно когда ребенок не может справиться с тем или иным поручением. Негативное поведение взрослых еще больше усугубляет капризы детей. Дети шести-семи лет постоянно переживают по тому или иному поводу, являясь пленниками своих эмоций. Они очень экспрессивны – их чувства быстро вспыхивают.

Детям этого возраста не хватает силы воли. Мотивы “хочу” и “надо” вступают в единоборство. И не всегда побеждает нравственный мотив. Ребенок иногда сознательно идет на ложь, чтобы сохранить хорошие отношения со взрослыми. Он нуждается в положительных эмоциях – первейшей человеческой потребности. Способность к рефлексии, которая у детей этого возраста уже достаточно хорошо развита, дает им возможность ориентироваться во взаимоотношениях со взрослыми и преднамеренно корректировать свои действия, поведение, подчас в угоду взрослому.

К сожалению, некоторых детей старшего дошкольного возраста не обходит стороной такие нарушения психики, как неврозы всех видов. Главная причина неврозов, как правило, – страх, возникающий от недостатка любви со стороны взрослых, поэтому предупредить развитие отрицательных психических состояний у детей можно только путем создания соответствующей атмосферы, основанной на доброжелательности учителя, сверстников, родителей.

Для детей характерны доверчивость и жизнерадостность, основанные на конкретном, образном мышлении. При всей “взрослости” ребенок живет в мире тех обобщений, которые доступны именно его опыту, соответствуют именно его переживаниям и интеллектуальным возможностям, поэтому детский мир полон деталей и красок, подчас просто невидимых взрослому, как отмечает Г.С. Абрамова.

К семи годам ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Однако нельзя сказать, что формирование этой готовности не происходит стихийно. Школьная готовность ребенка формируется в процессе долгой и направленной работы, которая длится не один год и ведется как педагогами ДОУ, так и родителями дошкольника.

К концу дошкольного возраста происходит перестройка в общем развитии ребенка, что дает основание рассматривать этот этап как переломный. Общее физическое развитие становится более гармоничным. Интенсивно развиваются все системы организма: сердечно-сосудистая, дыхательная, опорно-двигательный аппарат. В этой связи происходит совершенствование двигательных функций, физических качеств. Более выражена динамика развития нервной системы, особенно в морфологии и физиологии головного мозга. У старших дошкольников увеличиваются психофизиологические ресурсы, необходимые для сложной и длительной деятельности. Происходят изменения в протекании нервных процессов, увеличивается возможность тормозных реакций. Это создает предпосылку для произвольной регуляции поведения, эмоций, деятельности. Слабая сторона развития старшего дошкольника – быстрое истощение запаса энергии в нервных тканях, что должно учитываться при построении педагогического процесса. Эта особенность развития сохраняется и на первых этапах обучения детей в первом классе начальной школы. Существенной особенностью этого возрастного этапа является сильная эмоциональная связь с близкими взрослыми.

Таким образом, при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе нужно обращать внимание на следующие особенности развития детей: дошкольники в этом возрасте активно пользуются воображением, постепенно учатся управлять им; теряют непосредственность общения, поведения во взаимоотношениях с другими людьми; для детей в данном возрасте характерна познавательная активность; появляется произвольность в регулировании поведения, внимания; наиболее развито непроизвольное запоминание; дети очень экспрессивны, эмоционально связаны с близкими взрослыми.

Поступление в школу – переломный, кризисный момент в жизни ребенка, который связан:

– с изменением привычного образа жизни;

Анализируя содержание педагогической работы в подготовительной группе ДОУ, можно выделить ряд особенностей:

– организация деятельности детей направлена на воспитание личностных качеств, необходимых в школьном обучении, – самостоятельности, ответственности, произвольности, активности, индивидуальности, дисциплинированности и организованности, любознательности, общительности, креативности;

– освоение новых форм сотрудничества в свободной и регламентированной деятельности со сверстниками, учителями, младшими школьниками;

– выдвижение общественной направленности деятельности и предъявление требований к достижению ее результатов;

– появление требований к самостоятельности, организованности детей, умению самостоятельно управлять деятельностью, регулировать свои проявления;

– сокращается время на выполнение режимных процессов, быстрее осуществляется переход от одной деятельности к другой, возрастают требования к темпу деятельности;

– изменяется стиль общения педагога и детей – вводятся требования и отношения, характерные для школы;

– увеличивается время занятий, их количество. В группе создается специальная учебная зона. Детей знакомят со школьными принадлежностями, с правилами поведения в школе, используют их в обучении на занятиях;

– обучение на занятиях направлено на подготовку к усвоению детьми школьных учебных предметов, появляются новые занятия (обучение грамоте);

– в ходе занятий педагог ставит цели формирования элементов учебной деятельности. Складывается мотивация учения, способность планировать, строить и оценивать процесс решения учебных задач. Дети учатся слушать педагога, выполнять его задания, задавать вопросы и отвечать на них, ставить или принимать учебную задачу, планировать ход ее решения, давать оценку деятельности;

– осуществляется иной подход в оценке результатов деятельности детей: педагог добивается выполнения задания каждым ребенком, достижения им результата. Оценивается точность, качество выполнения задания, умение сохранять темп работы, самоконтроль;

– проводится работа по развитию познавательных интересов детей, их познавательной активности, формируется привычка к активной умственной работе, расширяется область общественных явлений, с которыми знакомят детей;

– обогащается содержание деятельности, способы ее осуществления. Педагог развивает умение коллективно планировать деятельность, сотрудничать в ее процессе, общими усилиями добиваться результатов;

– ведется целенаправленная работа по решению общих и специфических задач подготовки детей к школе;

– ведется параллельная работа с родителями с целью решения задач подготовки, закрепления полученных знаний, умений, отношений, способностей в семейных условиях.

Таким образом, специфика педагогического процесса в подготовительной группе ДОУ определяется необходимостью подготовки детей к новой ступени образования, смягчению процесса адаптации к новым условиям и требованиям школы. Педагогический процесс продолжает выполнять свои традиционные функции – воспитательную, дидактическую, развивающую. Вместе с тем он направлен на решение специфических задач подготовки. Направления подготовки к школьному обучению и ее задачи раскроем в следующем вопросе.

3. Общая и специальная подготовка детей к школе, их взаимосвязь

Эффективность обучения в школе, успех адаптации к условиям новой образовательной ступени во многом определяются уровнем подготовки детей в ДОУ. Подготовка к школе – специфическая роль старших групп, одна из важных задач и результатов всего педагогического процесса.

Вопросами подготовки детей к школе в отечественной дошкольной педагогике занимались Ш.А. Амонашвилли, Р.С. Буре, Л.А. Венгер, Н.И. Гуткина, З.М. Истомина, Р.И.Жуковская, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцова, В.И. Логинова, В.Г.Нечаева, Р.Б. Стеркина, Д.В. Сергеева, Т.В. Тарунтаева, У. Ульенкова, А.П. Усова и др. В зарубежной педагогике вопросы подготовки к школе, формирования школьной зрелости раскрывали Г. Гетцер, Я. Йирасек, А. Керн, С. Штребел.

Специальные исследования показывают, что число неподготовленных к школе детей уменьшается с возрастом : в возрасте пяти лет их около 80 %; среди шестилетних – 51 %; среди детей шести с половиной лет “не готовых” уже значительно меньше – 32 %. Среди семилетних детей не готовы к обучению в школе 13 % детей.

Специальная подготовка к школе – процесс, в ходе которого осуществляется приобретение ребенком знаний и умений, обеспечивающих успешность освоения содержания учебного материала в первом классе по основным предметам (математика, чтение, письмо, окружающий мир).

Целью общей подготовки является гармоничное всестороннее развитие ребенка. Результатом этого процесса является формирование физической, мотивационной, нравственно-волевой, интеллектуальной, коммуникативной сфер личности и развитие всех видов деятельности ребенка.

Эти два направления необходимо видеть в единстве. Деление целостного процесса подготовки на две логические части обосновано не только целями и временными рамками их реализации в педагогическом процессе ДОУ.

Общая подготовка осуществляется на протяжении всего дошкольного детства. Во всех возрастных группах педагог работает над развитием разных сфер личности, над развитием детской деятельности. Итог – разностороннее развитие детей в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями.

Специфическая подготовка к усвоению учебных предметов протекает в старшем дошкольном возрасте при изучении материала, являющегося основой дальнейшего усвоения учебных предметов в школе. Эта подготовка осуществляется на специальных занятиях. Основы необходимых для развития знаний и умений дети получают и ранее. Однако в старшем дошкольном возрасте особое внимание уделяется обучению грамоте, освоению понятий и закономерностей существования окружающего мира, предъявляются четкие требования к качеству процесса и результатов обучения. Цели, содержание специальной подготовки к школе являются понятными, и в дошкольной педагогике практически нет разночтений в понимании ее значимости и сроков осуществления.

Общая подготовка как предмет исследования рассматривается в дошкольной педагогике и психологии. В определении составляющих общей подготовки детей к школе, в отличие от специальной, просматривается многообразие позиций. Отсюда различные подходы к определению направлений общей подготовки.

Суммируя взгляды на общую подготовку, получаем, что она направлена на:

– физическое развитие ребенка;

– развитие интеллектуальной сферы, познавательных процессов, умственных действий и операций, речи;

– социально-нравственное воспитание личности;

– развитие навыков общения и взаимодействия со взрослыми и детьми;

– формирование знаний о школе, учебно-познавательной и социальной мотивации учения, внутренней позиции школьника;

– развитие важных качеств личности будущего школьника развитость крупной и мелкой моторики, графические навыки, развитость психических процессов, произвольность, мотивация учения, обучаемость;

– развитие произвольности в поведении и деятельности;

– формирование компонентов учебной деятельности.

Цели определяют результаты подготовки детей к школьному обучению. В качестве результата выступает готовность к школе как синтетический результат целостного процесса.

4. Готовность к школьному обучению как результат образовательного процесса в ДОУ

Формирование школьной готовности – проблема комплексная, требующая усиленного внимания специалистов и родителей дошкольников. В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась структура школы. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Развитие в школе альтернативных методик позволяет обучать детей по более интенсивной программе.

Важнейшей задачей системы дошкольного воспитания являются всестороннее развитие личности ребенка и подготовка его к школе. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни.

Вопрос о критериях готовности детей старшего дошкольного возраста к школе рассматривался и изучался многими известными педагогами и психологами. До сих пор продолжают изучать и разрабатывать новые системы и методы подготовки детей к школе. Человечество не стоит на месте с развитием науки и техники появляются новые возможности развития детей. Но как говорил Л.С. Выготский, что обучение должно опережать развитие «не плестись у него в хвосте, вести его за собой». Рассмотрим определения и те психологические составляющие, которые дают известные педагоги, психологи и учителя в своих работах.

В своей книге И.В. Дубровина пишет, что в психологическом словаре понятие "готовность к школьному обучению" рассматривается как совокупность морфо - физиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению.(7)

В.С. Мухина утверждает, что готовность к школьному обучению - это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности.(10)

Д.Б. Эльконин считает, что готовность ребенка к школьному обучению предполагает "вращивание" социального правила, то есть системы социальных отношений между ребенком и взрослым. (17, c.73)

Наиболее полно понятие "готовность к школе" дано в определении Л.А. Венгера, под которой он понимал определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора, прежде всего является мотивация, личностная готовность, в которую входят "внутренняя позиция школьника", волевая и интеллектуальная готовность. (17, c.103-105)

Новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее при поступлении в школу, Л.И. Божович назвала "внутренней позицией школьника", считая это новообразование критерием готовности к обучению.(3)

В своих исследованиях Т.А. Нежнова указывает, что новая социальная позиция и соответствующая ей деятельность развиваются постольку, поскольку они принимаются субъектом, то есть становятся предметом его собственных потребностей и стремлений, содержанием его "внутренней позиции".(14, с.34) .

В своей работе «Психологическая готовность детей» авторы Г.Г. Кравцов и Е.Е. Кравцова приводят данные ииследований зарубежных психологов: Ф.Л. Илг, Л.Б. Эймс провели исследование, посвященное выявлению параметров готовности к школьному обучению. В результате возникла специальная система заданий, которая позволяла обследовать детей от 5 до 10 лет. Разработанные в исследовании тесты имеют практическое значение и обладают прогнозирующей способностью. Кроме тестовых заданий авторы предлагают в случае неподготовленности ребенка к школе забирать его оттуда и путем многочисленных тренировок доводить до нужного уровня готовности. Однако эта точка зрения не единственная. Так, Д.П. Озубел предлагает, в случае неподготовленности ребенка, изменить программу обучения в школе и тем самым постепенно выравнивать развитие всех детей. О подготовке к школе написано и сказано немало и эта проблема встает не только в нашей стране. Ею занимаются и специалисты из разных стран и часто подходы и взгляды на данную проблему расходятся. Не зря говорят «Сколько людей столько и мнений», но никто не отрицает необходимости готовить детей к поступлению в школу.(9)

Л.А. Венгер писал: “Быть готовым к школе - не значит уже сейчас уметь делать все то, что потребуется для школьной жизни. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться”. (4, с.30-35)

Из выше приведенных определений готовности детей к школе четко видно, что комплексная подготовка к школе включает пять основных компонента: мотивационная, интеллектуальная, социальная, волевая, физиологическая готовности.

Составными компонентами психологической готовности ребенка к школе являются:

мотивационная (личностная),

интеллектуальная,

эмоционально - волевая.

Мотивационная готовность - наличие у ребенка желания учиться. В исследованиях А.К. Марковой, Т.А. Матис, А.Б. Орлова показано, что возникновение осознанного отношения ребенка к школе определяется способом подачи информации о ней. Важно, чтобы сообщаемые детям сведения о школе были не только поняты, но и прочувствованы ими. Эмоциональный опыт обеспечивается включением детей в деятельность, активизирующую как мышление, так и чувства.(12)

И. В. Дубровина В.В. Зацепин выделяют в мотивационном плане две группы мотивов учения:

Широкие социальные мотивы учения или мотивы, связанные с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.

Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.

Мотивационную готовность рассматривают как побуждение к учебе, желание ребенка учиться в школе. Первоначальный мотив ребенка это восхождение на новый уровень отношений. (7, с.64-79)

Л.И. Божович мотивацию рассматривает несколько в ином ракурсе, дополняя характеристику данную И.В. Дубровиной и В.В. Зацепиным. Автор различает внешнюю и внутреннюю мотивацию. Большинство детей старшего дошкольного возраста мечтают стать школьниками, но разумеется, почти никто из них не представляет что такое школа в действительности, у многих детей совершенно идеализированное атрибутное представление о школе, если у них спросить, кто такой школьник они непременно ответят, что это ребенок, который носит большой портфель, сидит за партой с поднятой рукой, пишет, читает и хорошие дети получают пятерки, а плохие дети получают двойки. И я хочу так же, и все меня будут хвалить.

Внутренняя же мотивация связана с непосредственным желанием учиться, выражающееся в познавательном интересе, проявляется в стремлении узнать новое, выяснить непонятное. Возникает очень сложная ситуация, потому что не все дети готовы выполнять требования учителя и не уживаются в новой социальной обстановке из-за отсутствия именно внутреннего мотива. Познавательная потребность у ребенка существует с рождения, и чем больше взрослые удовлетворяют познавательный интерес ребенка, тем сильнее он становится, поэтому родителям нужно уделять как можно больше и времени развитию детей, например, читать им книжки, играть в познавательные игры и проч.(2)

Интеллектуальная готовность ребенка к школе. В своей работе И.В. Дубровина В.В. Зацепин пишут, что данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. (7, с.64-79)

Обсуждая дилемму готовности к школе, Д.Б. Эльконин на первое место ставил сформированность нужных предпосылок учебной деятельности.(17)

Еще один компонент школьной готовности - волевая готовность. Волевая готовность подразумевает готовность ребенка к тому, что ему придется выполнять требования учителя. Это умение действовать по правилам, в соответствии с установленным образцом. Выполнение правила лежит в основе социальных отношений ребенка и взрослого. Д.Б. Элькониным был проведен эксперимент. Детей первоклассников попросили нарисовать четыре кружочка, а затем раскрасить три желтым и один синим, дети раскрасили все кружечки в разные цвета, утверждая, что так красивее. Этот эксперимент прекрасно демонстрирует то, что не все дети готовы принять правила.

Появление воли приводит к тому, что ребенок начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Он постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам.(17)

Р.С. Немов утверждает, что не менее важным является развитие речи как средство общения и предпосылки усвоению письма. Об этой функции речи следует проявлять особую заботу в течение среднего и старшего дошкольного детства, так как развитие письменной речи существенно определяет прогресс интеллектуального развития ребенка. К 6 - 7 годам появляется и развивается более сложная самостоятельная форма речи - развернутое монологическое высказывание. К этому времени лексикон ребенка состоит примерно из 14 тысяч слов. Он уже владеет слово измерением, образованием времен, правилами составления предложения.(15)

Социальная готовность к школе представляет собой готовность к новой форме отношений, в ситуации школьного обучения. Поход в школу это, прежде всего, обретение нового социального статуса школьника. Он вступает в новые общественные отношения, модели ребенок-учитель. В ситуации урока, существуют строгие правила которых должен придерживаться школьник, например, только предметное общение.

Физиологическую готовность определяют по трем признакам: физиологический, биологический и состояние здоровья. В школе ребенок сталкивается с кучей проблем, например, неправильная посадка может привести к искривлению позвоночника, или деформация кисти при сильных нагрузках на руку. Поэтому это такой же весомый признак развития как и остальные.(23)

Подготовка к школе многогранный и последовательный процесс воздействия на ребенка. Главной целью подготовки к школе является всестороннее развитие ребенка: умственное и эстетическое, нравственное и физическое. Эльконин Д.Б. и Венгер Л.А. отмечали, что формирование готовности к обучению в школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения в ученический коллектив. Это длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников. (18)

Готовность ребенка к современному школьному образованию выступает как совокупный результат системы воспитания, направленной на полноценное личностное развитие каждого дошкольника. Полноценная готовность ребенка обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой - как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности (Т.И. Бабаева, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова и др.).

Современные исследования показывают, что 30 - 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности:

Социальный

Психологический

Эмоционально-волевой.

Н.И. Гуткина обращает внимание на то, что поход в школу важнейший шаг в развитии ребенка, требующий очень серьезного подхода и подготовки. Установлено, что готовность ребенка к школе это целостное явление, и для полной готовности необходимо, чтобы каждый из признаков был развит полноценно, если хотя бы один параметр плохо развит, это может нести за собой серьезные последствия.

При подготовке ребенка к школе так же необходимо проконсультироваться с детским психологом и педагогами.(6)

Эффективность обучения в школе, успех адаптации к условиям новой образовательной ступени во многом определяются уровнем подготовки детей в ДОУ. Подготовка к школе – специфическая роль старших групп, одна из важных задач и результатов всего педагогического процесса.

Специальная подготовка к школе – процесс, в ходе которого осуществляется приобретение ребенком знаний и умений, обеспечивающих успешность освоения содержания учебного материала в первом классе по основным предметам (математика, чтение, письмо, окружающий мир).

Целью общей подготовки является гармоничное всестороннее развитие ребенка. Результатом этого процесса является формирование физической, мотивационной, нравственно-волевой, интеллектуальной, коммуникативной сфер личности и развитие всех видов деятельности ребенка.

Эти два направления необходимо видеть в единстве. Деление целостного процесса подготовки на две логические части обосновано не только целями и временными рамками их реализации в педагогическом процессе ДОУ.

Общая подготовка осуществляется на протяжении всего дошкольного детства. Во всех возрастных группах педагог работает над развитием разных сфер личности, над развитием детской деятельности. Итог – разностороннее развитие детей в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями.

Специфическая подготовка к усвоению учебных предметов протекает в старшем дошкольном возрасте при изучении материала, являющегося основой дальнейшего усвоения учебных предметов в школе. Эта подготовка осуществляется на специальных занятиях. Основы необходимых для развития знаний и умений дети получают и ранее. Однако в старшем дошкольном возрасте особое внимание уделяется обучению грамоте, освоению понятий и закономерностей существования окружающего мира, предъявляются четкие требования к качеству процесса и результатов обучения. Цели, содержание специальной подготовки к школе являются понятными, и в дошкольной педагогике практически нет разночтений в понимании ее значимости и сроков осуществления.

Общая подготовка как предмет исследования рассматривается в дошкольной педагогике и психологии. В определении составляющих общей подготовки детей к школе, в отличие от специальной, просматривается многообразие позиций. Отсюда различные подходы к определению направлений общей подготовки.

Суммируя взгляды на общую подготовку, получаем, что она направлена на:

– физическое развитие ребенка;

– развитие интеллектуальной сферы, познавательных процессов, умственных действий и операций, речи;

– социально-нравственное воспитание личности;

– развитие навыков общения и взаимодействия со взрослыми и детьми;

– формирование знаний о школе, учебно-познавательной и социальной мотивации учения, внутренней позиции школьника;

– развитие важных качеств личности будущего школьника развитость крупной и мелкой моторики, графические навыки, развитость психических процессов, произвольность, мотивация учения, обучаемость;

– развитие произвольности в поведении и деятельности;

– формирование компонентов учебной деятельности.

Цели определяют результаты подготовки детей к школьному обучению. В качестве результата выступает готовность к школе как синтетический результат целостного процесса.

Готов ребенок к новой школьной жизни или нет, определяется по совокупности таких особенностей:

  • морфологических;
  • психологических;
  • личностных.

Степень их сформированности зависит от:

  • правильного созревания организма дошкольника (особенно ЦНС);
  • уровня развития его психических процессов;
  • социальной среды, в которой малыш воспитывался;
  • личностных качеств, которые у него выработались;
  • наличия основных универсальных учебных умений.

Представим основные виды готовности к обучению в школе и их характеристики в таблице.

Физическая

Уровень физического и биологического развития, состояние здоровья.

Психологическая

Интеллектуальная

Наличие необходимой базы знаний, готовность воспринимать и усваивать новую информацию.

Социальная

Готовность взаимодействовать с окружающим социумом.

Личностная

Сформированная внутренняя позиция, являющаяся основой для сознательного вступления в роль школьника.

Эмоционально-волевая

Умение управлять своими мотивами, желаниями, настроением. Наличие нравственных установок.

Специальная

Основные учебные умения

По оценкам специалистов готовность к школьному обучению формируется у детей в период между шести- и семилетним возрастом. Однако каждый ребенок имеет индивидуальный темп развития. Решение о том, отдавать ли его в школу, должно приниматься на основе оценки всего перечня необходимых качеств.

Физическая готовность

Такой вид готовности к обучению в школе, как физическая готовность определяется на основе соответствия уровня развития организма ребенка основным возрастным нормам. Необходимо учитывать целый ряд критериев.

  1. Уровень биологического развития:
  • рост;
  • масса;
  • работоспособность;
  • система условных словесных реакций;
  • зрелость пищеварительной и мочевыделительной системы.
  1. Состояние здоровья и анализаторных систем. Для определения состояния здоровья перед поступлением в школу ребенок должен пройти медицинский осмотр и получить заключение о том, что он здоров и может обучаться в общеобразовательном учреждении. Особое внимание уделяется проверке зрения и слуха, которые имеют первостепенное значение для восприятия информации.

При наличии каких-либо медицинских отклонений или противопоказаний необходимо отсрочить зачисление в первый класс, пройти курс лечения или позаботиться о создании для ребенка специальных условий обучения.

Общее физическое развитие. Определяется по наличию основных физических качеств:

  • ловкость;
  • скорость;
  • сила;
  • скоординированность движений.

Уровень развития основных видов движений:

  • прыжки;
  • наклоны;
  • приседания;
  • ползание.

Развитие мелкой моторики рук:

  • держать ручку или карандаш;
  • проводить четкие линии;
  • перекладывать мелкие предметы;
  • складывать лист бумаги.

Гигиенические умения, навыки самообслуживания. Ребенок должен самостоятельно:

  • умываться;
  • чистить зубы;
  • мыть руки;
  • пользоваться туалетом;
  • одеваться;
  • застегиваться и завязывать шнурки;
  • следить за своим внешним видом;
  • пользоваться столовыми приборами;
  • убирать за собой посуду;
  • организовывать рабочее место;
  • собирать, складывать и убирать свои вещи.

Знания по основам здоровья. Ребенок обладает знаниями о:

  • важности быть здоровым;
  • необходимости беречь здоровье;
  • режиме дня;
  • значимости занятий спортом.

Физически здоровый и подготовленный ребенок , изменившемуся режиму дня и уровню нагрузок.

Психологическая готовность

Рассмотрим виды психологической готовности к школе, которая охватывает несколько аспектов.

Умственная готовность включает:

  • достаточный багаж знаний об окружающем мире;
  • умение оперировать имеющимися знаниями для решения различных задач;
  • любознательность, потребность в получении новых знаний;
  • уровень мыслительной деятельности, который обеспечит усвоение новых знаний;
  • наличие словесно-логического и образного мышления;
  • развитую речь, достаточный словарный запас;
  • сформированные сенсорные навыки;
  • устойчивое внимание;
  • крепкую память.

Интеллектуальная подготовка к поступлению в школу является необходимым условием для успешного овладения учебной программой.

Социальная готовность базируется на таких компонентах:

  • коммуникативность;
  • стремление общаться со сверстниками, устанавливать с ними дружеские отношения;
  • умение выслушивать собеседника;
  • готовность соблюдать очередь;
  • готовность идти за лидером или самому проявлять лидерские качества;
  • понимание социальной иерархии, готовность подчиняться требованиям старших.

Основы взаимоотношения ребенка с окружающим миром закладываются в семье и развиваются в процессе посещения дошкольного учреждения. «Домашние» дети труднее приспосабливаются к условиям школьного коллектива.

Личностная готовность к поступлению в школу связана со степенью формирования внутреннего настроя ребенка на то, что меняется его роль в обществе, меняется отношение взрослых и их система запросов к нему. Первоклассник должен сознательно принимать позицию школьника и иметь . Важно, чтобы его положительная мотивация не базировалась на внешних аспектах (приобретение новой одежды, обладание канцелярскими принадлежностями и т.д.), а на том, что посещая школу, он станет умнее, сможет развивать свои способности и навыки.

К тому же ребенок должен быть готов, что в семье его будут считать более взрослым и самостоятельным. Поэтому увеличится количество требований и семейных обязанностей. В этом плане особенно сложная ситуация складывается в семьях, где еще есть дети дошкольного возраста.

Эмоционально-волевая готовность подразумевает наличие таких аспектов:

  • радостное ожидание поступления в школу;
  • принятие целей образовательной деятельности и положительное отношение к ним;
  • способность подчинять свои мотивы коллективным;
  • умение сознательно управлять своим поведением в соответствии с нравственными установками;
  • стремление преодолевать трудности;
  • стремление достигать высоких результатов в своей деятельности;
  • сознательное определение некоторых положительных и отрицательных качеств своего характера и готовность меняться;
  • присутствие сдержанности, усидчивости, самостоятельности, настойчивости, дисциплинированности и организованности.

Высокий уровень эмоционально-волевой готовности к школе является ключом к успешному обучению. Ведь в таком случае, даже имея проблемы на начальном этапе школьной адаптации, ребенок сможет их преодолеть и не будет испытывать трудности в дальнейшем.

Специальная готовность

Специальная готовность к школьному обучению заключается в том, что ребенок обладает некоторыми универсальными учебными умениями:

  • называть буквы;
  • читать слоги или слова;
  • считать, прибавлять и отнимать в пределах 10;
  • писать отдельные элементы;
  • рисовать простые предметы;
  • выполнять несложные физические упражнения.

Это лишь примерный список. Обычно такие умения формируются в ходе специальных занятий, которые проводятся в детском саду. Их наличие необходимо для изучения школьных предметов, предусмотренных учебным планом.

Важно, чтобы все основные виды готовности ребенка к школе были сформированы на достаточном уровне. Только в таком случае в условиях систематического обучения у ребенка не наступит ухудшение здоровья, он будет справляться с предъявляемыми требованиями, успешно усвоит школьную программу и социально-психологически адаптируется к школьной жизни.

До сих пор в психологии отсутствует единое и четкое определение понятия «готовность ребенка к школе» или «школьной зрелости». Свидетельством тому определение этих понятий разными и весьма авторитетными специалистами в этой области.

Приведем некоторые из них.
Готовность ребенка к школе - это «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками» считает Анна Анастази.

Готовность ребенка к школе - это достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении полагает известный чешский психолог Й. Шванцара.

Оба определения сколь широки, столь и неопределенны. Они скорее дают какое-то общее представление о понятии, чем предлагают конкретные направления в определении психологических детерминант готовности ребенка к обучению в школе. Пожалуй, указание на такие детерминанты присутствует в определении готовности, даваемом Л. И. Божович.

Готовность ребенка к школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции поведении. По нашему мнению именно произвольность поведения младшего школьника является центральным моментом, определяющим его готовность к обучению, поскольку она проявляется как в произвольности познавательных процессов, так и в системе его отношений к взрослому (учителю), сверстникам и самому себе.

В этой связи характеристика готовности ребенка к школе включает 3 аспекта: физический, специальный и психологический.

Физическая готовность к обучению прежде всего характеризует функциональные возможности ребенка и состояние его здоровья. Оценивая состояние здоровья детей при их поступлении в школу следует учитывать следующие показатели: уровень физического и нервно-психического развития; уровень функционирования основных систем организма; наличие или отсутствие хронических заболеваний; степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям, а также степень социального благополучия ребенка. По совокупности выявленных показателей судят о состоянии здоровья детей. Выделяют пять групп детей.

Первая группа - это здоровые дети, не имеющие отклонений по всем признакам здоровья, не болеющие за период наблюдений, а также имеющие незначительные единичные отклонения, не влияющие на состояние здоровья. Число таких детей, поступающих в первый класс сокращается из года в года и сейчас в среднем составляет около 20%.

Вторая группа - или «угрожаемые дети», т.е. дети, с риском возникновения хронической патологии и склонные к повышенный заболеваемости, имеющие различные функциональные отклонения, обусловленные степенью морфологической зрелости органов и систем. Дети, входящие в эту группу, представляют наиболее сложную и тревожную категорию, поскольку даже незначительные нагрузки могут привести к резкому ухудшению состояния их здоровья и развитию хронических заболеваний. С другой стороны, именно эти дети, как правило, выпадают из-под система-тического врачебного наблюдения, равно как учителей и родителей, поскольку школьник с функциональными нарушениями считается «практически здоровым». Дети, относимые ко второй группе здоровья составляют абсолютное большинство - 66% и в связи с вышесказанным это еще в большей степени усугубляет проблему.

В третью группу входят дети, страдающие различными хроническими заболеваниями в период между обострениями, а в четвертую и пятую - дети, имеющие серьезные, грубые нарушения в состоянии здоровья, несовместимые с обучением ребенка в массовой школе. Общее число таких детей составляет 16%. В целом состояние здоровья детей, равно как и их психическое здоровье и психологическое благополучие, по мнению Н. Г. Веселова, оценивается врачами как неудовлетворительное - 2,1 - 2,2 балла по 5 - ти балльной шкале. Не случайно появился термин -«часто болеющие дети». Большую часть таких детей (75%-80%) по состоянию здоровья относят ко 2-й группе здоровья, а остальных - к 3 - й и 4 - й. К сожалению, их число растет из года в год и примерный удельный вес этих больных в старшем дошкольном возрасте составляет 25%. Частые болезни приводят к истощению не только физическому, но и психическому. В результате психологического изучения часто болеющих детей среди них было выявлено 31% детей с задержкой умственного развития, 17% детей с низким уровнем интеллектуального развития, 24% детей со средним уровнем и 28% - с высоким уровнем развития интеллекта. Таким образом, часто болеющие дети - это не только медицинская проблема, но и психолого-педагогическая. Изучение факторов, влияющих на здоровье детей дошкольного возраста показало, что наибольшее влияние оказывают социально-гигиенические (жилищные условия, образование матери) и режимные (закаливание) факторы.

Что касается специального аспекта готовности ребенка к школе, то под ним понимается определенный уровень умелости ребенка в отношении чтения, письма и счета.

Психологическая готовность ребенка к школе предполагает готовность интеллектуальную, личностную и эмоционально-волевую.

Под интеллектуальной готовностью следует понимать требуемый уровень развития некоторых познавательных процессов. Е.И.Рогов считает, что для всесторонней оценки интеллектуальной готовности к обучению необходимо оценить:
- степень дифференцированности восприятия,
- аналитическое мышление (способность устанавливать связи между основными признаками и явлениями, способность воспроизвести образец),
- наличие рационального подхода к действительности (ослабление роли фантазии),
- логическую (произвольную) память,
- развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координации,
- овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов,
- интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий".

Диагностика личностной готовности ребенка к школе самая трудная, т. к. требуется оценить уровень отношений ребенка к взрослым, сверстникам и самому себе. Личностная готовность предполагает определенный уровень развития мотивационной сферы (системы соподчиненных мотивов поведения). Короче говоря, нужно оценить, насколько ребенок способен к произвольной регуляции своей деятельности и поведения в целом.

Последний аспект психологической готовности - это диагностика развития эмоционально-волевой сферы, точнее уровня эмоциональной напряженности. Показано, что эмоциогенные факторы оказывают мощное воздействие на психическую работоспособность ребенка.

Чаще всего эмоциональная напряженность сказывается на психомоторике ребенка (82% детей подвержены этому воздействию), на его волевых усилиях (70%); она приводит к нарушениям речи (67%), снижает эффективность запоминания у 37% детей. Наряду с этим эмоциональная напряженность оказывает сильное влияние на внутренние изменения в самих психических процессах. Наибольшие изменения происходят (по мере убывания) в памяти, психомоторике, речи, скорости мышления и внимании. Таким образом, мы видим, что эмоциональная устойчивость является важнейшим условием нормальной учебной деятельности детей.

Дети по-разному реагируют на действие эмоциогенных факторов, но нет ни одного ребенка, который бы на них не отреагировал. В условиях эмоциональной напряженности некоторая часть детей практически не изменяет продуктивности своей деятельности, другие же вообще оказываются неспособными к какой-либо деятельности. Подобное состояние сказывается на всей системе его взаимоотношений с окружающими. К сожалению, сегодня почти половина детей (48%) испытывает напряженность во взаимоотношениях с родителями. При этом следует иметь в виду, что характер этих отношений у разных детей может быть разным. Так, для 26% детей характерен в целом пассивно-оборонительный тип взаимоотношений с родителями. Обычно такой тип отношений возникает в ответ на формально-педантичный подход родителей к ребенку, когда его внутренний мир закрыт для взрослых, когда у ребенка отсутствует вера в возможность установления эмоциональной близости с ними.

Другой тип реакции ребенка на эмоциональную напряженность в семье можно назвать активно-оборонительным. Для таких семей характерна атмосфера эмоциональной несдержанности, конфликтов и скандалов. Дети перенимают такой стиль и относятся к родителям зеркально. Они не рассчитывают на поддержку со стороны родителей, они готовы принять порицание, укоры, наказание и угрозы. На обвинения дают агрессивные ответы. Для них характерно неумение сдерживать свои эмоциональные реакции, само поведение характеризуется излишней возбудимостью, конфликтностью, агрессивностью.

Наконец, третья группа детей, испытывающих напряженность в семье, реагирует совершенно иначе. Они отличаются слабостью нервных процессов и в ответ на резкие и, по сути, непосильные для них воздействия реагируют даже физиологическими нарушениями, такими как тик, энурез или заикание.

Не раскрывая психологического содержания реакций детей, испытывающих эмоциональную напряженность во взаимоотношениях с воспитателями и сверстниками (оно очень похоже на описанное выше), скажем, что ее испытывают во взаимоотношениях с воспитателями 48%, а со сверстниками - 56% ребят. Интересно отметить, что если воспитатели адекватно оценивают отношения между самими детьми, то ни они сами, ни родители не в состоянии адекватно оценить свои отношения с детьми.

И еще о двух важных моментах
Эффективность коррекционных мероприятий будет прямо пропорциональна тому, насколько всеохватывающе действует эмоциональная напряженность на разные аспекты психической деятельности ребенка и его отношения с окружающими. Оказалось, что только у 26% детей эмоциональная напряженность отрицательно влияет на 1-3 параметра психической деятельности. У 45% детей изменяются 4-5 параметров, у 29% детей 6-8 параметров.

Что касается самих психокоррекционных мероприятий, то это тема для особого разговора. Понятно, что лучшая форма профилактических и психокоррекционных мероприятий - это нормальные условия жизни ребенка, верная позиция родителей и воспитателей в отношении ребенка. Однако для этого нужно не только любить детей, но и знать их!

Психологическая диагностика готовности ребенка к школе
В конечном счете по степени готовности к обучению желательно прогнозировать обучаемость того или иного ребенка. Обучаемость выступает как проявление общих способностей, которые выражают познавательную активность субъекта и его возможность к обучению. В свою очередь, наиболее значительными качествами познавательных процессов и личности, обеспечивающими возможности к обучению являются:
- уровень произвольности внимания, памяти, мышления и т.д.,
- речевые возможности человека, способность к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической, образной).

К сожалению в практике психодиагностической деятельности произошел явный перекос в сторону оценки собственно интеллектуального развития ребенка и недооценка уровня речевой деятельности. А ведь число детей с речевыми нарушениями к началу обучения в школе составляет 33% от общего числа. С этой точки зрения предметом психологической диагностики при поступлении ребенка в школу с целью прогноза его обучаемости должны быть:
чтение, письмо и образное мышление как основные составляющие обучаемости. Эти предварительные замечания представляются необходимыми перед характеристикой наиболее популярных психодиагностических процедур определения школьной зрелости.

Наибольшее распространение при диагностике психологической готовности ребенка к школе приобрел тест школьной зрелости Керна-Йирасека, который позволяет получить представление об уровне произвольности психической деятельности, степени зрелости зрительно-моторной координации и интеллекта. Он включает три задания: нарисовать фигуру мужчины по представлению, копирование письменных букв и копирование группы точек. Я.Йирасек ввел дополнительное четвертое задание в виде опросника из 20 вопросов, ответы на которые позволяют судить об уровне развития социальных качеств, связанных с общей осведомленностью и развитием мыслительных операций.

1. Рисунок мужчины - это старый диагностический тест, предложенный в 1926 году Ф.Гудинаф для оценки уровня интеллектуального развития. В 1963 году ученик Ф.Гудинаф Д.Харрис стандартизовал это задание и сформулировал 10 информативных признаков, используемых для оценки рисунка, выполненного ребенком по представлению:
1) части тела, детали лица;
2) объемность изображения частей тела;
3) качество соединений частей тела;
4) соблюдение пропорций;
5) правильность и детальность изображения одежды;
6) правильность изображения фигуры в профиль;
7) качество овладения карандашом: твердость и уверенность прямых линий;
8) степень произвольности владения карандашом при рисовании форм;
9) особенности техники рисования (только у старших детей, например, наличие и качество штриховки);
10) выразительность передачи движений фигуры.

Исследования П. Т. Хоментаускаса позволили сформулировать следующие показатели для оценки рисунка:
1. Количество деталей тела. Присутствуют ли: голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, щеки, рот, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни.
2. Декорирование (детали одежды и украшения):
шапка, воротник, галстук, банты, карманы, ремень, пуговицы, элементы прически, сложность одежды, украшения.
Информативными могут быть и размеры фигуры:
дети, склонные к доминированию, уверенные в себе, рисуют фигуры больших размеров; маленькие фигуры человека рисуются детьми тревожными, неуверенными, испытывающими чувство опасности.

Если дети старше пятилетнего возраста пропускают в рисунке какие-то части лица (рот, глаза), это может указывать на серьезные нарушения в сфере общения, аутизм ребенка. Высокий уровень детализации рисунка свидетельствует о более высоком уровне интеллектуального развития ребенка.

Существует закономерность, что с возрастом детский рисунок обогащается новыми деталями: если в три с половиной года ребенок рисует «головонога» (руки и ноги как бы растут из туловища), то в семь лет - это рисунок с большим числом деталей. Поэтому, если в 7 лет ребенок не рисует одну из деталей тела (голову, глаза, нос, рот, руки, туловище или ноги), то на это следует обратить внимание.

2. Копирование букв. Ребенку предлагается скопировать простое предложение из трех слов, написанное прописью (7 букв). Расстояние между словами образца примерно полбуквы.

3. Копирование точек. Предлагается скопировать 9 точек, размещенных по 3 точки в 3 горизонтальных ряда;
второй ряд точек сдвинут вправо на одну точку. Следует отметить, что тест Керна - Йирасека дает лишь предварительную ориентировку в уровне готовности ребенка к школе. Тем не менее, если ребенок показывает высокий результат в среднем от 3 до 6 баллов, то дополнительное психологическое исследование не проводится. В случае среднего, а тем более низкого результата требуется индивидуальное психологическое исследование ребенка. Для комплексной оценки готовности ребенка к школе Е. А. Бугрименко и др. предлагают оценивать уровень развития предпосылок учебной деятельности:
- умение внимательно и точно выполнять последовательные указания учителя, самостоятельно действовать по его заданию, ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлекающее влияние побочных факторов - методики «графический диктант» Д.Б.Эльконина и «образец и правило» А. Л. Венгер;
- уровень развития наглядно-образного мышления - методика «лабиринт».

С перечнем диагностических методик, используемых для оценки готовности ребенка в школу можно ознакомиться в книге Т. В. Чередниковой «Тесты для подготовки и отбора детей в школы».

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...