Роль односоставных предложений. Понятие об односоставных предложениях. Группы односоставных предложений по способу выражения главного члена. Роль односоставных предложений в речи. Понятие односоставных предложений

Учитель

Понятие об односоставных предложениях. Группы односоставных предложений по способу выражения главного члена. Роль односоставных предложений в речи.

Цели: дать понятие об односоставных предложениях; о группах односоставных предложений по способу выражения главного члена;

Слайд 1. Орфографическая разминка.

Пр..ступить к занятиям, пр..ступить закон, пр..сечь разговоры, пр..восходить, пр..бить, пр..глушить, пр..вокзальный, пр..высить скорость, пр..светлый образ, пр..окский, пр..неприятный, пр..рываемый, пр..вязанный, пр..дать форму, пр..бывать в унынии, пр..брежный, поезд пр..бывает, пр..городный, пр..клеить, пр..сесть, пр..града, пр..дел желаний, пр..дел храма, пр..данья старины, пр..уменьшить, пр..образовать, радиопр.. ё мник.

Слайд 2. Самопроверка

Приступить к занятиям, преступить закон, пресечь разговоры, превосходить, прибить, приглушить, привокзальный, превысить скорость, пресветлый образ, приокский, пренеприятный, прерываемый, привязанный, придать форму, пребывать в унынии, прибрежный, поезд прибывает, пригородный, приклеить, присесть, преграда, предел желаний, придел храма, преданья старины, приуменьшить, преобразовать, радиопри ё мник.

Слайд 3 Найдите грамматическую основу в предложениях . /Предложения двусоставные./

- В чём особенность предложений справа? Вывод: Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, называются односоставными.

Слайды 4-5 Тема урока и цели.

- Итак, перед нами односоставные предложения.

1. Люблю грозу в начале мая…

2. Мне сказали о вашей просьбе.

3. Мне не спится.

4. Весна.

- Посмотрите, чем отличаются первые три предложения от четвёртого. /В 1-м – 3-м предложениях главный член – сказуемое, а в 4-м - подлежащее/

Вывод: По значению и способу выражения главного члена односоставные предложения делятся на следующие группы:

1) с главным членом в форме сказуемого;

2) с главным членом в форме подлежащего.

Слайд 7 Понятие об односоставных предложениях §212

- Второй главный член не нужен для понимания смысла предложения. Почему? /возврат к слайду 6/ Односоставные предложения так же хорошо справляются с обязанностью сообщать, как и двусоставные. Как мы видим, мысль, выраженная односоставным предложением, тоже полноценная, не усечённая. Запись в тетради «Стилистика русского языка » §212 /последний абзац/

Слайд 9 Разминка!

Слайд 10 САМОПРОВЕРКА!

Слайд 11 Определённо-личные предложения. §213

- Чем может быть выражено сказуемое в О-Л предложениях?

1. Люблю безмолвие полношной природы, люблю её лесов лепечущие своды, люблю её степей алмазные снега. / глаг., 1-е л., ед. ч., наст. вр./

2. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? /глаг., 2-е л., наст. вр./

3.Выйду, сяду под рябиной, буду слушать соловья . /глаг., 1-е л., буд. вр./

4. Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии . /глаг., 1-е л., мн. ч., буд. вр./

5. Уходи, зима седая!

6. Звени, звени, златая Русь , Повелит накл.

Волнуйся, неу ё мный ветер!

7. Напиши мне письмецо!

Чтение и комментарий §213.

- Всё же в чём же превосходство О-Л предложений? §213./чтение и комментарий/

Итак, как мы видим, второй главный член не нужен для понимания смысла предложения.

Хочу обратить ваше внимание на то, что этот вид предложений часто используется в поэтических произведениях, помогая передать состояние души поэта. В русском языке предложения с обращением часто не имеют подлежащего, являясь О-Л. сфера использования О-Л предложений обширна /разговорная речь, публицистика, научный и официально-деловой стили речи/ запись в тетради «Стилистика»

Слайд 13. Работа с текстом.

Прочитайте текст.

Познай самого себя. Пойми, как меняется и растет твой организм.

Содержи тело в чистоте. Часто мойся, чисти зубы и ногти.

Заводи друзей. Будь хорошим другом сам, научись говорить с друзь ями и родителями и выслушивать их.

Научись говорить «Нет». Если тебя просят сделать что-то, от чего ты чувствуешь себя неловко, говори «Нет».

К какому стилю речи относится данный текст? Какие виды предложений в нем использованы?

Слайд 14 Обобщённое значение О-Л предложений

Лес густой, зеленый и полон шорохов, писков. Но вот вхожу в него я - и мигом все прячется, настораживается: человек пришел в лес! Знаю, что из всех лесных тайничков следят за мной чьи-то встревожен­ные глаза. Ружье у охотника не для добрых знакомств!

Теперь хочешь увидеть - стань невидим; хочешь услышать - стань неслышим; хочешь понять - замри.

Не бери в лес ружье... (По Н. Сладкову.)

От какого лица ведётся рассказ? /от 1-го лица/

Какая форма глагола указывает на это?/ Глаголы 1-го лица, изъявит накл., наст времени./

В каком лице стоят глаголы во втором абзаце? /В форме 2-го лица, ед. ч., изъявит. накл./

Как вы думаете, с какой целью автор это делает?/Очень часто предложения такого типа используются для передачи значения обобщённого лица, т. е действие относится к любому лицу: это не исключает указания на автора, но усиливает выразительные возможности текста./ §213 /последний абзац/

Как вы думаете, случайно ли использование в первой части второго предложения обратного порядка слов? Связано ли это со значением обобщения? /Да, писатель как бы говорит не о себе, а о человеке вообще, человеке с ружьём, появление которого в лесу заставляет насторожиться его обитателей. Ср.: Но вот я вхожу в лес… - при таком порядке слов в предложении исчезает значение обобщения. / ВЫВОД: О-Л предложения используются в текстах для передачи значения обобщённого лица, а также порядок слов /инверсия/ может вносить в предложение значение обобщения. /См. Практика № 000 с.86, устно/

ВОПРОСЫ: 1. Истолкуйте термин определённо-личные. 2. Кто является деятелем в О-Л предложениях? 3. Какую роль играет окончание сказуемого в О-Л предложениях? 4. Чем может быть выражено сказуемое в О-Л предложениях? 5. Какое значение могут иметь О-Л предложения? 6. Каковы стилистические особенности О-Л предложений?

Слайд 15 Неопределённо-личные предложения. §214

Найдите в предложениях 1-2 сказуемое-глагол, определите, в какой грамматической форме он употреблён. Формы 3-го лица мн. ч. настоящего времени и мн. ч. прошедшего времени не указывают на какое-либо определённое лицо: они, кто именно? Нашли – мы, вы, они? Здесь не важно лицо, совершающее действие, а важно само действие.

1. Ведут ко мне коня.

2. Потом его в степи

без чувств нашли.

(М. Лермонтов.)

/ Открыть правую верхнюю часть/ §214

Слайд 17 Закрепление

От него ждали чуда. Вокруг него ходили так, как будто это пришелец с другой планеты. Считали: по разуму человеку он уступает лишь самую малость. Полагали, что он пытается с нами заговорить и дело за тем лишь, чтобы понять его необычные звуки. О дельфинах написаны десятки книг, горы статей. (В. Песков.)

1. Как мыслятся действующие лица в предложениях этого отрывка?

2. Можем ли мы сказать определённо, кто именно проявил внимание к дельфинам?

ВЫВОД: в этих предложениях всё внимание сосредоточено на действии, а сам производитель действия не назван, т. к. это совсем неважно, кто производил эти действия, деятель мыслится неопределённо.

Слайд 18 Обобщённое значение Н-Л предложений

А теперь определите грамматическую форму сказуемых в предложениях 1-2. / 3-е лицо настоящего времени./ В этих примерах формы сказуемых вновь не подразумевают определённого лица, но они обращены ко всем, имеют переносное значение./ открыть правую часть. §214 /последний абзац/

1. Цыплят по осени считают.

(Пословица.)

2. От добра добра не ищут

(Пословица.)

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,

Многое вспомнишь родное, далёкое,

Слушая ропот колёс непрестанный,

Глядя задумчиво в небо высокое.

Использует приём, позволяющий ему передать свои чувства, переживания, не выставляя их напоказ, а как бы облекая в форму обобщения, перенося эти переживания на всех, в том числе на слушателя. Запись в тетради «Стилистика»

ВОПРОСЫ: 1. Истолкуйте термин неопределённо-личные. 2. Кто является деятелем в Н-Л предложениях? Чем может быть выражено сказуемое в Н-Л предложениях? 5. Какое значение могут иметь Н-Л предложения? 6. Каковы стилистические особенности Н-Л предложений?

Слайд 19 Определите вид предложения

1. За правое дело стой смело. /Пословица./

2. Сижу за столом у открытого окна. /В. Бианки./

3. Сегодня с утра начали жать рожь. /В. Бианки./

4. Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской…/М. Лермонтов./

5. Меня приняли в баскетбольную команду…/Н. Носов./

6. Одной рукой и узла не развяжешь. /Пословица./

7. Брошу в море сети частые, белый парус подыму. /В. Брюсов./

8. Скажешь, когда закончишь уборку комнаты.

9. Бездонную бочку водой не наполнишь. /Пословица./

10. К кому-то принесли от мастера ларец. /И. Крылов./

Слайд 20 Безличные предложения

Слайд 21 Безличные предложения §215 Переход на слайд 22 безличные глаголы.

Глаголы обычно обозначают действие лица или предмета, поэтому грамматическая основа предложения состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого.

Однако в русском языке есть группа глаголов, которые обозначают действие без деятеля (без действующего лица или предмета), поэтому такие глаголы называются безличными:

Ветром унесло лодку.

Слайд 23 Определите способ выражения сказуемого в безличных предложениях.

Светает (состояние природы). Безличный глагол

Приятно пахнет чер ё мухой (состояние среды).Личный глагол в безличном значении

Мне не спится (состояние человека). Возвратный глагол в безличном значении

Быть грозе! (неизбежность). Инфинитив

В лесу тихо (состояние природы). Слово состояния

Мне грустно (состояние человека). Слово состояния

Сильнее кошки зверя нет (отсутствие чего-либо). Неизменяемая глагольная форма нет

Слайд 24. Определите способ выражения сказуемого

1. Больше всего мне (не) хотелось сейчас расспросов. 2. Двенадцать лет назад нам так нравилось здесь. 3. Нам (не)просто смотреть друг другу в глаза. 4. Нет дороги н.. впер ё д и н.. назад. 5. Вальдшнепа н..где не видно. 6. Сердца жаркого (не)залить вином, думу ч ё рную (не)запотчевать. 7. Мне было весело вдохнуть в мою измуче(н, нн)ую грудь ночную свежесть тех лесов. 8. Савельича со мною (не) было.

Слайд 25. Алгоритм

Опираясь на данный алгоритм, назовите виды односоставных предложений.

Алгоритм определения вида простого предложения:

1. Выделить главные члены предложения.

2. Установить: двусоставное или односоставное.

3. Если односоставное, выявить, чем является главный член предложения – подлежащим или сказуемым.

4. Если подлежащим – это назывное предложение.

5. Если сказуемым – определить, подразумевается ли деятель.

6. Если подразумевается – выяснить: определённо или неопределённо-личное.

7. Если нет – это безличное предложение.

Ночь. Читаю книгу. Рассвело. В дверь постучались.

Слайд 26. Обобщение.

Слайд 27. Переделайте односоставные предложения в двусоставные:

1. Зима.

2. Лес. Поляна. Безлюдье.

3. В школе готовятся к празднику.

4. В доме ожидают гостей.

5. В лесу шумело.

6. В трубе свистело, гудело, ухало.

7. Не бери в лес ружь ё .

8. Познай самого себя.

30.06.2015 2812 298 Дементьева Людмила Васильевна

Цели урока:

Обучающая - повторить и обобщить теоретический материал об односоставных предложениях, закрепить умение различать виды односоставных предложений; ис­пользовать односоставные предложения в речи; определять роль односоставных предложений в тексте, учиться раскрывать авторский замысел ;

развивающая - способствовать развитию письменной речи уча­щихся, выразительному чтению художественных текстов, развивать навыки индивидуальной, самостоятельной рабо­ты, работы в группах;

воспитательная - воспитывать любовь к родному языку, к природе;

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Сообщение темы урока, целеполагание

Тема нашего урока «Повторение и обобщение об односоставных предложениях. Роль односоставных предложений в тексте»

Ребята, как вы считаете, какими будут цели этого урока?

С повторить и обобщить материал по теме; провести анализ текстов и выяснить роль односоставных предложений в них)

Дополнение учителя: проверить, как вы умеете различать виды односоставных предложений (ОП); как умеете использовать их в речи.

Работать вы будете самостоятельно, коллективно; будьте внимательны и доброжелательны друг к другу.

3. Повторение теоретического материала. Фронтальный опрос.

Какие предложения называются односоставными?

На какие группы делятся ОП?

Назовите виды ОП с главным членом сказуемым. Чем выражается сказуемое? Назовите вид ОП с главным членом подлежащим. Какой формой выражается подлежащее?

4 .Практическое задание №1 : запишите предложения, подчеркните грамматическую основу, определите вид ОП (учащиеся выполняют задание)

Вы знаете, что в текстах гораздо чаще ОП используются не отдельно, а в составе сложных предложений. В этом случае находить их труднее. Следующее задание сложнее.

Задание № 2 . Вам необходимо, прослушав сложное предложение, не записывая его, построить схему и указать вид каждого простого предложения , входящего е его состав.

(Задание выполняется у доски по цепочке)

А теперь, ребята, когда мы повторили материал по теме, я предлагаю вам работу с тестом.

(Тесты лежат на столах. Слабым уч-ся предлагается работа по карточкам)

Задание 6. Проверка дифференцированного домашнего задания

Скажите, в каких текстах можно встретить ОП?

(больше всего в художественных произведениях, особенно в стихах; в газетных, журнальных статьях, в научных текстах, в разговорной речи)

1 группа ребят из вашего класса получила опережающее задание: выписать из лирических стихотворений отрывки, в которых встречаются ОП. Зачитайте свои примеры. Назовите ОП и их вид.

(Учащиеся читают найденные отрывки.)

2 группа ребят должна была подобрать 6-7 предложений, передающих состояние природы, используя репродукцию картины Ф. Васильева «Мокрый луг» (она есть в учебнике ). Прочитайте свои работы. Назовите ОП, их вид. (учащиеся читают свои работы)

7.Работа с текстами

Неплохо, ребята, вы поработали. А после работы, как известно, хочется немного отдохнуть. Давайте отвлечемся и помечтаем. Представьте себе, что сейчас за окном не декабрь, а июнь. И вы не на уроке, а где-нибудь в прекрасном уголке природы. Солнышко, голубое небо, вокруг поют птицы, порхают бабочки, дышится легко и свободно... Вслушайтесь в чудесную музыку природы...

(звучит пение птиц, наложенное на музыку - 2 мин.)

Что представилось вам? А, может быть, вспомнилось? Поделитесь с нами,

пожалуйста (учащиеся отвечают)

Какие приятные воспоминания и мечты!.. На душе стало тепло, настроение поднялось. Почему? Да потому что общение с природой - это всегда радость. Мы можем наслаждаться ее красотой, учиться у нее гармонии, искренности. И, конечно же, беречь.

(Учитель читает стихотворение «Твое достоинство»)

Это стихотворение, полное тревоги за будущее природы, написал наш земляк, поэт Иван Жупанов, уроженец Рогнеденского района Брянской области, живущий ныне в г. Брянске.

Свой сборник стихов «Синица на ладони» он адресовал именно вам, ребята. Потому что вы- наше будущее. В ваших руках будущее русской земли, русской природы.

Во все времена тема природы волновала писателей и поэтов. Кто не знает замечательных стихотворений А.Пушкина А.Фета, Ф.Тютчева И.Бунина, С.Есенина и других! И это не просто гимны природе. Это необычайное мастерство слова.

Попробуем хоть немного приблизиться к художественному миру, созданному писателями и поэтами, поучимся словесному мастерству.

Работа по группам

По ходу анализа текстов учащиеся делают записи в тетрадях о роли односоставных предложений.

Задание для первой группы. Стихотворение И.Бунина «Рассвет»

Прочитайте текст вслух. Ответьте на вопросы :

Какова тема стихотворения?

Какова его основная мысль? Найдите строки, в которых она звучит. Как вы их понимаете?

Какие картины вы представляете, когда читаете стихотворение?

Что такое «костел»?

Какие изобразительно-выразительные средства использует автор? С какой целью?

Какие типы предложений встречаются в стихотворении?

Найдите ОП, назовите их вид.

Попробуйте заменить безличные предложения на двусоставные. Что меняется?

Какую роль в этом играют ОП?

Природа дает нам возможность любоваться рассветами и закатами, слушать песенку ручейка, наслаждаться пением птиц, наблюдать за жизнью зверей и насекомых, помогать, если нужно. Но только одно требуется от нас - не мешать и не вредить.

Об этом отрывок из статьи Сладкова, известного писателя.

Задание для второй группы по предложенному тексту

Ответьте на вопросы:

К какому стилю и типу речи относится текст?

Какова основная мысль текста?

Что представляют собой первые четыре П. по наличию грамматической основы?

Для чего они используются?

Попробуйте заменить их на двусоставные. Что изменится?

Перечитайте второй абзац. Какие это предложения? В каком лице стоят глаголы? С какой целью употребляет автор эту форму?

Каков, по-вашему, смысл рассуждения автора?

И помогают ему в этом О-Л предложения.

Хотя не всегда человек, берущий с собой ружье, идет в лес за добычей. Вот, например,

И.С.Тургенев, известный русский писатель, знаток и любитель природы, мог исколесить за день десятки километров, так и не сняв ружье с плеч, ходить, любуясь красотой природы. Хотя и охотиться любил.

А вот герой его рассказа «Касьян с Красной Мечи» , простой крестьянин, категорически против истребления птиц и зверей. Касьян - человек необыкновенной чуткости и доброй души.

Задание для третьей группы.

(читают по ролям заранее подготовленные ученики)

Ответьте на вопросы:

К какому стилю принадлежит текст?

Что представляет собой по форме?

Какова тема текста?

Какова основная мысль, высказанная Касьяном?

Как вы понимаете его слова про кровь?

Почему так много многоточий?

Есть ли в тексте ОП? Назовите их вид.

Какую роль играют в тексте неполные и односоставные предложения?

Вы познакомились с 3 разными текстами.

Какой же общий вывод вы сделали для себя, обратив внимание на язык произведений?

8 .А теперь давайте обобщим, с какой целью используют авторы в своих произведения односоставные предложения?

( это одно из средств реализации авторского замысла)

А какова роль ОП в текстах? Ответить вам поможет таблица.

Роль односоставных предложений в тексте

ВИД ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

РОЛЬ В ТЕКСТЕ

1. ОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ предложения

v Лаконичность, динамичность, действий и образов

v Способ выражения побуждения к действию

v Возможность избежать повторов в речи

2. ОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ предложения

v Сосредоточение внимания на действии. Значение обобщенности, перенос действий на всех

3. БЕЗЛИЧНЫЕ предложения

Передача состояния природы и

окружающей среды, душевного состояния человека

4. НАЗЫВНЫЕ предложения

v Лаконичность, немногословность при создании словесных картин

v Впечатление стремительности действий

(учащиеся с помощью учителя обобщают материал, опираясь на таблицу.)

Учитель:

Я думаю, что в дальнейшем, работая над сочинением, вы будете кропотливо трудиться над содержанием, умело использовать односоставные предложения в речи.

9 .Итог урока .

Подходит к концу наш разговор о неразрывной связи человека с природой, со всем живым на Земле. Но на самом деле тема нашей беседы не исчерпана -она вечна.

Пусть каждый из вас ее еще раз осмыслит и, приходя в парк, лес, просто общаясь с природой, вспомнит слова поэта Е.Евтушенко:

Берегите эти реки эти воды,

Даже малую травиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы ,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

10. Домашнее задание

Дома повторите материал об односоставных предложениях и подготовитесь к контрольной работе по теме.

11. Рефлексия

Какова была тема нашего урока?

Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?

Что вы нового узнали на уроке?

Где будете применять полученные знания?

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Предложения, грамматическая основа которых состоит из двух главных членов (подлежащего и сказуемого), называются двусоставными .

Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, называются односоставными. Односоставные предложения имеют законченный смысл, и поэтому второй главный член бывает не нужен или вообще невозможен.

Например: Летом поеду к морю. Темно. Пора уходить. Волшебная ночь .

Односоставные предложения в отличие от неполных понятны вне контекста.

Существует несколько видов односоставных предложений:

Определенно-личные,
неопределенно-личные,
обобщенно-личные,
безличные,
назывные (номинативные).

Каждый из видов односоставных предложений отличается особенностями значения и формой выражения главного члена.


Определенно-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия определенного лица (говорящего или собеседника).

В определённо-личных предложениях главный член выражен глаголом в форме 1 и 2 лица единственного и множественного числа изъявительного наклонения (в настоящем и в будущем времени), и в повелительном наклонении ; производитель действия определен и может быть назван личными местоимениями 1 и 2 лица я , ты , мы , вы .

Например: Люблю грозу в начале мая (Тютчев); Будем терпеливо сносить испытания (Чехов); Пойди , поклонись рыбке (Пушкин).

В определенно-личных предложениях сказуемое не может быть выражено глаголом 3-го лица единственного числа и глаголом в форме прошедшего времени . В подобных случаях в предложении отсутствует указание на определенное лицо и само предложение является неполным.

Сравните: Вы и по-гречески знаете? - Учился немного (Островский).

Неопределенно-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия неопределенного субъекта.

В неопределённо-личных предложениях главный член выражается глаголом в форме 3 лица множественного числа (настоящего и будущего времени в изъявительном наклонении и в повелительном наклонении), формой множественного числа прошедшего времени изъявительного наклонения и аналогичной формой условного наклонения глагола .

Производитель действия в этих предложениях неизвестен или неважен.

Например: В доме стучали печными дверцами (А. Толстой); На улицах где-то далеко стреляют (Булгаков); Дали бы человеку отдохнуть перед дорогой (Шолохов).

Обобщенно-личные предложения

Обобщенно-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия обобщенного субъекта (действие приписывается всем и каждому в отдельности).

Главный член в обобщенно-личном предложении может иметь те же способы выражения, что и в определенно-личных и неопределенно-личных предложениях, но чаще всего выражен глаголом 2-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени или глаголом 3-го лица множественного числа .

Например: Добро на худо не меняют (пословица); Не очень-то нынче старших уважают (Островский); Что посеешь , то и пожнешь (пословица).

Обобщенно-личные предложения представлены обычно в пословицах, поговорках, крылатых фразах, афоризмах.

К обобщенно-личным относятся и предложения, содержащие в себе авторское обобщение. Говорящий для придания обобщенного смысла вместо глагола 1-го лица употребляет глагол 2-го лица.

Например: Выходишь иногда на улицу и удивляешься прозрачности воздуха.

Безличные предложения

Безличные предложения - это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия или состояния, возникающие независимо от производителя действия.

В таких предложениях невозможно подставить подлежащее .

Главный член безличного предложения может быть сходен по структуре с простым глагольным сказуемым и выражается:

1) безличным глаголом, единственная синтаксическая функция которого - быть главным членом безличных односоставных предложений:

Например: Холодает / холодало / будет холодать .

2) личным глаголом в безличной форме:

Например: Темнеет .

3) глаголом быть и словом нет в отрицательных предложениях:

Например: Ветра не было / нет .

Главный член, сходный по структуре с составным глагольным сказуемым , может иметь следующее выражение:

1) модальный или фазисный глагол в безличной форме + инфинитив:
Например: За окном стало темнеть .

2) глагол-связка быть в безличной форме (в настоящем времени в нулевой форме) + наречие + инфинитив:
Например: Жаль / было жаль расставаться с друзьями .
Пора собираться в дорогу .

Главный член, сходный по структуре с составным именным сказуемым , выражается:

1) глагол-связка в безличной форме + наречие:
Например: Было жаль старика .

На улице. становилось свежо .

2) глагол-связка в безличной форме + краткое страдательное причастие:

Например: В комнате было накурено .

Особую группу среди безличных предложений образуют инфинитивные предложения .

Главный член односоставного предложения может быть выражен инфинитивом, не зависящим ни от какого другого члена предложения и обозначающим действие возможное или невозможное, необходимое, неизбежное. Такие предложения называются инфинитивными.

Например: Ему завтра дежурить . Всем встать ! Поехать бы в Москву!

Инфинитивные предложения имеют различные модальные значения: долженствования, необходимость, возможность или невозможность, неизбежность действия; а также побуждение к действию, повеление, приказание .

Инфинитивные предложения подразделяются на безусловные (Молчать! ) и условно-желательные (почитать бы ).

Назывные (номинативные) предложения - это односоставные предложения, передающие значение бытия (существования, наличия) предмета речи (мысли).

Главный член в номинативном предложении может быть выражен существительным в именительном падеже и количественно-именным сочетанием .

Например: Ночь , улица , фонарь , аптека . Бессмысленный и тусклый свет (Блок); Три войны , три голодных поры , то, чем век наградил (Солоухин).

В состав назывных предложений могут входить указательные частицы вон , вот , а для введения эмоциональной оценки - восклицательные частицы ну и , какой , вот так :

Например: Какая погода ! Ну и дождь ! Вот так гроза !

Распространителями назывного предложения могут быть согласованные и несогласованные определения:
Например: Поздняя осень .

Если распространителем является обстоятельство места, времени, то такие предложения можно трактовать как двусоставные неполные:
Например: Скоро осень . (Сравните: Скоро наступит осень .)
На улице дождь . (Сравните: На улице идет дождь .)

Назывные (номинативные) предложения могут иметь следующие подвиды:

1) Собственно-бытийные предложения, выражающие идею существования явления, предмета, времени.
Например: Апрель 22 года. Синева . Снег стаял.

2) Указательно-бытийные предложения. Основное значение бытийности осложнено значением указания.
Например: Вот мельница .

3) Оценочно-бытийные (Доминирование оценки).
Например: Ну и денек ! Ай да …! А уж характер ! + частицы ну, то, тоже мне, а еще.

В качестве главного члена может выступать оценочное существительное (Красота . Вздор .)

4) желательно-бытийные (частицы лишь, если только).
Например: Только бы здоровье . Только не смерть . Если бы счастье .

5) побудительные (побудительно-желательные: Внимание ! Добрый день ! и побудительно-повелительные: Огонь ! и т.п.).

Необходимо отличать от номинативных предложений конструкции, по форме совпадающие с ними.

Именительный падеж в роли простого наименования (названия, надписи). Их можно назвать собственно-назывными – абсолютно отсутствует значение бытийности.
Например: «Война и мир» .

Именительный падеж в функции сказуемого двусоставного предложения (Кто он? Знакомый. )

Именительный падеж темы можно отнести к изолированным номинативным, но содержательно они не обладают значением бытийности, не выполняют коммуникативной функции, образуют синтаксическое единство лишь в сочетании с последующей конструкцией.
Например: Москва . Как много в этом звуке для сердца русского слилось… Осень . Это время года я особенно люблю.

Односоставные предложения - предложения с одним главным членом только сказуемым или только подлежащим: Тишина. Светает. На улице никого нет . В односоставном предложении только один главный член, и его нельзя назвать ни подлежащим, ни сказуемым. Это главный член предложения.

Односоставные предложения могут быть распространенными и нераспространенными в зависимости от того, поясняется ли главный член дополнительными словами или нет. Односоставные предложения бывают двух видов: глагольные и субстантивные.

Глагольное односоставное предложение. Отличительная особенность глагольных односоставных предложений – бессубъектность: в них не представлен субъект действия, поэтому действие рассматривается как независимое. Такое односоставное предложение включает в себя спрягаемую форму глагола в качестве вспомогательного глагола или глагола-связки, или является только таким глаголом: Идешь домой?; За окном поют; Его не проведешь; Ему было весело; Здесь не пройти. Глагольные односоставные предложения подразделяются на:

    определенно-личные;

    неопределенно-личные;

    обобщенно-личные;

    безличные;

Определённо-личные предложения - односоставные предложения, обозначающие действия или состояния непосредственных участников речи - говорящего или собеседника. Сказуемое (главный член) в них выражается формой 1-го или 2-го лица глаголов единственного или множественного числа.

Категория лица есть в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения и в повелительном наклонении. Соответственно сказуемое в определённо-личных предложениях может быть выражено следующими формами: расскажу, расскажешь, расскажем, расскажете, расскажи, расскажите, давай(те) расскажем; иду, идёшь, идём, идёте, буду идти, будешь идти, будем идти, будете идти, иди, идите, давай(те) идти.

Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог, сядем в копна свежие под соседний стог. (С. Есенин);

Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье. (А. Пушкин).

Предложения эти по своему значению очень близки к двусоставным предложениям. Почти всегда соответствующую информацию можно передать двусоставным предложением, подставив в предложение подлежащее я, ты, мы или вы .

Неопределённо-личные предложения - это односоставные предложения, которые обозначают действие или состояние неопределённого лица; деятель в грамматической основе не назван, хотя и мыслится лично, но акцент сделан на действии.

В роли главного члена таких предложений выступает форма 3-го лица множественного числа (настоящего и будущего времени, изъявительного наклонения и повелительного наклонения) или формы множественного числа (глаголов прошедшего времени и условного наклонения или прилагательных): говорят, будут говорить, говорили, пусть говорят, говорили бы; (им) довольны; (ему) рады.

Например:

На селе поговаривают, будто она совсем ему не родственница… (Н. Гоголь);

По улицам слона водили… (И. Крылов);

И пусть говорят, да пусть говорят, но - нет, никто не гибнет зря… (В. Высоцкий);

Это ничего, что мы поэты, только бы читали нас и пели. (Л. Ошанин).

Форма 3-го лица множественного числа глагола-сказуемого не содержит информации ни о количестве деятелей, ни о степени их известности. Поэтому эта форма может выражать: 1) группу лиц: В школе активно решают проблему успеваемости ; 2) одно лицо: Мне принесли эту книгу ; 3) и одно лицо, и группу лиц: Меня ждут ; 4) лицо известное и неизвестное: Где-то далеко кричат; На экзамене мне поставили пять.

Неопределённо-личные предложения чаще всего имеют в своём составе второстепенные члены, т.е. неопределённо-личные предложения, как правило, распространённые. В составе неопределённо-личных предложений употребляются две группы второстепенных членов: 1) Обстоятельства места и времени, которые обычно косвенно характеризуют деятеля: В зале пели. В соседнем классе шумят. В юности часто стремятся кому-то подражать (А. Фадеев) ; Эти распространители обычно косвенно характеризуют деятеля, обозначая место и время, связанные с деятельностью человека. 2) Прямые и косвенные дополнения, вынесенные в начало предложения: Нас пригласили в комнату; Ему здесь рады; Сейчас его приведут сюда (М. Горький).

Обобщенно-личные предложения - это односоставные предложения, в которых глагол-сказуемое обозначает действие, которое выполняет широкий, обобщённый круг лиц.

Глагол-сказуемое в обобщённо-личном предложении стоит в той же форме, что и в определённо-личных и неопределённо-личных предложениях. Ярким примером являются пословицы.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Сделал дело - гуляй смело.

Никогда не знаешь, где найдёшь настоящее слово.(Пауст.)

Обобщённо-личные предложения употребляются в тех случаях, когда важно назвать само действие, а не лиц, которые его производят. Обобщённо-личные предложения – предложения, в которых действие вне времен, относится к любому, всякому лицу, к группе лиц. Распространены в пословицах, поговорках, афоризмах.

Определённо-личные и неопределённо-личные предложения могут иметь обобщённое значение, то есть действие, о котором говорится в предложении, относится ко всем лицам вообще.

Безличные предложения - это односоставные предложения, в которых говорится о действии или состоянии, возникающем и существующем независимо от производителя действия или носителя состояния.

Особенностью грамматического значения безличных предложений является значение стихийности, непроизвольности выражаемого действия или состояния. Оно проявляется в самых различных случаях, когда выражается: действие (Лодку сносит к берегу ); состояние человека или животного (Мне не спалось; Ему холодно ); состояние окружающей среды (Темнеет; Тянет свежестью ); состояние дел (Плохо с кадрами; Нельзя откладывать эксперименты ) и т. д. По выражению Д. Э. Розенталя, безличным предложениям присущ «оттенок пассивности, инертности».

По школьной классификации, к безличным также относят инфинитивные предложения (то есть предложения с главным членом-сказуемым, выраженным независимым инфинитивом).

Главный член может быть выражен:

Формой 3-го лица единственного числа безличного или личного глагола: Светает! Пахнет весною сквозь стёкла (Л. Мей);

Формой среднего рода: Замело тебя, счастье, снегами, унесло на столетья назад, затоптало тебя сапогами отступающих в вечность солдат (Г. Иванов); Не хватило хлеба даже до святок (А. Чехов);

Словом нет (в прошедшем времени ему соответствует форма среднего рода не было , а в будущем - форма 3-го лица единственного числа - не будет ): И вдруг сознанье бросит мне в ответ, что вас покорней не было и нет (Н. Гумилёв).

Сочетанием слова категории состояния (с модальным значением) с инфинитивом (составное глагольное сказуемое): Когда знаешь, что нельзя смеяться, тогда, - тогда именно и овладевает тобою этот сотрясающий, болезненный смех (А. Куприн); Пора вставать: седьмой уж час (А. Пушкин);

Кратким страдательным причастием среднего рода (составное именное сказуемое): Чудно устроено на нашем свете! (Н. Гоголь); У меня не прибрано!.. (А. Чехов);

Инфинитивом: Вам не видать таких сражений (М. Лермонтов); Ну как не порадеть родному человечку? (А. Грибоедов); Долго петь и звенеть пурге (С. Есенин).

Субстантивное односоставное предложение. Главный член выражен формой существительного. Субстантивные предложения являются не просто безглагольными, в них действие даже не предполагается. В зависимости от смысла субстантивные предложения разделяют на:

    номинативные;

    генитивные.

    назывные.

Номинативные предложения утверждают бытие предмета в настоящем времени: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (Блок А.А.).

Генитивные предложения , кроме бытийности и настоящего времени, имеют значение избыточности, усиленное эмоциональной окраской. Генитивные предложения могут быть распространенными: Злато, злато, сколько через тебя зла-то! (Островский А.Н.)

Назывные – это один из типов односоставных предложений, форма главного члена в которых имеет сходство в выражении с подлежащим.

Главный член назывных предложений выражен формой именительного падежа существительного и словосочетанием, которое включает именительный падеж. В принципе возможно и использование местоимения, обычно в разговорной речи: "Вот и я!" - сказала Ариэль, вплывая в гостиную . Использование независимого именительного падежа возможно в этих предложениях, так как их смысл – сообщение о бытии, наличии, существовании предмета или явления. Следовательно, предполагается лишь одно грамматическое время – настоящее.

Типы назывных предложений

Назывные бытийные констатируют факт существования предмета. Подлежащее выражено именительным падежом любой именной части речи: Мама, каша, кошка, ложка, книжка, яркая обложка…

Назывные указательные указывают на предмет. В грамматической основе помимо подлежащего, выраженного именительным падежом любого имени, появляются указательные частицы ВОТ или ВОН: Вот вам софа, раскиньтесь на покой (Гр.).

Оценочно-назывные оценивают предмет с точки зрения говорящего. В грамматической основе помимо подлежащего, выраженного именительным падежом любого имени, появляются различные экспрессивно–эмоциональные частицы: Ну и ночка! Вот тебе, бабушка и Юрьев день.

Желательно-назывные выражают сильное желание чего-либо. В грамматической основе помимо подлежащего, выраженного именительным падежом любого имени, появляются частицы ТОЛЬКО БЫ, ЛИШЬ БЫ, ЕСЛИ БЫ: Только бы не контрольная.

Неполным называется предложение, отличающееся неполнотой грамматической структуры вследствие пропуска тех или иных формально необходимых членов (главных или второстепенных), которые и без называния ясны из контекста или обстановки.

Неполнота грамматической структуры таких предложений не мешает им служить целям общения, поскольку пропуск тех или иных членов не нарушает смысловой законченности и определенности данных предложений.

В этом отношении неполные предложения отличаются от предложений недосказанных, являющихся прерванными по тем или иным причинам высказываниями, например: Хотя погоди, Калинина, а что, если... Нет, так это не получится... (Б. Пол.); - Я ж, мамаша. Разве я... Люди ж говорят, что она... (Б. Пол.).

Соотнесенность с полными предложениями обнаруживается наличием в таких предложениях слов, сохраняющих грамматические функции и формы, свойственные им в соответствующих полных предложениях. Именно они указывают на «пустующие» позиции опущенных членов предложения. Неполные предложения особенно употребительны в разговорных стилях языка, они широко используются в художественной литературе как при передаче диалога, так и в описании.

Типы неполных предложений . Неполные предложения делятся на контекстуальные и ситуативные. Контекстуальными называются неполные предложения с неназванными членами предложения, которые были упомянуты в контексте: в ближайших предложениях или в том же предложении (если оно сложное).

Среди контекстуальных предложений выделяются:

    Простые предложения с неназванными главными или второстепенными членами (отдельно или по группам). Отсутствие подлежащего:

- Постой, ты кто же? - удивился Куров.

- Ростислав Соколов , - отрекомендовался мальчик и даже поклонился при этом (Б. Пол.).

Отсутствие сказуемого:

- Ты бросил жену, Микола?

- Нет, она меня (Шол.).

Отсутствие и подлежащего и сказуемого:

- Булочник Коновалов здесь работает?

- Здесь! - ответил я ей (М. Г.).

Отсутствие сказуемого и обстоятельства: Калиныч стоял ближе к природе. Хорь же - к людям, к обществу (Т.).

Отсутствие сказуемого и дополнения: Кто его ждал? Пустая, неуютная комната (Б. Пол.).

Отсутствие второстепенного члена предложения (дополнения, обстоятельства) при наличии определения, относящегося к отсутствующему члену: Мать сунула отцу морковь, а перчатки дать забыла. Я протянул отцу свои (С. Бар.).

    Сложные предложения с неназванной главной или придаточной частью.

- Ну, где ж твои Ближние Мельницы? - А это тебе что? Скажешь, не мельницы? - Где? - Что значит, «где»? Тут. - Где же тут? - Где мы идем (Кат.). В последнем предложении не названа главная часть.

    Неполные предложения, составляющие часть сложного предложения с неназванным членом, имеющимся в другой части сложного предложения.

В сложносочиненном предложении: В одной руке он держал удочку, а в другой - кукан с рыбешкой (Сол.). Во второй части сложного предложения не названы главные члены, имеющиеся в первой части.

В сложноподчиненном предложении: Лопахин прыгнул в окоп и, когда поднял голову , увидел, как ведущий самолет, нелепо завалившись на крыло, оделся черным дымом и стал косо падать (Шол.). В придаточной части предложения когда поднял голову не названо подлежащее, общее с главной частью.

В бессоюзном сложном предложении: Так и едем: по ровному месту - на телеге, в гору - пешком, а под гору - так с трусцой (Сол.). В пояснительной части сложного предложения не названо сказуемое, упомянутое в поясняемой части.

Ситуативными называются неполные предложения с неназванными членами, которые ясны из ситуации, подсказаны обстановкой. Например: Как-то, за полночь, он постучался в дверь к Журавушке. Она откинула крючок... - Можно? - спросил он дрогнувшим голосом (М. Алексеев).

Изредка где-то ухало. Судя по всему, не близко.

- Утихомирились , - миролюбиво сказал мой сосед (С. Бар.). Пока я ждал своей очереди, за моей спиной начали прокручивать печатные машины. На них сегодня работали одни женщины.

- Я за вами! - предупредил я и побежал к своей машине (С. Бар.).

Неполные предложения особенно типичны для диалогической речи , представляющей собой сочетание реплик или единство вопросов и ответов. Особенность диалогических предложений определяется тем, что в устной речи в качестве дополнительных компонентов, наряду со словами, выступают и внеязыковые факторы: жесты, мимика, ситуация. В таких предложениях называются лишь те слова, без которых мысль становится непонятной.

Среди диалогических предложений различаются предложения-реплики и предложения-ответы на вопросы.

Предложения-реплики представляют собой звенья в общей цепи сменяющих друг друга реплик. В реплике диалога, как правило, употребляются те члены предложения, которые прибавляют нечто новое к сообщению, и не повторяются члены предложения, уже упомянутые говорящим, причем реплики, начинающие диалог, обычно более полны по составу, чем последующие. Например:

- На перевязку иди.

- Убьют...

- Ползком.

- Все одно не спасешься (Нов.-Пр.).

Предложения-ответы различаются в зависимости от характера вопроса. Они могут быть ответами на вопрос, в котором выделяется тот или иной член предложения:

- Что у вас в узле, орлы?

- Раки, - ответил неохотно высокий.

- Ого! Где вы их достали?

- Возле плотины (Шол.).

Могут быть ответами на вопрос, требующий подтверждения или отрицания сказанного:

- У тебя баба есть?

- Никак нет.

- А матка?

- Есть (Нов.-Пр.).

Могут быть ответами на вопрос с предложенными вариантами ответов:

- Чего не пробовали - удить или любить?

- Первое (М. Г.).

И, наконец, ответами в форме встречного вопроса со значением утверждения:

- Чем же вы жить-то будете?

- А голова-то, а руки-то на что? (М. Г.).

- Скажи, Степан, вы женились по любви? - спросила Маша.

- Какая у нас в деревне любовь? - ответил Степан и усмехнулся (Ч.).

Учитель русского языка и литературы

высшей категории Степанова Ж.А.

(г. Нижний Новгород )

Урок словесности

«Роль односоставных предложений в художественном тексте»

(на примере русских романсов).

«Ведущим началом для активного усвоения языка должен быть смысл», - утверждал Л.В. Щерба. Поэтому основным принципом, на мой взгляд, при изучении любой языковой единицы должен стать семантический, то есть выяснение того значения, которое имеют все единицы языка, в том числе и односоставные предложения. Предлагаемый урок разработан и проведён на основе УМК по русскому языку для 8 класса под редакцией С.И. Львовой как обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» (§§25 - 30). Курс русского языка в 8 классе начинается с комплексного повторения функциональных разновидностей языка на всех уровнях: сфера применения, задача стиля речи, стилевые и жанровые особенности, языковые средства. Целесообразно обращение к стилистике и при изучении последующего языкового материала для углубления уже полученных знаний. Так, например, односоставные предложения находят широкое применение в разных стилях речи. Выявление того, какие дополнительные смыслы в речь привносят эти языковые единицы при их употреблении, и становится содержанием данного урока словесности.

Это учебное занятие актуально и в рамках подготовки к ГИА по русскому языку для заданий В3, В6 и части С . Задача учащихся при выполнении части С - написать сочинение-рассуждение в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале : «Выпускник должен использовать знания, полученные в процессе изучения русского языка, оперировать лингвистическими понятиями , а также конкретизировать собственные суждения с помощью аргументов из исходного текста. Уровень приводимых суждений и аргументов - теоретический (с опорой на знания, с обобщениями и выводами, при корректном использовании лингвистических понятий и терминов)». Предлагаемый урок способствует систематизации и углублению как теоретических сведений, так и практических навыков по теме «Односоставные предложения».

Цели урока:

    Образовательные:

Актуализация знаний об односоставных предложениях;

Расширение лингвистической компетенции учащихся на примере функционирования односоставных предложений в художественном тексте;

    Развивающие:

Развитие навыков использования синонимичных синтаксических конструкций;

Развития навыков построения суждений на лингвистическую тему;

Развитие навыков языковой рефлексии;

    Воспитательные:

Воспитание любви к родному языку и родной культуре;

Формирование эстетических вкусов и потребностей учащихся;

- воспитание толерантности и навыков коммуникации в процессе

групповой работы;

Оборудование урока:

компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал и мультимедийная презентация по теме урока.

Тип урока : урок когнитивного типа;

Ход урока:

Предварительное домашнее задание: прокомментировать высказывание

К.Г. Паустовского «С русским языком можно творить чудеса».

1. Подводящий диалог:

И.С. Тургенев утверждал, что русский язык «великий, богатый, могучий». Ему вторит другой мастер русского слова – К.Г. Паустовский, считавший, что «с русским языком можно творить чудеса». Именно эти слова писателя и будут эпиграфом к нашему уроку. Прокомментируйте высказывание Паустовского.

2. На основе ответов учащихся формулируется цель урока: сегодня на уроке мы попробуем творить лингвистические чудеса, а предмет этих чудес также кроется в предложении К.Г. Паустовского. Дайте полную характеристику данного предложения.

Уточняем цель урока: лингвистические чудеса, которые творят односоставные предложения.

3. Формулируем тему урока: «Роль односоставных предложений в художественном тексте».

4. Актуализация знаний учащихся - самостоятельная работа:

Установите соответствия:

А. Определённо-личное. 1. Могучее, лихое племя…

Б. Неопределённо- личное. 2. Постой-ка, брат мусью!

В. Обобщённо-личное. 3. Построили редут.

Г. Безличное. 4. Вам не видать таких сражений.

Д. Назывное. 5. У наших ушки на макушке.

Е. Двусоставное. 6. Не смеют, что ли, командиры

Ж. Двусоставное неполное. Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?

7. Перед смертью не надышишься.

Взаимопроверка работ учащимися.

5. Наши лингвистические чудеса мы начинаем с лингвистического эксперимента. Задание : заменить односоставные предложения синонимическими синтаксическими конструкциями :

    Вот эта синяя тетрадь с моими детскими стихами.

    Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог...

    Вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали в руки метлу и лопату и определили его дворником.

    Мне вздумалось сорвать этот репей…

Д вусоставные :

    Передо мной лежит моя синяя тетрадь с моими детскими стихами.

    Я знаю, ты выйдешь к вечеру за кольцо дорог...

    Дворовые привезли Герасима в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали в руки метлу и лопату и определили его дворником.

    Я задумал сорвать этот репей…

Вывод по итогам эксперимента: что привносят в художественную речь односоставные предложения?

- Назывные : описательность, лаконизм и ёмкость;

- Определённо-личные : живость интонации, близость к разговорной речи;

- Неопределённо-личные : активное действующее лицо, динамизм, глагольность;

- Безличные : непроизвольность, стихийность, неопределённость речи;

6. Лингвистическое исследование: для этого задания учащимся предлагается жанр, с которым они на уроках литературы не знакомились подробно. Прослушивание романса И.С.Тургенева «Утро туманное…»

Определить жанр прозвучавшего произведения.

Определить жанровые особенности романса:

    содержание – эмоциональные переживания;

    наличие двух лирических героев;

    наличие адресата, диалогичность;

    интимность, камерность;

7. Работа в группах: лингвистический экспресс-анализ текстов русских романсов (раздаточный материал на партах и в презентации на экране).

1 группа.

В небесах торжественно и чудно! Задание :

Спит земля в сияньи голубом. 1.Найти односоставные

Что же мне так больно и так трудно? предложения и определить

Жду ль чего? Жалею ли о чём? тип.

М.Ю. Лермонтов. 2. Почему в текстах романсов

И сладко, и больно… часто встречается этот тип

И трепет безумный затих; предложений?

И сердцу легко и раздольно…

Слова понеслись бы так вольно,

Но слушать уж некому их –

И сладко, и больно!

Е.П. Ростопчина

И тихо, и ясно,

И пахнет сиренью,

И где-то звенит соловей.

И веет мечтательно

Сладкою ленью

От этих широких аллей.

К.П. Медвецкий.

2 группа . Задание:

Не вымолвишь слова… 1. Найти односоставные

Немеешь… робеешь… дрожишь… предложения и определить

Душа, проклиная оковы, их тип.

Вся в речи излиться б готова… 2. Как связан этот тип предложе-

Но только глядишь и молчишь – ний с содержанием романса?

Нет силы, нет слова!.. 3. Насколько эти предложения

Е.П. Ростопчина распространены в романсах?

Отгадай, моя родная,

Отчего я так грустна

И сижу всегда одна я

У косящего окна?

Отчего с такой заботой

Каждый день чего – то жду?

Каждый день ищу чего – то

И чего – то не найду?

Е. Краузе.

Не пробуждай, не пробуждай

Моих безумств и исступлений,

И мимолётных сноведений

Не возвращай, не возвращай!

Д.Давыдов.

3 группа.

Слышу песни жаворонка, Вижу дубы вековые,

Слышу трели соловья… А вон там – сосновый бор.

Это – русская сторонка. Это – признаки родные,

Это - родина моя. Это – родины простор!

Вижу чудное приволье, Вижу горы-исполины,

Вижу нивы и поля… Вижу реки и поля,

Это - русское раздолье, Это – русские картины,

Это - русская земля!.. Это – русская краса!

Слышу песни хоровода, Вижу всюду трепет жизни,

Звучный топот трепака. Где ни брошу только взор,

Это – радости народа, Это – матушки-отчизны

Это – пляска мужика!.. Нескончаемый простор!

Снова духом оживаю,

Снова весел, счастлив я

Задание: И невольно ощущаю

В сердце мощь богатыря!

Ф.П.Савинов.

1.Найти односоставные предложения и определить их тип.

2.Почему в текстах романсов часто встречается этот тип предложений?

4 группа. Задание:

Ехали на тройке с бубенцами, 1. Найти односоставные предложения

А вдали мелькали огоньки… и определить их тип.

Эх, когда бы мне теперь за вами 2. Почему эти предложения реже

Душу бы развеять от тоски. встречаются в романсах?

К. Подревский

Мне всё равно, враги ли мне найдутся,

Я к клеветам привычка уж давно.

Пускай бранят, пускай смеются,

Мне всё равно!

Е.П.Ростопчина

5 группа. Задание:

Крики чайки белоснежной, 1.Найти односоставные предложения и

Запах моря и сосны, определить их тип.

Неумолчный, безмятежный, 2. С какой целью эти предложения встре-

Плеск задумчивой волны. чаются в романсах?

В дымке розово – хрустальной

Умирающий закат,

Первой звёздочки печальной

Золотой далекий взгляд

Чудный месяц, полный ласки,

В блеске царственном своём…

З.Д. Бухарова

«Ноктюрн»

Прекрасный день, счастливый день,

И солнце, и любовь!

А. Дельвиг

Огневые, голубые,

Как лазурь, как бирюза,

Неги полные, живые,

Искромётные глаза!

С. Любецкий.

8. Вывод лингвистического исследования:

Какие односоставные предложения практически не встречаются в русских романсах и почему? (Обобщённо-личные предложения, т. к. романс – очень личный, камерный жанр).

Какова же роль односоставных предложений в художественной речи?

    Безличные конструкции передают сложные ощущения человека, его душевное состояние. Авторское «я» скрывается за безличной формой, которая делает повествование лиричным;

    Определённо-личное предложение делает акцент на действии – усиливает значение сказуемого, которое отражает состояние человека;

    В неопределённо-личных предложениях субъект отодвигается на второй план. Такая подчёркнутая глагольность делает этот тип предложений малоупотребительными в текстах романсов;

    Назывные предложения выполняют изобразительную функцию. Называя предметы, расцвечивая их различными определениями, поэты рисуют состояние природы, описывают внешнее и внутреннее состояние человека, дают оценку окружающему миру.

    Таким образом, исследуя роль односоставных предложений в художественной речи, мы увидели, насколько ярким и выразительным средством являются односоставные предложения и как бы был беден русский язык, не будь этих синтаксических конструкций в нашем языке.

9. Заключительный этап.

- Домашнее задание – написать художественную миниатюру (или в прозе, или в стихах) с использованием односоставных предложений.

В заключение ещё один музыкальный подарок – романс Д. Давыдова

«Не пробуждай…»

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...