Руслан Курбанов ясно показал, что программа Соловьёва - дур-шоу в интересах Лондонского Сити. Востоковед Руслан Курбанов – о виновниках терактов в Дагестане и северокавказской перспективе России Руслан курбанов востоковед биография

«Готовы ли мусульмане России к освобождению аль-Аксы? Позволит ли им это Москва и Тель-Авив?». Под таким заголовком ресурс «Онкавказ» опубликовал 23 июля статью авторства некоего Данияла Исаева . Судя по всему, за этим именем скрывается учредитель и главный редактор «Онкавказа» Руслан Курбанов , который в упомянутом материале, обильно накачанном антиизраильскими эмоциями, дал масштабно высказаться одному из своих коллег - главному редактору исламистского ресурса «Поистине» Руслану Айсину .

«Разворачивается очередное преступление сионистского режима против мусульман Палестины и всего мира, и большая часть прогрессивного человечества осуждает эти действия, - заявил, в частности, Айсин. - К сожалению, в России протесты пока не видны. Потому что любая политическая активность в нашей стране, тем более уличная, находится под жестким надзором властей, которые боятся любой активности. Мы должны говорить, что Палестина не просто святое место для мусульман, но и о том, что это место, которое связывает Россию христианской пуповиной с остальным христианским миром. Единственный шанс России вырваться в авангард этого мира - стать союзником исламской улицы, Палестины, палестинских христиан. И вместе бороться против засилья израильского лобби внутри России».

Исходя из сказанного, можно предположить, что Айсин упрекает абсолютное большинство российских мусульман в том, что они трудятся и творят пятикратный намаз у себя дома, а не воюют с оружием в руках в рядах назревающей сейчас в Палестине очередной интифады против Израиля. А заодно Айсин, следуя принятому у экспертов такого уровня шаблону, «проехался» и по «продавшимся Израилю» российским властям, отметив в духе идущей от покойного Гейдара Джемаля традиции, что мусульмане России терпят у себя на родине такие же притеснения, что и их собратья в Израиле.

Обозначенные Айсиным линии сводятся в один призыв: российским правоверным надо воевать в Палестине, чтобы потом перенести огонь интифады в Россию и организовать на родине исламскую революцию по типу «арабской весны». В похожем духе отозвалась в своем комментарии для материала на «Онкавказе» коллега и «духовная сестра» Айсина - журналистка Надежда Кеворкова . К тому же статья на «Онкавказе» удачно легла в контекст прозвучавшего 25 июля аналогичного призыва президента Турции Реджепа Эрдогана .

Провокационная публикация «Онкавказа» - характерный образчик творчества Руслана Курбанова, известной в медиасфере персоны. Он постоянный участник ток-шоу Владимира Соловьева и эфиров на «Эхе Москвы», где выступает как эксперт по исламу и межнациональным отношениям, обладатель множества регалий: научный сотрудник Института востоковедения (ИВ) РАН, вице-президент Федеральной лезгинской национально-культурной автономии (ФЛНКА) и т. д. В общении человек очень приятный. Но есть в его биографии и такие моменты, которые входят в противоречие с тщательно формируемым публичным имиджем.

Лезгин по национальности, Руслан Курбанов раньше любил подчеркивать, что с Дагестаном связан только своим происхождением, всю жизнь провел в Москве и на родине предков бывает только как гость. Однако, как свидетельствует его биография на сайте Ансар.Ру, значительная часть жизненного пути Руслана Курбанова была связана именно с Дагестаном, где он родился и закончил местный госуниверситет по специальности «Мировая экономика». Будучи еще совсем молодым человеком, Курбанов в середине девяностых годов организовал в родной Махачкале салафитский кружок, куда втягивал молодых лезгинских интеллектуалов. Конец этим опытам положил разгром ваххабитских анклавов в Дагестане в 1999 году, но после того, как салафитский кружок «накрыли» и его члены «пошли по статье», Курбанову удалось отделаться «легким испугом» - заведенное на него уголовное дело было закрыто. По одной из версий, сыграли определенную роль большие семейные связи: якобы, помог дядя-силовик.

Так или иначе, в опубликованных в интернете подробных и вполне апологетических биографиях Курбанова этот эпизод умалчивается. Однако известно, что, помимо светского образования в ДГУ, а затем в аспирантуре СПбГУ, он получал базовое образование по исламу в Сирии, в дамасском институте «Абу-Нур». Поэтому неудивительно, что когда несколько лет назад в экспертном сообществе обсуждали необходимость обучать российскую молодежь исламу внутри России, дабы она за рубежом не прониклась джихадизмом, Курбанов выступил против этой идеи. Не добавив, правда, что многие его товарищи по учебе Сирии закончили очень плохо, рассеявшись по джихадистскому подполью на Северном Кавказе и за его пределами, где и закончили свои дни в столкновениях с силовиками.

Характерный пример этой «карьерной траектории» - друг и коллега молодого Курбанова по работе на дагестанском телевидении, молодой арабист Махач (Ясин) Расулов . Сменив редакционный кабинет на лежбище в «лесу», бывший журналист Расулов с марта по август 2005 года совершил 9 (!) терактов в Махачкале. Террориста-журналиста ликвидировали 10 апреля 2006 года во время перестрелки с силовиками на махачкалинской улице Энгельса, где Расулов забаррикадировался в жилом доме, выставив в качестве живого щита его обитателей. Такой «славной» кончине предшествовали лекции Расулова в небезызвестной мечети на улице Котрова, где он учил прихожан «правильному исламу».

Однако для Курбанова террорист Расулов - не убийца мирных людей, а «дагестанский интеллектуал, вышедший на тропу войны» (цитата из статьи Курбанова «Эволюция «леса», вышедшей в 2010 году в «Русском журнале»). «Какой «лес» более выгоден самой России или, вернее, политической элите России? - писал Курбанов спустя две недели после теракта на станциях московского метрополитена «Парк культуры» и «Лубянка». - «Лес» как нарождающийся политический конкурент, но воздерживающийся от кровавых ударов по мирным жителям? Или «лес», как кровавый хищник, наносящий неожиданные удары в самое сердце огромной державы, но окончательно дискредитированный в качестве политического конкурента?».

Тогда же, во время траура по жертвам теракта в Москве, Курбанов в эфире канала Russia.Ru высказался еще более откровенно: «Молодые мусульмане уходят в ряды боевиков из-за того, что они в современном мире, в современной России не могут найти для себя возможности реализоваться в качестве мусульманина, сохранив при этом самоуважение к себе как к человеку, следующему религии чистого единобожия». Сохранить мусульманскую и человеческую честь, рассуждает Курбанов, молодым кавказцам не дают «коррумпированные региональные власти», «грубо действующие правоохранительные органы, не разбирающие между умеренными и радикальными мусульманами», а также «замшелое духовенство, которое не приемлет обновления своих рядов».

Похожим штампом Руслан Курбанов чуть позже пояснит генезис «арабской весны», гражданской войны в Сирии и появления на свет запрещенной в РФ организации ДАИШ (ИГИЛ). «Мусульманская молодежь ищет новые каналы самореализации. И, сталкиваясь с тем, что нет ей места в этом мире, будь то в авторитарных мусульманских странах на Ближнем Востоке или будь то в циничных постмодернистских обществах Европы, которые защищают права собачек и сексуальных меньшинств, но не защищают права религиозных меньшинств, она, естественно, выбирает путь вооруженного сопротивления», - заявил Курбанов в 2015 году в эфире Общественного телевидения России.

Безусловно, такая интерпретация имеет право на существование, но далее Курбанов признает, что ДАИШ пестуется американцами, да и в целом боевики Аль Багдади ребята не очень мирные. А из этого уже напрашивается логичный вывод: не лучше ли России пойти ДАИШ навстречу? К примеру, порвать с Башаром Асадом и Израилем. А заодно и свернуть преследование джихадистов внутри России, дав «лесным» путевку в светскую и духовную власть. По имеющимся данным, именно такими мыслями Курбанов, в частности, любит делиться в рамках ФЛНКА с более молодыми коллегами по лезгинской автономии. Со своим талантом прирожденного рассказчика Курбанов говорит, что лично знал многих известных кавказских ваххабитов - Махача Расулова, Анзора Астемирова и других, и эти террористы не такие уж и плохие люди, какими их изображают с подачи силовиков федеральные СМИ.

При этом Курбанов не без успеха играет на свойственном лезгинам предубеждении в отношении суфийского муфтията Дагестана, во главе которого более 20 лет бессменно стоят аварцы. Не менее ловко он использует трения между лезгинами и властями Азербайджана - достаточно вспомнить, что Курбанов работал в пресс-службе председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина , имеющего сложные отношения с главой мусульман Азербайджана Аллахшукюром Пашазаде . Правда, в Дагестане радение Курбанова за судьбу разделенного российско-азербайджанской границей лезгинского народа оценивают далеко не однозначно - например, его пиар на проблемах соотечественников высмеяли четыре года назад в статье «Пингвин лезгинского возрождения», где Курбанов прямым текстом назван воинствующим ваххабитом.

Но на Кавказе и Ближнем Востоке Руслан Вячеславович не замыкается. Пять лет назад он дал свое видение нашумевшему теракту в Казани - убийству богослова Валиуллы Якупова и взрыву машины муфтия Татарстана Илдуса Файзова - в комментарии заместителю главного редактора информагентства «Регнум» Константину Казенину . Совершенно предсказуемо Курбанов возложил вину за случившуюся трагедию на «чиновников и силовиков», которые «не желают и не умеют налаживать нормальное взаимодействие, работать на перспективу, работать с молодежью и исламскими лидерами». Тогда же Курбанов сказал: «Татарстан рискует встать на путь Дагестана 1999 года - но и там в конце концов лидеры мусульманской общины сели за стол переговоров. Но сколько крови было пролито до того, как это случилось! Нужно ли Татарстану идти по тому же пути?». За этим хитрым пассажем скрывается посыл: Файзов и Якупов пострадали за то, что не договаривались с татарстанскими ваххабитами, а конфликтовали с ними. Следовательно, жертвы теракта сами виноваты в случившемся. В других комментариях по казанским событиям июля 2012 года Курбанов сводил теракт в Казани к финансовой составляющей, что было, по сути, равнозначно формулировке: в случившемся с Файзовым и Якуповым виновны только они сами. Однако и здесь построения Руслана Курбанова вызвали отпор: ряд казанских экспертов открыто говорили, что за каждым выступлением этого эксперта надо видеть проталкивание интересов экстремистов.

Наджмудин Алиев , специально для

, РСФСР , СССР) - российский общественно-политический деятель, политолог, журналист, эксперт по вопросам Северного Кавказа и ислама, специалист по тренингам личностного и профессионального роста работников общественных организаций и СМИ. Директор Фонда поддержки гуманитарных инициатив «Альтаир», старший научный сотрудник сотрудник .

Биография

Родился в 1976 году в с. Курах Курахского района (совр. Россия). Закончил Дагестанский государственный университет по специальности «Мировая экономика», защитил диссертацию по политологии в Санкт-Петербургском госуниверситете .

Преподавал курс по адаптации их к возвращению домой для более эффективного и корректного духовного просвещения для российских студентов в Сирии . Работал также в качестве эксперта, лектора, преподавателя в США и Великобритании .

Курирует работу Фонда поддержки гуманитарных инициатив «Альтаир » . В 2011 году Руслан основал в Москве Школу мусульманской журналистики.

Повышал свою квалификацию в Российской академии госслужбы по специальности «Безопасность межконфессиональных и межэтнических отношений» .

В 2014 году кандидатура Руслана Курбанова была выдвинута на конкурс по отбору членов Общественной палаты РФ от общероссийских общественных объединений и иных некоммерческих организаций . За 5 часов до завершения интернет-голосования лидировавшие на тот момент Руслан Курбанов (около 30 тыс. голосов) и Алий Тоторкулов (около 40 тыс. голосов) были сняты с выборов. Официальная причина снятия кандидатов с финишной прямой гонки - «накрутка голосов ботами». Курбанов выдвигался по направлению «Развитие информационного общества, СМИ и массовых коммуникаций» .

Участвует в качестве эксперта по Ближнему Востоку в телевизионных программах российского телевидения .

До октября 2015 года занимал должность председателя Исполнительного комитета Российского конгресса народов Кавказа .

Руслана Курбанов является одним из руководителей Экспертного совета при Совете муфтиев России , а также членом рабочей группы по межконфессиональным отношениям при Правительстве Москвы . Редактор отдела политики журнала «Смысл». Представитель общественного крыла Совета муфтиев России, шеф-редактор портала «Кавказская политика», главный научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья.

Напишите отзыв о статье "Курбанов, Руслан Вячеславович"

Примечания

Ссылки

  • . Институт востоковедения РАН. Проверено 26 октября 2016.

Отрывок, характеризующий Курбанов, Руслан Вячеславович

В то время, как отец объяснялся с сыном, у матери с дочерью происходило не менее важное объяснение. Наташа взволнованная прибежала к матери.
– Мама!… Мама!… он мне сделал…
– Что сделал?
– Сделал, сделал предложение. Мама! Мама! – кричала она. Графиня не верила своим ушам. Денисов сделал предложение. Кому? Этой крошечной девочке Наташе, которая еще недавно играла в куклы и теперь еще брала уроки.
– Наташа, полно, глупости! – сказала она, еще надеясь, что это была шутка.
– Ну вот, глупости! – Я вам дело говорю, – сердито сказала Наташа. – Я пришла спросить, что делать, а вы мне говорите: «глупости»…
Графиня пожала плечами.
– Ежели правда, что мосьё Денисов сделал тебе предложение, то скажи ему, что он дурак, вот и всё.
– Нет, он не дурак, – обиженно и серьезно сказала Наташа.
– Ну так что ж ты хочешь? Вы нынче ведь все влюблены. Ну, влюблена, так выходи за него замуж! – сердито смеясь, проговорила графиня. – С Богом!
– Нет, мама, я не влюблена в него, должно быть не влюблена в него.
– Ну, так так и скажи ему.
– Мама, вы сердитесь? Вы не сердитесь, голубушка, ну в чем же я виновата?
– Нет, да что же, мой друг? Хочешь, я пойду скажу ему, – сказала графиня, улыбаясь.
– Нет, я сама, только научите. Вам всё легко, – прибавила она, отвечая на ее улыбку. – А коли бы видели вы, как он мне это сказал! Ведь я знаю, что он не хотел этого сказать, да уж нечаянно сказал.
– Ну всё таки надо отказать.
– Нет, не надо. Мне так его жалко! Он такой милый.
– Ну, так прими предложение. И то пора замуж итти, – сердито и насмешливо сказала мать.
– Нет, мама, мне так жалко его. Я не знаю, как я скажу.
– Да тебе и нечего говорить, я сама скажу, – сказала графиня, возмущенная тем, что осмелились смотреть, как на большую, на эту маленькую Наташу.
– Нет, ни за что, я сама, а вы слушайте у двери, – и Наташа побежала через гостиную в залу, где на том же стуле, у клавикорд, закрыв лицо руками, сидел Денисов. Он вскочил на звук ее легких шагов.
– Натали, – сказал он, быстрыми шагами подходя к ней, – решайте мою судьбу. Она в ваших руках!
– Василий Дмитрич, мне вас так жалко!… Нет, но вы такой славный… но не надо… это… а так я вас всегда буду любить.
Денисов нагнулся над ее рукою, и она услыхала странные, непонятные для нее звуки. Она поцеловала его в черную, спутанную, курчавую голову. В это время послышался поспешный шум платья графини. Она подошла к ним.
– Василий Дмитрич, я благодарю вас за честь, – сказала графиня смущенным голосом, но который казался строгим Денисову, – но моя дочь так молода, и я думала, что вы, как друг моего сына, обратитесь прежде ко мне. В таком случае вы не поставили бы меня в необходимость отказа.
– Г"афиня, – сказал Денисов с опущенными глазами и виноватым видом, хотел сказать что то еще и запнулся.
Наташа не могла спокойно видеть его таким жалким. Она начала громко всхлипывать.
– Г"афиня, я виноват перед вами, – продолжал Денисов прерывающимся голосом, – но знайте, что я так боготво"ю вашу дочь и всё ваше семейство, что две жизни отдам… – Он посмотрел на графиню и, заметив ее строгое лицо… – Ну п"ощайте, г"афиня, – сказал он, поцеловал ее руку и, не взглянув на Наташу, быстрыми, решительными шагами вышел из комнаты.

На другой день Ростов проводил Денисова, который не хотел более ни одного дня оставаться в Москве. Денисова провожали у цыган все его московские приятели, и он не помнил, как его уложили в сани и как везли первые три станции.
После отъезда Денисова, Ростов, дожидаясь денег, которые не вдруг мог собрать старый граф, провел еще две недели в Москве, не выезжая из дому, и преимущественно в комнате барышень.
Соня была к нему нежнее и преданнее чем прежде. Она, казалось, хотела показать ему, что его проигрыш был подвиг, за который она теперь еще больше любит его; но Николай теперь считал себя недостойным ее.
Он исписал альбомы девочек стихами и нотами, и не простившись ни с кем из своих знакомых, отослав наконец все 43 тысячи и получив росписку Долохова, уехал в конце ноября догонять полк, который уже был в Польше.

После своего объяснения с женой, Пьер поехал в Петербург. В Торжке на cтанции не было лошадей, или не хотел их смотритель. Пьер должен был ждать. Он не раздеваясь лег на кожаный диван перед круглым столом, положил на этот стол свои большие ноги в теплых сапогах и задумался.
– Прикажете чемоданы внести? Постель постелить, чаю прикажете? – спрашивал камердинер.
Пьер не отвечал, потому что ничего не слыхал и не видел. Он задумался еще на прошлой станции и всё продолжал думать о том же – о столь важном, что он не обращал никакого.внимания на то, что происходило вокруг него. Его не только не интересовало то, что он позже или раньше приедет в Петербург, или то, что будет или не будет ему места отдохнуть на этой станции, но всё равно было в сравнении с теми мыслями, которые его занимали теперь, пробудет ли он несколько часов или всю жизнь на этой станции.
Смотритель, смотрительша, камердинер, баба с торжковским шитьем заходили в комнату, предлагая свои услуги. Пьер, не переменяя своего положения задранных ног, смотрел на них через очки, и не понимал, что им может быть нужно и каким образом все они могли жить, не разрешив тех вопросов, которые занимали его. А его занимали всё одни и те же вопросы с самого того дня, как он после дуэли вернулся из Сокольников и провел первую, мучительную, бессонную ночь; только теперь в уединении путешествия, они с особенной силой овладели им. О чем бы он ни начинал думать, он возвращался к одним и тем же вопросам, которых он не мог разрешить, и не мог перестать задавать себе. Как будто в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь. Винт не входил дальше, не выходил вон, а вертелся, ничего не захватывая, всё на том же нарезе, и нельзя было перестать вертеть его.

Убийство сотрудника пресс-службы президента Дагестана Гаруна Курбанова во время проведения крупного экономического форума , который власти и в Махачкале, и в Москве называют ключевым для перспектив развития Дагестана, заставляет экспертов размышлять о политике федерального центра на Северном Кавказе.

На вопросы Радио Свобода ответил старший научный сотрудник московского Института востоковедения Руслан Курбанов :

– Ситуация в Дагестане сложная, если сравнивать с остальными республиками Кавказа. И ее не удастся стабилизировать никакими экономическими форумами или крупными экономическими инвестиционными проектами, которые сегодня реализует правительство Дагестана, аппарат СКФО или правительство России. Для того, чтобы решить проблемы в Дагестане, нужны совершенно другие методы. Власти после ряда чудовищных ошибок, которые они допустили в республике, еще и поставили совершенно неправильный диагноз того, в какое состояние попало общество. Создав проблемы, поставив неправильный диагноз и используя при этом неправильные методы лечения, ситуацию невозможно исправить. Для начала нужно, чтобы власть признала собственные ошибки.

– О каких ошибках вы говорите?

– Самая ключевая заключается в том, что Дагестан – не только самый многонациональный регион Кавказа и России. Но у каждой национальности существует свой опыт политической жизни и политической истории. Часть народов Дагестана жила под властью ханов и князей, часть – вольными республиками, не признавая ничьей власти. Поэтому мы среди боевиков сегодня имеем большое количество выходцев именно из тех районов, на которые никогда не распространялась власть ханов, где люди привыкли сами решать свои проблемы.

В Дагестане никогда не было одной доминирующей версии ислама. На момент Октябрьской революции существовали, как минимум, четыре разные версии ислама – суфизм, салафия, школа шафиитских правоведов и исламское реформаторство. Все эти четыре версии ислама были для республики традиционными. Но после краха Советского Союза власть сделала ставку только на одно из направлений ислама и дала возможность последователям этой версии ислама обвинять все остальные группы и общины в экстремизме и радикализме. Причем ставка была сделана на очень специфичную, узкую версию. Дело в том, что у каждого народа Дагестана есть свое понимание суфизма и его лидер. В этом предельно сложном обществе ни в коем случае нельзя было давать государственную поддержку только одной общине и ни в коем случае нельзя было государству вступать в религиозные, богословские дискуссии и всем весом правоохранительной системы вваливаться в этот очень тонкий, специфический богословский спор. Фактически были предприняты карательные меры в отношении любого, кто не был согласен с позицией официальных религиозных властей.

– Значит ли это, что для того, чтобы попытаться изменить ситуацию в Дагестане, необходимо проведение более дифференцированной и более тонкой политики, с другим инструментарием?

– Власть должна полностью выйти из поля богословской дискуссии. Она должна перестать указывать верующим на то, какая версия ислама является традиционной для Дагестана, а какая нет. Власть должна теперь сама способствовать тому, чтобы богословская дискуссия пошла в легальном правовом поле. Уж коли она наломала дров, то сейчас нужно найти мужество для того, чтобы создать оптимальные условия, при которых религиозно-политическая дискуссия могла перейти из плоскости конфликтной в плоскость переговорную и дискуссионную. Это первый и основной шаг, который должна сделать власть.

– Как вы думаете, новые северокавказские власти – аппарат полпреда Александра Хлопонина – понимают глубину стоящих перед ними задач?

– Александр Хлопонин – совершенно новый человек в регионе, который мыслит абсолютно другими категориями. Он – менеджер, управленец. Для него реальный смысл имеют только темы, связанные с вложением средств, с выгодным управлением какими-то активами. Но когда речь заходит о тонких религиозных материях – налаживании отношений между различными этническими группами, поиске различных моделей национального примирения, то для него это фразы совершенно из другой области. Это человек, который не успел до конца разобраться в сложной этнополитической ситуации на Кавказе, в роли ислама, в сложной истории самого Кавказа. Попытки просто завалить Кавказ финансовыми вливаниями не могут привести к решению сложнейшего клубка проблем в регионе.

Заставил экспертов вновь заговорить о том, что эпизодические всплески насилия и теракты в разных районах Северного Кавказа свидетельствуют о нарастании системных проблем в этом регионе, с которыми российская власть в настоящее время не способна справиться. По просьбе Радио Свобода ситуацию анализирует старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Руслан Курбанов:



- Этот теракт полностью укладывается в канву событий, которые разворачиваются на всем Северном Кавказе. Боевики наращивают количество атак на представителей власти. Число молодых людей, которые примыкают к боевикам, растет. Это очень тревожная картина.

Некоторые эксперты связывают произошедший теракт с процессом примирения между представителями различных мусульманских общин Дагестана, но, на мой взгляд, эти события никак не связаны. У боевиков своя логика. Они давно перестали ориентироваться на политический календарь, на политические события. Как только их ресурсы им это позволяют, они сразу же наносят болезненные удары по представителям власти, по правоохранительным структурам. Мы сейчас должны думать о том, как переломить тенденцию роста симпатий со стороны молодежи к боевикам.

- Это, прежде всего, политическая проблема или социальная?

- Сложно выделить какой-то конкретный фактор, вызывающий радикализацию молодежи. Некоторые эксперты делают упор на социально-экономические причины - безработица, социальная незащищенность и т.д. Российское общество и политическая система оказались не готовы к стремительному вторжению в общественное, социальное и политическое поле возрождающегося и активизирующегося ислама. В российском обществе пока нет никакой ниши, в которой последователи этой формы ислама могли бы чувствовать себя комфортно, реализовывать свои общественные притязания, может быть, даже политические цели. И пока такой ниши нет, радикализирующаяся молодежь будет эту систему ломать, чтобы самим найти место под солнцем в России.

Понятно, что система никогда не будет разговаривать с теми, кто уже совершил убийство, поставил себя вне закона. Но я говорю о тех людях, которые пока еще не присоединились к боевикам, однако также считают, что систему нужно реформировать, чтобы у этой (исламской. - РС) политической силы нашлась своя ниша. В Британии, которая пыталась разрешить ирландский конфликт, он казался неразрешимым до тех пор, пока британское правительство не начало разговаривать с ирландскими сепаратистами на языке политики. Сегодня в Дагестане, как и на всем Кавказе, нужно разговаривать с теми силами, которые еще не встали на путь насилия, которые сохраняют стремление к политическому диалогу. Эти силы еще есть, и этот шанс нашему государству нужно использовать.

- Мне кажется, один из аспектов проблемы - то, что северокавказская тематика сегодня не является частью общественной дискуссии в России, в отличие от ситуации 15-летней давности или ситуации начала 2000-х, когда эта тема активно обсуждалась в СМИ. Сейчас ситуация изменилась.

- Я с вами абсолютно согласен. Как быть с Кавказом? Какую модель существования найти? Как использовать и раскрыть потенциал Кавказа для укрепления российского общества? Все эти вопросы сегодня вытеснены на периферию общественной и политической дискуссии. Кавказ старательно маргинализируется политическими, информационными, интеллектуальными элитами России. Почему? Потому что сегодня в России возобладал тренд на постепенное избавление от Кавказа, то есть 200-летний запрос на большую интеграцию Кавказа в состав России угасает. На наших глазах рождается обратный запрос - на все большее выдавливание Кавказа из российского политического, общественного и культурного поля. Этот запрос озвучивают влиятельные фигуры, такие как Жириновский, Юргенс и Гонтмахер, которые на базе ИНСОРа (Института современного развития - РС ) готовили доклад о будущем развитии России и уже признали, что вариант отделения Кавказа вполне приемлем для России.

Тема Кавказа в общественном и интеллектуальном информационном поле интерпретируется так: пока у нас есть Кавказ, мы никогда не сможем стать Европой, для этого нам нужно избавиться от этого балласта. Предлагаются разные варианты, которые рождают и националистические проекты по отделению Кавказа, и либеральные - по превращению Кавказа в российскую Палестину. Об этом говорил, в частности, Борис Немцов, предлагая отделиться от Кавказа стеной.

- Может быть, это естественный процесс, объективный?

- Я думаю, что определенные силы просто делают заказ на продвижение именно такой повестки дня.

- Как-то это звучит слишком конспирологически - "определенные силы". У них есть имена и фамилии, у этих сил?

- Эти имена достаточно известны. Взять любого губернатора 90-х годов либо любого владельца крупного бизнеса в России - нефтяного, металлургического. Для всех них напирающая волна кавказцев, осваивавших бизнес-структуры, политическую верхушку, общественное поле, являлась очень сильным конкурентом. Я убежден, что заказ на маргинализацию кавказцев, выдавливание их из всех общественных, экономических и иных ниш связан с боязнью, что кавказцы отобьют сферы влияния.

Кавказцев уже перестали брать в армию, по крайней мере, в Дагестане и Чечне призыв на воинскую службу ребят не славянской национальности прекращен. То есть этот социальный лифт, через который кавказские ребята могли бы достичь каких-то высот, уже закрыт. В Москве в различных ведомствах, в том числе государственных, идет постепенное выдавливание кавказцев с занятых постов - это неофициальная информация, но она обсуждается в кавказских общинах. В каждой среде обсуждается свой вариант развития ситуации. И это самый чудовищный вариант развития событий для России, потому что он уже работает на ее фрагментацию. Он уже работает на ее ослабление и дезинтеграцию.

Руслан Курбанов - это азербайджанский футболист российского происхождения, который выступает сейчас за клуб «Габала». Ему всего 25 лет, так что его карьера пока что находится в самом расцвете. Руслан Курбанов выступает на позиции оттянутого нападающего, однако, при этом может сыграть как центрального форварда, так и плеймейкера.

Начало карьеры

Руслан Курбанов родился 12 сентября 1991 года в Ставрополе в азербайджанской семье. Футболом начал заниматься в родном городе в раннем возрасте. Уже в школе он показывал впечатляющие результаты, и его заприметили представители ставропольского «Динамо». В 1998 году Руслан Курбанов присоединился к футбольной академии «Динамо», а через пять лет прошел просмотр в «Ростове», куда и был принят. Там он прошел через все молодежные составы, прежде чем в 2008 году подписать профессиональный контракт с клубом и отправиться на полевые испытания в клуб из низшего дивизиона. Полгода Руслан провел в «Нике» из Красного Сулина - там он отыграл девять матчей, а затем добавил еще 11 матчей за «Таганрог», в котором провел еще полгода. Когда он вернулся в родной клуб, то оказалось, что его результаты недостаточно хороши, поэтому он был отправлен в дубль. Естественно, его это не устроило, поэтому через некоторое время футболист разорвал контракт с клубом и решил вернуться на историческую родину в Азербайджан.

Переход в «Нефтчи»

Зимой 2011 года 20-летний нападающий подписал контракт с «Нефтчи» - с этого момента биография Руслана Курбанова стала немного более позитивной. Действия «Ростова» в его отношении оставили неприятный след, но Руслан постепенно восстанавливался от этого. За свои первые шесть месяцев в новом клубе Курбанов смог выйти на поле только семь раз, поэтому летом был отправлен в аренду в «Сумгаит». Там он провел целый год, сыграв 16 матчей и забив два гола, а затем и еще один год, который оказался еще более успешным - 24 матча и шесть голов. Когда он вернулся в «Нефтчи», руководство приняло решение отправить его в аренду еще раз, чтобы не заставлять Руслана просиживать талант на скамейке запасных. Полгода, которые он провел в «Сумгаите», уже не были такими успешными - он вышел на поле 14 раз, но не забил ни одного гола.

Однако биография Руслана Курбанова не является столь печальной - когда он вернулся в «Нефтчи», ему начали давать игровое время. За полгода он отыграл 19 матчей и забил четыре мяча. Следующий сезон Курбанов начал в «Нефтчи», выйдя на поле 16 раз и отметившись еще четырьмя голами, но зимой 2015 года он был отправлен еще на полгода в аренду, на этот раз в хорватский «Хайдук». Там он вышел на поле всего семь раз, не запомнился абсолютно ничем, поэтому был возвращен в «Нефтчи уже летом. Сезон 2015/16 гг. стал единственным полноценным за все время в азербайджанском клубе - Курбанов был игроком основы и в 39 матчах заколотил 18 голов. Естественно, такое выступление не могло не привлечь внимания. Поэтому летом 2016 года после долгих переговоров в последний день трансферного окна Курбанов за чуть более чем 50 тысяч евро был продан в «Габалу». До этого летом он успел провести еще 7 матчей за «Нефтчи», отметившись последним голом за клуб.

Игра за «Габалу»

Руслан Курбанов, биография пополнилась позитивными моментами, начал выступления за новый клуб довольно активно. В текущем сезоне он сыграл уже в 27 матчах, забив семь голов и отдав шесть голевых пасов. Его контракт с клубом рассчитан до 2018 года, однако, если он будет продолжать выступать на таком высоком уровне, клуб может заранее продлить контракт еще этим летом. Вполне возможно, Курбанов сможет провести еще лучший сезон, чем предыдущий, однако, ему потребовалось некоторое время на адаптацию, поэтому результат пока далек от прошлогоднего.

Выступления за молодежную сборную

Руслан Курбанов, национальность которого у многих футбольных фанатов вызывает сомнения, выступает за сборную Азербайджана, хоть и родился в России. В молодежную сборную Азербайджана он был вызван впервые в сентябре 2010 года - и в течение двух лет футболист провел за нее семь матчей, не отметившись никакими результативными действиями.

Сборная Азербайджана

Что касается основной сборной, то туда нападающий впервые получил вызов в сентябре 2013 года на квалификационный матч против сборной Израиля, но все 90 минут просидел на скамейке запасных. В следующий раз его вызвали только через полтора года, в марте 2015 года. Тогда он вышел в основе на квалификационный матч против сборной Мальты. Первым голевым пасом Курбанов отметился в сентябре того же года в ответном матче против сборной Мальты, а первый свой гол забил только в сентябре 2016 года в поединке против сборной Сан-Марино - это оказался единственный гол в матче, так что Руслан принес своей команде победу и три очка. Всего за сборную на сегодняшний день он провел 13 матчей, забив один гол и отметившись двумя результативными передачами. На данный момент он находится в заявке на следующие матчи сборной.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...