Усадьбы фон дервизов соха и старожилово в рязанской области. Усадьба фон дервизов в кирицах шаг: оплатить билеты

В Рязани, как и в Москве, очень много пробок в часы пик, к счастью, их протяженность не сравнится с московскими. Рязань всего лишь в 180 км, и москвичи часто приезжают на один-два дня. Традиционные маршруты пребывания: Константиново (Государственный музей-заповедник С.А. Есенина) - Пощупово (Иоанно-Богословский монастырь) - мемориальный музей-усадьба академика Павлова и Рязанский кремль (рязанский историко-архитектурный музей-заповедник).
Но на Рязанщине существуют и другие, не менее интересные места, пусть и не так раскрученные среди туристов, сегодня я хочу рассказать вам об одном таком месте.

Кирицы - село, расположенное в 50 километрах к юго-востоку от Рязани. Рядом проходит трасса М5. Достопримечательность Кириц - Усадьба фон Дервизов, этот сказочный домик хорошо виден с трассы, так что проехать, не обратив на него внимание, у вас не получится. Сейчас в усадьбе располагается Детский туберкулёзный санаторий «Кирицы», считавшийся лучшим в стране, видимо это не случайно: у Павла фон Дервиза умерли от костного туберкулеза дочь и сын, вот такой поворот судьбы.
Пройти и осмотреть усадьбу можно, если двигаясь со стороны Рязани перед прудиками повернуть налево, перед шлагбаумом можно оставить машину, ну а дальше пройти пешком, несмотря на вывеску «Посторонним вход воспрещен», никто никого не прогоняет.
Стоит ли ехать в Рязань только из-за одной усадьбы, наверное нет, но если Вы приехали отдохнуть в наш город и у Вас есть лишние три часа -съездите, посмотрите «Дворец Золушки».

Итак, а теперь об истории усадьбы.
Фон-дер-Визе- русский дворянский род немецкого происхождения. Иоанн-Адольф приехал в Петербург при Петре III и получил дворянство с частицей «фон-дер».
Основная же часть родового состояния была заработана на строительстве железных дорог Павелом фон Дервиз. Его называли «Русский Монте-Кристо», был он действующим статским советником. Помимо «зарабатывания» он так же занимался благотворительностью: построил детскую клиническую больницу в Москве в память о своих старших детях, а так же лицей в память Цесаревича Николая. Кирицы же были приобретены его сыном - Сергеем Павловичем, любившим музыку, поэзию и прочие искусства. Проект усадьбы был заказан начинающему архитектору Федору Шехтелю.
В 1887-1889 годах в Кирицах Шехтель построил чудо: сказочную усадьбу с Дворцом, арками, лестницами, спусками к каскадным прудам, мостом Любви, гротами с настоящими кораллами, фонтанами, статуями кентавров. Но строительство этого чуда и разорило Сергея: продав свое имущество, он с семьей уехал жить в Париж. А потом была революция и, как все усадьбы, Кирицы были национализированы, и в 1938 там открыли санаторий для детей, больных туберкулезом, это и спасло усадьбу от разорения: по сохранности она выгодно отличается от усадеб фон Дервизов в Сохе и Старожилово, но статуи кентавров превратились в «советских» оленей, медведей и пионеров, гроты разрушились, кораллы пропали, фонтаны пересохли. Но все равно усадьба великолепна, и, конечно же, она не могла не «обрасти» легендами.
Первая из них – про Мост любви, согласно легенде мост был построен Сергеем Павловичем для прогулок с местной крестьянкой, когда он устал от ее любви -девушка сбросилась с моста, стала приведением и появляется на месте встреч. Вторая легенда связана с кино – в Рязани многие считают, что именно в Кирицах снимали «Золушку» (имеется в виду фильм 1947, снятый режиссёрами Надеждой Кошеверовой и Михаилом Шапиро), однако документальных подтверждений этому нет."
А теперь сама усадьба.

В последний день нашей поездки в Рязани снова испортилась погода, и вместо запланированной прощальной прогулки по городу мы решили посмотреть усадьбы фон Дервизов в Кирицах и Старожилово в 40 км от Рязани.

Эти усадьбы довольно необычные, а их история тесно переплетена с судьбами их основателей. Поэтому свой рассказ я начну с самих фон Дервизов.

Рязанский предприниматель Павел Григорьевич фон Дервиз (1826-1881) сколотил огромное состояние на строительстве железных дорог. В XIX веке это дело оказалось неимоверно прибыльным, особенно если вдвое завышать стоимость работ, проводить махинации с капиталами и ценными бумагами и иметь влиятельных покровителей. Став одним из богатейших людей России, он владел недвижимостью в Москве и Петербурге, во Франции и Швейцарии.

Но сейчас нас интересует не сам Павел Григорьевич, а его дети: Сергей, Павел, Варвара, Андрей и Владимир.

Старший сын Павла Григорьевича - Сергей Павлович фон Дервиз родился в 1865 году. После смерти отца он получил богатое наследство, но отцовская предпринимательская жилка ему не передалась. Занимая в основном представительские должности, Сергей вел активную светскую жизнь, тратя несметные богатства отца.

Приобретя имение Кирицы, Сергей снес влачащую жалкое существование зеркальную фабрику и на ее месте построил роскошную усадьбу. Для этого был нанят молодой архитектор Федор Осипович Шехтель. И к концу ХIХ века на берегу реки Кирицы вырос сказочный замок.

Имение было обнесено оградой. На обширной территории располагались церковь и конный двор, висячие мосты и гроты.

От дворца к лужайке полукругом спускались две величественные лестницы, рядом с которыми симметрично расположились беседки, увенчанные тритонами.

Под лестницами был устроен причудливый грот, на террасе перед ним бил фонтан. Далее можно было спуститься к прудам и саду.

Главное здание усадьбы украсили башенками со шпилями и флюгерами. Между флигелями построили застекленные переходы. Изящный балкон одного из флигелей поддерживали могучие крылья орла.

Через овраг рядом с особняком перекинули Мост любви. По преданию, с этого моста бросилась вниз девушка, безответно влюбленная в Сергея.

Сергей Павлович очень любил свое имение и с удовольствием приезжал сюда каждый год на целое лето. Но, разорившись, после смерти матери в 1908 году он продал всю свою недвижимость и навсегда уехал из России. Он умер в Каннах в 1943 году.

Имение стояло заброшенным, пока советские власти не разместили здесь училище, а затем - дом отдыха.

Младшие братья и сестра Сергея - Владимир, Андрей и Варвара - прожили очень недолго, их поразил серьезный недуг - костный туберкулез. Владимир и Андрей скончались младенцами, Варвара умерла в 16 лет. Отец не смог пережить потерю детей, он умер сразу после смерти любимой дочери.

И вот ирония судьбы: в усадьбе Кирицы с 1938 года и по сей день располагается детский санаторий, где лечатся больные костным туберкулезом дети.

Теперь перейдем к еще одному брату Сергея - Павлу Павловичу фон Дервизу.

На момент смерти отца Павлу исполнилось 11 лет, и в наследство он получил имение в деревне Старожилово. Как и старший брат, Павел был весьма обеспеченным человеком. Он увлекся разведением элитных скакунов и основал в Старожилово конный завод, причем в качестве архитектора по совету брата привлек все того же Ф.О. Шехтеля.

Начиная с 1893 года, за шесть лет здесь построили 12 зданий, включая усадьбу, сам конный завод, кузницу, дома для рабочих и церковь.

В начале ХХ века в конюшнях содержалось несколько тысяч лошадей. Элитных скакунов покупали за рубежом, рысаки побеждали в скачках. На Старожиловском заводе разводили лошадей самых престижных пород для гвардейских кавалерийских полков.

Помимо разведения лошадей у Павла было еще одно увлечение - математика. Он сдал экстерном экзамены в университете за весь курс математики и стал преподавать в им же основанной гимназии.

В годы Первой мировой войны Павел патриотично сменил немецкую фамилию, и, переведя слово «Wiese» на русский язык, стал Павлом Павловичем Луговым.

После революции Павел был арестован, его выпустили только благодаря ходатайству бывших учеников гимназии фон Дервиза. Луговой устроился преподавателем Рязанских кавалерийских командных курсов, которые открылись на базе Старожиловского конного завода. Одним из его учеников стал будущий маршал Победы Г.К. Жуков.

Но вскоре курсы перевели в другое место, Павел Павлович с семьей скитался с места на место и, в конце концов, обосновался в Тверской области. Он работал учителем математики в сельской школе, скончался Павел в 1943 году.

А конный завод, основанный Павлом Павловичем фон Дервизом, существует до сих пор.

В Старожилово у нас была еще одна интересная встреча. Прямо на асфальте паслась маленькая стайка индюков с индюшками. Курам и гусям мы уже не удивляемся, а вот индюков увидели впервые.

Когда мы захотели сфотографировать птичек поближе, от стаи выдвинулся индюк, надулся, стал поперек себя шире в два раза и, шипя, направился к нам. Он был так воинственно настроен, что мы решили убраться восвояси:)

На этом я заканчиваю рассказ об осеннем путешествии. Оно было интересным для нас, немного необычным - мы не так много мест объехали, но зато вволю порыбачили (правда, без особого улова), отдохнули и даже немного загорели. Воспоминаний хватит надолго:)

Спасибо за внимание! И до новых путешествий! :)

А теперь подробнее про этот прекрасный особняк...

Да, это действительно особняк фон Дервиза на Садово-Черногрязской...

Прошлым летом я уже немного писал про него (http://community.livejournal.com/moya_moskva/528696.html) и даже выкладывал фотографии, которые сделал второпях... Сейчас же мне удалось по-дольше в побывать в нём и попытаться запечатлеть самые красивые части интерьера... К сожалению у меня пока нет широкоугольного объектива, который позволил бы показать общие виды комнат и залов, поэтому из-за ограниченности пространства пришлось довольствоваться тем, что получилось... Добавим к этому сложные условия съёмки и полумрак...


Начну с истории...

Не буду вдаваться в историю рода "фон дерВизов", начну сразу с наиболее известного - Павла Григорьевича фон Дервиза (1826-1881). Он был один из первых крупных деятелей в области железнодорожного строительства.

Действительный статский советник. В 1847-57 служил в Сенате и Военном министерстве по провиантскому департаменту. Выйдя в отставку, переехал в Москву, где стал секретарём и членом правления общества Московско-Саратовской железной дороги. В 1863 возглавил правление общества Московско-Рязанской железной дороги, получил государственную концессию на её строительство на выгодных условиях. Жил в Москве в доме правления Рязано-Козловской железной дороги на Каланчёвской улице. В 1868, заработав многомиллионное состояние, отошёл от дел, уехал за границу, жил в Ницце и Лугано. В 1874-76 основал и построил в Москве на свои средства детскую больницу Святого Владимира (в 1922 переименована в детскую клиническую больницу № 2 имени И.В. Русакова, с 1991 носит прежнее название; Рубцовско-Дворцовая улица, 1/3).

табличка перед кабинетов Иосифьяна. Сейчас в нём никого нет

Его сын Сергей Павлович фон Дервиз (годы рождения и смерти не известны), действительный статский советник, землевладелец, владелец рудника «Инзер» на Урале. Предводитель дворянства Спасского уезда Рязанской губернии. С 1903 почётный попечитель женской гимназии имени В.П.фон Дервиз (вместе с братом Павлом Павловичем). Почётный член Московского отделения Русского музыкального общества. Приобрёл орган для Большого зала Московской консерватории. С 1886 жил в особняке на Садовой-Черногрязской улице (д. 6).

Вот, что написано об этом доме в Энциклопедии Москвы: Дом Дервиза, Садовая-Черногрязская, 6. Выстроенный для С.П. фон Дервиза в 1886 на территории усадьбы XVIII в. особняк дворцового типа стоит со значительным отступом от улицы, на парадном дворе. Сравнительно небольшой, дом очень внушителен, что достигается использованием в его архитектуре композиционных приёмов и декоративных деталей в духе зодчества итальянского Ренессанса, характерных для одного из направлений эклектики, редкого в Москве. Центральная часть здания выделена ризалитом с крупным крыльцом, по сторонам которого устроены пандусы для въезда. На них поставлены светильники в виде женских фигур. Фасады облицованы гранитом и покрыты крупным рустом с львиными масками во втором этаже. Над тяжёлым карнизом поставлены тумбы с вазонами. Отделка интерьеров (одна из наиболее ранних работ Ф.О. Шехтеля) крайне представительна - золочёная лепнина стен и потолков сочетается с живописными панно. В 1888-89 здание было увеличено пристройкой (Шехтель), в 1911-12 по линии улицы была установлена высокая каменная ограда (архитектор Н.Н. Чернецов).

В 1904 году С.П. фон Дервиз продаёт этот особняк потомственному дворянину Л.К.Зубаловую, сыну миллионера-нефтепромышленника, владельца нефтяных промыслов в Баку. И в 1911 по его указанию была воздвигнута массивная высокая ограда. По одной версии, чтобы укрыться от любопытных взглядов прохожих и уличного шума, по другой - напуганный событиями 1905 года, Зубалов уехал из Москвы и, возвратившись в 1909 г., попросил у городской управы разрешения построить стену, которая отгородила бы его владения от улицы.

Очень интересный "безключный" сейф. Как-то по-хитрому открывается

Однако уже в 1918 году, жена Зубалова - Ольга Ивановна передает этот особняк Румянцевскому музею и дом официально становится филиалом Румянцевского музея.

Надо скачать, что Иосифьян выбрал себе в качестве кабинета, пожалуй, самую лучшую комнату. Такое обилие голых женщин можно встретить только в его кабинете

В 1920 году в здании размещается особое техническое бюро ВСНХ (Высший совет народного хозяйства), а познее НИИ-20. При этом художественные красоты не пострадали. НИИ-20 в сентябре 1941 года был эвакуирован из Москвы. И здание было передано ВНИИЭМ, которым руководил А.Г.Иосифьян с 1941 по 1993 гг. Руководство ВНИИЭМ и поныне располагается в дома, красота которого охраняется государством.

Витражи... Насколько я знаю некоторые из них сейчас на реставрации

Дверь в шкаф

Женские бюсты из дерева по краям дивана

Собственно бюст самого Иосифьяна...

Пирсидский ковер возрастом более 200 лет. Какая-то арабская делегация, увидев ковёр, предлагала очень большие деньги за него...

Люстра в холле... Везде разные...

И на стене...

Самы красивый витраж с родовым гербом фон Дервизов на пролёте главной лестницы

А это уже комната-сейф. Она расположена в правой пристройке дома. Сейфом она называется из-за мощных и тяжелых входных дверей и таких же окон. Видимо, чтобы никто не влез.
А на фотографии единственный оставшийся дейвствующий камин из чёрного мрамора

Фигурки по краям камина...

Герб фон Дервизов можно найти практически везде... В данном случае на камине

Главная лестница из белого мрамора. Ведёт на второй этаж

Камин на втором этаже. Заглушка с гербом

Потолок

И это потолок

Красивейшие гобелены на стенах

Герб на ограде лестницы

Люста в зале заседаний. Выполнена из богемского хрусталя. Во время реконструкций маляры пытались украсть хрустальные части. Некоторые безвозвратно потеряны

Это вообще один из красивейших залов. Украшены стены и потолки

Край камина

Заглушка в камине. Здесь не бывает плоских поверхностей

Самы красивый камин. Из красного мрамора

Наверное таким был идеал женщины в то время

А это уже чайна комната с атриумом. Правда сейчас лежит снег и всей красоты не видно

Вот такая вот софа перед чайным столом

Мраморный стол

Диван с какими-то японскими мотивами

Фонари у подъезда. Их ещё можно увидеть в советском фильме "Праздник святого Йоргена" 1930 года

Гриффоны на стенах

Вазы на крыше. Внешнее убранство значительно беднее


На нашей огромной планете у каждого человека есть особенный уголок, в который хочется возвращаться вновь и вновь. Для меня это место, моя малая родина, где прошли детские годы. И каждый раз, совершая своё маленькое путешествие, я проезжаю мимо красивейшего архитектурного комплекса Рязанской области - усадьбы барона фон Дервиза.
Величественное сооружение поражает своей красотой: башенки, оконные проемы, арки, лестницы, спускающиеся к прудам – все делает усадьбу похожей на ожившую сказку.
Дворец был построен в 1889 г. Проект усадьбы фон Дервиза в Кирицах был разработан Федором Шехтелем - ярчайшим архитектором, основателем стиля "архитектурный модерн", рязанцем с немецкими корнями. Федор Шехтель, оставил о себе память по всей России, а усадьба Фон Дервиза стала одним из первых объектов, где знаменитый архитектор смог развернуться и отточить на практике свои представления о прекрасном. На рязанской земле, в Кирицах, он создал удивительный по красоте ансамбль, вне всяких стилей и в то же время стильный.

Асимметричное двухэтажное здание было украшено портиком, венчавшимся башенками со шпилями. Одно крыло здания соединялось с основной постройкой стеклянной галереей, а также было украшено балконом, поддерживаемым крыльями гигантского орла. Другое крыло - оснащено пандусами, украшенными мелкой скульптурой. От особняка в овраг спускались две изящные лестницы, соединявшиеся в широкой террасе. Вниз - к сложной системе прудов и фруктовому саду - уводила ещё одна лестница, путь же был оформлен гротами из диких камней и скульптурными изваяниями кентавров. Таким образом, Шлехтелю удалось изящно вписать барскую усадьбу в сложный ландшафт. Неподалёку раскинулся знаменитый, озаряемый фонарями Мост любви, а по извилистым аллеям можно было дойти до Красных ворот - двух декоративных башенок, соединённых арочным мостиком.


До наших дней сохранилось далеко не всё, но и то, что осталось от былой роскоши, производит неизгладимое впечатление. Уцелела основная часть построек, декоративные элементы фасада и даже знаменитый орёл.

Практически уцелел каменный мост через овраг, ведущий от дворца, по главной аллее парка, к «Красным воротам», что на выезде из парка к речке Кирице. На мосту остались четыре белокаменных обелиска, но разрушены украшавшие их скульптуры.

Усадьбу окружает интересное сооружение: ограда с башенками, напоминающими шахматные ладьи или сказочные готические башни... Но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Дорогие друзья, посетите Кирицы и посмотрите на это великолепие своими глазами. Не пожалеете!

Помимо официальной истории, усадьба Фон Дервизов имеет несколько легенд. Самая романтичная связана, разумеется, с Мостом любви. По одной из версий, мост был отстроен по заказу Сергея Павловича для уединённых романтических прогулок с местной девушкой. С него же она и сбросилась, страдая от неразделённой любви. Потом девушка якобы появлялась в образе привидения всё на том же месте роковых встреч. Впрочем, история эта, скорее всего, придумана. Возможно, именно из-за этого Мост любви иногда именуют Чёртовым мостом.
Другая легенда носит более современный характер и связана с кинематографом. Согласно ей именно в Кирицах снимали знаменитую «Золушку». По словам краеведа, Игоря Канаева, в фильме "Золушка" король командует с балкончика шехтелевского дома в Кирицах. И если это так, то режиссеры Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро очень удачно выбрали место для натурных съемок - ведь усадьба в Кирицах уже готовая декорация для сказки. А я под впечатлением от увиденного сделал вот такой видеоролик:



Невольно заинтересовавшись судьбой этого имения, мне удалось выяснить некоторые интересные факты из жизни его хозяев.



Фон Дервизы появились в России очень давно. Их предки – дворяне, рязанские помещики из обрусевшей немецкой семьи, которая переехала в Россию из Гамбурга в далеком XVIII столетии. И фамилия у них была самая простая – Визе, без этой дворянской приставки «фон». А появилось это «фон» с непременным артиклем «дер» позднее, во времена российского императора Петра III, который присвоил дворянское звание главе эт ого семейства Иоганну-Адольфу Визе за его «прилежные труды» в Юстиц-коллегии.

Так и появились у нас русские дворяне с немецкой фамилией фон Дервиз (Фон-Дервиз).

История сохранила имя Павла Григорьевича Фон Дервиза, рязанского предпринимателя, прославившегося на всю Россию успехами в строительстве железных дорог. Железнодорожная стезя принесла Фон Дервизу колоссальное состояние, а сам Павел Григорьевич вошёл в число богатейших людей России. Его стали называть «русским Монте-Кристо». Он действительно стал одним из богатейших людей России. Помимо нескольких имений в Рязанской области семья владела недвижимостью в Москве и Петербурге, Франции и Швейцарии.

Успех, счастье? Увы... Фигура Павла Фон-Дервиза примечательна и своим предпринимательским талантом, и удачливостью, и... своей трагичностью. Судьба, столь благосклонная, казалось бы, к нему, вдруг ударила его в самое сердце, ударила по самому больному. Детей Павла Григорьевича Фон-Дервиза одного за другим поразила тогда еще малоизученная, практически неизлечимая и потому страшная болезнь – костный туберкулез. Он пытался спасти их. Бросил все, увез их во Францию. Сделал все возможное и невозможное, чтобы вылечить своих детей...

Но двоих детей спасти не удалось: смерть сына Владимира подкосила отца, а гибель младшей дочери Вареньки свела его в могилу - Павел Григорьевич скончался от сердечного приступа, когда увидел гроб с её телом.

Значительная часть колоссального состояния Фон Дервиза досталась его старшему сыну Сергею Павловичу. Серёженька с детства слыл натурой чуткой и артистичной, закончил Московскую консерваторию и с большим удовольствием общался с музами, нежели с деловыми партнёрами. Большую часть наследства он потратил на строительство усадебного дома в Кирицах.

Однако наслаждаться шедевром архитектуры Фон Дервизам пришлось недолго. Сергей Павлович быстро разорился, бросил фамильное дело, а после смерти матери распродал остатки рязанского имущества и уехал с женой и дочерью в Париж. В 1908 году имение перешло к князю Горчакову, однако сам он в нём не жил, и хозяйство постепенно приходило в упадок. Возможно, именно постоянное отсутствие хозяина и спасло усадьбу от расправы крестьян.
После революции здание принадлежало сначала сельскохозяйственному училищу, потом перешло местному техникуму, затем в нём расположился Дом отдыха. В 1938 году в особняке был открыт санаторий для детей… больных костно-суставным туберкулёзом. Удивительное стечение обстоятельство вернуло историческую справедливость. Павел Григорьевич Фон Дервиз, на чьи деньги была построена сказочная усадьба, был бы, вероятно, доволен.


Его младший брат – романтик Павел Павлович, был известный старожиловский коннозаводчик. Павел Фон-Дервиз разводил тяжеловозов, верховых и рысистых лошадей, в том числе скакунов арабской, английской и орловской пород, которые закупались казной для полков русской гвардейской кавалерии.
Он преподавал математику в им же учрежденной гимназии. Последний выпуск рязанская гимназия Фон-Дервиза сделала в 1919 году, когда вовсю уже шла в России Гражданская война, а сам Павел Павлович к тому времени носил другую фамилию – Луговой.

Он, как и отец, страстно любил искусство – оперу и живопись. В своем самодеятельном театре не только ставил оперы («Евгений Онегин» и другие), но и пел в них главные партии.

В 1919 году, с приходом новой власти, начались «эксцессы» всякого рода, но Павла Павловича предупредили об опасности верные старожиловцы, и он пешком ушел из своего имения. Попал в Петроград, но там его арестовали, отправили в Москву, в Бутырку. Погиб бы, как и многие его «братья по классу», но за него вступились перед властями его ученики. Дело кончилось тем, что сам Ленин выписал ему своего рода охранную грамоту. А в 1920 году он стал читать лекции по математике на Рязанских кавалерийских командных курсах, которые открылись тогда на базе его же конного завода. И одним из курсантов, слушавших лекции Павла Павловича, был будущий советский маршал и герой Великой Отечественной войны Георгий Константинович Жуков...

Однако, ничто не помогло барону-патриоту, добровольно отдавшему советской власти всё своё имущество. Преследуемый новыми властями, сельский учитель Дервиз-Луговой, доживал свои дни в Тверской губернии.

Все осталось в прошлом - государство, имения, коннозаводчество, "Евгений Онегин" на сцене летнего театра, и даже звонкое имя фон Дервиз, казалось, кануло в небытие. Однако, этого не произошло. Каким-то чудом сохранилось оно в памяти, книгах, архивах, в самом здании возрождаемой усадьбы и вернулось в нынешний XXI век.

Особняк был построен в 1886 г.; приглашенный фон Дервизом рязанский архитектор Николай Михайлович Вишневецкий спроектировал его в стиле итальянского Ренессанса.

Дом поставлен в глубине владения и представляет собой двухэтажное здание с ризалитом в центральной части, к которому примыкает парадное крыльцо. К нему с двух сторон ведут полукруглые пандусы, у въезда на которые поставлены большие светильники, выполненные в виде женских фигур. Фасады особняка украшены крупным рустом, цоколь отделан гранитом, в оформлении фасадов использованы элементы ренессансной архитектуры - сдвоенные арки с колонками на углах здания, лепные элементы карниза и фриза. Простенки между окнами второго этажа украшены лепными львиными масками, во фризе помещены лепные изображения драконов, держащих щит с буквами SVD (Sergei von Derwies). Ограждение крыши особняка украшено вазонами.

Для оформления интерьеров особняка фон Дервиз пригласил молодого талантливого архитектора . Созданное Шехтелем декоративное убранство особняка отличается роскошью и изысканностью, в оформлении помещений использованы элементы и мотивы разных архитектурных стилей - классического, восточного, готического. Живопись и гобелены, витражи, шелковые ткани, деревянная резьба, тонко выполненный лепной декор - все это делает оформление интерьеров дома уникальным по богатству отделки и стилевому разнообразию. Стоит отметить, что подлинное убранство особняка сохранилось практически полностью, за исключением части мебели.

Столовая и гостиная первого этажа оформлены деревянными резными панелями, в декоре потолка столовой использована роспись - фрукты на золотом фоне; стекла окон - витражные, как и все витражи в доме, они выполнены по авторским рисункам Шехтеля.

Белый парадный зал второго этажа оформлен в классическом стиле и украшен позолоченными лепными деталями, в центре потолка - живописный плафон. Другой плафон, меньшего размера, украшает потолок парадной мраморной лестницы; в оформлении стен верхней лестничной площадки использованы гобелены с пейзажными сюжетами, в нишах на лестнице поставлены статуи, выполняющие также функцию светильников; освещает лестницу витражное окно с изображением герба рода фон Дервиз. Кессонированный потолок вестибюля первого этажа, оформленного в готическом стиле, украшен резными деревянными фигурками средневековых человечков.

Особой изысканностью декора отличается восточная, или китайская, гостиная, стены которой обтянуты шелковыми тканями с орнаментом и украшены расписными деревянными панелями; в росписи потолка повторяются стилизованные изображения китайского дракона.

В одной из угловых комнат второго этажа был устроен зимний сад, который освещался витражным световым фонарем и большими витражными окнами.

Во всех парадных и жилых комнатах были установлены мраморные или деревянные камины. Сохранились также светильники, сделанные по авторским рисункам.

Принадлежал к немецкому роду фон дер Визе, его предки обосновались в России при Петре III, и вскоре получили потомственное дворянство. Его отец Павел Григорьевич фон Дервиз сколотил состояние на строительстве железных дорог, много занимался благотворительностью, в частности на его средства была построена детская больница св. Владимира в Сокольниках. Сергей Павлович управлял доставшимся ему по наследству семейным бизнесом, также состоял на службе при Министерстве юстиции, но проявлял гораздо больше склонности к искусству - играл на рояле (одно время он учился в Московской консерватории) и сочинял музыку, писал стихи, увлекался театром. После революционных событий 1905 г. фон Дервиз решил покинуть Россию, он продал почти все свои владения, включая и московский особняк, и в 1908 году уехал во Францию, где и жил до самой смерти в 1943 г.

Особняк у него купил нефтепромышленник Лев Зубалов, при нем в 1911 г. была построена высокая каменная ограда, в результате чего особняк стало не видно с улицы. Зубаловы жили здесь до 1918 г., когда они решили подарить особняк Румянцевскому музею, и здесь ненадолго разместился филиал музея. В дальнейшем особняк использовался под разные нужды, с 1941 г. и по настоящее время здесь размещается ВНИИЭМ - полузакрытый Институт электромеханики, входящий сейчас в структуру Федерального космического агентства (Роскосмоса). Доступ в особняк закрыт для всех, кроме сотрудников института.

Здание является объектом культурного наследия.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...