Какие заболевания входят в овз. ОВЗ: расшифровка. Дети с ОВЗ. Развитие детей с ОВЗ Статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Болезнь либо травма, приведшая к инвалидности в зрелом возрасте, конечно тяжелая ноша для любого человека, но не настолько, как кажется в сравнении с ребенком, который, не успев пожить и насладиться прелестями здоровой жизни, вынужден практически все время проводить в больнице на медикаментозном лечении.

А ведь у малыша впереди вся жизнь, которая вместо игровых площадок, веселых развлечений и иных прелестей будет проведена в инвалидной коляске к глубокому сожалению его родителей.

Что значит ОВЗ

В понимании многих инвалидом является лицо, которое в силу тяжелого заболевания либо травмы имеет ограничения по здоровью, в частности, те же увечья, препятствующие, к примеру, передвижению или выполнению простейших бытовых движений. При этом с точки зрения закона, а именно ст.1 ФЗ №181 лицом с ограниченными возможностями считается гражданин, имеющий нарушения здоровья со стойкими функциями расстройства организма, в силу которых осуществление ряда повседневных действий невозможны либо затруднены.

Оговоренные ограничения, как правило, проявляются в виде тяжкого заболевания, дефекта либо травмы, которая собственно и приводит к вышеописанным последствиям и ведет к сниженному уровню трудоспособности и даже жизнеобеспечению, а в ряде случаев требует не только посторонней помощи, но и постоянной социальной реабилитации.

Следует отметить, что понимание в силу закона значительно отличается от повседневного восприятия рядовых граждан, которые видят только верхушку айсберга. А между тем, ограничения по здоровью у малыша имеют утвержденную законом классификацию по степени потери жизнеобеспечения и видам заболеваний, которые также закреплены нормативно. Ведь малыш может и не иметь внешних признаков заболеваний либо иных отклонений, в то время как в рамках закона его состояние здоровья будет относиться к критическому, что собственно и потребует и проведения , и предоставления .

Законодательное регулирование вопроса

Проблема инвалидности детей не является прерогативой только одной страны, к примеру, той же России, более того данный вопрос курируется на международном уровне посредством заключения соглашений и конвенций.

В частности, в 2006 году принята Конвенция о правах инвалидов , которой утвержден ряд гарантий предоставляемых оговоренной категории.

Так в силу ст.7 Конвенции детки с ограниченными возможностями вправе рассчитывать на :

Соответственно во исполнение норм, закрепленных в Конвенции, в России принят ряд актов, которые подразумевают предоставление деткам-инвалидам не только вышеперечисленных свобод, но и ряд социальных льгот и гарантий.

В частности, в силу ФЗ №124 малышам с ограниченными возможностями гарантировано :

  • бесплатное медицинское обслуживание;
  • всех уровней от дошкольного до профессионального;
  • материальная помощь;
  • юридическая защита;
  • ряд социальных льгот направленных на полноценную адаптацию малыша в социуме.

Виды ОВЗ

Конечно, многие люди имеют проблемы со здоровьем, которые далеко не всегда оканчиваются , учитывая, что для установления данного вида ограничения, должен быть соблюден ряд характеристик. Так в силу норм Приказа Минтруда №1024н ограничения по здоровью устанавливаются при полной либо частичной потере жизнеобеспечения, причем со стойким расстройством функций организма, классифицируемым по определенным степеням .

В частности:

  • 1 степень – стойкие нарушения, но не значительные до 30%
  • 2 – стойкие нарушения, но умеренные до 60%
  • 3 – стойкие нарушения до 80%
  • 4 – значительные нарушения до 100%.

При этом в ходе определения степени в качестве оценки к учету принимаются следующие критерии :

Также в целом оценке подвергаются следующие параметры:

  • самообслуживание;
  • передвижение;
  • координация;
  • ориентирование;
  • обучение;
  • контроль над собственным поведением;
  • возможность адекватно оценивать и воспринимать окружающую среду.

Правила оформления статуса

В частности, на начальном этапе диагностику проводит семейный врач , который при обнаружении отклонений и установлении хотя бы частичной потери жизнеобеспечения выдает родителям крохи направление установленной формы на МСЭК , то есть комиссионное обследование.

В свою очередь комиссия проводит собственную диагностику степени потери трудоспособности по вышеуказанным критериям посредством назначения ряда анализов и консультаций с профильными врачами. Если в ходе диагностики обнаружены отклонения по заявлению законного представителя ребенка, то есть той же мамы, проводится заседание комиссии, в ходе которой полученные результаты уже и оцениваются в совокупности.

Как правило, МСЭК проводится по месту жительства ребенка в территориальном бюро, однако, если комиссия изначально не может прийти к окончательному мнению в виду специфики заболевания ребенка, маме малыша выдается направление в федеральное бюро. Кстати, если состояние малыша не позволяет подвергнуть его транспортировке к медицинскому центру, комиссия диагностику может провести и на дому, конечно, на основании заявления родителей.

В ходе проведения экспертизы ведется протокол , в котором фиксируются не только медицинские данные малыша, но и мнение специалистов. При этом руководитель бюро помимо уже участвующих в обследовании врачей может привлечь и другого медика соответствующего профиля, кстати, таким же правом обладают и родители ребенка, конечно, при согласии главы комиссии.

По окончании обследования комиссия принимает решение посредством простого голосования и принятия к учету мнения большинства, которое фиксируется в протоколе. Также к оговоренному документу прикладывается акт, в котором отражаются все аспекты обследования от полученных данных в ходе диагностики до мнения специалистов. Затем на основании вышеперечисленных данных, закрепленных документально, оформляется заключение об установлении инвалидности , которое собственно после проставления подписей и печати выдается на руки законным представителям крохи.

Следует отметить, что установление ограничений по инвалидности в отношении ребенка имеет значительные отличия от подобной же процедуры, проводимой с совершеннолетними гражданами. Так в силу п.7 Постановления №95 к учету принимаются только 2, 3 и 4 степень нарушений функций организма, которые и служат основанием для присвоения категории ребенок-инвалид . То есть подразделений на 1, 2 и 3 группу к малышу не применяются вплоть до его 18-летия.

Льготы и привилегии

Наличие инвалидности у малыша зачастую является достаточно тяжелой ношей для его родителей, именно поэтому с целью оказания помощи и облегчения бремени для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, а также для самих малышей предусмотрен ряд льгот и гарантий . В частности:

Социальная политика государства

Учитывая, что детки с ограниченными возможностями далеко не всегда могут посещать стандартные образовательные учреждения, а также в связи с тем, что для оговоренной категории лиц требуются не только специальные образовательные программы с учетом их ограничений, но и учительский состав, владеющий особыми навыками преподавания, ст.79 ФЗ №273 предусмотрена обязанность по созданию центров , которые образовательные функции и осуществляют.

Более того, изначально создаются с целью адаптации деток к социальной жизни и предусматривают помимо преподавания еще и специальные оздоровительные классы, а также дополнительные развивающие программы. Ведь многие из малышей инвалидов не могут пребывать длительное время в вертикальном положении, и им требуется специальные упражнения, а некоторым необходимы и занятия, которые помогают приобретать навыки усвоения информации уже в доступной для деток форме.

Следует отметить, что в некоторых ситуациях законом допускается получение образования по стандартным программам и в домашних условиях . Ведь некоторые малыши при проблемах с опорно-двигательной системой не могут посещать занятия в школах, в связи с чем по заявлению матери они могут перейти на семейное образование либо получить необходимый уровень за счет посещающего преподавателя.

Проблемы, связанные с развитием и адаптацией

Адаптация деток с ограниченными возможностями является долгим и трудоемким процессом, который был бы невозможен без социальной поддержки, оказываемой на государственном уровне. И, тем не менее, даже при наличии оговоренной помощи, проблемы все же есть. В частности, самым острым вопросом является недостаток финансирования для создания оптимальных условий жизнеобеспечения детей именно в социуме.

То есть в пределах школы либо медицинского центра их потребности учтены, а вот за их пределами далеко не всегда. То есть во многих городах отсутствуют поручни либо пандусы при входе в метро или другие виды общественного транспорта. А ведь детки с ограниченными возможностями требуют не только обучения, но и банального общения со сверстниками и прогулок на свежем воздухе? в частности в парке, к которому добраться достаточно сложно.

Также еще одной проблемой является культурное воспитание рядовых граждан , не обладающих достаточным пониманием потребностей детей-инвалидов, а также зачастую не имеющих способность проявить сочувствие и понимание в отношении малышей. А ведь детки с ограниченными возможностями являются самыми храбрыми людьми на свете, учитывая, что им приходится ежедневно вести борьбу не только с повседневным миром, но и с собственным организмом за право жить и полноценно наслаждаться прелестью окружающего мира.

Об особенностях развития ребенка с ОВЗ смотрите в следующей видеолекции:

Пояснение и разграничение понятий «дети с ОВЗ» и «дети-инвалиды» имеет экономическое и правовое значение . Бюрократическая коллизия приводит к путанице понятий и их отождествлению (многие считают термин ОВЗ толерантным синонимом понятия инвалидности).

Для работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами важно, чтобы педагоги повышали квалификацию и профессионально развивались. Удобнее всего учиться дистанционно, без отрыва от работы. Например, в Школе менеджера образования . На этом портале собраны онлайн-курсы для педагогов. Чтобы выбрать курс по работе с детьми с ОВЗ и записаться на обучение, заходите сюда .

Даже в докладе о выполнении Конвенции ООН под количеством детей с инвалидностью подразумевалось число несовершеннолетних с ОВЗ.

Немногие знают, чем отличаются дети с ОВЗ от детей-инвалидов, не понимают, что это взаимопересекающиеся группы, а вопрос об их разграничении является дискуссионным на всех уровнях власти.

В последнее время все чаще встречается термин «дети с ограниченными возможностями здоровья», и это объясняется ростом числа инвалидов. Обычно родителей «особенных» малышей интересуют не только вопросы их адаптации в обществе, но и то, какие социальные льготы и выплаты им полагаются.

С юридической точки зрения человек с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) – это лицо, имеющее нарушения в физическом или психологическом развитии, что должно быть подтверждено специальной медицинской комиссией. Болеющему ребенку может быть присвоена инвалидность, но это является необязательным условием: если нет существенных нарушений, мешающих полноценной жизнедеятельности, он будет обладать таким же социальным статусом, как и остальные дети.

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья чаще всего происходит в специализированных школах или на дому, но, если заболевание не препятствует нормальному усвоению знаний и не отражается на поведении, они могут учиться в обычных учебных заведениях. В коррекционные классы дети-инвалиды обычно отправляются по ходатайству родителей.

Категория детей с ОВЗ

Согласно всеобщей классификации, можно выделить несколько групп детей с ограниченными возможностями:

  • страдающие нарушениями общения и поведения;
  • с комплексными нарушениями;
  • с нарушениями слуха (позднооглохшие, глухие, слабослышащие);
  • с нарушениями зрения (слабовидящие или слепые);
  • с речевыми отклонениями;
  • с задержкой умственного развития (всевозможные нарушения интеллекта);
  • с заболеваниями опорно-двигательного аппарата;
  • с задержкой психического развития.

Помимо общепринятой, существует и психолого-педагогическая классификация, позволяющая выбрать наиболее оптимальную программу обучения и подходящее заведение, потому что от наличия конкретных нарушений будет зависеть выбор методики преподавания.

Кто в нее входит:

  • Дети с нарушениями в развитии, полученными в результате поражения мозга, ЦНС, а также слуховых, зрительных, речевых и двигательных анализаторов. Их возможности ограничиваются в частичной или полной мере, ведь такие заболевания считаются серьезными;
  • Дети с отклонениями в развитии. В отличие от вышеперечисленного, нарушения отмечаются лишь частично и несущественно ограничивают возможности по здоровью, что практически не сказывается на их способности усваивать и анализировать информацию.

Законодательное регулирование вопроса

В 2012 году вступил в силу ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 03.05.2012 №46. Она была принята Генеральной ассамблеей в 2006 году, а действовать стала на 30-й день после ратификации двадцатью государствами через 2 года. Согласно документу, государства обязаны обеспечить следующее:

  • недопущение дискриминации инвалидов;
  • поощрение и защита прав людей с ограниченными возможностями здоровья;
  • обеспечение международного сотрудничества в сфере защиты и обеспечения прав инвалидов;
  • приложение усилий к возможности использования инвалидами теми же благами, что и здоровыми людьми;
  • установление гендерного равенства между людьми на инвалидности, а также гражданами, не имеющими физических или психических нарушений.

На законодательном уровне государства должны принимать все меры для защиты прав и свобод инвалидов, а также поощрять специалистов, работающих с детьми, имеющими психические или физиологические нарушения. Главной целью Конвенции является международное урегулирование социальных и юридических вопросов, касающихся взрослых и детей с инвалидностью и проживающих в ратифицировавших ее странах. Любое полное или частичное несоответствие нормам Конвенции не допускается.

Помимо Международной Конвенции, конкретно в России действуют и другие законодательные акты, созданные для обеспечения прав и интересов детей с ограниченными возможностями:

  • Приказ Министерства образования и науки «Об утверждении Федерального образовательного стандарта…»;
  • ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»;
  • ФЗ «О государственных пенсиях»;
  • Некоторые положения ЖК РФ.

Виды ОВЗ

В соответствии с действующей классификацией нарушений, можно выделить несколько проблем, из-за которых родители обычно оформляют свои детям инвалидность:

  • Нарушение восприятия, памяти, эмоционально-волевой сферы, речи, мышления и других психических процессов;
  • Искажение статодинамической функции;
  • Заболевания опорно-двигательного аппарата;
  • Нарушение зрения, обоняния, слуха и других сенсорных функций;
  • Нарушение обмена веществ, пищеварения, дыхания, внутренней секреции.

Если у ребенка обнаруживается одно из вышеперечисленных нарушений, принято обращаться в учреждения, специализирующиеся на работе с такими детьми. Это позволяет уменьшить выраженность симптомов, облегчить адаптацию, а в некоторых случаях – полностью избавиться от отклонения, если оно было в легкой степени.

Также стоит учитывать и степени нарушения здоровья:

  • Первая. Наблюдается легкое нарушение функций. Благодаря правильной коррекции возможно их полное восстановление.
  • Вторая. Присутствуют заметные нарушения, которые даже при эффективном лечении ограничивают социальную адаптацию инвалида.
  • Третья. Вышеперечисленные проблемы у детей с ограниченными возможностями здоровья выражаются в большей мере, чем при второй степени.
  • Четвертая. Предшествует критическому состоянию. Отмечается явно выраженными дисфункциями систем и органов. Лечебные и реабилитационные мероприятия зачастую оказываются неэффективными.

Вторая степень нарушений у ребенка соответствует третьей группе инвалидности у взрослого, третья – второй, а четвертая – первой.

Правила оформления статуса

Получение инвалидности для детей с ограниченными возможностями здоровья начинается с посещения врача-педиатра, который на основании жалоб направит родителей с ними к соответствующим врачам для прохождения комиссии. Для этого необходимо обратиться в поликлинику, к которой прикреплен ребенок.

В дальнейшем действия выполняются по такому алгоритму:

  • Сдаются все необходимые анализы для прохождения медкомиссии, куда входит врач-отоларинголог, офтальмолог, ортопед, невропатолог, эндокринолог, хирург;
  • После получения результата анализов педиатр составляет эпикриз;
  • Осуществляется запись на прохождение медико-санитарной экспертизы для получения инвалидности.

Ожидание МСЭ в среднем занимает 3 месяца, поэтому на нее желательно записываться заблаговременно. Стоит учитывать, что большинство результатов анализов имеют ограниченный срок действия, поэтому нельзя опаздывать на МСЭ или пропускать ее.

Какие документы понадобятся для экспертизы:

  • направление от врача по форме №080/у-06;
  • заявление от одного из родителей с просьбой предоставить малышу инвалидность;
  • паспорт сопровождающего родителя;
  • свидетельство о рождении или паспорт ребенка;
  • амбулаторная карта обследуемого;
  • справка о регистрации из ЖЭКа;
  • если инвалидность оформляется повторно – заключение ВТЭК.

Пройдя всех врачей, ребенок может быть признан инвалидом, если будет установлено, что нарушения в работе систем организма соответствуют необходимым критериям и стандартам для оформления конкретной группы инвалидности.

Какие льготы и привилегии предоставляются?

Политика государства направлена на максимальное облегчение условий жизни детей с ОВЗ и воспитывающих их родителей (опекунов), поэтому для них предусмотрен ряд льгот, которые существенно влияют на принятие решения о необходимости оформления инвалидности.

На какие льготы может рассчитывать ребенок-инвалид:

  • на получение жилья;
  • на проезд в общественном транспорте;
  • на санитарно-курортное лечение;
  • на получение бесплатных лекарств;
  • на подключение к бесплатному кабельному телевидению или интернету (зависит от региона проживания);
  • на оплату услуг связи;
  • при поступлении в ВУЗ;
  • скидки на продукты и средства первой необходимости (устанавливаются регионами).

Родители, занимающиеся воспитанием детей с ограниченными возможностями, также могут претендовать на ряд льгот, касающихся трудовой деятельности: их сложнее уволить с работы, а время, проведенное с инвалидом на продолжительном больничном или в отпуске по уходу за тяжелобольным родственником, будет включено в трудовой стаж . Для них есть и другие гарантии:

  • получение социальной пенсии и пособия по уходу за ребенком в размере 60% от МРОТ;
  • выход на пенсию в 50 лет, если имеется минимум 15 лет страхового стажа.

Социальная политика государства

Как видно из законодательных актов, органы власти РФ всячески способствуют принятию и соблюдению реабилитационных мер путем введения льгот в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья. Сюда входит создание специальных коррекционных классов в бюджетных образовательных учреждениях, открытие бесплатных реабилитационных центров, обеспечение разработки программ адаптации инвалидов, предоставление льгот и пособий.

В учреждения, работающие с детьми с различными отклонениями в здоровье, принимаются только высококвалифицированные сотрудники, имеющие соответствующее образование и навыки, благодаря которым можно существенно облегчить процесс их адаптации в обществе.

Перед коррекционными школами обычно ставятся следующие задачи, направленные на максимальную эффективность их работы и социализацию детей с нарушениями :

  • вовлечение родителей в образование ребенка, установление взаимодействия между ними и преподавателями;
  • консультирование родителей по вопросам коррекции поведения детей с умственной отсталостью и другими нарушениями;
  • обучение родителей методам оказания помощи и приемам взаимодействия с ребенком, имеющим отклонения.

Если есть необходимость, ребенок с нарушениями в развитии может быть направлен на бесплатное санаторное лечение при наличии инвалидности, но для этого необходимо иметь соответствующие справки от врачей и встать в очередь. Также некоторые работодатели могут предоставлять детям сотрудников льготные санаторные путевки, однако это не входит в их обязанности.

Что означает аббревиатура ОВЗ? Расшифровка гласит: ограниченные возможности здоровья. К данной категории относятся лица, которые имеют дефекты в развитии как в физическом, так и в психологическом. Фраза «дети с ОВЗ» означает некоторые отклонения в формировании ребенка при необходимости создания специальных условий для жизни.

Категории детей с ограниченным здоровьем

Основная классификация делит нездоровых ребят на следующие группы:

С и общения;

С нарушениями слуха;

С нарушениями зрения;

С речевыми дисфункциями;

С изменениями опорно-двигательного аппарата;

С развития;

С задержкой психического развития;

Комплексные нарушения.

Дети с ОВЗ, виды их, предусматривают коррекционные схемы обучения, с помощью которых ребенка можно избавить от дефекта или существенно уменьшить его влияние. Так, например, при работе с ребятами, имеющими нарушения зрения, используются специальные развивающие компьютерные игры, которые помогают улучшить восприятие данного анализатора (лабиринты, и другие).

Принципы обучения

Работа с ребенком с ОВЗ невероятно кропотливая и требует большого терпения. Каждый вариант нарушения требует своей программы развития, основными принципами которой являются:

1. Психологическая безопасность.

2. Помощь в приспособлении к окружающим условиям.

3. Единство совместной деятельности.

4. Мотивирование ребенка к учебному процессу.

Начальный этап образования включает в себя сотрудничество с воспитателем, повышенный интерес к выполнению разных заданий. Средняя школа должна стремиться к формированию гражданской и нравственной позиции, а также к становлению творческих способностей. Нельзя забывать о влиянии на развитие детей с ОВЗ которое играет основную роль в становлении личности.

Не секрет, что процесс становления индивида включает в себя единство систем социокультурных и биологических факторов. Атипичное развитие имеет первичный дефект, который был вызван биологическими обстоятельствами. Он, в свою очередь, образует вторичные изменения, возникшие на патологической среде. Например, первичным дефектом будет а вторичным - наступившая немота. Изучая связь первичных и последующих изменений, педагог Л. С. Выготский выдвинул положение, в котором говорится, что чем дальше первичный дефект отделен от вторичных симптомов, тем успешнее будет коррекция последних. Так, на развитие ребенка с ОВЗ влияют четыре фактора: тип нарушения, качество, степень и срок возникновения основного нарушения, а также условия окружающей среды.

Обучение ребят

При правильном и вовремя начатом развитии ребенка многие отклонения в дальнейшем становлении можно значительно смягчить. Образование детей с ОВЗ должно быть качественным. В настоящее время наблюдается рост количества ребят с тяжелейшими нарушениями, но вместе с этим благодаря использованию новейшего оборудования, современным коррекционным программам многие ученики достигают нужного уровня развития в своей возрастной категории.

В настоящее время набирает силу тенденция устранения неравенства общеобразовательных и коррекционных школ, повышается роль инклюзивного обучения. В связи с этим наблюдается большая неоднородность состава учеников по их психическому, физическому, умственному развитию, что значительно затрудняет адаптацию детей как с отклонениями в здоровье, так и без функциональных расстройств. Педагог часто просто теряется в приемах оказания помощи и поддержки учащихся с ограниченными возможностями. Также существуют недочеты в применении разнообразных информационных технологий во время уроков или факультативных занятий. Такие пробелы обусловлены следующими причинами:

1. Отсутствие в образовательном учреждении необходимой технологической инфраструктуры, программно-аппаратного обеспечения.

2. Отсутствие нужных условий, ориентированных на совместную учебную деятельность.

Таким образом, создание «безбарьерной» среды в обучении до сих пор является проблемой.

Образование для всех

Дистанционное обучение уверенно завоевывает почетное место в учении наряду с традиционными формами. Этот способ организации учебного процесса значительно упрощает получение достойного образования для детей с ОВЗ. Расшифровка дистанционного обучения выглядит так: это форма обучения, достоинствами которой являются:

1. Высокая адаптация к условиям жизни и здоровья учеников.

2. Быстрое обновление методического обеспечения.

3. Возможность быстрого получения дополнительной информации.

4. Развитие самоорганизации и самостоятельности.

5. Возможность получить помощь в углубленном изучении предмета.

Данная форма способна решить вопрос о для часто болеющих детей, тем самым сглаживая границы между ними и ребятами без отклонений в здоровье.

ФГОС. ОВЗ у детей

На основе Стандарта возможно применение четырех типов Определение нужного варианта для учащихся происходит на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Для успешной реализации выбранной программы учитываются специальные условия, необходимые ребенку с ограниченными возможностями здоровья. Предусматривается переход от одного варианта к другому по мере развития дитя. Такое действие возможно при соблюдении следующих условий: заявление родителей, желание ребенка, видимая положительная динамика в обучении, результаты ПМПК, а также создание необходимых условий образовательной организацией.

Программы развития с учетом ФГОС

Существует несколько на основе Стандарта. Первый вариант создан для детей, которые смогли к моменту поступления в школу достигнуть нужного уровня развития и которые могут сотрудничать со сверстниками. В этом случае наравне со здоровыми школьниками обучаются учащиеся с ОВЗ. Расшифровка данного варианта такова: дети учатся в одной и той же среде, к ним предъявляются в основном одинаковые требования, по окончании школы все получают документ об образовании.

Дети с ограниченными возможностями, которые учатся по первому варианту, имеют право на прохождение разных видов аттестации в иных формах. Специальные условия создаются в применении к конкретной категории здоровья учащегося. Основная образовательная Программа включает обязательную коррекционную работу, которая исправляет недостатки в развитии ребенка.

Второй тип программы

Ученики с ОВЗ, в школе проходящие обучение по данному варианту, имеют право на более пролонгированные сроки. К основной программе присоединяется несколько учебных планов с учетом потребностей ученика с ограничениями в здоровье. Данный вариант может быть осуществлен как в виде совместного обучения со сверстниками, так и в отдельных группах или классах. Важную роль в учении играют информационные технологии и специальное оборудование, которое расширяет возможности школьника. Второй вариант предусматривает проведение обязательных работ, направленных на углубление и расширение социального опыта учеников с ОВЗ.

Третий тип

Ученики с ОВЗ, обучающиеся по данному варианту, получают образование, несопоставимое с тем, которое получают школьники без нарушений здоровья. Обязательным условием для реализации учебного плана является создание адаптированной индивидуальной среды. Учащиеся с ОВЗ совместно с экспертной комиссией выбирают формы аттестации и сроки обучения. В этом случае возможно осуществление учебной деятельности как совместно со сверстниками, так и в отдельных группах и специальных организациях.

Четвертый вид программы развития

В данном случае ученик с множественными нарушениями здоровья проходит обучение по адаптированной программе, с учетом индивидуального плана. Обязательным условием является формирование среды, в которой в большой степени происходит реализация жизненной компетенции в социуме. Четвертый вариант предусматривает обучение на дому, где акцент делается на расширении в доступных пределах социальных контактов и жизненного опыта. Для освоения программы возможно использование сетевой формы взаимодействия с использованием разных образовательных ресурсов. Ученикам, которые успешно прошли обучение по данному варианту, выдается свидетельство установленного образца.

Перспективными можно считать те учебные заведения, которые реализуют как основные программы, так и адаптированные под потребности ребенка с ОВЗ. Такие организации включают инклюзивные классы, что позволяет детям с нарушениями здоровья свободно развиваться в социуме. Также в данных школах идет непрерывная работа не только с детьми, но и с их родителями, педагогами.

Спорт как надежный помощник. Рабочая программа

ОВЗ (диагноз) - это не повод для уменьшения двигательной активности ребенка. Эффективность физической культуры в развитии детей является неоспоримым фактом. Благодаря занятиям спортом повышается трудоспособность, интеллектуальное развитие, укрепляется здоровье.

Упражнения подбирают индивидуально либо учащихся разбивают на группы в зависимости от категорий заболеваний. Занятия начинаются с разминки, где под музыкальное сопровождение дети выполняют ряд несложных движений. Подготовительная часть занимает не больше 10 минут. Далее осуществляется переход к основному разделу. В этой части выполняются упражнения на укрепление сердечно-сосудистой системы, мышц рук и ног, на развитие координации и другие. Применение командных игр способствует успешному функционированию коммуникативных навыков, «духа соперничества», раскрытию своих способностей. В заключительной части педагог переходит к спокойным играм и упражнениям, подводит итоги о проделанной работе.

Учебные программы по любым предметам обязательно должны соответствовать ФГОС. ОВЗ детей можно поправить соответствующими физическими нагрузками, ведь ни для кого не секрет, что, развивая тело, развиваешь и ум.

Роль родителей

Как быть родителям, у которых ребенок с ОВЗ. Расшифровка аббревиатуры проста - ограниченные возможности здоровья. Получение такого вердикта приводит родителей в состояние беспомощности, растерянности. Многие пытаются опровергнуть поставленный диагноз, но в итоге приходит осознание и принятие дефекта. Родители адаптируются и принимают разные позиции - от «Я сделаю все, чтобы мой ребенок стал полноценной личностью» до «У меня не может быть нездорового дитя». Данные положения необходимо учитывать психологам при планировании коррекционной программы с детьми с отклонениями в здоровье. Родители должны знать правильные формы помощи своему ребенку, несмотря на виды ОВЗ, способы адаптации, особенности развития.

Новый подход к образованию

Совместное обучение детей с ОВЗ и без отклонений в здоровье поддерживается и описывается рядом документов. Среди них можно выделить: Национальную доктрину образования РФ, Концепцию модернизации российского образования, Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа». Работа с ОВЗ подразумевает выполнение следующих задач в инклюзивном обучении: бытовых, нормативных, трудовых, а также социально адаптировать учащихся с последующим слиянием их с обществом. Для успешного формирования навыков в специальных школах организуют факультативные занятия, где для ребят созданы все условия для развития дополнительных способностей. Такая форма учебной деятельности для детей с нарушениями здоровья должна быть согласована с психологами и учитывать индивидуальные особенности учеников. При долгой, терпеливой работе по разработанным психологами коррекционым программам рано или поздно обязательно будет результат.

В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Что это такое и как их решить? Попытаемся разобраться.

Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Что это такое?

В научных источниках литературы описано, что человек с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Человек поэтому не может исполнять те или иные функции или обязанности.

Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим.

Естественно, физические ограничения накладывают значительный отпечаток на психологию. Обычно инвалиды стремятся к изоляции, отличаются заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и неуверенностью в своих силах.

Поэтому работу необходимо начинать с детского возраста. Значительное внимание в рамках инклюзивного образования должно быть уделено социальной адаптации инвалидов.

Трехзвенная шкала ограниченных возможностей

Это - британский ее вариант. Шкала была принята в восьмидесятых годах прошлого столетия Всемирной организацией здравоохранения. Она включает в себя следующие ступени.

Первая - носит название "недуг". Речь идет о любой утрате или аномалии (психологической/физиологической, анатомической структуры или функции).

Вторая ступень подразумевает пациентов с дефектами и потерей способности исполнять такую деятельность, которая считается нормальной для остальных людей.

Третья ступень - недееспособность (инвалидность).

Виды овз

В утвержденной классификации нарушений основных функций организма выделен ряд типов. Остановимся на них более подробно.

1. Нарушения психических процессов. Речь идет о восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, эмоциях и воле.

2. Нарушения в сенсорных функциях. Это - зрение, слух, обоняние и осязание.

3.Нарушения функций дыхания, выделения, обмена веществ, кровообращения, пищеварения и внутренней секреции.

4. Изменения статодинамической функции.

Дети-инвалиды, которые относятся к первой, второй и четвертой категориям, это большая часть из общего количества. Их отличают те или иные отклонения и нарушения развития. Поэтому таким детям требуются особые, специфические методы обучения и воспитания.

Психолого-педагогическая классификация детей, которые относятся к системе специального образования

Рассмотрим этот вопрос более подробно. Поскольку от этого будет зависеть выбор приемов и методов обучения и воспитания.

  • Дети, имеющие нарушения в развитии. Они отстают в психическом и физическом развитии из-за того, что есть органическое поражение центральной нервной системы и нарушения функционирования анализаторов (слухового, зрительного, двигательного, речевого).
  • Дети, которые имеют отклонения в развитии. Отличаются перечисленными выше отклонениями. Но они ограничивают их возможности в меньшей степени.

Дети с ОВЗ, дети-инвалиды имеют значительные нарушения в развитии. Они пользуются социальными пособиями и льготами.

Существует также педагогическая классификация нарушений.

Она состоит из следующих категорий.

Дети, с нарушениями:

  • слуха (позднооглохшие, слабослышащие, глухие);
  • зрения (слабовидящие, слепые);
  • речи (разные степени);
    интеллекта;
  • задержкой психоречевого развития (ЗПР);
  • опорно-двигательного аппарата;
  • эмоционально-волевой сферы.

Четыре степени нарушения здоровья

В зависимости от того, какова степень нарушения функций и возможностей адаптации, можно определить степень нарушения здоровья.

Традиционно выделяют четыре степени.

Первая степень. Развитие ребенка с ОВЗ происходит на фоне легкого и умеренного нарушения функций. Эти патологии могут являться показанием для признания инвалидности. Однако, как правило, не всегда это происходит. Более того, при правильном обучении и воспитании ребенок может полностью восстановить все функции.

Вторая степень. Это третья группа инвалидности у взрослых. У ребенка существуют выраженные нарушения в функциях систем и органов. Несмотря на лечение, они продолжают ограничивать его социальную адаптацию. Поэтому такие дети нуждаются в особых условиях обучения и жизни.

Третья степень нарушения здоровья. Она соответствует второй группе инвалидности у взрослого. Наблюдается большая выраженность нарушений, которые значительно ограничивают возможности ребенка в его жизнедеятельности.

Четвертая степень нарушения здоровья. Она включает в себя резко выраженные нарушения функций систем и органов, из-за которых происходит социальная дезадаптация ребенка. Помимо этого, можно констатировать необратимый характер поражений и, зачастую, неэффективность мероприятий (лечебных и реабилитационных). Это первая группа инвалидности у взрослого. Усилия педагогов и врачей нацелены обычно на то, чтобы не допустить критического состояния.

Проблемы развития детей с ОВЗ

Это особая категория. Дети с ОВЗ отличаются наличием физических и психических отклонений, которые способствуют формированию нарушений общего развития. Это общепринятая позиция. Но необходимо разобраться в данном вопросе более подробно.

Если говорить о ребенке с незначительными ОВЗ, что это такое мы уже определили, то необходимо отметить, что при создании благоприятных условий, можно избежать большей части проблем с развитием. Многие нарушения не являются ограничителями между ребенком и окружающим миром. Грамотное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ позволит им овладеть программным материалом и обучаться вместе со всеми в общеобразовательной школе, посещать обычный детский сад. Они могут свободно общаться со своими ровесниками.

Однако, дети-инвалиды с серьезными нарушениями нуждаются в специальных условиях, в особом образовании, воспитании и лечении.

Социальная политика государства в области инклюзивного образования

В России в последние годы разрабатываются определенные направления социальной политики, которые связаны с увеличением количества детей с ОВЗ. Что это такое и какие проблемы решаются, рассмотрим немного позднее. Пока же отметим следующее.

Базовые положения социальной политики опираются на современные научные подходы, имеющиеся материально-технические средства, детально разработанный юридический механизм, общенациональные и общественные программы, высокий уровень профессиональной подготовки специалистов и прочее.

Несмотря на прилагаемые усилия и прогрессивное развитие медицины, количество детей с ограниченными возможностями стабильно растет. Поэтому основные направления социальной политики направлены на решение проблем их обучения в школе и пребывания в дошкольном учреждения. Рассмотрим это более подробно.

Инклюзивное образование

Обучение детей с ОВЗ должно быть направлено на то, чтобы создавать благоприятные условия для реализации равных возможностей с ровесниками, получения образования и обеспечения достойной жизни в современном обществе.

Однако реализация данных задач должна осуществляться на всех ступенях, начиная от детского сада и заканчивая школой. Остановимся ниже на этих стадиях.

Создание «безбарьерной» образовательной среды

Базовая проблема инклюзивного образования - создать «безбарьерную» образовательную среду. Основное правило - доступность ее для детей с ОВЗ, решение проблем и трудностей социализации.

В образовательных учреждениях, которые обеспечивают их сопровождение, необходимо соблюдение общепедагогических требований к техническому оснащению и оборудованию. Особенно это касается осуществления бытовых нужд, формирования компетентности и социальной активности.

Помимо этого, особое внимание должно уделяться воспитанию и обучению таких детей.

Проблемы и трудности инклюзивного образования

Несмотря на проводимую работу, при обучении и воспитании детей с ОВЗ не все так просто. Существующие проблемы и трудности инклюзивного образования сводятся к следующим позициям.

Во-первых, коллектив детей не всегда принимает ребенка с ОВЗ за "своего".

Во-вторых, педагоги не могут освоить идеологию инклюзивного образования, и существуют трудности при реализации методов обучения.

В-третьих, многие родители не хотят, чтобы их нормально развивающиеся дети ходили в один класс с "особенным" ребенком.

В-четвертых, не все инвалиды способны адаптироваться к условиям обычной жизни, не требуя к себе дополнительного внимания и условий.

Дети с ОВЗ в дошкольном учреждении

Дети с ОВЗ в ДОУ - это одна из основных проблем неспециализированного детского сада. Поскольку процесс взаимоадаптации очень сложен для ребенка, родителей и педагогов.

Приоритетной целью интегрированной группы является социализация детей с ОВЗ. Для них дошкольное учреждение становится начальной ступенью. Дети, имеющие разные возможности и нарушения развития, должны научиться взаимодействовать и общаться в одной группе, развивать свой потенциал (интеллектуальный и личностный). Это становится одинаково важным для всех детей, так как позволит каждому из них максимально раздвинуть существующие границы окружающего мира.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в школе

Приоритетная задача современного инклюзивного образования - усилить внимание к социализации детей-инвалидов. Необходима утвержденная адаптированная программа для детей с ОВЗ для обучения в общеобразовательной школе. Однако имеющиеся в настоящее время материалы разрознены и не объединены в систему.

С одной стороны, инклюзивное образование в общеобразовательной школе начинает появляться, с другой стороны, усиливается неоднородность состава учащихся с учетом уровня их речевого, умственного и психического развития.

Подобный подход приводит к тому, что существенно затрудняется адаптация как условно здоровых детей, так и детей с ОВЗ. Это приводит к дополнительным, нередко непреодолимым трудностям при реализации индивидуального подхода педагога.

Поэтому дети с ОВЗ в школе не могут просто обучаться наравне с другими. Для благоприятного результата необходимо создание определенных условий.

Основные направления работы в системе инклюзивного образования

Для полноценного развития ребенка с ОВЗ в школе необходимо работать по следующим направлениям.

Во-первых, для того, чтобы решить проблемы, рекомендуется в образовательном учреждении создать группу психолого-педагогического сопровождения. Ее деятельность будет заключаться в следующем: изучать особенности развития детей с ОВЗ и их особых потребностей, составлять индивидуальные образовательные программы, разрабатывать формы сопровождения. Данные положения должны фиксироваться в специальном документе. Это - индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с ОВЗ.

Во-вторых, необходима постоянная корректировка приемов и методов обучения и воспитания.

В-третьих, группой сопровождения должен инициироваться пересмотр учебной программы, с учетом оценки состояния ребенка и динамики его развития. В результате создается адаптированный ее вариант для детей с ОВЗ.

В-четвертых, необходимо регулярное проведение коррекционно-развивающих занятий, нацеленных на повышение мотивации, развитие познавательной деятельности, памяти и мышления, познание своих личностных характеристик.

В-пятых, одна из необходимых форм работы - работа с семьей ребенка-инвалида. Основной целью ее является организация помощи родителям в процессе усвоения практических знаний и умений, необходимых при воспитании и обучении детей с ОВЗ. Помимо этого, рекомендуется:

  • активно вовлечь семью в работу образовательного учреждения, обеспечивая психолого-педагогическое сопровождение;
  • проводить консультирование родителей;
  • обучить семью доступным им приемам и методам оказания помощи;
  • организовать обратную связь родителей с образовательным учреждением и др.

В целом, необходимо отметить, что инклюзивное образование в России только начинает развиваться.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...