Отличие психики человека от психики животных. Основные психологические характеристики сознания. Различие психики человека и животных Отличие психической деятельности животных от психики человека

Существует огромная разница между психикой человека и психикой самого высшего животного.

Первое отличие состоит в различии мышления человека и животного. Так, ни в какое сравнение не идет "язык" животных и язык человека. В то время как животное может лишь подать сигнал своим собратьям по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек может с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт. Каждый отдельный человек благодаря языку пользуется опытом, выработанным в многовековой практике общества, он может получить знания о таких явлениях, с которыми он лично никогда не встречался. Кроме того, язык дает возможность человеку отдавать себе отчет в содержании большинства чувственных впечатлений.

Разница в "языке" животных и языке человека определяет различие и в мышлении, поскольку каждая отдельная психическая функция развивается во взаимодействии с другими функциями.

Многими экспериментами исследователей было показано, что высшим животным свойственно лишь практическое мышление. Только в процессе ориентировочного манипулирования обезьяна способна разрешить ту или иную ситуативную задачу и даже создать "орудие". Абстрактные способы мышления ещё не наблюдал у обезьян ни один исследователь, когда-либо изучавший психику животных. Животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации, оно не может выйти за её пределы, абстрагироваться от неё и усвоить отвлеченный принцип. Животное - раб непосредственно воспринимаемой ситуации.

Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться (отвлекаться) от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией. Люди не рабы данной ситуации, они способны предвидеть будущее.

Таким образом, конкретное, практическое мышление животных подчиняет их непосредственному впечатлению от данной ситуации, а способность человека к абстрактному мышлению устраняет его непосредственную зависимость от данной ситуации. Человек способен поступать соответственно познанной необходимости - сознательно.

Второе отличие человека от животного заключается в его способности создавать и сохранять орудия. Животное создает орудие в конкретной наглядно-действенной ситуации. Вне конкретной ситуации животное никогда не выделяет орудие как орудие, не сохраняет его впрок. Как только орудие сыграло свою роль в данной ситуации, оно тут же перестает существовать для обезьяны как орудие. Так, если обезьяна только что пользовалась палкой как орудием для подтягивания плода, то через некоторое время животное может изгрызть её или спокойно смотреть, как это сделает другая обезьяна.

Таким образом, животные не живут в мире постоянных вещей. Кроме того, орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно - в лучшем случае обезьяны могут наблюдать деятельность своего собрата, но никогда они не будут действовать совместно, помогая друг другу.

В отличие от животного человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет его. Человек живёт в мире относительно постоянных вещей, пользуется орудием сообща с другими людьми, заимствует опыт использования орудия у одних и передаёт его другим людям.

Третьим, весьма существенным различием между животными и человеком является различие в чувствах. И человек, и высшее животное не остаются безразличными к происходящему вокруг. Предметы и явления действительности могут вызывать у животных и у человека положительные или отрицательные эмоции. Однако только в человеке может быть заключена развитая способность сопереживать горе и сорадоваться с другим человеком. Только человек может наслаждаться картинами природы или испытывать интеллектуальные чувства при осознании какого-либо жизненного факта.

Четвертое важнейшее отличие психики человека от психики животных заключается в условиях их развития. Если развитие психики животного мира шло по законам биологической эволюции, то развитие собственно человеческой психики человеческого сознания подчиняется законам исторического развития.

И животное и человек имеют в своем арсенале известный опыт поколений в виде инстинктивных действий на определенного вида раздражитель. И тот и другой приобретают личный опыт во всевозможных ситуациях, которые предлагает им жизнь. Но только человек присваивает общественный опыт, который в наибольшей мере развивает его психику. С момента рождения ребенок овладевает способами употребления орудий, способами общения с другими людьми.

Психологами установлено, что без усвоения опыта человечества, без общения с себе подобными не будет развитых, собственно человеческих чувств, не разовьётся способность к произвольному вниманию и памяти, способность к абстрактному мышлению, не сформируется человеческая личность.

Случаи воспитания человеческих детей среди животных показали, что у детей, воспитанных животными, нельзя было обнаружить те особенности, которые отличают человека от животного. В то время как маленькая обезьянка, волею случая, оставшаяся одна, без стада, всё равно будет проявлять себя как обезьянка, человек только тогда становится человеком, если его развитие проходит среди людей.

Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.

Какова же структура сознания, его важнейшие психологические характеристики?

Первая его характеристика дана уже в самом его наименовании: сознание. Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент. Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение - строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путём использования обобщенных знаний. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно становится расстройством сознания.

Вторая характеристика сознания - закреплённое в нём отчётливое различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит "я" человеку и его "не-я". Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различение. Он единственный, среди живых существ, способен осуществлять самопознание, т.е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и себя самого в целом. Отделение "я" от "не-я" - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.

Третья характеристика сознания - обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются его мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы и т.д. Всякое нарушение, в результате болезни или по каким-то иным причинам, возможности осуществлять целеполагающую деятельность, её координацию и направленность, рассматривается как нарушение сознания.

Наконец, четвертая характеристика сознания - включение в его состав определённого отношения. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в которые включён человек. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений. И здесь, как и во многих других случаях, патология помогает лучше понять сущность нормального сознания. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется именно расстройством в сфере чувств и отношений.

Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфических качеств сознания является язык, В процессе речевой деятельности происходит накопление знаний, обогащение человека теми богатствами человеческой мысли, которые выработало до него и для него человечество, закрепило и передало ему в языке. Язык - особая объективная система, в которой запечатлён общественно-исторический опыт или общественное сознание. Будучи усвоен конкретным человеком, язык в известном смысле становится его реальным сознанием.

Понятие "сознание" употребляется в психологии, психиатрии и других науках в смысле, отвечающем приведенным выше его основным характеристикам. При этом психиатры, перед которыми постоянно возникает вопрос о наличии, сохранении или нарушении сознания у больного, под сознанием понимают заключенные в психике данного человека возможности отдавать отчёт о месте, времени, окружающей обстановке, состоянии и образе действий собственной личности.

Сознание, будучи общественным продуктом, присуще только человеку. Животные сознанием не обладают.

Происхождение человека и его психики из животного мира привело некоторых ученых к утверждению, что между психикой человека и животных нет существенных различий. Одни из них низводили человека до уровня животных, другие, наоборот, наделяли животных качествами, присущими человеку. Антро- пологизация психики животных широко применялась как в психологии, так и в художественной литературе. Так, американский психолог Титченер писал, что психолог “старается, насколько это возможно, поставить себя на место животного, найти условия, при которых его собственные выразительные движения были бы в общем того же рода; и затем он старается воссоздать сознание животного по свойствам своего человеческого сознания”.
Естественно возникает вопрос о том, в какой мере существует сходство между психикой человека и животных, и в чем заключается их различие.
1. Прежде всего сходство психики человека и животных заключается в том, что им свойственны низшие формы психики: сенсорная и перцептивная. И те и другие ощущают свойства и качества, действующих на органы чувств стимулов, и воспринимают их. Животные, как и человек, имеют зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Как у тех, так и у других возникают образы воспринимаемых предметов. Но перцептивные образы человека качественно отличаются от образов животных, так как они имеют не только внешнюю, но и внутреннюю, субъективную направленность. На основе субъективных образов у человека начинает функционировать предметное сознание, содержание которого определяется образами, составляющими внутренний духовный мир человека, связанный как с внешней действительностью, так и с телесным бытием человека.
2. Элементы сходства в психике человека и животных имеют место также и в интеллектуальном плане. У высших животных начинает проявляться наглядно-действенное мышление, что позволяет им улавливать связи и отношения между воспринимаемыми объектами, и находить выход из создавшейся проблемной ситуации. Однако способность к интеллектульным действиям у высших животных является лишь потенциальной возможностью и редко реализуется в естественных условиях, так как проблемные ситуации возникают только в исключительных случаях.
3. Сходными для человека и животных являются некоторые способы общения. И человек и животные общаются посредством движений, поз, мимики, прикосновений и т.п. Им свойственно также и звуковое общение. Но у животных звуки являются лишь сигналами для осуществления биологических функций, тогда как у человека они приобретают смысловое значение и становятся орудием интеллектуальной деятельности. Благодаря этому у человека появляется высшая форма интеллекта - отвлеченное теоретическое мышление, которое дает ему возможность освободиться от воздействий непосредственно воспринимаемой среды и произвольно регулировать свое поведение. На основе отвлеченного мышления у человека формируется высший идеальный духовный мир, содержанием которого являются взгляды, убеждения, идеалы и мировоззрения.
4. И животные, и человек способны передавать свой опыт последующим поколениям. Но у животных он передается биологическим путем посредством наследуемых врожденных форм поведения, тогда как у людей он передается посредством специального социального научения, осуществляемого при помощи языка и речи, которые являются средством закрепления, существования и передачи общественно-исторического и индивидуального опыта.
5. Животные, как и человек, способны испытывать эмоции наслаждения и страдания, привязанности и благодарности, но только человеку свойственны социально обусловленные моральные чувства. Благодаря этим чувствам у человека формируется нравственный облик личности, связанный с переживанием чувства долга и совести перед людьми и перед самим собой.
6. Сходными у человека и у животных являются естественные потребности, без удовлетворения которых они не могут жить и развиваться как живые существа. Но у человека, наряду с естественными потребностями, существуют духовные потребности, благодаря которым человек обретает свободу и независимость в своих действиях, как по отношению к телесным, так и душевным состояниям. В свободе духа человек заключается главное отличие высоконравственного человека не только от животных, но и от своих сородичей, заботящихся только о своем телесном благополучии.
7. Животные и человек способны к саморегуляции. Но у животных саморегуляция имеет бессознательный характер, тогда как у человека она осуществляется сознательно и имеет волевой характер. Воля присуща только человеку. Она дает ему возможность целенаправленно осуществлять поведение, мобилизуя физические и психические ресурсы на преодоление препятствий, возникающих на пути к достижению сознательно поставленной цели.
Таким образом, в психике человека и животных имеется много сходных черт, основанных на общих истоках возникновения элементарной психики в животном мире. Но если психика животных обусловлена исключительно природными условиями существования, то у человека она имеет не только природный, но и социальный характер. Психика обеспечивает не только телесное существование человека, но и духовное, нравственное бытие, которое является достоянием только человека. Но духовное развитие человека происходит не самопроизвольно, а осуществляется под влиянием целенаправленного воспитания, которое происходит в семье, школе и в обществе.

Литература

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1988.
Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 2, М., 1982.
Ладыгина-Котс Н.И. Развитие психики в процессе эволюции организмов. М., 1958.
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т. 11. М., 1983.
Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. М., 1975.
Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. М., 1994.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1989.
Титченер Э. Учебник психологии. М., 1914.
Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1976.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РЕФЕРАТ ПО ПСИХОЛОГИИ

НА ТЕМУ

«РАЗЛИЧИЯ ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ И ЧЕЛОВЕКА»

Студентки ФП и МНО

Синицкой Валерии

План

I. Введение

II. Природа и понятие психики

III. Развитие психики у животных

IV. Структура психики человека

V. Черты отличия психики животных от сознания человека

2. Мышление и интеллект

3. Познавательные процессы

4. Мотивация

VI. Заключение

VII. Список литературы

I . Введение

В своей работе по теме «Различия психики животных и человека» я хочу провести сравнение психики животных и человека, найти отличия между ними.

Мои задачи:

Дать общее понятие психики,

Рассмотреть развитие психики животных и человека,

Выявить отличия между ними,

Дать представление о том, какие периоды развития прошла психика животных, перед тем как превратилась в сознание человека.

Данная работа состоит из введения, основной части, которая включает в себя 4 основных вопроса, и заключения. Первый вопрос раскрывает понятие психики и ее природы. Второй вопрос определяет развитие психики животных. Третий-развитие психики человека или человеческого сознания.

И последний вопрос - основные черты различия психики животных от сознания человека.

Работа выполнена на 14листах.

II . Природа и понятие психики

ПСИХИКА (от греч. psychikos -- душевный) -- форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.

Психика -- общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть два различных философских понимания природы и проявления психики: материалистическое и идеалистическое. Согласно первому пониманию психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания (рефлексия).

В соответствии с идеалистическим пониманием психики в мире существует не одно, а два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они, тем не менее, развиваются по своим законам. На всех ступенях своего развития идеальное отождествляется с психическим.

Современное понимание сущности психики разработано в трудах Н. А. Бернштейна, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна и др. П. возникла на определенном этапе развития живой природы в связи с формированием у живых существ способности к активному перемещению в пространстве.

III . Развитие психики у животных

психика сознание мышление познавательный

Психика - от греческого душевный, - свойство высокоорганизованной материи, являющейся особой формой отражения действительности, результат специфических взаимодействий живых систем с окружающей средой.

Психика является продуктом длительного и сложного процесса развития органической природы. Простейшие микроорганизмы не обладают психикой, для них характерна более элементарная форма отражения - раздражимость - это свойство живых организмов реагировать изменением своего состояния или движения на внешнее воздействие. Сила и характер ответных реакций зависят не только от того насколько сильно внешнее воздействие, но и от внутреннего состояния живого существа (эксперименты ученых показали, что сытая амеба на пищу не реагирует). Тогда как психическое отражение представляет собой реакцию живого существа не только на биологически значимые раздражители, но и на такие, которые выполняют функцию сигнала, как бы предупреждают о биологически значимом воздействии (насекомые, ориентируясь на звук, запах, цвет, находят пищу или избегают опасности).

Появление психической формы отражения связано с возникновением простейшей нервной системы. Впервые она появляется у кишечнополостных (гидра, медуза) - у них наблюдаются недифференцированные реакции всего организма на различные раздражители, так как у них нет управляющего центра, который появляется на следующем этапе развития нервной системы, которая называется ганглиозной (у червей). У них организм действует как единое целое, но головной узел устроен сложнее, чем все остальные, поэтому реагирует более дифференцированно на внешние раздражители.

В дальнейшем, с переходом животных к наземному образу жизни и с развитием коры головного мозга возникает психическое отражение животными целостных вещей, возникает перцептивная психика.

Развитие жизни приводит к возникновению у них органов чувств, органов действия и нервной системы, функцией которых является отражение окружающей их действительности.

За развитием ощущений у животных появились восприятия (отражения предметов с целым рядом их признаков). У высших позвоночных возникают представления (образы вещей, в данный момент не воспринимаемых; так, обезьяна ищет спрятанный банан, который только что видела). Совершенствуется память животных (ее начальные формы имеются и у простейших представителей животного мира). У позвоночных есть зачатки мышления, которое, однако, много примитивнее мыслительной деятельности человека.

Уровень психического развития определяет формы поведения животных: инстинкты, навыки, интеллектуальные действия.

IV. Структура психики человека

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:

1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.

Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

Психический процесс - это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные - к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные - активные и пассивные переживания; волевые - решение, исполнение, волевое усилие; и т.д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом - трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).

Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением.

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства - наблюдательность, гибкость ума; волевые - решительность, настойчивость; эмоциональные - чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека); 2) темперамент (систему природных свойств личности - подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, - характеризующую динамическую сторону поведения); 3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец, 4) характер как систему отношений и способов поведения.

V . Черты отличия психики животных от сознания человека

Высший уровень психики, свойственный человеку образует сознание. Сознание - высшая ступень развития психики, свойственная только человеку, которая возникла в процессе общественной трудовой деятельности людей при постоянном общении их между собой с помощью языка.

Для сознания характерен ряд специфических свойств, которые не наблюдаются в психике животных: у человека отражение окружающего мира различно на разных этапах исторического развития. Процесс отражения окружающего мира не остается неизменным. Меняется возраст, приобретается опыт, изменяются взгляды на жизнь. У животных тоже происходят подобные изменения, но они касаются одной особи, а человек может присвоить общественно-исторический опыт всего человечества. Единство исторического и онтогенетического в отражении человеком окружающего мира являются одной из главных черт, отличающей сознание человека от психики животных.

Еще одна отличительная черта психической деятельности человека - передача общественного опыта. И животное и человек имеют в своем арсенале известный опыт поколений в виде инстинктивных действий на определенного типа раздражитель. И тот и другой приобретают личный опыт во всевозможных ситуациях, которые предлагает им жизнь. Но только человек присваивает общественный опыт. С момента рождения ребенок овладевает способами употребления орудий, способами общения. У человека развиваются высшие, собственно человеческие, функции (произвольная память, произвольное внимание, абстрактное мышление).

Важное отличие сознания человека от психики животных заключается и в наличии самосознания, то есть способности познавать не только внешний мир, но и самого себя, свои типичные и индивидуальные особенности. Это открывает возможность совершенствования самого себя, самоконтроля и самовоспитания.

Отличие человека от животного заключается в его способности создавать и сохранять орудия. Обезьяна может использовать палку, что бы сбить фрукты с дерева, слон отламывает ветку и сгоняет ею насекомых с тела. Но животные используют палку случайно и эпизодически, поэтому они не изготовляют своих орудий и не хранят их на будущее. Животное создает орудие в конкретной ситуации. Вне конкретной ситуации животное никогда не выделит орудие как орудие, не сохраняет его впрок. Таким образом, животные не живут в мире постоянных вещей. Кроме того, орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно - в лучшем случае обезьяны могут наблюдать деятельность своего собрата.

В отличии от животного человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет его. Он живет в мире относительно постоянных вещей. Человек, используя орудия труда, осознает и понимает их назначение, поэтому при их изготовлении, обдумывают из какого материала и какой формы оно должно быть изготовлено. Человек пользуется орудием сообща с другими людьми. Каждое новое поколение людей получает готовые орудия труда и опыт по их изготовлению, поэтому люди наследуют не только биологические признаки, но и социально-исторический опыт, накапливаемый и сохраняемый прежде всего в орудиях и средствах производства материальных благ.

1. Язык

В то время как животное может лишь подать сигнал своим собратьям по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек может с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт. Каждый отдельный человек благодаря языку пользуется опытом, выработанным в многовековой практике общества, он может получить знания о таких явлениях, с которыми он лично ни когда не встречался. Кроме того, язык дает возможность человеку отдавать себе отчет в содержании большинства чувственных впечатлений. Как известно, общение животных выражается нередко в том, что одно животное воздействует на других с помощью звуков. Внутренне эти процессы в корне различны. Человек выражает в своей речи некоторое объективное содержание и отвечает на обращенную к нему речь не просто как на звук, а как на отраженную в речи реальность. Голосовое общение животных в корне отличается от нее. Легко доказать, что животное отвечает на голос сородича вне зависимости от того, что отражает данный ключевой сигнал: он имеет для него лишь определенный биологический смысл. Или, например, у птиц, живущих стаями, существуют специфические крики, предупреждающие стаю об опасности. Эти крики воспроизводятся птицей всякий раз, когда она чем-нибудь напугана. При этом совершенно безразлично, что действует в данном случае на птицу: один и тот же крик сигнализирует и о появлении человека, и о появлении хищного животного и просто о каком-нибудь необычном шуме. Следовательно, эти крики связаны с теми или иными явлениями действительности, сходством объективного отношения к ним животного. Иначе говоря, упомянутые крики животных лишены устойчивого объективного предметного значения. То есть общение животных и по своему содержанию и по характеру осуществляющих его конкретных процессов также полностью остается в пределах их инстинктивной деятельности.

2. Мышление и интеллект

Не менее важные различия обнаруживаются в мышлении человека и животных. Оба названных вида живых существ чуть ли не с рождения обладают потенциальной способностью к решению элементарных практических задач в наглядно-действенном плане. Однако уже на следующих двух ступенях развития интеллекта -- в наглядно-образном и словесно-логическом мышлении -- между ними обнаруживаются разительные различия.

Только высшие животные, вероятно, могут оперировать образами, причем это до сих пор в науке остается спорным. У человека данная способность проявляется с двух- и трехлетнего возраста. Что же касается словесно-логического мышления, то у животных нет и малейших признаков этого типа интеллекта, так как ни логика, ни значения слов (понятия) им не доступны.

Было доказано, что простая нервная система животных может накапливать информацию, способную изменять их поведение. У высших млекопитающих, главным образом у обезьян и человека, благодаря высокому уровню развития головного мозга появляются новые способности, позволяющие решать задачи без предварительных пробных манипуляций. Очевидно, наиболее далеко продвинувшиеся в процессе эволюции обезьяны и, разумеется, человек смогли выработать эту способность улавливать связь между различными элементами ситуации и выводить из нее правильное решение путем умозаключений, не прибегая к пробным действиям, производимым наудачу. Умозаключения используются в самых разнообразных ситуациях повседневной жизни, идет ли речь о выполнении какой-нибудь задачи, о перемещении из одного места в другое или о получении и осмысливании информации, исходящей от среды, в которой живет индивидуум. У позвоночных, стоящих на вершине эволюционной лестницы, в частности у приматов, возникают новые формы индивидуально-изменчивого поведения, которые с полным основанием могут быть обозначены как «интеллектуальное» поведение.

Таким образом, на высших этапах эволюции начинают формироваться особенно сложные виды поведения со сложной структурой, включающей: -- ориентировочно исследовательскую деятельность, приводящую к формированию схемы решения задачи;-- формирование пластически изменчивых программ поведения, направленных к достижению цели; --сличение выполненных действий с исходным намерением.

Характерным для такого строения сложной деятельности является ее саморегулирующийся характер: если действие приводит к нужному эффекту, оно прекращается, если оно не приводит к нужному эффекту -- в мозг животного поступают соответствующие сигналы и попытки решить задачу начинаются снова.

Важнейшие отличия психики человека от психики животного заключаются в условиях их развития. Если на протяжении развития животного мира развитие психики шло по законам биологической эволюции, то развитие собственно человеческой психики, человеческого сознания подчиняется законам общественно-исторического развития. Без усвоения опыта человечества, без общения с себе подобными не будет развитых, собственно человеческих чувств, не разовьется способность к произвольному вниманию и памяти, способность к абстрактному мышлению, не сформируется человеческая личность.

3. Познавательные процессы

Как человек, так и животные обладают общими врожденными элементарными способностями познавательного характера, которые позволяют им воспринимать мир в виде элементарных ощущений (у высокоразвитых животных -- и в виде образов), запоминать информацию. Все основные виды ощущений: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, кожная чувствительность и др. -- с рождения присутствуют у человека и животных. Их функционирование обеспечивается наличием соответствующих анализаторов.

Но восприятие и память развитого человека отличаются от аналогичных функций у животных и новорожденных младенцев. Эти отличия проходят сразу по нескольким линиям.

Во-первых, у человека по сравнению с животными соответствующие познавательные процессы обладают особыми качествами: восприятие -- предметностью, константностью, осмысленностью, а память -- произвольностью и опосредованностью (применение человеком специальных, культурно выработанных средств запоминания, хранения и воспроизведения информации). Именно эти качества приобретаются человеком при жизни и развиваются далее благодаря обучению.

Во-вторых, память животных по сравнению с человеком ограничена. Они могут пользоваться в своей жизни только той информацией, которую приобретают сами. Следующим поколениям себе подобных существ они передают лишь то, что как-то закрепилось наследственно и отразилось в генотипе. Иначе обстоит дело у человека. Его память практически безгранична. Он может запоминать, хранить и воспроизводить теоретически бесконечное количество информации благодаря тому, что ему самому нет необходимости всю эту информацию постоянно помнить и держать в своей голове. Для этого люди изобрели знаковые системы и средства для записи информации. Они могут не только записывать и хранить ее, но также передавать из поколения в поколение через предметы материальной и духовной культуры, обучение пользованию соответствующими знаковыми системами и средствами.

4. Мотивация

Много усилий и времени ученые затратили на то, чтобы разобраться в вопросе об общности и различиях в мотивации поведения людей и животных. У тех и других, без сомнения, есть немало общих, чисто органических потребностей, и в этом отношении трудно обнаружить сколько-нибудь заметные мотивационные различия между животным и человеком.

Есть также ряд потребностей, в отношении которых вопрос о принципиальных различиях между человеком и животными представляется однозначно и определенно нерешаемым, т.е. спорным. Это -- потребности в общении (контактах с себе подобными и другими живыми существами), альтруизме, доминировании (мотив власти), агрессивности. Их элементарные признаки можно наблюдать у животных, и окончательно до сих пор не известно, передаются они человеку по наследству или приобретаются им в результате социализации.

У человека имеются и специфические социальные потребности, близкие аналоги которых нельзя обнаружить ни у одного из животных. Это -- духовные потребности, потребности, имеющие нравственно-ценностную основу, творческие потребности, потребность в самосовершенствовании, эстетические и ряд других потребностей.

5. Эмоции

Количество основных, или «чистых» эмоциональных программ невелико. У высших млекопитающих это;

Радость, удовольствие - включает программу повторения действия.

Интерес, волнение - программа привлечения животного и изучения объекта.

Удивление - вызывает переключение внимания.

Отвращение, презрение - действие отторжения объекта.

Гнев, ярость - разрушение, устранение препятствия.

Горе, страдание - сигнал о помощи для остальных членов стаи или активации материнского поведения.

Страх, ужас - программа избежания, удаления от объекта.

Стыд, вина - поведение подчинения в стае одного животного другому, находящегося рангом выше или вожаку стаи.

Перечень эмоций дан на основе работы «Эмоции человека». Автор - К. Л. Изард.

Последняя эмоция, возможно, не является чистой, то есть это эмоциональный комплекс. (Страх заставляет животных подчинятся вожаку стаи). Эмоции разной направленности, придавая мотивационную окраску сигналам внешней среды, могут активироваться одновременно. При этом человек испытывает то, что обычно называют чувствами . В действительности это эмоциональные комплексы . Самый сильный эмоциональный комплекс у человека, включающий также и сексуальную потребность, которая не является эмоцией - это любовь. Такие, разные на первый взгляд, чувства как жадность и жалость формируются одной и той же эмоцией - «горе, страдание».

Что же мы имеем в итоге? Животные конечно не люди, но все таки, могут так же переживать, сочувствовать и скорбить.

VI. Заключение

Итак, психика человека -- это качественно иной, более высокий, чем у животных, уровень развития психики.

Основные различия психики человека и животных следующие:

Животные не могут анализировать (если лев не догнал антилопу, он не может понять, почему так получилось и в следующий раз сделать по-другому);

У животных нет речи и речевого общения (есть звуки и сигналы, означающие всегда одно и то же, тогда как слова человеческой речи могут иметь разное значение);

Нет слов, которые бы что-то значили (попугай может произносить слова, но для него они -- пустой звук);

Нет способности планировать свою деятельность, рассматривать различные варианты ситуаций;

Животное по собственной инициативе не передает индивидуальные навыки потомству или другой особи (если собака усвоила, что она получает кусочек мяса при нажатии красной, а не синей кнопки, то ее щенки этого не узнают, пока сами не научатся);

У животных нет сознания (кроме обезьян и дельфинов).

Психика человека не только освобождается от тех черт, которые общи всем рассмотренным нами стадиям психического развития животных и не только приобретает качественно новые черты - главное состоит в том, что с переходом к человеку меняются и сами законы, управляющие развитием психики. Если на всем протяжении животного мира теми общими законами, которым подчинялись законы развития психики, были законы биологической эволюции, то с переходом к человеку развитие психики подчиняется законам общественно-исторического развития.

VII . Список литературы

1. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь 2003 -672с.

2. Психология личности. Тексты. -- М., 1982. (Характер и социальный процесс (Э.Фромм): 48--54.)

3. Л.Д.Столяренко, С.И.Самыгин 100 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ОТВЕТОВ ПО ПСИХОЛОГИИ. Ростов-на-Дону. Издательский центр "МарТ", 2001

4. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: В 2 т.--T.I.-- М., 1989. (Развитие поведения и психики животных: 146--156.)

5. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. -- М., 1976. (Развитие психики животных (онтогенез): 88--171. Эволюция психики от элементарных живых существ до человека: 172--283.)

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Познавательные процессы (ощущение, восприятие, память) животных и человека. Интеллект, мотивация и эмоции человека и животных. Биосоциальная природа психологии и поведения человека. Высшие психические функции. Формы психики и поведения животного.

    реферат , добавлен 14.03.2013

    Сравнение психики животного с человеческой, различия между ними: биологическая мотивация действий животных, отсутствие общественного опыта; особенности переживания положительных или отрицательных эмоций; условия развития психики животных и человека.

    презентация , добавлен 29.04.2014

    Познавательные процессы и интеллект у животных и человека. Мотивация и эмоционально-выразительные движения. Биосоциальная природа психологии и поведения человека. Теория культурно-исторического происхождения высших психических функций Л.С. Выготского.

    реферат , добавлен 21.05.2015

    Характеристика различных философских подходов к пониманию и толкованию природы и проявлению психики. Психика человека, ее свойства и принципиальные отличия. Стадии и уровни развития психики и поведения животных. Формирование психики в филогенезе.

    реферат , добавлен 23.07.2015

    Эволюция психики как результата эволюции материии. Механизмы проявления психики. Осмысление основных этапов развития психики у животных, сенсорная и перцептивная психика. Развитие психических функций человека как основы его активности и поведения.

    контрольная работа , добавлен 13.12.2008

    Истоки психики живых существ и становление низших форм поведения и психики. Гипотезы развития уровней психического отражения животных и человека. Индивидуальное поведение простейших. Концепция сущности и происхождения психического Пьера Тейяра де Шардена.

    контрольная работа , добавлен 25.05.2009

    Специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой. Познавательные процессы, ощущения, восприятие, память, речь. Общие врожденные элементарные способности познавательного характера человека и животного.

    реферат , добавлен 25.05.2012

    Развитие психики у животных и человека в условиях биологической эволюции и у человека в условиях исторического процесса. Изучение теории биопсизма. Исследование качественного отличия живой и неживой материи. Развитие и перспективы психологической науки.

    контрольная работа , добавлен 26.08.2014

    Понятие, структура психики человека. Когнитивные, эмоциональные и волевые особенности человеческой деятельности. Мышление, воображение, представление, память, ощущение и восприятие. Ментальные состояния рефлекторной природы. Психические процессы сознания.

    курсовая работа , добавлен 26.11.2014

    Зарождение психики. Проблема первоначального порождения психики и ее развития в филогенезе. Критерий психического. Субъективный образ объективной реальности. Эволюция психики животных. Деятельность на ранних этапах эволюции. Развитие сознания.

Особенности психики человека и животного

Определение 1

Психика – это форма взаимодействия животного организма с окружающей средой, которая опосредована активным отражением признаков объективной реальности.

Безусловно, психика человека и животного имеют различия, причем значительные. Для человека характерна высшая форма психики – сознание.

В философии существует материалистическое и идеалистическое понимание психики:

С материалистической точки зрения психика будет вторичным явлением, производным от материи, потому что материя первична. Психика возникает на определенном этапе развития материи, что является доказательством её вторичности. Материализм понимает психику как свойство организованной материи – мозга.

С идеалистической точки зрения психика является проявлением нематериальной основы – идеи, поэтому она первична. Идеалисты считают, что психика не является продуктом и свойством живой материи.

Исследования организма человека и животного показали, что физиология того и другого почти полностью совпадают, но психическое устройство человека значительно отличается от животного. Человек наделен сознанием, которое не проявляется у животных. Сходство психики того и другого вида состоит в том, что общение и человека и животного происходит при помощи движений, мимики, прикосновений.

Поведение человека и животного усваивается в процессе жизнедеятельности, либо передается по наследству. Человеческая психология связана с воспитанием и обучением, поэтому достигает большего уровня развития. Обучением и воспитанием можно сознательно управлять.

Психика животного является его внутренним миром, охватывающим восприятие, мышление, память, намерения, сны. Специалисты включают сюда же элементы психического опыта – ощущения, образы, эмоции, инстинкты.

Инстинкт – это врожденные поведенческие реакции, которые направлены на то, чтобы приспособиться к условиям жизни, к самосохранению, удовлетворению биологических потребностей и человека и животного.

Инстинкты животного могут меняться на разных этапах его развития и характеризуются уже как навык – это действие, доведенное до автоматизма, механическая форма, основанная на инстинкте.

Инстинктивное поведение связано с интеллектом, под которым понимается совокупность умственных способностей человека и ряда высших животных. По мере развития интеллектуальной деятельности любой поступок приобретает вариантность.

«Разумное» поведение, связанное с объективными условиями действительности, это тоже часть интеллекта. У животных предпосылкой интеллекта является способность видеть пространственное соотношение предметов. Развитие двигательного аппарата оказывает влияние на развитие интеллекта, особенно важным является развитие руки и зрения.

Среди животных более разумными считаются дельфины, белые касатки, слоны. Их интеллектуальное поведение приспособлено к условиям окружающей среды.

У животных, по мнению специалистов, существует форма отражения сложных отношений между отдельными предметами.

По сравнению с человеком у животного не существует устойчивого объективно-предметного отражения действительности. Если регуляция поведения животного имеет цель приспособиться к окружающему миру, то для человека отражение мира – это процесс познания мира в связях и отношениях.

Психика животных

Наука о психике животных называется зоопсихология, и само это определение подразумевает её наличие.

Принимается это утверждение не всеми исследователями и доказательство они сводят к тому, что человек, в процессе своего развития приобрел особые качества, каких лишены животные. Другая группа исследователей считает, что животные тоже наделены психикой, развивавшейся в процессе эволюции.

Животные отличаются от человека не по отсутствию психики, а по её особенностям. Первопричиной психического отражения является поведение. Именно психика направляет активность организма в нужном направлении взаимодействия со средой обитания.

Психика помогает животному ориентироваться в окружающем мире и строить свои отношения с элементами среды. Классификация форм поведения животных своего развития достигла в начале XX века.

К основным формам поведения животных И.П. Павлов относил врожденные элементы поведения – ориентировочные, оборонительные, пищевые, половые, родительские и детские.

Г. Темброк все формы поведения разделил на группы:

  • поведение, связанное с обменом веществ (добывание пищи, сон, дефекация и др.);
  • комфортное поведение (уход за туловищем);
  • оборонительное поведение, которое может быть выражено соответствующей позой животного;
  • половое поведение, связанное с размножением;
  • групповое поведение;
  • поведение, связанное с постройкой гнезд и убежищ.

Способны животные переживать как положительные, так и отрицательные эмоции, но не могут сочувствовать, сопереживать, испытывать наслаждение от красоты природы.

Мышление имеет тесную связь с речью, но у животных это сигналы по поводу своего эмоционального состояния.

Деятельность животного связана с биологической потребностью и остается в пределах природных инстинктов. Ограниченными являются и возможности психического отражения действительности, которая их окружает. Они не могут выполнять коллективных действий и не оказывают помощь друг другу. Правда, надо сказать что есть исключения, например, стайное поведение волков – они оказывают помощь друг другу при нападении на добычу. Такое же поведение наблюдается у шакалов и гиен.

В охоте на добычу реальную помощь оказывают львы, обеспечивая безопасность детенышей и самок.

Интерес вызывает поведение мелких млекопитающих – они образуют организованные колонии, что дает возможность успешно спасаться от хищников, суть заключается в том, выставленный дежурный при виде опасности издает резкий звук, предупреждая сородичей, таким образом, об опасности. Интересным фактом является то, что звук говорит о том, от кого исходит опасность. Таким образом, животные используют информацию, приобретенную ими в процессе жизнедеятельности.

Замечание 1

У животных отсутствуют такие важные психологические процессы как усвоение общественного, коллективного опыта.

Психика человека

Психика человека состоит из отдельных подсистем, элементы которых очень изменчивы и иерархически организованы.

Системность, целостность и нерасчлененность являются основными её свойствами.

В психике человека выделяют:

  • психические процессы,
  • психические свойства,
  • психические состояния.

Психические процессы происходят в голове человека и подразделяются на познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Если познавательные психические процессы преобразуют информацию и обеспечивают отражение мира, то регулятивные процессы обеспечивают направленность, интенсивность. Это процессы мотивации, целеполагания, принятия решений, волевые процессы и процессы контроля.

Переработка информации, избирательность отражения и запоминания обеспечиваются вниманием.

Люди общаются между собой, выражают свои мысли и чувства, что обеспечивается коммуникативными процессами.

Для психики характерны свойства с индивидуальной мерой выраженности – это темперамент, характер, способности.

Психика человека характеризуется психическим состоянием, которое может быть эмоциональным, вызванным радостью, печалью, тревогой, связанным с активностью или пассивностью.

Тоническое психическое состояние возникает во время бодрости или угнетенности.

Все психические состояния связаны между собой и могут переходить из одного в другое.

Только для человека характерен такой уникальный психический процесс как символизация – это замещение одних образов другими, имеющими отдаленное сходство с первичными.

Далеко не все процессы, происходящие в психике человека, им осознаются. У каждого человека кроме сознания есть ещё и бессознательное, т.е. первоначальный уровень психики. Представлено оно в форме индивидуального бессознательного и коллективного бессознательного.

Замечание 2

Человек, таким образом человек является социально-природным существом и похожим на животных, и отличным от них. Природное и социальное начало в его жизни сочетаются друг с другом.

Сравнение психики животного с человеческой позволяет выделить следующие основные различия между ними.

1. Животное может действовать только в рамках ситуации, которая воспринимается непосредственно, а все осуществляемые им акты ограничены биологическими потребностями, то есть мотивация всегда биологическая.

Животные не делают ничего такого, что не обслуживает их биологических потребностей. Конкретное, практическое мышление животных делает их зависимыми от непосредственной ситуации. Лишь в процессе ориентированного манипулирования животное способно решить проблемные задачи. Человек же благодаря абстрактному, логическому мышлению может предвидеть события, делать согласно познавательной необходимости - сознательно.

Мышление тесно связано с вещанием. Животные лишь подают сигналы своим родственникам по поводу собственных эмоциональных состояний, тогда как человек с помощью языка информирует других во времени и пространстве, передавая общественный опыт. Благодаря языку каждый человек пользуется опытом, который выработан человечеством в течение тысячелетий и которого он никогда не воспринимал непосредственно.

2. Животные способны использовать предметы в качестве орудия, но ни одно животное не может создать орудие труда. Животные не живут в мире постоянных вещей, не выполняют коллективных действий. Даже наблюдая за действиями другого животного, они никогда не будут помогать друг другу, действовать сообща.

Только человек создает орудие по продуманному плану, использует их по назначению и сохраняет на будущее. Он живет в мире постоянных вещей, пользуется орудиями совместно с другими людьми, перенимает опыт пользования орудиями труда и передает его другим.

3. Отличие психики животных и человека состоит в чувствах. Животные также способны переживать положительные или отрицательные эмоции, но только человек может сочувствовать в горе или радости другому человеку, наслаждаться картинами природы, переживать интеллектуальные чувства.

4. Условия развития психики животных и человека являются четвертым отличием. Развитие психики в животном мире подчинено биологическим законам, а развитие психики человека детерминируется общественно-историческими условиями.

И человеку, и животному свойственны инстинктивные реакции на раздражители, способность приобретать опыт в жизненных ситуациях. Однако присваивать общественный опыт, который развивает психику, способен лишь человек.

С момента рождения ребенок овладевает способами использования орудий и навыками общения. Это, в свою очередь, развивает чувственную сферу, логическое мышление, формирует личность индивида. Обезьяна в любых условиях будет проявлять себя как обезьяна, а человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей. Это подтверждают случаи воспитания человеческих детей среди животных.


ПРИМИТИВНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ . Уход из негостеприимного Внешнего Мира во Внутренний. Младенец, наплакавшись, просто засыпает. Взрослый погружается в мир собственных фантазий (хуже - применяет алкоголь или наркотики).
Девиз: Кролика дома нет! Помните эпизод из Винни-Пуха, когда Винни пришел к Кролику, а тот вещал из норы: «Кролика нет дома!» - «А куда он ушел?» - «К своему другу Винни-Пуху»/. - «Но я и есть Пух!» - «Ты уверен?» - «Конечно!» - «Тогда входи».

Достоинство: Поскольку Внешний Мир полностью игнорируется (Кролик не принимает!), он и не искажается (Кролик способен опознать Винни-Пуха).
Недостаток: Внешний Мир выключен. Какие бы проблемы не загнали Кролика в его нору, там он их не решит.
Заболевание: : Кролик, вообще-то, обсессивно-компульсивная личность (о типах личности, вообще, и о Кролике, в частности, см. Лекцию 1 на нашем сайте). И действительно, «ведущей защитой у людей с преобладанием ОБСЕССИВНОЙ симптоматики является изоляция» [М-В, с.363]. «Обсессивность» современные психотерапевты применяют вместо старого термина «навязчивость» (надеюсь, что не из вредности, а в альтруистических целях - чтобы не пугать пациента; но если пациент знает английский или не поленится заглянуть в словарь, «навязчивость», в полном соответствии со своим смыслом, вернется). «Обсессивный» действует по принципу «я должен» и «если не я - то кто?». Очень утомительный стиль взаимодействия с Внешним Миром! Если применять его постоянно, неудивительно, что время от времени хочется забраться в нору и никого не принимать.
Другой любитель уходить в себя - это счастливый обладатель шизоидной личности; если в норе он по делу (творит!) - все OK, но если просто непрерывно отсиживается, то ставится диагноз ШИЗОИДНОГО РАССТРОЙСТВА ЛИЧНОСТИ.

2. ОТРИЦАНИЕ . Отказ принять само существование проблемы.
Девиз: No problem! или Все к лучшему в этом лучшем из миров!
Достоинство:
Способность эффективно действовать в экстремальных ситуациях. Отменное настроение.
Недостаток: А кто будет решать эту проблему? Кролик? Нерешенные проблемы накапливаются, и в конце-концов обваливаются лавиной.
Заболевание - МАНИЯ. Состояние, что и говорить, субъективно приятное, но, к сожалению, рано или поздно заканчивается «обвалом», вплоть до МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНОГО ПСИХОЗА. Более легкий вариант: БИПОЛЯРНОЕ АФФЕКТИВНОЕ РАССТРОЙСТВО (то же, но на уровне вменяемости). Еще легче, скорее на уровне характера, чем заболевания: ЦИКЛОТИМИЯ (периодическая смена настроений: подьем - упадок).

3. ВСЕМОГУЩИЙ КОНТРОЛЬ . Иллюзия возможности безграничного влияния на Внешний Мир. У младенца это - нормальная фаза развития, когда в ответ на импульс голода в его распоряжении оказывается материнская грудь, а на импульс холода - теплое одеяльце. Чем взрослее, тем яснее, что грудь принадлежит не ему, а маме, что - кричи не кричи - если мамы нет рядом, пища не появится. Ну почему так нельзя всегда?! Такова жизнь, малыш. Вырастай поскорей! Но некоторые так и не вырастают. Вопреки очевидности, они верят, что сохраняют магическую власть над миром.
Девиз: Все схвачено! или Если человек по-настоящему захочет - он все сможет! (У Коэльо в «Алхимике» сказано даже, что в этом случае «вся Вселенная будет помогать ему». Не заблуждайтесь, Дорогой Читатель! Вселенной нет дела до Вас - она занята своими туманностями. Остап Бендер ближе к Реальности: «Спасение утопающих - дело рук самих утопающих!»)
Достоинство: применяемая уместно, эта защита поддерживает жизненно важное чувствокомпетентности и эффективности личности.
Недостаток: неоправданно большие ожидания вводят в заблуждение и себя, и других. Вот недавно посмотрел я по ящику выступление Алана Чумака в «Школе злословия»... Ну ладно, Чумак хоть гуманист. А вот если всемогущим контролем заражены анти-гуманоиды, да еще и обладающие реальной властью над Внешним Миром - беда! Отвратительные примеры: Гитлер, Сталин; отвратительные результаты...
Заболевание - СОЦИОПАТИЯ, причем низшего уровня (см. Лекцию 3 на нашем сайте).

4. ПРИМИТИВНАЯ ИДЕАЛИЗАЦИЯ И ОБЕСЦЕНИВАНИЕ . Тоже иллюзия о всемогуществе - но не собственном, а заботящегося о нас лица (родителей, учителей, супруга, друга, психотерапевта). А поскольку это - иллюзия, то чудесные ожидания рано или поздно будут обмануты, и вслед за идеализацией неизменно следует обесценивание, чтобы освободить место для очередного объекта идеализации.
Девиз: О, как я в Вас разочарован! (А кто просил очаровываться?)
Достоинство: Живешь, «как у Христа за пазухой»: тепло и безопасно.
Недостаток: Периодический обвал-обесценивание и период беззащитности, пока не найден новый объект, пригодный для идеализации. Эффективный способ избежать обесценивания - это возвести объект на недосягаемый пьедестал, откуда его невозможно сбросить. Конечно, это - Бог, который «непознаваем», «един в трех лицах», а также идет «неисповедимыми» путями. Впрочем, когда надоест плыть по течению с хоругвью «Все в руках Божьих», и Бога можно обесценить - повод всегда найдется.
Заболевание - НАРЦИССИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ, для которого как раз характерен скачущий драйв «идеализация-обесценивание» значимых селф-объектов (см.Лекцию №2).

5. ПРОЕКЦИЯ, ИНТРОЕКЦИЯ и ПРОЕКТИВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ .
Мак-Вильямс объединила три защитных механизма по признаку «недостаточностьпсихологического разграничения собственной личности и окружающего мира» [М-В, с.144]. Разница все же есть:
- в ПРОЕКЦИИ внутреннее состояние ошибочно принимается как приходящее извне.
- в ИНТРОЕКЦИИ, напротив, приходящее извне ошибочно приписывается внутренним процессам.
- ПРОЕКТИВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ смешивает оба процесса с результирующим агрессивнымвыбросом во Внешний Мир: объект не только не опознается, но и подвергается давлению, чтобы походить на проецируемую конструкцию.
Девиз :
- ПРОЕКЦИИ: Вот пришел к тебе маньяк... (см начало этой Записки).
- ИНТРОЕКЦИИ: Советское - значит отличное! Это - один из наиболее безобидных интроектов «совка». Кто хочет современный девиз - легко подберет подходящий по пути на работу (метро - оклеено, улица - увешана). Только помните: интроект надо заглотнуть, а не выплюнуть сразу же - выплюнутый интроект интроектом не является. А невыплюнутый долго и тяжело переваривается; при этом переваренный интроект интроектом уже не является. Признак настоящего (непереваренного) интроекта - расстройство. Депрессняк, грубо говоря.
- ПРОЕКТИВНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ: Если я тебя придумала, стань таким, как я хочу. (Из песенки 60-х годов прошлого века. Что-то потянуло в совковость... Тема, наверное, такая).
Достоинство :
- ПРОЕКЦИИ: служит основой эмпатии, т.е. способности «вчувствования» в психический мир другого, выбрав и спроецировав на него подходящую частичку из собственного душевного запаса. Например, вы не садист, но если в Вас есть хоть тончайшая садистическая струнка, Вы можете, настроив и спроецировав ее, понять сидящего напротив матерого садиста;
- ИНТРОЕКЦИИ: служит основой обучения тривиальным вещам, не требующим критического переосмысления (матушка, к примеру, учила меня пользоваться специальным кошачьим туалетом - и я без обсуждений заглатывал эту информацию, какой бы чуждой она мне тогда не казалась);
- ПРОЕКТИВНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ: если Вы видите в ближнем доброго и благородного человека (даже если на самом деле это категорически не так), то под грузом Ваших радостных ожиданий он может сломаться и сделать шаг в заданном направлении. Пример:Иешуа у Булгакова непрерывно повторяет «Добрый человек!» и неустанно аргументрует-внедряет свою проекцию. Он успешно «обработал» таким образом Римского наместника, но не успел - местную власть, и потому был все же казнен. (А вот Алан Чумак, похоже, сумел бы «зарядить» всех).
Недостаток :
- ПРОЕКЦИИ: искажение объекта (Вы не видите, кто же на самом деле «пришел»);
- ИНТРОЕКЦИИ: искажение субъекта (Вы «не видите» себя, принимая чуждые, «непереваренные» интроекты за части своей собственной личности); в СССР целые поколения «строителей коммунизма» страдали соответствующим несварением;
- ПРОЕКТИВНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ: вы вредите не только себе, но и объекту, заставляя его «глотать» ваши собственные интроекты (как это сделать - см. в Лекции №3, раздел «И социопату нужна защита»).
Заболевания: ПАРАНОЙЯ (для проекции), ДЕПРЕССИЯ (для интроекции), СОЦИОПАТИЯ и ПОГРАНИЧНОЕ РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ (для прективной идентификации).

6. РАСЩЕПЛЕНИЕ (splitting) . Черно-белое восприятие действительности. Нормальная фаза начального развития, когда малышу для возможности социально приемлемого взаимодействия с Внешним Миром необходимо знать «что такое хорошо - и что такое плохо». Маяковский написал инструкцию для детей. Но если на таком уровне действует взрослый - дело плохо: он не видит доступных зрелому сознанию полутонов и красок Внешнего Мира, но, в отличие от ребенка, может обладать реальной властью к его изменению.
Девиз: Я знаю, как надо.
Достоинство: снижает тревогу осмысления сложных (ни плохих - и ни хороших, т.е.реальных) объектов.
Недостаток: Внешний Мир воспринимается неадекватно, потому что он НЕ черно-белый.Галич предупреждал: «бойтесь тех, кто знает, как надо». Деление на «плохих» и «хороших» всегда ведет к конфликтам и, в конечном итоге, к войне. Мы были на грани 3-ей Мировой, когда «хорошие» коммунисты насмерть противостояли «плохим» империалистам - и наоборот. Все - с самыми лучшими намерениями по Спасению Мира. К счастью, большинство землян было не в курсе конкретной хроники спасения (все то, что могло взорваться, но по счастливой случайности - или жертвенной мужественности - не взорвалось). Теперь вот исламские экстремисты «знают как надо». Остальные - уже воочию - пожинают плоды террора.
Заболевание - ПОГРАНИЧНОЕ (borderline) РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ. (Разъяснение: «пограничное» не значит возникшее в результате перехода государственной границы. Не значит оно также некое промежуточное, смазанное состояние. Это качественно выделяемое расстройство на границе между неврозом и психозом).

7. ДИССОЦИАЦИЯ . Мак-Вильямс сомневалась, куда отнести эту защиту - к низшим или высшим. Для высших не подходит «неразделимость Я»: диссоциирует (временно изменяется) вся личность в целом. Для низших не подходит ее «ненормальность»: все другие низшие защиты в разумных объемах естественно используются каждым в повседневной жизни, а диссоциация, по определению, происходит лишь в особых, экстремальных условиях. Вот тут позвольте частично не согласиться. Диссоциация как ролевое поведение в ярко игровом стиле есть нормальный способ функционирования личности гистрионного (театрального, истерического) типа (см. Лекцию №4), а таких среди нас немало, и они вполне в норме, если только не заболеют личностным расстройством.
Девиз: по Пушкину - Что наша жизнь - игра! или, по Шекспиру - Жизнь - игра, а люди в ней - актеры .
Достоинство: вносит радость и осмысленность во взаимодействие Личности с Внешним Миром.
Недостаток: можно «заиграться» и запутаться. Тогда роли становятся неадекватными или же выходят из под контроля. Контакт с Внешним Миром ухудшается: стимулы не опознаются, реакции неверны.
Заболевание: ГИСТРИОННОЕ (истерическое) РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ, ДИССОЦИАТИВНОЕ РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ (непроизвольная диссоциация от незначительного стресса), МНОЖЕСТВЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ (тяжелая патология, когда ролевые субличности не осознают друг друга).

Переходим к защитам ВЫСШЕГО УРОВНЯ . По Мак-Вильямс их шестнадцать . Это сколько ж места надо! Хозяин мне голову оторвет! (Проекция? Проективная идентификация?) Есть выход: Вы, Дорогой Друг, почитаете блистательную Мак-Вильямс самостоятельно, а Здесь и Сейчас я представлю высшие защиты чисто символически.

1. РЕПРЕССИЯ (ВЫТЕСНЕНИЕ). Пустяки, дело житейское! (См. Защиту Карлссона в Лекции №4)
2. РЕГРЕССИЯ . - А я маленький такой! (см. там же)
3. ИЗОЛЯЦИЯ . - Не тронь Ребенка! «Ребенок» - эмоциональная сфера, поскольку здесь прячется не вся Личность, как в ПРИМИТИВНОЙ ИЗОЛЯЦИИ, а только ее эмоциональная часть. Цель - изолировать неуместный или травмирующий аффект (сильную эмоцию), чтобы не быть захлестнутым им. Имеет ТРИ ПРОИЗВОДНЫХ ЗАЩИТЫ:
4. ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ - бесстрастно описывает аффект, не переживая его;
5. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ - объясняет аффект или его фрустрацию по принципу Хорош виноград, да зелен ;
6. МОРАЛИЗАЦИЯ - оправдывает аффект (гнев, ненависть, жестокость и т.д. - то, что нуждается в оправдании).
7. КОМПАРТМЕНМЕНТАЛИЗАЦИЯ (РАЗДЕЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ). Удивительное сосуществование двух противоположных действий или идей, каждая из которых осознается, а противоречие между ними - нет. Пример: учитель-педофил.
8. АННУЛИРОВАНИЕ (UNDOING). Покаяние, например. (Все же хорошая штука - религия! Сколько защит обеспечивает!)
9. ПОВОРОТ ПРОТИВ СЕБЯ . Любимая защита ДЕПРЕССИВНЫХ и МАЗОХИСТИЧЕСКИХ личностей. Негативный аффект от недостижимого или опасного объекта (Бог, родитель, начальник, президент и т.д.) переносится на себя: «Это я виноват, что отец - алкоголик, начальник постоянно недоволен, в стране бардак, и всю неделю идет дождь».
10. СМЕЩЕНИЕ . Уже лучше: негативный аффект бьет не по Вам, а по другому объекту - живому или неживому. Просто учитесь автоматически выбирать подходящий объект. Если аффект тревоги сместился в метро или в паука - развивается фобия. А вот если гнев на жену или начальство затратить на вскапывание огорода или приведение в порядок рабочего стола - это то, что надо.
11. РЕАКТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ . В стремлении «быть хорошим» вы отрицаете «плохие» чувства: гнев, ненависть и т.д., и перерабатываете их в противоположные - доброжелательность, любовь. Похвально. Но не учитывает природу Человека, который, к примеру, к одному и тому же объекту испытывает одновременно и любовь, и ненависть. Выбирая только одно, например, любовь, и «подгоняя» к нему другое, вы рискуете получить что-то вроде ЛЮБВИ ДО СМЕРТИ или ДРУЖБЫ ДО ГРОБОВОЙ ДОСКИ. Если постоянно возникнет желание отсекать альтернативы, вспомните Кролика. Обсессивно-компульсивныйКролик предлагал Винни-Пуху на завтрак мед или сгущеное молоко. «И то, и другое!» - радостно отвечал не отягощенный патологией Пух. Надеюсь, я тоже не отягощен, поэтому быстренько заканчиваю:
12. РЕВЕРСИЯ - с субъекта на объект, и обратно; например, депрессивный (личностная особенность) психотерапевт, помогающий пациенту преодолеть клиническую депрессию, сам получает облегчение;
13. ИДЕНТИФИКАЦИЯ - от «идентификации с агрессором» до зрелых форм, способствующих развитию Вашей Личности;
14. ОТРЕАГИРОВАНИЕ - освобождение от беспокоящих внутренних импульсов; от примитивного «Сам дурак» до развитых и социально приемлемых форм (регулярные занятия спортом, например);
15. СЕКСУАЛИЗАЦИЯ (ИНСТИНКТУАЛИЗАЦИЯ) - кто спорит: здоровый секс - всегда хорошо!
16. СУБЛИМАЦИЯ - высшая из высших защит: перевод беспокоящих импульсов и аффектов в творчество.

Уффф... Всё! Теперь читайте Мак-Вильямс, а я пошел: не все же сублимировать, так и заболеть недолго! Запомните: использование только одной защиты, пусть и высшей, ведет к патологии. Чем больше «защит» (а на самом деле это просто разные способы взаимодействия Личности с Миром), тем богаче и устойчивей Личность. В интересах пациентов Кот-Супервизор просто обязан активно применять не менее пяти высших защит ежедневно!

P.S. Вчера, когда я описывал Низшую Защиту №5 (проекция-интроекция-проективная идентификация), то никак не мог вспомнить действующее лицо «Мастера и Маргариты», которое как раз и «обрабатывал» Иешуа. Назвал его «наместник Рима». Вспомнил только сегодня: «Пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат». А ведь это - рефрен, самые «заряженные» слова романа Булгакова. ВЫТЕСНИЛ. Думаю потому, что бессознательно не хотел анализировать Иешуа, сопоставлять добро и любовь с «проективной идентификацией». Я и сейчас думаю, что формально я прав, но этически?..
Так вот, защиты действуют втихую, бессознательно. Если процесс осознается - это уже не защита (так, по крайней мере, по Мак-Вильямс). Тогда интересно, как же я буду применять по 5 высших защит ежедневно, если не должен осознавать этого? Вопрос к Хозяину!

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...