Закон о монетизации средней школы. Школьному образованию грозит монетизация. Что говорят об этом наши народные избранники

Фото: Денис Медведев / PhotoXPress.RU

Весело грызть гранит науки! Было бы на что.

С 1 января 2011 г. у нас опять начнётся новая жизнь. Госдума и Совет Федерации приняли закон, который реформирует бюджетные организации.

За сложными формулировками кроется простая цель - позволить школам и больницам взимать деньги за дополнительные услуги. Чиновники от образования уверяют нас, что финансирование не уменьшится, что лучше брать деньги легально, а не класть в карман нечистого на руку директора… Так ли это, как живёт школа на самом деле и сколько уже тратят родители на образование - в этом разбирались корреспонденты и эксперты « АиФ ».

Пока руководство большинства российских школ размышляет, где теперь заработать денег - на своих же учениках или ещё как-то, в сёлах новый закон даже не обсуждают - здесь нет вариантов вообще хоть где-то взять копейку. А детей учить всё равно надо.

«Где тут у вас можно сумку поставить?» - «В смысле? Ставьте, где хотите, у нас тут воровства нет никакого. 225 учеников, 15 учителей - все ж как на ладони, - Любовь Николаевна Цыбина, директор Беловской средней школы, что в Белгородской области, улыбается и раскрывает правую ладонь, показывая, как именно видно на ней её учеников и учителей. - Ставьте сумку и садитесь манную кашу есть, пока тёплая». Я ем, пытаясь нащупать языком непременные атрибуты всех школьных каш в мире - противные скользкие комочки. Их нет.

Компьютерами и не пахнет

« У нас каждое утро дети пьют молоко с булочкой, едят кашу или фрукты. Бесплатно, за счёт областного бюджета, много ж семей бедных, неимущих, откуда им деньги взять? У нас, например, 32 ребёнка из многодетных семей - у них и обеды бесплатные, как им выживать иначе? Да вы идите и посмотрите - сами увидите, как мы живём». Иду, смотрю и нюхаю - чем пахнет сельская школа?

В медицинском кабинете - почему-то сладким. Спрашиваю у медсестры Виктории Николаевны, на что дети сегодня жаловались. На головные боли. Их по науке лечили цитрамоном, а по-домашнему выводили во двор подышать, отпаивали чаем и кормили шоколадом (вот он откуда, конфетный запах!) для улучшения давления и настроения.

В библиотеке душевно пахнет старыми книгами. Трогательные стенды «С книгой жить - век не тужить», томики Сервантеса или Горького, вне регалий автора одинаково тщательно и любовно подклеены. «Учебники у нас бесплатные, стараемся ) no-repeat scroll right 2px; -moz-background-clip: border; -moz-background-origin: padding; -moz-background-inline-policy: continuous; padding-right: 15px; padding-bottom: 0px; border-bottom-style: dotted; border-bottom-width: 1px; color: rgb(153, 0, 0);">финансово семьи не нагружать, - объясняет Любовь Николаевна, - вот только, чтобы купить недостающие, нужно ещё 111 тысяч рублей». В бюджете этих денег нет, а с родителей взять нечего - значит, в один прекрасный момент учебники исчезнут вовсе?

В кабинете первоклашек пахнет детством. В шкафу - коробка с надписью «Маша-растеряша», в которой смешно перемешаны забытые вещи: краски - с варежками, носки - с зачитанными журналами. Никаких дорогостоящих платных «предпервоклассных» отделений, без которых не обходится ни одна модная московская школа, тут нет. Весной в местный садик начинают приходить школьные педагоги - в игровой форме готовят малышей к началу учёбы. Берут всех. Летом работает адаптационный лагерь - будущие первоклашки приходят в Беловскую школу играть и знакомиться.

В кабинете информатики пахнет… К сожалению, компьютерами здесь и не пахнет. Стоит всего четыре громоздкие машины. Ни одного ноутбука: если надо что-то показывать в другом классе, тащат тяжеленного допотопного монстра со всеми проводами, блоками и «запчастями». При этом ученики регулярно занимают призовые места на компьютерных олимпиадах. Как так? «Всё дело в преподавателе информатики, - шепчет мне директор, - это наш бывший выпускник, Николай Владимирович Молодик, отличник , умница. С утра до ночи в школе пропадает, компьютеры обожает, а дети - его. Все девчонки в него влюблены, но так, по-хорошему».

В столовой пахнет котлетами с пюре - уже обед, в актовом зале - мастикой и энтузиазмом, а в большинстве классов - старыми партами, из прошлого века. Два года делали ремонт, но на всё денег катастрофически не хватает. Удалось поставить где-то евроокно - никак не наберут на жалюзи. Оборудовали в спортзале душ и туалет, зато инвентаря спортивного совсем мало. Ситуация напоминает первоклашку, встреченную мною в коридоре: наверху - нарядный белый бант, внизу - старательно заштопанные колготки…

Сколько стоит любовь?

В Беловской школе каждый учитель знает всё про каждого ребёнка. «Чтобы дети с ума не сходили, не пили, не курили, как в сериале «Школа» показывают, их надо загружать побольше, - говорит директор школы. - У нас они и могилы неизвестных солдат ищут, и в кружке пчеловодства занимаются. Наш Руслан Буханов, умница, стал победителем всероссийского конкурса «Юннат». А ещё дети в ансамбле «Ладушки» танцуют, и английский учат, и деревья сажают, и фотографируют, и на соревнования ездят. Слава богу, в 2006 г. область выделила школьный автобус по губернаторской программе, вот только с бензином тяжело. Впрочем, занять их - мало, - вздыхает директор школы, - детей надо любить побольше, им в семьях этого очень не хватает. И в городе, и в селе. Кто-то из родителей пьёт, кто-то личную жизнь устраивает, кто-то деньги зарабатывает, а на любовь к ребёнку ни времени, ни сил не остаётся. Вот и ходят они недолюбленные, так что учителя стараются не только знания детям давать, а ещё и любовь».

За знания и любовь с 8 утра до 6-8 вечера (бесплатные допзанятия для детей - до конца дня!) учитель сельской школы получает копейки. Средняя зарплата педагога без стимулирующей части - 11 800 рублей (столько же стоят модные замшевые босоножки в центральных магазинах Белгорода!), базовая ставка воспитателя или социального педагога - около 8 тысяч рублей. И при этом с родителей не тянут деньги «на школьные нужды» (в селе людям взять «взносы на жалюзи» неоткуда), наоборот, стараются минимизировать расходы семьи на школу.

Президент Медведев сказал мне: «Я бы на месте государства побольше денег школе выделял, с неё ж всё самое главное в жизни начинается». Одиннадцатиклассник Михаил Медведев знает, о чём говорит, - он в Беловской школе президент детской организации самоуправления «Созвездие». Я с президентом Медведевым согласна. Голый энтузиазм - это похвально, конечно, только от него замёрзнуть можно. Беловской школе не нужны видеокамеры в туалете, как в пафосных московских школах. Они и без этого учат детей не хуже, а даже лучше: их проценту поступления в вузы позавидует любая столичная гимназия. А вот современные книжки библиотеке необходимы - а они по 300 руб. стоят.

Благодарим за содействие Управление образования администрации Белгородского района.

Мнение эксперта

Ефим Рачевский, член Общественной палаты, директор Центра образования № 548 (г. Москва):

Наш Центр образования оказывает платные услуги уже больше 10 лет, потому что закон это позволяет с 1992 года. Новый законопроект даёт дополнительные возможности. Например, если школа имеет http://b2bvideo.ru/images/icons/info.gif ) no-repeat scroll right 2px; -moz-background-clip: border; -moz-background-origin: padding; -moz-background-inline-policy: continuous; padding-right: 15px; padding-bottom: 0px; border-bottom-style: dotted; border-bottom-width: 1px; color: rgb(153, 0, 0);">статус автономного образовательного учреждения (АОУ), то она может иметь счёт в коммерческом http://b2bvideo.ru/images/icons/info.gif ) no-repeat scroll right 2px; -moz-background-clip: border; -moz-background-origin: padding; -moz-background-inline-policy: continuous; padding-right: 15px; padding-bottom: 0px; border-bottom-style: dotted; border-bottom-width: 1px; color: rgb(153, 0, 0);">банке, брать кредиты , сдавать в аренду часть площадей и сама распоряжаться всеми заработанными средствами. Правда, и все риски лягут опять-таки на школу.

Важно понимать, что платить вы будете лишь за услуги, которые не входят в утверждённую государством образовательную программу. Например, у вашего ребёнка английский только 3 часа в неделю, а вы хотите 10 часов. Тогда вы можете запросить дополнительные занятия и платить за них школе. Но никто не вправе заставлять кого бы то ни было быть потребителем платных услуг. Вы заключите со школой договор, где будут прописаны права и обязанности сторон. Отношения семьи и школы будут в таком случае регулироваться и Законом о правах потребителя.

От редакции

Совсем недавно мы писали о судьбе гениального математика Григория Перельмана (см. « АиФ » № 14). Огромным талантом он обладал от рождения, но без возможностей спецшколы, математических кружков и помощи бескорыстных преподавателей едва ли мог бы подняться на вершину мировой науки. Судя по тому, как сейчас живёт этот учёный, вряд ли его семья когда-либо обладала большими деньгами. А теперь представим себе, что где-то уже родился новый гений. И ему за каждый дополнительный урок, развивающий его талант, нужно платить. Будем ли мы через 30 лет гордиться новым россиянином, решившим задачу тысячелетия?

Странно получается: с одной стороны, страна вкладывает все силы в строительство иннограда «Сколково», а с другой - оставляет лишь самые призрачные гарантии всеобщего бесплатного образования. И какими бы благими намерениями ни объясняли потребность в новом законе, его авторы, возможно, не очень хорошо представляют себе жизнь российской глубинки. Она во многом теплится вокруг местных школ. А тем без бюджетной поддержки не выжить, и деньги им взять не с кого. Знают ли об этом законодатели?

В российских школах продолжается модернизация системы среднего образования, цель которой до сих пор не вполне понятна многим учителям и родителям школьников. Послание Дмитрия Медведева к Федеральному Собранию, в котором в очередной раз говорилось о необходимости повышения качества образования и мерах, которые для достижения этой цели президент считает нужным предпринять, встревожили педагогов еще больше. Как относятся к реформе среднего образования представители педагогической общественности?

В 2010 году, заявил Дмитрий Медведев, должны быть реализованы преобразования, закрепленные в специальном плане "Наша новая школа". Например, единый государственный экзамен останется основным, но не единственным способом проверки качества образования. Кроме того, к работе в школах будут привлекаться те, кто "способен обеспечить более качественное профильное образование для старшеклассников". По мнению редактора сайта "Завуч.инфо" Евгения Барановского , учителя этих нововведений не одобряют:

– Педагогическое сообщество не понимает, к чему мы идем. Мне кажется, нужно больше информировать педагогов и родителей. Нужно, наверное, определить, какого выпускника в 2020 году мы хотим видеть, к чему ведем нашу реформу образования, кто будет работать в образовательных учреждениях - люди, которые проходят курсы педагогического мастерства, или все-таки профессиональные педагоги. Высказывания президента о том, что в школах могут работать люди, пройдя курсы либо мастер-классы по работе с детьми, не находят положительного отзыва у профессиональных педагогов…

В одной из последних новостей, опубликованных на сайте "Завуч.инфо", говорится о том, что в рамках модернизации средней школы в образовательных учреждениях останется только три бесплатных урока. Вторая тройка часов будет финансироваться государством только на 30 процентов.

– В надежности нашего источника информации мы абсолютно уверены, – комментирует новость Евгений Барановский . – Сопоставим информацию нашего источника и те предложения, которые выносит Министерство образования, а также заявление президента о том, что в отрасль образования нужно привлекать менеджеров из различных отраслей экономики без педагогического образования (менеджер по определению, наверное, не педагог, а человек, который умеет искать деньги и зарабатывать). Далее примем во внимание укрупнение школ, подушевое финансирование: сколько детей в школе, столько и денег выделяется школе. Не забудем и другие тезисы из послания президента - по поводу того, чтобы приравнять коммерческие образовательные учреждения к статусу государственных образовательных учреждений... Наверное, всё это подтверждает информацию нашего источника, что российское среднее образование идет именно к такой - платной - структуре.

В Министерстве образования и науки эту информацию опровергли, но комментировать не стали. Причину появления информации о введении частично платного общего образования объяснил заместитель председателя Комитета ГД РФ по образованию Олег Смолин :

– Подобного рода слухи появились еще в 2004 году, когда министр образования и науки Андрей Фурсенко, выступая в Совете Федерации, внес предложение: сократить на четверть стандарты, учебную нагрузку, сделать четверть уроков факультативными и, следовательно, платными. А родителям из наиболее бедных семей компенсировать затраты на оплату этих уроков. Тогда это вызвало массовое возмущение граждан. Возможно, не все помнят, что в июне 2005 года Владимир Путин заявил: "Напротив, мы выступаем за закон об обязательном и бесплатном, общедоступном полном среднем образовании". Кстати, такой закон принят - правда, в очень усеченном, искаженном виде. На данный момент в моем понимании ни Конституция, ни действующее законодательство без внесения изменений не дают возможности внедрения частичной оплаты среднего образования.

С 1 июля 2012 года, в России вступает в силу закон о монетизации среднего образования, который серьезно изменит всю схему финансирования школьных учреждений. Что же принесет он для школьников, их родителей, а главное – каким образом он изменит качество среднего образования в стране?

Каковы цели монетизации среднего образования?

Все эти нововведения, которые еще называют школьной реформой, на самом деле призваны получить дополнительное финансирование для школ и их преподавателей. Как известно, большинство школ остро нуждается в финансировании, объемы которого из совсем не хватает. Недофинансирование привело только к острому дефициту учительских кадров в провинциях из-за низкой заработной платы, разница в которой по регионам страны составляет несколько раз (смотрите статью «Средняя заработная плата учителей в 2012 году »). Теперь же ряд услуг (уроки по некоторым предметам), будут предоставляться за отдельную плату, что, по мнению законодателей, должно уменьшить коррупцию в школах и повысить уровень образования, так как оплата будет изыматься только за предметы, которые не входят в образовательную программу.

Каковы последствия монетизации среднего образования для школьников и их родителей?

На самом деле, с введением монетизации среднего образования, сам статус школ никоим образом не меняется, изменяется только их статус, как бесплатных учебных учреждений. Как все, наверное, помнят, в начале 90-х, большинство ВУЗов также вынуждены были перейти к платной форме образования, но как свидетельствуют недавние исследования, уровень высшего образования в целом по России с начала 90-х только ухудшился, а уровень коррупции в ВУЗах существенно возрос.

Кроме того, принятый закон о монетизации среднего образования больше не гарантирует финансирования из бюджета в полном объеме всех школьных учреждений, а значит «латать дыры» придется самим школам.

И самое главное, что беспокоит родителей учеников – что будет входить в бесплатный лимит уроков, и какую цену придется им заплатить за эти нововведения? И их беспокойство не беспочвенно. Уже в начале этого года, в качестве эксперимента, монетизацию школьного образования провели в Южном административном округе Москвы. В бесплатный лимит предметов там было включено лишь 2 часа русского языка в неделю, 2 часа математики, 3 часа физкультуры и 3 часа религии, а родителям учеников пришлось раскошелиться на сумму в среднем 5-6 тысяч рублей в месяц! Для самих москвичей вроде сумма не критическая, но ведь в Москве существенно отличается от средней зарплаты в целом по стране. А если взять среднюю зарплату, скажем в Ивановской и Рязанской области, и семью среднего достатка с двумя детьми школьного возраста, то на оплату нормального школьного образования детей может пойти до половины семейного бюджета семьи, что вообще для многих семей станет неподъемно.

Таким образом, Правительство РФ поставило перед многими родителями сложный выбор: либо отказывать себе и детям во всем, чтобы дети получили нормальное среднее образование, либо не экономить, но дать детям только базовые знания, которых будет недостаточно для их поступления в ВУЗы.

В последние годы российскую прессу и телеэфир заполняют информационные материалы, в которых российской системе образования предрекается переход на платную основу. Причиной такой негативной информации является подписание Президентом Федерального закона № 83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Слухи о том, что обучение в школе будет платным, возникают уже не впервые. Следуя этому закону, большинство учреждений, относящихся к социальной сфере, перейдут на самоокупаемость с бюджетного финансирования. В списке таких учреждений детские сады, школы, больницы. Бесплатно ребенок может получить несколько основных предметов: математика, русский язык, английский язык, физкультура - по 2 часа в неделю, история - 1 час в неделю. А вот остальные предметы будут платными.

По предварительным расчетам в среднем стоимость обучения составит 6-7 тысяч рублей в месяц. А в год получается 54-70 тысяч и примерно 630 тысяч за весь одиннадцатилетний период обучения. Начальная школа остается по-прежнему бесплатной и список предметов начальной школы также останется без изменения.

Авторы таких негативных статей проводят мысль о том, что в этой стране ничего хорошего уже быть не может. И тем более в сфере образования. Таким образом напряжение внутри общества растет, создаются предпосылки для революционной заварушки. В то же время создаются условия для внедрения «западных передовых образовательных технологий».

Всем этим высказываниям можно противопоставить Статью 43 Конституции РФ, в которой прописано, что

· Право на образование имеет каждый гражданин.

· Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях гарантируется государством.

· Каждый имеет право на получение высшего образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии на конкурсной основе.

· Обязательным является основное общее образование.

Так чему верить?

Как заявляет Министр образования Андрей Фурсенко, в бюджетных учебных заведениях ничего не поменяется, только нелегальные поборы станут легальными. И если раньше определенная часть собранных средств оседала в карманах администрации учебного заведения, то теперь все деньги будут поступать только на счет учреждения.

Средства в бюджетные организации будут выделяться как субсидии, а не по статьям расходов. С момента вступления в силу нового закона распределением средств будут заниматься сами директора школ: на ремонт кабинетов, на покупку нового оборудования или на проведение выпускного бала.

Фурсенко считает принятый закон полезным, так как такие нововведения смогут удешевить образование и позволит исключить несанкционированные поборы за те услуги, которые уже оплачены государством. Кроме того, учащиеся будут обучаться в течение такого времени и изучать такое количество предметов, сколько это положено по Закону РФ.

Татьяна Нестеренко, заместитель министра финансов, говорит, что мнение о том, что часть предметов в школах будут платными, является ошибочным. В новом законе не предусматривается переход на платное образование, утверждает она. Школы обязаны выполнять госзаказ в сфере образования, причем делать это бесплатно. Платными будут только дополнительные услуги или дополнительные предметы.

Школы относятся к бюджетным организациям. Они могут предлагать услуги дополнительных факультативов и платных кружков. Однако, этой же деятельностью школы занимались и раньше. На самом деле в новом законе не прописано, сколько и кому денег давать. Речь идет лишь об изменении механизма доведения денежных средств до образовательных учреждений.

В положениях 83-ФЗ все статьи финансовых затрат для бюджетных организаций четко прописаны. Деньги на их деятельность поступают в строго определенное время через казначейство. К статусу бюджетных учреждений теперь отнесены детские дома, спецшколы, школы при колониях, малокомплектные школы и другие.

Таким образом, не стоит реагировать на публикации о том, что обучение в школах будет платным- в России платного школьного образования не будет! Всеобщее бесплатное образование является одной из гарантированных норм Конституции РФ. С другой стороны к школьному образованию нужно подходить более гибко с учетом современных тенденций.

Каждый год перед учебой начинают расходиться слухи, что обучение будет платным. Вот и сейчас родители волнуются, что с 2019 года придется оплачивать за образование их детей.

Некоторые утверждают, что платить нужно будет только тем, у кого имеются ученики средних классов, младших такая реформа не коснется. Другие уверены, что платить придётся буквально всем.

Мамы обсуждают этот вопрос на кухнях с родными, в интернете на форумах, и встречаясь друг с другом. Что же на самом деле ожидает на школьников в ? Будет ли платным образование или это очередная порция ничем не подтвержденных слухов?

К чему приводит платное образование?

Если прибегнуть к истории, можно увидеть, что платное образование было введено перед Великой Отечественной войной в 1940 году. Тогда на платную основу были переведены старшие школы и ВУЗы. Данное решение политики объясняют следующими соображениями:

  • На тот момент государство более нуждалось в простых рабочих, нежели в людях с высшим образованием.
  • Мальчишки больше отправлялись в военные учебные заведения, которые оставались бесплатными.
  • Укреплялась сословность в советском обществе, каждый оставался на своём месте. Дети колхозников работали на земле, а тех, кто имел высшее образование — получали престижные профессии.

Особенно в стране нужны были военные, правительство понимало, что надвигается война.

Еще одним нововведением в образовании было раздельное обучение для мальчиков и девочек. Однако данная реформа была отменена на следующий год после смерти Сталина, в 1954 году.

Если изучить данный отрывок из советской истории, то можно понять что ни к чему хорошему такая реформа в образовании не привела. Зачем нужно сейчас вводить оплату за образование трудно понять.

Быть или не быть реформе образования?

Бесплатное образование всем детям в стране гарантирует самый главный закон — Конституции РФ. Внести изменения, в которую невозможно по прихоти одного человека, здесь нужно согласие большинства членов правительства РФ.

В Конституции указано, что образование должно быть общедоступным, бесплатным и обязательным. Родители и учительский коллектив должны создать все условия для того чтобы ребёнок мог получить все надлежащие знания. Также бесплатно на конкурсной основе можно поступить в ВУЗы, техникумы, ПТУ.

Исходя из вышесказанного, можно уверенно утверждать, что каждый школьник имеет право на бесплатное образование утвержденное Конституцией РФ, и то, что школы перейдут на полностью платную основу является всего лишь слухами.

Платное образование для средней школы

Но, несмотря на гарантированное бесплатное обучение, закон об оплате за образование функционирует уже не первый год и довольно-таки успешно. В нем говорится, что школы постепенно должны переходить на самоокупаемость.

Это не значит, что родителям придется платить полностью за образование ребёнка. Суть вопроса в том чтобы главные предметы так и оставались бесплатными. Оплата будет взиматься за дополнительные занятия, факультативы, кружки и т.д.

Всем известно, что в нынешнее время стало очень трудно обучаться в школе. Об ужасных, можно сказать, мученических решениях домашних заданий начали складывать даже анекдоты. Чтобы получить достойное образование ученикам приходится оставаться на продленки и дополнительные занятия. Вот эти уроки, которые сверх школьной программы и нужно будет оплачивать.

Ходить на них или нет, будут решать сами родители. Но по прогнозам экспертов такие дополнительные занятия пользуются, и будут пользоваться большим спросом. Ведь каждый родитель хочет, чтобы его дети получили глубокие знания, успешно сдали ЕГЭ и в итоге стали высокообразованными людьми.

К сожалению, без дополнительных факультативов и репетиторов получить такие знания невозможно. Кроме этого школам разрешено внедрять разносторонние кружки и проф предметы, чтобы дети с самого раннего возраста могли определиться, чем они хотят заниматься, кем стать, какую профессию в будущем выбрать, получить навыки. Некоторые из таких кружков проводятся на бесплатной основе за остальные же нужно платить.

Насчёт проф предметов существует мнение, что в школе они не нужны, так как в столь раннем возрасте ребёнок ещё не может определиться какую профессию в будущем он хотел бы выбрать.

Но всё же дополнительные знания никому не помешают. Благодаря урокам и кружкам, которые не входят в школьную программу, ученикам предоставляется возможность расширить кругозор. Например, в школе изучается английский язык, но ребёнок имеет желание обучать французский, для этого родители могут оплатить ему дополнительные уроки по французскому языку.

Кому выгодно платное обучение?

Конечно, простым гражданам Российской Федерации будет трудно оплачивать обучение детей. Особенно если в семье несколько школьников. Но есть случаи, когда ребёнок не может заниматься в коллективе, трудно сосредотачивается на общих уроках.

Тогда родителям, заботящимся о том чтобы их ребёнок имел хорошее образование, выгодно платить репетитору за дополнительные занятия. Часто нанимают учителя или отправляют ребёнка на дополнительные занятия при подготовке к ЕГЭ, так как на обычных уроках дети не успевают освоить все нужные знания.

Есть и негативная сторона в этом вопросе, некоторые учителя, желая иметь дополнительные заработки, плохо выполняет свои обязанности, не обучая как следует учеников. Такие случаи, конечно же, редкость и сразу же пресекаются со стороны руководства.

Видео-новость

Статья написана специально для сайта “2019 год Свиньи”: https://сайт/

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...