Перспективный годовой план логопедической работы с детьми имеющими ОНР. Перспективный план логопедической работы с детьми старшей группы с общим недоразвитием речи Перспективный план по развитию речи дошкольников логопеда
Календарно-тематическое планирование работы с детьми с ОНР (5-7 лет) по альбомам Н.Э.Теремковой. Тематическое планирование составлено на основе «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет)» Н.В.Нищевой, с учетом профиля логопедической группы, возраста детей.
Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование работы с детьми с ОНР»
Тематическое планирование индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми
с общим недоразвитием речи (ОНР) (5 – 7 лет)
№ п/п | Месяц, неделя | Лексическая тема | |
Диагностика речевого развития детей |
|||
Октябрь 1 неделя | Овощи. Труд людей в огородах и на полях. | Активация и актуализация словаря по теме: «Овощи». Представление детей о труде людей на полях осенью, о необходимости и важности труда. Совершенствование грамматического строя речи. Пересказ с опорой на мнемотехническую таблицу. Развитие связной речи, фонематических представлений, памяти, мышления, зрительного внимания, общей моторики. Разучивание пальчиковой гимнастики «Корзина с овощами», Сюжетно – ролевой игры «Повара», обучение в игре образованию относительных прилагательных (морковный сок….) |
|
Октябрь 2 неделя | Фрукты. Труд людей в садах. | Расширение, уточнение и активизация словаря по теме: «Фрукты». Труд взрослых в садах. Расширение экспрессивной речи словами – антонимами. Обучение составлению плана рассказа и творческого рассказа по картине. Обучение рисованию с натуры. Разучивание упражнения «Садовник». |
|
Октябрь 3 неделя | Осень. Периоды осени. | Систематизация представлений об осени и типичных осенних изменениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме: «Осень». Совершенствование грамматического строя речи, синтаксической стороны речи. Развитие связной речи, фонетических представлений, дыхания, речевого слуха, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения, тонкой моторики. Разучивание подвижного упражнения «Ветер и листья». |
|
Октябрь 4 неделя | Деревья осенью. | Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе. Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными суффиксами (дубок, берёзка, осинка), сложными словами (листопад). Расширение представлений о переносном значении слова (золотая осень). Совершенствование грамматического строя речи. |
|
Ягоды. | Обобщение и систематизация представлений об изменениях, происходящих в жизни леса осенью, о лесных ягодах, местах их произрастания. Активизация и актуализация словаря по теме: «Ягоды». Совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи, речевого слуха, фонетических представлений, общих речевых навыков, зрительного восприятия и внимания, мышления, координации речи с движением, артикуляционной, тонкой и общей моторики. |
||
Грибы. | Обобщение и систематизация представлений об изменениях, происходящих в жизни леса осенью, о грибах, местах их произрастания. Активизация и актуализация словаря по теме: «Грибы.». Совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи, речевого слуха, фонетических представлений, общих речевых навыков, зрительного восприятия и внимания, мышления, координации речи с движением, артикуляционной, тонкой и общей моторики. Разучивание упражнения «За грибами». |
||
Человек | Расширение, уточнение и активация словаря по теме: «Человек». Обобщение представлений о частях лица и тела. Научить определять по лицу настроение. Совершенствовать знания о том, какую функцию выполняет каждый орган. Совершенствование грамматического строя речи. Выполнение упражнения «Помоги художнику». |
||
Игрушки | Систематизация знаний по теме: «Игрушки». Совершенствование грамматического строя, синтаксической стороны речи. Расширение знаний о составных частях игрушки, материала, из которого она сделана. Игра «Найди отличия». |
||
Декабрь 1 неделя | Посуда | Расширение знаний о предметном мире. Обобщение представлений о посуде, её деталях, материалах, из которых она сделана. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме: «Посуда». Совершенствование навыка образования слов с суффиксами – иц-, -к-. Совершенствование грамматического строя речи. Уточнение словаря по теме: «Посуда». Разучивание пальчиковой гимнастики «Машина каша» и загадок о посуде. |
|
Декабрь 2 неделя | Продукты питания | Активизировать словарь по теме «Продукты питания». Закрепление умения изменять существительные по падежам. Упражнение в употреблении слов - антонимов.Практическое употребление в речи притяжательных местоимений. Закрепить согласование числительных с существительными. Образование относительных прилагательных. Развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику |
|
Декабрь 3 неделя | Одежда | Обобщение и систематизация представлений об окружающем предметном мире, об одежде материалах из которых они сделаны, о процессе производства. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме: «Одежда». Совершенствование грамматического строя, синтаксической стороны речи. Разучивание скороговорок и загадок об одежде. |
|
Декабрь 4 неделя | Обувь | Обобщение и систематизация представлений об окружающем предметном мире, об обуви, материалах из которых они сделаны, о процессе производства. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме: «Обувь». Совершенствование грамматического строя, синтаксической стороны речи. Разучивание скороговорок и загадок об обуви пальчиковой гимнастики «Ботинки». |
|
Головные уборы | Обобщение и систематизация представлений об окружающем предметном мире, головных уборах, материалах из которых они сделаны, о процессе производства. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме: «Головные уборы». Совершенствование грамматического строя, синтаксической стороны речи. |
||
Зима | Обобщение представлений о зиме и типичных зимних явлениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Зима. Зимние забавы». Совершенствование синтаксической стороны речи. |
||
Зимующие птицы | Активизация и актуализация словаря по теме: «Зима. Зимующие птицы». Обогащение экспрессивной речи прилагательными, обозначающими моральные качества. Совершенствование грамматического строя речи, навыка пересказа. |
||
Февраль 1 неделя | Дикие животные | Обобщение и систематизация знаний о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме: «Домашние животные». Совершенствование навыка составления рассказа по картине. |
|
Февраль 2 неделя | Домашние птицы | Обобщение и систематизация знаний о домашних птицах, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме: «Домашние птицы». Совершенствование навыка составления рассказа по картине. |
|
Февраль 3 неделя | Перелётные птицы | Обобщение представлений о периодах осени и изменениях в природе поздней осенью. Систематизация знаний о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни. Уточнение и активизация словаря по теме: «Перелётные птицы». Совершенствование навыка рассказывания по картине. Просмотр слайдов с изображениями перелётных птиц, разучивание упражнения «Лебеди учатся летать». |
|
Февраль 4 неделя | Весна | Обобщение представлений о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме: «Весна». Совершенствование навыка рассматривания картины. Разучивание пальчиковой гимнастики «Дрозд-дроздок». |
|
Мебель | Расширение знаний о предметном мире. Обобщение и активизация словаря по теме: «Мебель» на основе обобщения знаний об окружающем. Совершенствование грамматического строя речи. Беседа о мебели, ёё деталях, из которых она сделана. Составление сложноподчинённых предложений. Разучивание пальчиковой гимнастики «Наша квартира». |
||
Транспорт | Расширение и закрепление представлений о транспорте на основе систематизации и обобщения ранее сформированных представлений. Уточнение, расширение и активизация словаря |
Задачи и содержание коррекционного обучения детей 5-го жизни с ОНР 1-2ур. определяется с учетом потенциальных возможностей детей, выявленных при логопедическом обследовании, и соотносятся с общеобразовательными требованиями, представленными в «Программе воспитания и обучения в детском саду» /под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой/
Организация коррекционно-воспитательной работы логопеда.
Основные направления коррекционного обучения в средней группе:
1. Развитие понимания речи;
2. Формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи;
3. Формирование правильного звукопроизношения.
Данные направления реализуются на индивидуальных и подгрупповых занятиях
Подгрупповые логопедические занятия в первом периоде обучения проводятся 3 раза в неделю:
(сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь)
2 занятия: формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи;
1 занятие:
Цель подгрупповых логопедических занятий в первом периоде обучения:
Развитие понимания речи;
- расширение объема словаря детей; работа над слоговой структурой слова;
- работа над структурой фразы, ее грамматическим и интонационным оформлением;
- научить детей слушать и понимать короткие рассказы, уметь отвечать на вопросы по содержанию (можно односложно или короткими предложениями).
Тематическое и лексико-грамматическое планирование в первом периоде обучения
Тема занятий |
|||
сентябрь |
Обследование |
||
Обследование |
|||
Детский сад |
Активизация предметного и глагольного словаря, формирование простого предложения |
||
Усвоение обобщенного понятия: игрушки. Образование уменьшительно-ласкательной формы им.сущ. Сенсорное развитие. |
|||
Обобщение. Образование уменьшит.-ласкат формы им.сущ. Формирование простого предложения. |
|||
Понимание короткого рассказа(стих.). Составление простого предложения. |
|||
Понимание короткого рассказа.Сущ. ед.и мн.ч. Обобщение. Дат.п. сущ (кому?) |
|||
Обобщение. Уменьшит.-ласкат.ф.им.сущ. Сенсорное развитие. |
|||
Каникулы |
|||
Осень.Деревья |
Образование мн.ч.им.сущ.. Обогащение словаря по теме. Практическое употребление предлога-на. |
||
Активизация словаря по теме. Упражнять в практическом употреблении предлогов –верх-низ. |
|||
Одежда-обувь |
|||
Предлог-под. Согласование числител. с существ. (один, одна,одно) |
|||
Начало зимы |
Существ.в дат.п.(кому?).Составление простого предложения различных типов. |
||
Заучивание различных стихов. Прослушивание короткого текста. Праздничное выступление детей. |
Индивидуальные занятия в первом периоде
Задачи:
- развитие мышления, памяти, внимания;
- фонетические упражнения для уточнения правильного произношения сохранных звуков; для постановки отсутствующих звуков
Подгрупповые логопедические занятия во втором периоде обучения проводятся 3раза в неделю:
(январь, февраль, март, апрель, май)
2 занятия: формирование лексико-гамматических средств языка и развитие связной речи;
1 занятие: интегрированное с воспитателями или со специалистами на закрепление правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха, формирование слоговой структуры слова.
Цель подгрупповых логопедических занятий во втором периоде обучения:
Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;
- развитие самостоятельной фразовой речи;
- развитие произносительной стороны речи;
- работа над слоговой структурой слова;
Тематическое и лексико- грамматическое планирование во втором периоде обучения
Тема занятий |
|||
каникулы |
|||
Домашние животные |
Упражнять в составлении предложений типа: Собака любит косточку, а кошка молоко. Употребление сущ.род.п. с предл. –у. |
||
Домашние животные и их детеныши |
Активизация предметного и глагольного словаря по теме. Обобщение.Образование глаголов от звукоподражаний. Предлог –из. |
||
Дикие животные |
Упражнение в пересказе короткого рассказа. Суш. дат.п. без предлога. Предлоги –в-из. |
||
Дикие животные и их детеныши |
Обобщение. Пересказ короткого текста Активизация словаря –антонимов. Составление предложений типа: Волк, лиса, медведь живут в лесу. |
||
Продукты питания |
|||
Образование глаголов от звукоподражаний. Предлог-за. Составление высказывания типа: Хорошая девочка кормит голубей. |
|||
День защитника отечества |
|||
Повторение стихов, песен. Работа над выразительностью речи. Выступление детей. |
|||
Наша семья |
Согласование глаголов с сущ.в роде. Предлог-у. Предложение: Мама, папа и бабушка обедают. |
||
Каникулы |
Предлог –на. Составление высказывания типа: Я надела платье на куклу. |
||
Домашние птицы |
Обобщение по теме. Составление короткого описательного рассказа.Закрепление глаголов. Предлог-за. |
||
Транспорт |
Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Образование приставочных глаголов. Прелого-по. Деление слов на слоги. |
||
Составление описательного рассказа. Согласование сущ.с прилагательными. Предлог-по. |
|||
Растения |
|||
Насекомые |
|||
Цветущие растения |
|||
Индивидуальные занятия во втором периоде
Задачи:
- развитие артикуляционной и пальчиковой моторики;
- вызывать отсутствующие звуки (раннего и среднего онтогенеза);
- формировать слоговую структуру слова.
Работа с воспитателями
1. Работу в группе проводить в тесной взаимосвязи с воспитателями. С этой целью провести:
- совместно с воспитателями провести комплексное обследование умений и навыков детей;
- провести открытый логопедический час для воспитателей;
- рассказать воспитателям о дефекте речи каждого ребенка;
- знакомить воспитателей с разными требованиями к речи детей на разных этапах работы;
- посещать занятия воспитателей с целью выработки единых требований к речи детей.
2. С воспитателями группы провести консультации на темы:
«Результаты обследования»
«Коррекция вторичных дефектов»
«Использование наглядных пособий на занятиях по заданию логопеда»
3. Выпустить «Экран звукопроизношения».
Работа с родителями
1. Регулярно вести пропаганду логопедической работы среди родителей.
2. Проводить пятиминутки, консультации на темы:
3. Наглядная агитация. Оформить стенд-ширму на тему:
- «На этой неделе»
- «Профилактика нарушений речи»
- «Мы учимся говорить»
4. Провести родительские собрания на темы:
«Характеристика речевого и общего развития детей»
«Итоги логопедической работы за 1-ое полугодие»
«Итоги логопедической работы за 1-ый год обучения»
Методическая работа. Повышение квалификации.
1. Регулярно посещать методические объединения.
2. Для педсовета подготовить просмотр на тему:
3. Систематически изучать методическую литературу.
4. Сочетать работу МДОУ с преподавательской деятельностью в МГГУ им. Шолохова, передавать опыт работы студентам на практических занятиях.
Светлана Ермакова
Перспективное планирование учителя-логопеда с детьми с ОНР
учитель - логопед Ермакова С. Г, Мотина А. А.
Общее недоразвитие речи с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее, как фонематическую, так и лексико - грамматическую систему языка.
Прежде чем приступить к работе по формированию лексико - грамматических средств языка, развитию связной речи и формированию правильного звукопроизношения, учитель - логопед составляет перспективный план работы на весь срок обучения. Планирование -это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления коррекционно -образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. При грамотном планировании появляется возможность прогнозировать результаты деятельности каждого ребёнка, что облегчает достижения коррекционно-образовательных задач.
Примерное перспективное планирование составлено нами с опорой на программу «Логопедическая работа про преодолению ОНР у детей» разработанной Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой и др. ,а также учитывает рекомендации , типовой программы детского учреждения «От рождения до школы» под. ред. Н. Е. Вераксы,Т. С., Комаровой,М. А. Васильевой. Основной формой обучения в нашей работе для детей с ОНР являются логопедические занятия, на которых осуществляется развитие языковой системы.
Существует последовательность прохождения тематического речевого материала в каждом из периодов обучения.
В перспективном плане , разработанном нами, выделены следующие основные разделы :
Общие речевые навыки; общая моторика, речь с движениями; мелкая моторика; зрительное и слуховое внимание, речевой слух, развитие памяти и мышления; развитие лексики и связной речи; развитие грамматического строя речи; звукопроизношение; грамота, развитие навыков языкового анализа и синтеза;
При работе над перспективным планом мы старались учитывать то , что совместная работа учителя -логопеда и воспитателя является залогом успеха коррекционной работы. Такой раздел планирования , как «Лексика и связная речь» и предполагает совместную работу специалистов, в которой ведущим является учитель-логопед , а воспитатель лишь закрепляет материал, уже пройденный и отработанный с детьми логопедом . Работу по звукопроизношению, развитию навыков языкового анализа, общих речевых навыков, совершенствования грамматического строя речи и обучение связной речи также ведёт логопед, а воспитатель, являясь его помощником, закрепляет результаты достигнутого.
Предлагаем образец перспективного плана работы I год обучения, II период.
В перспективном плане в скобках указана методическая литература и номер страницы.
Список литературы первый год обучения
1. Нищева Н. В. «Система коррекционной работы в логопедической группе с ОНР» .
2. Коноваленко В. В, Коноваленко С. В. «Фронтальные логопедические занятия» (старшая группа 1,2,3 период)
3. Кузнецов Е. В., Тихонова И. А. «Развития и коррекция речи детей 5-6 лет» .
4. Кислова Т. А. «По дороге с Азбукой» .
5. Смирнова Л. Н. «Логопедия в детском саду» (4-5 л. – I, 5-6 л. – II, 6-7 л. - III) .
6. Арефьева Л. Н. «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет» .
7. Васильева С. Л. «Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольника» .
8. Ткаченко Т. А. «Если дошкольник плохо говорит» (а)
Развитие связанной речи (б)
Развитие фонематического слуха (в)
Развитие лексико - грамматических средств языка (г)
Физминутки (д)
9. Курдвановская Н. В. «Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет » .
Публикации по теме:
Перспективное планирование по проекту «Семейный клуб «Домашний логопед» ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ работы семейного клуба «Домашний логопед» Сроки проведения Тема, цель мероприятия Содержание мероприятия.
Перспективное планирование работы учителя-логопеда в подготовительной к школе группе. I этап работы. 1. Развитие общих речевых навыков. 1. Вырабатывать четкие, координированные движения органов речевого аппарата. 2. Обучать.
Планирование индивидуальной работы учителя-логопеда с детьми Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям: Артикуляционная гимнастика.
Эссе «Учитель-логопед - это звучит гордо!» И для меня это действительно так. Еще будучи ребенком, учась в школе я мечтала стать ведущим или актером, и конечно, в каждой из этих профессий.
Эссе «Я - учитель-логопед» В детстве я воспитывала и учила кукол, мечтала стать учителем и быть детям не только педагогом, но и наставником и другом. Часто я играла.
Подготовила учитель - логопед Дерябина Екатерина Александровна
МБДОУ "Детский сад № 32"-КВ г.Стерлитамака
Индивидуальный план работы (I год обучения)
б) подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков _____________________________________________
в) уточнить артикуляцию звуков_______________________________________________________________________
в) учить различать на слух гласные и согласные звуки
г) учить различать согласные по твёрдости-мягкости;
е) учить анализу и синтезу 1-2-сложных слов.
4. Преодоление нарушений слоговой структуры слов _____________________________________________________
6. Формирование грамматического строя речи: учить правильно употреблять _________________________________
7. Развитие связной речи:
а) учить диалогической речи;
Дневник _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Индивидуальный план работы (II год обучения)
с _____________________________________________на 20___ - 20___ год
1. Развитие неречевых процессов:
а) развивать все виды восприятия, внимания, памяти, мышления;
б) развивать общую, мелкую моторику.
в) работать над речевым дыханием, темпом, ритмом, интонационной выразительностью речи.
2. Коррекционная работа по звукопроизношению:
а) путём проведения массажа, артикуляционной гимнастики добиться полноты, чёткости, переключаемости движений органов речевого аппарата.
б) подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков ________________________________________________
в) уточнить артикуляцию звуков__________________________________________________________________________
г) автоматизировать поставленные звуки во всех речевых структурах.
д) дифференцировать оппозиционные звуки.
3. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, обучение основам грамоты:
а) учить выделять звуки из ряда звуков, из состава слова;
б) учить подбирать картинки на заданный звук;
в) учить различать на слух гласные и согласные звуки;
г) учить различать согласные по твёрдости-мягкости, звонкости - глухости;
д) учить находить место звука в слове;
е) учить анализу и синтезу 1-2-3 сложных слов;
ж) обучать печатанию букв, слогов, слов и предложений.
4. Преодоление нарушений слоговой структуры слов ________________________________________________________
5. Расширение и активизация словаря.
6. Формирование грамматического строя речи: учить правильно употреблять ___________________________________
7. Развитие связной речи:
а) учить диалогической речи;
б) учить подробному пересказу.
в) учить составлению описательного рассказа, рассказа по серии сюжетных картин, по картине, рассказа по теме.
г) обучать рассказыванию с элементами творчества.
Дневник ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________