Платное образование при сталине доказано. Платное и бесплатное образование Постановление о платное образование установленное сталиным 1940

Одна из любимых мантр леваков: " в СССР было бесплатное образование! "
Мол, если бы если бы благодетели-большевики не свергли царя, то "тёмная, несчастная, нищая, отсталая Россия" так и осталась бы "с 4 классами церковно-приходского училища"...
Однако до революции 86% молодежи от 12 до 16 лет умели писать и читать, а после революции и гражданской грамотность упала. Страну большевики отбросили назад, а потом так и не смогли создать вузы такого уровня, как до революции...

Когда в присутствии Анны Ахматовой сказали, что Валентин Катаев "всё-таки интеллигент", она хмыкнула и сказала, что ему просто повезло - он успел поучиться в дореволюционной гимназии, где давали гораздо более высокое образование, чем в Совдепии. Очень интересно было почитать и свидетельства историков Чернова, Павленко, как на самом деле обстояло дело с советским образованием.
Между тем, когда-то я читал отрывки из диссертации, где автор на архивном материале доказал, что хваленый ликбез был "липой", на самом деле даже к 1940 году хватало неграмотных.

Сегодня 10 мая. И полезно вспомнить, что лишь 10 мая 1956 года в СССР отменена плата за обучение в старших классах средних школ . Три года спустя после того, как загнулся Сталин, при котором обучение в школах было платным .


Следует отметить, что эра именно всеобщего, и именно бесплатного в советской истории наступила достаточно поздно - в конце 50 - первой половине 60-х годов. А вот в 30-х годах (да и позже), например, основная масса учащихся в СССР образование свое получала отнюдь не даром.

В 30-е годы более трех четвертей населения страны проживало в сельской местности. С 1931 года в СССР был введен т.н. "культжилсбор " - т.н. "налог на образование и культуру". Каждый крестьянский двор был обязан платить ежегодно порядка 20 - 80 рублей. Для нищей сталинской деревни это были очень большие деньги. Помимо этого, за образование своих детей крестьяне платили т.н. "самообложением" - то есть, колхозники скидывались на ремонт и строительство школ и дорог к ним. Из своего кармана крестьяне также оплачивали учебники, тетради и письменные принадлежности, не говоря уже об одежде для детей. Щедрое советское государство все расходы на народное образование переложило непосредственно на плечи самого народа.

Поэтому все заслуги по росту грамотности в той же деревне стоит все-таки возложить на полуголодных сталинских колхозников, умудрявшихся за свой счет содержать сельские школы и подкармливать нищих сельских учителей (которым хронически задерживали зарплату). В 1931 году в СССР обязательным стало четырехклассное образование, с 1937 года на селе был введен обязательный для всех пятый класс, а с 1939 года обязательным был сделан и седьмой класс.

Благодаря этому грамотность сельского населения в возрасте от 9 до 49 лет возросла с 51% в 1926 году (кстати, достаточно немалый показатель, учитывая две войны и разруху до этого) до 84% в 1939 году. Доля грамотных мужчин соответственно выросла с 67% до 92%, женщин - с 35% до 77%.

(Ш. Фицпатрик. Сталинские крестьяне: социальная история Советской России в 30-х годы. Деревня. М., 2001. С. 251-260)

Впрочем, как уже упоминал, и эти цифры "ликвидации безграмотности" нельзя считать такими уж достоверными, приписок тогда хватало.

С 1940 года советская власть сознательно добивалась ограничения количества людей со средним, среднеспециальным и высшим образованием. Причём, вопреки обыкновению использовала не административные меры, а экономические: отныне за учёбу устанавливалась плата. Стране срочно нужны были люди у станка. На этот счет есть и официальные постановления.

«№27 от 26 октября 1940 года
Постановление №638. (стр. 236-2374 237-238).
стр. 236-237

«Об установление платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначений стипендий.»

Учитывая возросший уровень материального благосостояния трудящихся и значительные расходы Советского государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших учебных заведений, Совет Народных Комиссаров СССР признает необходимым возложить часть расходов по обучению в средних школах и высших учебных заведениях СССР на самих трудящихся и в связи с этим постановляет:

1.Ввести с 1 сентября 1940 года в 8, 9, и 10 классах средних школ и высших учебных заведениях плату за обучение.
2.Установить для учащихся 8-10 классов средних школ следующие размеры платы за обучение:
а) в школах Москвы и Ленинграда, а также столичных городов союзных республик - 200 рублей в год;
б) во всех остальных городах, а также селах - 150 рублей в год.

Примечание. Указанную плату за обучение в 8-10 классах средних школ распространить на учащихся техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений.

1.Установить следующие размеры платы за обучение в высших учебных заведениях СССР:
а) в высших учебных заведениях, находящихся в городах Москве и Ленинграде и столицах союзных республик, - 400 рублей в год;
б) в высших учебных заведениях, находящихся в других городах, - 300 рублей в год…

Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР В. Молотов
Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров СССР М. Холмов
Москва, Кремль. 2 октября 1940г. №1860.»

(Источник: «Собрание постановлений и распоряжений Правительства Союза ССР» ).

Что же означали эти деньги? Насколько выросло благосостояние граждан? Формально при средней зарплате 400-500 рублей в месяц 150 и даже 500 рублей в год не выглядели катастрофически. Но посмотрим на статистику.

«Среднегодовая номинальная заработная плата рабочих и служащих в 1940 году составила 4054 рублей. С учетом заработков членов артелей промысловой кооперации - 3960 рублей. Кроме того, в 1947 году была проведена денежная реформа (деноминация рубля составила 10:1).

Динамика среднемесячной заработной платы рабочих и служащих в деноминированных рублях составляла:
1940г.—33,0
1945г.—43,4
1950г.—63,9
1955г.—71,5
1960г.—80,1

Динамика среднегодовой заработной платы соответственно составила (руб.):
1940г.—396,0
1945г.—520,8
1950г.—766,8
1955г.—858,0
1960г.—961,2

Точных данных по денежному доходу на селе за послевоенное пятнадцатилетие нет. Известно, что за 1951 - 1960 гг. реальные доходы крестьян (с учетом натуральной оплаты, снижения розничных цен, снижения налогов и т.п.), по расчету на одного работающего в сопоставимых ценах выросли в 1,5 раза, а к 1960 г. увеличились в 2, 4 раза по сравнению с 1940 г. Денежные доходы в расчете на один колхозный двор составили в 1940г. 1107 рублей в год. (Источники: «История Социалистической экономики СССР», «История ценообразования в СССР (1937-1963 гг.)», «Труд в СССР»- Статистический сборник, «Статистика» 1968 г.).

В целом государственные розничные цены в 1940 году были в 6-7 раз выше, чем в 1928 году, а средняя номинальная заработная плата рабочих и служащих возросла за этот период в 5-6 раз, составив в 1940 году 300-350 рублей... (Гордон Л. А. , Клопов Э. В. Что это было? С. 98-99 )

К тому же надо учитывать принудительные облигационные займы в размере 20-25% зарплаты. Т.е. реальная зарплата составляла с учетом изъятий в виде займов не 350 рублей, а 280 руб./месяц или 3400 в год.
Таким образом:
- обучение одного ребенка в 8,9,10 классах обходилось в 4% годовой зарплаты одного родителя.
- обучение в вузе обходилось в 9% годовой зарплаты одного родителя (за год обучения).

Но следует учесть, что с селом расплачивались трудоднями , а не деньгами. И заработок годовой - выдаваемый именно деньгами - целой семьи составлял зачастую сумму меньше 1 000 рублей. И тут уж обучение ребенка в выпускных классах или вузе стоило семье крестьянина существенной части денежного дохода.
А еще при Сталине у крестьян не было ни паспортов ни пенсий.

Результат постановления о введении платности образования в СССР:
количество выпускников средних школ (8-10 классы), средних специальных учебных заведений и вузов сократилось вдвое

У нищих советских граждан просто не было денег платить за обучение детей или собственное образование.

Между прочим, платное образование противоречило статье 121 Конституции СССР 1936 года.

Что сделало в этой ситуации советское правительство? ЦК КПСС провел консультации с правительствами союзных республик и решил отменить плату за обучение по национальному признаку для учащихся 8-10 классов средних школ, техникумов и высших учебных заведений. В 1943 году СНК СССР принял Постановление №213, которым освобождались от платы за обучение :

-в Казахской ССР - казахи, уйгуры, узбеки, татары (постановление СНК СССР от 5 января 1943 года №5);
-в Узбекской ССР - узбеки, каракалпаки, таджики, киргизы, казахи, местные евреи (постановление СНК СССР от 27 февраля 1943 года №212);
-в Туркменской ССР - туркмены, узбеки, казахи (постановление СНК СССР от 19 марта 1943 года №302);
-в Кабардинской АССР освобождены от платы за обучение кабардинцы и балкарцы , обучающиеся в педагогическом институте (постановление СНК СССР от 15 мая 1943 года №528).
Лишь в 1956 году, три года спустя после того как загнулся "эффективный менеджер", Лучший Друг Детей и Физкультурников, была отменена плата за обучение в школах.

Официальная публикация гласила:

Постановление Совета Министров СССР Об отмене платы за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях СССР. 6 июня 1956 г.

Совет Министров Союза ССР постановил:

В целях создания наиболее благоприятных условий для осуществления в стране всеобщего среднего образования и получения молодежью высшего образования отменить с 1 сентября 1956 г. плату за обучение в старших специальных и высших учебных заведениях СССР.

Народное образование в СССР: Сборник документов. 1917—1973. - М., 1974. С. 192.

В СССР школа и ВУЗ не всегда были бесплатными. Плату отменили лишь в 1956 году.
Официальные постановления о введении платы за обучение практически нигде не публиковались, хотя находятся в открытых архивах и не спрятаны за грифом «секретно».

Плата была введена 26 октября 1940 года. Оплету установило постановление №638 «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначений стипендий».

В старших классах школ и в ВУЗах вводилось платное обучение с установленным размером годовой оплаты. Обучение в столичных школах стоило 200 рублей в год; в провинциальных - 150, а за обучение в институте уже приходилось выкладывать 400 рублей в Москве, Ленинграде и столицах союзных республик, и 300 - в других городах.

Сумма оплаты за обучение в школе и вузе была установлена не чрезмерная, годовая плата примерно соответствовала средней месячной номинальной зарплате советских трудящихся.
Однако, введение даже такой скромной платы для многих советских граждан закрыло возможность продолжить образование после 7 класса. А колхозники тогда вообще зарплаты не получали и работали в колхозе за трудодни.

Единственной социальной лестницей для низов тогда стали военные училища - обучение в них было бесплатным. Либо после службы в армии - работа в НКВД.

Позже появился указ об уголовной ответственности сроком до 1 года «за самовольный уход или за систематическое и грубое нарушение школьной дисциплины, повлекшее исключение» из училища (школы)». Государство прикрепляло учащихся к ФЗО.

24 декабря 1958 года был принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью», вводивший обязательное восьмилетнее образование. Но при этом учащиеся 9-10-го классов должны были по 2 дня в неделю работать на производстве или в сельском хозяйстве - всё, что они производили за эти 2 дня работы на заводе или в поле, шло в оплату школьного образования. Для поступления в вуз теперь требовался стаж работы не менее двух лет после окончания школы. Эта «школьная реформа» была отменена сразу после смещения Хрущёва, а окончательно современный вид школьное образование приняло лишь при Брежневе, в 1966 году.

В результате проведенных «реформ» количество выпускников средних школ (8-10 классы), средних специальных учебных заведений и вузов сократилось вдвое. Во время войны ЦК КПСС провел консультации с правительствами союзных республик и решил отменить плату за обучение по национальному признаку для учащихся 8-10 классов средних школ, техникумов и высших учебных заведений.

Постановлением Совета Министров СССР от 6 июня 1956 года плата за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях СССР была отменена.

Этой статьёй открываю ещё один цикл. Фраза "при Сталине такого не было" давно стала крылатой. Она применяется как к положительным, так и к отрицательным явлениям. Действительно, многое из того, что сейчас кажется обыденным, на первый взгляд неприменимо к тем временам. И наоборот. Так ли это?



Теоретики социализма считали злом товарно-денежные отношения. Небеспочвенно. Но, к сожалению, альтернативы в глобальном масштабе нет до сих пор. Что и подтвердили эксперименты социалистов-практиков в начале 1920-х. В то время попытки исключить из оборота обесценившуюся денежную массу и перейти к системе безвозмездного распределения продуктов, услуг, материального имущества чуть было не привели к второму витку гражданской войны. И деньги вернулись во все сферы общественной жизни. Вплоть до 1960-х в СССР население самостоятельно оплачивало огромное число услуг, признанных потом общедоступными. Медицина, образование, соцкультбыт были на частичной самоокупаемости. Сегодня поговорим о довоенном образовании.

После революции система образования была признана важнейшей отраслью. Были запрещены частные школы, введен принцип бесплатности образования. Однако, уже в 1923 г. был издан декрет, позволяющий регулировать вопрос оплаты на местах - в городах и ПГТ. Предусматривались категории "бесплатников", их численность в школах не должна была быть меньше 25%. Запрещалось взимать плату в дошкольных учреждениях и учреждениях низшего профобразования. Определялся специальный порядок платного обучения в вузах. В 1927 г. частичная оплата обучения была продлена, расширен список таких заведений. В то время вопрос в каждом случае решался индивидуально, были и полностью бесплатные, и сильно коммерционализированные учреждения. Не было и единых тарифов. Оплата расчитывалась исходя из доходов семьи. Для бедняков она составляла 1% от заработка в школах и детсадах, 1,5% в техникумах, 3% в вузах. С обеспеченных брали 3%, 4%, 5% от заработка соответственно. Ещё сложнее был расчёт для крестьян и кустарей.

В довоенном Белгороде государственные школы были бесплатными. Кроме них было 3 школы и 6 детских садов, состоящих на балансе ЮЖД, в них обучались дети железнодорожников, все расходы оплачивало само ведомство. Однако, платные профессиональные курсы, повышение квалификации, дополнительное образование, обучение музыкальным, художественным искусствам, частные уроки, услуги воспитателей практиковались очень широко.

С 1940 г. ситуация меняется. Принимается постановление правительства о всеобщем платном образовании в старших классах, техникумах и вузах. Обоснование простое: повысилось благосостояние населения, сильно возросли расходы на образование и науку. Действительно, темпы строительства и уровень оснащения учебных заведений во второй половине 1930-х сильно возросли. В это время ежегодно (!) в Белгороде строится и вводится в строй новая школа, расширяется сеть ссузов и ФЗУ, в 1939 открывается учительский институт.

Как отреагировало общество на нововведение? Конечно негативно. В дело вступила пропаганда. Вот так гражданам объясняли преимущества неожиданных расходов:

Стоимость обучения в 8-10 классах в средних школах в Белгороде составляла 150 руб. в год. Столько же платили студенты техникумов, педучилища, профшкол, медицинских школ. Много это или мало? Средняя зарплата по стране тогда была около 300 руб. И хотя разброс в доходах был не таким огромным как сейчас, большинство белгородцев реально получало не более 150-200 руб. Причина - слабая развитость промышленности. Самыми обеспеченными среди добропорядочных граждан были стахановцы, например на железной дороге и заводах тогда могли получать 600 и более руб. Есть примеры заработка белгородскими машинистами в 1939-1940 свыше 1,5 тысяч рублей в месяц. В целом же оплата года школы примерно равнялась месячной зарплате одного из родителей.

Плата за обучение в учительском институте устанавливалась в 300 руб. в год. Согласно постановлению СНК, студенты, в том числе старших курсов, не оплатившие текущий семестр до ноября, автоматически отчислялись. Учащиеся вечерних школ, заочники вузов, средних профессиональных учебных заведений и курсов оплачивали половину обычной стоимости. При этом был довольно значительный список льготников-школьников, обучавшихся бесплатно: сироты, дети инвалидов, малообеспеченных и т.д. Студенты из числа нуждающихся могли претендовать на государственную стипендию, которой оплачивалось профессиональное обучение. Кроме того покрыть расходы на оплату могла и привычная стипендия, для получения которой нужно было иметь не менее двух третей отличных оценок и трети хороших. В ряде учебных заведений продолжали предоставлять бесплатное общежитие.

Платное образование в СССР было отменено в 1956 г. На фоне дальнейшего увеличения безвозмездных социальных благ последующего периода, описанный подход выглядит странным. Но довоенная страна была наполнена контрастами иногда больше чем сейчас. Об этом в продолжении.

Сталинисты даже сегодня почему-то никогда не упоминают о введении Сталиным в 1940-м году платного обучения в школах и вузах. "№27 от 26 октября 1940 года Постановление №638. "Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначений стипендий. Учитывая возросший уровень материального благосостояния трудящихся и значительные расходы Советского государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших учебных заведений, Совет Народных Комиссаров СССР признаёт необходимым возложить часть расходов по обучению в средних школах и высших учебных заведениях СССР на самих трудящихся и в связи с этим постановляет:
1.Ввести с 1 сентября 1940 года в 8, 9, и 10 классах средних школ и высших учебных заведениях плату за обучение.
2.Установить для учащихся 8-10 классов средних школ следующие размеры платы за обучение: а) в школах Москвы и Ленинграда, а также столичных городов союзных республик -- 200 рублей в год; б) во всех остальных городах, а также сёлах - 150 рублей в год. Примечание. Указанную плату за обучение в 8-10 классах средних школ распространить на учащихся техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений.
1.Установить следующие размеры платы за обучение в высших учебных заведениях СССР: а) в высших учебных заведениях, находящихся в городах Москве и Ленинграде и столицах союзных республик -- 400 рублей в год; б) в высших учебных заведениях, находящихся в других городах -- 300 рублей в год".
Я нашёл (Постановление №213), что бесплатное обучение частично было введено в СССР для представителей национальных окраин в 1943 году (в Казахской ССР, Узбекской ССР, Туркменской ССР). А вот полностью бесплатное образование было введено только со смертью "эффективного менеджера" -- в 1954 году. "Плата за обучение в школах была отменена постановлением Совета Министров СССР от 1 июля 1954 года "О введении совместного обучения в школах Москвы, Ленинграда и других городов". Среднемесячная зарплата в 1940 году (из комментов): «В целом государственные розничные цены в 1940 году были в 6-7 раз выше, чем в 1928 году, а средняя номинальная заработная плата рабочих и служащих возросла за этот период в 5-6 раз, составив в 1940 году 300-350 рублей... « Гордон Л. А. , Клопов Э. В. Что это было? С. 98-99
Плюс к тому надо учитывать принудительные облигационные займы в размере 20-25% зарплаты. Т.е. реальная зарплата составляла с учетом изъятий в виде займов не 350 рублей, а 280 руб./месяц или 3400 в год. Т.е. - обучение одного ребенка в 8,9,10 классах обходилось в 4% годовой зарплаты одного родителя. - обучение в вузе обходилось в 9% годовой зарплаты одного родителя (за год обучения). Но! С селом расплачивались трудоднями, а не деньгами. И заработок годовой - выдаваемый именно деньгами - целой семьи составлял зачастую сумму меньше 1 000 рублей. И тут уж обучение ребенка в выпускных классах или вузе стоило семье крестьянина существенной части денежного дохода. А еще при Сталине у крестьян не было ни паспортов ни пенсий.

from ptic2008

Постановление Совета Министров СССР Об отмене платы за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях СССР. 6 июня 1956 г.

Совет Министров Союза ССР постановил:

В целях создания наиболее благоприятных условий для осуществления в стране всеобщего среднего образования и получения молодежью высшего образования отменить с 1 сентября 1956 г. плату за обучение в старших специальных и высших учебных заведениях СССР.

Народное образование в СССР: Сборник документов. 1917—1973. - М., 1974. С. 192.

60 лет назад, 6 июня 1956 года, постановлением Совета Министров СССР от 6 июня 1956 года плата за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях СССР была отменена.

Вопреки сложившемуся мнению о том, что образование в СССР было бесплатным, это было не всегда так. 26 октября 1940 года было введено постановление №638 «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначений стипендий». В старших классах школ и в вузах вводилось платное обучение с установленным размером годовой оплаты. Обучение в столичных школах стоило 200 рублей в год; в провинциальных - 150, а за обучение в институте уже приходилось отдавать 400 рублей в Москве, Ленинграде и столицах союзных республик, и 300 - в других городах.

Сумма оплаты за обучение в школе и вузе не была высокой, годовая плата примерно соответствовала или была меньше средней месячной номинальной зарплаты советских трудящихся. Средняя зарплата рабочего в 1940-м году была порядка 350 рублей. При этом уровень обязательных месячных трат (квартплата, медицина и т. д.) был ниже, чем, к примеру, в настоящее время. Постановлением Совета Министров СССР от 6 июня 1956 года плата за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях СССР была отменена.

Становление советской системы образования

Советская власть придавала образованию населения огромную, фактически ведущую роль. Владимир Ленин видел в социалистической революции возможность быстрейшего преодоления экономической и культурной отсталости страны. Культурная революция включала широкий комплекс задач социалистического строительства в области культуры. Школе отводилась особая роль как образовательному институту и инструменту коммунистического воспитания. Не зря Ленин на съезде работников просвещения заявил: «Победу революции может закрепить только школа. Воспитанием будущих поколений закрепляется все, что завоевано революцией». «Судьба русской революции прямо зависит от того, как скоро учительская масса встанет на сторону советской власти». Таким образом, большевики совершенно верно и точно определили роль школы в советском проекте. Только массы образованных и технически грамотных людей могли простроить социалистическое государство.

Во главе школьного дела были поставлены видные деятели РКП (б): Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, М. Н. Покровский. А. В. Луначарский возглавлял Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос) до 1929 г. Надо отметить, что первый этап существования советской системы образования был связан с разрушением старой системы образования и ликвидацией безграмотности населения. Уничтожались прежние структуры школьного управления, закрывались частные учебные заведения, духовные образовательные учреждения, было запрещено преподавание древних языков и религии, вывели из программы всеобщую и отечественную . Для отсева неблагонадежных учителей была проведена «чистка».

Стоит отметить, что в это время т. н. троцкисты-интернационалисты весьма «порезвились», разрушая русскую культуру, образование и историю. Считалось, что всё, что было при царизме, устарело и реакционно. Поэтому вместе с такими положительными явлениями, как ликвидация безграмотности, частного образования и влияния церкви на школы, было и много отрицательных. В частности, отказывались от преподавания истории, все цари, полководцы и т. д., попали в отрицательные деятели, убирали из программ русских классиков и мн. другое. Не зря в 1930-е годы (в период сталинизма) многое, что было положительного в сфере образования в Российской империи, восстановили, включая раздельное обучение мальчиков и девочек.

Также стоит помнить, что большой ущерб системе народного образования и распространению грамотности был нанесен Первой мировой и Гражданской войнами. Народное хозяйство было в разрухе. Из-за нехватки средство закрыли многие школы, сократилось количество учащихся. Оставшиеся школы пребывали в запустении, для учеников не хватало бумаги, учебников, чернил. Учителя, годами не получавшие зарплату, уходили из школ. Полноценное финансирование системы просвещения удалось восстановить только к 1924 году, после этого расходы на образование стабильно росли. Так, в 1925-1930 гг. расходы на народное просвещение составляли 12-13% от бюджета.

Пути формирования новой школы были определены в документах, принятых в октябре 1918 г.: «Положении о единой трудовой школе» и «Основных принципах единой трудовой школы (Декларация). Советская школа создавалась как единая система совместного и бесплатного общего образования с двумя ступенями: первая - 5 лет обучения, вторая - 4 года обучения. Провозглашалось право всех граждан на образование независимо от национальной принадлежности, равенство в образовании мужчины и женщины, безусловность светского обучения (школа отделялась от церкви). Кроме того, на учебные заведения возлагались воспитательная и производственная функции (в современной РФ эти функции практически разрушены).

Декретом СНК РСФСР от 2 августа 1918 г. «О правилах приема в высшие учебные заведения РСФСР» провозглашалось, что каждый человек, достигший 16 лет, независимо от гражданства и национальной принадлежности, пола и вероисповедания принимался в вузы без экзаменов, не требовалось предоставления документа о среднем образовании. Преимущество при зачислении отдавалось рабочим и крестьянам, то есть основным социальным группам страны.

В качестве первоочередной задачи была провозглашена борьба с неграмотностью. 26 декабря 1919 г. СНК принял декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке. В декрете предусматривалось сокращение рабочего дня на 2 часа для обучающихся с сохранением заработной платы, мобилизация грамотного населения в порядке трудовой повинности, организация учета неграмотных, предоставление помещений для занятий кружкам ликбеза. Однако в годы Гражданской войны эту работу в полной мере развернуть не удалось. В 1920 г. была учреждена Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности (существовала до 1930 г.) при Наркомпросе РСФСР. В 1923 г. было создано массовое общество «Долой неграмотность» под председательством М. И. Калинина, принят план по ликвидации неграмотности лиц от 18 до 35 лет в РСФСР к 10-й годовщине Советской власти. В борьбу с неграмотностью включились комсомол и профсоюзы. Однако выполнить этот план полностью также не удалось. Не хватало кадров, материальной базы и т. д. Необходимо было прежде всего укрепить основное звено образования - школу, чтобы охватить всех детей. Таким образом, проблема неграмотности решилась естественным путем.

Во второй половине 20-х годов образование выходит из кризиса. Страна восстанавливается после двух войн и хозяйственной разрухи, начинается регулярное финансирование образования. Так, в 1927- 1928 учебном году число учебных заведений по сравнению с 1913 г. выросло на 10%, а количество учащихся - на 43%. В 1922-1923 учебном году на территории страны насчитывалось около 61,6 тыс. школ, в 1928-1929 учебном году их число достигло 85,3 тысяч. За тот же период количество семилетних школ увеличилось в 5,3 раза, а учащихся в них - вдвое.

В высшей школе новые власти старались привлечь на свою сторону кадры старой, дореволюционной интеллигенции и не без успеха, и создать новые кадры из представителей рабочего класса и крестьянства. Однако обучаться в вузах большинство принятых не могли, так как не имели даже среднего образования. Для решения этой проблемы были учреждены рабочие факультеты, создаваемые с 1919 г. по всей Советской России. В конце восстановительного периода выпускники рабфаков составляли половину принятых в вузы студентов. Для создания слоя новой советской интеллигенции, распространения идей марксизма и перестройки преподавания общественных наук была создана разветвленная сеть научных и учебных учреждений: Социалистическая академия (с 1924 г. - Коммунистическая), Коммунистический университет им. Я. М., Институт К. Маркса и Ф. Энгельса, Комиссия по истории Октябрьской революции и РКП(б) (Истпарт), Институт красной профессуры, Коммунистические университеты трудящихся Востока и национальных меньшинств Запада.

В результате система высшего образования сложилась в своих главных чертах к 1927 г. Перед вузами ставилась задача профессионально готовить специалистов-организаторов. Было сокращено количество скороспелых вузов, открывшихся сразу после революции, значительно сокращен прием студентов, восстановлены вступительные экзамены. Нехватка средств и квалифицированных преподавателей сдерживали расширение системы высшего и среднего специального образования. К 1927 г. сеть высших учебных заведений и техникумов РСФСР насчитывала 90 вузов с числом студентов 114,2 тыс. и 672 техникума с числом учащихся 123,2 тысяч.

В 1930-е годы наступил второй этап в создании советской системы образования. В 1930 г. было принято постановление ЦК ВКП (б) «О всеобщем обязательном начальном обучении». Всеобщее обязательное начальное обучение вводилось с 1930-1931 учебного года для детей 8-10 лет в объеме 4 классов; для подростков, не прошедших начального обучения, - в объеме ускоренных 1-2-годичных курсов. Для детей, получивших начальное образование (окончивших школу 1-й ступени), в промышленных городах, фабрично-заводских районах и рабочих поселках устанавливалось обязательное обучение в школе-семилетке. Расходы на школу в 1929-1930 году выросли более чем в 10 раз по сравнению с 1925-1926 учебным годом и в последующие годы продолжали расти. Это дало возможность в годы первой и второй пятилеток развернуть строительство новых школ: за этот период открылось около 40 тыс. школ. Была расширена подготовка педагогических кадров. Учителям и другим школьным работникам повысили заработную плату, которая стала зависеть от образования и стажа работы. В итоге к концу 1932 г. почти 98% детей в возрасте от 8 до 11 лет были охвачены учебой, что решало проблему безграмотности. Продолжалась работа по ликвидации неграмотности, которая давала уже более высокие результаты.

В начале 1930-х годов изменилось содержание и методы обучения в школе. Были переработаны школьные программы, созданы новые стабильные учебники, введено преподавание всеобщей и отечественной истории. Основной формой организации учебного процесса стал урок, вводились строгое расписание занятий, правила внутреннего распорядка. Сложилась устойчивая школьная система с преемственными ступенями. В школы пришло новое поколение педагогов, талантливых и добросовестных, любящих детей и свою профессию. Именно эти учителя и создали знаменитую советскую школу, лучшую в мире и которая до сих пор является источником новаций для самых эффективных школьных систем Запада и Востока.

Одновременно была создана система инженерно-технических, сельскохозяйственных и педагогических учебных заведений, которые и позволили Союзу стать «сверхдержавой», которая на протяжении нескольких десятилетий успешно противостояла всей западной цивилизации.

В 1932-1933 гг. были восстановлены традиционные, проверенные временем методы обучения, расширена специализация в вузах. В 1934 г. были установлены ученые степени кандидата и доктора наук и ученые звания ассистента, доцента и профессора. То есть при Сталине, по сути, восстановили классическое образование. Создано заочное и вечернее обучение в вузах и техникумах. На крупных предприятиях получили распространение учебные комбинаты, включавшие втузы, техникумы, школы, курсы повышения квалификации. Общее число высших учебных заведений в РСФСР составило в 1940 г. 481.

В 1930-е годы коренным образом изменился состав студенчества, чему способствовали различные курсы подготовки рабоче-крестьянской молодежи в вузы, рабфаки, наборы партийных тысяч в годы первых пятилеток. Численность интеллигенции росла очень быстро, к концу 30-х годов новое пополнение этого слоя составило 80-90% от общей численности интеллигенции. Это была уже социалистическая интеллигенция. Таким образом, советская власть создала себе третью социальную опору - социалистическую интеллигенцию, во многом техническую. Это была основа и мощная опора социалистического, индустриального государства, Красной империи. И годы страшной Великой Отечественной войны подтвердили передовое значение советской школы, её эффективность, когда советские солдаты, командиры, рабочие, ученые и инженеры, воспитанные и образованные в новой системе, победили саму эффективную капиталистическую систему - Третий рейх.

Надо сказать, что наши враги отлично понимали всю опасность советской школы. К примеру, годы войны только на территории РСФСР гитлеровцы разрушили около 20 тыс. школьных зданий, всего по стране - 82 тыс. В Московской области к лету 1943 г. фактически было разрушено или полуразрушено 91,8% школьных зданий, в Ленинградской области - 83,2%.

Однако даже в годы тяжелейшей войны советское правительство старалось развивать систему образования. В годы войны были приняты правительственные решения о школьном образовании: об обучении детей с семилетнего возраста (1943), об учреждении общеобразовательных школ рабочей молодежи (1943), об открытии вечерних школ в сельской местности (1944), о введении пятибалльной системы оценок успеваемости и поведения учащихся (1944), об установлении выпускных экзаменов по окончании начальной, семилетней и средней школы (1944), о награждении золотыми и серебряными медалями отличившихся учащихся средней школы (1944) и др. В 1943 г. была создана Академия педагогических наук РСФСР.

С 1943 г. началось восстановление системы высшего образования. Так, в условиях войны с 1941 г. прием в вузы был сокращен на 41%, по сравнению с мирным временем; число вузов уменьшилось с 817 до 460; численность студентов сократилась в 3,5 раза, более чем в 2 раза уменьшилось количество преподавателей; для сохранения контингента студентов в вузы привлекались девушки; сроки обучения за счет уплотнения сокращались до 3-3,5 лет, многие студенты при этом работали. В результате к концу войны количество высших учебных заведений и численность студентов приблизились к довоенному уровню. Таким образом, кризис высшего образования преодолели в кратчайшие сроки.

Стоит отметить, что послевоенный период в образование вкладывали большие суммы. Кроме того, в деньги на школьное строительство выделяли колхозы, профсоюзы, промкооперация. Только силами населения методом народной стройки в РСФСР было построено 1736 новых школ. К началу 1950-х гг. школа России не только восстановила количество учебных заведений, но и перешла на всеобщее семилетнее обучение.

Про платное образование при Сталине

После разрушения советского, социалистического государства в 1991 г. - буржуазно-олигархической революции, где в качестве класса буржуа выступила значительная часть советской номенклатуры, особенно высшей, РФ, по сути, стала полуколонией Запада (и частично Востока). Ясно, что в полуколонии или в стране периферийного капитализма не нужно иметь систему образования, которая дает сотни тысяч довольно-таки хорошо образованных людей (а по сравнению со средним уровнем Запада и Востока, не говоря уж об Африке или Латинской Америке, просто отличным). Ведь они рано или поздно вопросы начнут задавать, сомнения выражать в успехе «реформ». Поэтому начался поэтапный снос советской школы с превращением обычных школ в американский аналог для простолюдинов: «тюремный романтизм» (охрана, камеры, заборы и т. д.); отказ от воспитательных, производительных функций; сокращение часов фундаментальных дисциплин с вводом ненужных уроков типа мировой культуры, местных языков, «закона божьего» и т. п.; перевод на второй язык - английский (язык англо-американского мирового порядка), что в итоге ведёт к созданию идеального потребителя-исполнителя. При этом детские сады и школы постепенно «капитализируются», то есть переводятся на платную основу. Дети богатых и «успешных» получают возможность учиться в частных элитарных школах в РФ или отдавать детей в схожие заведения за рубежом. То есть народ снова разделили на две неравные части, а завоевания социализма уничтожаются.

Однако для этого нужно было подвести определенную идеологическую базу. Нужно было доказать, что советское образование создавало только «совков» с тоталитарным, милитаризованным мышлением. И как тут не вспомнить, что Сталин-то ввел «платное образование»! Мол, уже при Сталине значительный процент населения отсекли от возможности продолжить образование.

На самом деле это не так. Сначала надо вспомнить, что большевики создали среднюю школу вообще, и она осталась бесплатной для всех. Это был огромный труд: капиталовложения, кадры, огромная территория, десятки народностей и мн. другое. Поголовное начальное образование удалось с большим трудом наладить к концу 1920-х годов. Поголовное среднее - к середине 1930-х. В 1930-е создали базу лучшего в мире образования. И подготовительное к высшим учебным заведениям образование (три старших класса), за которые ввели плату, в 1940-м было только ещё на стадии становления. Введение платы за обучение в старших классах, по сути, было причиной того, что только что введённое социальное благо не успевали освоить. Вторая мировая война была уже в разгаре, приближалась страшная Отечественная война. Советский Союз усиленно занимался подготовкой к ней, поэтому планы по скорейшему введению ещё и высшего бесплатного образования пришлось отложить.

Вполне рациональное решение. В этот момент Союзу нужно было больше рабочих рук, чем представителей интеллигенции, с учётом уже созданной кадровой базы. Кроме того, военные учебные заведения по-прежнему были бесплатными и школы-семилетки стимулировали создание советской военной элиты. Юноши могли пойти в летные, танковые, пехотные и иные училища. В условиях войны это было по государственному мудро.

Также стоит отметить, что при Сталине выстраивали здоровую иерархию. Наверху социальной лестницы была военная, научно-техническая, образовательная (профессура, преподавательский состав) элита. Обязательное образование было семилетним, далее отсев через экзамены и решение педсовета школы. Остальное или по жесточайшему конкурсу, или по направлению от компетентных организаций. При этом у всех была возможность подняться выше, нужен был талант и настойчивость. Мощными социальными лифтами были вооруженные силы и партия. Ещё одним серьёзным элементом этой системы было раздельное обучение девочек и мальчиков. С учётом психологических и физиологических отличий развития мальчиков и девочек это было очень важным шагом.

После Сталина эту здоровую иерархию, которую начали выстраивать, разрушили «уравниловкой». А с 1991 г. выстраивается новая сословность (в рамках общей архаизации планеты и наступления неофеодализма) с разделением на богатых и «успешных» и бедных, «неудачников». Но здесь иерархия со знаком «минус»: на вершине социальной лестницы непроизводящий класс, капиталисты - «новые феодалы», ростовщики-банкиры, коррупционное чиновничество, мафиозные структуры, обслуживающие их прослойки.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...