Поурочный план проблемы развивающихся стран. Поурочный план "демографическая проблема и пути ее решения". Пути решения демографической проблемы

УРОК 21. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Учебная цель: охарактеризовать понятие «глобальные проблемы человечества»; определить причины возникновения, особенности каждой из проблем, возможные пути решения; развивать умение оценивать последствия проявления глобальных проблем на современном этапе развития человечества, умение самостоятельно прорабатывать различные источники географических знаний.

Оборудование: физическая карта мира, политическая карта мира, экономическая карта мира, атласы, схемы, таблицы, графики, диаграммы (по возможности - в мультимедийном исполнении).

Основные понятия: глобальные проблемы человечества, военный конфликт, терроризм, демографическая ситуация, демографический взрыв, альтернативные источники энергии, продовольственный кризис, экологический кризис.

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков (форма проведения - деловая игра).

II. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Процесс взаимодействия общества и природы дошел количественной и качественной грани, когда возник феномен взаимодействия всего человеческого общества со всей природой планеты. Научно-техническая революция привела, с одной стороны, к формированию у человечества всеобъемлющей системы знаний и технологий, с другой - к увеличению антропогенного воздействия на природу. Сформировались сложные хозяйственные системы, влияние которых распространяется на весь мир. Как результат - начал расти взаимосвязь и взаимозависимость хозяйственной и политической жизни стран и народов мира. Сущность этих процессов и явлений порождает глобальные проблемы, то есть проблемы, касающиеся всего человечества. Они охватывают все аспекты отношений между государствами мирового сообщества, между обществом и природой, формирование условий жизнедеятельности человечества.

Ученые насчитывают несколько десятков проблем, которые по своей всеохватностью можно считать глобальными. Все глобальные проблемы можно разделить на политические, экономические, демографические, социальные и экологические.

Сегодня на расширенном заседании ООН с целью обсуждения и решения глобальных проблем человечества собрались не только официальные представители комитетов и комиссий, но и представители масс-медиа, которые будут задавать вопросы и смогут донести широким слоям населения результаты работы заседания.

III. Этап применения знаний в нестандартных условиях

Выступления групп, полемика

1. Проблема сохранения мира

Является важнейшей, поскольку в случае возникновения глобального военного конфликта в мире, нашпигованому ядерным оружием и ядерными технологиями (АЭС и др), все остальные проблемы теряют смысл.

Две страны - США и Россия тратят почти половину средств на военные нужды. На удовлетворение спроса на военные товары и услуги, по оценке ЮНЕСКО, работает 50 млн. человек, в разработках военного характера принимают участие полмиллиона ученых и конструкторов, или 1/5 ученых мира.

Официальные государства «ядерного клуба»: США, Россия, Великобритания, Франция, Китай. Неофициальные члены «ядерного клуба»: Индия, Пакистан, Израиль, Южная Корея. Пороговые государства, которые обладают технологиями производства этого оружия: Иран, Ирак, Южная Африка, Бразилия, Аргентина, Япония.

От окончания Второй мировой войны до начала XXI в. произошло более 38 международных и около 100 внутригосударственных конфликтов.

Международный терроризм. «Горячие точки».

2. Демографическая проблема и проблема преодоления

отсталости развивающихся стран

Эта глобальная проблема человечества обусловлена, с одной стороны, «демографическим взрывом» в развивающихся странах, с другой - депопуляцией, т.е. нарушением воспроизводства населения и сокращение его количества в развитых странах.

Подавляющее большинство населения мира живет в странах, что развиваются (4,7 млрд. человек). По прогнозам демографов, к 2025 г. население этих стран увеличится еще на 3 млрд. человек, что составит 95 % прироста населения мира.

Потенциальная угроза развития современной демографической ситуации заключается в том, что население мира начало XXI в. с 1 млрд. безработных, 1 млрд. голодающих, 1 млрд. неграмотных, 2 млрд., живущих в условиях относительного или абсолютного перенаселения, 1,5 млрд. обездоленных, находящихся за «чертой бедности».

С демографической проблемой перенаселения непосредственно связана проблема преодоления отсталости развивающихся стран.

3. Экономические проблемы

К этой группе проблем относятся преимущественно энергетическую, сырьевую и продовольственную.

Основным путем решения ресурсно-энергетического кризиса является переход к материало - и энергосберегающих технологий, комплексного использования сырья, создания маловідходного и безотходного производств.

4. Экологическая проблема

В начале XXI века экологические проблемы можно рассматривать в нескольких аспектах: загрязнение атмосферы («парниковый эффект», «озоновые дыры», кислотные дожди, пылевое загрязнение и т.п.), загрязнение гидросферы, деградация земель (горные разработки, усиление водной и ветровой эрозии в результате человеческой деятельности, химическое загрязнение почв минудобрениями и ядохимикатами и т.д.), сокращение площадей лесов, опустынивание.

5. Социальные проблемы

Это проблемы здравоохранения (СПИД), образования, культуры, преступности и др. Возможности решения этих проблем зависят от уровня социально-экономического развития стран, поэтому особой остроты они набирают в слаборазвитых регионах мира.

IV . Итог урока

Учитель и ученики анализируют наиболее удачные доклады и вопросы, трудности, возникшие в ходе деловой игры, проводят оценивание и самооценивание.

V . Д омашнє задачи

· Проработать § .

· «Корреспондентам» подготовить статьи о глобальных проблемах (каждый о 1-2 проблемы).

· Подготовиться к итоговому уроку по темам: «Взаимодействие общества и природы», «Мировое хозяйство», «Глобальные проблемы человечества».


Тема урока «Развитые страны зарубежного мира», 10 класс

Учитель Булгакова Любовь Михайловна, МАОУ «Гимназия №6»

Город Губкин, Белгородская область

УЧИТЕЛЬ: Ребята посмотрите на экран. Что вы видите? (флаги, ге рбы). То есть символику государств. Как вы думаете - символы, каких государств, представлены на экране? (США, ИТАЛИИ, ФРАНЦИИ, ВЕЛИКОБРИТАНИИ).

УЧИТЕЛЬ: А какие это государства? одним словом можно назвать? Подумайте, как можно озаглавить тему сегодняшнего урока? Используйте вопрос – какие? (развитые государства мира, зарубежные государства мира, большие государства, экономические государства, исторические).

УЧИТЕЛЬ: А можно подобрать синоним к словам развитые, большие, экономические? Можно эти слова заменить одним словом – великие? (Да, можно).

УЧИТЕЛЬ: Тема сегодняшнего урока - Развитые страны зарубежного мира.

Учитель: Мы живем в своем маленьком мире. Радуемся удачам, друзьям, красоте окружающего мира. Но не задумываемся, о том, что этот мир очень хрупкий и он несовершенен отношениями между людьми на нашей планете. Чтобы совершенствовать мир, мы должны много знать друг о друге. Задать себе вопрос: «Что есть Земля и кто здесь я?», «Что я знаю о своем сверстнике из США, Великобритании, Италии?», «Что я знаю об их стране?»

Получение информации о жизни других людей является важной необходимостью для человека любого возраста.

Ребята, зная тему урока, что вы ждете от сегодняшнего урока? чтобы вы хотели узнать на уроке?

(познакомиться с экономикой, индустрией, с внешними экономическими связями, с интересными местами)

Действительно, что это за страны, и какую роль играют они в Мире? В развитии постиндустриального общества, в искусстве, литературе? Какой уровень жизни населения?

Сегодня на уроке мы проведем экскурс по великим государствам территориальной и общественной значимости в мире - США, Великобритании, Италии, Франции: познакомимся с экономическим развитием этих государств, культурой. Ответим на вопрос - что способствовало им стать великими?

Работать вы будете в группах. У вас на столах лежат конверты. В конвертах материал, с которого вы начнете оформлять свой проект, пользуясь планом экономико – географической характеристики страны. Ребята, какими методами и способами можно достичь цели сегодняшнего урока?

(с помощью анализа карт атласа, сравнения таблиц, диаграмм, справочного материала, учебника, энциклопедий).

Затем каждая группа представит свой проект всеобщему вниманию.

От каждой группы по 2 представителя будут защищать свой проект.

Приступили к выполнению проекта. (работают 8 мин.) (тихо звучит музыка «шум моря»)

(наносят границу и государства, показывают внешние экономические связи стрелками, отмечают полезные ископаемые, города, готовят материал к защите).

Ребята, время вышло.

Есть на нашем белом свете

Очень странная страна,

Знают взрослые и дети,

Что на Западе она.

Непонятно и занятно,

Что в далёкой той стране

Вся земля в квадратах штатов,

Как мозайка на стене

Итак, внимание на экран – прослушав стихотворение, просмотрев слайды, определите, какая группа будет первой защищать свое исследование.

УЧИТЕЛЬ: итак,представители США, пожалуйста, вам слово. (все показывают по карте стенной или на своем проекте). Представители других государств, слушайте внимательно, запоминайте материал. Можно дополнять. После защиты работы каждой группой мы проведем обмен вопросами.

УЧИТЕЛЬ: Столица США – Вашингтон.

УЧИТЕЛЬ: Представители других государств, ваши вопросы группе США.

УЧЕНИК: что означают звездочки на флаге США и сколько их?

УЧЕНИК: В США есть названия русских городов-дублеров?

ОТВЕТ - Да. На карте США можно найти несколько Санкт-Петербургов. Москва есть в нескольких штатах.

УЧИТЕЛЬ: На карте США можно найти Лондон, Париж, Вену.

УЧЕНИК: А что является визитной карточкой США.?

УЧЕНИК: Визитной карточкой США является статуя свободы. Статуя свободы имеет несколько названий «символ свободы и демократии» и «Леди Свобода». Гордая леди из стали, и меди - встречает въезжающих в страну людей. Высота статуи вместе с гранитным пьедесталом – 93 метра. (дополнение)

УЧИТЕЛЬ:

Комок у горла... И стальные воды

венец остроконечный отражают...

Нью-Йорк, Америка и статуя Свободы -

размахом и доступностью пленяют.

УЧИТЕЛЬ: Предлагаю вашему вниманию визитную карточку следующего государства.

УЧИТЕЛЬ: –О каком государстве пойдет речь?

УЧЕНИК: Эти кадры относятся к Италии и речь пойдет об этом государстве.

УЧИТЕЛЬ: Италия - удивительная страна с итальянской пиццей, спагетти,Венецианскими каналами. Сваями для этого удивительного города служит лиственница Сибири.

УЧИТЕЛЬ: так, представители Италии, пожалуйста, вам слово.

УЧЕНИК 1: Географическое положение Италии благополучно для ее экономического развития. Средиземное море обеспечивает Италии удобную связь со странами Европы и Северной Африкой. А с помощью Суэцкого канала Италия оказалась на торговых путях, которые идут в страны Южной и Восточной Азии, в Восточную Африку, Австралию.

Ведущая отрасль итальянской промышленности – машиностроение. Наиболее развито экспортное машиностроение (производство автомобилей, вагонов, судостроение, грузовики, автобусы, самолеты, суда, локомотивы, тракторы, оборудование для электростанций, аэропортов.

УЧЕНИК 2: Используя богатые залежи доломитов Италия вышла на одно из первых мест в мире по производству магния.

Другой ведущей отраслью итальянской промышленности – химическая.

Пищевая промышленность - третья отрасль по стоимости продукции после машиностроения и химии.

УЧИТЕЛЬ: На каком полуострове расположена Италия?

УЧИТЕЛЬ: Столица Италии – Рим.

ВОПРОС В своем ответе вы подчеркиваете, что развита обрабатывающая промышленность, а добывающая?

УЧЕНИК- (на картах мы не нашли значительных запасов наиболее важных полезных ископаемых)

ВОПРОС: Какой принцип размещения металлургии в Италии?

УЧЕНИК- Размещаются металлургические заводы либо вблизи портов, либо тяготеют к рынкам сбыта. А рынком сбыта является машиностроения.

УЧЕНИК : Почему?

УЧЕНИК : Привозное сырье)

ВОПРОС: Мне интересно узнать – что за город на воде в Италии?

УЧИТЕЛЬ: Представители Италии, что это за город на воде?.

УЧИТЕЛЬ: Ребята, город уникален не только историей, но и внешним видом.

При просмотре фильма обратите внимание на необычность улиц.

«Фильм - о Венеции».

УЧИТЕЛЬ: Ребята, ваши впечатления.

УЧИТЕЛЬ: Да, насчитывается в Венеции 150 каналов, 400 мостов. Этот город никогда не перестраивался и поэтому сохранил свой средневековый облик.

УЧИТЕЛЬ: Расположен на 118 островах, простирается на 51 километр в длину и 14 километров в ширину. Откуда привозили деревья для свай, кроме России?

УЧИТЕЛЬ: «Корабли постоят и ложатся на курс»,

станет грустно и жалко кого-то.

Так Высоцкий нам пел. Я Венеции пульс

до сих пор ощущаю на фото.

Звучит песня Мирей Матье.

УЧИТЕЛЬ: Я предлагаю вам посмотреть визитную карточку самой «модной» страны мира. На языке которой, разговаривали высшие слои общества царской России».

Как вы думаете, о каком государстве будет идти речь?

УЧИТЕЛЬ: итак, представители Франции, пожалуйста, вам слово.

УЧИТЕЛЬ: Столица Франции? Париж!

УЧЕНИК: с какими государствами граничит Франция?

ОТВЕТ: Франция имеет сухопутные границы с Испанией, Италией, Швейцарией, Германией и Бельгией, омывается водами Средиземного моря водами Атлантического океана.

УЧИТЕЛЬ: Франция прекрасная, пленительная и великолепная!

Одежда, ткани, бумага, ювелирные изделия, кино, косметика, духи и… Можно перечислять и перечислять, чем славится Франция.

УЧЕНИК: Скажите главная достопримечательность Франции?

УЧЕНИК: Эйфелева башня – символ страны, гордо возвышается над городом. Высота эйфелевой башни 324 МЕТРА.

Построена в 1889 году в честь 100 летия Великой Французской революции.

Причудливая мысль инженера Эйфеля, стала символом Парижа. К ней стекаются все туристы, чтобы с ее вершины полюбоваться панорамой города. Эйфелева башня видна практически из любой точки Парижа и служит отличным ориентиром.

2 ученик: Первоначальное предназначение ее было показать технический прогресс. И только через 10 лет ее существование она стала культурной достопримечательностью и визитной карточкой, как Парижа, так и всей страны.

Эта огромная башня практически не страдает от ветра. Даже при самом сильном ветре верхушка Эйфелевой башни отклоняется всего на 15 см.

УЧИТЕЛЬ: Эйфелева башня имеет внутреннее освещение, что позволяет ей выглядеть более элегантно и романтично.

УЧИТЕЛЬ: У нас еще есть государство – это?

Ученики - ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

УЧИТЕЛЬ: представители Великобритании, вам слово.

Великобритания - островное государство на северо-западе Европы, отделено от континента проливами Ла-Манш и Па-де-Кале. Недалеко от Великобритании, проходят важнейшие торговые пути, а в лондонском аэропорту сходятся многие международные авиалинии, связывающие страны Европы с Америкой и с другими материками. Таким образом, Великобритания занимает выгодное положение, которое способствует развитию ее экономических связей со странами обоих полушарий.

УЧЕНИК 2: Ведущая отрасль промышленности - машиностроение, в том числе электротехническое и радиоэлектронное, транспортное, судостроение, тракторо- и станкостроение.

Кроме того, развиты нефтеперерабатывающая, химическая, текстильная, легкая промышленность.

В экспорте преобладают машины и оборудование, нефтепродукты, изделия химической промышленности. Чугун и металлический лом Великобритания по большей части импортирует. Большое значение для Великобритании, как островной державы, имеет морской транспорт.

Вопрос - Какие полезные ископаемые добывают в Великобритании? (Ответ - каменный уголь, железная руда, цветные металлы, нефть, каменная соль, горючие сланцы).

УЧИТЕЛЬ: какое событие было летом 2012 года в Лондоне? (Олимпийские игры).

Но раз мы коснулись спорта, надо вспомнить родиной какого вида спорта является Великобритания? (футбола)

УЧИТЕЛЬ: Наш гид по Великобритании расскажет о достопримечательности этого государства на английском языке. Все слушаем внимательно, чтобы суметь перевести текст на наш родной язык.

УЧЕНИК: Биг-Бен – самая известная и узнаваемая достопримечательность Лондона.

УЧИТЕЛЬ: Молодцы, ребята справились с переводом.

Путешествие наше закончилось, что же мы узнали сегодня на уроке?

ОТВЕТЫ - познакомились с экономическим развитием США, Франции, Италии и Великобритании;

выяснили главные черты ЭГП, отрасли хозяйства;

определили основные статьи импорта, экспорта этих государств.

УЧИТЕЛЬ: А теперь вернемся к нашему проблемному вопросу - почему эти государства великие и что способствовало им стать великими. Давайте найдем общее между этими государствами

(подсказка – в ЭГП)

1. географическое положение позволяет им широко использовать морской транспорт и развивать связи со своими соседями по суше.

(подсказка –ПО ТРАНСПОРТУ)

2. широко развиты во всех 4 государствах основные виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, морской, авиационный.

(подсказка –в отраслях промышленности?)

3. во всех рассматриваемых государствах на очень высоком уровне развито машиностроение. А мы помним, что уровень жизни населения зависит от развития машиностроения.

4. Все эти 4 государства играют большую роль в постиндустриальном обществе. Быстрыми темпами развивается не только их экономика, но и инфраструктура.

5. Все они играют важную роль в мировой политике, международном географическом разделении труда, экономической интеграции.

УЧИТЕЛЬ: Мы увидели и достопримечательности изучаемых государств.

Достопримечательность, какого государства вам понравилась больше всего? Вашей группе?

Соглашусь с вами, что мы сегодня узнали много интересного, вы показали себя настоящими исследователями, представив нашему вниманию прекрасные проекты. Надеюсь, все, о чем мы сегодня говорили надолго останется в вашей памяти.

Перед вами дороги открыты, и я желаю вам побывать в этих местах. Но плох тот человек, который пытается познать мир, не зная своей страны. И как бы нам не нравилась жаркая Италия, мудрая Великобритания, модная Франция, промышленные штаты, в сердце русского человека всегда будет жить огромная любовь к Великой России.

Исполнение песни: « Русские храмы»

УЧИТЕЛЬ: Домашнее задание: дневники подготовить информацию о государствах Латинской Америки для оформления творческих работ, рефератов, которая, будет необходима к итоговой конференции по данной теме и при подготовке к ЕГЭ.

УЧИТЕЛЬ: Рефлексия Фильм.

Ребята, вам комфортно было на уроке? Я надеюсь, что посеяла в ваши души интерес к государствам, пробудила желание больше узнать, изучать, познавать мир. Мне хотелось бы узнать – получилось у меня это? Если да, то повесьте на это дерево зеленый листочек, если урок не сообщил вам ничего нового, то повесьте желтый листочек. Буду, признательна, если на листочке напишите свой отзыв об уроке. Будете выходить из кабинета, оставьте свое мнение на этом дереве.

УЧИТЕЛЬ: Вы сегодня все активно работали, я всем ставлю «5».

Занятие пресс-конференция на тему: «Глобальные проблемы человечества»

Конспект подготовлен для учеников 10-х классов

преподавателем географии

ГБОУ СПО СО «Красноуфимский педагогический колледж»

Чухаревой В. И.

Цели урока:

    Образовательная: сформировать понятие о глобальных проблемах человечества, их сущности, причинах возникновения и путях решения.

    Развивающая: развивать умения критического анализа информации, способности ее систематизации, оценки, использования ее с целью создания прогноза.

    Воспитательная: показать роль мирного сотрудничества всех стран в решении мировых глобальных проблем, место России в их разрешении, ответственность каждого человека. Формирование географической и экологической культуры учащихся, бережного отношения к природе.

Задачи :

Познавательные :

    изучение нового источника географической информации и алгоритма его применения для анализа проблем;

    отработка навыка анализа проблем;

    отработка навыка работы с различными источниками информации – электронными и традиционными – картами, таблицами, диаграммами, текстом, рисунками, космическими снимками;

    выработка навыка выстраивать исследовательскую работу (сбор необходимой информации, нахождение взаимосвязей, умение составлять план действий и делать выводы).

Эмоционально-ценностные:

    развитие способности интеллектуального восприятия явлений окружающего мира;

    осмысление ценностных ориентаций, нахождение взаимосвязей явлений.

Коммуникативные :

Форма организации учебной деятельности: работа в группах.

Оборудование: политическая карта мира, атласы для 10 класса, раздаточный материал, презентации учащихся, мультимедийный проектор.

Тип урока: урок-конференция (обобщения и систематизации знаний)

Учебно-методическое обеспечение: УМК: В.П. Максаковский «Экономическая и социальная география мира» Москва, «Просвещение», 2011.

В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт – М.: Дрофа, 2013.

План урока:

1. Понятие о глобальных проблемах.

2. Классификация глобальных проблем.

3. Основные особенности глобальных проблем.

4. Пути решения.

Ход урока:

1.Мотивационно-целевой блок.

Учитель: Сегодня на уроке мы рассматриваем необычайно важную тему. Она касается жизни не только отдельного человека, но всей человеческой цивилизации. С этой темой вы неоднократно встречались на уроках обществознания в девятом классе, на уроках географии, истории, биологии, экономики поэтому, я думаю, тему урока, а так же цели и способ деятельности вы определите сами. Перед вами лежит стихотворение Р. Рождественского (Приложение 1) прочтите его и попытайтесь определить тему нашего урока.

Учитель: Одной из характерных особенностей современного мира является обострение глобальных проблем.

Вплоть до середины XX века такое понятие, как глобальная проблема, в политическом языке отсутствовало. Лишь на уровне философских обобщений выдвигались идеи о связи деятельности человека с состоянием биосферы, окружающей его среды, которая поддерживает жизнь на Земле. И только русский-ученый Вернадский В.И. высказал мысль, что деятельность человечества приобретает масштабы, сопоставимые с мощью природных, геологических сил? В это трудно поверить, но земная цивилизация стремительно движется по пути к глобальной социально-экономической катастрофе. Этот факт констатировали лидеры мировых держав на Конференции ООН по окружающей среде и развитию летом 1992 г. в Рио-де-Жанейро.

Термин «глобальные проблемы» вошел в международный лексикон во второй половине 60-х г., он происходит от латинского «глобус», — то есть Земля и имеет три значения: повсеместный, всеобъемлющий, характерный для земного шара, для всех стран и народов

Глобальными называют проблемы, которые охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для своего решения объединенных усилий всех государств и народов. (Запись в тетрадь)

Анализ глобальных проблем немыслим без их научной типологии. Существуют различные классификации глобальных проблем. По различным источникам информации их насчитывается от 8-10 до 40-45 и в пределах 45 минут урока рассмотреть все невозможно. Воспользуемся классификацией, которую предлагает автор учебника географии В.П. Максаковский. ( Работа учащихся с учебником стр. 353 : выписать 4 типа глобальных проблем).

1. «Универсального» характера.

Наиболее «универсальные» проблемы политического и социально-экономического характера (предотвращение ядерной войны и сохранение мира, обеспечение устойчивого развития мирового сообщества и повышение уровня организованности и управляемости им);

2. Природно – экономического характера.

Проблемы преимущественно природно-экономического характера (экологическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная, Мирового океана);

3. Социального характера.

Проблемы преимущественно социального характера (демографическая, межнациональных отношений, кризиса культуры, нравственности, дефицита демократии и охраны здоровья, терроризма);

4. Смешанного характера.

Проблемы смешанного характера, нерешенность которых, нередко приводит к массовой гибели людей (региональные конфликты, преступность, технологические аварии, стихийные бедствия и др.);

Учитель: главный вопрос(проблемный), на который вы сегодня должны ответить: Почему возникают проблемы планетарного масштаба? Каковы причины глобальных проблем? А самое главное выявить возможные пути их преодоления. (Варианты ответов учащихся).

2. Обобщение материала. Урок проходит в форме пресс-конференции. Докладчики (учащиеся класса, получившие опережающее задание) выступают со своими работами, которые оформлены в виде презентаций.

План характеристики глобальной проблемы:

1. Сущность проблемы.

2. Причины ее возникновения.

3. Пути решения проблемы.

Слушатели задают вопросы по теме выступлений. Заполняют таблицу в тетрадях. В конце урока обмениваются мнениями, дают ответ на проблемный вопрос.

Глобальная проблема

Доказательства существования проблемы

Пути решения

1. Проблема мира и разоружения, предотвращения ядерной войны.

Накопление средств массового уничтожения в мире.

Разоружение.

Контроль за разоружением.

Мирные договоры.

2. Экологическая проблема.

Изменение климата, разрушение озонового слоя, «парниковый эффект», экологический кризис в различных районах мира.

Рост числа ООПТ.

Очистные сооружения.

Создание безотходных технологий.

Рациональное размещение «грязных производств».

3. Демографическая проблема.

Демографический взрыв в развивающихся странах, демографический кризис в развитых странах. Неконтролируемая урбанизации, переселение беженцев. Увеличение нагрузки на природу.

Активная демографическая политика.

Повышение экономического уровня развития стран.

Улучшение условий жизни и медицинского обслуживания.

4.Продовольствен-ная проблема.

Население планеты растет быстрее, чем производство продовольствия, особенно в развивающихся странах.

Интенсивный путь развития сельского хозяйства.

5. Энергетическая и сырьевая проблема.

Рост спроса на сырье.

Истощение природных ресурсов мира.

Использование достижений НТР.

Более полное извлечение полезных ископаемых из недр.

Использование альтернативных источников получения энергии.

Политика ресурсосбережения.

Учитель: Итак, с помощью разных источников информации вы познакомились с некоторыми из глобальных проблем , которые на ваш взгляд можно считать наиболее серьёзными и на решение которых человечеству надо затратить максимальные усилия.

Почему же именно во 2 половине XX века обострилась большая часть глобальных проблем? (Варианты ответов учащихся)

Причины глобальных проблем:

    Глобальные проблемы возникли в результате объективного развития общества и существуют из-за противоречий между человечеством, средой и обществом;

    Техническое могущество цивилизации превзошло достигнутый уровень общественной организации и грозит уничтожить все живое;

    Побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей, их нравственные ценности весьма далеки от идеалов;

Пути решения: Новое политическое мышление это веление времени. Оно должно проявлять себя во всех сферах деятельности людей.

    Привить людям новые нравственно-этические ценности;

    Сплотиться всему человечеству;

    Совершить невиданные по масштабам и глубине преобразования во всем мире;

Вывод: Глобальные проблемы – это вызов человеческому разуму. Уйти от них невозможно. Их можно только преодолеть. Преодолеть усилиями каждого человека и каждой страны в тесном сотрудничестве ради великой цели — сохранения возможности жить на Земле.

Каждый человек должен осознавать, что Человечество на грани гибели, и выживем мы или нет – заслуга каждого из нас.

Слайд 1

Проблема преодаления отсталости развивающихся стран.

Работу выполнили: Варбанский Илья, Мамедов О. Учитель Шиженская Н.Н. ГБОУ школа№104 Санкт-Петербурга

Слайд 2

Проблемы развивающегося мира:

1. Частые войны 2. Нищета 3. Голод

5. Низкий уровень образования

4. Слабо развитая медицина

Слайд 3

Войны в развивающихся странах

За постколониальный период в Африке было зафиксировано 35 вооруженных конфликтов, в ходе которых погибло около 10 млн человек, большая часть из которых (92 %) - гражданское население. В Африке насчитывается почти 50 % от общемирового количества беженцев (более 7 млн чел.) и 60 % перемещенных лиц (20 млн человек).

Слайд 4

Нищета в слаборазвитых странах

За годы, прошедшие после Конференции в Рио-де-Жанейро (1992 год), увеличилось число людей, живущих в условиях абсолютной нищеты, в частности в развивающихся странах. Весьма серьезная и сложная проблема нищеты может послужить причиной социальной напряженности, подорвать экономическое развитие, нанести ущерб окружающей среде и создать угрозу для политической стабильности во многих странах.

Слайд 5

Голод в Восточной Африке 2011 года - гуманитарная катастрофа, которая по данным международных организаций угрожает около 11,5 миллионам человек, прежде всего в Сомали (3,7 миллионов), Эфиопии(4,8 миллионов), Кении(2,9 миллионов) и Джибути (164 тысяч).

Слайд 6

Здравоохранение

В странах третьего мира слабо развита медицина. Из-за этого ежегодно гибнет огромное количество людей.

Слайд 7

Низкий уровень образования

Сейчас в отношении образования слабо развитые страны всё ещё отстаёт от других частей света. В 2000 г. в Чёрной Африке только 58 % детей обучались в школах; это самые низкие показатели в мире. В Африке 40 миллионов детей, половина из которых школьного возраста, которые не получают школьного образования. Две трети из них - девочки.

Слайд 8

Способы решения проблем:

1. Прекращение войн, введение конституции, наличие постоянной армии

2.Экономический подъем, путем налаживания и расширения предприятий, импорта и экспорта с другими странами, инвестирования в страну из-за рубежа, налаживанием отношений с соседними странами и высокоразвитыми

3. Улучшение медицины, обмен опытом с высокоразвитыми странами, закупка оборудования и строительство госпиталей

Слайд 9

4. Строительство учебных завидений, налаживание книгопечатания, широкое использование интернет ресурсов

5. Улучшение экологии, прекращение загрязнения водоемов, рек

6. Разведение домашнего скота, налаживание сельского хозяйства, импорт и экспорт с развитыми странами

Урок обобщающего повторения и систематизации ЗУН по теме "Повестка дня XXI век: глобальные проблемы человечества". 11-й класс

Тип урока : урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по изученной теме на основе применения знаний естественно – научных дисциплин школьной программы.

Цель урока : Создать условия для обобщения и систематизации ЗУН по теме “Глобальные проблемы человечества”.

Задачи:

Образовательные: осознать целостность географической оболочки нашей планеты; необходимость международного сотрудничества в решении глобальные проблем, с учетом особенностей развития каждого государства и жизни населения отдельных территорий; показать масштабы влияния человека на биосферу, выявить причины таких влияний; подвести учащихся к пониманию необходимости рационального природопользования как пути сохранения экологического равновесия в биосфере; доказать значимость мирного сосуществования всех стран и народов Земли.

Развивающие: формировать умения и навыки самостоятельной работы учащихся и во взаимодействии в группе, умения аргументировано выступать перед аудиторией, умение выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи на основе комплексного применения знаний; формирование географического мышления; культуры умственного труда, формирование общеучебных компетенций.

Воспитательные: эколого-географическое воспитание, нравственное воспитание, воспитание ответственного отношение к выполнению полученных заданий, способность принятия решений в новой учебной ситуации, социально-активное становление личности.

Форма организации учебного занятия: конференция на основе творческого сотрудничества учащихся и учителя в режиме развивающего обучения.

Основные методы: репродуктивные, частично-поисковые, проблемные, анализа и синтеза, моделирования и прогноза.

Оборудование и средства обучения: компьютер, проектор, презентации, учебники, групповые творческие проекты учащихся, атласы для 10 класса, настенные карты, тетради на печатной основе по географии для 10 класса (авт. В.П. Максаковский).

План урока:

1. Понятие о глобальных проблемах.

2. Классификация глобальных проблем.

3. Основные особенности глобальных проблем.

4. Пути решения.

Ход урока:

1.Мотивационно-целевой блок.

Учитель: Сегодня на уроке мы рассматриваем необычайно важную тему. Она касается жизни не только отдельного человека, но всей человеческой цивилизации. С этой темой вы неоднократно встречались на уроках обществознания в девятом классе, на уроках географии, истории, биологии, экономики поэтому, я думаю, тему урока, а так же цели и способ деятельности вы определите сами. Перед вами лежит стихотворение Р. Рождественского (Приложение 1) прочтите его и попытайтесь определить тему нашего урока.

Учитель: Одной из характерных особенностей современного мира является обострение глобальных проблем.

Вплоть до середины XX века такое понятие, как глобальная проблема, в политическом языке отсутствовало. Лишь на уровне философских обобщений выдвигались идеи о связи деятельности человека с состоянием биосферы, окружающей его среды, которая поддерживает жизнь на Земле. И только русский-ученый Вернадский В.И. высказал мысль, что деятельность человечества приобретает масштабы, сопоставимые с мощью природных, геологических сил? В это трудно поверить, но земная цивилизация стремительно движется по пути к глобальной социально-экономической катастрофе. Этот факт констатировали лидеры мировых держав на Конференции ООН по окружающей среде и развитию летом 1992 г. в Рио-де-Жанейро.

Термин «глобальные проблемы» вошел в международный лексикон во второй половине 60-х г., он происходит от латинского «глобус», - то есть Земля и имеет три значения: повсеместный, всеобъемлющий, характерный для земного шара, для всех стран и народов

Глобальными называют проблемы, которые охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для своего решения объединенных усилий всех государств и народов. (Запись в тетрадь)

Анализ глобальных проблем немыслим без их научной типологии. Существуют различные классификации глобальных проблем. По различным источникам информации их насчитывается от 8-10 до 40-45 и в пределах 45 минут урока рассмотреть все невозможно. Воспользуемся классификацией, которую предлагает автор учебника географии В.П. Максаковский. (Работа учащихся с учебником стр. 353 : выписать 4 типа глобальных проблем).

1. «Универсального» характера.

Наиболее «универсальные» проблемы политического и социально-экономического характера (предотвращение ядерной войны и сохранение мира, обеспечение устойчивого развития мирового сообщества и повышение уровня организованности и управляемости им);

2. Природно – экономического характера.

Проблемы преимущественно природно-экономического характера (экологическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная, Мирового океана);

3. Социального характера.

Проблемы преимущественно социального характера (демографическая, межнациональных отношений, кризиса культуры, нравственности, дефицита демократии и охраны здоровья, терроризма);

4. Смешанного характера.

Проблемы смешанного характера, нерешенность которых, нередко приводит к массовой гибели людей (региональные конфликты, преступность, технологические аварии, стихийные бедствия и др.);

Учитель: главный вопрос(проблемный), на который вы сегодня должны ответить: Почему возникают проблемы планетарного масштаба? Каковы причины глобальных проблем? А самое главное выявить возможные пути их преодоления. (Варианты ответов учащихся).

2. Обобщение материала. Урок проходит в форме пресс-конференции. Докладчики (учащиеся класса, получившие опережающее задание) выступают со своими работами, которые оформлены в виде презентаций.

План характеристики глобальной проблемы:

1. Сущность проблемы.

2. Причины ее возникновения.

3. Пути решения проблемы.

Слушатели задают вопросы по теме выступлений. Заполняют таблицу в тетрадях. В конце урока обмениваются мнениями, дают ответ на проблемный вопрос.

Глобальная проблема

Доказательства существования проблемы

Пути решения

1. Проблема мира и разоружения, предотвращения ядерной войны.

Накопление средств массового уничтожения в мире.

Разоружение.

Контроль за разоружением.

Мирные договоры.

2. Экологическая проблема.

Изменение климата, разрушение озонового слоя, «парниковый эффект», экологический кризис в различных районах мира.

Рост числа ООПТ.

Очистные сооружения.

Создание безотходных технологий.

Рациональное размещение «грязных производств».

3. Демографическая проблема.

Демографический взрыв в развивающихся странах, демографический кризис в развитых странах. Неконтролируемая урбанизации, переселение беженцев. Увеличение нагрузки на природу.

Активная демографическая политика.

Повышение экономического уровня развития стран.

Улучшение условий жизни и медицинского обслуживания.

4.Продовольствен-ная проблема.

Население планеты растет быстрее, чем производство продовольствия, особенно в развивающихся странах.

Интенсивный путь развития сельского хозяйства.

5. Энергетическая и сырьевая проблема.

Рост спроса на сырье.

Истощение природных ресурсов мира.

Использование достижений НТР.

Более полное извлечение полезных ископаемых из недр.

Использование альтернативных источников получения энергии.

Политика ресурсосбережения.

Просмотр видеоролика о глобальных проблемах человечества

Итак. Ребята, вы догадались. какой теме посвящен наш урок?

Почему средства массовой информации всё больше и больше говорят о будущем человечества. Почему эти проблемы волнуют умы учёных, писателей, журналистов, кинорежиссёров? Как вы думаете, что мы понимаем под понятием проблема ?

«Истребилось всякое существо, которое было на поверхности Земли; от человека до скота и гадов. И птиц небесных, все истребилось с Земли, остался только Ной, и что было с ним в ковчеге»

Библия. Бытие.гл7№2

Назовите мне первую глобальную проблему, которая привела к катастрофическим последствиям и была описана в Библии в Ветхом завете (на доске появляется высказывание из Библии о Всемирном потопе).

Но сам термин глобальные проблемы человечества появился лишь 1945 году. А как вы думаете, почему?

Да, вы абсолютно правы. Т.к. Вторая мировая война, безусловно, показала всю опасность современной войны. Но весь ужас в конце воины показала бомбардировка двух японских городов Хиросима и Нагасаки, где пострадали те, кто не держал в руках оружие, а мирные люди – старики, женщины и дети. Последствия этой бомбардировки ощущаются и сегодня, когда потомки пострадавших после бомбардировки и сегодня страдают от лучевой болезни.

Из курса географии, биологии, обществознания вы рассматривали проблемы, стоящие перед человечеством, вы смотрите телевизор, читаете книги, общаетесь в интернете и уже много знаете по теме данного урока.

Итак первая глобальная проблема мира –проблема мира и разоружения

Выступление 1 группы. Обсуждение.

Демографическая проблема

Об этой глобальной проблеме мы можем прочесть у Роберта Рождественского:

Много нас – людей – на белом свете.

Маются серьёзные умы:

В этой жизни, в этой круговерти, сумасшедшие, расплодились мы!

Бьют демографические взрывы, сохнут реки и чернеет наст

Города вступают как нарывы.

Очень много, слишком много нас!

Много нас!

Учёный бомбу хвалит.

Много нас!

Эсминец рвёт волну.

Только всё-таки не хватит нас людей на новую волну.

Что значит много нас? Сформулируйте проблему.

Выступление 2 группы. Обсуждение.

Чем дольше человечество живёт на земле, тем всё чаще и больше болеет от вирусов и болезней, о которых раньше не слышали. Только человек учится бороться с одними болезнями, например оспой или холерой, то им на смену приходят рак и СПИД. Но может быть так и должно быть! Выживают сильнейшие! Чем больше человек умрёт от болезней, тем больше места освободится для грядущих поколений? Как вы думаете?

Проблема энергетическая и сырьевая

Задача мирового сообщества не просто помочь деньгами, а научить население зарабатывать, поделившись технологиями и местом на мировом рынке.

Чем больше на Земле населения, тем больше тратится различных минеральных и энергетических ресурсов. Не зря этой теме уделяется пристальное внимание.

Выступление 3 группы

Продовольственная проблема

Скажите, пожалуйста, а кто-нибудь из вас голодал? А вы знаете, что такое голод, голод по-настоящему? А кто-нибудь из вас помогал голодному на улице? Голод – явление не новое. Лишь в Китае в ХIХ веке умерло от голода 100 млн. человек. За последние 50 лет в Индии умерло 20 млн. человек. За всю долгую человеческую историю впервые встал вопрос о дефиците продовольствия. Без преувеличения можно сказать, что африканский континент – «Полюс голода» нашей планеты. Вы наверное догадались. Что это за проблема?

Выступление 4группы

Экологическая проблема

Выступление 5 группы

Что же мы видим, что все проблемы между собой взаимосвязаны и невозможно в этом клубке проблем, решить одну конкретную проблему. Мне хотелось бы привести одну известную притчу: «Две лягушки попали в горшок со сливками. Одна сказала: это конец, сложила лапки и захлебнулась. Другая барахталась, барахталась... сбила под собой комок масла и выбралась из горшка». Как бы хотелось видеть судьбу человечества в образе не первой, а второй из лягушек. И если бы лягушки боролись за жизнь вместе, то выбрались бы из горшка гораздо быстрее. И какой же можно сделать из всего этого вывод: Бороться со всеми проблемами и всем человечеством, так как каждая проблема касается каждого из нас .

Главное в решении любой проблемы – знать её суть. У человечества нет сегодня заботы более серьезной, чем найти силы, найти средства, найти разум, чтобы поладить с природой и разрешить социальные конфликты. Иначе придется возвращаться к некоему подобию каменного века, мрачной эпохе насилия и культурной деградации. Вы хотите?

Видеоролик « Берегите Землю!»

Почему же именно во 2 половине XX века обострилась большая часть глобальных проблем?(Варианты ответов учащихся)

Причины глобальных проблем:

    Глобальные проблемы возникли в результате объективного развития общества и существуют из-за противоречий между человечеством, средой и обществом;

    Техническое могущество цивилизации превзошло достигнутый уровень общественной организации и грозит уничтожить все живое;

    Побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей, их нравственные ценности весьма далеки от идеалов;

Пути решения: Новое политическое мышление это веление времени. Оно должно проявлять себя во всех сферах деятельности людей.

    Привить людям новые нравственно-этические ценности;

    Сплотиться всему человечеству;

    Совершить невиданные по масштабам и глубине преобразования во всем мире;

Вывод: Глобальные проблемы – это вызов человеческому разуму. Уйти от них невозможно. Их можно только преодолеть. Преодолеть усилиями каждого человека и каждой страны в тесном сотрудничестве ради великой цели - сохранения возможности жить на Земле.

Каждый человек должен осознавать, что Человечество на грани гибели, и выживем мы или нет – заслуга каждого из нас.

3. Рефлексия Прием «тонкий» и «толстый» вопросов – учит учащихся грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы может задавать как учитель, так и учащиеся друг другу.

1. Можно ли сказать, что глобальные проблемы актуальны лишь для стран с низким уровнем развития?

Какие глобальные проблемы наиболее характерны для нашего времени?

Согласны ли вы с тем, что глобальные проблемы наиболее актуальны для развивающихся стран?

Объясните почему именно во второй половине XX века обострились глобальные проблемы?

Какие из социальных проблем современности вы считаете наиболее актуальными? Почему?

Домашнее задание : Написать мини-сочинение, эссе. На тему: « Каждый из нас в силах изменить »

Подумайте и объясните, что означает выражение: «Мы не унаследовали Землю от наших предков. Мы берем её взаймы от наших потомков»?

Список литературы:

1. Ануфриева О.И. «Экономическая и социальная география мира» 10 класс, 2 часть, Поурочные планы на основе учебника В.П. Максаковского, Волгоград, «Учитель», 2006

2. Жижина Е.А., Никитина Н.А.Поурочные разработки по географии, 10 класс, Москва «ВАКО», 2006.

3. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география, 10-11 классы, Москва, «Дрофа», 2009

4.Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., Экономическая и социальная география мира, Москва, «Русское слово», 2010.

4. Do.gendocs.ru›docs

5. BestReferat.ru›Глобальныепроблемы

6.Рhilosophica.ru›volkov/20.htm

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...