Понятие грамматического значения. Грамматическое значение категории числа Вопрос о падежном значении

I. Центральными понятиямиграмматики являютсяграмматическое значение, форма и грамматическая категория.

Грамматическое значение – абстрактное языковое содержание грамматической единицы, имеющее в языке регулярное (стандартное) выражение (например:грамматическим значением слов новый и старый является общее значение «признаковости», а также частные грамматические значения – рода, числа и падежа, которые имеют в языке стандартное выражение в аффиксальной морфеме -ый ).

Грамматическое значение неиндивидуально, так как принадлежит целому классу слов, объединенных общностью морфологических свойств и синтаксических функций. В отличие от лексического значения, грамматическое не называется словом прямо, а выражается в нем «попутно», с помощью специальных грамматических средств. Оно сопутствует лексическому значению слова, являясь его добавочным значением.

Абстрагированное языковое содержание, выражаемое грамматическим значением, имеет разную степень абстракции, то есть по своей природе грамматическое значение неоднородно (например:в слове думал наиболее абстрактным является значение процесса, присущее всем глаголам и всем его формам; за ним следует значение прошедшего времени; более узким и определенным является значение мужского рода, которое присуще только формам глагола, противостоящим формам женского и среднего рода).

Грамматическое значение слова выводится из его отношения к другим единицам того же класса (например:грамматическое значение формы прошедшего времени выводится путем соотношения ее с другими временными формами).

Грамматическая категория – совокупность однородных грамматических значений, представленных рядами противопоставленных друг другу грамматических форм. Грамматическая категория в своих связях и отношениях формирует ядро грамматического строя языка.

Грамматическая категория существует как класс значений, объединенных в системе противопоставлений (например:грамматическая категория падежа объединяется единством самого отвлеченного значения отношений: «нечто относится к чему-то» и противопоставленностью частных отношений – объективного, субъективного, определительного и других). Соотношение грамматической категории и грамматического значения – это отношение общего к частному, необходимым признаком грамматической категории является и единство выражения грамматического значения в системе грамматической форм.

В каждом языке есть своя система грамматических категорий, и устанавливается она только путём анализа грамматических фактов самого языка. Нельзя назвать ни одного грамматического значения, которое выступало бы как универсальная грамматическая категория.

В разных языках даже одна и та же грамматическая категория в зависимости от количества противопоставленных членов может быть организованна по-разному (например:в русском языке категория числа двучленная, а в словенском – трехчленная; в русском языке категория падежа шестичленная, в немецком – четырёхчленная, в английском - двучленная).

В процессе исторического развития языка объём грамматических категорий может меняться. Например, в древнерусском языке категория числа была представлена единственным, двойственным и множественным числом, но в процессе языкового развития двойственное число было утрачено; утрачена и существовавшая в древнерусском языке форма звательного падежа и т.д.

II. Грамматические категории подразделяются на морфологические и синтаксические.

Морфологические грамматические категории выражаются лексико-грамматическими классами слов – знаменательным частями речи (например:грамматическая категория вида, залога, времени выражается глаголом). Среди этих грамматических категорий выделяются словоизменительные иклассификационные.

Морфологические категории классификационного типа – это категории, члены которых не представлены формами одного и того же слова, то есть категории, внутренне присущие слову и не зависящие от его употребления в предложении (например:категория рода существительных в русском, немецком, английском языках).

Синтаксические грамматические категории – это категории, принадлежащие в первую очередь синтаксическим единицам языка (например:категория предикативности), но могут быть выражены и единицами, относящимися к другим языковым уровням (например:словом и его формой, которые участвуют в организации предикативной основы предложения и формируют его предикативность).

III. От грамматических категорий отличаются лексико-грамматические категории (или разряды). Лексико-грамматические категории – объединения слов, обладающих общим семантическим признаком, влияющим на способность слов выражать то или иное морфологическое значение. Например,в русском языке среди существительных выделяются собирательные, отвлеченные, вещественные существительные, которые имеют особенности в выражении категории числа: они не способны к образованию форм числа, употребляются в форме одного числа, чаще единственного (листва, железо, дружба; нем. das Gold «золото» , die Liebe «любовь» ; англ. coal «уголь», knowledge «знание» ).

В зависимости от того, на основании каких признаков объединяются эти слова в разряды, а также их принадлежности к одной или разным частям речи, лексико-грамматические категории подразделяются на два типа:

1) категории, объединяющие в своем составе слова одной части речи, которые обладают общим семантическим признаком и сходством в выражении морфологических категориальных значений (например:во всех языках мира среди имен существительных выделяются разряды имен собственных и нарицательных и т.д.);

2) категории, представляющие собой группировку слов, принадлежащих разным частям речи, но объединенных на основе общности семантических и синтаксических признаков. Например,в русском языке разряд местоименных слов, объединяющий в своем составе местоименные существительные - я, мы, вы, кто ; местоименные прилагательные – такой, какой, всякий ; местоименные числительные – столько, несколько и т.д.; местоименные наречия – где, когда, там ).

IV. Части речи – основные лексико-грамматические классы, по которым распределяются слова языка. Термин связан с древнегреческой грамматической традицией, в которой предложение не отделялось от речи.

Проблема части речи – наиболее сложная и дискуссионная проблема языкознания, не получившая окончательного решения. До сих пор не выработаны общие принципы выделения частей речи. Наибольшее признание получил так называемый «смешанный принцип», согласно которому учитывается общее (категориальное) грамматическое значение каждого разряда слов, способность их выполнять номинативную или указательную функцию, грамматические категории, присущие словам, объединяющимся в составе одной части речи, типы формо- и словообразования, синтаксическая сочетаемость, характерные функции слова в составе предложения и в связной речи.

Набор этих признаков, их иерархия в разных языках может меняться: в английском языке, например, выделение частей речи происходит на основании двух признаков: семантического (категориальное значение) и синтаксического (сочетаемость и функции в предложении); в русском – на основе трёх признаков: семантического, морфологического (общность набора морфологических категорий) и синтаксического.

В разных языках мира состав частей речи (их структура и объём) различен.

V. Несмотря на существование различий в составе, структуре и объеме частей речи разных языков мира, наиболее постоянным в них является противопоставление имени и глагола.

Имя , включающее в себя именные части речи (существительное и прилагательное) по своим семантическим, грамматическим и синтаксическим признакам противостоит глаголу. Членение частей речи на имя и глагол, имеющие свои истоки в древнеиндийском, античном и арабском языкознании, соотносится с членением высказывания на субъект и предикат.

Имя существительное – это знаменательная часть речи, объединяющая в своем составе слова с общим значением предметности. Даже обозначая свойство, качество или процесс, существительное называет их в отвлечении от носителя признака или производителя действия (например: доброта, крутизна, рисование, der Gelehrte «учёный», das Leben «жизнь», the poor «», the love «» ).

Первичные синтаксические функции имени существительного – функции подлежащего и дополнения: Человек украшает место, а не место человека. - англ. The train leaves at six ỏclock. «Поезд отходит в шесть часов» и I᾽ve received a telegram. «Я получил телеграмму» - нем. Die Studenten sitzen im Hörsaal. «Студенты сидят в аудитории» и Er begegnet einem Bekannten. «Он встречает знакомого».

Хотя существительное может выполнять функции, свойственные другим частям речи: сказуемого (опыт – лучший учитель , англ. He is a teacher . «Он преподаватель», нем. Karaganda ist eine schöne Stadt . «Караганда – красивый город» ); определения (дом в три этажа , нем. die Museen von Paris «музеи Парижа», англ. This is the manager᾽s room. «Это комната заведующего» ); обстоятельства (идти тропой , англ. There is a hospital in the village . «В деревне имеется больница», нем. Er konnte vor Erregung nicht sprechen. «Он не мог говорить от волнения» ); но употребление его в этих функциях связано с определенными ограничениями.

С точки зрения семантики существительные во всех языках мира делятся на лексико-грамматические разряды, среди которых наиболее универсальными являются разряды собственных и нарицательных, конкретных и абстрактных.

Наиболее типичными грамматическими категориями существительных являются категориями числа и падежа. Категория падежа в одних языках выражается с помощью окончаний или предлогов и окончаний, в других – аналитически, то есть с помощью порядка слов или предлогов. Количество падежей может колебаться. Категория числа может выражаться по-разному: аффиксами (в русском языке: сестра – сёстр-ы , в немецком: die Blume – die Blum- en «цветок - цветы», в английском: city – citi- es «город - города» ), редупликацией (то есть удвоением основы – армянский язык), внутренней флексией (чередованиями внутри корня – английский: tooth –tee th «зуб - зубы» , немецкий языки: der Garten – die G ä rten «сад - сады» ), ударением (русский язык: лéса лесá ), супплетивизмом (образованием форм от разных корней или основ – русский язык: человек – люди ), агглютинацией (казахский язык).

Из других категорий широкое распространение получила категория определенности / неопределенности, которая может выражаться артиклем (языки немецкий: der, das, die – определённые, ein, eine, ein – неопределённые; английский: the – определённый, a,an - неопределённые), аффиксом. В русском языке этой категории нет.

Категории рода, одушевленности / неодушевленности во многих языках мира не имеют семантических оснований для своего выделения, поэтому они в некоторых языках в процессе их исторического развития постепенно утратились.

В русском и немецком языках имя существительное противостоит глаголу и по набору своих словообразовательных аффиксов, среди которых преобладают суффиксы (у глаголов ведущее положение занимают префиксы).

Имя прилагательное как часть речи в своем составе объединяет слова, обозначающие признак (свойство) предмета.

Первичные синтаксические функции прилагательного - функции атрибутивности и предикативности, то есть функции определения (прелестная шляпка – нем. eine schwere Aufgabe «трудное задание» - англ. cold day «холодный день» ) и сказуемого, его именной части (Ты ещё молодой и неопытный . – нем. Der Apparat ist gasdicht . «Аппарат газонепроницаем» - англ. The pencil is red . «Карандаш красный» ).

Прилагательное может обозначать качества и свойства предмета как непосредственно воспринимаемый признак (качественные прилагательные : солёный , красный, глухой, злой и т.д.; нем. stark «сильный», gesund «здоровый»; англ. big «большой», red «красный» ), так и признак, обозначающий свойство предмета через его отношение к другому предмету - действию, обстоятельству, числу и т.д. (относительные прилагательные : железный, вечерний, подземный; нем. morgen «утренний» , frühlings «весенний»; англ. autumn «осенний» ).

Это деление является универсальным. Признак может присутствовать в предмете в большей или меньшей степени, отсюда способность определённых разрядов прилагательных к образованию степеней сравнения (русс. мудрый – мудрее(более мудрый) – мудрейший(самый мудрый); нем. laut – lauter – am lautesten «шумный – более шумный – самый шумный»; англ. polite politer – politest «вежливый – более вежливый – самый вежливый» ). Признак может быть постоянным или временным свойством предмета, отсюда наличие двух форм – полной (бодрый; нем. eine schwere Aufgabe «трудное задание» ) и краткой: (бодр, нем. Die Aufgabe ist schwer «задание трудно» ).

Во многих языках мира прилагательное не выделяется в самостоятельную часть речи (китайский, корейский языки).

В языках, где прилагательные тяготеют к имени, они склоняются; где тяготеют к глаголам – спрягаются.

В словообразовательном отношении прилагательные часто противостоят другой части речи, обладая особым набором словообразовательных средств (например:в русском языке -н, -ск, -ов, -лив, -чив , отсутствующие в других частях речи).

Глагол - знаменательная часть речи, объединяющая слова с обозначением действия или состояния (любить, нем. schreiben «писать», англ. to speak «говорить» ). Это значение в языках мира выражается по-разному. Основная синтаксическая функция глагола – функция предикативности (сказуемности). В соответствии с этой функцией глагол обладает особыми грамматическими категориями (времени, вида, залога, наклонения).

Глагол обозначает действие через отношение 1) к лицу или субъекту действия, что объясняет наличие у глагола категории лица ; 2) к объекту действия, отсюда категория переходности . Действие, обозначаемое глаголом, протекает во времени, что выражается категорией времени , которая связана с категорией вида (выражающей внутренний предел, достигнутый или недостигнутый действием); наклонения (выражающей разное отношение действия к реальности); категорией залога (обозначающей, разную направленность действия на субъект и объект).

Наречие – лексико-грамматический класс неизменяемых слов, обозначающих признак признака, действия или предмета (например:очень близкий, читать много , яйца всмятку ; нем. ganz unbrauchbare «совершенно непригодные», gehen geradeaus «идти прямо», das Haus links «дом налево»; англ. a very good student « очень хороший студент», He works hard . «Он работает усердно» ).

В предложении выступают как обстоятельства (Быстро падала темнота. – нем. Die Delegation wurde herzlich empfangen. «Делегацию встретили сердечно» - англ. The sun shines brightly . «Солнце светит ярко» ), реже как определения (Он любит кофе по-турецки . – нем. Der Baum rechts ist hoch. «Дерево справа - высокое» ).

Основные морфологические признаки: отсутствие форм словоизменения, лексическая и словообразовательная соотнесённость со знаменательными словами, наличие особых словообразовательных аффиксов.

По лексическому составу наречия делятся на два лексико-грамматических разряда – качественные и обстоятельственные. Качественные передают различные виды значения качественности, свойственности, интенсивности (весело, быстро, много, вплотную; нем. wenig «мало», zweimal «дважды»; англ. too «слишком», enough «достаточно», well «хорошо» ). Обстоятельственные выражают обстоятельственные признаки, внешние по отношению к их носителю: места, времени, причины, цели (вдали, туда, вчера, сгоряча, умышленно; нем. hier «здесь», morgen «завтра», darum «поэтому»; англ. inside «внутри», now «сейчас» ).

Числительное – лексико-грамматический класс слов, обозначающих число, количество, меру. Специфической грамматической чертой числительных является их сочетаемость с существительными, обозначающими считаемые предметы: в одних случаях они управляют существительными (например:три стола ), в других – согласовываются с ними (например:многих студентов ).

Другой особенностью числительных является их отношение к числу: передавая понятие числа, числительное обычно этой категорией не обладает. В академической грамматике современного русского языка к числительным относятся количественные, передающие понятие числа в чистом виде (пять, двести; нем. zehn , drei; англ. one, ninety ); собирательные, обозначающие совмещенность однородных предметов (двое, трое ); порядковые же рассматриваются как относительные прилагательные (первый, седьмой; нем. der dritte, der zweite; англ. eighth, fifteenth ); дробные, обозначающие ту или иную часть целого (одна третья, пять шестых; нем. ein Viertel, ein Zwanzigstel; англ. a (one) quarter, two point three five ).

Местоимения не имеют собственного предметно-логического содержания, это часть речи, объединяющая в своем составе слова, которые указывают на предмет, признак или количество, но не называют их. Это своего рода заместительные слова. Местоимения указывают на

1) предметы (в грамматическом смысле слова) – это местоименные

существительные (например:я, ты, мы, кто, что, никто, некто ;)

2) признаки – это местоименные прилагательные (например:мой,

3) обобщенное количество – местоименные числительные (например:

сколько, столько, несколько );

4) обобщенно-обстоятельственное значение – это местоименные

наречия (например:где, куда, там);

5) обобщенно-процессуальное значение – местоименные глаголы

(например: to do в английском языке).

Отличительный признак местоимений – указательная и заместительная функция, поэтому в грамматиках разных языков местоимения часто распределяются по другим частям речи (например:в академической грамматике русского языка в состав местоимений включены только местоименные существительные).

Служебные части речи – семантически пустые, но нагруженные функционально, участвуют в образовании различных аналитических форм. Уступая знаменательным словам в численности, превосходят их по частотности употребления. К служебным частям речи относят предлоги, союзы, частицы, междометия, артикли.

учебная:

1. Кодухов В.И. Введение в языкознание. М.: Просвещение, 1979.

с. 258 – 271.

2. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М.: Высшая Школа, 1987. с. 155 – 167.

3. Реформатский А.А. Введение в языкознание. М.: Аспект Пресс, 2001. с. 316 – 324.

дополнительная:

1. Вопросы теории частей речи. На материале различных языков. Л., 1968.

2. Серебренников Б.А. Части речи // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

3. Члены предложения в языках различных типов. Л., 1972.

Павлов Виктор Васильевич.

Тульский политехнический институт.

Аннотация

В статье рассматриваются лексическая и грамматическая категории числа. Описываются общие правила для определения грамматического числа существительного и правила определения грамматической форменности слов. Рассматриваются слова, имеющие только форму единственного числа (singularia tantum) или только форму множественного числа (pluralia tantum). Оценивается связь грамматического числа и количества.

Грамматическое и лексическое число существительного.

Ключевые слова: единичность, множественность, множество, смысл, признак, значение, разбор, число, род, падеж, счетные и не счетные предметы, singularia tantum и pluralia tantum.

Key words: uniqueness, multiplicity, variety, meaning, characteristic, value, analysis, number, gender, case, countable and not countable items, singularia tantum and pluralia tantum.

Иностранцы, изучающие русский язык, считают его одним из самых сложных. Да и носителям русского языка не всегда легко разобраться в его «особенностях». Одной из таких особенностей является грамматическая категория числа. Мозг человека носителя языка свободно и гибко оперирует с категорией числа. А осознание, того как происходит разделение ед. и мн. числа встречает много трудностей. Наверное, из-за того, что мышление использует лексические, логические принципы разделения объектов при их изучении. А грамматические категории «так просто в руках не удержишь» и в рамки логических законов не всунешь. А как мозг определяет число слова?

У носителя русского языка в памяти содержатся все суффиксы, окончания, все слова, которые имеют только ед. ч. или только мн. ч. и их лексические варианты? Или мозг проверяет каждое слово, соответствует ли оно понятию «один – более чем один (предмет)»?

Вопрос трудный особенно для иностранца. Ведь у него в мозгу нет ничего такого, что находится в мозгу носителя языка.?

Медитируя и наблюдая за работой мозга мы можем увидеть, как мозг определяет число слова.

Человек воспринимает мир через органы чувств. Свет – зрение и звук – слух.

Смотрим на предмет (мозг воспринимает его как ограниченное пространство с определенными признаками) – называем его словом – слушаем название – звуковое название закрепляется в памяти с увиденным предметом, с признаками предмета (формируется лексическое значение). Это речь.

Смотрим на букву (мозг воспринимает ее как ограниченное пространство с определенными признаками: линиями, точками и т.д.) – называем ее словом – слушаем название – название закрепляется в памяти с увиденной буквой, с признаками буквы (формируется лексическое значение). Далее. Смотрим на слово (мозг воспринимает его как ограниченное пространство с определенными признаками – буквами) – называем его – слушаем название – название закрепляется в памяти с видимым словом, с признаками слова (формируется лексическое значение линий). Это письмо.

В памяти существует звуковое название предмета (с признаками) и такое же звуковое название написанного слова (с признаками). Только соединение предмета, слова и написанного слова дает начало грамматике. Слово приобретает лексическое значение увиденного предмета и увиденного написанного слова. Лексическое значение первично, грамматическое вторично. С помощью лексического значения слова мы общаемся. Но слово имеет и свои признаки (прямые, точки, закругления, и т.д. – буквы). С ними работает грамматика. И эти признаки не соответствуют признакам предмета, за счет дополнительных звуковых преобразований признаков. Исходя из этой общей схемы, строятся все грамматические категории.

И грамм. число слова тоже. Устанавливается соответствие: слово – предмет (один). Но еще выясняется, что есть кроме предмета и масса, единое множество. Оно тоже называется словом. Это лексически. А у самого слова нет грамм. признаков по которым мы можем определить предметность или множество. Некоторые множества (песок, соль, снег) состоят из отдельных частиц, а некоторые внешне неделимые (молоко, нефть). Это внешне, хотя все имеет внутренние составляющие. Это схема формирования ед. числа. Ед. число (грамматическое) выражает предметность и массу (лексическую).

Мн. ч. слова формируется на основе предметности и массы. И соответственно, предмет и предмет образуют предметы. Книги, города, дома. А масса и масса, она и есть одна масса, множество. Вот тут то и происходит расхождение лексич. и грамм. числа. Количество появляется позже. Что мы видим, то и называем. Даже когда мы говорим слово «ножницы», это предметность, первоначально мозг определяет это слово как единичный предмет. За одним предметом закреплено слово. Ножницы – предмет. (Скорее всего, такие слова «только множественные» имеют составляющие предмета в ед. ч. (нож и ниц) или потерянные этимологические корни, связанные с изменением лексического значения). И только потом, когда мы начинаем изучать грамматику, возникает осознание варианта множественности. Мн. ч. является развитием ед. ч.. Это не противопоставление, а развитие.

Закон. Любое существительное имеет грамм. форму ед. числа или ед. ч. составляющих элементов. У «только множественные» формы ед. ч. часто находятся в древних формах языка.

Мозг человека в своей работе использует лексические значения языка.

Лексическое значение числа связано со считаемыми предметами. Счет определяет количество. Математика. Поэтому у не считаемых существительных нет лексического значения числа. Более того, человек лексически не понимает многие грамматические категории только потому, что у них нет каких-нибудь частей лексического значения. Поэтому грамматика не поддается подчинению строгим законам и правилам. Пора ее привести к законопослушанию!

Не все в мире можно посчитать. Например, нельзя посчитать, названные словами, многие абстрактные качества, свойства, состояния, процессы, такие, как доброта, свежесть, покой, торговля и др. Из объектов предметного мира не поддаются счету, прежде всего вещества: вода, песок, снег и др. Сколько бы такого вещества не было, оно все равно обозначается единым множеством, единственным числом, человек представляет себе песок и т.п. объекты именно как одну массу, а не как множество частиц. Отличие несчетных объектов от счетных состоит в том, что любая часть воды, песка и т.п. все равно называется водой или песком, а часть машины уже не будет машиной. Считаемость предметов связана с количеством и с ед. и мн. ч.

Представление лексич. числа как предмета и как нерасчленимой массы накладывает отпечаток на грамм. число слова. Грамм. ед. ч. представляет единственность и множественность предмета.

Грамм. ед. ч. одного предмета указывает на то, что предмет взят в количестве, равном одному. Грамм. ед. ч. связано с количеством, в отличии от мн. ч.. Ед. число абстрактного предмета указывает на то, что предмет взят не в количестве, а в одной массе неделимого общего или несчетного предмета. Лексическое значение числа конкретного предмета и абстрактного различно.

А человек, который говорит на родном русском языке и не изучал грамматику языка, в разговоре свободно разрешает вопрос о числе предметов под названием «ножницы». И существует много (очень много) способов найти понимание у собеседника. В крайнем случае, он может «перегнуть слово через колено» и сделать из слова подходящую для разговора неприменяемую грамм. форму. Главное что бы сохранялось лексическое понимание, значение.

Все упирается в значение. Если у двух людей «тройка»: предмет – слово – лексическое значение, совпадают, то они понимают друг друга. Иначе мозг одного человека, анализируя, понимает мозг другого. Если нет, то они никогда не поймут друг друга. Мало того что этих «троек» много, но уже на начальном этапе кодирования возникают сложности. Например, предмет один, а названий-слов много и наоборот слово одно, а обозначает одно и несколько предметов. Но и это не главное. Главное, когда у людей одно и то же слово имеет разные лексические значения и разное количество этих значений. Существуют также слова, которые сложно привести к общему пониманию. Мы не можем дать точное определение словам, особенно абстрактным. И получается, все говорят «ножницы, ножницы», а количество предметов понимают все по-разному, в зависимости от образования. В грамматике существует много слов имеющих несколько определений и еще много понятий, у которых вообще нет четких определений. Но каждый использует эти слова в своих доказательствах. А если сюда привнести слова-понятия из другого языка, которые тоже не имеют четких определений, то создается гремучая смесь для мышления. Например, слово «пальто» мы первоначально воспринимаем как грамм. и лексич. ед. ч.. Предмет – слово. И только потом при обдумывании слова на предмет числа, мы находим, что есть варианты «красивое пальто» и есть «красивые пальто». Слово «пальто» обозначает по числу одну вещь и много вещей, а по качеству под слово «пальто» подойдет много конкретных вещей с разными размерами и фасонами. А как же принцип «слово – предмет»? Принцип уходит в признаки.

Когда мы говорим «горох», то представляем один предмет и слово «горох» масса. Множественность – продолжение единственности. Это слово еще выражает одно множество, в которое входит много горошин. Одна – горошина. Горох – лексич. мн. ч., а горошина – грамм. ед. ч. (горошины – мн.ч.). Хотя слово «горошина» лексич. выражает размеры предмета. Один предмет, одна штука – горох, а маленький предмет – горошина. Но слово «горошина» имеет также и ед. ч., поэтому она пересекается по числу со словом «горох». Уменьшительные и увеличительные формы слова имеют две формы грамм. числа. Все дело в двойном лексическом значении слова «горох». Например. Горох укатился под стол. Мы собирали весь горох. Хотя грамматически это слово ед. ч..

Значит есть грамм. число и есть лексич. Грамматическое число не соответствует лексическому. На это есть причины. А у лексического числа в предложении всегда есть две формы.

Слово может иметь лексическое значение числа как одного предмета, так и многих. Поэтому и лексическое значение числа одного слова может быть неопределенным. Лексическое значение числа слова наиболее точно определяется контекстом или сочетанием с именем числительным. Например. Все ножницы были развешаны на стендах. Он выронил ножницы, и они упали мне на палец. Лежали двое ножниц.

Есть грамматическое число, и есть лексическое.

«Плитка», как предмет, она одна и имеет ед. число. Единственость. Она входит в «многость», общность. Много «плитка» и есть мн. ч. Она входит в множество плиток (плитки) и это множество называется словом «коробка». Это множество, совокупность плиток. «Коробка» имеющая форму «многости» – коробки. Это не количество. Если назовем 33 плитки, то это уже количество. Количество всегда конкретно.

Но «плитка» не существует одна на свете. Есть и такая, и такая и много других плиток. Слово подразумевает существование «многого» или множества. «Плитка» – это название множества существующих плиток на свете.

Единичность не может существовать без существования множества. Как и множество не может существовать без выделения единичности.

Для счетных предметов.

Линейка множества.

Буква – буквы = страница – страницы = лист – листы = книга – книги = библиотека – библиотеки = фонд и т.д.

Ед. ч. (раздельное) – мн. ч.(раздельное множество) = множество ед. ч.– мн. ч. = множество….

Ед. ч.– мн. ч. = входят в множество.

Пролетариат (страны) – пролетариат (мира). Пролетарий - пролетарии. 1,2, 3 пролетария – пролетарии – пролетариат.

Кустарник – кустарник. Кустарники (пространственное разделение). Куст – кусты. 1, 2, 3 куста – кусты – кустарник.

Создатель теории множеств Георг Кантор говорил, что множество есть многое, мыслимое нами как единое. Слово «человек», а слово, выражающее это единое многое, множество «люди». Слова выражающего мн. ч. у слова «человек» нет. Множественность это не множество (-ость, не -ство).

В математике используется простая структура данных, когда между отдельными изолированными данными отсутствуют какие-либо взаимосвязи. Совокупность таких данных представляет собой множество. Множество не обладает внутренней структурой. Множество можно представить себе как совокупность элементов, обладающих некоторым общим свойством. У множественности присутствуют связи между единственностью. Множество в свою очередь, как единственное, может входить в другое множество.

Лексическое мн. ч. бывает в понимании слова-предмета как множественность (электроны).

Лексическое ед. ч. бывает в понимании слова как единичность (электрон).

Лексическое значение числа в словосочетаниях бывает и ед. и мн. ч., но подразумевает существование единичности и множества. Например, словосочетание «каждый электрон». Словосочетание «каждый электрон» мы понимаем, так что обязательно существует и множество электронов (электроны мн. ч.), из которого каждый электрон (ед. ч.) имеет какие-то связи. Выражение «каждый электрон» без признания существования множества, в единичном понимании – абсурдно. В подразумевании существования множества участвуют разные слова: каждый, более чем один, некоторое и т.д.

В современном русском языке значение грамм. числа не всегда соответствует своему лексическому значению числа. Так, существительное «сани» (они) имеет одну грамм. форму мн. числа, а обозначает лексически один предмет, существительное «листва» (она) – форму ед. числа, обозначает лексически множество. Из этого делается интересный вывод. «Поэтому категория грамм. числа (как и категория рода) имен существительных – в значительной степени формальная грамматическая категория».

Атавизм? Аппендицит? Если это соответствует действительности, то, что мешает эту формальность изменить и даже отменить? Ведь можно разговаривать, не используя категории числа и рода. Например, языки, не имеющие грамматической категории числа, тем не менее, обладают всеми возможностями для передачи смысла количеством. Обычно это делается добавлением слов аналогичных русским «один», «два», «несколько», «каждый», «много» и так далее. Интересно поговорить с таким русским человеком.

Это возврат на сотни лет назад или прорыв вперед? Это соответствует взгляду революционера на грамматические категории без учета исторических корней, основ и значений? Язык в своем развитии стремится к упрощению.

В языке существуют слова, часто иноязычные или древние при внесении или сохранении которых в современном языке, нарушаются принципы построения каких-нибудь грамматических категорий (число, род) и связь с лексическим значением. Это нарушение откладывает отпечаток на многие словоформы этих слов, а конкретно на другие грамматические категории (грамм. категории есть связанные между собой и не связанные), вызывая в языке много исключений из правил. Исключения из правил делают язык не «удобоваримым» для всех, особенно для иностранцев. Необходимы принципы русификации и адаптации этих слов. Адаптация всех слов по правилам, конечно, требует времени.

Встает вопрос, как определить грамматическое число слова? Сознательно.

Сначала надо определить грамматическое число существительного. Остальные части речи по числу в основном согласуются с ним. Это говорит о том, что сущ. – это основная именная часть речи.

«Грамматическим содержанием категории числа существительных, позволяющим разграничивать два соотносительных грамматических значения единственного и множественного числа, является понятие «один – более чем один (предмет)».

Источник: https://www.chitalnya.ru/encyclopedia/p/protivopostavlenie.php.

Но это определение числа слова с помощью лексического, смыслового понимания значения слов. А грамматически? У не русскоязычных людей, грамматическое число не всегда соединено с лексическим числом предметов.

Используем проверенный способ согласования слов с местоимениями.

Третье лицо личных местоимений непосредственно связано с грамм. числом существительного.

Правило для определения грамматического числа существительного.

Для удобства и быстроты определения грамм. числа существительного, его необходимо поставить в именительный падеж (кто, что) (дня – день, дней – дни).

Первый способ.

1. Устанавливаем сочетание слова (в Им. п.) и местоимений «он, она, оно».

а). Если слово сочетается с одним из этих местоимений, то это ед. ч.

Для проверки правильности определяем мн. ч. слова, иначе находим сочетание слова с местоимением «они».

б). Если слово не сочетается ни с одним из этих местоимений, то переходим к пункту №2.

2. Устанавливаем сочетание слова и местоимения «они».

а). Если слово сочетается с местоимением, то это мн. ч. Для проверки правильности определяем ед. ч., иначе находим сочетание слова с местоимениями «он, она, оно».

3. Если у рассматриваемого слова нет сочетаемости с приведенными местоимениями, то необходимо проверить форму именительного падежа слова.

Второй способ.

1. Устанавливаем сочетание рассматриваемого слова и слов – один, одна, одно.

а). Если рассматриваемое слово сочетается с одним из этих слов, то это ед. ч.

Для проверки правильности определяем мн. ч., иначе находим сочетание слова со словом «одни».

б). Если рассматриваемое слово не сочетается ни с одним из этих слов, то переходим к пункту №2.

2. Устанавливаем сочетание рассматриваемого слова и слова – одни.

а). Если рассматриваемое слово сочетается с приведенным словом, то это мн. ч. Для проверки правильности определяем ед. ч., иначе находим сочетание слова со словами один, одна, одно.

3. Если у рассматриваемого слова нет сочетаемости с приведенными словами, то необходимо проверить форму именительного падежа слова.

Местоимения и число.

Группу личных местоимений составляют слова: я, ты, он (она, оно), мы, вы, они. Следует обратить особое внимание на категорию числа у личных местоимений. Считается, что число местоимения – морфологическая не словоизменительная категория.

Потому, что «мы» не означает ‘много я’, а «вы» не означает ‘много ты’, а основное лексическое значение «мы» - это ‘я плюс еще кто-то’, а «вы» - это ‘ты плюс еще кто-то’.

Группу личных местоимений определяющих грамм. число составляют слова: он, она, оно – они. Третье лицо личных местоимений связано с грамм. числом слова, через категорию род. Потому, что эти местоимения не участвуют в диалоге. Диалог может быть направленным на независимое третье лицо в ед. или мн. ч., у которого существует четкое деление по роду. Ед. ч. связано с категорией род, а мн. ч. не связано.

Категории числа, как и род, являются результатом происходящих в развитии языка процессов упрощения, сокращения значений и слов в предложении. Разграничение единичного от множественного и есть категория числа (не один и много).

Способы выражения категории числа у существительных.

А). Изменение лексического числа соответствует изменению грамм. числа, без изменения лексич. значения.

1) морфологический (падежными окончаниями; окончаниями и суффиксами): буря – бури, брат – братья, машина – машины и т.д.

Грамматическим содержанием категории числа существительных, этих значений имеет свои формы выражения: для единственного числа – местоименные формы существительных (он она, оно) (сосед, стена, окно), для множественного числа – формы с флексиями -и(-ы), -а (соседи, стены, окна), суффиксами -j- (листья), -ес- (чудеса) и др.,

2) морфолого-фонетический (окончаниями совместно с изменением места ударения): волна – волны, окно – окна и т.д.

Б). Изменение лексического числа без изменения лексич. значения и грамм. числа.

1) синтаксический (формами согласования или сочетаемостью слов): новое такси – новые такси, единственные ворота – все ворота и т.д.

Значение числа у существительных выражается контекстом (пролетела большая птица – форма грамм. ед. ч. в лексическом значении мн. ч. «она»; в нашем лесу водится разнаяптица – форма грамм. ед. ч. в лексическом значении мн. ч. «они»).

Именно в контексте, синтаксически слово выявляет свое число и значения. Контекст не изменяя грамм. ч. слова определяет лексическое число и значение слова. (а лексический род?)

2). Количественно. Один паровоз – десять паровозов, двадцать паровозов – много паровозов – паровозы – «парк, депо». «Парк, депо» не просто много паровозов. Один человек – десять человек, двадцать человек – много человек – «люди». «Люди» не просто много человек. «Много человек» это мн. ч, «люди» это множество. Качественное различие слов.

В). Изменение лексического значения и числа не связано с грамм. числом.

1) супплетивный (образование от разных основ): ребенок – дети и т.д.

Супплетивные формы числа – это формы разделяющие слова по числу с помощью различного лексического значения множества.

Корова – коровы = стадо. Слово «стадо» не грамматическое мн. ч. слова «корова», а название лексического множества, в которое входит «корова». Множество, в которое входят коровы. Корова – ед. ч, коровы – грамм. мн. ч. Стадо – лексическое мн. ч. слов «корова» и «коровы».

Человек – «человеки» = люди.

Слово «люди» не грамматическое мн. ч. слова «человек», а название лексического множества, в которое входит «человек». Множество, в которое входят «человеки». Множество, в которое входит много человек. «Много человек» это мн. ч. слова «человек».

Слово «люди» название лексического множества, в которое входит «люд…». «Отдельные люди». Это ед. ч. слова «люди».

Человек – много человек, отдельные люди – люди.

Это лексическое значение категории числа, которое определяется словом или сочетанием слов. Двуформенность, иначе обязательность существование одиночественности и множественности, и одинокости и множества у любого лексического значения (ость – ства). Существование связанных понятий единственность и множественность, и множество (корова – коровы, человек – много человек, отдельные люди – люди) обязательное условие лексического значения числа любого слова. У слов «человек, люди» нет грамматической общей формы числа, а есть лексическая, по множеству. Не существует слов, у которых нет лексического выражения значения числа в словосочетаниях.

Лексическое выражение значения числа выражается в словосочетаниях. «Один паровоз и один паровоз». Мы понимаем, что «много провозов». Словосочетания упрощаются и заменяются словом «паровозы». Из ед.ч. рождается мн.ч..

Один человек и один человек – много человек – заменяется, упрощается словосочетание на множество «люди». Но все равно двуформенность по числу существует.

Все существительные разделяются по количеству образованных форм числа.

Существительные, которые имеют обе формы числа (книга – книги) и они относятся к группе слов с выраженным существованием двух форм числа. Двуформенные.

И существительные, которые имеют только форму единственного числа (ходьба) или множественного числа (сливки) и относятся к группе слов с невыраженнымсуществованием двух форм числа. Одноформенные. Их называют недостаточными (дефектными), так как у них нет парной формы числа. Это поверхностно и даже обидно.

К существительным с выраженным существованием двух форм числа относятся слова, обозначающие конкретные предметы, различные события, явления, факты, которые могут быть подвергнуты счету иначе которые могут сочетаться с количественными числительными. Дом - дома, плитка – плитки, озеро - озёра. Если предметы можно посчитать, то число слова часто двуформенное – имеет ед. и мн. ч.. Ед. ч. при этом стоит ближе к категории количества.

Можно слова по количеству форм назвать более точно: двуформенные и одноформенные, вариантные и невариантные, выраженные и невыраженные и т.д.

Такое подобное деление по формам наблюдается и в грамматической категории рода.

Мы будем в дальнейшем называть эти слова: двуформенные и одноформенные.

Одноформенные слова по грамм. числу составляют слова, имеющие только форму единственного числа (singularia tantum) или только форму множественного числа (pluralia tantum). Лексические значения таких существительных препятствуют сочетанию грамм. числа с лексич числом, с количественными числительными.

Singularia tantum (лат. «единственное только», ед. ч. singularetantum) – слова, которые имею только грамм. ед. ч. и имеют формы категории рода.

Pluralia tantum (лат. «множественное только», мн. ч. plurale tantum) – слова, которые имею только грамм. мн. ч. и не имеют форм категории рода.

Давно надо было русифицировать латынь в одно слово названия (singularia tantum) и (pluralia tantum). Например: Синги и плюры или синглы и плюралы, или сингуляры и мнотано, или едитантум и мнотантум и т.д.

У имен существительных, отсутствие лексического значения числа не препятствует выражению грамм. отношений числа – единственности или множественности.

Правило для одноформенных существительных. Существительные, у которых нет лексическогозначения числа, имеют форму только одного из грамматических чисел. Например: грамм. ед. число – молоко, серебро, золото и т.п.; грамм. мн. число – сливки, дрожжи, опилки и пр.

Приводится и такой взгляд на совокупность ед. и мн. ч..

Но ед. и мн. ч. вместе образуют единую категорию грамм. числа. Приведем значения, которые присущи словам, противопоставленных друг другу по каким-либо признакам: близко – далеко, хороший – плохой, молодость – старость, не добрый, а злой, не мягкий, а твердый.

«Противопоставление или антитеза. Состоит в сопоставлении совершенно противоположных предметов или явлений, с целью сильнее подействовать на душу человека быстрой сменой противоположных впечатлений».

Это только с первого взгляда кажется, что имя существительное - очень простая часть речи. На самом деле она имеет множество вариантов написания, произношения и употребления. Общее грамматическое значение имени существительного и все самые важные моменты будут отмечены в этой статье. Здесь будет изложено все, что необходимо знать об этой части речи, чтобы не делать глупых ошибок в произношении и на письме. Некоторые не знают, какова роль имени существительного в предложении Разберемся более подробно в нашей статье.

Что это за часть речи

В первую очередь следует разобрать общее грамматическое значение существительного. Здесь проблем возникнуть не должно. Поскольку всем известно, что имя существительное относится к самостоятельным частям речи и обозначает предмет. К нему можно задать всего два вопроса: кто? или что?

Следует запомнить что существильное может обозначать:

  • вещи (например, компьютер, шкаф, телефон);
  • людей (женщина, мужчина, ребенок, юноша);
  • вещества (чай, борщ, молоко);
  • все живые существа (собака, лошадь, тигр, микроб);
  • разнообразные события и природные явления (ураган, дождь, война);
  • разнообразные действия, свойства веществ, черты (красота, прыжок, злость).

Таким образом, общее грамматическое значение существительного не вызовет затруднений при изучении. Правило легко запомнить. Его знают все дети начальных классов.

Разряды

Если общее грамматическое значение существительного понятно, то можно переходить к следующему разделу, который уже более подробно расскажет об этой части речи. Существительное делится на четрые разряда:

  • Собственные.
  • Нарицательные.
  • Одушевленные.
  • Неодушевленные.

В первую очередь следует рассмотреть собственные и нарицательные.

Из первого названия можно сделать вывод, что собственные существительные - это конкретные названия, которые могут обозначать только один предмет или человека и больше ничего другого.

Сюда относятся не только имена людей, но и клички животных, а также имена древних богов, о чем часто забывают ученики. Также в этот список включаются названия городов и стран, а также других географических объектов. Далее названия планет, галлактик и всех остальных астрономических наименований. Также к числу собственных имен существительных относятся названия всех праздников, названия предприятий и организаций, государственных служб и т.п.

Важно, не терять границ между именами Поскольку в русском языке допускается переход нарицательного в собственное и наоборот.

Далее следуют одушевленные и неодушевленные существительные. Здесь уже ситуация немного проще. В этом разделе главное запомнить то, что одушевленными могут быть только люди и животные. Все остальные существительные являются неодушевленными.

Также стоит запомнить то, что, когда одушевленное существительное ставится во множественное число, то форма винительного и родительного падежей совпадают. А у неодушевленных во множественном числе совпадает форма винительного и именительного.

Категория падежа

Данный раздел предусматривает деление существительного на склоняемые и несклоняемые. Ко второй группе относится небольшое количество слов, которые в любом падеже имеют одну форму. Все остальные слова склоняются по падежам и меняют свою словоформу.

Категория числа

Имя существительное имеет три группы числа:

  • слова, которые имеют две формы: и едиственное, и множественное: палец - пальцы;
  • слова, которые выступают только в единственном числе: крупа, горох, морковь;
  • существительное только во множественном числе: сутки, духи, грабли.

Категория рода

Категорию рода имеют существительные, которые можно ставить в форму единственного числа. Они могут делиться на мужской, женский и средний род. Есть отдельная группа существительных, которые отностся к общему роду, но их не так много.

Чтобы определить род существительного необходимо согласовать его с именем прилагательным, глаголом или причастием.

Интересной категорией является общий род. Сюда относится около 200 слов русского языка. Все они в большинстве случаев относятся к разговорной речи. Это слова, которые стоят в именительном падеже единственного числа и имеют окончание -а. Обычно они характеризуют предмет или лицо по какому-то признаку. Они придают речи некие краски и эмоции. Чтобы было понятнее, к таким словам относятся: пьяница, обжора, плакса и другие.

В русском языке есть некоторые слова, род которых определить проблематично. Такие слова рекомендуется просто запомнить, чтобы не наделать ошибок. Одним из таких слов является слово "кофе". Многие относят его к среднему роду, но нет. "Мой кофе" - это всегда мужской род.

Склонение

В русском языке есть три на которые делятся имена существительные. Определить склонение существительного достаточно просто, нужно лишь запомнить категорию рода и окончание.

Так, к первому склонению относятся существительные мужского и женского рода, которые в именительном падеже имеют окончание -а, -я. Второе склонение - это существительные мужского рода, которые окончания не имеют, или, как говорят учителя русского языка, имеют нулевое окончание и средний род с окончанием -о, -е. И третье склонение - это имена существительные жеского рода, которые не имеют окончания.

Употребление имен существительных в художественной речи

Употребление имен существительных в художественной речи - это очень важный момент. К сожалению, школьная программа не предусматривает рассмотрение подобной темы, но она крайне необходима ученикам. Часто в старших классах ученики начинают делать ошибки в сочинениях и затрудняются в тех случаях, когда учитель просит найти в тексте метафору, которая выражена именем существительным.

Вообще, в художественном тексте существительное может быть не только метафорой. Оно может придавать тексту определенных красок, эмоций, экспрессии. Учителям нужно делать акцент на этом, чтобы детям было проще составлять сочинения и разбирать литературные тексты.

Вывод

В статье было подробно рассказано об общем грамматическом значении существительного, его категориях, склонениях и вариантах употребления.

Следует обратить внимание на существительные только во множественном числе, такие слова нужно знать наизусть. Особое внимени уделить роду и склонениям.

Если отнестись к процессу изучения языка со всей ответственностью, то серьезных проблем у вас не возникнет.

Грамматическое значение числа является номинативным. Формы
единственного числа называют один предмет, формы множественного
числа - неопределенное множество предметов, в том числе и два пред-
мета. А. А. Потебня отмечал, что, когда в языке было двойственное чис-
ло, представление о много начиналось с трех, после утраты двойствен-
ного числа оно начинается с двух 43 . Другими словами, наши предки
считали не так, как мы считаем. Мы считаем: один, много, а они счита-
ли: один, два, много.

Грамматическое значение числа участвует в формировании объек-
тивного, отражающего действительность, содержания предложения
(в синтаксисе оно называется диктумным). В референтно ориентирован-
ных высказываниях выбор форм числа для носителей языка релевантен.
Это совсем не одно и то же, скажем ли мы Под крышей свила гнездо ла-
сточка
или Под крышей свили гнезда ласточки.

Грамматическое значение числа имеет такие особенности.

1) Оно формируется на основе бинарного противопоставления со-
относительных морфологических форм при сохранении лексического
значения слова: дом -> дома, страна -> страны, окно -> окна. Ни в слу-
чаях типа снег 1 снега, нежность 1 нежности, ни в smgulana tantum, ни
в pluraha tantum окончание словоформы не выражает номинативного
значения числа. Флексия числа имеет грамматическую семантику толь-
ко при противопоставлении форм с одним и тем же лексическим значе-
нием. Когда лексема pluraha tantum называет считаемый предмет, пред-
ставление о количестве или передается контекстом, или опирается на
некий жизненный опыт, знание типовых жизненных ситуаций. Напри-
мер, можно полагать, что в предложении На мальчике были дырявые
джинсы
словоформа джинсы называет один предмет, но это никак не
связано с окончанием.

Грамматическое значение числа реализуется только при словоизме-
нении.

2) Грамматическое значение числа зависит от референтной ориен-
тации существительного в высказывании. Например, в предложении
Грузины живут на Кавказе словоформа множественного числа выража-
ет значение совокупности, так как грузины представлены здесь как
класс, как нация. Та же самая словоформа не может иметь этого значе-
ния в условиях конкретной референтной соотнесенности: На вокзале
к нему подошли грузины.
См. также: Волк - осторожное животное и Из
зоопарка убежал волк.
В первом случае форма единственного числа име-
ет значение совокупности, во втором - единичности. Контекстные ус-



А А Потебня Из записок по русской грамматике Т 1-2 1958 С 50
56


ловия употребления форм числа могут модифицировать грамматиче-
ское значение числа.

3) Зависимость от контекстных условий проявляется не только
в модификации грамматического значения. Коррелятивная форма чис-
ла (как правило, единственного) может употребляться безотносительно
к идее счета вообще. Например, в предложении Люблю грозу в начале
мая <...>
(Тютчев) форма ед. ч. грозу выбирается для обозначения явле-
ния как такового. В ней не акцентируется ни значение один, ни значе-
ние несколько. Контекст может нейтрализовать номинативное значение
числа.

Нейтрализации числовой семантики может способствовать синтак-
сическое место, занимаемое существительным. Когда существительное
оказывается в наречной позиции, его числовое значение нередко как бы
отходит на второй план, становится незначимым для высказывания,
и говорящий выбирает форму числа в соответствии с узусом, без опоры
на количественные отношения: Но невеста молодая. До зари в лесу блу-
ждая, Между тем все шла да шла И на терем набрела
(Пушкин). В при-
веденном тексте нельзя заменить единственное число слова заря на мно-
жественное, хотя в других случаях это существительное может употреб-
ляться с опорой на числовое противопоставление: ср. 1) А зори здесь ти-
хие
(Б. Васильев); 2) Одна заря сменить другу Спешит, дав ночи полчаса
(Пушкин).

Особо надо отметить позицию при связке в составном именном
сказуемом, где действует правило так называемого смыслового согласо-
вания с подлежащим, и форма числа в сказуемом бывает предопределе-
на формой подлежащего: Петушок мой золотой Будет верный сторож
твой
(Пушкин).

Грамматическое значение числа релевантно в тех условиях, в кото-
рых сохраняется возможность выбора морфологической формы.

4) Число зависит также от лексики. Как уже отмечалось, эта связь
проявляется в возможностях формообразования, многие существитель-
ные не употребляются во множественном числе по причине своего ле-
ксического значения. Это значит, что лексическое значение может «за-
черкивать» грамматическую семантику числа.

Примечание. Возникающие в обществе (и у отдельных личностей) по-
требности могут преодолевать указанный лексический барьер К при-
меру, слово инициатива, развив в себе значение "предложение, на-
правленное на достижение результата", в современном общественно-
политическом языке стало активно употребляться в обоих числах

§ 30. Основные контекстные (синтаксические) значения
форм единственного и множественного числа

Формы ед. ч. могут иметь:


1) значение единичности- Белеет парус одинокий (Лермонтов), Се-
дой мудрец младому другу Кричит вослед Счастливый путь" Прости, лю-
би свою супругу. Советов старца
не забудь 1 (Пушкин);

2) значение совокупности (множественности, класса). Вчерашний ве-
чер помню живо Синели глубью небеса. Лист трепетал, красноречиво
Глядели звезды нам в глаза
(Фет); Читатель, расскажу ль тебе. Куда кра-
савица девалась?
(Пушкин); Ведь совершенства тоже нет на земле, а все-
таки всякий стремится к нему умный желает быть умнее, ученый -
ученее, добродетельный - добродетельнее, ну, а богатый желает быть
еще богаче
(А. Островский); Изведал враг в тот день немало. Что значит
русский бой удалый
(Лермонтов);

3) дистрибутивное или распределительное значение: И царевна очу-
тилась В светлой горнице, кругом Лавки, крытые ковром
(Пушкин) -
каждая лавка покрыта ковром; Поседели твои волосы Глаза Замутила,
затуманила слеза
(Ахматова);

4) форма употребляется безотносительно к счету: То змейкой, свер-
нувшись клубком, у самого сердца колдует <...>
(Ахматова).

Примечание. Окончания единственного числа тех слов, у которых фор-
мы числа нетождественны по лексическому значению (ум /умы, хлеб 1
хлеба, трава 1 травы, колкость 1 колкости, посадка 1 посадки)
так же,
как и у smgulana tantum, числа не выражают (Он торгует золотом
и лесом),
однако формы множественного числа в таких случаях грам-
матическое номинативное значение утрачивают не всегда в отвле-
ченных существительных оно обнаруживается регулярно (копченость
1 копчености, посадка 1 посадки),
в вещественных - нерегулярно
(ср 1) снег 1 снега, песок 1 пески, лед 1 льды и 2) трава 1 травы)

Формы множественного числа выражают:

1) значение неопределенного множества дискретно существующих
предметов: Ведь есть Такие праздные счастливцы. Ума недальнего ле-
нивцы, которым жизнь куда легка 1
(Пушкин); Целый день спят ночные
цветы <...>
(Фет);

2) значение множественности как некой совокупности: Фернандо
толстый, а толстые много едят
(В. Токарева); И не знать, что от
счастья и славы безнадежно дряхлеют сердца
(Ахматова);

3) форме можно приписать и значение единственного, и значение
множественного числа (немаркированное
употреблениеформы): Когда
я пришел в себя, коробка исчезла Должно быть, ее выбросили санитары
(Паустовский) К тому же у него дезертиры шинель уперли (Н. Остров-
ский) - примеры Е. Н. Прокопович;

4) с опорой на контекст формы множественного числа могут назы-
вать один предмет. Такое употребление всегда стилистически окрашено

Ах, боже мой, еще фикусы с собой возят Куда же он с ним денется
(Катаев) - пример Е. Н. Прокопович.


Окончания форм числа в pluralia tantum грамматического номина-
тивного значения не имеют.

Грамматическая форма определяется как регулярные видоизменения слова, имеющие различные грамматические значения. Например, форма 1 лица ед. ч. настоящего времени пишу, читаю, вижу или форма прошедшего времени мн. ч. писали, читали, видели.

В морфологии возможно двоякое употребление термина грамматическая форма. Во-первых, грамматическая форма может пониматься как абстрактный образец в отвлечении от конкретных слов: форма прилагательного ед. ч., женского рода, И. п. Эта форма может быть представлена в разных словах: красная, деревянная, скучная.

Другое применение термина – в значении формы конкретного слова: форма И.п. ед.ч. существительного спина. Для терминологического разграничения вводится понятие словоформы . Словоформа – конкретное слово в какой-либо грамматической форме: в саду – это словоформа слова сад.

В содержании словоформы различают несколько моментов. Во-первых, выделяют лексическое значение, во-вторых – словообразовательное (или деривационное) значение, которое, с одной стороны, участвует в формировании лексического значения, а с другой - несет информацию о частеречной принадлежности слова. Например, в слове учитель словообразовательное значение лица выражено суффиксом –тель , который также сигнализирует о том, что это слово – существительное. В-третьих, в слове выделяют грамматические реляционные значения, которые выражаются либо флексией (окончанием), либо другими способами (см. об этом ниже). Например, в слове учитель грамматические значения рода, числа, падежа выражаются нулевым окончанием.

Ср.: лексическое значение реляционное значение

Учи + тель + Ш

деривационное

Значение

грамматическое значение

Грамматические значения противопоставлены лексическим по способу выражения значений: грамматические значения имеют регулярное выражение в виде аффиксов, иногда самих корней (явление супплетивизма), повторов (редупликации), несегментных единиц, служебных слов или сочетаний самостоятельных слов. Лексические значения лишены такого регулярного выражения.

Грамматические значения имеют абстрагированный характер и присущи ряду слов, а не одному слову. Абстрагированный характер грамматических значений проявляется, в частности, в таких примерах, где значение предметности – частеречной характеристики существительных - обнаруживается у слов, корни которых выражают действие –ход, бег. Грамматическое значение повторяется в ряде слов, лексическое – индивидуально.

Рассмотрим подробнее способы выражения грамматических значений. Различаются синтетические и аналитические способы. При синтетическом (простом) способе грамматические значения выражаются посредством морфем – реляционных, формообразующих и даже корневых. При аналитическом (сложном) способе грамматическое значение выражается сочетанием слов – знаменательного и служебного или знаменательного и знаменательного, а также редупликацией, порядком слов и интонацией.

Примерами реляционных аффиксов являются: КУКЛ А -КУКЛЫ

КРАСНЫЙ – КРАСНАЯ – КРАСНЫЕ, ХОДИЛШ -ХОДИЛ А - ХОДИЛИ,

где флексии выражают значение рода и числа. Формообразующие аффиксы используются, например, для выражения значений прошедшего времени - ХОДИЛ, ВИДЕЛА.

Грамматические значения могут выражаться разными корнями, такой способ называется супплетивизмом: хороший – лучше, плохой – хуже, я – мне. Кроме названных синтетических способов, используется еще внутренняя флексия и ударение. Внутренняя флексия – грамматическое средство, представленное чередованием фонем (историческим, или грамматическим), служащим для выражения грамматических значений: в английском языке tooth (зубы) - teeth (зуб), man (мужчина) – men (мужчины). Ударение служит единственным средством разграничения форм ед. ч. Р. п. и мн. ч. И. п. у слов пбруса – парусб, лэга – лугб.

Аналитические способы, представляющие собой сочетание двух слов, знаменательного и служебного, наблюдаются в примерах: буду писать, написал бы. В примере я ходил, ты ходил, он ходил категория лица выражена отдельными самостоятельными словами – местоимениями. Другим средством выражения грамматических значений является редупликация. Это явление состоит в повторении или слога, или корня, или целого слова. Например, еле-еле, чуть-чуть. В некоторых языках редупликация распространена довольно широко. Например, в отдельных языках Африки редупликация является средством выражения множественного числа, в индоевропейском праязыке редупликация использовалась для выражения значения длительности в глагольных основах. Разная интонация разграничивает предложения со значением вопроса и побуждения: Направо? – Направо! В примерах два часа и часа два порядок слов влияет на выражение значения конкретного и приблизительного времени.

Словоформы одного слова составляют парадигму. Парадигмы могут быть полными и частными, полными и неполными. Парадигмы многих слов оказываются очень сложными. Например, падежная парадигма существительного складывается из падежных словоформ единственного и множественного числа. Падежные формы, объединенные грамматическим значением единственного числа или значением множественного числа, являются частными парадигмами внутри полной парадигмы. Полная парадигма может состоять из двух, трех, четырех и более частных парадигм. Например, полная парадигма прилагательного состоит по крайней мере из пяти частных. В парадигме слова может отсутствовать какая-либо частная парадигма. Например, у собирательных существительных отсутствуют формы множественного числа. Такие парадигмы называют неполными.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...