В чем проявляется интегративность целей дополнительного образования. Перспективы интеграции общего и дополнительного образования. Вопросы для самопроверки

Интеграция является важнейшим фактором развития современного общества. Интеграционные процессы идут сегодня в экономике, политике, культуре, науке, отражая глобальную тенденцию движения к единому миру.

В последние годы все большую актуальность приобретает тема интеграции школы и учреждений дополнительного образования. Она родилась в педагогической практике в 80-е годы ХХ века и осуществлялась по инициативе отдельных руководителей-новаторов в русле поиска новых путей развития школы. Следует заметить, что сотрудничество школы с внешкольными учреждениями имело место всегда, но интеграция – это не просто сотрудничество, это слияние в единую социально-педагогическую систему. Это процесс сложный, связанный с преодолением ведомственных барьеров, поисками дополнительного финансирования и предполагающий работу двух коллективов в напряженном инновационном режиме.

В 90-е годы практика создания интегративных образовательных комплексов “школа – УДО” была продолжена, но не стала массовой ввиду организационных и финансовых сложностей. Однако, она получила официальное признание как действенная и прогрессивная. В Концепции модернизации Российского образования, Межведомственной программе развития системы дополнительного образования детей на 2002-2005 подчеркивается важность взаимодействия образования и культуры, школы и учреждений дополнительного образования. Кроме того, предстоящий переход на профильное обучение также предполагает интеграцию школы с дополнительным образованием. Дополнительное образование многогранно. В данной статье мы сконцентрируем внимание на учреждениях начального художественного образования, т.е. на школах искусств, и покажем возможности построения образовательных комплексов “средняя школа – школа искусств”.

Каждая интегративная модель уникальна. Школа искусств может развернуть свою деятельность

в одном классе (гимназия № 2 г. Арзамаса, московские школы № 744, 739 – музыкальные классы);
в одной параллели (театральные классы в московской школе № 624);
в одной вертикали (филиал детской хоровой школы Костромы работает с 1“Б” по 11“Б” средней школы № 4);
в целом звене : филиал Детской художественной школы Сарова работает с детьми среднего звена школы № 7 (5-8 классы); филиал Детской школы искусств №1 – в начальных классах (с 1 по 4 кл.) школы № 5 этого же города.

Итак, вариантов слияния множество. Это касается как формы, так и содержания. Однако, зададимся вопросом: зачем учреждения, принадлежащие к разным ведомствам и работающие в стабильном режиме, встают на путь интеграции?

На решение юридических лиц объединить работу педагогических коллективов влияет целый ряд факторов, главный из которых – демографический. И средние школы, и учреждения дополнительного образования переживают сегодня непростую ситуацию с набором учащихся. На практике идет борьба за каждого ребенка, которая по сути есть борьба за выживание самого учебного заведения. Интеграция с учреждением культуры делает общеобразовательную школу привлекательной для родителей будущих первоклассников, наделенных правом выбора учебного заведения. Для школы искусств – это прекрасная возможность стабилизировать контингент учащихся и обеспечить нагрузку педагогам.

Инициатива, как правило, исходит от основной школы – именно она пускает под свою крышу дополнительное образование. Параллельно с принятием принципиального решения идет выбор содержания дополнительного образования, которое должно влиться в основное и обогатить его. Этот выбор обусловлен профилем школы, ее концептуальными и методологическими установками. Так, саровский лицей № 3 счел для себя приемлемым архитектурно-строительное направление. Педагоги Детской школы искусств № 1 занимаются с юными лицеистами конструированием из бумаги и других материалов сложных композиций, что вполне соответствует математическому складу ума учащихся. Средние школы гуманитарного профиля № 5 и 7 избрали в качестве направлений дополнительного образования соответственно музыку и ИЗО, пригласив к сотрудничеству музыкальное отделение школы искусств №1 и художественную школу.

В 1997 году средняя школа № 20 г.Саров, испытывавшая в то время проблемы с набором учащихся, выступила инициатором объединения деятельности со школой искусств № 2, предложив открыть филиал на базе начального звена. ДШИ № 2 ведет работу с детьми по 8 специальностям. Для филиала в общеобразовательной школе была выбрана специальность “фольклор”.

Идея занятий фольклором была принята всеми: работниками двух школ, которым предстояло отныне сотрудничать, Администрацией города (Учредитель), выделившей финансирование под данный проект, а также родителями будущих первоклассников. Если в 1997 году школе № 20 удалось набрать только один первый класс, то в 1998 г. (а это год открытия филиала) первых классов было два. Добавим, что по сей день проблем с набором нет, и это говорит о популярности школы среди горожан.

Подготовительный этап проектирования комплекса был посвящен составлению нормативных актов, регулирующих взаимоотношения сторон и определяющих пути совместной работы. Приведем выдержки из "Положения о филиале фольклорного отделения ДШИ № 2 на базе муниципальной средней общеобразовательной школы № 20". В этом документе определена цель работы: "систематическое нравственно-эстетическое воспитание и развитие каждого учащегося начальных классов". Здесь же сформулированы задачи, стоящие перед филиалом:

  • 100% охват учащихся 1-4 классов школы художественной деятельностью;
  • развитие творческого потенциала учащихся через занятия искусством;
  • выявление одаренных детей для дальнейшего обучения фольклору в подростковом возрасте;
  • предоставление малообеспеченным семьям возможности дать своим детям полноценное дополнительное образование.

В главе "Положения", касающейся организации работы, закрепляются следующие ключевые моменты: "Режим работы филиала соответствует режиму школы. Групповые занятия фольклорного отделения включаются в школьное расписание; индивидуальные – проводятся после школьных уроков и во время динамических пауз. Управление работой филиала осуществляют администрация школы 20 и администрация ДШИ. Общий контроль, создание нормативных документов, развитие материальной базы осуществляют директора обоих учреждений. Составление расписания, проверка занятий, замещения уроков, решение организационных вопросов – функции курирующих завучей двух школ." Итак, нет главной школы и нет второстепенной – обе они находятся на равных позициях. Это партнеры, делающие одно дело.

Принципиально важным здесь является вопрос о расписании. Практика показывает, что в большинстве общеобразовательных школ уроки подобных филиалов выносятся за пределы основного расписания, на послеобеденное время. Но в этом случае теряется смысл сотрудничества: школа искусств автоматически уходит на 2-й план, на положение кружка, ее уроки представляются необязательными, их значение в детском сознании падает, далее – пропуски занятий, отставание от программы и заявления на отчисление. По сути, средняя школа в такой ситуации выглядит просто арендодателем, безвозмездно предоставляющим свои площади для занятий искусством – нет слияния, нет общей работы.

В нашем случае обеими сторонами осознается недопустимость подобного подхода к учебному процессу. В качестве примера приведем расписание некоторых классов на 2004-2005 учебный год (Приложение 1 ). Мы видим, что групповые уроки школы искусств (выделены курсивом) органично включаются в основное расписание. Индивидуальные же дисциплины продолжительностью 0,5 часа вынесены за его пределы: преподаватели русских народных инструментов и общего фортепиано работают по особому расписанию. Дети приходят на индивидуальные занятия из группы продленного дня. Здесь нельзя не отметить роль учителя начальных классов: это помощник педагогов филиала. Младшие школьники живут по звонку, а индивидуальные занятия у каждого в свое время – риск пропустить или опоздать велик. Школьный учитель имеет расписание всех уроков школы искусств и контролирует их посещение детьми своего класса. Это еще один момент заинтересованного сотрудничества – здесь уже на уровне учителей.

Итак, все специальные уроки проводятся во время пребывания ребенка в общеобразовательной школе. С 15.00 ч. дети свободны, впереди полдня для приготовления уроков, прогулки, спорта, занятий по интересам, отдыха. На протяжении шести лет такая практика работы полностью себя оправдала: довольны и ученики, и родители.

К занятиям школы искусств дети относятся с искренним интересом. Они разучивают массу песен, танцев, игр, знакомятся с народными обрядами. Ежегодно во всех классах готовятся мероприятия, связанные с традиционными праздниками народного календаря, в которых участвуют и педагоги, и ученики. Эти мероприятия перерастают рамки обычных концертов: иногда они идут несколько дней и необязательно в помещениях школы – некоторые из них проводятся на улице, а особо значимые – в залах ДШИ № 2, которые оборудованы световой и звуковой аппаратурой высокого класса. К народным праздникам часто бывают приурочены детские музыкальные конкурсы, а также занятия прикладным искусством (в этом случае к детям приходят преподаватели ремесленно-художественных отделений ДШИ № 2). Замечу, что для проведения таких занятий школа отдает уроки труда – в этом также видна тенденция к слиянию и взаимопроникновению двух учебных заведений.

План масленичной недели 2004 г. (Приложение 2 ) иллюстрирует данную область работы и показывает разнообразные формы совместной деятельности обеих школ по нравственно-эстетическому воспитанию детей средствами народного искусства. Говоря же о методах работы, выделим метод "погружения" в традицию или включенного действия, который в современной фольклористике характеризуется следующими элементами:

  • активное включение всех участников в действие;
  • знание самой традиции;
  • переключение деятельности (с познавательной – на игровую, с художественной – на коммуникативную и др.);
  • сочетание традиционного и современного материала.

Работая вместе, школы стремятся создавать детям "социальную ситуацию развития" (Выготский Л.С.), поле деятельности, позволяющее реализовать себя, самоутвердиться через творчество. Школьники включены в интенсивную концертную работу. Они выступают перед людьми, принадлежащими к разным возрастным и социальным группам. Их зрители – воспитанники детских садов и сверстники, воины застав и обитатели Дома престарелых. Ребята доставляют людям радость соприкосновения с родной культурой, и это позволяет им понять значимость своего дела. Самоутверждению помогают смотры и конкурсы, на которых наши дети, как правило, занимают призовые места. Ежегодно приходится выезжать на фестивали в другие города. В каждом из этих случаев детей сопровождают учителя, а иногда и завучи обеих школ, а их успех воспринимается как общая победа. Таким образом, сотрудничество образовательных учреждений выходит за пределы не только школьных стен, но и за пределы города.

Накануне третьего выпуска учащихся, весной 2004 года, была проведена диагностика результативности экспериментальной работы, которая выявила, что выпускники интегративного комплекса обладают развитыми эстетическими, нравственными, гражданскими и социальными качествами, которые в дальнейшем позволят им успешно самореализоваться, занять достойное место в обществе, достичь вершин в профессиональной деятельности.

Шестилетний опыт совместной работы двух учебных заведений разной ведомственной принадлежности позволяет определить, что же дает интеграция всем субъектам образовательного процесса, школам, городу, обществу в целом.

Дети:

1. Приобретают возможность получить дополнительное образование, не выходя из школьных стен.

2. Интегрированное расписание позволяет проводить уроки школы искусств в первую смену. У детей есть время на занятия по интересам (спорт, техническое творчество, компьютерный клуб и др.).

3. Гуманистическая, личностно-ориентированная, адаптивная среда комплекса, вариативные учебные планы, индивидуальные образовательные маршруты позволяют создать позитивно окрашенную и богатую эмоциями учебную атмосферу, в которой раскрывается творческая индивидуальность каждого.

Родители:

Получают возможность дать детям полноценное дополнительное образование одновременно с основным школьным в 1 смену (отпадает необходимость провожать ребенка в школу искусств и обратно, затрачивая на это рабочее или личное время).

Общеобразовательная школа:

1. Практика “2-х школ под одной крышей” привлекла внимание горожан. С начала работы в ней Филиала ДШИ набор учащихся в первые классы осуществляется без проблем.

2. Школа приобрела специалистов высокого уровня (музыкантов, вокалистов, хореографа), которые активно участвуют в организации культурной жизни всей школы (не только младшего звена).

3. Школа заняла лидирующее место среди 18 школ города по эстетическому воспитанию (результаты смотров, фестивалей, объем и качество концертной работы), что способствует укреплению ее авторитета и популярности в городе.

4. Расширились и укрепились контакты школы с учреждениями культуры, что открыло новые возможности для воспитательной работы.

Школа искусств:

1. Стабилизировался контингент учащихся.

3. Расширились и укрепились контакты школы с учреждениями системы образования, что открыло новые возможности для воспитательной работы и методического совершенствования.

Общество:

1. В городе появился очаг национальной культуры, создающий условия для нравственно-эстетического и гражданского воспитания подрастающего поколения.

2. Возникновение нового образовательного пространства объединило в себе учреждения образования и культуры. Общая работа сгладила границы между ведомствами.

3. Работа УВК “общеобразовательная школа – школа искусств” дает другим школам пример решения застарелой проблемы, связанной с крайне малым количеством часов, отводимых учебными планами на предметы эстетического цикла. Интеграция со школой искусств предоставляет реальную возможность осуществлять полноценное эстетическое образование учащихся, формировать художественный вкус и эстетические потребности, противодействуя тем самым падению культуры общества. Важное значение имеет и тот факт, что вместе с детьми к миру искусства приобщаются и их родители.

4. Динамичное, постоянно расширяющееся образовательно-воспитательное пространство, существующее вокруг комплекса, предоставляет широкие возможности для утверждения детей в социуме через национальное искусство, для их идентификации как носителей культуры своего народа и, в конечном итоге, для становления гражданской позиции и патриотического сознания школьников.

Таким образом, интеграция школы и учреждения культуры активно способствует решению задач патриотического и духовно-нравственного воспитания детей, которые поставлены перед образовательными учреждениями Правительством России.

Опыт двух саровских школ, описанный нами в данной статье, может иметь не только познавательное значение: в ближайшее время он может стать “пособием по выживанию”. В связи с готовящимися изменениями законодательной базы, бесплатные кружки в школах уходят в прошлое. Будущее учреждений дополнительного образования также не вызывает оптимизма. Реально оценивая перспективы, на путь интеграции со школами искусств вступило уже 7 из 18 средних школ г.Саров (№№ 3, 5, 7, 12, 13, 14, 20).

Для руководителей, заинтересованных в сохранении дополнительного школьного образования, считаю целесообразным дать отработанный нами на практике алгоритм действий по созданию филиалов школ искусств:

  1. Два юридических лица приходят к соглашению о сотрудничестве.
  2. Учредитель дает принципиальное согласие на открытие в конкретной школе филиала школы искусств.
  3. Школа искусств получает лицензию на право ведения образовательной деятельности в новом структурном подразделении.
  4. Выделяется необходимое для данного проекта финансирование.
  5. Вносятся изменения в Уставы обеих школ.
  6. Создаются локальные акты, регулирующие отношения сторон:
  7. Договор о совместной работе;
  8. Положение о филиале учреждения культуры на базе средней школы.
  9. Разрабатываются учебные планы филиала с учетом специфики избранного вида искусства (театр, ИЗО, музыка…), существующих нормативов и санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к учебному процессу.
  10. Создается материально-техническая база филиала.
  11. Комплектуются педагогические кадры для работы в филиале.
  12. Комплектуются кадры учащихся филиала.
  13. Составляется учебное расписание, учитывающее интересы двух сторон.
  14. Начинается учебный процесс.

Практика показала, что интеграция с общеобразовательной школой дает школе искусств возможность жить и осуществлять свою высокую культурную миссию, а стране – возможность сохранить очаги подлинной культуры, где воспитываются духовно богатые люди, гуманисты и патриоты.

Приложение 1

РАСПИСАНИЕ НА 2003-2004 УЧЕБНЫЙ ГОД

понедельник

1. Чтение
2. Математика
Динамическая пауза:
Инд.занятия *
3. Русский язык
4. ИЗО
Инд. занятия

понедельник

1. Чтение
2. Математика
Динамическая пауза:
Инд.занятия *
3. Русский язык
4. ИЗО
Инд. занятия

понедельник

1. Русский язык
2. ИЗО
3. Математика
4. Литература
5. Фольклорный ансамбль
6. Сольфеджио
Инд. занятия*

понедельник

1. Русский язык
2. Математика
3. ИЗО
4. Литература
5. Сольфеджио
6.Фольклорный ансамбль
Инд. занятия*

вторник

1.Чтение
2. Русский язык
Динамическая пауза:
Инд.занятия
3. Математика
4. Труд
Инд. занятия

вторник

1. Чтение
2. Русский язык
Динамическая пауза:
Инд.занятия
3. Математика
4. Труд
Инд. занятия

вторник

1. Вок.ансамбль/ танец ***
2. Математика
3. Русский язык
4. Литература
5. Инструм. ансамбль
Инд. занятия

вторник

1. Математика
2. Вок.ансамбль/ танец ***
3. Русский язык
4. Литература
5. Народное творчество
Инд. занятия

среда

1. Русский язык
2. Математика
Динамическая пауза:
Инд.занятия
3. Танец
4. Нар. творчество
Инд. занятия

среда

1. Русский язык
2. Математика
Динамическая пауза:
Инд.занятия
3. Нар. творчество
4. Танец
Инд. занятия

среда

1. Русский язык
2. Физкультура
3. Математика
4. Природоведение
5. Народное творчество
6. Танец

среда

1. Физкультура
2. Математика
3. Русский язык
4. Литература
5. Танец
Инд.занятия

четверг

1. Чтение
2. Русский язык
Динамическая пауза:
Инд.занятия
3. Математика
4. Вок. ансамбль
Инд. занятия

четверг

1. Чтение
2. Русский язык
Динамическая пауза:
Инд.занятия
3. Вок. ансамбль
4. Математика
Инд. занятия

четверг

1. Танец /вок. ансамбль
2. Математика
3. Русский язык
4. Литература
5. Инструм.ансам./Танец
Инд.занятия

четверг

1. Математика
2. Танец /вок ансамбль
3. Русский язык
4. Литература
Инд.занятия

пятница

1. Русский язык
2. Риторика
Динамическая пауза:
Инд.занятия
3. Физкультура

пятница

1. Русский язык
2. Риторика
Динамическая пауза:
Инд.занятия
3. Физкультура
4. Математика и конструирование

пятница

1. Природоведение
2. Математика
3. Физкультура
4. Литература
Инд.занятия

пятница

1. Физкультура
2. Природоведение
3. Математика
4. Литература
5. Инструм.ансам./танец

суббота

1. Окружающий мир
2. Труд
3. Фольклорный анс.
(четные недели)**

суббота

1. Окружающий мир
2. Труд
3.Фольклорный ансам.
(нечетные недели)
**

суббота

1. Русский язык
2. ИЗО
3. Литература
4. Труд
5. Инстр.ансамбль

суббота

1. Русский язык
2. ИЗО
3. Литература
4. Труд
5. Инстр.ансамбль

Примечания:

* в 1 классе индивидуальные занятия по русским народным инструментам проводятся по 0,5 часа во время динамических пауз и после 4 урока. Со 2 класса к ним добавляются индивидуальные занятия по общему фортепиано.

** предмет "Фольклорный ансамбль проводится в первых классах 1 раз в две недели.

*** начиная со 2 класса, учебный план предусматривает по ряду специальных дисциплин деление учеников на подгруппы.

Приложение 2

"ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА"

План мероприятий

День недели

По народному календарю

Мероприятие

Место и время проведения

Ответственные

Примечания

Понедельник "Встреча масленицы" "А мы масленицу встречали" – театрализованное представление. Зал филиала ДШИ № 2, 14.00. Андреев Н.И – за мероприятие,
учителя шк.20 – за доставку детей.
Костюмы, реквизит, свет, звук – сотрудники ДШИ.
Вторник "Заигрыши" Конкурс исполнителей на народных инструментах Малый зал шк.20, 12.30. Логинов С.П.,
Грачикова Л.А.
Жюри – преподаватели ДШИ, учителя нач. кл.
Среда "Лакомка" Чаепитие с блинами.
Классные часы "Традиции нашего народа"
12.00 – школьная столовая
Классы.
Администрация школы 20;
учителя нач. классов.
Библиотекарь ДШИ – помощь литературой по фольклору.
Четверг "Разгуляй-четверток" Конкурс сольного и хорового пения "Юный вокалист". Малый зал шк.20, 12.30. Бельдюгин С.Н.,
Китина И.Е.
Жюри – преподаватели ДШИ, учителя нач. кл
Пятница "Тещины вечерки" Уроки керамики:"Дымковская игрушка".
Концерт для родителей.
Награждение лауреатов муз. конкурсов.
Классные комнаты: 2, 3, 4 уроки.
Зал школы 20, 16.00.
Преподаватели керамики ДШИ.
Андреев Н.И.
Доставить в школу глину.
Дети приносят фартуки, клеенки.
Подготовить грамоты, дипломы.
Суббота "Проводы масленицы" Катание на лошади, игры на воздухе, сжигание чучела. 1)12.00 – территория вокруг школы Администрация школы 20,
учителя начальных классов
Лошадь – из городского парка,
чучело изготовить на уроках труда.

Примечания . На Руси в масленичную неделю царила атмосфера всеобщего веселья и предельной раскрепощенности. Разумеется, условия школьного обучения не позволяют ее воплотить в полной мере. И все же мы стараемся наполнить эти 6 дней мероприятиями, которые доставляют детям массу положительных эмоций (лепка народной игрушки, выступления на сцене, катание на лошади),погружают их в традицию. Кстати говоря, для этой недели исторически характерно сочетание как обрядовых, так и необрядовых действий, что мы и имеем в данном случае.

Приведенный план наглядно иллюстрирует совместную воспитательную работу сотрудников 2-х школ, цель которой - приобщение детей к культуре своего народа.

Особенности разработки интегрированной программы учреждения дополнительного образования детей

Основные термины

Теоретический материал

Вопросы для самопроверки

Задания для творческой работы

Литература

Основные термины: интегрированная программа, сквозная программа, интегрированный курс.

Интегрированная программа это продукт совместной деятельности педагогов объединяющий отдельные образовательные области в единое целое. В термин «интеграция» в данном случае вкладывается понятие взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимопроникновения двух или нескольких ведущих идей или объектов, что предполагает качественное и количественное изменение в параметрах новой идеи или нового объекта. Интегрированные программы основываются на теории познания и понимания того, что поиск знания является лучшим способом исследования, который устанавливает связи между учеб­ными дисциплинами. Интегрированные программы объединяют, восстанавливают целостность на основе того или иного единства. Например, в программе «Земля и небо» (автор), стержневым основанием является палеонтологический компонент, на который нанизываются знания из предметных областей геология, палеонтология, география, астрономия и осуществляет комплексный подход к изучению проблемы «Природа, человек, космическая среда», необходимые для формирования целостного видения изучаемой проблемы

Сквозные программы – тематические или целевые, с ограниченным числом часов, обязательно входящие в программы каждого объединения структурного подразделения, с учетом возрастных особенностей детей, их количества в группах, физического состояния, морально-психологического комфорта. Примерами могут служить программа «Здоровье» (назначение которой в создании условий для оздоровительной деятельности детей), «Одаренные дети» (назначение поддержка общей креативности в учреждении, создание базы для учебно-исследовательской работы воспитанников).

Интегрированный курс объединяет несколько предметных областей вокруг определенной стержневой темы. Например, интегрированный курс «Слагаемые профессионального успеха» (назначение профессиональное самоопределение воспитанника).

Теоретический материал

План

1. Классификация интегрированных программ.

2. Этапы проектирования интегрированной программы.

3. Интегрированный курс.

4. Педагогический потенциал интегрированных программ в разработке индивидуального образовательного маршрута воспитанника.

В системе дополнительного образования детей педаго­гическим работникам предоставляется возможность твор­ческого подхода к проектированию образовательного про­цесса, к созданию различных видов образовательных про­грамм.

Согласно закону РФ «Об образовании» содержание деятельности ОУДОД определяется целостной Образова­тельной программой, которая разрабатывается и реализу­ется учреждением самостоятельно. Разрабатывая образо­вательную программу, разработчик должен ориентироваться на государственные требования и методические рекомендации , предъявляемые МО РФ к составлению об­разовательных программ в системе ДОД, Законом РФ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями, утвер­жденными Законом РФ от 13.01.96г.), Типовым положением об образовательном учреждении дополни­тельного образования детей (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 000) с изменениями и дополнениями (утверждены по­становлением Правительства Российской Федерации от22 февраля 1997 г. № 000).

Образовательная программа выступает фактором ини­циативы и творчества педагогов дополнительного образо­вания и результатом осмысления его деятельности, назначения, целесообразности, результативности и полез­ности. Специфика образовательной программы определяет­ся главными концептуальными идеями, заложенными в Концепции и Программе развития ОУДОД.

Изменения запроса детей и родителей на образовательные услуги во многом связаны с переходом системы дополнительного образования от информационного типа к креативному, предназначенному развивать мотивацию детей к познанию и творчеству. Востребованными становятся программы интегрированного характера, направленные на приобретение навыков, способствующих успешной социализации детей. Для реализации интегрированных образовательных программ могут быть привлечены два и более педагогов, распределение учебной нагрузки между ними фиксируется в образовательной программе.

1. Классификация интегрированных программ

Для системы дополнительного образования интерес представляет классификация разработанная, . Ученые предлагают классификацию:

1. По субъектам деятельности выделяют 3 вида программ совместной деятельности: педагогов (взрослых); детей; детей и педагогов разных объединений.

2. По сущностным признакам выделяют 4 группы программ. По масштабу деятельности (внешнего сотрудничества; внутреннего сотрудничества). По целям и задачам (одноцелевая, многоцелевая). По содержанию (однонаправленная, комплексная). По системообразующему фактору (учебно-предметной ориентации, сквозные).

2. Этапы проектирования интегрированной дополнительной образовательной программы для детей.

Основываясь на теоретических изысканиях раскроем алгоритм проектирования интегрированных программ. Автор выделил следующие этапы проектирования данного вида программы: подготовительный, аналитический, концептуальный, разработческий, внедренческий, контрольно-коррекционный, аналитико-рефлексивный. Дадим краткую характеристику поэтапных действий разработчиков интег­рированной программы.

Подготовительный этап:

Совещание заинтересованных сторон по обсуждению поля проблем, требующих решения: обозначение приоритет­ной проблемы (проблем), выявление интересов сторон; определение субъектов проектирования и реализации интегрированной программы; степени участия в про­грамме ее потенциальных субъектов; определение объекта и предмета проектирования; определение периода реализации программы; создание инициативной группы по разработке интегри­рованной программы; концептуальное целеполагание (первоначальный замы­сел о путях решения проблемы);

8. определение ответственных за разработку и обеспечение реализации программы (научное, методическое, психо­логическое, досуговое и др.); подбор информационных и методических материалов; формирование материаль­ной базы для реализации программы.

Аналитический этап:

1. диагностика условий совместной деятельности, возмож­ностей и рисков реализации программы (затруднениясубъектов программы, особенности образовательногопроцесса, выявление противоречий, нуждающихся вскорейшей ликвидации, и др.);

2. изучение социального запроса различных социальных групп и субъектов, заинтересованных в разработке дан­ной программы;

3. анализ проблемы, ее структурирование и обоснование актуальности.

Концептуальный этап (этап стратегического проектирования):

1. сбор, анализ и синтез идей по решению проблемы (про­блем);

2. определение основных идей программы;

Изучение теории проблемы и накопление теоретическо­го материала; формулирование целей и стратегических задач интегри­рованной программы; выделение приоритетных направлений деятельности.

Разработческий этап:

Моделирование: определение основных компонентов и ведущих связей программы; выделение этапов (уровней) реализации программы; определение средств, форм и методов для осуществления программы; корректировка целей: согласование, с ориентированность целей, формулирование тактических задач; перспективное планирование.

Внедренческий этап:

Совместное обсуждение, согласование, принятие и утвер­ждение интегрированной программы; создание координационного совета по реализации про­граммы (оргкомитета, штаба, временного творческого коллектива); разработка этапного (оперативного) плана; старт интегрированной программы; разработка методического обеспечения деятельности по программе; развитие материальной базы программы.

Контрольно-коррекционный этап:

Определение параметров, критериев и показателей результативности работы по программе; разработка и внедрение системы мониторинга результа­тов реализации интегрированной программы; контроль над ходом реализации программы; коррекция целей, содержания, организационных действий и форм.

Аналитико-рефлексивный этап:

Регулярное использование программы; коллективный анализ и оценка результатов внедрения программы; обобщение результатов анализа; рефлексивная деятельность субъектов программирова­ния и реализации программы; определение перспектив дальнейшего совершенствования программы.

Интегри­рованная программа дает возможность управлять процесса­ми решения конкретных задач. В процессе разработки интегрированной про­граммы развивается педагогическое самоуправление, когда педагоги совместно обозначают проблему, ищут способы ее решения, разрабатывают способы действий по решению про­блемы, рационально распределяя функциональные роли и нагрузку.

Эффективности реализации интегрированных программ спо­собствует создание координационного совета. Это представительский орган, в который входят руководители всех программ, представители администрации и обеспечивающих служб. Основная задача координационного совета - поиск оптимальных путей взаимодействия участни­ков программ, в том числе реализация идеи экономии их сил; решение проблем, связанных с обеспечением процесса. Интег­рированные программы позволяют сделать образовательный процесс дифференцированным , соответствующим возрасту, потребностям, желаниям, силам учащегося. Она дает возможность разработать индивидуальный образовательный маршрут и реализовать на практике личностно ориенти­рованный подход к образованию для детей с разными возможностями, потребностями, способностями. Данный вид программ позволяет дифференцировать образовательный процесс для различных категорий детей (одаренных, детей с ограничен­ными возможностями, нуждающимся в социальной защите и др.).

Интегрированные программы имеют и развивающий потенциал как для педагога (например, обеспечивая научную деятельность учащихся в рамках соответствующей програм­мы, педагог совершенствует и свою исследовательскую рабо­ту), так и для учреждения (развиваются направления работы с родителями, со старшеклассниками).

3. Интегрированный учебный курс.

Интегрированный учебный курс является организационной единицей учебно-воспитательного процесса в системе дополнительного образования детей. Усиление взаимосвязи между однотипными частями и элементами содержания дополнительных образовательных программ в большей мере способствует формированию межпредметных связей по всем предметным областям. Подобная интеграция предполагает повышение уровня целостности и организованности образовательной процесса за счет взаимодействия знаний из разных областей, общих задач и целей, а также единой системы познавательных средств для практической реализации поставленных целей и задач.

В интегрированных курсах выстраиваются задачи, принципы и методы, реализуемые смысловые ориентиры, связи, задаваемые технологические условия, определяющие переход познавательного анализа в стадию творческого созидательного процесса, реализуемого в различных направлениях деятельности. Обозначим основные задачи курса:

Обеспечить интеграцию содержания из разных предметных областей;

Сформировать умения практической реализации основных теоретических положений в аспекте практического применения основ теории;

Облегчить необходимую преемственность в плане взаимодействия в процессе обучения, проходящего по следующей схеме: преподаватель - воспитанник - преподаватель ;

Показать основное содержание и методику курсов посредством организации взаимодействия предметных областей;

Построение интегрированных курсов происходит с опорой на следующие принципы:

Дидактический (направлен на изменение особенностей учебно-воспитательного процесса);

Управленческий (отражает особенности руководства учебно-воспитательным процессом при изучении межпредметных дисциплин всех циклов);

Методический (уточняет методику проведения занятий);

Технологический (рассматривает деятельность как средство развития способностей и потребностей).

При внедрении интегрированных курсов используется система методов (монологические, показательные, диалогические, эвристические, исследовательские, алгоритмические, программированные, ситуативные).

Программы интегрированных курсов реализуются в форме упражнений, тренингов, лабораторных, практических, творческих занятий, игр, проблемных ситуаций а также в виде разработки обучающих, контролирующих программ и тестовых заданий по различным темам предметных областей. Это способствует активизации мыслительной, познавательной деятельности обучающихся, расширению их знаний.

Интегрированный курс характеризуется блочной подачей учебного материала и представляет собой систематически изложенный материал, охватывающий содержание ряда контекстно зависимых учебных дисциплин .

Специфические признаки и отличия интегрированных учебных курсов следующие:

Специфика предмета анализа, в качестве которого выступают многоплановые объекты, информация об их сущности содержится в разных предметных областях и направлениях деятельности;

Расширение и углубление круга знаний, связанных с исходной проблемой, которая не теряется из поля зре­ния обучающихся. Происходит все большее усложнение соотношений элементов, углубление познания.

В изучаемой теме могут действовать внутрипредметные и межпредметные связи одновременно. Для этого не­обходимо пересмотреть учебный материал и спланиро­вать его таким образом, чтобы новое понятие или яв­ление воспринималось воспитанниками полностью, комплексно;

В интегрируемом занятии объединяются знания из раз­ных предметных областей, поэтому важно правильно опреде­лить главную цель интегрированного блока;

При планировании требуется тщательный выбор струк­туры блока, методов и средств обучения и воспитания, а также определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности обучающихся на занятии;

Обязательное наличие учебно-методического сопровождения воспитанника в образовательной деятельности.

Сегодня в практику работы учреждений дополнительного образования детей входит следующая схема учебно-методического сопровождения воспитанников:

Руководство по изучению интегрированного курса;

Глоссарий;

Список основной и дополнительной литературы, включая Интернет - ссылки;

Кейс-задания;

Дифференцированные по уровням задания для лабораторных и практических работ .

Алгоритм создания интегрированного курса ():

Диагностика уровня подготовленности воспитанников, их психологических особенностей и познавательных ин­тересов;

Выявление полей взаимодействия в предметных облас­тях, которые сближают перспективные цели обучения, воспитания и самовоспитания;

Устранение хронологических и смысловых расхождений в программах;

Объединение понятийно-информационной сферы облас­тей знания;

Составление плана курса;

Написание интегрированной программы курса.

При проектировании интегрированного учебного курса совокупность учебных дисциплин, включаемых в курс, рассматривается как пообъектная база интегрирования. Например, многие интегрированные учебные курсы, предметом изучения в которых являются экономические процессы, содержат наряду с собственно «экономикой» также элементы математического и информационного блоков учебных дисциплин.

В интегрированных курсах обеспечивается реальная возможность системного представления одновременно и знаний в предметной области (например, биология, экология, география), и математических измерителей процессов, происходящих в данной предметной области, и описания социоприродной среды, в которой протекает круговорот веществ и энергии.

4. Педагогический потенциал интегрированных программ в разработке индивидуального образовательного маршрута воспитанника в учреждении дополнительного образования детей.

Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей направлен на удовлетворение индивидуальных потребностей развития личности ребенка. В связи с тем что уровень знаний по каждому предмету у всех воспитанников разный, дополнительная образовательная програм­ма предусматривает помощь в составлении плана индивиду­альной работы с обязательной последующей самооценкой его выполнения и предоставление каждому обучающемуся воз­можности:

Определить смысл изучения данного материала;

Выбрать оптимальные формы, темы и темп обучения;

Применять те способы обучения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям;

Рефлексивно осознавать полученные знания;

Осуществить оценку и корректировку своей деятельности.

Индивидуальный подход к разработке образовательных маршрутов был разработан, и включает следующие принципы:

Отказ от ориентировки на среднего ученика;

Поиск лучших качеств личности;

Применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность, Я-концепция, качества характера, особенности мысли­тельных процессов);

Учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе;

Прогнозирование развития личности;

Конструирование индивидуальных программ развития .

При прохождении индивидуаль­ного образовательного маршрута ребенок может выйти на тот или иной уровень образованности в соответствии со способностями, возможностями, запросами.

Индивидуальный образовательный маршрут выстраивает­ся на основе как внешнего, так и внутреннего сотрудничества, может быть как одноцелевым, так и многоцелевым. По содержанию индивидуальный образовательный маршрут бывает однонаправленным или комплексным.

Структурирование индивидуального образовательного маршрута предполагает идти не от содержания образования к ребенку, а от обучающегося к содержанию образования; от тех возмож­ностей, которыми располагает воспитанник; учить его в соответ­ствии с теми потенциальными возможностями, которые необ­ходимо развивать, совершенствовать, обогащать.

Дидактический активизирующий и развивающий комп­лекс содержания образования рассматривается в индивидуаль­ном образовательном маршруте как средство развития личности; предполагаются вариативность и дифференциация обучения, идут процессы интеграции знаний из разных пред­метных областей, используется положительная стимуляция образования.

Пример разработки индивидуального образовательного марш­рута - опыт школы педагогической ориентации (ШПО) Ярославского городского Центра внешкольной работы (педагог -).

Многолетний опыт работы ШПО показал, что занятия в школе не только дают возможность удовлетворить познавательные по­требности обучающихся, но и помогают многим старшеклассни­кам в самопознании, в самосовершенствовании, самоопределе­нии и самоактуализации. Позитивный результат, как правило, достигался там, где наряду с общими (учебными) занятиями по желанию детей проводились дополнительные консультации, тре­нинги, занятия, выполнялись индивидуальные на выбор, исходя из интересов обучающихся.

Новым этапом совершенствования программы ШПО стало до­полнение ее вариативной частью - «Индивидуальные образователь­ные траектории личностно-допрофессионального совершенствования». Цель - предоставить любому обучающемуся свободу выбора своей образовательной траектории для более целенаправленного развития личностного потенциала, помочь в достижении успеха.

Старшеклассникам предлагаются четыре индивидуальные об­разовательные траектории личностно-допрофессионального совершенствования: «Олимп познания», «Организатор», «Творец», «Самопознание». Обучающиеся вправе выбрать одну из вариативных траекторий и совершенствоваться в этом направлении включаясь в предложенные пошаговые задания, или на основе траекторий выстроить свой индивидуальный образовательный маршрут лич­ностного роста (самосовершенствования).

Предложенные инварианты программы позволят обучающимся не только углубленно работать в выбранном направлении, но и соизмерять такие понятия, как цель и предполагаемые шаги ее достижения. Данный вид работы особенно важен для старшеклассников, так как обеспечивает свободу выбора, определяет сильные стороны личности, учит целенаправленным действиям по дости­жению результата.

Обеспечение учащихся свободой выбора с целью развития личностного потенциала и помощи в достижении успеха возможно в результате построения системы психолого-педагогической работы, включающей в себя организацию, сбор, обработку, хранение и распространение информации об их готовности к продолжению обучения на этапе выбора пути дальнейшего образования и профессии; предоставление учащимся способов изучения себя, своих особенностей, качеств характера. Материалы для организации психолого-педагогической работы можно найти в учебно-методическом пособии «Методическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся в предпрофильной подготовке» (, ; Оренбург, 2008).

Образовательная траектория «Олимп познания» рекомендуется старшеклассникам, которые, по их собственному мнению, утвер­дились в выборе педагогической профессии.

Дополнительные задания в рамках учебных занятий (сообще­ния, сбор материалов и прочее);

Специальные групповые занятия по истории педагогики, педа­гогического университета, истории образования в Ярославской области ;

Знакомство с ЯГПУ им. (экскурсии, деловые игры);

Участие в городских и областных конференциях (рефераты, до­ клады) ;

Конкурсы сочинений на педагогическую тематику: «Если б я был учителем», «Школа моей мечты», «Школа, о которой мечтают дети» и др.; участие в городских и областных педагогических олимпиадах; участие в городских конкурсах педагогического мастерства, педа­гогических классов системы межшкольных учебных комбинатов; защита творческих проектов на экзаменах;

Индивидуальные консультации по данной проблематике;

Углубленная работа с педагогической литературой;

Написание представлений на педагогические темы.

Образовательная траектория « Творец» рассчитана на тех обу­чающихся, которые хотят развить свои творческие способности, поработать в творческих группах и самореализоваться в индиви­дуальной или коллективной творческой деятельности.

Успешному продвижению по данной траектории способствуют:

Дополнительные творческие домашние задания, например «За­щити любимый цвет», «Сочини поэму по данной рифме», «За щити идею» и др.;

Вариативные упражнения на развитие актерских способностей в рамках учебных занятий, например «Зеркало», «Сообщение через стекло», «Придумай и покажи героя, памятник, картину или ситуацию» и др.;

Тренинги развития творческих способностей (на базе различных образовательных учреждений);

Индивидуальные консультации психолога по вопросам развития творческих способностей;

Защита творческих сценариев;

Конкурс проектов игровых программ;

Создание праздничных газет;

Сотрудничество с досуговым объединением «Зигзаг» по развитию актерских и вокальных способностей старшеклассников;

Защита творческих проектов на итоговых выпускных экзаменах.

Образовательная траектория «Организатор» рекомендуется обу­чающимся, которые стремятся развить свои организаторские спо­собности и лидерские качества, проявить себя в организаторской, общественно-полезной деятельности.

Успешному продвижению воспитанника по данной траектории способствуют:

Вариативные упражнения по развитию организаторских способ­ностей, например игра «Создание новогоднего поздравитель­ного конверта», КТД «Придумываем игровую программу», зада­ние «Проведи интересную разминку» и др.;

Тренинг навыков организаторской деятельности (на базе различных учреждений образования);

Работа со специальной литературой;

Участие в городских акциях, форумах по вопросам активизации и реализации молодежных социальных программ;

Индивидуальные консультации по организации игровых про­грамм, КТД, мероприятий по школам.

Образовательная траектория «Самопознание» выбирается старшеклассниками, которые стремятся к познанию самих себя, к освоению способов самовоспитания, к самосовершенствова­нию.

Успешному продвижению по данной траектории способствуют: дополнительные задания в процессе работы по разделам инвариантной части программы «Основы психологических знаний» в 1-2-й годы обучения и «Самопознание» - 2-й год обучения;

выполнение рефератов по проблеме самопознания личности;

Освоение старшеклассниками технологии самовоспитания;

Участие в тренинге «Я и мой мир» (сквозная программа для воспитанников Центра внешкольной работы) в каникулярное время;

Диагностика уровня самовоспитания детей;

Определение качеств личности, которые дети сознательно и целенаправленно должны формировать у себя (проектирова­ние личностного развития);

Определение целей самовоспитания, связанных с формирова­нием этих качеств;

Построение совместной деятельности педагогов и учащихся, направленной на формирование этих качеств;

Отбор, модификация и применение средств достижения постав­ленных целей;

Психолого-педагогическая подготовка учащихся к работе над собой;

Выявление эффективности конечного результата (повторная диагностика самовоспитания учащихся);

Участие в работе детской общественной организации «Моло­дой Ярославль».

Из вышесказанного следует, что для разработки индивидуального образовательного маршрута необходимо делать воспитанников активными участниками учебного процесса, применять развивающие задания, активные методы обучения, метод конкретных ситуаций, мозговой штурм, ролевые игры и т. д. При этом важно помнить, что обязательным признаком занятий по индивидуальному маршруту является, как уже отмечалось, высокая степень интеграции, слияние содержания, методов, средств и способов деятельности.

Немаловажно и то, что индивидуальные образовательные маршруты в большой степени направлены на развитие технологического учебного мышления; приобретение умений организовывать, планировать, стандартизировать и алгоритмизировать учебную и самостоятельную деятельность; овладение технологией обучения и преподавания.

Подводя итог, необходимо отметить следующее: интегрированное построение учебного процесса по сравнению с предметным содержит в себе значительно больше технологических возможностей в условиях сближения и слияния разнокачественных знаний, способов деятельности и приемов мышления.

Вопросы для самопроверки

1. Рассмотрите возможности использования вашей образовательной программы в качестве самостоятельного блока в интегрированном курсе, реализуемом в вашем учреждении дополнительного образования.

2. Раскройте, как вы используйте результаты психолого-педагогической диагностики личности воспитанника (интересы, способности, направленность личности, Я-концепция, качества характера, особенности мыслительных процессов) для выстраивания индивидуального образовательного маршрута.

Задания для творческой работы

3. Спланируйте интегрированное занятие, отберите содержание материала, отражающего одновременно внутрипредметные и межпредметные связи.

4. На примере конкретного интегрированного занятия определите цель, которая направлена на выделение тех сведений из содержания предметных областей, которые необходимы для её реализации.

Литература

1. Евладова, общего и дополнительного образования: Практическое пособие /Под ред. , . – М., 2006. – 296 с.

2. Лебедев, образование детей: Учеб. пособие /Под ред. . - М., 2000. – 256 с.

3. Тавстуха, сопровождение профессионального самоопределения учащихся в предпрофильной подготовке: учеб.-методическ. пособие /, . – Оренбург: изд-во ОГПУ, 2008. – 212с.

4. Тавстуха, экологической культуры учащихся в учреждении дополнительного образования детей: Монография /. – Оренбург, 2001. – 260 с.

5. Щетинская, и практика современного дополнительного образования детей: Учеб. пособие /, . – Оренбург, 2001. – 404 с.

Впервые идея интеграции общего и дополнительного образования детей как ведущая тенденция развития школьного образования прозвучала в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Модернизация образования предполагает интеграцию общеобразовательных школ (далее - ОУ) и учреждений дополнительного образования детей (далее - УДОД) в единое образовательное пространство, где каждое учреждение, являясь уникальным по своим целям, содержанию, методам и формам деятельности, дополняет другое, вносит свой вклад в развитие личности ребенка.

При этом в педагогической науке и практике достаточно четко сформировано понятие «интегрированные уроки или занятия», а понятие «интеграция ОУ и УДОД» все еще является предельно размытым и общим. В настоящее время под этим понятием могут скрываться как перечни общих для ОУ и УДОД различного рода мероприятий, так и сложные системы их взаимодействия на уровне образовательного процесса.

В нашей республике возникли объективные причины активизации процессов интеграции в образовании, в обращении к этому методу как способу решения вопросов непрерывности и повышения качества образования, сохранения системы дополнительного образования детей, решения вопросов профильной и предпрофильной подготовки обучающихся, как к инструменту реализации государственного минимума социальных услуг по вопросам воспитания и социализации подрастающих граждан.

Интеграция общего и дополнительного образования в рамках ОУ – это эффективный метод, позволяющий наиболее полноценно решать вопросы повышения качества образования через расширение предметных областей, внедрение интегрированных образовательных программ в рамках профильного обучения и разработки специальных проектов работы с одаренными детьми.

В Концепции модернизации российского образования подчеркнута особая роль УДОД как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей, интересов, социального и профессионального самоопределения детей. Индивидуальная траектория развития обучающихся, свобода выбора, развитие детской одаренности, вариативность программ и их практическая направленность – эти термины определяют не только содержание концепции профильного обучения, но и являются принципиальными ориентирами дополнительного образования детей, а, следовательно, опыт, накопленный системой УДОД, может обогатить систему общего образования.

Взаимодействие общего и дополнительного образования имеет большое значение в развитии детской одаренности. Об уровне одаренности можно судить уже в детстве по интересам и склонностям. У одаренных детей они часто очень широки и при этом устойчивы и осознаны. Это проявляется в особом упорстве в достижении цели и широте интересов. Им многое удается, многое по душе и поэтому хочется попробовать себя в разных сферах. Но природная одаренность – это всего лишь потенциал. Для получения успешного результата необходимо постоянное и планомерное развитие способностей обучающихся, требующей как самостоятельной работы, так и работы в коллективе .

Интересы старшеклассников, как правило, достаточно разнообразны, а возможности ОУ в удовлетворении запросов и пожеланий подростков и их родителей ограничены. Данную проблему позволяет решить сетевая модель организации предпрофильной подготовки и профильного обучения. Сеть – это совокупность учреждений, имеющая общие цели, ресурсы для их достижения и единый центр управления. Выбор конкретной модели сетевого взаимодействия на уровне отдельного района определяется только исходя из ресурсов, которыми располагает муниципальная система в целом, образовательные учреждения и организации, социальные партнеры , без учета факторов, определяющих стратегию и направления развития образования в регионе. В этом и состоит суть основных интегративных процессов, связанных с разработкой моделей сетевого взаимодействия ОУ и УДОД. Причем развитие этого процесса может идти как со стороны школы, так и со стороны учреждения дополнительного образования.

Анализируя имеющийся опыт республики в этом направлении стоит отметить, в первую очередь, работу отдела образования Администрации Устиновского района муниципального образования «Город Ижевск» (заведующий, к. п.н.) по построению модели сетевой организации профильного обучения, который на протяжении 6 лет является республиканской экспериментальной площадкой по данному вопросу. В районе важнейшим направлением в организации учебно-воспитательного процесса в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения считается развитие социального партнерства различных уровней на основе сотрудничества ОУ с УДОД и профессионального обучения (лицеи, техникумы, колледжи, вузы и др.), обладающими необходимыми ресурсами.

Образовательное пространство Устиновского района определило следующую организационную модель сетевого взаимодействия:

1. По степени централизации управления – централизованная.

2. По соотнесению границ сети с административно-территориальным делением территории и подчиненности органам управления образованием – муниципальная.

3. По плотности взаимодействия образовательных учреждений друг с другом – развитая сеть с высокой степенью интеграции и наличием взаимосвязи между всеми учреждениями.

4. По архитектуре связей между учреждениями и степени их включенности в сетевое взаимодействие – сложная, включающая несколько уровней сетей, действующих практически самостоятельно.

5. По количеству учреждений сети – средняя.

6. По преобладающим способам сетевого взаимодействия учреждений – реальная, связи реализуются в формах реального обмена обучающимися, педагогическими кадрами и материально-техническими ресурсами.

В эксперименте были задействованы 18 ОУ (школы, лицеи, ГОУ гимназия), 2 УДОД (СЮТ и ЦДТ) района, 4 учреждения высшего профессионального образования (Ассоциация «Ижевский университетский комплекс» при ИжГТУ, УдГУ, филиал Вятского государственного гуманитарного университета, Правовая академия), 2 учреждения среднего профессионального образования (Ижевский политехникум, Финансово-юридический колледж), 1 учреждение начального профессионального образования (Финансово - промышленный лицей № 22 г. Ижевска) и другие учреждения.

Положительными результатами такой интеграции можно считать:

Привлечение обучающихся из других школ города и республики;

Сохранение контингента обучающихся в ОУ;

Формирование моделей внутришкольной профилизации ОУ различных видов (школа, школа с углубленным изучением отдельных предметов, лицеи, гимназия);

Создание муниципальной модели комплектования универсальных и профильных классов старшей ступени обучения (10-11 классы);

Привлечение дополнительных ресурсов в ОУ, в том числе финансовые из бюджетов учреждений профессиональной школы;

Расширение сети учреждений и организаций.

Еще одним ярким примером интеграции дополнительного и общего образования детей является деятельность республиканских УДОД, особенно Республиканского эколого-биологического центра (далее – РЭБЦ, директор Пузырёва Н. А.), по выстраиванию сетевого взаимодействия в рамках профильного обучения с муниципальными образованиями республики: г. Ижевск, Завьяловский, Малопургинский и Увинский районы.

В данном случае основной функцией дополнительного образования является создание эффективной образовательной среды, расширение возможностей базового образования. Дополнительное образование усиливает вариативную составляющую общего образования, помогает в профессиональном самоопределении обучающихся, способствует расширению предметных областей и форм организации образовательной деятельности . Обучающиеся получают разнообразный спектр дополнительных образовательных услуг и возможность выстраивать индивидуальные маршруты обучения. При этом взаимоотношения выстраиваются между учреждениями на партнерских началах и договорной основе, есть практика составления единых учебных планов и интегрированных программ развития ОУ и УДОД, например, ОУ Ленинского района г. Ижевска с РЭБЦ.

Необходимо отметить, что в практике работы этого центра, используются различные формы работы:

1. Реализация комплексной образовательной программы «Эколого-биологическая школа», в рамках которой реализуется принцип непрерывного экологического образования УДОД и ОУ. Детям предоставляется возможность углубленного изучения школьных предметов и других областей знаний на базе центра, не изучаемых в образовательных учреждениях других типов. Обучение организуется на разных уровнях: предпрофильном (этап выбора специализации) и профильном (углубленное изучение предметов, обучение узким специальностям прикладного характера) группы. В рамках реализации этой программы РЭБЦ активно сотрудничает с ОУ г. Ижевска, Завьяловского, Малопургинского и Шарканского районов.

2. Одной из форм работы является проведение Республиканских очно-заочных школ (далее – РОЗШ). Они создаются, в первую очередь, для сельских школьников с целью повышения их образовательного уровня, обучения исследовательской деятельности, формирования навыков самостоятельной работы, развития их творческих способностей и обеспечения необходимыми методическими материалами. Многие выпускники РОЗШ становятся победителями республиканских конкурсов и олимпиад, а также успешно проходят вступительные испытания в вузы.

3. Профильные лагеря составляют часть работы с талантливыми детьми, призерами и победителями республиканских мероприятий, где ребята учатся применять полученные знания на практике.

4. Следующей формой работы с одаренными детьми является создание научных обществ учащихся (далее - НОУ), в которых ребята занимаются научно-исследовательской деятельностью . В образовательной деятельности НОУ выделяются экскурсии, практические и лабораторные занятия, тематические сборы-лагеря.

5. Традиционно в центре проходят научно-практические конференции в рамках республиканского конкурса юных исследователей окружающей среды с применением активных форм работы – экологические практикумы, экспедиции, олимпиады, проектная деятельность , позволяющих выявить успешных и талантливых детей. РЭБЦ на протяжении ряда лет активно сотрудничает с ОУ, вузами (ИжГСХА и УдГУ).

В современных условиях дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, как один из определяющих факторов обучения, воспитания и развития детей . В Послании Президента РФ Федеральному Собранию говорилось о Национальной образовательной стратегии, воплощением основной идеи которой является инициатива «Наша новая школа». Первое направление стратегии – создание для детей возможности уже в школе раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высоко технологичном конкурентном мире.

Эффективное развитие данного направления не представляется возможным без интеграции общего и дополнительного образования детей. В республике существуют также адреса положительного опыта работы в этом направлении – это МОУ «Художественно-эстетический лицей № 98» и МОУ «Хореографический лицей № 95» г. Ижевска. Деятельность данных ОУ, фактически выросших из системы ДОД на основе создания единого учебного плана основного и дополнительного образования, позволила обучающимся не только найти сферу применения полученным знаниям в школе, но и преумножить и развить имеющиеся умения и навыки.

Еще одним основанием для интеграции общего и дополнительного образования является предстоящий переход на новое поколение федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС), которое предполагает взаимодействие в рамках учебного процесса во внеурочной деятельности . Вариативная часть базисного учебного (образовательного) плана учитывает особенности, образовательные потребности и интересы учащихся. Время, отводимое на вариативную часть внутри предельно допустимой аудиторной учебной нагрузки, может быть использовано для увеличения часов на изучение отдельных предметов инвариантной части, на организацию курсов, в которых заинтересованы ученик, родитель, учитель, образовательное учреждение, субъект РФ.

Раздел вариативной части «Внеурочная деятельность» позволит в полной мере реализовать требования ФГОС общего образования. За счет указанных в базисном учебном (образовательном) плане часов на внеурочные занятия ОУ реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы. Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. ОУ предоставляют учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия могут проводиться в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов , конференций, диспутов, КВНов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т. д. не только учителями ОУ, но и педагогами УДОД. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.

Так в примерных учебных планах выделяется 10 часов в неделю внеурочной деятельности в начальной школе и при этом определены её 6 направлений:

Внеурочная деятельность

Направления

Классы

Всего

Спортивно-оздоровительное

Художественно-эстетическое

Научно-познавательное

Военно-патриотическое

Общественно-полезная деятельность

Проектная деятельность

При таком подходе ни одному ОУ не представляется возможным самостоятельно обеспечить в полной мере организацию образовательного процесса и отбор содержания курсов по заданным направлениям внеурочной деятельности. Стратегически грамотным решением руководителей ОУ будет построение сетевого взаимодействия с УДОД. Это позволит не только сохранить систему ДОД, но и придать ей новый импульс для поступательного развития. Таким образом, ОУ и УДОД должны составить целостную разноуровневую систему, индивидуализирующую образовательный путь ребенка в рамках единого социокультурного и образовательного пространства республики.

Разработка системы сетевого взаимодействия и формирование единого образовательного пространства на уровне муниципального образования или республики должны осуществляться с позиций вышеперечисленных внешних факторов, диктующих необходимость развития механизмов интеграции в направлениях:

Внедрения ФГОС нового поколения;

Развития системы предпрофильной подготовки и профильного обучения;

В работе с одаренными детьми.

В каждом из этих направлений интеграции со стороны руководителей муниципальных органов управления образованием и ОУ должна осуществляться взвешенная политика по организации и координации действий, разработке нормативных актов , обеспечивающих создание условий для формирования единого образовательного пространства с учетом специфики территории.

Условиями осуществления интеграции могут служить:

Анализ потенциала УДОД в предоставлении дополнительных образовательных услуг;

Анализ возможностей ОУ в реализации внеурочной деятельности;

Построение содержательной линии образовательных программ основного и дополнительного образования.

Для реального осуществления интеграции образовательных учреждений на уровне территориального образования необходимо принять во внимание следующие принципы:

Согласованность;

Комплексность;

Долгосрочность;

Разноуровневость,

выдерживая при этом направленность интеграции по образовательным областям (группам предметов) Базисного учебного (образовательного) плана для ОУ РФ.

Например:

Образовательная область

Направленность интеграции

Естественнонаучная

Подготовка к ЕГЭ, олимпиадам, научно-исследовательская деятельность

Физическая культура

Формирование здорового образа жизни, ритмика, хореография , туризм

История, обществознание

Школьные музеи, жизнь в обществе, история родного края, социальные проекты

Технология

Декоративно-прикладное творчество, моделирование одежды, традиции кулинарии

Искусство

Мировая культура, народное творчество

Таким образом, мы видим, что происходит наложение, взаимопроникновение и взаимодополнение образовательных программ УДОД на типовые программы ОУ, и соответственно, какие цели, содержание, методы, формы и средства обучения необходимо учесть, для того, чтобы получить качественно новые результаты интегрирования.

Интегративный подход при разработке образовательных программ и проектировании организации образовательного процесса может быть выражен в следующей схеме:

https://pandia.ru/text/78/283/images/image004_33.gif" width="386" height="330 src=">

В республике при детальном рассмотрении этого вопроса объективно существует ряд проблем:

Отсутствует практика обобщения и распространения передового педагогического опыта работы учреждений, педагогов по теме интеграции общего и дополнительного образования;

Не получили должного развития данное направление в работе методических служб муниципальных образований, УДОД и ИПКиПРО УР.

Существует проблема вовлечения обучающихся в проектную и общественно-значимую деятельность;

Сложно решаются вопросы мотивационных механизмов стимулирования труда педагогов, работающих в условиях интеграционного процесса;

Требует совершенствования система организации и управления этим процессом.

Но верно сделанный выбор моделей интеграции позволяет обеспечить реальные результаты.

Результаты интеграции для обучающихся:

· Увеличивает пространство развития творческой и познавательной активности;

· Позволяет реализовать индивидуальную образовательную траекторию обучения;

· Расширяет тематику изучаемого материала;

· Демонстрирует способности, невостребованные основным образованием;

· Увеличивает спектр учебных предметов;

· Повышает роль самостоятельной работы;

· Реализует лучшие личностные качества.

Результаты интеграции для образовательного учреждения:

· Адекватность современным требованиям образования и воспитания;

· Объединение усилий разных специалистов в решении общих проблем;

· Широкий выбор деятельности;

· Появление новых перспектив развития;

· Получение качественного педагогического результата.

В перспективе должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Необходимо будет создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка.

В настоящее время в России происходит глобальная реформация всех сфер жизнедеятельности, в том числе и образовательной. Принятие "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г." привело к усилению тенденций вариативной, разноуровневой образовательной системы. Это, в свою очередь, потребовало поиска нового подхода к организации образовательно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях с целью повышения качества образования.

Принятие Федеральных образовательных стандартов ставит повышенные требования к выпускнику школы. Он должен быть разносторонне развит, социально адаптирован в современном обществе, иметь четкую гражданскую позицию.

Следовательно, с принятием ФГОС роль системы дополнительного образования детей существенно возрастает. Она сочетает в себе воспитание, обучение, поддерживает и развивает талантливых и одаренных детей, формирует здоровый образ жизни, осуществляет профилактику безнадзорности, правонарушений и других асоциальных явлений в детско-юношеской среде, реализует программы духовно - нравственного и патриотического воспитания, научно-творческой и социально-проектной деятельности.

В профессиональной деятельности педагога дополнительного образования всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на уровне интеграции знаний по предметам и технологий обучения. Отличием педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему у обучающихся.

Педагогический коллектив нашего учреждения на протяжении последних лет одной из основных задач определяет повышение качества образования. С этой целью педагоги на учебных занятиях активно используют современные педагогические технологии, интеграционные формы для более полного, насыщенного образовательного процесса.

На слайде можно увидеть интеграцию различных образовательных областей на учебных занятиях.

Например, занятия в объединениях ОФП, ритмики интегрируются с хореографией; шахматы - с информатикой; занятия в объединениях цикла "Технология" - с различными областями искусства и т.д.

Примеры интеграции программ дополнительного образования детей

Образовательная область Направленность интеграции
Спортивно-техническая (ОФП, ритмика, шахматы) Формирование здорового образа жизни, хореография, информатика
Социально- педагогическая (журналистика, школа лидера) Музейная и выставочная деятельность, жизнь в обществе, история родного края, социальные проекты
Технология (вязание, моделирование одежды) Декоративно-прикладное творчество, парикмахерское искусство, визаж, искусство (музыка, литература, живопись, театр)
Искусство (театр, вокал, хореография, ИЗО) Мировая культура, народное творчество, декоративно-прикладное творчество
Предметная (иностранные языки, информатика, цветоводство) Углубленное изучение предметов, подготовка к олимпиадам, научно-исследовательская деятельность, искусство (музыка, литература, живопись)

Таким образом, мы видим, что при изучении предметов одной направленности происходит наложение, взаимопроникновение и взаимодополнение образовательных программ разных направленностей. В зависимости от поставленных целей, выбора форм, методов, педагогических технологий определяется качественно новый результат уровня образования.

Данный процесс может быть выражен в следующей схеме:

Согласование общих целей и механизмов реализации образовательных программ УДОД

Исходя из опыта работы в учреждении определились следующие формы использования интеграции на учебных занятиях:

  • конструирование и проведение занятия двумя и более преподавателями разных дисциплин;
  • конструирование и проведение интегрированного занятия одним педагогом;
  • создание интегрированных тем, разделов, курсов.

Остановимся более подробно на каждой из форм.

1. Проведение бинарных занятий.

Интегрированное учебное занятие по технологии и изобразительному искусству в объединении "Конструирование и моделирование одежды".

Педагоги: Зиле Ольга Дмитриевна, преподаватель технологии пошива одежды; Карасова Фарида Михайловна, преподаватель ИЗО.

В процессе занятия обучающиеся знакомятся с историей и росписью ткани в технике "батик", самостоятельно расписывают ткань в этой технике, и в конечном итоге изготавливают шейный платок, являющийся одним из аксессуаров одежды. Данное занятие имеет практическую направленность, а именно: помимо приобретения теоретических и практических знаний и навыков, у обучающихся воспитывается эстетический вкус по применению данного аксессуара в одежде.

2. Интегрированное учебное занятие по английскому языку и информатике в объединении "Английский язык".

Педагоги: Хасанова Елена Викторовна, преподаватель английского языка;

Сухомлинова Мария Владимировна, преподаватель информатики.

На занятиях информатика выступает в роли интегрирующей дисциплины.

При использовании компьютера в учебном процессе обучающийся становится полноправным его участником. Педагог не дает готовых знаний, но побуждает детей к самостоятельному поиску.

Компьютерные средства позволяют обеспечить наилучшую реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях.

Широкое использование возможностей компьютера имеет большую прикладную направленность. Занятия строятся на основе игровых технологий обучения. Такой вид заданий активизирует деятельность обучающихся, заставляет осмысленно выполнять каждый этап работы от постановки цели до получения результата.

2. Конструирование и проведение занятий одним педагогом:

Так, например педагог объединения "Французский язык" на одном из своих занятий по теме "Времена года" в создании презентации к занятию использует репродукции знаменитых художников. Это позволяет сформировать у ребенка творческое мышление, художественный вкус, воображение, желание познакомиться с другими произведениями великих художников.

3. Создание интегрированных тем, разделов, курсов.

В ЦВР "Истоки" разработаны и реализуются четыре авторские сквозные образовательные программы:

Программа "Выставочный зал".

Направлена на создание особой культурно-образовательной среды, способствующей формированию общей культуры обучающихся, духовных и нравственных качеств личности, развитию творческих способностей детей через их собственную художественную деятельность в различных областях народного искусства, обеспечение творческой самореализации воспитанников.

Программа "Школа музыкальной культуры" - является сложноорганизованной, т.е. при реализации программы постоянно происходит внутривидовая интеграция, интегрируют культурные области: танец - музыка, музыка - литература, театр - музыка, теория музыки - сольфеджио - хоровое пение, народный танец - эстрадный танец - классика и т.д.

Интегрированное занятие призвано соединить настоящее с прошлым, воспитывать в детях не потребительское, а чуткое и гуманное отношение к культуре.

Программа "Многоцветье Ямала".

Интегрированный познавательный курс занятий обеспечивает как теоретическое, так и практическое изучение быта, традиций, фольклора и декоративно-прикладного искусства народов Севера; представляет собой систему целенаправленного педагогического воздействия и является эффективным средством воспитания и обучения детей. Интегрированное освоение богатств национальной культуры заключает в себе органичное соединение разных видов искусств, образования и воспитания, образования и досуга, общения и игры, теоретические и практические занятия. В процессе реализации образовательной программы дети получают новые знания.

Данная программа - это систематизация и обобщение многолетнего опыта совместной работы педагогов дополнительного образования в области интеграции различных видов детской деятельности и социокультурного пространства. Результатом изучения данной программы являются не только знания, умения и навыки, а воплощение ребенком этих знаний в реальный продукт деятельности: декоративно-прикладное изделие, танец, сыгранная роль и т.д.

Интегрированный подход требует от педагога повышенного уровня педагогического мастерства, универсальности его образования, дополнительной подготовки, высокого профессионализма и эрудиции. Но вместе с тем, он дает качественные показатели в реализации образовательных программ и деятельности учреждения в целом. Это, в первую очередь,

  • итоговая аттестация обучающихся - определен высокий и средний уровень ЗУН;
  • сохранность контингента имеет положительную динамику на протяжении 3-х последних лет;
  • воспитанники объединений продолжают учебу в ВУЗах по направлению, выбранному ранее в учреждении дополнительного образования: журналистика, дизайн, парикмахерское искусство, технология, институты культуры и др. Это один из основных показателей качества обучения в учреждении.

Эффективное использование педагогических инноваций дает возможность педагогам МОУ ДОД ЦВР "Истоки" обобщать наработанный опыт на муниципальном и региональном уровнях в форме проведения семинаров, федеральном уровне - в форме различных публикаций: это методические рекомендации, разработки занятий и сценариев.

Так, в феврале 2011 года на базе нашего учреждения прошел обучающий семинар

Системе дополнительного образования в России – 95 лет. С гордостью заявляю, что почти 40 лет СОШ № 56 связывает с Домом детского творчества им. В. Дубинина тесная дружба и плодотворное сотрудничество.

Не зря сказал Министр образования и науки РФ Д. Ливанов: «Система дополнительного образования – один из факторов развития, в том числе инновационного, не только всей системы образования, но и всей нашей страны».

Рассматривая особенности развития системы российского образования на современном этапе, следует выделить тенденцию усиления интеграционных процессов в этой сфере. Внедрение новых государственных стандартов предъявляет более высокие требования к подготовленности современного выпускника, что невозможно осуществить без создания особого образовательного пространства учебного заведения. Иными словами, создание такого образовательного пространства требует интенсивного перехода современного учреждения на новый формат образования – компетентностный.

Компетентностная парадигма образования в отличие от традиционной ориентирована на формирование личностных, предметных и метапередметных компетенций обучаемого, что крайне сложно сделать без активного взаимодействия с системой дополнительного образования.

Именно интеграция общего и дополнительного образования детей обеспечивает условия:

– эффективной реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;

– успешного жизненного и профессионального самоопределения;

– развития разносторонних способностей разных категорий детей;

– формирования ключевых компетенций учащихся.

Обучающийся овладевает целым рядом интегрированных умений:

– способностью ориентироваться в различных предметных областях знания;

– эффективно работать с большими потоками информации, создавать собственные базы данных;

– развивать основы критического, творческого, продуктивного мышления;

– способностью к продуктивному творчеству и др.

Активное взаимодействие с системой дополнительного образования дает возможность уделять особое внимание элективным курсам и факультативам, кружкам, студиям, работающим в условиях общеобразовательной школы. Элективные курсы, являясь межпредметными (ориентационными) курсами, предполагают выход за рамки традиционных учебных предметов. Они знакомят школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза «личностного знания» и знаний по ряду предметов.

В этой связи в нашей школе была спроектирована многоуровневая интеграционная модель подготовки современного выпускника школы . Создание такой модели предполагало интеграцию не только уровневую, предметную, программную, а также интеграцию с дополнительным образованием и другими социальными институтами.

Такая модель предполагает необходимость интегрировать различные уровни образования : (дошкольное образование, начальное общее образование, среднее общее образование), а также внутрипредметную, межпредметную и транспредметную интеграцию образования в современной школе.

Транспредметная интеграция – это синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.

Примером транспредметной интеграции могут служить различные интегрированные программы, факультативные и элективные курсы, творческие лаборатории, кружковая деятельность и другие направления, реализуемые в учебной и внеурочной деятельности школы № 56.

Можно обозначить ряд основных принципов, на основе которых разрабатываются и реализуются интегрированные программы общего и дополнительного образования детей в условиях общеобразовательной школы; принцип личностной значимости, принцип адаптивности, принцип творческой направленности, принцип коллективного характера и принцип индивидуальной заинтересованности и др.

Основное и дополнительное образование – это звенья одной цепи – к такому выводу коллектив нашей школы пришёл давно. Именно поэтому данная проблема является ключевой в деятельности школы и решается путём интеграции основного и дополнительного образования. Для достижения положительных результатов недостаточно загрузить учителей и учащихся работой кружков, недостаточно работать по разрозненным планам работы каждого педагога. Необходимо создать систему планомерной работы всех структурных звеньев образовательного учреждения.

Хотелось бы остановиться на некоторых примерах интеграции общего и дополнительного образования в условиях нашей школы.

Занятия в фольклорном коллективе (руководитель Г.И. Попова) формирует у участников процесса не только предметные компетенции по русскому языку, литературе, истории, но и универсальные учебные действия, метапредметные компетенции. Участие в конкурсах, фестивалях способствует развитию познавательных, регулятивных, коммуникативных компетенций, воспитанию креативности, социально ориентированного взгляда на окружающий мир.

Примером транспредметной интеграции является интегрированный элективный курс «Психология общения» (руководитель Е.В. Чуб) в 10-11 классах, включающий в себя блоки «Основы психологии межличностного общения» и «Семьеведение».

В рамках таких интегрированных курсов успешно реализуются инновационные модели и технологии обучения. Распространенным методом обучения становятся предлагаемые для решения учащимся метапредметные проблемные ситуации :

- Case Problem Method (кейс-проблем метод) - метод решения практической ситуации;

- Case Incident Method (кейс-инцидент метод) - случаи-инциденты;

- Case Study Method (кейс-стади метод) - остросюжетные случаи, стимулирующие индуктивное/дедуктивное мышление;

- Stated - Problem - Method (стади-проблем метод) - экспертное обсуждение.

Данные технологии, основанные на разборе реальных или мнимых ситуаций межличностного общения, направлены:

· на выявление возможных причин возникающих проблем межличностного взаимодействия;

· поиск конструктивных путей разрешения конфликта;

· выявление сущности ситуаций неопределенности и неоднозначности в процессе общения и т.п.

Еще одним из примеров транспредметной интеграции может служить работа Объединения «Экология» (руководитель Н.Е. Турилова).

Программа «Экология» рассчитана на 2 года. В объединении «Экология» занимаются 3 группы обучающихся: старшая – учащиеся 8-9-х классов и младшие группы – 3 «В» класс.

Реализация программы осуществляется по следующим блокам :

  • Изучение основ экологии.
  • Участие в организации и проведении экологических инициатив:

Акция «Посади дерево».

Ежегодное участие в международных днях наблюдения птиц.

Ежегодное проведение акции «Поможем птицам».

Успешное участие в XIV межшкольном экологическом фестивале детских экологических объединений г. Новосибирска «МЭФ-2014».

Победа на конкурсе экологических плакатов «Мир Экологии».

Интеллектуальный турнир «Знатоки родной природы».

Участие в конкурсе ежегодном городском конкурсе детской экологической фотографии «ЖИВОЙ ВЗГЛЯД».

Выпуск экологических листовок к экологическим праздникам.

Туристический слет воспитанников ДДТ им. В. Дубинина.

Участие во Всероссийском открытом конкурсе исследовательских и творческих работ «Шаги в науку».

Работа в ботаническом саду ведется по направлениям: растениеводство, защита растений, цветоводство и др.

Члены объединения «Поиск» систематически проявляют себя в школьных и городских мероприятиях патриотической направленности, соревнованиях по стрельбе, в районных соревнованиях «Победа», «Аты-баты». Они участники экспедиций «Поиск МГиВ» по поиску, подъему и перезахоронению останков воинов, павших в годы ВОВ под Ленинградом; ежегодного лыжного ледового перехода по Оби по Оби; операции «Память» по уходу за могилами, павших в годы ВОВ и захороненных на сибирской земле.

В условиях перехода на новые образовательные стандарты интеграция общего и дополнительного образования положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательного интереса, критического мышления обучающихся.

В процессе активного участия в различных факультативах, кружках, студиях, элективах у обучаемых развиваются не только предметные и личностные компетенции, но и метапредметные, позволяющие им стать более успешными на следующих ступенях образования.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...